каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.03.2024, 13:54

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Октябрята

В ЭТИ АВГУСТОВСКИЕ ДНИ ОСОБЕННО НАРЯДНЫ И ТОРЖЕСТВЕННЫ НАШИ САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДРУЗЬЯ-ОКТЯБРЯТА. У НИХ И ИХ ВОЖАТЫХ — ПИОНЕРОВ И КОМСОМОЛЬЦЕВ — БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК: ПРОШЛО РОВНО 60 ЛЕТ С ТОГО ВРЕМЕНИ, КОГДА ПРИ ПИОНЕРСКИХ ОТРЯДАХ БЫЛИ СОЗДАНЫ ПЕРВЫЕ ОКТЯБРЯТСКИЕ ГРУППЫ. ВНУЧАТАМИ ИЛЬИЧА ЛАСКОВО НАЗЫВАЮТ ВЗРОСЛЫЕ РЕБЯТ-ОКТЯБРЯТ. ЭМБЛЕМА У НИХ — АЛАЯ ЗВЕЗДА С ПОРТРЕТОМ МАЛЕНЬКОГО ВОЛОДИ УЛЬЯНОВА. ВОТ УЖЕ ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ОНИ РЯДОМ — ОКТЯБРЯТСКАЯ ЗВЕЗДОЧКА, ПИОНЕРСКИЙ ЗНАЧОК И ЗНАЧОК КОМСОМОЛЬСКИЙ. КАК СИМВОЛ СВЯЗИ ЮНЫХ, ИХ ВЕРНОСТИ ЛЕНИНСКОМУ ДЕЛУ.
ЗАНЯТЬСЯ ОКТЯБРЯТАМИ СТАРШЕМУ ВОЖАТОМУ НАДЛЕЖИТ БУКВАЛЬНО С ПЕРВОГО ЖЕ ДНЯ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА. ЕСЛИ В ДРУЖИНЕ НЕТ СОВЕТА ДРУЗЕЙ ОКТЯБРЯТ, ЕГО НАДО СРОЧНО СОЗДАТЬ. ДЕЛ МНОГО. ОБ ЭТОМ И ИНТЕРВЬЮ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА С ОТВЕТОРГАНИЗАТОРОМ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В. И. ЕРМИЛОВОЙ.

СМЕНА СМЕНЕ ИДЕТ...
В августе — 60 лет октябрятским группам. Как отмечают эту дату октябрята и их старшие друзья — пионеры и комсомольцы!
Прежде всего хочется отметить, что юбилей помог привлечь к работе с октябрятами очень широкий круг общественности, нам надо обязательно сохранить этих друзей. Подготовка к юбилею потребовала от нас усилить комсомольское руководство октябрятами. И наконец, активизировалась вся жизнь октябрятских групп и звездочек.
Во многих республиках, краях, областях и районах страны советы пионерских организаций объявили смотры работы с октябрятами. В Курской области прошел конкурс на лучший проект площадки для октябрят. Его девиз «Комсомольскую заботу — октябрятам». К своему юбилею малыши области получили в подарок от комсомольцев и пионеров около сотни детских площадок.
На Украине, в Воронежской, Архангельской областях, Красноярском крае и других местах открылись юбилейные выставки — «Октябрятам — 60».
Большим событием в жизни пионерских дружин школ, лагерей стали торжественные сборы, праздники, слеты, конкурсы октябрят и их вожатых, пионерские отрядные сборы «Нашу смену воспитывать нам самим», «Забота о младших — дело пионерской чести».
В Сумской области 20 тысяч пионеров возглавляют октябрятские группы и звездочки, ведут кружки и секции. В школе № 25 с октябрятами дружит каждый пионерский отряд. В год юбилея пионеры организовали для своих младших товарищей конкурс рисунков «Я люблю свою землю» и парад октябрятских войск, игру «Зарничка» и кукольный театр «Арлекино», смотр октябрятских постов бережливых. У октябрят Сумской области сложились свои традиции. Они участвуют в пионерском походе бережливых, вносят свою посильную лепту в сбор лекарственных трав и макулатуры, дружат с ребятами из детских садов. Они участвуют в трудовых операциях — «Одуванчик», «Каштан», «Зернышко», в интернациональных и военно-патриотических акциях — «Детям Афганистана», «Дерево дружбы», «Доброе утро, ветеран», в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья».
В Ленинграде и Ленинградской области пионеры познакомили своих младших друзей с яркими страницами пионерской летописи, историей создания и развития октябрятских групп, с делами своей дружины на Марше юных ленинцев. Они вместе совершили путешествие по памятным местам — на улицу Пионерскую, к памятникам пионерам-героям ленинградцам и детям блокадного Ленинграда «Цветок жизни», помогли октябрятам вести поиск «Пионерское детство моих родителей», «Красный галстук в нашей семье».
В дружинах Краснодарского края успешно проходит операция «Твой друг — октябренок». К октябрятам пришли сотни пионеров-инструкторов, организаторов клубов и кружков, конкурсов, соревнований.
Сделано многое. Но предстоит сделать еще больше. Особого внимания требует малокомплектная сельская школа, школы и группы продленного дня. И в самом пристальном внимании нуждаются шестилетки. К сожалению, некоторые вожатые всю работу с октябрятами сводят к организации парадов октябрятских войск и игре «Зарничка». Надо добиваться, чтобы жизнь октябрят была разнообразной, формировала у них умение жить и работать в коллективе, стремление лучше учиться, прилежно себя вести, любить труд, помогать старшим. На это ориентируют руководителей пионерских дружин и отрядов решения VIII пленума ЦК ВЛКСМ. Новый учебный год мы начинаем под знаком 60-летия создания октябрятских групп. Этой дате посвящается очередной этап игры-путешествия «Октябрята — по стране Октября», осенний поход дружбы в сельские школы. Хочется верить, что все лучшее, что было рождено в дни подготовки и празднования юбилея, получит свое дальнейшее продолжение и развитие, что забота о воспитании смены будет в центре внимания и опытного и начинающего руководителя пионерского коллектива.
Самые первые шаги вожатого в дружине связаны с организацией групп октябрят. Как, когда и кто создает их?
Многие начинающие вожатые были участниками семинаров и инструктивных сборов и, наверное, обратили внимание на то, что Правила октябрят и Законы пионеров ведут одну очень четкую линию: «Октябрята — будущие пионеры», «Пионер — товарищ и вожак октябрят». Здесь, по существу, выражено главное: младшие идут на смену пионерам, которые, в свою очередь, будучи их вожаками, готовят себе смену. У октябрят пока только стремление, только желание, только готовность стать в пионерский строй. У юных ленинцев уже есть опыт жизни в организации. Им комсомол и поручил взять на свои плечи заботу о младших. Это значит: создать группы и звездочки октябрят, организовать разнообразную их деятельность так, чтобы она помогала младшим выполнять свои октябрятские правила. Наконец, подготовить их к вступлению в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Что и говорить — задача для подростков довольно сложная. Но рядом с пионерами всегда есть вожатые-комсомольцы, которые и подскажут, и посоветуют, и помогут.
В школу пришли первоклассники. Они пока что мало знают об октябрятах. Надо рассказать им «Кто такие октябрята». Почитать, а может, и показать диафильмы об их сверстниках, которые в суровые годы Великой Отечественной совершали героические поступки. Познакомить с октябрятами школы — ребятами вторых и третьих классов, с их делами, их любимыми играми, песнями, танцами, рисунками. Одну из бесед с первоклассниками хорошо посвятить символам октябрят: октябрятской звездочке, флажку, правилам обращения с ними. Нужно познакомить первоклассников с Правилами октябрят, а позднее помочь им научиться их выполнять. И все это надо успеть за сентябрь—октябрь, то есть за два первых месяца учебного года, помня при этом, что долго сидеть и слушать малыши не могут. Значит, надо разнообразить свои формы общения с ними, больше вводить элементов игры.
В самые первые дни учебного года собирается на свое заседание совет дружины. Один из вопросов на нем: «Сколько первоклассников в школе? Как будем готовить их к новой для них позиции — позиции октябренка? Какому из отрядов доверим это ответственное поручение?» Об этом идет внимательный, неторопливый разговор. Учитываются опыт и традиции, которые накопила в работе с октябрятами дружина. Принимается решение: «поручить отрядам (называется, каким именно) создание групп октябрят. На пионерских сборах этих отрядов решить — кто будет вожатым октябрятских звездочек».
Само собой разумеется, что здесь нет и не может быть решения, единого для всех пионерских дружин страны. Скажем, если в дружинах равное число отрядов четвероклассников и первоклассников, то, как правило, совет дружины поручает каждому отряду четвероклассников создать группу октябрят. Порой первоклассников приходит в школу больше, чем отрядов четвероклассников. Тогда возможны варианты. Либо поручение создать группы октябрят дается и четвертым и пятым классам, либо каждый отряд создает две группы. С того дня, как принято решение совета дружины и в первых классах появились старшие друзья, начинается планомерная работа. Первоклассники готовятся стать октябрятами. О чем и как следует с ними беседовать, мы уже говорили. Хотелось бы лишь заметить, что порой старшие вожатые перекладывают всю подготовку на плечи отряда. Это неверно. Руководитель дружины должен встретиться с первоклассниками, побеседовать с ними, поиграть, разучить песню, организовать соревнования. Хорошенько объяснить, кто такие пионеры, которым доверено право быть их вожатыми, почему это право заслужили именно эти ребята, когда и каким будет праздник, на котором первоклассникам приколют красную звездочку с портретом Володи Ульянова, и как к нему надо готовиться.
Праздники красной звездочки приурочиваются, как правило, к концу первой четверти и проводятся в канун годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Проходят они в школьных музеях Ленина, музеях боевой славы, у памятных мест города, поселка. Пионерский отряд и группа первоклассников выстраиваются друг против друга. Рядом комсомольцы — вожатые пионеров. Приглашены и волнуются вместе с ребятами родители. На грудь малышей прикалываются красные звездочки, группе вручается октябрятский флажок. Совет дружины представляет октябрятам их вожатого — старшего пионера или комсомольца. Звучат слова поздравления. От пионерских отрядов, от всей дружины, от родителей и гостей праздника. Накануне этого дня были созданы в классах боевые пятерки (звездочки), и теперь, на празднике, им представляют их вожатых — пионеров отряда, при котором создана группа. С этого дня пионерский отряд и группа октябрят идут рядом.
2 октября традиционная Всесоюзная радиолинейка дает старт Марша юных ленинцев. В этот же день стартует игра-путешествие «Октябрята — по стране Октября». Как лучше организовать этот старт?
Как можно праздничнее. Он должен запомниться и понравиться октябрятам. Старт — это игра, это воображаемое, а может быть, и вполне реальное путешествие. Где лучше всего давать старт? Конечно, в просторном помещении, позволяющем свободно двигаться: в актовом или спортивном зале, в Доме или Дворце культуры, в клубе. Вожатый вместе с советом друзей октябрят или советом дружины, с пионерскими отрядами, при которых созданы и действуют группы, заранее формирует экипажи, обсуждает, куда и с каким заданием они отправятся, на какой срок, как и когда доложат о выполнении поручения. Вместе придумывают, на каком транспорте отправятся в путешествие ребята, как будет в день старта испытываться их готовность к путешествию (для этого выбираются самые разнообразные игры на сообразительность и смекалку, на находчивость и умение принять быстрое решение, на ловкость и сноровку, на умение командовать и выполнять команду и т. д.). Конечно, для самих октябрят тут должен быть элемент тайны, необычности. Но чтобы этого достичь, пионерам, комсомольцам придется приложить много сил, выдумки, фантазии.
Хотелось бы предупредить о тех ошибках, которые допускают даже опытные вожатые. Нельзя увлекаться большим количеством заданий для группы. Тут (как, впрочем, всегда и во всем) необходимо соблюдать меру. Задание для экипажа путешественников должно быть коротким, ясным, посильным, интересным. Обязательно учитывать возраст ребят. Нельзя давать одно и то же задание для вторых и третьих классов, одно всем вторым и всем третьим. Стоит хорошенько подумать, учесть особенности коллективов, их склонности. Сроки, на которые дается задание, должны быть короткими, иначе у ребят пропадет интерес к игре. Порой вожатый, придумав очень интересное задание на старте, забывает вовремя спросить о том, как ребята с ним справляются. Потому, придумывая старт игры, надо не забывать о финише. Уже на старте необходимо сказать октябрятам и их вожатым: когда, где и как будут финишировать экипажи.
Теперь о некоторых деталях. Старт должен быть предельно коротким — 10, самое большое 15 минут. А дальше надо браться за выполнение задания, которое поручено на старте.
Следует позаботиться, чтобы на старте не была обделена вниманием ни одна группа. А если групп свыше 10, то целесообразно собирать не сразу всех вместе, а по отдельности.
Время старта. О нем следует подумать. Во-первых, потому, что у октябрят и их вожатых-пионеров в разное время кончаются уроки. Во-вторых, потому, что старт, проводимый на шестом уроке, и будет у ребят ассоциироваться с уроком. Пусть отдохнут после занятий и пионеры и октябрята, настроят себя на игру, на увлекательное путешествие. И у вас будет время создать атмосферу праздника — включить веселую музыку, подготовить соответствующий реквизит для игры, для путешествия.
Ответы записала Т. ВИКТОРОВА

СПРАВКА. Об октябрятах и работе с ними, об игре-путешествии «Октябрята — по стране Октября» читайте в «Вожатом» № 1, 4 за этот год.
Фото В. ЛУПАНДИНА


Принципы

«ВОТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК», — ГОВОРИМ МЫ О ТОМ, КТО ВСЕГДА ПОСТУПАЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ ВНУТРЕННИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ.
«Я В ПРИНЦИПЕ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСЕН», — ВОЗРАЖАЕМ МЫ, ЕСЛИ ЧТО-ТО ПРОТИВОРЕЧИТ НАШИМ ПРАВИЛАМ.
МЫ ВОЗМУЩАЕМСЯ БЕСПРИНЦИПНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В СВОИХ ПОСТУПКАХ, НЕРАЗБОРЧИВЫ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.
ОТСТАИВАЯ СВОИ УБЕЖДЕНИЯ, ВЗГЛЯДЫ, МЫ ПОДЧЕРКИВАЕМ: «ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО», ЗНАЧИТ, ОЧЕНЬ ВАЖНО, СУЩЕСТВЕННО, БЕЗ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ.
СЛОВО «ПРИНЦИП» ДАВНО И ПРОЧНО ВОШЛО В НАШУ РЕЧЬ. НО ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО К МЕСТУ УПОТРЕБЛЯТЬ ЕГО, ВАЖНО ОТДАВАТЬ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО ЗА НИМ СТОИТ. БУКВАЛЬНО ПРИНЦИП — ПЕРВОНАЧАЛО, РУКОВОДЯЩАЯ ИДЕЯ, ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ НАШЕГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРИНЦИПЫ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА, ПРИНЦИПЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ — ИМИ МЫ РУКОВОДСТВУЕМСЯ В СВОЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЛЮБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ЧЕТКИЕ И ЯСНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
ЕСТЬ СВОИ ПРИНЦИПЫ И У ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОНИ СФОРМУЛИРОВАНЫ В ПОЛОЖЕНИИ О ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА. ЭТО:
— ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ;
— ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЕЕ ДЕЛАХ;
— САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИОНЕРОВ В СОЧЕТАНИИ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ;
— УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ;
— РОМАНТИКА, ИНТЕРЕС, ИГРА В ПИОНЕРСКОЙ ЖИЗНИ;
— НЕПРЕРЫВНОСТЬ И СИСТЕМАТИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ОНИ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ ВСЕГО? КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ? КАК РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ? ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ ВОЖАТОМУ, БЕЗ ЭТОГО ЕГО РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НАБОР СЛУЧАЙНЫХ ДЕЛ, МЕРОПРИЯТИЙ, НЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТРОЙНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.
О ПРИНЦИПАХ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ РАБОТА ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАШ СЛЕДУЮЩИЙ РАЗГОВОР.

НА ПРОЧНОЙ ОСНОВЕ
С первых лет своего существования детская коммунистическая организация служила целям классового воспитания. Предстояло вовлечь детей и подростков в борьбу за дело Коммунистической партии, в строительство нового общества. Эта задача решалась в борьбе против буржуазного детского движения, его влияния на подрастающее поколение. В условиях развитого социализма эта задача не перестала быть главной. Деятельность пионерской организации прежде всего направляется на формирование у детей и подростков советского патриотизма, трудолюбия, ответственного отношения к знаниям, на воспитание коллективизма, непримиримости к буржуазной идеологии. Поэтому важнейшим принципом деятельности пионерской организации и сегодня является общественно-политическая направленность.
Участие пионеров в международных акциях, таких, как «Салют, мир!», работе политклубов, клубов интернациональной дружбы, политинформации, митинги протеста и солидарности — все это и многое другое очень важное направление в работе пионерской организации. Но реализация принципа общественно-политической направленности не ограничивается лишь этими формами. Важно и то, насколько во всех делах дружины, отрядов выражен общественный смысл, насколько они общественно значимы, какую пользу приносят другим людям, школе, стране. Не должно быть у пионеров дел бесполезных, когда впустую затрачиваются время, силы, средства.
Поясним эту мысль на таком примере... Уже не первую неделю волнуется вожатая. Приближается знаменательная дата. В плане работы дружины ей посвящен сбор. Начали готовиться заранее. Написали сценарий. В вестибюле школы вывесили красочное объявление. Оповещены отряды. Приглашены гости. Оформлен актовый зал. Почти каждый день репетиции чтецов, знаменной группы, хора. И вот наконец сигналы фанфар известили о начале сбора. Торжественный вынос знамени. Гаснет свет. В луче прожектора группа чтецов. Звучит литературный монтаж. Школьный хор исполняет революционные песни. Выступают гости. Пионеры вручают им цветы. Торжественный вынос знамени. Сбор окончен.
Волнения позади. Вожатая довольна. Все прошло гладко, без сучка без задоринки. Но стоит ли обольщаться? В дружине прошел сбор, к которому столько времени готовились — рисовали, учили, репетировали. А что в итоге? Пионеры без особого интереса прослушали монтаж, похлопали гостям и разошлись. Что изменилось в их жизни после этого сбора? К чему они приобщились? Стало ли интереснее в отрядах и звеньях? Сплотились ли пионеры в общей работе на пользу себе и другим людям? Стал ли сбор стартом новых дел? К сожалению, на все эти вопросы в данном случае ответ один — нет!
Видеть в каждом деле, даже самом небольшом, общественный смысл, возможность улучшить окружающую жизнь — такой подход и будет в полной мере политическим, ибо, как известно, основным политическим принципом нашего общества является забота о человеке. Только при таком подходе можно ожидать действенной реализации принципа общественно-политической направленности деятельности пионерской организации.
Всесоюзная пионерская организация — массовая, в ней сегодня 20 миллионов детей и подростков. И каждый вступил в организацию добровольно, по собственному желанию — таков принцип. Но принцип этим не ограничивается. Каждый пионер должен вносить свой вклад во все дела, каждый должен стать активным участником жизни своего звена, отряда, дружины. Поэтому принцип добровольного вступления в организацию слит воедино с принципом активного участия в ее делах.
Множество интересных и полезных дел свершают пионеры. Они работают в органах самоуправления, выполняют постоянные и временные поручения, являются инструкторами у младших ребят. Но есть и пассивные ребята, они равнодушны, а порой и негативно относятся к делам отряда. Зависит это от разных причин, проследим на примере.
Родился новый пионерский отряд. Октябрята очень ждали этого дня. Готовились, волновались. И наконец свершилось. Заалели на груди пионерские галстуки. Для них это серьезное событие, пожалуй, самое серьезное за всю предыдущую их жизнь. Они были уверены, что вслед за ним должно произойти что-то очень значительное. Все теперь должно пойти по-другому, совсем не так, как раньше. Но вот прошла неделя, другая, а ничего не происходит, ничего не изменилось. Приходил, правда, вожатый, рассказывал, кого нужно выбрать в совет отряда, какие должны быть поручения. А как это делать — никто не знает. Очевидно, нет необходимости пояснять, что в данном случае не реализуется принцип, о котором идет речь.
Что значит активно участвовать в делах организации? Активность пионеров может проявляться по-разному. Она может быть организаторской, исполнительской, творческой. Она может быть систематической и эпизодической. Каждый ли из ребят может быть организатором? Во всяком случае, важно стремиться к тому, чтобы мог каждый. Но не стоит умалять значение исполнительской активности пионеров. Не менее важным, а порой даже более оказывается умение ребят активно и творчески, со всей ответственностью исполнить порученное дело, от которого будет очень многое зависеть.
Активное участие пионеров в делах организации обеспечивается в том случае, если для каждого из них точно определено конкретное дело в звене, отряде, которое должно стать точкой приложения его сил, отвечать его возможностям. Найти каждому дело по силам и по душе помогает программа Всесоюзного Марша юных ленинцев.
Пионерская организация — организация самих детей, а не для детей, подчеркивала постоянно Н. К. Крупская. Пионеры — хозяева своей организации. А это значит, им самим решать, как работать и жить в ней, как строить эту жизнь. Очень важно, чтобы в организации пионеры научились сами планировать свою жизнь, осуществлять задуманное, подводить итоги сделанного, анализировать прожитое. Сами? Но ведь они еще дети? По плечу ли им решение тех важнейших политических задач, которые стоят перед пионерской организацией? Да, по плечу, если рядом с ними будут надежные и умные старшие товарищи — вожатые, педагоги, взрослые. Вместе с ними ребята способны на многое. И это тоже принцип пионерской организации — самодеятельность пионеров в сочетании с педагогическим руководством. Заметим, что не наоборот. Самостоятельность пионеров всегда была и остается на первом месте. Но без грамотного педагогического руководства взрослого не будет подлинной детской самодеятельности.
К сожалению, далеко не все еще вожатые прониклись важностью этого принципа. Есть такие, которые стремятся все брать на себя. Такой вожатый сам, от начала до конца, планирует всю работу дружины, сам, лично проводит сборы совета дружины, сам подбирает необходимые материалы для дружинных дел и праздников, пишет сценарии, оформляет, сам подводит итоги работы. Пионерам при таком вожатом делать нечего, они лишь пассивные исполнители его идей. Но вот заболел вожатый. И все сразу остановилось в дружине: сбор макулатуры сорвался, смотр строя не провели, совет дружины не смог подготовить трудовые объекты для субботника, отряды не получили задания. И это закономерно. Ведь, подменяя ребят в работе дружины, вожатый нарушает принцип самодеятельности, а это влечет за собой неизбежно нарушение и всех остальных принципов пионерской организации. Поэтому принцип самодеятельности пионеров в сочетании с педагогическим руководством взрослых требует особого внимания вожатого. Очень важно не только самому, в своей непосредственной работе, реализовывать его, но и заботиться о том, чтобы он не нарушался другими взрослыми — учителями, классными руководителями, осуществляющими педагогическое руководство деятельностью пионерских отрядов, разновозрастных объединений.
Пионерская организация объединяет в своих рядах детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Каждый пионер состоит в ней около пяти лет. Срок немалый, к тому же приходится он на период самого бурного развития школьников.
Какие они разные, наши пионеры! Непоседливые, шумные третьеклассники и сдержанные в проявлении своих чувств и эмоций семиклассники, уже стоящие на пороге юности. Как по-разному они все воспринимают, на все реагируют! То, что еще не в силах сделать младшие, старшим уже кажется легким и неинтересным. То, что увлекает старших, непонятно и скучно для младших. Поэтому, организуя работу дружины, необходимо непременно учитывать особенности возраста пионеров. Но и в пределах одной возрастной группы ребята непохожи друг на друга. Каждый — индивидуальность. Каждого отличает уровень развития познавательных, творческих и организаторских способностей. У каждого свои интересы, склонности. Разный опыт участия в жизни отряда, дружины. Все это тоже надо иметь в виду вожатому. На это и ориентирует нас принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Реализация этого принципа, пожалуй, вызывает наибольшие трудности в работе начинающего вожатого. Ведь, прежде чем стать настоящим мастером своего дела, надо научиться безошибочно определять, что необходимо пионерам данного возраста, какими должны быть содержание, формы и методы работы с пионерами разных возрастных групп. Как разговаривать с младшими и старшими, в какой форме и какие по содержанию, глубине и объему следует давать поручения отрядам и многое, многое другое.
В реализации этого принципа вожатому большую помощь оказывает ныне действующая программа Всесоюзного Марша юных ленинцев, составленная с учетом особенностей всех трех возрастных групп пионеров. Умело пользуясь ею, вожатый сможет, постепенно усложняя деятельность отрядов, повести их от высоты к высоте, наметить педагогически верный подход к каждому пионерскому коллективу, помочь найти свое место в его жизни каждому пионеру.
Советуем вожатому познакомиться с книгой 3. А. Ходоровской «Классному руководителю о работе с пионерами разного возраста» (М., Просвещение, 1982).
Вожатый должен хорошо знать своих ребят, постоянно изучать их, фиксировать изменения в их развитии, выявлять интересы и склонности. Грамотный руководитель постарается учесть эти знания при планировании работы дружины, он не станет всем отрядам давать одинаковые задания, проводить сборы и праздники для пионеров разных возрастных групп по одному и тому же сценарию, он обязательно будет учитывать особенности развития коллективов пионерских отрядов. И конечно же, всегда, в любом деле будет учитывать главную, ведущую особенность подростков — их стремление к романтике, интересной и увлекательной игре. Последнее особенно важно.
Если дела дружины и отряда при всей их общественно-политической направленности ребятам неинтересны, то вряд ли стоит ожидать положительного результата от них. А ведь главным в работе пионерской организации являются не сами дела операции, праздники, а то, как воздействуют они на пионеров, какой несут воспитательный заряд, как влияют на формирование личности. Известно, на человека наиболее сильно воздействует то, что волнует его, вызывает эмоциональный отклик. Вот почему особым принципом деятельности пионерской организации является интерес, романтика, игра. Он непосредственно связан с предыдущими, вытекает из них и в то же время обладает особой воспитательной силой.
Реализуя этот принцип, вожатому следует помнить, что ни одно дело не должно оставлять ребят равнодушными, все должно вызывать их живой интерес, отклик. Здесь хочется еще раз вспомнить слова Константина Устиновича Черненко на апрельском Пленуме ЦК КПСС: «В работе пионерских дружин и комсомольских организаций школ не должно быть ни казенщины, ни скуки».
И еще один важный принцип действует в пионерской организации — непрерывность и систематичность в работе.
Непрерывно — значит, постоянно, повседневно, а не от мероприятия к мероприятию.
Систематично — значит, работа пионерской дружины должна вестись последовательно, планомерно, иметь определенную логику и целесообразность.
Многое в реализации этого принципа зависит от умения вожатого правильно спланировать работу дружины, исходя из общих задач, требований, особенностей текущего года. Определяя узловые события для всей дружины, надо основное внимание уделить работе в отрядах, предусматривая последовательное усложнение содержания и способов организации их деятельности, рационально распределяя общую нагрузку.
Однако необходимо твердо помнить: чтобы грамотно планировать и осуществлять деятельность дружины, недостаточно руководствоваться лишь последним принципом. Совершенно очевидно, что опираться следует на все принципы, ни одного не упуская из виду. Каждое дело, которое задумывает вожатый, будь то сбор, трудовая операция, праздник, фестиваль и т. д., должно быть, как по компасу, сверено с принципами пионерской организации. Какова его общественно-политическая направленность? Будут ли активно участвовать в нем все пионеры? Каковы способы организации дела? Насколько оно учитывает возрастные особенности детей? Какова эмоциональная насыщенность? Как это дело будет связано с другими? На все вопросы вожатый должен знать ответ прежде, чем приступит к осуществлению своих замыслов. Только при таком подходе можно рассчитывать, что цели и задачи, стоящие перед организацией, будут достигнуты.
Шесть принципов — это не просто шесть отдельных правил, условий деятельности пионерской организации. Это целостный комплекс, единая идея, один подход. Только в своем единстве они обеспечивают прочную основу деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
Е. ТАМАРИНА
Фото В. ГУСЕВА

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz