каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.04.2024, 22:18

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Вожатый

ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ В САМОМ НАЧАЛЕ СВОЕГО ПУТИ СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ ГЛУБОКО ОСОЗНАЛ: ПОЛНОКРОВНАЯ ЖИЗНЬ ДРУЖИНЫ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ В КАЖДОМ ОТРЯДЕ БУДЕТ НАСТОЯЩИЙ ВОЖАТЫЙ. ВОТ ПОЧЕМУ ПОДБОР ОТРЯДНЫХ ВОЖАТЫХ, ИХ ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ВСЕГДА БЫЛО ДЕЛОМ НАИВАЖНЕЙШИМ. НЕКОТОРЫЕ ВОЖАТЫЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ «РУКОВОДИТЬ» ЖИЗНЬЮ ПИОНЕРСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ЧЕРЕЗ УЧИТЕЛЕЙ. НО УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ПИОНЕРОВ ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ. ДАЖЕ САМЫЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ЗАЙМЕТ В ЖИЗНИ РЕБЯТ ТО МЕСТО, КОТОРОЕ ОНИ ОТВОДЯТ СВОЕМУ ВОЖАТОМУ...
БЕЗ ВОЖАТОГО ОТРЯД НЕ МОЖЕТ ПОЛНОКРОВНО ДЕЙСТВОВАТЬ КАК СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ, САМОУПРАВЛЯЕМОЕ. БЕЗ ВОЖАТОГО ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА О ТОМ, ЧТО РУКОВОДЯТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КОМСОМОЛ И ЕГО ПОСЛАНЦЫ — ПИОНЕРСКИЕ КОМИССАРЫ, — ОСТАНУТСЯ ДЛЯ ПИОНЕРОВ ЛИШЬ ФРАЗОЙ. БОЛЕЕ ТОГО. МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ПРИМЕРОМ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВОМ И ДЕЛОМ. А ЭТО НАНЕСЕТ УЩЕРБ НРАВСТВЕННОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЮНОЙ ЛИЧНОСТИ.

С ЭТОГО И НАЧНИ
Задача подобрать из числа лучших комсомольцев отрядных вожатых, постоянно учить их — в Положении о старшем и отрядном вожатом при перечислении основных обязанностей старшего вожатого названа первой. Значит, и первые шаги должны быть сделаны в этом направлении.
Что предстоит в сентябре — октябре?
Прежде всего встретиться с секретарем комитета комсомола школы, членом комитета, ответственным за работу с пионерами. Узнать, в каких отрядах есть вожатые, в каких — нет. Вместе подумать, что предпринять, чтобы вожатые были в каждом отряде. Это возможно в том случае, когда воспитание юных ленинцев является делом не одиночек, а всего комсомольского коллектива школы. «Каждая классная комсомольская организация — коллективный вожатый пионерского отряда» — вот ключ к успеху.
Результатом встречи старшего вожатого с руководителями комсомольской организации школы может стать решение обсудить состояние работы с пионерами на комсомольских собраниях — общем и классных; объявить смотр работы классных комсомольских организаций с пионерами; закрепить за отрядами коллективных вожатых.
Вторая встреча руководителя дружины — с секретарем комсомольской организации шефов, с командиром и комиссаром педагогического отряда. Здесь важно узнать, что было сделано в прошлом учебном году, каковы планы на год нынешний. Четко сформулировать свою просьбу: какие вожатые и в какие именно отряды нужны.
Встреча третья — с уже работавшими вожатыми. В откровенной дружеской беседе необходимо узнать, как строили они свою работу, что им удавалось, что нет.
Хорошо встретиться с теми комсомольцами, школьниками и производственниками, которым поручено стать вожатыми. Ни в коем случае нельзя направлять их в отряды сразу! Они еще многого не умеют, не владеют элементарными знаниями методики, а значит, могут не преодолеть вполне естественные на первых порах трудности, разочароваться. О том, как создать в дружине школу вожатых и готовить новичков к вожатской работе, как провести торжественное «посвящение в вожатые», организовать их первую встречу с отрядами, рассказывалось в статье «Есть задача? Найди решение!» («Вожатый», № 9, 1983 г.).
Итак, привлечено внимание к пионерской дружине всех комсомольцев школы; налажены контакты с комитетом комсомола шефов; подобраны вожатые в те отряды, где их не было.
Теперь необходимо сосредоточить внимание на том, чтобы наладить систематическое и целенаправленное обучение отрядных вожатых. Практика показывает, что правильнее учить отдельно вожатых-школьников и вожатых-производственников, причем дифференцированно. Это естественно: вожатому четвероклассников нужны одни знания, вожатому старших пионеров — совсем другие.
Занятия школы вожатых-производственников лучше организовать по месту их работы непосредственно на заводе, фабрике: свободного времени у них немного, и тратить его надо разумно. Да и контроль за посещением занятий легче обеспечить. Будет правильно, если старший вожатый дружины в назначенное время придет на семинар заводской школы вожатых, выступит, проведет практические занятия.
Немного о тематике занятий с отрядными вожатыми.
Тех, кто работает в отрядах третьих и четвертых классов, прежде всего надо знакомить с психологическими особенностями детей и младших подростков, раскрыть роль вожатого отряда в формировании у младших пионеров соответствующей их возрасту пионерской позиции. Рассказать о методике разработки пионерского слова, о том, как организовать борьбу за право носить имя любимого героя, в каких общественно полезных делах могут участвовать ребята, как сформировать у них познавательные интересы, как использовать игру в работе отряда, как организовать сдачу норм ступени ГТО «Смелые, сильные, ловкие», подготовить и провести в отряде пионеров-четвероклассников отчетно-выборный сбор.
Занятия с вожатыми пионерских отрядов пятых классов могут включать следующие темы: особенности психологии среднего подросткового возраста; участие вожатого отряда в формировании у пионеров соответствующей возрасту пионерской позиции; содержание и формы идейно-политического воспитания пионеров; пионерский отряд — коллективный вожатый октябрят; «Зарница» в пионерском отряде; работа вожатого по организации разумного досуга пионеров, формированию и развитию интересов и склонностей подростков; роль вожатого в работе с подростками, требующими особого педагогического внимания; подготовка и проведение отчетно-выборного сбора в отряде пятого класса; участие отряда во Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР».
С вожатыми отрядов шестых классов целесообразно разобрать следующие вопросы: политическая информация в отряде; методика организации коллективных творческих дел; содержание и формы общественно полезной деятельности пионерского отряда; использование в работе периодической печати, радио и телевидения; особенности работы вожатого в профильном пионерском отряде.
Тематика занятий с вожатыми отрядов седьмых и восьмых классов может быть такой: психологические особенности подростков старшего пионерского возраста; роль вожатого отряда в формировании у пионеров позиции старших в пионерской дружине; подготовка к посвящению в «отряды старших пионеров»; особенности идейно-политического, трудового и нравственного воспитания пионеров старшего возраста; участие вожатого в подготовке пионеров седьмых и восьмых классов к вступлению в ряды ВЛКСМ; помощь пионерам в самообразовании; пионеры — значкисты ГТО (ступень «Спортивная смена»); методика подготовки и проведения отчетно-выборного сбора в отряде пионеров старшего возраста; работа вожатого по оказанию помощи пионерам в выборе своей будущей профессии; забота вожатого о сохранении преемственности в работе пионерского отряда и комсомольской организации; организация сбора «Прощание с пионерским отрядом».
Специальные занятия могут быть посвящены истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, деятельности пионерских организаций зарубежных стран, международному детскому демократическому движению.
Занятия школы вожатых, как правило, проходят один раз в месяц. Их продолжительность — полтора-два часа.
Вот, к примеру, как может пройти одно из них. Линейка. Беседа для всех: «Письма Н. К. Крупской к пионерам и методика их использования в работе с отрядом». По окончании — просмотр очередного выпуска киножурнала «Пионерия». И начинают работать секции, где разговор о том, как организовать выполнение пионерского слова отряда; обмен опытом; как проводят ребята свое свободное время, обсуждение очередного номера журнала «Вожатый». И снова все в сборе. Организаторы предлагают коллективное творческое дело — выпуск «живой» газеты. Вожатые делятся по группам, время на подготовку — 20 минут. Завершается занятие разучиванием новой пионерской песни.
Важно, чтобы на занятиях применялись плакаты и атласы, слайды и магнитофильмы, видеозапись и открытки, чтобы каждый раз менялась форма их проведения; деловая игра и разбор педагогических ситуаций, обсуждение методической литературы и практикумы по игре на горне, барабане, строевой подготовке, разучивание песен, танцев и т. п. и т. д.
Помочь в проведении занятий могут вожатые-методисты и вожатые-инструкторы, методисты и руководители клубов, кружков Дворца или Дома пионеров, классные руководители, библиотекари.
Разумеется, тех знаний, которые вожатые получают на семинарах, недостаточно. Надо настроить каждого на постоянное самообразование. Порекомендовать оформить подписку на журнал «Вожатый», «Библиотечку вожатого», читать книги из серий «Для тех, кто работает с пионерами» и «Библиотечка пионера-активиста», которые выпускаются издательством «Молодая гвардия». Вместе с библиотекарем школы хорошо подготовить подборку имеющейся в библиотеке литературы по пионерской работе и оформить выставку книг «Тебе, вожатый». Составить аннотированный указатель статей за последние годы.
С целью контроля за усвоением полученных на семинарах знаний необходимо регулярно проводить с вожатыми собеседования по различным вопросам теории и методики пионерской работы.
Наряду с организацией обучения вожатых надо позаботиться о том, чтобы им захотелось сплотиться в своих вожатских коллективах. Тогда каждый будет чувствовать поддержку единомышленников, знать, что в своих поисках, радостях и трудностях не одинок: рядом — товарищи, с которыми можно поделиться удачами, находками, огорчениями, они всегда придут на помощь.
В практике наиболее распространены клубы вожатых-старшеклассников и отряды старшеклассников — спутники комсомольских педагогических отрядов. В их составе помимо отрядных вожатых и те ребята, которые возглавляют кружки, секции, шефствуют над подростками, требующими повышенного педагогического внимания.
Коллективы вожатых могут иметь свое название, девиз, песню, эмблему. И свои традиции: начинать встречу общей песней, завершать речевкой; отмечать день рождения клуба, поздравлять с днем рождения друг друга; выпускать свою стенгазету, вести летопись...
Хорошо время от времени проводить встречи педотряда и вожатского коллектива старшеклассников. Ближе узнав друг друга, комсомольцы-производственники быстрее «адаптируются» в школьном коллективе.
Серьезное значение имеют контроль за деятельностью вожатых, своевременное их поощрение, регулярное заслушивание отчетов вожатых на комсомольских собраниях, заседаниях бюро, комитетов комсомола, оказание им своевременной помощи.
Нельзя забывать о поощрении вожатых. Это может быть объявление благодарности на комсомольском собрании; представление к награждению грамотами, значками комитетов комсомола, советов пионерской организации (от районного до Центрального), органов народного образования; фотографирование у развернутого знамени пионерской дружины, комсомольской организации; ходатайство о выделении вожатым льготных путевок в молодежные лагеря и центры, включении их в состав туристских групп. Руководитель дружины должен стремиться к тому, чтобы честный и добросовестный труд вожатых отрядов был по достоинству оценен и отмечен.
Сумеют ли вожатые отрядов работать инициативно, творчески, зависит не только от них. Успех деятельности вожатых связан и с тем, как сложатся их отношения с классными руководителями, сумеют ли они достичь взаимопонимания с ними. А это, в свою очередь, предполагает готовность к такому контакту и классных руководителей.
Задача старшего вожатого — подготовить классных руководителей к совместной работе с вожатыми отрядов, сформировать у педагогов правильное понимание своей позиции в пионерском коллективе.
Понятно, что такая позиция строится прежде всего на основе глубокого понимания учителем назначения, специфики, задач и принципов деятельности пионерской организации. Поэтому руководителю дружины следует вникать в планы работы методического объединения классных руководителей, предлагать темы по теории и методике пионерской работы, рекомендовать новинки литературы по этим вопросам, пропагандировать опыт тех педагогов, которые успешно взаимодействуют с вожатым и с пионерским отрядом.
Чтобы вооружить классных руководителей необходимыми знаниями, Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина разработал программу проблемного семинара «Совместная деятельность классного руководителя и пионерского вожатого». Программа утверждена Министерством просвещения СССР и опубликована в журнале «Воспитание школьников» (№ 1, 1983 год). Хорошо, если этот проблемный семинар пройдет в школе в самом начале учебного года.
А. ПАНОВ,
ответорганизатор ЦС ВПО

А У НАС ТАК...
ГАЛИНА ЮГАНОВА, старшая вожатая школы № 257, Москва
Полтора года в нашей дружине действовал отряд вожатых - старшеклассников «Беспокойные сердца». У каждого пионерского коллектива было 3—4 старших товарища, а в отрядах 4-х классов вожатый был в каждом звене. Комсомольцы помогали звеньям, совету отряда, отрядному активу. Получалось, что мы держали в поле зрения практически каждого пионера. Вожатые анализировали всю работу. И то, чего нам никак не удавалось добиться раньше — заинтересованного участия каждого в делах звена, отряда, — как-то получилось само собой. А сколько добрых слов услышали мы от классных руководителей, для которых старшеклассники стали настоящими помощниками! Конечно, были у нас и проблемы, но в целом мне, как старшей вожатой, работать было легче и интереснее.
Костяк вожатского отряда составили шесть восьмиклассников и семь девятиклассников. Собравшись вместе и обсудив план предстоящих действий, решили — чтобы учить других, нужно учиться самим. Чтобы показать, каким может быть пионерский отряд, нужно самим стать таким отрядом. Назваться решили «Беспокойные сердца». Долго думали над девизом, наконец выбрали такой: «Будем всегда впереди идти! Будем ребят за собою вести! Будем гореть, чтоб других зажигать! Будем с отрядами в ногу шагать!»
Собирались каждый понедельник в 17.00. Учились всему, что могло пригодиться в работе с отрядами. Не сразу сложилась система этих сборов, но в конце концов пришли вот к чему: первый понедельник — теоретический сбор (изучение документов о пионерской организации, о вожатом, методика пионерской работы, содержание деятельности пионерского отряда и т. д.). Второй понедельник — практическое занятие — разыгрываем и разбираем педагогические ситуации, учимся горнить и барабанить, выпускать стенгазету. Третий — творческий (поем, танцуем). Четвертый — решаем все свои отрядные проблемы. На каждом сборе в самом начале — информация о положении дел в отрядах, срочные вопросы.
Вожатский отряд наравне с пионерскими принимал активное участие во всех дружинных делах — конкурсах, викторинах, субботниках, митингах. У него была своя стенгазета, свой план по сбору металлолома и макулатуры. В итоге за несколько месяцев наш отряд вырос до 22 человек (замечу, что для нашей школы это немало, потому что у нас один восьмой, один девятый и один десятый классы).
Спасибо командиру вожатского отряда Лене Бирюковой. Ее энергия заражала всех. Отряд креп. О нас заговорили. В школах района стали появляться такие же отряды.
Но вас, наверное, удивляет, почему я говорю обо всем в прошедшем времени? Да, к сожалению, все это в прошлом. До конца десятого класса Лена Бирюкова была командиром. А в это время ее друзья-одноклассники уходили из отряда. Нет, не потому, что разочаровывались или устали. Нет! Неумолимо приближалась пора выпускных экзаменов, увеличивалась учебная нагрузка, строже становились требования родителей. Но отряд еще продолжал действовать! У нас был резерв — девятиклассники. Они приняли у выпускников эстафету. Но увы, через год и для них настала экзаменационная пора. И вот тут-то жизнь вожатского отряда оказалась под угрозой. Мы и раньше стояли перед проблемой пополнения вожатских рядов. Но она как-то решалась — энтузиастов хватало. А теперь их нет. Почему?...
Наверное, в большой степени здесь мой просчет. Слишком увлекшись становлением вожатского отряда, я упустила из виду его резерв. Но есть, пожалуй, и другая причина. Все, кто работает в школе, знают, какая большая разница может быть между отрядами даже параллельных классов. Это от многих причин зависит. От учителя начальных классов, от классного руководителя, от отрядного вожатого. Да и сами ребята очень не похожи друг на друга. Так получилось и в нашей школе. Нынешние восьми- и девятиклассники учились в четвертом и пятом классах, когда я стала работать старшей вожатой. На первых порах не до всего доходили руки. И в результате у пионеров четвертых, пятых классов не было вожатых. Признаюсь, и я к ним заглядывала не слишком часто. В результате нет сегодня надежного актива в восьмых, девятых, а соответственно и некому стать отрядными вожатыми. Так не стало в нашей школе вожатского отряда. Нет, я не сложила руки. Пытаюсь выправить положение. Учусь на собственных промахах.
Рассказываю всю эту не совсем радостную историю не для того, чтобы пожаловаться. Просто думаю, что мой печальный опыт может послужить хорошим уроком другим вожатым.


Девиз

«К БОРЬБЕ ЗА ДЕЛО КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БУДЬТЕ ГОТОВЫ!» — С ТАКИМ ПРИЗЫВОМ КОММУНИСТЫ И КОМСОМОЛЬЦЫ ОБРАЩАЮТСЯ К ПИОНЕРАМ. «ВСЕГДА ГОТОВЫ!» — ПО-БОЕВОМУ, ДРУЖНО ОТВЕЧАЮТ РЕБЯТА.
МЫ НАСТОЛЬКО ПРИВЫКЛИ К ЭТОМУ ПРЕКРАСНОМУ РИТУАЛУ, ЧТО ПОРОЙ НЕ ОТДАЕМ СЕБЕ ОТЧЕТА В ТОМ, РАДИ ЧЕГО И ВО ИМЯ ЧЕГО РОЖДЕН ОН И ЖИВЕТ ВОТ УЖЕ СЕДЬМОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.
И ОТТОГО, ЧТО НЕ ВСЕГДА ДУМАЕТ НАД ЭТИМ САМ ВОЖАТЫЙ, СЛУЧАЕТСЯ, ЧТО И ПИОНЕРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ЭТО ТОРЖЕСТВЕННОЕ, СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО БЕЗДУМНО, МЕХАНИЧЕСКИ.
СЕЙЧАС, КОГДА ПАРТИЯ В ЦЕЛОМ РЯДЕ СВОИХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ О ШКОЛЕ, О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА И ПИОНЕРИИ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ТВЕРДО ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ ВСЯЧЕСКОГО ФОРМАЛИЗМА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ, НАСТАЛО ВРЕМЯ И ПИОНЕРСКОМУ ВОЖАТОМУ ЗАНОВО ВНИКНУТЬ В СМЫСЛ КАЖДОГО СИМВОЛА И РИТУАЛА, В СУЩЕСТВО ДЕВИЗА, ТОРЖЕСТВЕННОГО ОБЕЩАНИЯ, ЗАКОНОВ. ВНИКНУТЬ, РАЗОВРАТЬСЯ САМОМУ В ИХ СУТИ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ИХ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ И ДОНЕСТИ ЕГО ДО ПИОНЕРОВ.
ИТАК, НАШ РАЗГОВОР О ПИОНЕРСКОМ ДЕВИЗЕ.

ВСЕГО ДВА СЛОВА
Будьте готовы!» Они с пионерского детства с нами, эти два слова, так много вобравшие в себя. Как донести до детей их глубокий смысл? Прежде чем подсказать вожатому некоторые подходы к решению этой непростой задачи, хочется привести два примера.
...Был май 1966 года. По доброй традиции делегаты XV съезда ВЛКСМ вышли на Красную площадь, чтобы приветствовать участников праздничного парада, посвященного дню рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. От имени делегатов к ребятам обратился первый космонавт земли Юрий Гагарин. О чем он говорил? Конечно, о нашей Родине, о счастье жить, учиться, работать в Стране Советов, о том, что путь в космос начинается за школьной партой. А завершая свое слово, подвел к самому главному: «Растите настоящими коммунистами, высоко несите идеи коммунизма. Коммунистической партии вы обязаны всем, что у вас есть. Мудрость партии, сила советского народа — вот что помогало нам в нелегком труде первопроходцев космоса. Так будьте же всегда верными сынами самой прекрасной страны на земле — Союза Советских Социалистических Республик».
Как перекликается наказ первого космонавта с девизом и Торжественным обещанием! Это тоже слово о верности партии и ее великим идеалам. Но в нем звучит современность, эхо космических стартов.
...В 1982 году наша страна отмечала 80-летие II съезда РСДРП. Как рассказать об этом событии тем, кто только еще готовится к вступлению в ряды пионерской организации? Эту нелегкую миссию взяла на себя Мария Павловна Прилежаева, известная детская писательница, автор книги «Жизнь В. И. Ленина», лауреат премии имени Н. К. Крупской, премии Ленинского комсомола. Полгода работала Мария Павловна над тремя небольшими историческими очерками. Предельно просто и образно рассказала она октябрятам о героическом пути нашей партии от первых марксистских кружков до наших дней, когда партия руководит и направляет жизнь Страны Советов в период зрелого социализма. И заметим, что это стоило большого, творческого труда подлинному мастеру своего дела.
Хорошо бы вожатому прочитать рассказы Марии Павловны Прилежаевой (журнал «Мурзилка», № 6, 7, 8 за 1982 г.), и выступление Юрия Гагарина, и еще многие, многие речи, статьи, письма, приветствия, обращенные к детям, авторы которых — государственные и общественные деятели, знатные люди страны, писатели и поэты. Вожатый найдет в них кладезь мыслей, могучий источник чувств, поверит в то, что каждое слово сто раз взвешено, пережито, выверено собственной жизнью и судьбой.
Только так, продуманно и искренне, основываясь на личных, собственных убеждениях, можно говорить с детьми о призыве и девизе пионерской организации, потому что это и есть первое слово о партии и о том, что юные ленинцы — самый юный отряд в едином строю коммунистов, комсомольцев, пионеров.
В призыве и девизе предельно лаконично отражено то главное, ради чего вступает человек десяти лет в пионерскую организацию: он готов стать борцом за дело партии. И о своей готовности он будет повторять многократно, всякий раз, когда услышит памятные с первой торжественной линейки слова: «Юные пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» И подтянется в этот момент, и приосанится, и вскинет руку над головой в салюте. Красивы наши дети в эти минуты! Красивы высоким порывом, единством, одухотворенностью! Мы любуемся ими, радуемся. Это естественно. Старшему поколению всегда хочется верить, что юные готовы принять и нести дальше эстафету наших идей, традиций и дел. Но ни в коем случае нельзя обольщаться мыслью, что каждый ребенок и подросток в равной мере осознанно выполняет этот ритуал, что вслед за красивым, звонким словом он начнет решительно действовать. Чтобы было так, надо девиз органично соединить с повседневной практикой пионерской жизни.
Что это значит? Постараемся разобраться на примерах.
Вот они, малыши, третьеклассники. Мы только-только познакомили их с текстом призыва и девиза. Постарались доступно и просто объяснить, кто такие коммунисты, чему они учат, за что борются. Познакомили ребят с коммунистами — учителями, колхозниками, рабочими, врачами, воинами. Предложили поинтересоваться в своих собственных семьях, у кого коммунисты родители: дедушки, бабушки, папы, мамы. Так мы начинаем открывать детскому сердцу самые первые страницы, а может быть, даже строки огромной книги о партии.
Есть хорошая традиция во многих пионерских дружинах страны: октябрята в канун вступления в пионерскую организацию проводят сборы: «Мы — дети коммунистов, мы — внуки коммунистов», или «Коммунисты в моей семье», или «Коммунисты нашего завода (колхоза)». В эту пору такое емкое сложное понятие, как «борьба за дело Коммунистической партии», предстает перед ребятами в конкретных биографиях людей. Это и сохранившиеся в семьях рассказы о прадедах, которые боролись на баррикадах, создавали первые колхозы, строили Магнитку и Комсомольск. И о дедах — героях Великой Отечественной. Это, наконец, просто папы и мамы, которые стараются честно работать, чтобы Родина наша стала богаче и сильнее, чтобы был мир на земле.
И когда мы предлагаем нашим младшим вместе подумать, какими они хотят стать, чему научиться, мы всегда в той или иной форме ориентируем их равняться на коммунистов и комсомольцев. Это и есть начало постижения смысла девиза и начало своего пионерского пути в одном ряду со старшими. Взрослея, они уже сами выбирают свои нравственные идеалы, свои примеры для подражания. И если начало было положено правильное, то можно не сомневаться: их герои — коммунисты.
Понятия «дело партии», «борьба» расширяются, дополняются по мере того, как наши ребята подрастают. Они конкретизируются на примерах нашей современности, материалах партийных съездов и Пленумов, планов пятилеток. На фактах и событиях жизни Ленинского комсомола.
Вот отряд пятого или шестого класса знакомится с планами Всесоюзной пятилетки трудовых пионерских дел и с планами пятилетки дружины. Долг вожатого — увязать пионерские перспективы, цифры, объекты с планами в районе, городе, селе, с теми грандиозными задачами коммунистического строительства, которые решает на современном этапе наша партия и народ. Поддержать ребят, найти хорошие слова о том, что они в очередной раз проявили свою боевую готовность внести частицу своего труда в общее дело партии. Слова теплые, простые и нестандартные.
Встречаясь и беседуя с вожатыми и педагогами, приходишь к мысли, что наиболее сложным для современных ребят в краткой формуле девиза остается понятие «борьба». Все дело в том, что детское и даже подростковое восприятие строится на достаточно конкретных ассоциациях. Бороться? А с кем и против чего? Ведь дело партии, ее идеи единодушно и дружно поддерживают все советские люди, весь советский народ.
Законы марксистско-ленинской диалектики придут к нашим детям значительно позже. Но это вовсе не значит, что уже сейчас, в пионерские годы, вожатый не должен раскрывать им те аспекты понятия борьбы, которые вполне доступны их пониманию. Так почему же мы призываем юных ленинцев к борьбе, а не просто к участию в коммунистическом строительстве?
Во-первых, потому, что на нашей большой планете существует два мира. Мир социализма. Справедливый, честный, построенный ради счастья трудящегося человека. И мир капитализма, в котором властвуют законы человеконенавистничества, угнетения, наживы. Каждая победа мира социализма, каждый новый шаг нашей Родины и всех социалистических стран вперед вызывает лютую злобу и ненависть у наших врагов. И в этом непрекращающаяся, ежедневная и ежечасная борьба двух миров, двух систем. Поэтому чем больше доброго и полезного сделает пионер для своей социалистической Родины, тем реальнее его позиция юного борца за дело партии.
Во-вторых, в противоборстве двух систем, все содержание которого пока для детей очень сложно, есть аспекты, которые вполне понятны им. Такие, как борьба за мир, за разоружение, за права детей, борьба против расизма, борьба за охрану окружающей среды и т. д.
Бороться — значит преодолевать. И в этом смысле можно найти немало примеров, понятных ребятам, и во внутренней жизни нашей страны. Они должны понимать, что коммунизм строится ежедневно и ежечасно трудом всех советских людей. В этой огромной стройке есть у нашей партии особый участок, особая забота. Это борьба за нового человека. Она не прекращается, не ослабевает. Это действительно борьба. Веками, до рождения Страны Советов, жили люди в неравенстве и несправедливости. Вожатый найдет в художественной литературе, истории, мемуарах массу ярких впечатляющих примеров того, как эксплуататорский строй уродовал человека, ожесточал его.
Законы старой морали или даже самые слабые их отголоски, в какой бы форме и в каких бы самых, казалось бы, незаметных «мелочах» они ни проявлялись, — это злейший наш враг, партия неустанно ведет с ними борьбу. Вот здесь-то могут и должны принять самое активное участие юные ленинцы. Разгильдяйство и недисциплинированность. Лживость и безответственность. Нерадивость в труде и учении. Равнодушие и ловкачество. Бесхозяйственное отношение к народному добру и потребительское — к природе. Слепое подражание западной моде. Эти и еще, увы, многие и многие отрицательные явления в подростковой среде не исчезнут сами собой, если пионерская организация не объявит им самый беспощадный и решительный бой. Это и будет борьба за нового человека. У пионерской организации здесь своя роль.
Программа Всесоюзного Марша задумана таким образом, чтобы ребята сами среди первостепенных задач увидели именно эту — борьбу за каждого товарища, за то, чтобы жил он и действовал по пионерским законам, чтобы учился держать слово, чтобы заботился о чести всего отряда. Осваивая программу и увлекая ею ребят, вожатый умело акцентирует их внимание на том, что главное в Марше — сам пионер. Ведь что такое пионерское слово? Это коллективное устремление ребят, в котором они намечают для себя новые нравственные рубежи. А пионерское дело? Реальное проявление лучших качеств советских ребят в коллективном труде, творчестве, спорте, в заботе о людях, о младших товарищах-октябрятах. А критерии правофлангового? Они тоже прежде всего стимулируют ребят к тому, чтобы они постоянно стремились стать лучше, боролись за коммунистические начала в каждой личности, то есть за нового человека.
На это же нацелена и пионерская поверка. Настоящую радость победы, окрыленность, вдохновение ощущают подростки в тех коллективах, где все как один уверены друг в друге, гордятся друг другом, понимают друг друга. Где все они единомышленники и друзья. Где на деле подтверждается уже сейчас, в пионерские годы, что они всегда готовы к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза.
И. ЗАРАХОВИЧ

Думаем, читателю будет очень полезно узнать, что говорила в свое время пионерам о девизе Надежда Константиновна Крупская. Хочется, чтобы вожатый обратил особое внимание на то, как увязала она этот, казалась бы, частный вопрос со всей сложностью исторической обстановки, в которой родился ленинский призыв к коммунистам — «Будьте готовы!».

БУДЬ ГОТОВ!
Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает: «Всегда готов!», — но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ.
«Будь готов!» — это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело.
...В 1902 г. у рабочего класса России не было еще своей партии. Правда, в 1898 г. состоялся первый съезд социал-демократов. На нем было лишь несколько человек представителей рабочих организаций. На съезде постановлено было организовать Российскую социал-демократическую рабочую партию, даже выбран был ЦК. Но полиция выследила съезд, переарестовала почти всех его участников, и дело распалось, осталось одно название. По отдельным большим городам были небольшие социал-демократические организации, которые вели работу среди рабочих, но они были слабы и почти не связаны между собой. Одна организация работала так, другая — иначе. Больше всего эти организации помогали рабочим устраивать забастовки. Некоторые социал-демократы думали, что задача партии только в том и состоит, чтобы помогать рабочим вести борьбу с хозяевами, а о том, что надо царя сбросить и всю жизнь построить по-иному, рано еще говорить. Другие говорили, что совсем неважно даже, чтобы была партия, важно только поднять рабочих на восстание против царизма, а что для этого надо сорганизоваться — забыли.
Тов. Ленин написал тогда книжку. Она называлась «Что делать?». В этой книжке он объяснял... какое громадное значение имеет организация. Он писал, что надо, чтобы партия, передовой отряд рабочего класса, как можно лучше разбиралась в том, что кругом нее делается; надо, чтобы она ясно видела дорогу, понимала хорошо, что в каждую минуту надо сделать. И надо, чтобы партия представляла собой дружную организацию, которая, когда надо, умела бы выступать, как один человек. Тогда только можно победить и царизм и буржуазию. Сознательность и организованность с неба не падают. Надо не покладая рук учиться разбираться в окружающем, надо учиться действовать организованно, дружно во всем.
«Мы должны всегда, — писал т. Ленин в 1902 г. в своей книжке «Что делать?», — вести нашу будничную работу и всегда быть готовы ко всему...»
Должны быть готовы вести работу тайком от полиции, печатать листовки в тайных типографиях, пользоваться всяким удобным случаем, чтобы помогать рабочим стать сознательными и организованными, должны быть готовы... идти за это в тюрьму и на каторгу. Должны быть даже готовы и к тому, чтобы, когда придет подходящий момент, восстать с оружием в руках.
«Будьте готовы», — говорил т. Ленин членам партии, и ленинская партия... не боялась никакой самой черной, самой скучной работы. И, когда пришло время, удобное для революции, ленинская партия «была готова» и повела за собой рабочих и крестьян.
Юных пионеров не было еще на свете, когда Ленин звал борцов за рабочее дело быть готовыми, но юные пионеры твердо решили быть верными заветам Ленина: они неустанно учатся, они неустанно организуются, ставят себе целью сорганизовать всех ребят, сделать их всех сознательными, умелыми; юные пионеры хотят научиться строить новую жизнь, они хотят продолжать дело Ленина.
— Будьте готовы!
— Всегда готовы!
Н. К. КРУПСКАЯ

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz