каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2019, 16:56

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Думаем, что наш читатель согласится: владение методами, о которых рассказал И. П. Иванов, требует от вожатого педагогических умений. Каких именно? Об этом речь ниже.

МЕРА ТВОЕГО УМЕНИЯ
Порой встречаешь вожатого, который знает особенности пионерской организации, понимает ее цели и задачи, рассказывает о содержании ее деятельности, о программе Марша юных ленинцев, но... не умеет организовать политинформацию, трудовой десант, спортивные соревнования и т. д. и уверен — это должны делать сами ребята. Приводит при этом в качестве аргумента тезис: пионерская организация — организация самодеятельная. Прав ли такой вожатый? Разумеется, нет. Всякому начинающему руководителю пионерского коллектива следует настроить себя на то, что, учитывая возраст пионеров того или иного отряда, индивидуальные особенности ребят, ему предстоит искать и находить яркие и убедительные слова и примеры, чтобы объяснить цели и задачи организации, существо ее законов, обычаев, традиций, программы Марша. И не только объяснить. Ненавязчиво подсказать, посоветовать, научить юную смену следовать им в практической жизни. Делать это не так-то просто. Может, не все сразу и получится. Ну что ж, надо учиться. Овладевать педагогическими умениями, чтобы формировать у пионеров соответствующий их возрасту уровень общественной активности. Как? Здесь у каждого вожатого свой творческий почерк, но нам хотелось бы дать несколько советов.
Стремитесь предоставлять каждому пионеру право на собственную точку зрения, стимулируйте их деятельность, поддерживая, одобряя и направляя. Постарайтесь стать настоящим товарищем своим воспитанникам, уважая их достоинство. Но вот что порой слышишь от вожатого, особенно новичка: «Я им предоставила полную самостоятельность, не вмешиваюсь, а от них никакой активности». Может быть и такое. Почему? Да потому что пионеры в этой дружине еще не готовы к самостоятельной деятельности. А вожатый не понимает, что не вмешиваться ни во что — это еще не значит предоставить возможности для инициативы детей.
Не добивается успеха и тот, кто берет на себя львиную долю работы, стараясь заменить самих ребят, а в той части, которая доверяется им, действует приказом и требованием. Важно же помогать пионерам тогда, когда помощь эта необходима, и предоставлять им право действовать самим тогда, когда они к этому готовы.
К примеру. На Марше все отряды берут на себя пионерское слово. Но более всего нужна помощь руководителя дружины отрядам первой высоты, для которых это впервые. Где подсказать, где посоветовать вожатому отряда, а где и просто посидеть с ребятами и их вожатым — подумать, каким должно быть слово их коллектива. То же относится и к пионерской поверке. Кстати, на этом этапе Марша не только на первой, но и на второй высоте от вожатого зависит, как оценит коллектив работу каждого. Коллектив подростков пятого-шестого класса может проявить нетерпимость, ненужную резкость в оценках отдельных ребят, предъявить непосильные требования к личности. Тактичное вмешательство вожатого предупредит эти ошибки.
Очень важно для вожатого умение убеждать, говорить с пионерами ярким и доходчивым языком, опираясь на знание предмета, о котором идет речь, на представления, понятия самих ребят об этом, используя их опыт, расширяя и дополняя его.
Умение убеждать необходимо вожатому, когда он ведет беседу с отрядом или выступает на сборе, когда вместе с детьми размышляет у отрядного костра, когда выступает на митинге, диспуте. Слово вожатого всегда должно точно бить в цель, которая достигается этим сбором, этим диспутом. А для этого руководителю пионеров надо научиться отбирать материал для разговора, соотносить его с тем, что уже известно ребятам, ставить вопросы в соответствии с темой, продумывать систему их доказательств. И обязательно учитывать особенности данного коллектива детей.
Убедительность разговору придают яркие конкретные факты из печати, из собственных наблюдений, из жизни ребят. Всегда следует иметь в виду, что современные подростки не принимают догматических знаний, не любят рассуждений и поучений о том, что им уже известно. Но зато они охотно участвуют в обсуждении достаточно сложных проблем политики, морали, ценят уважительное отношение к их собственным суждениям, принимают истину, установленную в живой и убедительной дискуссии.
Где бы и по какому поводу ни выступал вожатый перед своими пионерами, он должен помнить, что его главная забота — добиться активности самих ребят. Потому в процессе разговора, беседы, выступления надо стремиться наблюдать за ними, за их реакцией, за их позицией. В каждом коллективе есть пионеры, живо на все откликающиеся, для них характерно стремление к общественной деятельности и активное в ней участие. Им интересны их поручения, авторитет их высок, их уважают, считают хорошими товарищами. Их и вожатый знает. Важно же заметить тех, кто становится активным постепенно, не сразу. Они-то и нуждаются во внимании и поддержке вожатого в первую очередь. Нуждаются в поддержке и ребята, которые, казалось бы, участвуют в жизни отряда, но авторитетом не пользуются, не считаются надежными товарищами. Особенно заметны такие в отрядах старших пионеров. Значит, в характере этих активистов, в их взаимоотношениях с ребятами появляются отрицательные качества. И опять-таки здесь для вожатого важен индивидуальный подход как к тем, кого пока еще не удалось привлечь к общественной работе, так и к тем, у кого теряется интерес к ней, появляется равнодушие и пассивность. Надо постараться найти каждому из таких ребят поручение. Какое? Тут следует подумать. В одном случае хорошо их включить в то дело, которое выполняет целый коллектив, но где еще требуются помощники. В другом правильнее дать такое поручение, которое он выполнит, поручение должно быть интересно для этого пионера, понятно ему, нужно коллективу. Объяснить, как выполнить задание, помочь, если тот, кому оно доверено, не может с ним справиться, потребовать, если в этом есть нужда, и обязательно поощрить, не забыть отметить даже небольшие успехи. Это все — умения вожатого.
Вожатые, особенно новички, увлекаются тем, что стремятся как можно больше требовать от пионера. Хотелось бы предупредить: требование должно быть справедливым, помогать пионеру или коллективу изменить что-то к лучшему. Потому стремитесь чаще выражать свое требование в виде просьбы, совета, рекомендации, учитывая при этом возраст и индивидуальные особенности пионера или звена, отряда, творческой группы, конкретную ситуацию, свои взаимоотношения с теми, кому адресуется требование.
Непременно отмечайте все то доброе, что вкладывают дети в выполнение поручения.
Особое место в работе вожатого занимает его умение общения с пионерами. Общение — тонкий психологический процесс. И нередко трудности у начинающего воспитателя связаны с отсутствием умения его строить. Начните с оценки собственных качеств, постарайтесь сделать это достаточно объективно. Избавляйтесь от тех черт, которые затрудняют общение. Наблюдайте за ребятами и по внешним признакам, действиям и поступкам учитесь видеть подлинные мотивы и причины того или иного их поведения. Пусть ваш собственный пример поможет воспитать у ребят готовность действовать, увлечет их.
Мы вели разговор об умениях вожатого, казалось бы, о чисто педагогическом, методическом вопросе. Но, как видите, пришли к особенностям личности самого вожатого. Это не случайно: умения не пойдут впрок, если сама личность вожатого не будет привлекательна для пионера.
К. Д. РАДИНА,
доктор педагогических наук


Объединения

КОМУ НЕ ДОВОДИЛОСЬ СЛЫШАТЬ, КАК УЧИТЕЛЯ, ВОЖАТЫЕ, РОДИТЕЛИ ВЫГОВАРИВАЮТ ДЕТЯМ:
— НИКАКИХ КРУЖКОВ, САДИСЬ ЗА УРОКИ!
— ОПЯТЬ СЕКЦИЯ! НЕТ-НЕТ, НА ТЕБЯ И ТАК УЧИТЕЛЯ ЖАЛУЮТСЯ, ДА И В ОТРЯДЕ ДЕЛА МНОГО.
— ВОТ ИСПРАВИШЬ ДВОЙКУ, ТОГДА И ТАНЦУЙ СЕБЕ НА ЗДОРОВЬЕ В СВОЕМ АНСАМБЛЕ.
КАК НЕСПРАВЕДЛИВЫ, КАК НЕОПРАВДАННЫ ПОДОБНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ. ЭТО НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ДЕЙСТВУЕМ НА ПОЛЬЗУ РЕБЕНКУ. НЕТ! ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ, ЕЕ ЦЕННОСТЯХ ГОРАЗДО ШИРЕ, ЧЕМ ДУМАЕМ ПОРОЙ МЫ. И УЖ, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ИНТЕРЕСЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ ПОДРОСТКА НЕ ЗАМЫКАЮТСЯ КРУГОМ ОДНИХ УЧЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. ЕГО МНОГОЕ ПРИВЛЕКАЕТ, О МНОГОМ ОН ХОЧЕТ УЗНАТЬ, МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ. КОНЕЧНО, ОГРОМНАЯ РОЛЬ ЗДЕСЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ПИОНЕРСКОМУ ОТРЯДУ. ОСОБЕННО СЕЙЧАС, КОГДА МАРШ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ С ЕГО РАЗНООБРАЗНЫМИ МАРШРУТАМИ, ТРЕБОВАНИЯМИ ВЫСОТ ДАЕТ ШИРОКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОЙ РАЗНОСТОРОННЕЙ И УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НО КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗВЕНА, ОТРЯДА, ДРУЖИНЫ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ, А, НАОБОРОТ, ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ, УВЛЕЧЕНИЙ, ДАРОВАНИЙ (А ВОЗМОЖНО, И ТАЛАНТОВ!) КАЖДОГО РЕБЕНКА. ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И ВАЖНО ВЗРОСЛОМУ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВОЖАТОМУ, УЗНАВ БЛИЖЕ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ, ПРЕДЛОЖИТЬ ОДНОМУ ЗАПИСАТЬСЯ В ШКОЛЬНЫЙ КРУЖОК, ДРУГОМУ ПОМОЧЬ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОМА ПИОНЕРОВ, РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕГО ПОСОВЕТОВАТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ В СПОРТИВНУЮ ШКОЛУ...
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВНЕ ЕЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СФЕРЕ ВНИМАНИЯ ВОЖАТОГО. И ПОТОМУ, ЧТО ЕМУ НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫ УСПЕХИ ЕГО ВОСПИТАННИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАМ, И ПОТОМУ, ЧТО С КРУЖКОВЦАМИ, С ЧЛЕНАМИ КЛУБОВ, АНСАМБЛЕЙ, СЕКЦИЙ В ЗВЕНО, ОТРЯД, ДРУЖИНУ ПРИДЕТ ТО, ЧТО СДЕЛАЕТ ПИОНЕРСКУЮ ЖИЗНЬ ЕЩЕ ГЛУБЖЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ.
ВОТ ОБ ЭТОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НАМ И ХОЧЕТСЯ ПОГОВОРИТЬ.

ОТРЯД - КРУЖОК — ОТРЯД
В пионерской дружине школы № 67 Ленинграда готовились к проведению традиционного дня звена. При обсуждении в педагогическом коллективе возникло предложение провести в этот раз сборы звеньев по единой для всех теме «Я — своему отряду». Пусть состоятся разговоры о том, что знает и умеет каждый, как он стремится пополнить свои знания и умения и, главное, чем он может быть полезен звену, отряду, дружине. Идею поддержали все. В назначенный день на линейке каждое звено получило специальный пакет. А в нем: «Дорогие друзья! Сегодня вам предстоит разговор о том, что знает и умеет каждый из вас и чем бы он мог поделиться со своими товарищами. Многие занимаются в различных кружках, секциях, клубах, являются членами штабов, советов и т. д. Подумайте, что из того, что знает и умеет каждый из вас, можно применить в жизни отряда. Пусть каждый по очереди расскажет об этом. А когда сбор закончится, сдайте в совет дружины донесение о нем — тогда совет дружины сможет больше опираться в своей работе на ваши знания и умения».
Не для всех этот разговор оказался простым и легким. Некоторые пионеры затруднялись с ответами. Хотели отмолчаться, но на сборе, где всего пять-семь человек, это было сложно. «Ну что же ты, совсем ничего полезного сделать не можешь?» — допытывались ребята.
В этот день пионеры по-другому посмотрели друг на друга, на свой отряд. Сообщения некоторых были неожиданными для многих. Почти в каждом звене можно было услышать примерно такой диалог: «А что же ты раньше никогда об этом не рассказывал?» — «А кто меня об этом спрашивал?» Или: «Почему же ты этого никогда не делала, если ты это можешь?» — «А я не знала, что это кому-нибудь интересно» и т. п.
После сборов звеньев на советах отрядов состоялись разговоры о том, как лучше использовать в делах отряда возможности каждого пионера. Было решено пересмотреть поручения отдельных ребят, учесть высказанные предложения в планах.
День звена обогатил и представления вожатых, классных руководителей о возможностях подростков. Почему этого не произошло раньше? Да потому, что пионеры не умеют донести до своих отрядов те знания, умения, которые приобретают в кружке, клубе, секции, ансамбле. И многое зависит здесь от совместных усилий пионерских вожатых и руководителей творческих объединений. Они должны помочь пионерам осознать практическую, общественную значимость приобретаемого в кружке опыта. Понять, что этот опыт нужен звену, отряду, дружине. Они должны реально представлять себе, как можно передать своим товарищам по отряду то, что узнали, чему научились сами.
Есть и еще один важный момент. Вожатый отряда и сам отряд должны создать необходимые для этого условия. Что имеется в виду? Покажем это на примере.
Шестиклассник Алеша занимается в биологическом кружке Дома пионеров. Он очень увлечен биологией, посвящает ей все свободное время, много читает. К делам пионерского отряда относится довольно скептически, старается уклониться от них, если это не удается, участвует пассивно, не проявляя никакого интереса. Однажды вожатая попросила Алешу подготовить сообщение для ребят о Красной книге природы и выступить с ним на сборе отряда. Алеша очень серьезно, с явным интересом отнесся к этому предложению. Тщательно готовился: подобрал обширный цифровой и фактический материал об охраняемых животных и растениях. В назначенный день и час он торжественно вышел к доске и... начал читать, не отрываясь от текста, доклад. Он употреблял множество научных терминов, которые были непонятны ребятам, зачитывал длинные цифровые таблицы, называл растения, занесенные в Красную книгу, которые были никому не известны. Ребята вначале пытались слушать его, тема их привлекла, но очень быстро устали от непонятных слов, потеряли интерес, зашумели, а многие начали собирать портфели, заниматься своими делами. Алеша понял, что его не хотят слушать, и прервал свое выступление буквально на полуслове. Он был раздосадован и огорчен своей неудачей и обижен на ребят. После этого случая Алеша еще более замкнулся и стал проявлять резко негативное отношение ко всем делам отряда.
Одним словом, произошла ошибка, которую, кстати сказать, исправить не так уж легко. А ведь все могло быть иначе, если бы были соблюдены, по крайней мере, два условия: если бы подростку была оказана помощь в отборе и подаче материала и если бы отряд был должным образом подготовлен к его восприятию. Первое условие очевидно, второе требует пояснений. Что значит для отряда быть подготовленным к восприятию? В нашем примере это прежде всего означает то, что для отряда не должно было стать неожиданностью сообщение Алеши. Все уже давно знают о его увлечении и потому с удовольствием восприняли выступление на сборе. Они были готовы к этому.
Такая готовность проявляется только в том случае, когда в отряде сложилась атмосфера заинтересованности, внимательного отношения к увлечениям и занятиям товарищей по отряду, когда к их опыту, умениям, знаниям обращаются постоянно, когда каждый в отряде стремится овладеть теми знаниями и умениями, которые несут в свой коллектив ребята, занимающиеся в кружках, секциях, клубах.
Но для того, чтобы такое отношение сформировалось в отряде, вожатому необходимо не только хорошо представлять себе, чем владеет каждый пионер, но и понимать общественную значимость той деятельности, которой он занимается в других коллективах. Поэтому очень важно предусмотреть, а порой, возможно, и создать ситуации, когда бы отряд, звено увидели, что знает, умеет каждый пионер. Эти ситуации могут быть по-разному включены в деятельность отряда.
В одной дружине это происходило так. К Дню космонавтики готовилось «межпланетное путешествие», звеньевые получили письма с таким заданием: «Мы просим вас составить проекты снаряжения межпланетной экспедиции, что, на ваш взгляд, необходимо взять с собой. Предлагаем вам организовать работу следующим образом: пусть каждое звено вашего отряда составит свой проект, а затем защитит его перед отрядом. Лучшие будут представлены в совет дружины. Надеемся на вашу эрудицию, смекалку, творчество. Желаем успехов!»
Отряд дружно и с воодушевлением принялся за дело. И конечно, больше всего проявили себя те, кто занимался в различных кружках, клубах, секциях. А игровая ситуация «защиты» проектов помогла сформировать в отрядах особое отношение к увлечениям и занятиям каждого. В дальнейшем это привело к тому, что ребята охотно несли в отряд все лучшее, чем овладевали в творческих коллективах.
Возможны и другие ситуации, но главное, чтобы в конечном итоге обеспечивались условия для разнообразного проявления личностных возможностей пионеров. Чтобы эти личные знания, умения, приобретаемые в других коллективах, переносились в отряд.
Как это бывает в жизни отряда? Например, подростки, умеющие хорошо рисовать, могут применить свое умение при оформлении отрядного уголка, сбора или праздника; пионеры, занимающиеся спортом, выступят за честь отряда в спортивных состязаниях; те, кто учится петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, выступят в отрядном концерте или агитбригаде перед родителями, шефами, октябрятами и т. д. Повторить опыт — это сравнительно просто. Сложнее научить других тому, чем владеешь сам. Например, пионеры, занимающиеся в туристском кружке, в отрядном походе могут стать инструкторами и обучить всех ребят основным туристским навыкам; те ребята, которые занимаются в различных учебно-познавательных кружках, могут взять на себя в отряде помощь отстающим; члены КИДа расскажут в отряде о пионерах зарубежных стран; члены совета школьного музея проведут для отряда экскурсии или организуют поисковую работу; отрядные спортсмены могут проводить зарядку и веселые старты в отряде и у октябрят и т. д. Если каждый, кто занимается в различных коллективах, сумеет хотя бы один раз в год поделиться с товарищами своими знаниями, сколько в течение года нового, интересного и полезного узнают ребята, как обогатится коллективный опыт отряда! Но для этого вожатый должен очень хорошо представлять себе, где и чем занимаются пионеры вне пионерского коллектива, умеют ли они передать свои знания, свой опыт друзьям по звену, отряду.
Е. В. ТИТОВА,
кандидат педагогических наук

В ТВОЮ ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ
Уже в самые первые дни постарайся, чтобы в пионерской комнате появилось расписание занятий кружков и клубов школы. Хорошо сообщить и о том, какие творческие коллективы внешкольных детских учреждений объявили прием новичков. Создай при совете дружины совет кружковцев или представителей клубов по интересам. Вместе обсудите их задумки на предстоящий учебный год. Познакомь их с планом дружины. Предложи подумать над тем, какую лепту внесут они в осуществление задуманного дружиной: откроют выставку, организуют дни открытых дверей кружков и клубов, подготовят подарки ветеранам или откроют базар, средства от которого будут перечислены в Фонд мира, покажут свое искусство родителям в дни родительских собраний или на шефствующем предприятии, в детском саду или сельской школе. Не всегда и не все члены совета дружины знают о том, что делают ребята в кружках и клубах. Может быть, организовать встречи кружковцев с советом дружины, с активом школы? Пусть совет дружины, в свою очередь, придумает веселые награды для искусных мастеров и мастериц, для умелых рук и самых смекалистых.

Привлекают детей и подростков не только творческие коллективы, группы. Многих тянет в те объединения, где можно не просто многому научиться, но и много сделать самому, своими руками помочь «улучшить окружающую жизнь». Об одном из таких объединений наш следующий рассказ.

ИСТОКИ ВСЕЙ ЖИЗНИ МОЕЙ

РЕКИ НАШЕГО ДЕТСТВА
Мы плывем на плоту по Верхней Волге от села Б. Каша до города Старица, что в Калининской области. Само по себе путешествие таким необычным образом для современных подростков — огромное удовольствие. Но мы делаем и очень важную работу. По заданию Всероссийского общества охраны природы исследуем малые реки, питающие нашу красу и гордость — Волгу. Зачем это надо? — спросите вы. Отвечу.
Природа щедро одарила нашу страну пресной водой. Но она не так, как это порой нужно, разместила реки и озера: часто воды много там, где она не требуется, и наоборот: ее не хватает в густонаселенных промышленных районах. Поэтому малые реки и водоемы — ценнейший клад. И наш неотложный земной долг перед будущими поколениями — сделать все, чтобы малые реки не оскудевали и не иссякали со временем, а были до краев наполнены чистой родниковой водой, без которой немыслимы на Земле ни человек, ни животные, ни растения. Вот и мои «водяные» (так называют себя участники нашей экспедиции) взяли на себя часть этой общей заботы. На всем нашем 300-километровом пути мы не пропускаем ни одной, самой малой речушки. Особыми вертушками (ими нас снабдил Гидропроект) измеряем расход воды по скорости истечения ее из водоема. Есть у нас и диски Секки — с их помощью определяем прозрачность воды в водоеме (сделали эти приборы ребята сами на уроках труда в нашей школьной мастерской).
Но это далеко не все, что делает наша экспедиция. Мы узнаем, какие изменения произошли за последние годы в уровне воды в реках. Какие хозяйственные сооружения созданы на них — плотины, мельницы, водохранилища; вовремя ли проводятся противоэрозийные мероприятия на склонах речных долин. Как используются пойменные земли — есть ли на них пашни, пастбища, сенокосы. Особое внимание нас просили обратить на то, не остаются ли пойменные земли распаханными на зиму.
Дело в том, что за последние годы в поймах многих рек распаханы тысячи гектаров лугов. А при неправильном подходе это приводит к разрушению берегов, смыву плодородного слоя, заилению, заносу русла песком. С разрушением мельничных плотин (это результат перехода на электропомол зерна) малые реки обмелели, вешние воды проносятся по ним, не задерживаясь. Многие почти полностью пересохли либо настолько загрязнены, что в них нельзя даже купаться. Говорю обо всем этом не только затем, чтобы показать, как широк фронт работ ребят, но и для того, чтобы привлечь к этой государственной важности работе внимание всех, кто отправляется с подростками в походы.
Скажете — одной ребячьей самодеятельности здесь мало. Согласен. Но мы и не действуем в одиночку. Ребята зачастую обращаются за помощью к хозяйственным и общественным организациям населенного пункта, по территории которого протекает речка. Не припомню случая, чтобы их не поддержали, не помогли. А старожилы! От них получаем порой самые исчерпывающие советы. К тому же встречи с этими людьми всегда удивительно интересны. Вот потомственный мельник В. П. Новиков (еще дед и отец его были мельниками), от него ребята узнали, что в Селижаровском районе была мельница, которая работала на ключе. Она так и называлась Ключевская. На ней не только мололи зерно, но и делали крупу. В. П. Новиков помнил, сколько зерна в год молола каждая мельница в округе. Сам он был не только мельником, но и строил плотины, мельничные колеса. Какой это был собеседник! Знал, какая птица водилась в округе, какая рыба жила в реке, помнил все крупные паводки.
О каждой встрече с такими людьми ребята оставляют записи в своих походных дневниках. Потом это читается и перечитывается в школе.
Как же организуется наша работа? Группы «водяных» одновременно идут по правому и левому берегам Волги в течение дня. Приходя на стоянку, докладывают о проделанной работе, приводят в порядок записи. На следующий день эти группы отдыхают, а новые отправляются в путь. Так в течение всех 30 дней. Проводя речные исследования, ребята стараются как можно точнее описать выходы грунтовых вод, встречающиеся по берегам и дну исследуемой реки, а также отметить все места, где грунтовые воды находятся на незначительной глубине от поверхности земли. Каждый, кто побывал с нами в походе, знает теперь, что признаком близости грунтовых вод служит резко выделяющаяся иногда на склонах речных долин ярко-зеленая влаголюбивая растительность. А наличие на сравнительно сухой почве таких растений, как тростник, камыш, различные виды осок, указывает, что здесь недалеко от поверхности залегает водоносный грунт.
Каждый исследуемый нами источник описывается под определенным порядковым номером, который наносится на карту данной местности. Полученные данные передаются ВООП и в институт Гидропроект. Полевые дневники участников похода оказывают специалистам большую помощь.
В решениях XXVI съезда КПСС записано: «Улучшить охрану водных источников, в том числе малых рек и озер, от истощения и загрязнения». Задача эта общегосударственная, всенародная.
Так ее и понимают ребята нашей школы. Они воочию увидели, что беспечное и бездумное отношение к малым водоемам влечет за собой огромные невосполнимые потери для всего народного хозяйства страны. И в этой работе хватит места и взрослым, и детям. У каждого есть своя река детства, которую нужно охранять.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СОЛДАТСКИХ МАТЕРЕЙ
Высокий правый берег Волги, поросший густой зеленью ольхи. За поворотом реки, на бугре, раскинулась деревня. В крайнем доме живет Татьяна Федоровна Иванова. Познакомились с ней ребята лет десять тому назад. Как-то жарким летним днем, возвращаясь с очередного задания, зашли к ней напиться воды, да и разговорились со старушкой. Рассказали о себе: кто мы, откуда, зачем отправились в поход.
От Татьяны Федоровны узнали, что она давно живет одна — муж и сын погибли на фронте. Только старые фотографии, что висят на стене в деревянной рамке, да солдатские письма-треугольники, бережно хранимые в ларце из речных ракушек, — вот и все, что от них осталось.
Старость подкралась незаметно, Когда была помоложе, на все хватало сил: и на работу в колхозе, и дома по хозяйству. Теперь не то. Мы, как пришли, еще заметили — грядки заросли травой, забор покосился...
У вечернего костра Дима Куликов рассказал ребятам о Татьяне Федоровне. Решили помочь ей.
Целую неделю работали ребята. Убрали сено, распилили, раскололи и сложили в поленницу дрова на зиму, поправили забор, подлатали крышу, наточили пилу и топор. А на прощанье смастерили у дома скамейку. Заметили мы, что и оконные рамы пришли в негодность. Миша Кормишкин замерил их размеры. За зиму в школьной мастерской сделали новые рамы, застеклили и покрасили их. На следующее лето, отправляясь в очередной поход, захватили их с собой. Как обрадовалась Татьяна Федоровна, увидев своих старых знакомых. А когда вставили новые рамы и помолодела старая изба, трудно было понять, кто больше рад этому — хозяйка дома или мои ребята. Они как-то сразу повзрослели. Как о само собой разумеющемся говорили, что необходимо еще сделать в доме, во дворе, на огороде.
С тех пор каждое лето мы разбиваем свой лагерь в сосновом бору напротив деревни Тупичино Ржевского района Калининской области, где живет Татьяна Федоровна. Уже издали, подплывая к стоянке, мы видим, что она сидит на скамейке и смотрит вверх по течению Волги. Ждет наш плот.
Когда мы причаливаем к берегу, Татьяна Федоровна спускается с бугра вниз к воде с букетом полевых цветов и приветствует нас с противоположного берега. Мы сразу снаряжаем байдарку с ребятами на тот берег. Надо ли говорить, как радостны эти встречи и для старой женщины, и для нас...
Немного передохнув, ребята сразу принимаются за дела. А в краткие часы отдыха рассказывают Татьяне Федоровне о своем походе, о том, что уже удалось сделать. С каким вниманием слушает она. Расспрашивает ребят о столице, где они живут и учатся. И сама рассказывает, как жила, как в долгие зимние вечера считала месяцы, дни и часы, оставшиеся до встречи. Благодарит ребят за помощь, за письма и посылки, которые от них получает, желает всем здоровья, успехов. А меня просит передать слова благодарности учителям, родителям, которые вырастили таких чутких и отзывчивых детей.
...И снова наступает день расставания. Со стоянки мы обычно снимаемся утром. Выходит из дома Татьяна Федоровна, снимает с головы платок и долго-долго машет нам вслед. Вот уже и исчезла из поля зрения одинокая фигура. Плот скрывается за поворотом реки. Грустно на душе у ребят, они затихают, ведь очередной встречи с Татьяной Федоровной может не быть, ей уже за 80...
Народная мудрость гласит, что старость страшна не годами, а одиночеством. Одиночество же не развеешь ни деньгами, ни куском пирога, а только добрым словом и чуткостью души. Не на материальное положение сетуют порой солдатские вдовы, матери, а на душевную глухоту людей, живущих по соседству с ними.
Разве можем мы забыть, сколько горя и страданий выпало на долю этих немолодых теперь женщин?! Какой непосильный труд лег на их плечи в годы войны и восстановления разрушенного хозяйства! Низкий поклон вам, солдатские вдовы и матери, за все, что вы сделали для нас...

ПОЧЕМУ КРИЧАЛИ «БЕРЕГОВУШКИ»?
Вблизи деревни Петуново Волга делает крутой поворот. На левой, высокой ее стороне — гнездовье ласточек-«береговушек». Проплывая вблизи этого места, мы стараемся не шуметь. Никогда не причаливаем здесь свой плот. Прошлым летом, подплывая к гнездовью, мы еще издали услышали тревожные крики птиц. А подойдя ближе, увидели такую картину. По кромке суши бегает мальчишка лет 10—12 и... стреляет в ласточек из рогатки. «Сейчас же прекрати это безобразие!» — закричали мои ребята. Но паренек не обращает на нас внимания и продолжает свою жестокую охоту. Причалили плот к берегу и поспешили на место происшествия. Убитые ласточки валялись на песке, плавали в воде. Я спросил мальчика, кто он, откуда и зачем стреляет в птиц. Имени своего он не назвал, но сказал, что приехал из Ленинграда к бабушке в деревню на каникулы. Отец взял его с собой на рыбалку.
Вскоре из кустов вышел и сам родитель. Он стал оправдываться, что якобы не видел, чем занимался сын, и что-де, мол, ничего страшного, ребячьи шалости.
Взрослый человек, родившийся и выросший в селе, он не знал даже того, что исстари ласточку почитали в деревне, считалось, что она приносит счастье. Поэтому никто и никогда не решался разорить ее гнездо. Все с нетерпением ждали прилета ласточек весной. Ни отец, ни сын понятия не имели, какое количество насекомых, вредителей уничтожает одна ласточка за лето. Элементарная экологическая неграмотность! И виновны в этом все мы — семья, школа, пионерская организация. Многие ли из нас даже в те короткие часы, что удается быть с детьми на природе, обращают их внимание на то, что все взаимосвязано в жизни, как важно охранять это драгоценное равновесие.
Каждый год, в любое время года, в любую погоду мы с ребятами ездим по воскресеньям в Снегиревский подмосковный лес. Развешиваем кормушки (делаем их, конечно, сами в школьной мастерской), всю зиму кладем туда разнообразный корм. И каждый подросток знает: все это окупится сторицей, уничтожая несметные полчища вредных насекомых, птицы помогают получать богатые урожаи зерновых, плодов и овощей, спасают от гибели лесные массивы — естественные кладовые чистейшего воздуха.
И самое главное — человек, с детства научившийся быть внимательным к природе, бережней относится ко всему, что его окружает, он добр к людям.
Нам очень приятно, что у нас есть единомышленники и друзья. Так, брат и сестра Шевяковы из Ашхабада, узнав из газеты «Пионерская правда» о нашей работе, вот уже несколько лет присылают нам глубокой осенью посылки с семечками из арбузов и дынь. Они собирают и сушат их все лето и просят нас насыпать эти лакомства в птичьи кормушки зимой.
* * *
Раннее утро. Сплошной туман стоит над Волгой, не видать противоположного берега. По палатке скатываются крупные росинки. Закончилось наше плавание. Уже разобрали плот. Мне не спится. Сижу у костра и думаю, конечно, о них — моих мальчишках и девчонках.
В палатках спят 30 человек, у каждого свой характер. Мне с ними одновременно легко и трудно. Хочу, чтобы они выросли добрыми, честными и смелыми. Скоро они войдут в большую жизнь. Пусть возьмут в нее все лучшее из своей юности.
Н. ЩЕРБАКОВ,
учитель школы № 717, Москва

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz