каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.04.2024, 17:15

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Марш

МАРШ! В САМОМ ЭТОМ ЭНЕРГИЧНОМ СЛОВЕ — ДВИЖЕНИЕ, УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВПЕРЕД, К ЦЕЛИ, КОТОРУЮ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ ЛЮДИ, ОБЪЕДИНЕННЫЕ ОБЩИМ ДЕЛОМ. ОДНОЙ ИДЕЕЙ. МАРШ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ СОБРАЛ ВОКРУГ СЕБЯ И ПОЗВАЛ В ДОРОГУ МИЛЛИОНЫ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК. ИХ ВООДУШЕВЛЯЮТ ГОРДЫЕ СЛОВА ДЕВИЗА: «ИМЯ ЛЕНИНА В СЕРДЦЕ КАЖДОМ, ВЕРНОСТЬ ЛЕНИНУ ДЕЛОМ ДОКАЖЕМ!» 2 ОКТЯБРЯ, НА ТРАДИЦИОННОЙ ПИОНЕРСКОЙ РАДИОЛИНЕЙКЕ, БУДЕТ ДАН СТАРТ СЛЕДУЮЩЕМУ ЭТАПУ МАРША, ОН ПОСВЯЩЕН 40-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАШЕГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
НА МАРШЕ И ТВОЯ ДРУЖИНА. ВКЛЮЧИСЬ В ЕГО РИТМ С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ. ВОЗМОЖНО, ТЕБЕ ПОМОГУТ СОВЕТЫ ТВОИХ ОПЫТНЫХ КОЛЛЕГ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ. ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ТЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮЩИЕ ВОЖАТЫЕ ЗАДАЮТ ЧАЩЕ ВСЕГО.

КТО ЗНАКОМИТ ПИОНЕРОВ С МАРШЕМ?
Прежде всего старший вожатый. Работаем мы уже не первый год, программа нам хорошо знакома. Но каждый раз, перечитывая ее, открываем для себя все новые повороты, новые грани. Поэтому накануне учебного года непременно изучаем ее вновь с карандашом в руках. Делаем пометки в своих записных книжках — посоветоваться с ребятами, предложить подумать классным руководителям и отрядным вожатым, обсудить на занятиях школы актива и т. д. И не только с программой Марша работаем так. Еще и соответствующую методическую литературу, статьи, рекомендации, опубликованные на страницах центральных изданий, изучаем по такому же принципу. Так накапливаем багаж для бесед, выступлений, разговоров с ребятами и педагогическим коллективом. Вновь перелистываем документацию дружины, планы, дневники, страницы книги Почета. Все это тоже повод для размышлений. Еще один документ, с которым мы знакомимся, — это планы семинарских занятий с классными руководителями. На одном из первых выступаем по теме «Классному руководителю о задачах Марша юных ленинцев на новом этапе».
В первую неделю сентября открывается школа пионерского актива. В ней обучаются председатели советов отрядов и звеньевые, члены совета дружины, советов отрядов, флаговые и оформители. Здесь, на занятиях школы, и звучит, по существу, первое наше вожатское слово о Марше юных ленинцев.
Вторая неделя сентября — старт разведки интересных дел (участники — звенья). В день старта на линейке слово свое обращаем к тем, кто отправляется в путь «Звено на Марше. Что оно может?».
В течение двух последних недель сентября — сборы отрядов. Условно мы называем их «Верность слову докажем делом!». Разговор идет о пионерском слове, о том, какими делами подтвердить его. Будем откровенны: не в каждом из отрядов удается побывать. Но непременно держим в поле своего зрения отряды первой высоты — у них Марш только начинается, и отряды третьей — они вышли на финишную прямую. Разные выступления готовим. С младшими — это разговор об азбуке Марша, со старшими — о том, что уже сделано, а какие проблемы и вопросы ждут своего решения. На сборы в отряды идут учителя-комсомольцы, члены совета дружины.
Конечно, слово вожатого о Марше для ребят очень важно. Но не менее важно, чтобы выступали и сами пионеры, те, что уже шагают маршрутами Марша не первый год и знают его дороги, имеют уже опыт. И потом кому из ребят не интересно знать, что думают о программе Марша и что делают для ее выполнения их товарищи по дружине? Для этого мы используем игры-эстафеты для звеньевых и звеньев «Будь готов!», «Делами звена дружина сильна» и др. Для пионеров первой высоты организуем игру «Знаешь ли ты?» — своеобразное увлекательное путешествие по маршрутам Марша. Все это в сентябре. А дальше? Дальше в течение года мы вновь и вновь спрашиваем себя и ребят «Как держим слово?».
ЕЛЕНА НОВИКОВА,
старшая вожатая школы № 3 г. Ярославля
ГАЛИНА КОНДРАТЬЕВА,
старшая вожатая школы № 34 г. Ярославля

КАК РОЖДАЕТСЯ ПИОНЕРСКОЕ СЛОВО?
Примерный текст пионерского слова публикуется в «Пионерской правде». Отдельно для каждой высоты. Вчитайтесь внимательно, и вы заметите неодинаковость слов, которые берут на себя отряды. В чем разница? Попытаемся ответить. По сути своей в пионерском слове коллектив отряда отражает свое стремление к идеалу. Естественно, что на каждом этапе требования усложняются. Это и понятно — у коллектива накапливается опыт, складываются и крепнут традиции, ребята взрослеют. Потому чем старше отряд, тем сложнее нравственные задачи, которые он перед собой ставит.
На первой высоте у ребят только-только формируется пионерская позиция, только-только начинает складываться опыт коллективной жизни в пионерской организации. И потому ребята ставят себе задачу — научиться жить по-пионерски: вместе составлять план, вместе его выполнять, вместе оценивать сделанное. Пионеры первой высоты мыслят конкретно. Имя героя, за которое будет бороться отряд, и есть для них зримый идеал.
В октябрятской группе ребята привыкли чувствовать о себе заботу учителя, родителей, вожатых-пионеров, а теперь они сами хотят заботиться о первоклассниках, о малышах детского сада, словом, о тех, кто младше. Это прекрасное желание нужно обязательно поддержать, подсказать, кто, где, в какой мере нуждается в их помощи, как лучше всего это сделать. Потому, начиная беседу с четвероклассниками о их пионерском слове, вожатые прежде всего говорят о том, что значит быть пионером. Какие они, настоящие пионеры. По каким добрым делам и начинаниям знают в городе пионеров нашей дружины. И появляются предложения: научимся заботиться о малышах, обещаем не обижать животных, не будем дразниться, а будем учиться дружить и т. д.
Слово пионерского отряда четвероклассников очень простое, короткое, понятное каждому. Поэтому и выполняют его ребята с удовольствием, особенно если ощущают во всем поддержку вожатого.
Пионеров второй высоты отличает стремление к большей самостоятельности, к активности, им важно не только мнение вожатого, учителя, но и мнение сверстников. Думая с ребятами второй высоты над текстом их пионерского слова, вожатые стремятся создать портрет настоящего пионерского коллектива, в котором все умеют действовать дружно, самостоятельно, быть активными в делах, вежливыми, внимательными к старшим. Рассуждают вместе: «Что значит носить имя героя? Как будем мы сверять свою жизнь, жизнь своего коллектива с его жизнью?» Об этом их слово. И дела их направлены на это.
На третьей высоте при составлении пионерского слова разговор идет о том, что значит быть старшими пионерами, что значит быть ответственными за дела дружины, на Марше, что значит быть организаторами.
Пионерское слово отряда старших пионеров — это нравственные задачи, ориентирующие ребят на борьбу с недостатками в своем коллективе, на передачу своих знаний, умений младшим, на организацию интересной, полезной деятельности в отряде и дружине.
Таким образом, пионерское слово всегда конкретно, оно отражает реальные стремления конкретного отряда, реальные условия, в которых этот отряд действует, и предполагает программу реальных дел, которые помогут его выполнить. Слово — это стимул, это радостная перспектива.
ТАМАРА ЦВЕТКОВА,
методист Дворца пионеров Северного жилого района г. Ярославля

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВОФЛАНГОВЫХ?
На первый взгляд ответ прост. Взять программу Марша юных ленинцев, познакомиться с требованиями к правофланговому коллективу, подумать вместе с советом дружины (или с советом отряда, если речь идет о звене), соответствует ли этот коллектив указанным требованиям. Если да — присвоить звание, ну, а на нет, как говорится, и суда нет. Ждите конца следующего учебного года. На самом же деле все сложнее. Начну с того, что в решении такого вопроса, как оценка деятельности коллектива, нет мелочей. Тут все имеет значение. И сами дела, их важность, значимость. И отношение к ним ребят. И мнение вожатого, педагогов. Мы в дружине не ждем с сентября до мая. Мы постоянно анализируем сделанное, оцениваем самих себя, думаем над тем, что дало коллективу дело? Какими ребята были вчера и какими становятся сегодня. Делают такой анализ сами пионеры, естественно, с помощью взрослых, прежде всего старшего и отрядных вожатых. Такие разговоры всегда рождают интересные мысли и предложения и становятся импульсом новых дел, новых задач на пути к званию «правофланговый».
Какой же все-таки он — правофланговый? С какой меркой подходят к такому коллективу сами ребята?
Есть у нас в дружине отряд. Ребята хорошо учатся, у них много интересных дел: и в кружках, секциях все до одного занимаются, и день именинника, и конкурс стихов, и сборы. Но... совет дружины решил пока почетного звания не присваивать. Почему? Потому, что ребята заботятся больше о своем коллективе и очень редко вспоминают о других. Их дела интересны им. Редко придумывают они то, что служит на пользу и радость другим. А по мнению нашего совета дружины, не может отряд быть правофланговым, если он думает только о себе.
Другой пример. Есть у нас звено. И тимуровскую работу ведет, и вожатыми у октябрят ребята работают, а друг о друге ничего не знают. Когда в семье одной девочки случилась беда, никто не пришел ей на помощь. Нет здесь так нужного каждому чувства локтя. И совет отряда был прав, когда не присвоил этому звену звания правофлангового.
В начале своего вожатского пути допускала я такую ошибку в оценке деятельности коллективов. На заседании совета дружины или на занятиях школы актива начинала сравнивать один отряд с другим. Теперь поняла — это неверно. Ведь у каждого отряда (даже если речь идет об отрядах одной высоты) свои особенности, свое пионерское слово, свои нравственные задачи, свои трудности в их решении, свой характер, свое лицо, свой путь в дружине. И прежде всего надо сравнивать коллектив с... самим собой. Смотреть, что изменилось в отряде. Не растеряли ли ребята на пути к высоте своих товарищей? Стали ли они самостоятельнее, дружнее, организованнее, дисциплинированнее? И что очень важно — как оценивает движение к высоте сам коллектив: он достоин почетного звания или нет?
Бывало в моей практике и такое. Отряд считает, что звено достойно звания правофлангового, а звено само так не думает. Как быть? Самооценка, конечно, очень важна. Коллектив лучше знает, как он живет и действует. Но порой сплоченный, сильный коллектив относится к себе слишком строго, слишком требовательно. Здесь вожатому надо помочь ребятам. На мой взгляд, тут важен не сам факт: присвоят или не присвоят, важно другое — чтобы поняли друг друга ребята, чтобы прониклись общими заботами.
Сколько может быть правофланговых коллективов? У нас в дружине нет каких-либо ограничений. Думаю, что их и не может быть. Все коллективы могут быть правофланговыми, если на пути к своей высоте с честью сдержат свое пионерское слово.
ЛИДИЯ УШАТОВА,
старшая вожатая школы № 37 г. Ярославля

СЛОВАРИК МАРША
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК МАРША. Этого почетного звания удостаиваются те ребята, которые проявили в выполнении программы Марша наибольшую заинтересованность и инициативу. Оно присваивается решением сбора отряда. Имена активных участников Марша знает вся дружина. Их портреты на фотовитрине, их имена вписаны в книгу Почета дружины.
ВЫМПЕЛ «ПРАВОФЛАНГОВОЕ ЗВЕНО». Награда пионерскому звену, которую вручает совет отряда по решению сбора отряда. Торжественная церемония вручения происходит на отрядном сборе, празднике, линейке. Вымпел может вручаться и в присутствии всей дружины. Это награда переходящая. Правофланговое звено называется один раз в четверть.
ДЕВИЗ МАРША. Лаконичная формула, выражающая главную суть, содержание Марша на определенном его этапе. Она мобилизует всех пионеров на решение главных задач.
В 1984—1985 годах Марш юных ленинцев посвящается 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Его девиз «Салют, Победа!».
ЗНАЧКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. «За активную работу» вручается тем, кто успешно справляется и с учебой, и с пионерскими поручениями. Есть значки, которые поощряют ребят, отличившихся в каком-то одном направлении работы или в одной из операций на Марше. Это — «Победителю операции «Миллион — Родине!», «Участнику игры «Октябрята по стране Октября».
ЦК ВЛКСМ учредил значок «За отличную учебу». Им награждаются пионеры 7—8-х классов.
Центральный Совет пионерской организации отмечает наградами не только пионеров, но и их старших помощников, наставников. Одна из них для тех, кто помогает ребятам овладеть юнармейскими специальностями, — «Другу «Зарницы».
ИГРА ВСЕСОЮЗНАЯ «ЗАРНИЦА» родилась в 1967 году, в программу Марша вошла как часть маршрута «Сильные, смелые, ловкие».
«ОКТЯБРЯТА ПО СТРАНЕ ОКТЯБРЯ». Заочное игровое путешествие младших школьников началось на Марше в период подготовки к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
ЛЕНТА ПАМЯТНАЯ. Награда правофланговому коллективу — отряду, дружине. Прикрепляется к флагу отряда, знамени дружины. На ленте пишется девиз Марша, дата.
МАРШРУТЫ МАРША. Название основных направлений, охватывающих деятельность пионерской организации. Количество маршрутов, их названия на протяжении Марша изменялись, но всегда они включают весь комплекс главных проблем. Сегодня пионеры отправляются по маршрутам: «Пионеры — Родине», «Пионеры — патриоты-интернационалисты», «Пионеры — смена комсомола», «Пионеры — сильные, смелые, ловкие», «Пионеры — друзья прекрасного».
НЕДЕЛИ ВСЕСОЮЗНЫЕ. Посвящены определенной области знания, науки, культуры, искусства. Это общественный смотр работы творческих союзов с детьми.
В пионерском календаре этого года: Неделя революционной славы (ноябрь), Неделя науки, техники и производства для детей и юношества (январь), Неделя детской и юношеской книги, Неделя музыки для детей и юношества (март), Неделя детских и юношеских фильмов (май).
ПРАВОФЛАНГОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ. Это почетное звание присваивается пионерским отрядам и дружинам в соответствии с Положением о Марше. Отряд, претендующий на звание «правофланговый», намечает ту высоту, которую необходимо одолеть, чтобы выйти на правый фланг. Каждый раз по завершении этапа Марша совет дружины присваивает отрядам-победителям почетное звание. К флагу такого отряда прикрепляется памятная лента. На новом этапе отряд должен звание подтвердить взятием новых высот.
Дружина на общем сборе принимает решение, в котором говорится, что должны сделать все пионеры вместе и в отдельности каждый отряд, чтобы завоевать право встать на правый фланг в строю районной, городской пионерской организации. Присуждает звание районный, городской совет пионерской организации. К знамени дружины, удостоенной звания правофланговой, прикрепляется памятная лента.
ПЯТИЛЕТКА ТРУДОВЫХ ПИОНЕРСКИХ ДЕЛ. Это комплексная программа трудовых дел пионеров на Марше. Она составлена на основе предложений и наказов, какие были даны делегатам VIII Всесоюзного слета пионеров в Москве во время встреч с руководителями министерств и ведомств.
Девиз пятилетки — «Каждому пионерскому отряду — ударное дело, каждому пионеру — трудовое задание!». Пятилетка трудовых пионерских дел — это помощь взрослым в решении важных народнохозяйственных задач. Пятилетка — это всесоюзные пионерские операции «БАМу — пионерские мосты», «Уренгой» (сбор металлолома); «Миллион — Родине!» (сбор макулатуры); «Пионерская ферма» (помощь животноводам); «Зернышко» (пионерские дозоры и посты по охране урожая); «Зеленая аптека» (сбор лекарственных и хозяйственно ценных растений); «Живое серебро» (забота о рыбных запасах); «Зеленый наряд Отчизны» (охрана природы); «Живи, книга!» (пионерская забота об учебниках и книгах).
СПРАВКА. Читайте в журнале о Марше. Программа Марша и рекомендации к ней в № 9, 10, 11 за 1982 год. Спецвыпуски о высотах — № 2, 3, 4, 5 за 1983 год. Рубрика «Пионерский марш: Опыт. Методика. Проблемы» постоянно освещает ход Марша в пионерских организациях страны.


Метод

ОДИН ВЗРОСЛЫЙ СКАЖЕТ ПРОВИНИВШЕМУСЯ МАЛЬЧИШКЕ: «Я ЗАПРЕЩАЮ ТЕБЕ ТАК ДЕЛАТЬ!», А ДРУГОЙ ПОСТУПИТ ИНАЧЕ. ОН ПОСТАРАЕТСЯ ОБЪЯСНИТЬ ПОДРОСТКУ, ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ТАК СЕБЯ ВЕСТИ, КАК БЫ НА ЕГО МЕСТЕ ПОВЕЛ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ВОСПИТАННЫЙ
ОДИН ВСЕ ДЕЛА ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ — ТАК-ДЕ, МОЛ, БЫСТРЕЕ, ВЕРНЕЕ, ДРУГОЙ ПОСТАРАЕТСЯ, ЧТОБЫ С НИМ ВМЕСТЕ ТРУДИЛИСЬ И МЛАДШИЕ, ДА ЕЩЕ И ПОХВАЛИТ КАЖДОГО — ТОГО ЗА СМЕКАЛКУ, ТОГО ЗА СТАРАНИЕ.
КОГДА НАМ ПРИХОДИТСЯ НАБЛЮДАТЬ ПОДОБНОЕ, МЫ ГОВОРИМ — КАК РАЗЛИЧНЫ МЕТОДЫ ЭТИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ДАЖЕ ЕЩЕ ТОЧНЕЕ — КАКИМИ МЕТОДАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ В СВОЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВОЖАТЫЙ?
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМ, ЧТО ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ УЧЕНЫЕ, ПЕДАГОГИ. ПРИЧЕМ НАСТРОИМСЯ НА ПРИСТАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — НАМ ПРЕДСТОИТ ВНИКНУТЬ В СУТЬ ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

ТВОРЧЕСТВО, ПОМНОЖЕННОЕ НА НАУКУ
Две тайны извечно стоят перед воспитателем юных: тайна успешного и тайна безуспешного воздействия на душу, разум, чувство ребенка. Это тайны методов воспитания, способов проникновения во внутренний мир ребенка.
Раскрывая первую из этих тайн, мы находим разгадку второй.
В самых разных стечениях обстоятельств — обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных — мы прибегаем к различным способам воздействия на своих воспитанников. Они настолько различны у разных воспитателей, что нет возможности, да и нужды пытаться установить, а тем более раз и навсегда узаконить способы воздействия на детей. Вот, мол, в таком-то случае поступают так, а в таком — совсем иначе. Каждый контакт взрослого с ребенком — личное творчество данного воспитателя, мера его образованности, воспитанности, таланта, чуткости, такта. Его умение понять, почувствовать и отдельного своего воспитанника, и настроение целого детского коллектива. Но! Педагогика не была бы наукой, если бы она не стремилась постоянно развивать и обогащать приемы воспитания. Если бы она не помогала овладевать всеми современными приемами воздействия на детей.
Вот и мы попытаемся помочь вожатому и рассказать о тех общих, непременных условиях, которые помогают раскрытию тайн, с упоминания о которых мы и начали наш разговор. Какие же это условия?
Воздействовать на детей так, чтобы включать каждого, как своего младшего товарища, в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск нужного окружающим людям, в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач, в творческое использование приобретенных знаний и умений, в преодоление трудностей при выполнении задуманного, в борьбу со всем, что мешает добру и красоте нашей жизни, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Только в такой совместной деятельности рождается и крепнет у каждого пионера коммунистическое отношение к окружающей жизни — людям, труду, природе, культуре. Коммунистическое отношение к себе как к юному ленинцу, младшему товарищу комсомольцев и коммунистов, старшему другу октябрят.
В жизни же нередко мы делаем наших воспитанников — и в семье, и в школе, и в пионерской организации — лишь исполнителями придуманных нами поручений, планов, сценариев, «мероприятий». При этом одни воспитатели добиваются пассивного, послушного исполнения, другие довольствуются выполнением воспитанниками только того, что они сами захотят, выберут.
Необходимо постоянно сохранять внутреннее, духовное родство со своими воспитанниками. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Вера в творческие силы, возможности подростка как все более умелого и увлеченного участника — в настоящем и будущем — общей гражданской заботы, понимание его сильных и слабых сторон, стремление раскрывать, развивать лучшие из них и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность. Она проявляется в тех действиях на общую радость и пользу, в которых младшие и взрослые участвуют, чтобы улучшать окружающую жизнь и, улучшая, совершенствовать себя как товарища других людей.
Тогда возникает, крепнет и «обратное» отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие. Создается и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. С. Макаренко) взрослого.
На практике же, особенно у неопытного воспитателя, порой отношение строится так, что нет в них ни истинного уважения, ни требовательности. А есть авторитарная «начальственная», официально-административная требовательность, которая и требует выполнения воли воспитателя. Для такой требовательности совсем не нужно уважение к воспитаннику — ни вера в его творческие силы, ни понимание их, ни стремление развернуть и развить эти силы. Другой вариант, по видимости противоположный, но по сути столь же односторонний, когда в воздействиях на воспитанников нет никакой требовательности к ним, — нет раскрытия нужных, обязательных действий, а есть только «советы», «подсказки», «пожелания», которые воспитанники могут выполнять, а могут и не выполнять, если не захотят. Есть и еще вариант, пожалуй, наиболее распространенный. В различных способах воспитательного воздействия проявляется и уважение, и требовательность к воспитанникам, но только по преимуществу как к активным потребителям готового опыта, к активным исполнителям предписываемого взрослым.
Именно поэтому возникают те виды «обратного» отношения воспитанников к воспитателю, которые делают ложным его авторитет, ведут его воздействие к одностороннему, нулевому или даже отрицательному результату. Это отношение боязливое или отчужденное, а подчас и озлобленное. Или приятельски-снисходительное, пренебрежительное. Или это «потребительское» к воспитателю, не как к старшему товарищу по общей работе, а как к хорошему передатчику готового опыта.
Успех придет к тому воспитателю, который будет развивать в единстве все три стороны личности нового человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Формировать научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы. Возбуждать и укреплять высокие чувства, интересы, потребности. Развивать необходимые каждому гражданину нашего общества развитого социализма умения и способности, привычки и черты характера.
Порой же делается упор на одну из сторон личности, особенно часто на формирование знаний, а другие силы — чувства, потребности, привычки — оказываются на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль. Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами, убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями.
Следует стремиться к тому, чтобы воздействие воспитателей на воспитанников становилось одновременно воздействием воспитанников друг на друга и каждого на самого себя. Тогда каждую личность формирует единый воспитательный коллектив и каждый участник жизни этого коллектива — и младший и старший — воздействует на эту жизнь, улучшая ее и обеспечивая воспитательную результативность.
Неправильно, когда процесс воспитания сводится только или преимущественно к воздействию воспитателей на воспитанников: родители учат младших членов семьи, учителя — учеников, вожатые — пионеров и октябрят. Поэтому и получается порой, что у детей не формируется важнейшая привычка отвечать за себя и за товарищей, самостоятельно развивать необходимые качества и преодолевать недостатки. Много теряют те воспитатели, которые, воспитывая своих подопечных, забывают о собственном постоянном самовоспитании, самоусовершенствовании, постоянном духовном росте, о высокой требовательности к себе. А без этого о каком личном примере может идти речь!
Необходимо использовать различные виды воспитательного воздействия — открытое и незаметное, прямое и опосредованное. Использовать творчески — многообразными конкретными способами (приемами). Тогда октябрята и пионеры не чувствуют себя, да и не являются лишь объектами воспитания. Они — прежде всего! — участвуют в творческом решении общих с вожатыми, жизненно важных практических задач. Они — младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Вожатый воздействует на воспитанников и прямо — в личном общении и опосредованно — через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое и опосредованное воздействие должно иметь прежде всего практическую направленность: что и как следует сделать, чтобы стало лучше и нам, нашему звену, отряду, дружине, и людям, которые рядом с нами и которые далеко от нас. А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть), которые при этом ставятся вожатыми и другими воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное, скрытое воспитательное воздействие, чрезвычайную важность которого подчеркивали А. С. Макаренко, А. Н. Терский, В. А. Сухомлинский.
Тогда открытое воспитательное воздействие, которое нацеливает на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих жизненно важных практических задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то...» И, что особенно важно, такое открытое воздействие необходимо не только для вожатого, но и для самих пионеров и октябрят, они при этом становятся добровольными проводниками идей вожатого. В жизни же нередко воспитательное воздействие происходит только по преимуществу открытым и прямым образом, к тому же лишь привычными, «отработанными» способами. Считается, что это кратчайший, а значит, наилучший путь к достижению воспитательных целей. Глубокое заблуждение! Воспитательное воздействие прямо в лоб и приводит ко всем тем недостаткам, о которых мы говорили выше.
Итак, каждый метод и прием воспитания должен быть способом — общим и конкретным — всестороннего товарищеского творческого воздействия.
Но ведь любой из способов воспитательного воздействия существует не сам по себе, а в определенной системе коммунистического воспитания. Существует много разных классификаций методов воспитания, появляются и новые. Ведь жизнь ставит перед педагогической наукой все более сложные задачи. Много проблем предстоит решить в связи с реформой школы, в том числе и связанных с методами воспитания.
Исходя из самого существа методов коммунистического воспитания, мы раскрываем в теории и применяем на практике три тесно взаимосвязанные группы способов воспитательного воздействия:
методы и приемы товарищеского побуждения;
методы товарищеского убеждения;
методы и приемы товарищеского приучения.
Для начинающего молодого воспитателя особенно хотелось бы остановиться на методе ТОВАРИЩЕСКОГО ПОБУЖДЕНИЯ. С его помощью мы возбуждаем и развиваем те чувства и стремления, интересы и потребности, которые делают человека увлеченным участником общей творческой гражданской заботы. Создаем и укрепляем эмоционально-волевой настрой, нужный для действий на общую радость и пользу. На товарищеское решение все более сложных жизненно важных задач: практических, учебных, собственно воспитательных. При этом мы опираемся прежде всего на чувство радости и чувство ответственности. Отсюда и приемы товарищеского побуждения: побуждения радостью, побуждения ответственностью, побуждения радостью и ответственностью одновременно.
Увлечение радостной перспективой А. С. Макаренко называл «завтрашней радостью» и считал «истинным стимулом человеческой жизни». «Завтрашняя радость» — это чувство ожидания, предвосхищения чего-то важного, необходимого для окружающих людей и для тебя как их товарища. Используя этот метод, мы вдохновляем наших воспитанников и вдохновляемся сами тем, что ожидает нас в скором времени (близкая перспектива), спустя несколько недель или месяцев (средняя перспектива), в предстоящие годы (далекая перспектива).
Вожатому-новичку этот метод — лучший помощник в часы «старта» нового коллективного творческого дела, творческого праздника. Он — лучший друг в минуты уныния, неудач, сомнений. Отсюда и такие приемы, как увлечение общей мечтой («Давайте помечтаем, как будем...»), разговор-старт («Как же все-таки лучше?»), мечты о желаемом («А что бы тебе хотелось сделать хорошего?»).
Увлечение радостной перспективой поможет вожатому поднять пионеров на добрые дела. Вспомним, как использовал этот метод А. П. Гайдар, вдохновляя юных ленинцев на тимуровскую заботу. Разве не на ощущении радостной перспективы построена пятилетка трудовых пионерских дел!
Поможет увлечь творческим поиском выдвижение и обдумывание различных «поисковых» задач-вопросов: «Что лучше нам сделать, чтобы...», «Как сделать?», «Кому лучше участвовать в этом деле?», «С кем вместе?», «Кому быть ведущим?», «Когда и где провести это дело?». Поможет и награда, прежде всего моральная, в особенности от коллектива (благодарность перед строем, сообщение и фотография в «молнии», страничка в устном журнале или живой газете со сценкой, стихами, рисунками, песней в подарок, памятный свиток и т. д.).
Увлечение радостной перспективой играет особенно важную роль в осуществлении творческих праздников, таких, как сбор — рождение коллектива, праздник-старт «Путешествие в...», общих сборов, на которых составляют планы жизни коллектива, итожится пройденное, отмечаются победители и т. д.
Но вот от чего необходимо предостеречь вожатого. Случается порой так, что методы товарищеского побуждения радостью подменяются такими способами воспитательного воздействия, как «подкуп» (по выражению А. С. Макаренко) воспитанников какой-либо заранее оговоренной ценностью. Они-де получат то-то и то-то, если сделают то-то и то-то. И тогда главенствующим становится не радость созидания, не радость товарищеской заботы об общем деле, а удовольствие от ожидаемого потребления готового материального или духовного блага. Опасная подмена, она может свести на нет все наши усилия.
И. П. ИВАНОВ,
доктор педагогических наук

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz