журнал Вожатый 1984 № 8(обложка отсутствует)
формат: DJVU
ниже читать полный текст номера
Вожатый обложка отсутствует
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Вожатый № 8, АВГУСТ, 1984 Г. В ЭТОМ НОМЕРЕ: — АВТОРИТЕТ ВОЖАТОГО — настоящий и мнимый. — АКТИВИСТЫ. Как добиться, чтобы ими стали все пионеры? — ВОЖАТЫЙ ОТРЯДА. Где его найти? — ДЕВИЗ ПИОНЕРСКИЙ. О чем он? — ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Как ими овладеть пионерскому руководителю? — МАРШ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ. Разъяснение к программе. — ПЛАН РАБОТЫ. Почему его нельзя позаимствовать у опытного коллеги. — ПИОНЕРСКИЙ СБОР. — СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. И многое другое, одинаково важное, на какую бы букву ни приходилось...
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ И ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА Главный редактор А. С. Мороз Члены редколлегии: Л. К. Балясная, Б. В. Глейзин, В. Я. Гринберг (ответственный секретарь), И. И. Зюзюкин, А. В. Иващенко, Е. П. Коваленко, О. Н. Ларионова, И. Н. Мороз, Т. В. Трухачева (заместитель главного редактора), А. В. Федулова, С. А. Шмаков Художественный редактор В. Дунько Технический редактор В. Куркова Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д. 5а. Телефон 285-88-73 © «Вожатый», № 8, 1984 г. Выходит один раз в месяц Журнал издается с июня 1924 года
СОДЕРЖАНИЕ «...НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО — КАК ГРАЖДАНИН...» 2 АЗБУКА ВОЖАТОГО-НОВИЧКА: А — авторитет; актив 4 В — вожатый 10 Д — девиз 16 М — марш; метод 19 О — объединения; октябрята 26 П — принципы; планирование 33 С — сбор пионерии; стиль 40 Ф — формы работы 45 Ш — штаб 52 НА ОБЛОЖКЕ: 1-я и 2-я стр. — рис. В. ДУНЬКО 3-я стр. — рис. Ю. САЕВИЧА 4-я стр. — рис. И. КОПЕЛЬНИЦКОГО
Рукописи не возвращаются Сдано в набор 12.06.84. Подписано в печать 17.07.84. А07119. Формат 84X108 1/16. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88. Усл. кр.-отт. 13,4. Уч.-изд. л. 8,7. Тираж 215 000. Заказ 1137. Цена 30 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 103030, Москва, К-30, ГСП-4, Сущевская, 21.
«...НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО — КАК ГРАЖДАНИН...» Фото В. ГУСЕВА, Н. БЛИНОВА
Завершая свой привычный круг по нашей земле, отсчитывает последние дни лето. Все чаще и чаще хлопают двери школ, и по гулким коридорам разносятся звонкие детские голоса. Скоро осень. Скоро новый учебный год! Новый независимо от того, первый он в твоей жизни или десятый. Новый всегда — и для тех, кто учится, и для тех, кто учит, воспитывает. Учебный год, на пороге которого мы стоим, новый вдвойне. С него начинает свой путь школьная реформа. Основные ее направления, научно обоснованные Коммунистической партией и глубоко обсужденные всенародным педсоветом страны (в нем приняли участие 120 миллионов человек!), вступили в силу. По ним жить, работать, с ними сверять все дело подготовки юных к жизни, к труду. Вместе с учителями комсомолу и пионерии предстоит большая работа. От прочности, надежности их творческого содружества зависит многое в осуществлении перестройки народного образования. «На современном этапе, — записано в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», — интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Ответственная задача. Для комсомольского и пионерского работника, для руководителя пионерской дружины в ней, по сути своей, заключена программа всей деятельности: прежде всего воспитывать гражданина! Прежде всего! Значит, любое наше практическое дело, большое оно или малое, охватывает всю организацию или только одну дружину, один отряд, любое дело! — поверяется критериями высшей нравственной ценности. Стал ли участник этого дела — пионер — немного больше гражданином? Приобщился ли он сердцем к общей заботе народа? Внес ли свой вклад в общую, коллективную работу? Сумел ли проявить и отстоять свои убеждения, взгляды? Как вел он себя по отношению к сверстникам, взрослым, младшим? И так все пять лет, что проводит подросток в детской коммунистической организации. Пять очень важных лет, на которые приходится бурный рост всего — и тела, и души, и сердца, и ума. Только такой требовательный, вдумчивый подход ко всей работе с пионерами позволит нам избавиться от ненужных, надуманных, а порой и навязанных взрослыми детям мероприятий. Избавиться от формализма, бытующего, к сожалению, еще во многих пионерских коллективах. Мы уверены, что вместе с коммунистами и комсомольцами школы старший вожатый примет самое живое, самое заинтересованное участие во всем, что будет связано с претворением в жизнь школьной реформы. Конкретные пути участия комсомола в реформе школы наметил VII пленум ЦК ВЛКСМ. Как главная, ключевая поставлена задача способствовать соединению обучения с полезным обществу трудом. И, в частности, отмечалось, что следует более активно использовать возможности Всесоюзной пятилетки трудовых пионерских дел, создавать в пионерских лагерях трудовые объединения подростков, мастерские, подсобные хозяйства, сады, огороды. Но пленум еще и еще раз подчеркнул, что ни в коем случае нельзя забывать при этом, что учеба, овладение знаниями всегда были и остаются главным трудом школьника. В этой связи рекомендуется серьезное внимание уделить развитию среди учащихся научно-технического творчества, действенного средства повышения познавательной активности и воспитания навыков труда и ремесла. Пленум отметил, что у пионерской организации большой воспитательный потенциал для того, чтобы каждый пионер имел конкретное дело, полнее чувствовал силу пионерского коллектива. На пленуме отмечалось: «Укрепить звено и отряд — значит повысить авторитет организации, ее роль в формировании идейно-нравственных основ личности подрастающего человека, сделать так, чтобы пионерские годы на всю жизнь оставили добрый след и в памяти, и в характере каждого». Вопросы дальнейшего повышения роли ВЛКСМ в работе с пионерами и молодежью находятся среди самых неотложных задач, которые постоянно ставит жизнь. Еще и еще раз внимательно вчитаемся в партийные документы, принятые апрельским Пленумом ЦК нашей партии, в постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи», в речь Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Константина Устиновича Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций. Их положения и выводы имеют самое непосредственное отношение и к пионерскому вожаку. Вновь подчеркнуто, что «первейшим условием и важнейшим гарантом революционной преемственности поколений в социалистическом обществе является руководство партии молодежным движением». Исключая мелочную опеку, основываясь на высоком доверии к молодежи, партийное руководство вместе с тем предполагает решительную борьбу со всем, что мешает делу воспитания подрастающих поколений. Есть над чем задуматься ребячьему комиссару! Разве редки в нашей работе с пионерами случаи, когда мы стремимся новые задачи решать старыми, «заезженными», шаблонными приемами и средствами. Далеко не всегда и далеко не каждый пионерский вожак учитывает в своей практической деятельности требования, изменения общественно-экономической и политической ситуации, откликается на них делами своего отряда, дружины. Приобщает к устремлениям партии и народа пионеров, давая тем самым возможность каждому почувствовать себя прежде всего гражданином. А затянувшиеся на многие годы многочисленные акции, операции, походы, смотры! Мы должны самым критическим образом посмотреть на многие формы-« долгожители» пионерской работы. Это не может не приводить, да чего греха таить, и приводит, к формализму, заорганизованности в работе с детьми. А как отметил товарищ К. У. Черненко: «Формализм, бумаготворчество, бюрократизм нетерпимы в любом деле. Они вдвойне, втройне нетерпимы в деятельности ВЛКСМ, а тем более в его руководстве пионерской организацией». И чтобы изжить эти серьезные недостатки, комитетам комсомола следует сделать более крутой поворот в сторону усиления повседневной конкретной организаторской и воспитательной работы как среди членов ВЛКСМ, так и в детской коммунистической организации. Вот с каким по-отечески добрым и требовательным напутствием партии вступаем мы в новый учебный год. Больших успехов вам, друзья! Фото В. ГУСЕВА
Авторитет
КАКОЙ ВОЖАТЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ О НЕМ! КТО НЕ РИСУЕТ СЕБЕ ИДИЛЛИЧЕСКИХ КАРТИНОК... Я ВОШЕЛ, ОНИ КИНУЛИСЬ КО МНЕ... Я НАЧАЛ ГОВОРИТЬ, И СРАЗУ СТАЛО ТИХО-ТИХО... Я ПОРУЧИЛ, И ОНИ СДЕЛАЛИ; Я ПРЕДЛОЖИЛ, И СПОРЫ ПРЕКРАТИЛИСЬ; Я ПОШЕЛ, И ОНИ ЗА МНОЙ... В ЖИЗНИ ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО. А ПОНАЧАЛУ ПОРОЙ КАК РАЗ НАОБОРОТ — ТЫ ВОШЕЛ, А ОНИ И НЕ ЗАМЕТИЛИ: ТЫ СКАЗАЛ, А ОНИ И НЕ УСЛЫШАЛИ; ТЫ ПОПРОСИЛ, А ОНИ... НЕТ, АВТОРИТЕТ ПРИХОДИТ В ДЕЛЕ, В РАБОТЕ, ЕГО НАДО ЗАСЛУЖИТЬ, ЗАВОЕВАТЬ. КАК? ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМ, ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ УЧЕНЫЙ-ПСИХОЛОГ.
ДОВЕРИЕ ИЛИ ПОКОРНОСТЬ? Как-то, выступая на педсовете одной из московских школ и желая подчеркнуть важность взаимопонимания между учителями и учениками, я напомнил участникам разговора хорошо известный фильм «Доживем до понедельника» и привел определение счастья, которое дал один из героев картины: «Счастье — это когда тебя понимают». В ответ услышал: «Ну, в нашей работе, пожалуй, другое главное». И учительница определила это главное так: «Учительское счастье — это когда тебя слушаются». Что ж, доля правды тут есть. Конечно, если правильность и целесообразность поступков воспитателя, будь то учитель, вожатый или родители, ставятся под сомнение, требования игнорируются, советы не принимаются во внимание, вряд ли можно рассчитывать на успехи, на положительные результаты твоего педагогического воздействия. Но, с другой стороны, и радужная на первый взгляд картина беспрекословного подчинения старшему далеко не всегда свидетельство полного благополучия. Сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Немаловажно, чем мотивировано такое поведение ребенка, почему мнение воспитателя оказалось для него определяющим. Но давайте прежде попытаемся определить, что же такое авторитет. В советской социальной психологии под авторитетом понимается признание за человеком права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности с другими. В рассматриваемой нами ситуации воспитатель (а вожатый всегда и прежде всего — воспитатель) выступает как авторитетное лицо. Но что тому причиной — его личность или сама роль, наделяющая его определенными полномочиями? Попытаемся ответить на этот вопрос, имея в виду работу вожатого. Хочу поделиться собственными наблюдениями. Однажды мне довелось присутствовать на пионерском сборе в шестом классе. К ребятам пришли вожатые-производственники. Это было их первое знакомство. Мальчишки и девчонки наперебой рассказывали о жизни отряда, строили планы, спрашивали совета. С каким обожанием смотрели они на выстроившихся у доски рослых парней. Каждое предложение своих новых друзей пионеры встречали с радостью, с уверенностью, что им помогут — ведь это их вожатые! В конце сбора отряду надо было обсудить неблаговидный поступок одного из пионеров. Ребята говорили заученные слова, провинившийся почти не обращал на это внимания. Но вот взял слово один из новых вожатых. На первый взгляд выступление его нельзя было назвать удачным. Парень явно не был прирожденным оратором, да и волновался порядком. Но какое поразительное впечатление произвели и на ребят, и на виновника происходящего, казалось бы, самые что ни на есть прописные истины, облеченные в такие простые слова, — они были восприняты как откровение! В чем же дело? Конечно же, не в самих словах, на них, пожалуй, вообще могли бы не обратить внимания, будь они произнесены кем-нибудь другим. Почему же мнение совершенно незнакомого человека оказалось для ребят настолько значимым и важным? Почему вечно бравирующий своей непокорностью задира, может быть, впервые задумался, попытался посмотреть на себя со стороны? Скорее всего главная причина тому не авторитет личности (ведь ребята видели паренька впервые!), а сложившийся в этом отряде авторитет роли вожатого. Еще в 1933 году, выступая на общемосковском слете пионерских вожатых, Н. К. Крупская отметила, что роль вожатого уже сама по себе в определенном смысле выдвигает его на руководящую позицию среди пионеров. Да и в силу своего возраста вожатый оказывается для ребят как бы «естественным авторитетом». Конечно, это уже немало, и все же, несомненно, недостаточно. Ведь в конечном счете каждый, став вожатым, оказывается на этом этапе авторитетным, а его решения принимаются как неоспоримо верные, не в силу еще его собственных личных заслуг, личных качеств, а лишь за счет того, что он выполняет данную роль — он стал вожатым пионеров! В определенном смысле такое отношение к нему можно расценить как своеобразное авансирование доверием. Ему еще предстоит оправдать это в реальных делах. «Вожатый, — замечает Н. К. Крупская в уже упомянутом выступлении, — должен быть авторитетом не только потому, что его поставили вожатым, а потому, что он помогает ребятам лучше осознать, лучше разобраться в окружающем». А если все же ставка делается исключительно на преимущества своей ролевой позиции? Если основной расчет строится на предположении о неограниченном кредите уважения и доверия, который будто бы гарантирует роль вожатого? С полной уверенностью можно сказать, что ничего, кроме самых печальных последствий, в этом случае не стоит и ожидать. Конечно, ни о каком авторитете вожатого, не оправдавшего доверия, изначально авансированного ему в силу авторитетности самой его роли, не может быть и речи. Но и этим не все еще исчерпывается. Вполне возможно, что итогом станет не только крушение надежд на авторитет в глазах своих воспитанников конкретного человека, но будет разрушен для ребят авторитет самой роли пионерского вожатого. Случилось так, что мне снова довелось побывать в том самом шестом классе несколькими месяцами позже. Ситуация, которую я застал на этот раз, пожалуй, любому показалась бы неожиданной. Как и в прошлый мой визит, здесь снова происходило... знакомство с вожатыми! Конечно, вожатые были уже другие. Другой была и реакция пионеров. Ни радости, ни надежды, ни уважения не увидел я в ребячьих глазах. А когда учительница сказала: «Вот ваши новые вожатые», кто-то, не скрывая иронии, протянул: «Ах, опять новые!» Даже не зная подробностей того, что произошло за это короткое время, с уверенностью можно заключить — произошло разрушение авторитета роли вожатого. Конечно, хочется надеяться, что у пришедших на сей раз вожатых не опустились руки после незаслуженно холодного приема, который им оказали их новые воспитанники. Но и в этом случае для того, чтобы преодолеть барьер отчуждения, понадобится немало усилий, такта, терпения. Да и времени на это уйдет куда больше, чем хотелось бы. Восстановление авторитета роли вожатого теперь возможно лишь через завоевание личного авторитета. Но ориентация вожатого преимущественно на свое ролевое превосходство может привести и к иным последствиям, не связанным с падением авторитета роли пионерского организатора. Возможен другой вариант развития ситуации, при котором авторитет роли останется неизменно высоким, даже несмотря на то, что ее исполнитель и не сумел завоевать личный авторитет. На первый взгляд может показаться, что подобное положение должно удовлетворять воспитателя. Оно и в самом деле более чем благоприятно с точки зрения вожатого-формалиста, главная цель которого не живое дело, не дети, а безупречный отчет, создающий обманчивую видимость работы. Для такого воспитателя и правда счастье — «это когда слушаются», когда основное требование — беспрекословное подчинение — исполняется безоговорочно. Опасность заключается еще и в том, что по внешним признакам порой нелегко отличить такие взаимоотношения пионеров и вожатого от тех, которые основаны на подлинном авторитете личности старшего товарища. По сути же своей они диаметрально противоположны. Результатом упрочения авторитета личности вожатого оказывается признание за ним права принимать значимые для пионеров решения, что ни в малейшей степени не означает снижения самостоятельности ребят, их ответственности за последствия. Скорее наоборот, такая атмосфера подстегивает их инициативу, стремление творчески, вдумчиво, заинтересованно работать. Жизнедеятельность настоящего коллектива попросту немыслима без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия. Согласитесь, ничего общего с этим не имеет позиция подчеркнутого превосходства: «Делайте, как я сказал. Не понимаете зачем? Ничего, зато я понимаю!» И, наверное, не стоит удивляться, если следствием такого ролевого давления окажутся и потеря интереса к делу у пионеров, и проявление безволия, и бездумное, слепое повиновение. Авторитет роли или, точнее сказать, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности воспитателя, несомненно, оказывает деморализующее влияние, закономерно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений. И еще на одном немаловажном вопросе необходимо специально остановиться, коль скоро речь идет об авторитете. Хочется напомнить мудрые слова замечательного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей». Пожалуй, кому-нибудь может показаться даже излишним разговор по поводу столь бесспорной мысли. И все же задуматься здесь есть о чем, хотя бы потому, что, к сожалению, этот хорошо известный всем и ни у кого не вызывающий сомнений педагогический принцип еще не всегда последовательно претворяется в жизнь. Отсюда и просчеты. В пионерской работе подобные «ошибки» особенно опасны, порой чреваты поистине невосполнимыми нравственными потерями. Каждому, хоть немного знакомому с работой вожатого, отлично известно, как удивительно тонко улавливают ребята отношение к себе, насколько болезненно переживают любое малейшее проявление недоверия к их силам, как обострено их чувство собственного достоинства. И ничего, кроме обиды, раздражения, замкнутости, а может, и прямой враждебности, не вправе ожидать тот вожатый, которому сознание своего превосходства не позволяет разглядеть в каждом своем младшем товарище прежде всего личность. Если не способен он вникнуть в сложный внутренний мир ребенка, разгадать его индивидуальность. О каком личном авторитете такого «пионерского вожака» можно говорить! Да и сам-то он вряд ли будет стремиться завоевать доверие и любовь ребят, если для него никакой ценности не представляет их мнение о нем, ведь они ему безразличны, неинтересны, он не уважает их. Трудно переоценить степень влияния авторитета воспитателя на процесс становления личности ребенка. Во многом именно от того, насколько авторитетен вожатый для пионеров, и зависит, сможет ли он успешно руководить детьми, не ущемляя их достоинства, помогать в решении встающих перед ними порой вполне взрослых проблем. М. КОНДРАТЬЕВ, кандидат психологических наук
А У НАС ТАК... ОЛЬГА ОГНЕВА, ОЛЬГА ДАВЫДОВА, старшие вожатые школы № 285, Москва Мы работаем старшими вожатыми уже четыре года и из своего опыта скажем — авторитету путь прокладывает симпатия. Завоевать симпатии ребят значительно проще. Пионеры всегда рады вожатому и, даже не зная его, уже заранее настроены благожелательно. И если ты оправдаешь их надежды, то быстро станешь самым близким и авторитетным другом. Особенно для октябрят и пионеров младших отрядов. Со старшими несколько сложнее, особенно если ты приходишь на смену хорошему, любимому ими вожатому. И если малышам важнее всего твои человеческие качества, то для тех, кто постарше, уже имеют значение и деловые стороны. И конечно, именно деловые качества в первую очередь определяют отношение к вожатому в педагогическом коллективе. Нередко в первые месяцы учителя занимают выжидательную позицию — покажи-ка сначала, на что ты способен. Отношение к вожатому, даже начинающему, зависит от общей атмосферы в школе. Но вот что, опять же из своего опыта, хочется сказать: не надо вожатому-новичку постоянно повторять «мне трудно, мне все должны помогать!». Ведь учителя — люди очень загруженные. Но, как каждый много работающий человек, учитель всегда придет на помощь, если увидит, что новый вожатый очень старается, но не все у него получается. У нас было именно так. Наверное, поэтому теперь в отношениях с классными руководителями у нас не возникает никаких проблем. Мы друзья, единомышленники. Особенно благодарны мы учительнице начальных классов Екатерине Александровне Иващенко. Она очень давно работает в школе и пользуется заслуженным авторитетом среди педагогов. Ее поддержка и советы очень выручают нас. Сложились отношения у нас и с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы Ниной Ивановной Рябовой. Она не опекает нас, предоставив полную самостоятельность в работе. Первое время, признаемся честно, было очень трудно. Но зато, пожалуй, благодаря именно этой ее позиции мы многому научились. Прекрасно, когда начинающий вожатый попадает в хороший, крепкий педагогический коллектив. Когда сам директор заботится об авторитете старшего вожатого и старается всячески приподнять его, хвалит, если тот даже еще и не очень заслуживает этого. Когда чувствуешь такое отношение, сам начинаешь уважать себя, а соответственно возрастает и твой авторитет у детей, педагогов. Работать сразу становится легче и интереснее. ВЛАДИМИР ПОПОВ, бывший старший вожатый, г. Советск, Калининградская обл. Здравствуй, «Вожатый»! Пишет тебе военнослужащий Советской Армии Владимир Попов. До призыва в армию я работал старшим вожатым в Старооскольском детском доме. Не буду описывать, как интересна работа вожатого. Хочу сказать лишь о том, что меня огорчает. В нашем городе больше 30 вожатых, и среди них только один парень — это я. Был я на областном слете вожатых в городе Курске, и там одни девушки. Даже ищут этому оправдание, дескать, мальчишки не так активны, как девочки. А вот я могу похвастаться: в моей дружине в активе было много мальчишек, и со своими обязанностями они справлялись отлично. Не было в дружине ни одного дела, в котором бы не принимали они участия. А ведь я работал в детском доме, где были собраны ребята с разными судьбами. По-моему, секрет очень прост: не каждый мальчишка откроет свое сердце вожатой-девушке. Помню, как началась моя вожатская судьба. Секретарь комитета комсомола техникума, в котором я учился, на одном из заседаний комитета сказал: «В соседнем детском доме у ребят нет пионерского вожатого. Нужно помочь». И вся наша группа пошла в детский дом. Как радовались дети! Среди нас было много парней, и детдомовские мальчишки сразу потянулись к нам. Тем более что среди нас нашлись фотографы, спортсмены, участники художественной самодеятельности. Мы провели с ребятами походы, организовали спортивные секции, драмкружок. Многие парни, я знаю, хотели бы стать вожатыми. Но одни стесняются, другие не идут потому, что вожатый — это временная работа, а хочется, чтоб уж что-то постоянное, третьи не знают, что это за работа. Вот и становится обидно мне за наших мальчишек, у которых нет хороших вожатых-парней. А я, признаться, и не знаю, есть ли еще профессия более замечательная. Ведь, работая с детьми, не замечаешь, как прибавляются годы... Вот и хотел бы я обратиться ко всем парням — приходите работать с детьми, вас очень ждут мальчишки! Станет вопрос о зарплате, отвечу — разве сможет пусть даже самая высокая зарплата заменить детей! Когда первого сентября твоя пионерская комната будет утопать в цветах, когда радостные детские глаза будут красноречивее всяких слов, ты поймешь, что большего счастья в жизни и не надо. Хотелось бы, чтоб мое письмо прочитали многие. Может, и откликнутся на него парни, которые так нужны пионерским отрядам и дружинам.
Актив
ПОПРОСИШЬ ИНОГО ВОЖАТОГО РАССКАЗАТЬ ОБ АКТИВИСТАХ, И ОН ТОТЧАС ЖЕ КЛАДЕТ ПЕРЕД ТОБОЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ СОВЕТА ДРУЖИНЫ. СЛОВ НЕТ — ЭТО САМЫЕ ГЛАВНЫЕ АКТИВИСТЫ, ИНАЧЕ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ТАК ЖЕ КАК И ЧЛЕНЫ СОВЕТОВ ОТРЯДОВ, ЗВЕНЬЕВЫЕ, НО ТОЛЬКО ЛИ ИМИ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ КРУГ АКТИВИСТОВ? КОНЕЧНО, НЕТ! И ПРАВЫ ТЕ, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ В ЧИСЛЕ АКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩИХ БЫЛИ ЕСЛИ НЕ ВСЕ, ТО БОЛЬШИНСТВО ПИОНЕРОВ ДРУЖИНЫ. МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ СЛОВО ВОЖАТЫМ, РАЗДЕЛЯЮЩИМ ЭТО МНЕНИЕ.
СЛОЖИЛИСЬ ТРАДИЦИИ Охватить обучением сразу весь актив дружины трудно, да и невозможно. Я и мои коллеги, вожатые, с которыми мы вместе получили путевку в дружины, в первый год главное внимание уделили совету дружины, ведь он организатор и зачинщик всех общедружинных дел, председателям советов отрядов — они проводники идей дружины в отряды, и вожатым октябрят (от них во многом зависит, какой вырастет смена тем, кто уходит в ряды ВЛКСМ). У новичка, естественно, сразу возникает вопрос: как и чему учить этот актив? Хочу сказать — загляните прежде всего в план дружины. Ведь активисты первые и главные организаторы его практического осуществления, и любое дело, которое вы решили провести в дружине или отрядах, будет тем успешнее, чем лучше они будут знать, как и что делать, почему и для чего, как организовать коллектив своего отряда, звена. Например, сентябрь — пора сборов, на которых отряды планируют свою работу. И хорошо первое занятие актива посвятить именно этой теме. Вместе подумать, каким должен быть этот сбор, чтобы каждому пионеру захотелось на нем выступить, внести свое предложение в план работы отряда. У меня в дружине, как и во всякой другой, есть активисты, которые выполняют свое поручение не первый год. И все-таки на первое занятие школы актива я собираю всех вместе. И каждый раз убеждаюсь, что и мои «умудренные» опытом помощники с удовольствием слушают мой рассказ о правах и обязанностях членов советов дружины, отрядов, вожатого октябрят, о том, какие задачи предстоит решить дружине в этом учебном году, о Марше юных ленинцев. Такой настрой в самом начале учебного года очень важен, он помогает всегда видеть главное. А в дальнейшем учебу актива строю дифференцированно: отдельно провожу занятия с председателями советов отрядов, с вожатыми групп октябрят и с советом дружины. А если дружина большая, как у моих коллег, например, хорошо наладить дело так, чтобы занятия проводились отдельно с активом отрядов первой высоты, отдельно — второй, самостоятельно — третьей. Каждый раз ищу форму занятий. Один раз это увлекательное путешествие по маршрутам Марша, другой — пресс-конференция, третий — беседа за «круглым столом» (обмен опытом работы) и т. д. Чем разнообразнее формы обучения, тем с большим интересом участвуют в работе школы актива ребята. За годы моей работы у нас сложились свои традиции. Первый сбор совета дружины — знакомство, он так и называется: «Расскажи мне о себе». Ребята рассказывают о том, как жили летом, о радостях и огорчениях, о новых интересах и увлечениях. Тон задаю сама. Говорю о себе, своих заботах, успехах и неудачах. Обстановка непринужденная. Поем, играем. И даже пьем чай. На такой сбор-знакомство мы приглашаем и председателей советов отрядов, и членов комитета комсомола. На последующих встречах также организуем всевозможные коллективные творческие дела, и ребята с огромным желанием участвуют в них, проявляя энтузиазм, выдумку, смекалку. Давая на каждом занятии активистам необходимые для их работы сведения, стремимся, чтобы встречи были для них и интересны. То проведем импровизированный концерт — покажи свои таланты, а то ребята, родившиеся в одно время года, объединяются в команду. В течение 10—15 минут они «защищают» свой месяц: рассказывают, какими событиями — историческими и сегодняшними — он знаменит. Не забывают, конечно, о событиях пионерских. Звучат стихи, песни, воспевающие это время года. Когда встреча подходит к концу, обсуждаем ее итоги. Что понравилось, кто отличился, кого увидели с иной, лучшей стороны. Если надо, стараюсь тактично направить разговор, кого-то поддержать, кого-то похвалить, смотрю, чтобы никто не остался без внимания. Кто помогает мне в течение года учить актив? Дом пионеров, его методический кабинет. Вожатые-комсомольцы с успехом ведут секции. Член комитета комсомола, ответственный за работу с пионерами, — постоянный друг совета дружины. Не остаются в стороне и учителя-комсомольцы. Учитель рисования проводит занятия с отрядными редакторами и редколлегией дружинной газеты. Учитель истории — с отрядными политинформаторами, учитель музыки учит ребят, как организовать эстафету искусств в отряде. Знакомлю всех классных руководителей с планом занятий школы актива, с тем, какую информацию получают ребята на занятиях. Так что учителя у нас в курсе всех пионерских забот. Часто и сама бываю в отрядах и отвечаю на все ребячьи вопросы. Пионеры ценят такое внимательное и заинтересованное отношение к ним старшего вожатого. А я верю в своих ребят. ИРИНА СОЛОМАТИНА, старшая вожатая школы № 359, Москва
страница следующая ->
|