Меню сайта |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
скачать журнал <- предыдущая страница следующая -> Планирование
ПОЛОВИНА УСПЕХА, ГОВОРЯТ, В ХОРОШЕМ ПЛАНЕ РАБОТЫ, И ЭТО ВЕРНО. ЕСЛИ НАМЕЧЕНА ЧЕТКАЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ, ТО РАБОТАЕТСЯ ЛЕГЧЕ. О ТАКОМ ИМЕННО ПЛАНЕ МЕЧТАЕТ КАЖДЫЙ ВОЖАТЫЙ. И НАЧИНАЮЩИЙ ТОЖЕ. И СТАРАЕТСЯ ПОРОЙ ВЗЯТЬ ЗА ОБРАЗЕЦ ПЛАН РАБОТЫ У СВОИХ КОЛЛЕГ. ИНОГДА ЭТО ЕМУ УДАЕТСЯ. НО ИДЕТ ВРЕМЯ, А «ПОЛОВИНА УСПЕХА» ТАК И ОСТАЕТСЯ ПОЛОВИНОЙ, ПРИЧЕМ НА БУМАГЕ. ОДНО ИЗ ПЕРЕПИСАННОГО, ЧУЖОГО ПЛАНА НЕ ПРИНИМАЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ. ДРУГОЕ — НЕ ВСТРЕЧАЕТ ПОДДЕРЖКИ У ВОЖАТЫХ ОТРЯДОВ, ТРЕТЬЕ — ИСПОЛНЯЕТСЯ БЕЗ ЭНТУЗИАЗМА ДЕТЬМИ. ЧЕТВЕРТОЕ — НЕ НРАВИТСЯ САМОМУ ВОЖАТОМУ. И НЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ! ПЛАН ВАШЕЙ РАБОТЫ ДОЛЖЕН И РОЖДАТЬСЯ ВАМИ. НО ЛЮБОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ПРОЦЕСС ЖИВОЙ И ТВОРЧЕСКИЙ, ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОБЩИХ ПРАВИЛ. О НИХ НАШ РАЗГОВОР.
ОРИЕНТИРЫ НА ЗАВТРА Начнем с определения — что такое план? Заранее намеченная система мероприятий, объединенных общей целью, которые взаимосвязаны, выстроены в определенном порядке и рассчитаны на конкретные сроки. План вожатого полностью определяется этими положениями. Это тоже система мероприятий, которые организует и проводит он сам. Все они взаимосвязаны, потому что подчинены одной общей цели — организовать деятельность дружины, отрядов, звеньев таким образом, чтобы она повседневно формировала у пионеров готовность бороться за дело Коммунистической партии. Деятельность эта различна и по содержанию, и по формам, и по масштабам. Выступление на общедружинном митинге и лекция перед родителями, беседа с пионерским звеном и организация игры, разговор с пионером или классным руководителем, информация на заседании педагогического совета или выступление на комитете комсомола шефствующего предприятия. Но какова бы она ни была, непременным остается главное — выполнение тех воспитательных задач, которые ставит перед собой руководитель пионерского коллектива. А задачи эти сложны и ответственны. И решить их можно, только представляя себе всю сложность и ответственность своей позиции. Представитель комсомола в детской коммунистической организации, работник идеологического фронта. Руководитель, организатор, воспитатель пионеров. Член педагогического коллектива школы. Как представитель комсомола в детской организации, работник идеологического фронта, он призван быть проводником идей партии и комсомола в детской самодеятельной коммунистической организации. Сегодня эти идеи еще и еще раз выражены в решениях апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС, «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. К. У. Черненко на Всеармейском совещании, в постановлении ЦК КПСС о комсомоле. Когда, в какой форме сказать об этом ребятам, родителям, педагогам, своим верным помощникам — отрядным вожатым? Начиная работу над планом, об этом следует подумать в первую очередь. Причем и над тем — что сказать, и над тем — как сказать. Как член педагогического коллектива вожатый призван вместе с учителями осуществлять воспитание юных граждан. Начинающему вожатому предстоит многому поучиться у опытных мастеров педагогического труда. Побывать на уроках и классных часах, беседах и родительских собраниях, познакомиться с опытом лучших учителей на семинарах. Но в своем деле — педагогике пионерской работы — вожатый должен быть мастером сам. И, в свою очередь, посоветовать, предложить классному руководителю ту или иную тему для разговора с ребятами, те или иные вопросы пионерской жизни для обсуждения с родителями. Учиться у педагогов и уметь достаточно компетентно выступать в роли их коллеги — задача руководителя дружины. Где и как выступает вожатый перед педагогами? На педагогических советах, совещаниях, семинарах. И каждое его выступление должно помочь учителям глубже вникнуть в суть современной пионерской педагогики. Начиная работу над планом, следует внимательно продумать эту сторону дела, о чем именно будет идти речь, в какой форме. Как руководитель, организатор и воспитатель пионеров вожатый призван формировать у юных ленинцев готовность, умение и волю, к тому, чтобы уже сегодня они могли вносить свою лепту в дело борьбы за дело Коммунистической партии Советского Союза, следовать в своих поступках Торжественному обещанию, соблюдать пионерские Законы, выполнять программу Марша юных ленинцев. Марш предлагает богатое содержание, различные виды деятельности, самые разнообразные ее формы: сбор, поход, поиск, трудовые вахты и десанты, митинги и манифестации, встречи с ветеранами войны и труда, и обсуждение книг, статей, кинофильмов и т. д. Помочь ребятам (в одном случае звену, в другом — отряду, в третьем творческой группе и т. д.) организовать эту деятельность, пробудить в детях инициативу — научить азбуке организаторской работы — забота руководителя дружины. Как часто будет встречаться и беседовать с ребятами вожатый об их пионерских законах, о пионерском слове, о пионерской поверке? Какие дела посоветует и поможет организовать в дружине, отряде, группе октябрят? Какими идеями, интересными задумками и предложениями поделится с ними? И вновь в плане все это должно выстроиться в последовательную систему разнообразных организаторских педагогических и пропагандистских действий вожатого. Начиная работу над планом, об этом забывать нельзя. Как нельзя забывать и о том, что все намечаемое должно быть совершенно конкретным и посильным для руководителя дружины, учитывать условия, в которых работает его школа. Конечно, главное оружие вожатого — его собственное слово, живое, убедительное, яркое, которое звучит на сборе, митинге, линейке, празднике, фестивале в отряде, дружине, в беседе с пионерским активом, с учителями и классными руководителями, с родителями и шефами, с комсомольцами школы и шефствующего предприятия. Но нельзя недооценивать и такие пропагандистские средства, как радио и газета. И не только в самой школе, но и на шефствующем предприятии, в колхозе, совхозе, на стройке и т. д. Слово вожатого должно звучать и здесь. Это — о чем план. Теперь о его структуре. Первая часть — задачи. О них мы коротко уже сказали. Теперь о тех направлениях, по которым целесообразно их реализовывать. Конечно, тут у каждого руководителя дружины свой почерк. Но для начинающего разумнее всего действовать в соответствии с теми направлениями, которые определены Положением о вожатом. Вспомним еще раз. Вожатый — руководитель, воспитатель и организатор юных ленинцев. Правомерно один из ведущих разделов плана так и назвать: организаторская работа в пионерском коллективе. С дружиной в целом. С отдельными отрядами. С пионерским активом. С советом дружины. С вожатыми октябрятских групп и звездочек. С клубами, штабами, командами и т. д. С отдельными ребятами. Старший пионерский вожатый — член педагогического совета школы. Целесообразно один из разделов плана посвятить совместной работе с педагогическим коллективом по организации деятельности дружины. В нем участие в педагогических советах, в подготовке и проведении семинаров классных руководителей и учителей-предметников. Встречи и беседы с отдельными классными руководителями и отрядными вожатыми, с организатором внеклассной, внешкольной работы. Старший вожатый в своей повседневной деятельности взаимодействует с комитетом комсомола, комсомольской организацией школы, предприятия, колхоза, совхоза, воинской части, учебного заведения. В плане это может быть вполне самостоятельным разделом. Здесь подбор отрядных вожатых и их направление в отряды. Подбор руководителей кружков, секций, различных объединений. Организация их учебы, практическое оказание помощи. Участие в работе комсомольских собраний, заседаний комитетов комсомола, на которых обсуждаются вопросы руководства комсомольской организации пионерской дружиной, вопросы деятельности дружины. Подготовка старших пионеров к вступлению в ряды ВЛКСМ. Старший пионерский вожатый успешно возглавляет дружину и организует пионерский коллектив до тех пор, пока он учится. Овладевает педагогическим мастерством, постоянно расширяет свой идейно-политический и культурный уровень. Как, каким образом, в какое время будет заниматься вожатый самообразованием — тоже необходимо предусмотреть в плане. Участие в системе комсомольского политпросвещения, в семинарах, инструктивных сборах, совещаниях. Выступления на них. Посещение школ, где работают вожатые-инструкторы и вожатые-методисты. Подготовка тематических или проблемных семинаров на базе своей школы и выступления на таких семинарах. Работа с книгой, газетой, журналом. Раздел плана может так и называться — самообразование. С чего начинается работа над планом? С четкого понимания своего места в пионерском коллективе, в коллективе педагогов школы, своей роли пионерского комиссара, работника идеологического фронта. С умения вчитываться в документы партии, комсомола о школе, пионерской организации и думать над тем, как донести до ребят их смысл. С умения чувствовать трудовой, напряженный ритм страны, которая строит новое общество, которая борется за мир на земле. С умения увязать большую жизнь страны с жизнью, делами своей дружины, одиннадцатую пятилетку — с пятилеткой трудовых пионерских дел, борьбу за мир с пионерской операцией «Салют, мир!» и т. д. Представьте ясно тот коллектив пионеров, педагогов, отрядных вожатых, с которым вам предстоит действовать. Опыт их работы. Традиции. Успехи, достигнутые на Марше. Перелистайте страницы летописи дружины и ее книги Почета. Дневников отрядов и выпусков стенных газет. Ребячьих анкет и сочинений. Побеседуйте с самими пионерами, их вожатыми, классными руководителями, с руководителями школы. Поинтересуйтесь, как выглядела вверенная вам дружина в пионерском строю района: чем гордилась, какие сбои у нее случались. Постарайтесь представить себе свою работу завтра и послезавтра, через месяц и через полугодие. Нарисуйте себе идеальную модель: вот какой я хочу видеть свою дружину! Вы закончили работу над планом. Обсудите его с директором школы, секретарем партийной организации. Если они одобрили ориентиры вашей деятельности, можно считать их руководством к действию. Разумеется, жизнь идет вперед. И естественно, предусмотреть все невозможно. И в вашем плане возможны коррективы и уточнения. Но главное — не сойти с курса! Т. ТРУХАЧЕВА
А У НАС ТАК... ГЕННАДИЙ ДУЛЬНЕВ, старший вожатый школы № 669 Москвы Сентябрь... Основное время тратится на решение самых разных организационных вопросов. Мой опыт и опыт моих коллег убеждает: чем больше успеешь в сентябре, тем лучше для всей дальнейшей работы. Что я делаю? Иду в районный Дом пионеров. Узнаю режим его работы, записываю в свою записную книжку расписание занятий школы актива и школы старших вожатых, семинаров классных руководителей. Знакомлюсь с планом работы методистов. Интересуюсь, когда планируется приезд сотрудников Дома пионеров в мою дружину и по каким вопросам. Узнаю об адресах интересного опыта. Все это пригодится мне в работе, не надо будет каждый раз заново бежать или звонить, когда семинар, когда консультация, когда работа кружков. Я член педагогического коллектива. И конечно, стараюсь постоянно быть в курсе всех дел, происходящих в школе. Накануне учебного года обязательно разговариваю с директором школы. Всегда следую правилу: прежде чем идти к нему, составляю план беседы, продумываю вопросы, которые хочу задать. Тщательно изучаю план работы школы, выписываю то, что поручено пионерской дружине и отдельным классам. В беседе с директором беру на заметку такие вопросы, как работа родительского комитета школы, дни проведения родительских собраний. Встречаюсь не только с директором, но и с завучем школы. От него узнаю, каков количественный состав классов, расписание уроков и расписание работы учителей, график контрольных работ (зная о нем заранее, не назначаем на эти дни никаких дружинных дел). Меня интересует, какие кинофильмы есть в школе, можно ли и в какой мере использовать их в работе. Завуч знакомит меня и с работой групп продленного дня. В учительской обращаю внимание на оформление планшета «В помощь классному руководителю» и на план работы методического объединения классных руководителей. Делаю еще одну пометку в своей записной книжке о методических днях учителей. У завуча есть план работы кружков, факультативов. Мне он тоже важен. Беседуем с завучем об отношении ребят к учебе, об отличниках и неуспевающих, советуюсь, когда, какое участие может принять дружина в проведении предметных олимпиад, записываю даты открытых уроков учителей. Наша школа большая, не всегда хватает помещений. Чтобы не было никаких накладок, помечаю, когда и какие кабинеты свободны. Во время встречи с организатором внеклассной, внешкольной работы разговор идет о системе работы комсомольской организации, об отрядных вожатых, о проведении семинаров для классных руководителей. Вместе намечаем день, когда будем обсуждать свои перспективные планы, договариваемся о посещении классных мероприятий. Беру на заметку тех ребят, которые требуют усиленного внимания. Учителя, классные руководители информируют меня о днях классных часов и их темах на первую четверть. У секретаря партийной организации интересуюсь, какие предполагается обсудить вопросы воспитательной работы на партийных собраниях. Прошу помощи коммунистов в организации деятельности дружины. Вместе с секретарем учительской комсомольской организации решаем, кого из учителей-комсомольцев привлечь к работе дружины. Непременно заглядываю в библиотеку, знакомлюсь с планом, узнаю, какие издания выписывает школа, что есть по вопросам пионерской работы, составляю список этих книг. Знакомлю библиотекаря с планом дружины, с программой занятий школы актива. Прошу подготовить выставки необходимой литературы. Захожу в медицинский кабинет, встречаюсь с врачом, мне необходимо знать о состоянии здоровья своих пионеров, прошу список ослабленных детей, узнаю о работе санпоста, договариваюсь о медосмотрах ребят, которые будут участвовать в походах, «Зарнице», поездках, спортивных соревнованиях и т. д. Секретаря школьной комсомольской организации знакомлю с планом работы дружины. Вместе думаем, кого из старшеклассников направить вожатыми в отряды, когда и по какому поводу на заседании комитета комсомола заслушать совет дружины или совет отряда. Когда проведем совместные заседания комитета ВЛКСМ и совета дружины, что на них обсудим. Подробно говорим о школе вступающего в комсомол, о том, какие штабы и советы дела смогут возглавить комсомольцы. С теми комсомольцами, которые входят в пионерский сектор, и с отрядными вожатыми встречаюсь и беседую отдельно. Так постепенно уточняется график моей работы. Обозначаются дни сборов, встреч, учебы актива и т. д. Все заношу в рабочую тетрадь. Это мне очень помогает. МАРИНА ЗЮЛЬКОВА, старшая вожатая школы-интерната М 32 Москвы У нас школа-интернат, поэтому вся работа должна вестись особенно. Понедельник — административная планерка, комсомольские собрания, совет дружины. Вторник — работа кружков и объединений, отряды выходят в зону пионерского действия, единый политдень. Среда — линейки в группах октябрят (подводим итоги за неделю). Четверг — кинолекторий. Пятница — пионерские сборы и линейки, занятия школы пионерского актива. Суббота — общий сбор учащихся школы, подведение итогов за неделю, планирование следующей. Такое общешкольное планирование помогает мне организовать и свое рабочее время. Конечно, ни один из дней не похож на другой, но есть то общее, чем заполнен каждый. Это встречи и беседы с учителями и классными руководителями, беседы в отрядах, обсуждение с ребятами предстоящих дружинных дел, встречи с активом, с творческими группами, с отдельными ребятами. Наконец, чтение книг, журналов, газет, подготовка к занятиям в институте. Без этого не обходится ни один день. Приведу для примера план на один из дней. 16 сентября, пятница. Начинаю работать в 9.00. Анализирую, как прошел минувший день, уточняю план предстоящего. На это примерно 25 минут. А затем у меня урок истории в 5-м классе. После урока встреча с председателем совета дружины (обсуждаем повестку предстоящего заседания). В 10.20 просматриваю вновь поступившую литературу. Внимательнейшим образом читаю «Пионерскую правду»: что обсудить с ребятами на заседании совета дружины, на школе актива, о чем предложить поговорить в отрядах. Затем встречаюсь с организатором внеклассной работы — обсуждаем проведение Всесоюзной пионерской радиолинейки. В 11.05 — беседа с секретарем комитета комсомола об участии комсомольцев в подготовке и проведении радиолинейки. Это в перемену, а уже в 11.25 (когда начнется урок) буду работать над методическими советами для классных руководителей «Отряд готовится к Всесоюзной радиолинейке». На это час. А затем встреча с советом дружины — короткий разговор о готовности к линейке. В 12.30 у меня снова урок, но теперь уже в 4-м классе. После него отправляюсь на отрядный сбор к пятиклассникам. Разговор предстоит важный — о пионерском слове. Я знала заранее, готовилась, буду выступать. С 15.00 начнется конкурс на лучшее оформление отрядных уголков, по окончании которого репетиция ритуального отряда. Надо еще успеть подготовиться к урокам на следующий день, а в 18.50 пора в институт. О своем плане на неделю я сообщаю на административной планерке. Многие вожатые обижаются: их посылают отвезти бумаги в роно, приобрести канцтовары или игрушки и т. д. Но если у вожатого есть четкий план на день, о котором заранее известно директору или завучу, вряд ли его оторвут от работы. Скорее наоборот, постараются помочь, поддержать и словом и делом. ТАТЬЯНА ФЕТИСОВА, старшая вожатая школы № 743 Москвы Старший вожатый — полноправный член совета дружины. Но, естественно, самый старший и самый знающий. Поэтому на его долю выпадает и больший в сравнении с другими объем работы. От него во многом зависит и четкость, слаженность всех действий совета. И каждому члену совета, конечно, забот хватает. Поэтому особенно важно, чтобы совет дружины постоянно планировал свою работу. У нас в школе совет дружины собирается один раз в неделю, это постоянный день, точно определенное время, удобное для всех. Поэтому ребята заранее знают и готовятся к встрече, которая, как правило, длится не более часа. Начинаем обычно с линейки. Дежурный докладывает о готовности. Затем члены совета отчитываются о выполнении поручений, и только после этого приступаем к решению новых вопросов. Ведет заседание председатель совета или дежурный командир, с которым мы заранее обговариваем предстоящую встречу. Заканчиваем совет разучиванием новых песен, игр, танцев, поздравлением именинников. Какие вопросы в центре внимания нашего совета дружины? План дружины. Подведение итогов сделанного за месяц, четверть, полугодие, год. Подготовка к дружинному сбору, предстоящему празднику, митингу, конкурсу, походу. Слушаем отчеты отрядов, штабов, клубов, объединений. Обсуждаем рекомендации тем, кто вступает в ряды ВЛКСМ. Когда выходят в свет важные партийные или комсомольские документы, то специальные заседания посвящаем знакомству с ними. Кому быть инструктором? — этот вопрос тоже волнует наш совет дружины. Как и такие: присвоение имени героя отряду, посвящение в отряд старших пионеров, награждение, занесение в книгу Почета дружины. Иногда мы проводим совместные заседания совета дружины и комитета комсомола. Чаще всего перед большими делами, событиями, праздниками, которые пионеры и комсомольцы готовят сообща. Если есть необходимость, проводим и экстренный сбор совета дружины, отправляемся на встречу с ребятами в отряд, звено, кружок, чтобы познакомиться с опытом, помочь, поддержать, вместе наметить план действий. Время от времени совет дружины у нас может отправиться и в поход, на экскурсию, на просмотр спектакля, кинофильма. Такое общение очень сближает ребят. Но хотелось бы предупредить начинающих вожатых — увлекаться этим не следует. Это может нанести вред: члены совета дружины постепенно отходят от своих коллективов, живут своей, одним им интересной жизнью. Чтобы этого не произошло, мы, к примеру, приглашаем для участия в творческих делах совета дружины и активистов отрядов. Это помогает сплотить совет дружины и отряды. А теперь наш примерный план действий совета дружины на сентябрь. Обсуждаем программу Дня знаний. Намечаем маршруты разведки полезных дел, а позднее анализируем ее итоги. Составляем план сбора дружины «Мы на Марше» и план открытия школы актива. Беседуем с ребятами, которые готовятся вступить в ряды ВЛКСМ. ГЕННАДИЙ ДУЛЬНЕВ, старший вожатый школы № 669 Москвы Любое дружинное дело требует плана. Как он рождается? Порой вожатый-новичок копирует его у опытного коллеги, ничего не изменив в нем. Этого делать не следует. Ведь уровень развития коллектива у каждой дружины разный, как, впрочем, и уровень подготовленности самого вожатого, педагогов, актива. Когда мы вместе с советом дружины обсуждаем план предстоящего дружинного дела, то, как правило, начинаем с поиска ответов на целый ряд вопросов. Для чего мы хотим провести предстоящий сбор, праздник, фестиваль, игру и т. п.? Какие знания, умения приобретем в результате? Чему научимся? И лишь когда ответим на эти вопросы, двигаемся дальше. Первая часть, о которой я сказал, это, по существу, постановка задач. А двигаться дальше — это выбрать верный путь их решения — с активом, в звеньях, отрядах, группах октябрят. Затем определяем, кто будет руководить подготовкой этого дела: совет дружины, специально созданный для этого, штаб, совет дела? Кто из старших станет помогать — отрядные вожатые, руководители кружков, родители? Сразу же предусматриваем, как будем подводить итоги. Причем анализируем все обычно не только с советом дружины, но и с советами отрядов, пионерами, которые участвовали в подготовке и проведении дела и т. д. Я. в свою очередь, непременно знакомлю с результатами этого ребячьего обсуждения классных руководителей. Такой подход дает возможность всестороннего и глубокого обсуждения всего, что предстоит дружине. Если дело это совершенно для дружины новое, в дополнение к плану разрабатываю памятки классным руководителям и отрядам, вожатым и звеньям, классным комсомольским организациям и группам октябрят, родительскому комитету и даже шефам. В любом деле стараюсь соблюдать принципы деятельности пионерской организации. Привлечь к активному участию каждого. Соблюсти возрастной подход — постараться, чтобы интересно было всем. Непременно политическая направленность любого дела. Использование элементов романтики, интереса игры. Наконец, доверие к ребятам, уважение к ним. Фото В. ЛУПАНДИНА
Сбор пионерии
РОДИВШИСЬ ВМЕСТЕ С ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, СБОР ПОНАЧАЛУ БЫЛ ЧУТЬ ЛИ НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ОБЩЕНИЯ РЕБЯТ. ВЕДЬ ОТРЯДЫ СОЗДАВАЛИСЬ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИ ЗАВОДАХ И ФАБРИКАХ, КОМСОМОЛЬЦЫ КОТОРЫХ БРАЛИ НА СЕБЯ ЗАБОТУ О НИХ. И РЕБЯТАМ, ЧЕМ БЫ ОНИ НИ НАМЕРЕВАЛИСЬ ЗАНИМАТЬСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАДО БЫЛО СОБРАТЬСЯ ВСЕМ ВМЕСТЕ. ВОТ ВОЖАТЫЙ ИЛИ ПИОНЕРЫ-СВЯЗНЫЕ И БРОСАЛИ КЛИЧ: «ВСЕ НА СБОР!» НО РОСЛА АРМИЯ КРАСНОГАЛСТУЧНЫХ, РОС ЕЕ АВТОРИТЕТ У ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ, РАСШИРЯЛАСЬ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗДАВАЛИСЬ ПИОНЕРСКИЕ КРУЖКИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ. ПИОНЕРСКИЕ АГИТБРИГАДЫ ОТПРАВЛЯЛИСЬ В ПОХОДЫ К СЕЛЬСКИМ РЕБЯТИШКАМ. ПО ВЕЧЕРАМ ЗАЖИГАЛИСЬ ПИОНЕРСКИЕ КОСТРЫ. НО КАКИЕ БЫ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ПОЯВЛЯЛИСЬ, ДЛЯ ПИОНЕРОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЮБИМЫМ ОСТАЕТСЯ СОБРАТЬСЯ ВСЕМ ВМЕСТЕ ДЛЯ САМОГО СЕРЬЕЗНОГО, САМОГО ВАЖНОГО РАЗГОВОРА. «У НАС ЗАВТРА СБОР!» — ГОВОРИТ МАЛЬЧИШКА И ОСОБЕННО ТЩАТЕЛЬНО ГЛАДИТ ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК. «ТАК РЕШИЛ СБОР!» — ГОВОРЯТ СТАРШИЕ ПИОНЕРЫ И ОТПРАВЛЯЮТСЯ К ОКТЯБРЯТАМ, ГДЕ ИХ ОТРЯД ТЕПЕРЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВОЖАТЫЙ. С ГОДАМИ ВЫДЕЛИЛАСЬ, СТАЛА ГЛАВНОЙ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПИОНЕРСКОГО СБОРА — ВЫСШЕГО ОРГАНА САМОУПРАВЛЕНИЯ ПИОНЕРОВ. НА СБОРЕ ИЗБИРАЮТСЯ СОВЕТ ДРУЖИНЫ ИЛИ СОВЕТ ОТРЯДА, СОСТАВЛЯЕТСЯ ИЛИ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПЛАН РАБОТЫ: ПРИНИМАЕТСЯ ПИОНЕРСКОЕ СЛОВО ОТРЯДА, ОЦЕНИВАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗВЕНА, ОТРЯДА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ПИОНЕРОВ. НА СБОРЕ ОТРЯДА ПРОИСХОДИТ ПРИЕМ НОВЫХ ЧЛЕНОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ И В СЛУЧАЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ЕЕ РЯДОВ. НА ОТРЯДНОМ СБОРЕ НАИБОЛЕЕ ДОСТОЙНЫХ ПИОНЕРОВ РЕКОМЕНДУЮТ В КОМСОМОЛ. РЕШЕНИЯ СБОРОВ — ЗАКОН ДЛЯ КАЖДОГО ПИОНЕРА. НО ПО-ПРЕЖНЕМУ СБОР ОСТАЕТСЯ ЯРКИМ, КРАСОЧНЫМ, ТОРЖЕСТВЕННЫМ СОБЫТИЕМ В ЖИЗНИ ПИОНЕРА. ЕЩЕ Н. К. КРУПСКАЯ ПРЕДУПРЕЖДАЛА, ЧТО ПИОНЕРСКИЙ СБОР НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОПИЕЙ ВЗРОСЛЫХ СОБРАНИЙ ИЛИ ЗАСЕДАНИЙ. «НАДО ПРОВОДИТЬ СБОРЫ ТАК, ЧТОБЫ В ЭТИ СБОРЫ ВХОДИЛО И ПЕНИЕ, И РАССКАЗЫ, ЧТОБЫ ВСЕ ЭТО БЫЛО ОБСТАВЛЕНО ДОСТАТОЧНО ЯРКО, ТАК, ЧТОБЫ ЭТО ПРИВЛЕКАЛО И ЗАХВАТЫВАЛО РЕБЯТ». И СЕГОДНЯ ПАРТИЯ, НАПРАВЛЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМСОМОЛА И ПИОНЕРИИ, В СВОЕМ РЕШЕНИИ О РЕФОРМЕ ШКОЛЫ ЗАПИСАЛА: «ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЩИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМСОМОЛЬСКИХ СОБРАНИЙ И ПИОНЕРСКИХ СБОРОВ, ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ОНИ ПРОХОДИЛИ ЖИВО И ИНТЕРЕСНО, ОБСУЖДАЛИ ВОЛНУЮЩИЕ ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ВОПРОСЫ». НАШЕ СЛОВО — О ПИОНЕРСКОМ СБОРЕ.
ЛИЦО КОЛЛЕКТИВА Для того чтобы каждый пионерский сбор стал важным событием в жизни пионерского коллектива, необходимо учитывать некоторые общие требования к его подготовке и проведению. Сбор не может быть самоцелью, его нельзя придумать. Тема сбора, его содержание, время проведения органически связаны со всей жизнью пионерского отряда, дружины. Чаще всего сбор результат многогранной деятельности всего пионерского коллектива, старт новых дел. Тематику сборов подсказывает окружающая жизнь, творческий труд советского народа, славные дела Ленинского комсомола и Всесоюзной пионерской организации, события международной жизни. Сама природа пионерского сбора как высшего органа пионерского коллектива требует включения в систему его подготовки, проведения и последующей за ним деятельности всех звеньев, отрядов, всей дружины. Обычно подготовку к отрядному сбору по заданию совета отряда ведут звенья, но можно ее поручить и так называемым «советам дела». Все пионеры должны заранее знать о предстоящем сборе и тщательно к нему готовиться. Старшему вожатому полезно в беседах с пионерами постоянно задавать им вопросы: «Когда был последний сбор в твоем отряде? Какое у тебя было поручение к нему? Кто тебе его давал? Кто проверял выполнение твоего поручения?» Тогда станет очевидным, что в одном отряде пионеры при подготовке к сборам вместе со звеном узнали, почему так называется улица, на которой стоит школа, поработали в детском саду, оформили выставку и так далее. А в другом — пионер разучил стихотворение, оформил экран успеваемости или вовсе не участвовал в подготовке к сбору. Ясно, что простое заучивание слов, как бы хороши они ни были, недостаточно для формирования активиста-общественника, а позиция только механического исполнителя постепенно может приучить пионера к формализму. На сборе формируется общественное мнение пионеров, поэтому необходимо обсуждать те события, явления общественной жизни или конкретные дела коллектива, которые волнуют всех. Важно научить ребят откровенно высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, вносить свои предложения, выступать критично и самокритично. Итог такого обсуждения — решение сбора. Обратим внимание вожатого: оно должно быть кратким, конкретным, легко поддаваться контролю и оценке, ориентировать ребят на активную деятельность. Например, в третьем классе проводится первый сбор отряда, и его решение предельно кратко: «Считать 18 апреля днем рождения отряда, отмечать его ежегодно. Начать борьбу за право носить имя А. П. Гайдара». Иное решение принял сбор пионеров седьмого класса, который был посвящен обсуждению итогов работы на Марше. Сбор отметил, как действовали звенья, и назвал правофланговых, особо отличившихся ребят, наградил значками «За активную работу», решил, кому из пионеров что поручить на лето. Решение сбора обычно записывают в дневнике отряда или дружины, оно обязательно для всех, но отвечает и отчитывается перед коллективом за его выполнение совет отряда или дружины. Желательно, чтобы каждый сбор начинался с разговора о том, как выполнено предыдущее решение. В таком важном деле, как сбор, нет мелочей. Имеет значение, где он проходит и в какое время. Очень нежелательно сбор начинать сразу же после уроков, в классе. Лучше, если ребята немного отдохнут, настроятся на разговор. Собраться можно не только в школе, но и у шефов, в соседнем клубе, оформленном в соответствии с темой и содержанием предстоящего разговора. Соблюдение ритуалов создает настроение торжественности. Начинается сбор по сигналу горна. Звучат рапорты звеньевых или председателей советов отряда. Пионеры звена или отряда произносят свой девиз, речевку. Особенно красив ритуал почестей Красному знамени пионерской дружины, памятным знаменам, обращение с отрядным флагом. После линейки может быть исполнена любимая отрядная или дружинная песня. В конце сбора вожатый обращается к ребятам с призывом: «Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» Пионеры отвечают: «Всегда готовы!» — и исполняют песню «Взвейтесь кострами, синие ночи!». На сборе, коллективном органе руководства деятельностью отряда, дружины, хозяева сами пионеры. Это означает, что проводят они его самостоятельно, никто из взрослых не имеет права отменить решение, принятое большинством пионеров. Роль вожатого-педагога — помочь пионерам правильно выбрать и сформулировать тему сбора, составить подробный план подготовки и проведения, предусматривающий задания звеньям, отрядам, отдельным пионерам, определить место проведения. Вожатому надо настроить ребят на активную подготовку и принятие правильного решения. Увлекаться сборами по заранее разработанным сценариям не следует. Особенно вредно механически использовать монтажи и разработки, писать за пионеров тексты их выступлений. Такой подход вожатых порождает формализм, лишает ребят инициативы и самостоятельности, отрицательно сказывается на формировании общественной активности пионерского коллектива. Нельзя называть сбором классное собрание, беседу, праздник, утренник, вечер, читательскую конференцию и встречу с замечательными людьми. Это создает у пионеров неверное представление о роли сбора в жизни пионерского коллектива, снижает его воспитательное значение, обедняет деятельность пионерских дружин и отрядов. Дату Красного календаря, например Первое мая, можно отметить маевкой, митингом солидарности с трудящимися капиталистических стран, которые борются за свои права, конкурсом на лучшее исполнение политических песен о мире и дружбе. Может быть проведен и пионерский сбор в канун Первого мая в том случае, если он явится итогом деятельности всего коллектива на маршруте «Мир и солидарность» или на нем будет дан старт участию пионеров в новых международных акциях Всесоюзной пионерской организации. Иногда сборы превращаются в систематическую «проработку» нерадивых учеников и обсуждение отдельных нарушений дисциплины. Это рождает у пионеров отрицательное отношение к самому слову «сбор». Особого внимания руководителей требует первый сбор в жизни пионеров, он совпадает с днем рождения отряда. Готовят его обычно старшие пионеры, отрядные вожатые, помочь им должен и старший вожатый, и педагоги. В гости к ребятам могут прийти шефы, учителя, родители. Желательно, чтобы этот сбор проходил в музее пионерской, комсомольской славы или в пионерской комнате. Начинается он с линейки, затем кто-то из гостей коротко рассказывает историю рождения первых пионерских отрядов в нашей стране. Рассказ может сопровождаться демонстрацией кино- и фотодокументов, исполнением первых пионерских песен и так далее. Вожатый рассказывает о задачах первого сбора, правах и обязанностях пионеров. На сборе комплектуются звенья, избираются звеньевые, совет отряда во главе с председателем, фланговый. Ребятам разъясняются порядок и правила выборов пионерского актива, их знакомят с функциями совета отряда и звеньевых. Здесь же может быть принято решение о девизе отряда, эмблеме, отрядной песне и речевке. Хорошо, когда комсомольцы, шефы, старшие пионеры, родители готовят пионерам к их первому сбору веселые сюрпризы и подарки, организуют игры, аттракционы. Сбор, посвященный рождению отряда, должен стать традиционным и ежегодно проводиться как смотр того, чего достиг весь коллектив и каждый пионер. 3. Н. ХОДОРОВСКАЯ, кандидат педагогических наук <- предыдущая страница следующая ->
|