каморка папыВлада
журнал Здоровье 1976-05 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.04.2019, 21:27

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


Не всегда вслед за выпиской из больницы к человеку полностью возвращается здоровье. Во многих случаях ему необходимо еще и восстановительное лечение дома. О социальных аспектах медицинской реабилитации, о механизмах восстановления функций органов и систем нашего организма расскажут материалы открывающейся сегодня в журнале рубрики. В последующих номерах специалисты дадут конкретные рекомендации по реабилитации после различных заболеваний и травм, подскажут, как лучше организовать восстановительное лечение дома.

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
А. В. ШМАКОВ, кандидат философских наук

ВЫ ПОЛНЫ сил, уверены в будущем... И вдруг — болезнь, длительная, нелегкая. Словно замерли дни... И пусть давно миновала непосредственная угроза жизни, врачи сумели победить недуг, но какое это испытание для ума, чувств и воли человека!
Хорошо известно, что болезнь не исчерпывается только тяжелым физическим состоянием. Она влияет на психику человека, изменяет его профессиональную и социальную значимость. Преодолеть болезнь — это значит ликвидировать ее нежелательные не только физические, но и психологические и социальные последствия. Все это требует осуществления целого комплекса мер, которые составляют содержание медицинской реабилитации.
Наиболее полное ее определение было дано на IX Совещании министров здравоохранения социалистических стран, проходившем в Праге в 1967 году. На этом Совещании реабилитация в социалистическом обществе рассматривалась как «система государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду».
Реабилитация охватывает все стороны жизни человека, учитывает все многообразие его социально-экономических, этических, медицинских и других связей и отношений, которые складываются между людьми в медицинском учреждении, в семье, в трудовом коллективе.
Ведущая роль в разработке программы реабилитации больного и в контроле за ходом ее выполнения принадлежит врачу. Он учитывает характер заболевания, индивидуальные психологические и физические особенности пациента, его профессиональные навыки и интересы.
В острой стадии заболевания или в период обострения главное место в реабилитационном процессе занимает активная медицинская помощь. Но и тогда большое значение имеют психическое состояние больного, его настроение. Вот когда от вас, близкие, родные, друзья попавшего в беду человека, многое зависит! Помните, что не следует оставлять больного наедине с тревожными мыслями, потому что они плохие союзники в борьбе с недугом и могут увести в сторону от реальных жизненных целей.
Важно поддерживать высокий жизненный тонус больного, его положительные интересы, направленные к семье, любимым занятиям, к общественной жизни. Постарайтесь при встрече с больным порадовать его, помогайте ему сохранить теплоту человеческих отношений. Общение больного с близкими людьми — связующее звено между ним и той социальной жизнью, которой он жил до заболевания и к которой стремится вернуться.
После окончания острого периода заболевания, когда состояние здоровья стабилизируется, человек невольно задумывается, как дальше сложится его жизнь. Перед ним возникает ряд вопросов, и прежде всего вопрос о трудоспособности. Это и понятно, так как труд определяет материальное и социальное положение человека.
Сами больные не всегда могут правильно и всесторонне оценить свои возможности. В одних случаях они необоснованно переоценивают их, в других, наоборот, недооценивают. Поэтому главный советчик в таких ситуациях — врач. Всесторонне изучив состояние здоровья своего пациента, он планирует и прогнозирует его социально-трудовую жизнь.
В процессе же выполнения плана объединяются усилия врача, больного и его близких. И больше всего усилий требуется от самого выздоравливающего. Он должен глубоко осознать, что только повседневное и настойчивое выполнение реабилитационной программы позволит ему с наилучшим результатом прийти к намеченной цели.
Существующая в нашей стране государственная система реабилитации больных и инвалидов располагает большими возможностями. Она имеет широкую сеть учреждений, в которых больные получают всестороннюю лечебную и социальную помощь. В обучении и переобучении больных принимают активное участие органы социального обеспечения и просвещения.
В школах для бухгалтеров, счетных работников, садоводов проходят бесплатное профессиональное обучение и переобучение те, кто из-за болезни вынужден сменить профессию.
Хорошо зарекомендовали себя различные трудовые, лечебно-трудовые мастерские. Практикуется и такая форма привлечения к труду, как работа на дому.
Как сложится жизнь человека после перенесенной болезни, будет ли она активной, содержательной или бесцветной, во многом зависит от него самого, от его воли, целеустремленности, упорства в преодолении последствий недуга.

Болезнь или несчастный случай лишили человека его профессии, другой оказался в беде до того, как приобрел специальность. В социалистическом обществе на помощь человеку приходит государство. И не только выплачивая пенсию, но и обеспечивая бесплатное переобучение или обучение. Например, в профтехучилище № 1 Московского городского отдела социального обеспечения, где сделано это фото, инвалид может получить специальность механика по ремонту и наладке швейных машин, технолога-нормировщика по холодной обработке металлов резанием, чертежника-конструктора общего машиностроения, бухгалтера промышленного учета, бухгалтера госбюджета, портного по пошиву женской, мужской, детской верхней одежды.
Фото Вл. КУЗЬМИНА


ВОЗМОЖНОСТИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА
В. П. ПОДАЧИН, доктор медицинских наук

В СВОЕЙ книге «Надежность мозга» советские ученые Э. А. Асратян и П. В. Симонов приводят такой курьезный пример. На Всемирной выставке в Брюсселе из-за незначительной поломки в счетно-решающем устройстве — выхода из строя всего-навсего одного полупроводника — современная вычислительная машина не смогла справиться с возложенной на нее работой — распределением туристов по гостиницам. И 50 тысяч человек на одну ночь остались без крова.
Насколько же надежнее человеческий организм! Может быть нарушена на значительном пространстве целостность кожных покровов, повреждены кости, мышцы, выведены из строя почка, легкое, и все же он справляется с возникшими нарушениями, продолжает функционировать.
Удивительно высокая степень надежности нашего организма, его способность противостоять вредным воздействиям внешней среды — результат длительной, на протяжении миллионов лет борьбы с опасностями, болезнями, травмами, подстерегавшими множество поколений людей.
Механизм этой защиты, пути восстановления, реабилитации нарушенных функций сложны и многообразны.
Самый совершенный путь, когда воссоздается структура пораженной ткани или органа, то есть происходит их регенерация, а вслед за ней восстанавливается и нарушенная болезнью функция. В процессе эволюционного развития по мере усложнения строения органов, выполнения ими все более многообразных обязанностей организм человека утратил способность воссоздавать целые органы. Однако он сохранил способность восстанавливать утраченные клетки. Этим свойством более всего обладают инсулярный аппарат поджелудочной железы, мышечная ткань, клетки молочной железы, слизистой оболочки желудка.
В тех случаях, когда регенеративные процессы в силу различных причин не совершаются в полном объеме, восстановление функций может происходить путем компенсации — усиливается работа оставшихся, уцелевших клеток. Если сравнить такую клетку с обычной, то нетрудно увидеть определенные различия: интенсивно работающая клетка увеличена в размере, в ней больше плазматического белка, дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислот. Увеличенные в размере и способные к усиленной функции клетки могут справляться с повышенной нагрузкой. Так, в пораженной гидронефрозом почке оставшиеся жизнеспособными клетки узенькой полоски ткани почки, несмотря на их малочисленность, продолжают выполнять важную для организма функцию. Удаление части желудка, надрыв спинного мозга приводят к тому, что усиливается деятельность уцелевших клеток. Даже в головном мозге после тяжелых травм обнаруживаются нервные клетки, резко увеличенные в размерах.
Известно также, что в случае удаления одной молочной железы, части или целого легкого или любого другого из парных органов оставшийся работает «за двоих» — опять-таки за счет усиления функции сохранившихся клеток.
Надежность функции может быть обеспечена и с помощью других способов компенсации: дополнительную нагрузку берут на себя органы, так сказать, посторонние, которым данная функция в нормальных условиях не свойственна. Так, при скоплении азотистых шлаков в организме на помощь больным почкам приходят потовые железы, легкие и на некоторое время предотвращают самоотравление организма. В случае повреждения, например, мышц ноги вертикальное положение тела сохраняется благодаря тому, что дополнительную нагрузку берут на себя мышцы спины. Если пострадал желудок, процесс переваривания пищи компенсируется повышенной функцией тонкого кишечника, печени и поджелудочной железы. При травме крупного кровеносного сосуда боковые его веточки расширяются и обеспечивают кровоснабжение пораженного участка.
Особо хотелось бы остановиться на возможностях восстановления нервной системы. Ее высокоспециализированная ткань в обычных условиях неспособна к регенерации.
Физиологи доказали, что человек живет с тем количеством нервных клеток, какое получил от рождения. Часть из этих 10—14 миллиардов клеток погибает в процессе жизнедеятельности. Сколько? В день — десятки тысяч. Много, не правда ли? Но тем не менее подобная убыль не отражается на качестве выполняемых мозгом функций. Как видите, природа позаботилась о немалом запасе прочности в работе мозга!
Но наука ищет — и небезуспешно — дополнительные резервы надежности нервной системы. Сегодня уже ясно, что тело нервной клетки погибает безвозвратно. А нельзя ли восстановить поврежденные отростки нервной клетки, если тело ее сохранено? Физиологам и клиницистам давно известно, что периферические нервы (а они являются отростками нервных клеток) после травмы прорастают в «обслуживаемую» ими мышцу. Нельзя ли добиться такого же прорастания отростков нервных клеток, расположенных в центральной нервной системе — головном и спинном мозге?
Эксперименты говорят: можно. Но только если удастся предотвратить расхождение участков перерезанного, например, спинного мозга и в ранку не попадут кровь из поврежденных сосудов, спинномозговая жидкость, обрывки тканей.
В опытах на животных довольно эффективными оказались специальные органические клеи, которыми можно скреплять разошедшиеся части спинного мозга. Их используют вместе со средствами, стимулирующими рост волокон поврежденного мозга, такими, например, как гормоны, с препаратами, способствующими расплавлению кусочков ткани, а также предотвращающими развитие соединительнотканого рубца.
И результаты обнадеживают настолько, что мысль о восстановлении функций поврежденной нервной системы, точнее говоря, периферических отростков нервных клеток, благодаря регенеративным процессам уже не кажется фантазией. Более того, эти способы начали применяться в клинике.
Советские исследователи убедительно доказали, что все восстановительные процессы в организме протекают с участием высшего отдела мозга, обеспечивающего наиболее совершенные формы приспособления организма к условиям существования. Таким высшим органом регуляции является кора больших полушарий. Все функции человеческого организма в той или иной степени контролируются корой. Из этого не следует, однако, что другие отделы мозга не принимают участия в регуляции тех же функций. Если рассматривать строение нервной системы по вертикали, можно прийти к заключению, что центр, регулирующий какую-либо сторону жизнедеятельности организма, имеет соподчиненные центры, расположенные на разных уровнях, на разных «этажах» нервной системы. Между ними при болезни или травме устанавливаются новые функциональные отношения.
Известно, что в нервной системе существуют парные центры для правой и левой половин туловища. Если поврежден один из них, ведающий, например, движением мышц руки или ноги, оставшийся работает и за своего напарника. Когда повреждаются оба центра, их обязанности принимают на себя центры, ведающие движением других мышц. И, кроме того, нервные центры, специализированные на определенном виде деятельности, при необходимости способны к выполнению других, не свойственных им функций.
Но все они работают, когда получают неослабевающий приток информации с периферии. Вот почему более всего ощутима для мозга потеря связи с чувствительными рецепторами кожи, мышц, связок.
Поскольку нервные центры получают информацию по весьма большому количеству каналов, а сами каналы не являются узкоспециализированными, то даже при обширных повреждениях проводников и центров остается возможность нагрузить соседние пути. Одновременно организм стремится использовать в максимально возможной степени частично уцелевшие после повреждения пути и центры.
Ученые пытались количественно выразить степень надежности нервной системы. И вот что обнаружили: при перерезке 90 процентов нервных путей спинного мозга, проводящих различные виды чувствительности, не наблюдается существенных изменений соответствующих функций. Но это при одном непременном условии: поврежденная система организма не должна бездействовать.
Вот почему, если спинной мозг травмирован, очень важно своевременно начать тренировки. При частичном, а тем более полном разрыве поперечника спинного мозга весьма полезны пассивные движения рукой или ногой, а также массаж. Возникающие в мышцах нервные импульсы передаются в спинной мозг, стимулируя его клетки. Такая информация, поступающая с периферии к высшим отделам мозга, является важным условием сохранения их работоспособности и восстановления функций. Замечено также, что у перенесших кровоизлияние в мозг восстановление происходит тем лучше, чем больше раздражения испытывали различные органы чувств, чем более деятелен был мозг.
Организм «выбирает» способ восстановления функций в зависимости от объема повреждения и его расположения. Но во всех случаях восстановительные процессы будут протекать полнее, если сам человек сумеет им помочь, используя внутренние силы организма. Восстановление идет интенсивнее и энергичнее при специальной тренировке и соблюдении рекомендованного врачом режима.


ПОЧТА ОДНОГО ДНЯ

СЕГОДНЯ ОТВЕЧАЮТ
1. Кандидат фармацевтических наук И. И. КОЗЫРЬ — Р. Шарыгину, Актюбинск.
2. Профессор Н. С. УТЕШЕВ — читательнице Ф., Рязань.
3. Кандидат медицинских наук Т. Н. РУДЯКОВА — Е. А. Пахолковой, Ташкент.
4. Кандидат в мастера спорта по туризму В. А. КУКУШКИН — Б. К. Гончарову, Москва.
5. Кандидат медицинских наук В. Н. МОРДОВЦЕВ — читательнице Дербасовой, Константиновка, Донецкая область.
6. Косметолог Н. П. ИСТОМИНА — Е. А. Васильевой и И. Д. Сафоновой, Северодвинск, Архангельская область.

КАК ПРИНИМАТЬ ТАБЛЕТКИ
1 «Из чего состоят лекарства в виде таблеток и надо ли их разжевывать или размельчать перед употреблением?»
Таблетки — наиболее распространенная форма лекарственных средств, удобная для транспортировки и хранения. Кроме собственно медикамента, они содержат вспомогательные вещества, в частности разбавители — крахмал, глюкозу, свекловичный сахар. Благодаря разбавителям достигается необходимый вес таблетки в том случае, когда количество действующего лекарства незначительно.
Агар-агар, желатин, также входящие в состав таблеток, обеспечивают их распадение в желудке или кишечнике при контакте с пищеварительными соками. Связывающие вещества — вода, крахмальный клейстер, сахарный сироп — увеличивают прочность таблеток. Иногда добавляют и безвредные для организма красители, чтобы лекарство выглядело «аппетитным». Это особенно важно для лекарств, предназначенных детям.
Способ применения любого лекарства определяется многими причинами: свойством препарата, характером заболевания, состоянием больного. Одни таблетки врачи рекомендуют класть под язык, другие — глотать, запивая водой, третьи — растворять в воде.
Размельчают или разжевывают таблетки только в том случае, когда имеется указание на упаковке, или в инструкции, или в выписанном врачом рецепте. В частности, это относится к таблеткам, в состав которых входят препараты брома, йода, хлориды и некоторые другие лекарственные средства, раздражающие слизистую оболочку желудка.

ГРЕЛКА НА ЖИВОТ: МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?
2 «Когда у меня болит живот, я обычно ставлю грелку. Недавно я услышала, что это вредно. Объясните, пожалуйста, можно или нельзя пользоваться грелкой?»
Без назначения врача пользоваться грелкой нельзя. И вот почему.
Причины, вызывающие сильную боль в животе, многообразны. Это может быть острый аппендицит, кишечная непроходимость, острое воспаление желчного пузыря, прободение язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, разрыв трубы при внематочной беременности и многие другие заболевания. Во всех этих случаях грелка причинит огромный вред.
Тепло способствует быстрому развитию процессов разрушения и омертвения ткани воспаленного органа. В результате может произойти прободение его стенки, и накопившийся гной, излившись в брюшную полость, вызовет воспаление брюшины — перитонит. А это — грозное заболевание, бороться с которым чрезвычайно трудно.
Кроме того, положив на живот грелку и терпеливо ожидая, когда боль утихнет, человек теряет драгоценное время. Ведь может так случиться, что у него острое заболевание, требующее неотложного хирургического вмешательства. Чем короче срок от начала заболевания до операции, тем меньше осложнений, тем благоприятнее исход. Об этом следует помнить и, как только возникла сильная боль, немедленно вызвать врача. До его прихода, чтобы облегчить мучительное состояние, можно положить на живот пузырь со льдом, снегом или холодной водой, но ни в коем случае не грелку!

ФИЗКУЛЬТУРА, А НЕ КОРСЕТ
3 «Существуют ли для исправления сутулости корсеты или бандажи?»
Исправить нарушения осанки не помогут ни корсеты, ни бандажи.
Хотите стать стройнее, систематически занимайтесь физкультурой. В утреннюю гимнастику включайте упражнения для мышц спины (разгибание корпуса в положении лежа на животе и стоя, сведение лопаток, различные упражнения с гимнастической палкой).
Если работа или учеба связаны с длительным пребыванием в однообразной позе, полезно каждые 2—3 часа делать несколько упражнений, в том числе для мышц спины.
Следите за своей походкой, за позой, когда стоите или сидите. Исправлению осанки очень помогает такое несложное упражнение. Станьте вплотную к стене, чтобы затылок, лопатки и пятки прикасались к ней. Постояв так с минутку и «прочувствовав» положение тела, пройдитесь по комнате, стараясь не менять позы. Полезны также комнатные «прогулки» с гимнастической палкой. Ее кладут за спину на лопатки и придерживают на сгибах локтей.
Положительно сказываются на осанке плавание, коньки, легкая атлетика, фехтование, баскетбол и волейбол. Эти виды спорта способствуют укреплению организма, развивают мышцы, помогают избавиться от сутулости.

СТАНКОВЫЙ РЮКЗАК
4 «Наступает лето, пора готовить туристское снаряжение. Слышал, что в продаже появился станковый рюкзак. В чем его преимущество перед другими типами рюкзаков?»
Любители дальних походов и восхождений знают, как тяжело бывает нести рюкзак, который буквально пригибает владельца к земле. Новый, станковый рюкзак «Ермак» облегчит ношу туриста. Название свое он получил благодаря станку (каркасу) из алюминиевых трубок. В отличие от бескаркасных, которые вынуждают человека сильно наклоняться вперед, новый рюкзак позволяет идти, не сгибаясь. Груз нести легче: центр тяжести приподнят на уровень лопаток и приближен к спине, благодаря поясному ремню часть нагрузки передается на таз.
К верхней части каркаса крепятся мешок из яркой водоотталкивающей ткани и регулируемые грузовые лямки с поролоновыми прокладками под плечи. Между боковинами натянуты две широкие тканевые ленты, которыми рюкзак опирается на таз и спину человека. Таким образом, каркас непосредственно не соприкасается с корпусом человека, между спиной и мешком остается воздушный зазор.
Конструкция вместительного мешка очень удобна: в нижнем отделении хранятся одежда, мягкие вещи, а в верхнем — более тяжелые: продовольствие, снаряжение. Снаружи на мешке есть еще 5 карманов для мелких вещей. В нижней части каркаса имеется место для крепления палатки, спального мешка или другого снаряжения.

ОПОЯСЫВАЮЩИЙ ЛИШАЙ
5 «Просим специалиста рассказать об опоясывающем лишае».
Возбудитель этого острого инфекционного заболевания кожи — фильтрующийся нейротропный вирус, близкий к вирусу ветряной оспы. Вирус поражает преимущественно периферические чувствительные нервы и кожу. Провоцируют возникновение опоясывающего лишая острые и хронические инфекции, но чаще всего — переохлаждение. Не случайно заболевание в большинстве случаев начинается в холодное время года — ранней весной, поздней осенью, зимой.
Через две недели после заражения на слегка покрасневшей коже появляются скопления мелких пузырьков с прозрачным, а иногда кровянистым или гнойным содержимым. Пузырьки могут располагаться лентообразно по ходу периферических нервов — наиболее часто межреберных, а также на лице и волосистой части головы. Порой высыпания появляются и на слизистых оболочках.
Настораживают уже первые признаки заболевания, предшествующие появлению пузырьков: зуд, жжение, ощущение онемения и жгучая боль по ходу пораженного нерва. Если немедленно обратиться к врачу-дерматологу или невропатологу и начать лечение, это поможет избежать осложнений — стойких невритов, обезображивающих рубцов на коже, тяжелых поражений глаз.
Болезнь обычно длится 2—4 недели, и после нее остается иммунитет. Хотя опоясывающий лишай редко встречается у детей младше 10 лет, их надо обязательно изолировать от заболевшего, чтобы уберечь от ветряной оспы. Эта опасность обусловлена близостью возбудителей обеих инфекций. Особенно же следует оберегать от контакта с больным опоясывающим лишаем детей, страдающих экземой: у них может развиться герпетическая экзема, исход которой порой очень тяжелый. И наоборот, для предупреждения опоясывающего лишая у взрослых они должны избегать тесного контакта с детьми, больными ветряной оспой.

ИСКУССТВЕННЫЕ РЕСНИЦЫ
6 «Хотелось бы получить ответ: не вредно ли ежедневно наклеивать искусственные ресницы?»
Длинные, пушистые ресницы, несомненно, украшают лицо, придавая глазам особое очарование. Вот почему понятно увлечение девушек и молодых женщин синтетическими ресницами. Однако мы, косметологи, советуем наклеивать их только в особо торжественных случаях, а не каждый день. Иначе собственные ресницы начнут выпадать.
Синтетические ресницы продаются обычно вместе со специальным клеем или лаком. Можно использовать также клей для грима. Применение случайных клеящих веществ грозит возникновением воспалительных или аллергических заболеваний век.
Тушью искусственные ресницы подкрашивают после того, как их наклеили на веки.
Снимать ресницы нужно осторожно, начиная от наружного угла глаза. Затем необходимо смазать веки теплым маслом (оливковым, персиковым или вазелиновым). Минут через 20—30, прикрыв глаза, промокают кожу бумажной салфеткой.
На ночь искусственные ресницы надо обязательно снимать!

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ОПУБЛИКОВАННЫМ МАТЕРИАЛАМ

К. Н. Фотиадис (Ташкент), И. И. Осташев (Липецк) и другие читатели высказывают недоумение, почему профессор Е. А. Лужников в статье «Первая помощь при отравлении препаратами бытовой химии» («Здоровье» № 12 за 1975 год) пишет, что нельзя промывать желудок при отравлении кислотой или щелочью, в то время как в медицинских справочниках и пособиях указано, что в таких случаях промывание желудка (и как можно более раннее) необходимо.
Действительно, промывание желудка — один из надежных способов борьбы с отравлением токсическими веществами. Медицинские работники, оказывая помощь пострадавшему, так и поступают: промывают ему желудок с помощью зонда.
При отравлении кислотой или щелочью промывать желудок можно только через зонд.
Если же отравившемуся кислотой или щелочью дать выпить несколько стаканов воды и, нажимая пальцами на корень языка, вызвать рвоту, то содержимое желудка неизбежно повторно обожжет слизистую оболочку пищевода, глотки, полости рта и может попасть в дыхательные пути, вызвать ожог гортани.
Поскольку промывание желудка с помощью зонда разрешается делать только медицинскому работнику, а в статье речь шла о первой доврачебной помощи, то там и было сказано о запрещении промывать желудок.
Е. А. ЛУЖНИКОВ, профессор


• СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ

ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ
К. А. СОТНИКОВА, профессор, главный педиатр Министерства здравоохранения СССР

ВОСПАЛЕНИЕ легких, или пневмония, у детей первого года жизни протекает тяжело и нередко заканчивается трагически. Это объясняется прежде всего тем, что организм грудного ребенка еще очень слабо сопротивляется инфекции, с трудом приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды.
Особенно опасна пневмония для детей ослабленных, недоношенных, испытавших кислородное голодание в период внутриутробного развития или во время родов, а также для малышей, у которых при рождении недостаточно хорошо расправились легкие, для болеющих рахитом, анемией, отстающих в весе, росте и физическом развитии.
В большинстве случаев пневмония возникает у грудных детей на фоне гриппа, парагриппа и других острых респираторных заболеваний («Здоровье» № 3 за 1976 год). Ослабляя защитные силы организма, они создают благоприятные условия для внедрения в легкие и размножения в них различных микробов, способных вызывать пневмонию: стафилококков, стрептококков, пневмококков, эшерихий, протея, синегнойной палочки. Болезнетворные микробы могут находиться в дыхательных путях ребенка, в воздухе, которым он дышит, на предметах, с которыми соприкасается. Первые признаки пневмонии иногда появляются уже на второй — пятый день острого респираторного заболевания.
Воспаление легких может также развиться у ребенка, если он находится в контакте с больным ангиной, фурункулезом или иным гнойно-воспалительным заболеванием.
См. «Здоровье» №№ 1 и 3, 1976 год.

О начавшейся пневмонии прежде всего сигнализирует УХУДШЕНИЕ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ
Ребенок становится беспокойным, временами вялым. Мало и плохо спит, быстро утомляется, менее активно сосет или совсем отказывается от еды. У некоторых детей возникают срыгивания, рвота; стул становится жидким.
Кожные покровы бледнеют, а вокруг носа и рта появляется синева, которая усиливается во время кормления и плача. Голос звучит сипло.
Недоношенные дети в отличие от доношенных уже с самого начала заболевания становятся очень вялыми, расслабленными (когда ребенка берешь на руки, он кажется более тяжелым); слабо реагируют на внешние раздражители, плачут беззвучно. У некоторых появляются отеки на лице, ногах, мелкие, точечные кровоизлияния на коже; воспаляется слизистая оболочка глаз.
Все это тревожные сигналы, которые должны заставить немедленно вызвать врача. Однако порой родители судят о тяжести заболевания ребенка главным образом по подъему температуры.
Хочу предостеречь: температурный показатель при пневмонии ни в коей мере не может служить основным критерием тяжести заболевания. Нередко состояние больного малыша критически тяжелое, а температура либо слегка повышается — до 37,1—37,3 градуса, либо остается нормальной, либо даже понижается. Чаще всего так бывает у ослабленных детей первых месяцев жизни.

Должны настораживать и ИЗМЕНЕНИЯ ДЫХАНИЯ
У ребенка появляется одышка, дыхание, как правило, учащается, а у недоношенных детей становится поверхностным, стонущим. Иногда появляются пенистые выделения изо рта.
Почти всегда бывает насморк и частый, порой мучительный, в виде приступов кашель. Но запомните: для недоношенных более характерно легкое покашливание.
Не пытайтесь бороться с насморком и кашлем у грудного ребенка разными домашними средствами. Время на бесплодные попытки уходит, а болезнь прогрессирует.
Воспаление легких — заболевание не местное, а общее. Как бы оно ни началось — остро или постепенно, в организме ребенка сразу же нарушается равновесие внутренней среды, снижается газообмен, в крови и тканях уменьшается количество кислорода, происходит накопление углекислого газа и других ядовитых продуктов обмена веществ. Все это вызывает отравление организма (токсикоз), ведет к развитию дыхательной и сердечнососудистой недостаточности.
Поэтому ребенок нуждается в срочном интенсивном комплексном лечении, которое должно проводиться с учетом индивидуальной реактивности его организма и особенностей течения пневмонии. Дома организовать такое лечение значительно труднее, чем в больнице. И если врач считает, что госпитализация необходима, не отказывайтесь и не медлите! Упустите время — потеряете ребенка! Приходится говорить об этом потому, что анализ причин смертельных случаев показывает: чаще всего они происходят тогда, когда ребенка поздно госпитализируют, либо из-за того, что родители поначалу упорно отказываются от госпитализации, либо потому, что пытаются лечить ребенка сами и слишком поздно обращаются за медицинской помощью.

Если ребенок своевременно не получает необходимого лечения, может катастрофически быстро развиться СОСТОЯНИЕ, УГРОЖАЮЩЕЕ ЖИЗНИ
Ребенок становится очень беспокойным или крайне вялым, неподвижным, болезненно вскрикивает, стонет, лицо его приобретает серовато-землистый цвет. Может значительно повыситься температура, иногда возникают судороги.
Нарастает одышка, дыхание учащенное, судорожное, с усиленным, затрудненным вдохом и выдохом, с длительными паузами, а у недоношенных детей и с остановками дыхания.
Нарушения дыхания нередко сопровождаются периодическим посинением всех кожных покровов, похолоданием ручек и ножек. Могут появляться слизисто-гнойные выделения из носа и рта, которые еще больше затрудняют дыхание.
Срыгивания, рвота у многих детей учащаются; стул тоже становится частым (6—8 раз в сутки), жидким, иногда со слизью и зеленью.
Когда ребенок в таком состоянии, промедление смерти подобно! Срочно вызывайте неотложную медицинскую помощь. А до ее прибытия:
— обеспечьте широкий доступ воздуха в комнату, где находится ребенок;
— уложите его в кроватку, слегка повернув на бок и придав возвышенное положение голове и плечам;
— укройте тепло, но ни в коем случае не пеленайте туго;
— если появились обильные слизистые выделения, удаляйте их: из носа — ватным фитильком, изо рта — марлей, обернув ею черенок чайной ложки;
— если нет судорог, давайте часто, но понемногу пить теплую воду; поставьте горчичники на верхнюю часть спины и груди и держите их до покраснения кожи 3—5 минут (малышам ставят горчичники на полотняную салфетку или вдвое-втрое сложенную марлю);
— если возникли судороги, окажите ребенку помощь, как указано в № 3 «Здоровья» за 1976 год.
Когда состояние ребенка позволяет, врач может разрешить оставить его дома. В этом случае лечение педиатр организует так же, как и в стационаре. Обычно он ежедневно посещает больного, следит за его состоянием и корректирует свои назначения. Но успех лечения зависит прежде всего от родителей, от того, насколько пунктуально они выполняют все предписания, не отменяя и не изменяя их по своему усмотрению.
Если врач назначит инъекции, которые должна делать медицинская сестра (как правило, по нескольку раз в день), не пытайтесь, «жалея» ребенка, самостоятельно заменить их лекарствами в таблетках!
Кормите только той пищей, в том объеме и тем способом, какие рекомендует врач. И пусть вас не удивляет, если он посоветует временно уменьшить количество пищи, но больше, чем обычно, давать жидкости. Перед кормлением очищайте малышу рот и нос от слизи. Функция сосания у него нарушена, поэтому кормить надо очень терпеливо, не торопясь.
Ребенок нуждается в охранительном режиме. Создайте ему покой, тишину, исключив всякие раздражители и контакты с посторонними. Общаться с малышом должен лишь тот, кто за ним ухаживает.
Когда ребенок бодрствует, надевайте на него облегченную, не стесняющую движений и дыхания одежду — хлопчатобумажную и байковую распашонки, ползунки, шерстяные носочки. Старайтесь чаще менять положение ребенка, берите его на руки.
Температуру в комнате поддерживайте в пределах 20—22 градусов. Если воздух очень сухой, повесьте на батарею увлажнитель или мокрую простыню.
Спать днем ребенок должен при открытой форточке, летом — при открытом окне. Перед тем, как уложить, перепеленайте его и дайте теплое питье. На улицу выносите только по разрешению врача.
Выхаживая ребенка, мать должна запастись терпением, ибо пневмония у малышей первого года жизни обычно длится долго — от полутора-двух до четырех—восьми недель. И, пока врач не сочтет возможным отменить свои назначения, необходимо скрупулезно их выполнять.
У маленького ребенка, больного пневмонией, могут возникнуть осложнения, которые значительно ухудшают и удлиняют ее течение. Наиболее частые из них — воспаление среднего уха и плеврит. Вероятность возникновения осложнений увеличивается, когда лечение проводится недостаточно тщательно.
Помните: исход пневмонии во многом зависит от того, как скоро вы обратитесь за медицинской помощью. Не пропустите сигналов тревоги!


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz