каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.06.2019, 04:35

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Стиль

ЧЕЛОВЕК — ЭТО СТИЛЬ, СКАЗАЛ КТО-ТО ИЗ ВЕЛИКИХ... И ЭТО АБСОЛЮТНО ВЕРНО. ЧЕЛОВЕК — ЭТО СТИЛЬ ЕГО ОТНОШЕНИЙ К ТОМУ ДЕЛУ, КОТОРОМУ ОН СЛУЖИТ (РАБОТА, УЧЕБА). ЭТО СТИЛЬ ЕГО ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ (И С ТЕМИ, КОТОРЫМ ОН ПОДЧИНЕН, И С ТЕМИ, КОТОРЫЕ ЕМУ ПОДЧИНЕНЫ), СО СТАРШИМИ И МЛАДШИМИ, С СИЛЬНЫМИ И СЛАБЫМИ. ЭТО ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, К ИСКУССТВУ, К ВЕЩАМ — ВО ВСЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СТИЛЬ ИМЕННО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА.
СТИЛЬ ВОЖАТОГО, ПОМИМО ВСЕГО ПРОЧЕГО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ЭТО ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ДЕЛАХ — СТАРШЕГО И МЛАДШЕГО.
ПОЖАЛУЙ, ЗДЕСЬ САМОЕ ВРЕМЯ ПОКАЗАТЬ ЭТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО И ЕГО ПИОНЕРОВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛАХ ДРУЖИНЫ. ИМ ПОСВЯЩЕН ОЧЕРК, КОТОРЫЙ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ.

«ДАВАЙТЕ ПРИДУМАЕМ ТАКОЕ...»
После торжественного дружинного сбора методисты Дворца пионеров перечисляют свои замечания: «Барабанщики вели себя неуверенно». «Много заминок у фланговых». «А шестиклассники вообще не отличались четкостью...». У Ольги пылают щеки. Сколько раз за десять лет работы учили ее, как надо выслушивать замечания! А она опять чуть не плачет: ребят жалко. Именно барабанщикам старшая вожатая готова вынести сегодня благодарность. И отдельно — Саше Линову, восьмикласснику. Гостям, конечно же, неизвестно, что буквально за два дня до сбора отряд шестого «Б», где учатся лучшие ее барабанщики, оказался на строжайшем карантине. За два дня предстояло подготовить замену.
В таких случаях на выручку вожатой приходит «старая гвардия», комсомольцы Володя Кучеров, Саша Линов, Жора Рамазанов. У них своих комсомольских дел полно, но раз надо — какой разговор? И теперь Саша Линов собрал мальчишек, объявил «чрезвычайное положение», позвал Володю Кучерова, и до позднего вечера из окон второго этажа сыпалась дробь барабанов.
Зато к шестому «А» у вожатой счет посерьезнее, чем у гостей. Там классного руководителя нет уже четыре месяца. Отряд, совсем было спустивший паруса, в последние недели ожил, начал действовать увлеченно. Им поручили подготовить подшефный третий «А» к вступлению в пионеры. Новенькая вторая вожатая, тоже, кстати, Оля, перечитала ради них всю методическую литературу, какую нашла. Сколько интересных форм взяла себе на заметку! А у Ольги-старшей, как всегда, свой вариант: «В шестом «А» нужно сейчас занять делом как можно больше ребят. Что, если попробовать на эти дни индивидуальное шефство? Пусть каждый из них ближе познакомится со своим октябренком».
Шестиклассники эту идею моментально присвоили. Она и правда быстро стала «их», поскольку любимое требование Ольги — «придумайте сами» работало тут на все сто процентов: «Вот твои подшефные. Задача ясна? А как лучше ее выполнить, придумай сам». И придумывали. Саша Росин привел малышей к себе домой. Коллекции им показал, про «Зарницу» рассказал. И на днях шестиклассники удивили вожатых четкостью, даже щегольством, с каким провели вместе с октябрятами торжественный сбор. И вот, видимо, расслабились. Ольга видела, как невнимательны были они сегодня.
Пока гости наперебой хвалят выступление четвертого «Б», она думает о седьмом «А». У четвероклассников-то всегда есть надежный друг, который им поможет, — классный руководитель. В седьмом «А» его сейчас нет. А тема выступления была очень серьезная: блокада Ленинграда. Одним, даже если это старшие пионеры, подготовиться трудно.
Такая разница в оценках, своеобразное «разночтение» событий гостями и хозяевами вполне понятны. Со стороны всегда многое видится не так, как «изнутри». И на другой день, когда сами ребята на совете дружины скажут, кто был «на высоте», а кто подводил всех, Ольга засветится радостью: все заметили, все верно оценили! Лина Мотаева, председатель совета дружины, в нынешнем году выступает на обсуждениях совсем как педагог: вдумчиво, толково.
Сам стиль этого обора, сам принцип — непременно дать несколько минут каждому отряду, чтобы выступило в разных ролях как можно больше ребят, — этот принцип очень характерен для Ольги Протасовой. Куда проще собрать чтецов из всех отрядов, отрепетировать с ними до блеска по единому сценарию все выступления, и никаких заминок не будет. Так нет же! Ей важно, чтобы сами ребята импровизировали, придумывали, как использовать свои несколько минут. И чтобы выступили робкие. И чтобы запели молчуны. Вот тогда она довольна. Но это их особый, внутренний счет, который известен сейчас лишь ей и ее активу.
Несмотря на весьма почтенный стаж и опыт, Ольга и сейчас чем-то неуловимо напоминает мальчишку. Даже пилотку свою со лба на затылок передвигает характерным мальчишечьим жестом. И я отлично представляю, как однажды, еще на заре своей деятельности, на пути из похода домой она вместе с ребятами принимает неожиданное и совершенно непедагогичное в тех условиях решение: пройти заново весь маршрут похода, без сокращений, как это сделали другие взрослые. Ребята же правы: так нельзя. Неужели и она станет работать с ними вот так, «наскоро»? Ни за что! «Если вы действительно хотите, мы вернемся, мы пройдем сами все, что было намечено пройти!» — объявила вожатая. И одна повела ребят. Быстро стемнело. Они немного заблудились. Устали как черти. Но, конечно же, никто не жаловался. Настроение было такое, как будто они одержали в тот день победу.
Для Ольги это был очень важный поступок. Ей, конечно, здорово попало потом за легкомыслие. Но та радость, которую она пережила вместе с ребятами, пойдя наперекор обстоятельствам, ни с чем не сравнима. «Сейчас я, наверное, не стала бы так рисковать, подводить коллег, родителей», — задумчиво прикидывает вожатая. И вдруг хитро улыбается: «А жаль!»
Сейчас она с улыбкой вспоминает, как, бывало, перед митингом сама отправлялась с мальчишками в лес за ветками для гирлянды памяти. Они бродили там по грудь в снегу, аккуратно подрубая топориками еловые лапы. Возвращались измученные. «Ненормальная! Можно же было в цветочном магазине заказать!» — учили ее коллеги. «Зато это наша гирлянда!» — гордилась Ольга. Ей всегда была важна именно подлинность, точность в словах и делах.
Пожалуй, с годами в этом отношении Ольга не изменилась. Перед тем как провести операцию «Подарок» для детей кубинского города-побратима, она привела к ребятам студента-кубинца. «Зачем, Ольга?» — спрашиваю я. «Среди ребят разговоры пошли, что наши подарки там не очень-то нужны». Так появился у них в школе веселый, непосредственный паренек по имени Хосе. Рассказал, как в первые же каникулы, отправляясь из Ленинграда домой, он купил младшему брату в подарок портфель и тетрадки. Этот портфель стал переходить на их улице от одного мальчишки к другому как награда, как величайшая ценность, потому что в то время ни портфелей, ни тетрадей вдоволь у кубинских ребят еще не было. Можно себе представить, с каким азартом взялись после этого пионеры собирать портфели для кубинских друзей!
Новенькой вожатой работать с Протасовой не так-то просто. Приносишь ей из Дома пионеров сценарий праздника, новый, яркий, интересный, а она морщится: «Лучше бы самим придумать!» Младшая Оля даже сказала как-то сгоряча: «А я придумывать не умею!» — «Ребята умеют! Ты только помоги им», — мягко посоветовала Ольга. Приближалась неделя литературы, и младшая вожатая отвечала за линейку-открытие для малышей. Готовить линейку поручили шестому «Б». Оттуда прибежали трое. Три Наташи, или «Союз трех Н.», как они отрекомендовались. Затараторили, что Баранова уже почти сочинила пьесу «Приключения Точки». Как Точка попадает в страну Незнаек и там никак не найдут ей место. Октябрята должны Точке помочь и по ходу действия подсказать правила. «Здорово задумано?» Оля и не заметила, как оказалась четвертым человеком в этом творческом союзе. Спектакль вышел отличный, все хвалили авторов, а Оля-младшая шутливо возмущалась: «С ними просто невозможно работать! У них, как у Протасовой, фонтан идей!»
Первое время младшей Оле многое в ее коллеге казалось странным. Соберется совет дружины, а старшая вожатая вместо новых распоряжений вынет из сумки свежий номер журнала «Пионер» и читает им вслух интересный рассказ. Потом вроде бы без всякой связи скажет: «А не кажется ли вам, что мы топчемся на одном месте, хотя дела у нас разные?» И ни с того ни с сего затеет в дружине анкетирование с вопросами типа: «Какие пионерские дела тебе кажутся скучными, ненужными? Предложи свое, пусть даже на твой взгляд невыполнимое». Как будто сама себе трудностей ищет!
У Ольги всегда много добровольных помощников. Даже Леша Петухов, печально знаменитый своей дерзостью и недисциплинированностью, после уроков мчится к ней: «Ольга Иосифовна! Что надо сделать?» Ольге всегда что-нибудь от него надо. «Вот список всех подшефных детских садов. Слетай туда, собери отзывы о работе наших ребят с малышами». Леша обожает такие задания. Через час он опять на пороге: «Сделано, Ольга Иосифовна!» У нее и Сережа Звонилов в активе. С учением у Сережи столько проблем, что его было в безнадежно отставшие записали. А Ольга его любит. Рядом с ней он иногда тихонько делает уроки.
Но главная сила, которая ведет дружину, — это такие ребята, как Лина Мотаева, общий любимец Володя Кучеров, Саша Линов. Одних она растила с четвертого класса, другие присоединились позже. Ольга никогда не могла допустить, чтобы кто-то из ребячьих лидеров не принадлежал к ее активу. Стас Маслов пришел в их школу в седьмой класс. И сразу стал известен как человек, хорошо знающий современную музыку, имеющий редкие записи. К нему моментально потянулись мальчишки. Не прошло и недели, как Ольге «очень срочно» потребовались звукооператоры для оформления праздников и музыкальных вечеров. Она разрешила Стасу и его друзьям пользоваться школьной радиоаппаратурой, подбирать музыку, чтобы они стали ее помощниками. И они стали! Только ведь и пришли мальчишки не на пустое место. До них «музыкой командовали» десятиклассники, личности весьма популярные. Так что дело почетное им предложено.
Иногда рядом с Ольгой мне приходит в голову фантастическая мысль: хорошо бы хоть разок увидеть эту шумную, подвижную массу ребят ее глазами! Какие важные подробности, неизвестные мне сейчас, какие связи и конфликты открылись бы тогда! Как чутко умеет она понять и каждого в отдельности, с его настроением, успехами, огорчениями, и целые отряды сразу! О каждом отряде она может рассказать все: как складывался там актив, какие были взлеты, спады, какие цели стоят перед ним сейчас и чего можно добиться в перспективе... Еще девочкой, только что окончившей школу, Ольга попала в «Коммуну имени Макаренко» педагогического института. Там и училась видеть детей, анализировать ситуацию, ставить ближние и дальние воспитательные цели. Теперь, через десять лет, эти цели стали естественным стержнем всей работы. По ним всегда сориентирован тот внутренний метроном, который постоянно отсчитывает для вожатой ступеньки роста каждого отряда и каждого из ее активистов.
Но дело не только в умении. Такого глубокого понимания детей, пожалуй, нельзя достичь за один-два года работы в дружине. Ольга знает по именам большинство своих пионеров. Помнит их октябрятами. Знакома с родителями. А первые ее активисты уже носят бородки и приходят к ней в роли шефов. Зато сейчас у нее одновременно может проходить неделя литературы, за которую отвечает совет дружины, сбор макулатуры, репетиции новогодней сказки, сочиненной с начала до конца здесь, в пионерской, и подготовка к большому общедружинному празднику. Это множество дел не только не создает напряжения вокруг старшей вожатой, а воспринимается как нормальная атмосфера бодрой пионерской жизни, в которой у каждого из ребят есть свое место, свое дело.
А неожиданностей и «сюрпризов», приятных и неприятных, все равно сколько угодно. Похоже, однако, что все эти сложности не расстраивают вожатую, а вроде бы как раз и увлекают. Ей нравится разбираться в бесконечной путанице ребячьих отношений, искать и вытаскивать ту ниточку, которая поможет размотать весь клубок.
К весне каждого года пионерская становится как будто тесновата Ольге, и она решительно «меняет декорации». В мае по традиции проводится в дружине туристский слет. А это значит, пионерскую заполняют рюкзаки и котелки, на столах раскладываются карты, а в коридорах и во дворе ходят «по азимуту» группы новичков. И совсем другой народ, не в школьной форме, а в кедах и куртках, собирается здесь вечерами. Это родители. Несколько лет назад помогали готовить слеты только два-три папы. А теперь и мама Ани Маниной, и папа Маши Байковой, и папа Кирилла Соломко, и Наташи Березиной, и еще десяток страстных поклонников туризма, составляющих «совет пап». Они сами проводят тренировки, подготавливают места для соревнований, судят, сами бегают в СЭС и в лесничества с необходимыми документами. Как удалось вожатой собрать и сплотить еще и такой актив — ее профессиональная тайна. Но слеты проходят всегда как большие праздники. И если перед самым выездом оказывается, что Кирилл должен принять участие в районных соревнованиях по легкой атлетике и Аня занята в городе, родители этих ребят все равно отправляются на слет. Мама Ани проводит потрясающий конкурс букетов «Лесная фантазия». Папа Кирилла — соревнования по туристской технике.
После слета в совете дружины на правах кандидатов обязательно появляются несколько новых ребят. Лешу Катина — одного из самых надежных своих активистов — Ольга высмотрела именно на слете. Да и многих других — тоже. В новой обстановке всегда открывается много нового!
Я уже не хочу задавать свой главный вопрос, который приберегла к финалу. Он возник сразу, как только мне рассказали, что есть в школе № 190 вожатая Ольга Протасова, которая уже закончила заочно педагогический институт, может математику преподавать. Но и после этого остается только старшей вожатой в своей дружине. Даже небольшую преподавательскую нагрузку брать не хочет. «Почему?» — удивлялась я, пока не знала Ольгу. Теперь знаю. Ольга — настоящий комиссар, вожак и товарищ своим ребятам. Ей дорога именно эта, товарищеская роль, без права наказывать плохой отметкой, вызывать родителей, втолковывать и поучать. Ее стихия — игра, фантазия. Ее «волшебные слова» — «Давайте придумаем такое...». И пока не иссякает эта живая творческая энергия, она будет вожатой.
Н. ПИЖУРИНА,
Ленинград


Формы работы

«ФОРМЫ РАБОТЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАСТЫВШИМИ, ОКОСТЕНЕВШИМИ. ОНИ НУЖДАЮТСЯ В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ». ОСОБО ВЫДЕЛИМ ДЛЯ СЕБЯ СЕЙЧАС ЭТИ СЛОВА К. У. ЧЕРНЕНКО, ОБРАЩЕННЫЕ К КОМСОМОЛУ. ОНИ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ВОЖАТЫМ ОЧЕНЬ ВАЖНОГО ДЛЯ ВСЕЙ ЕГО РАБОТЫ С ПИОНЕРАМИ. ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ПРОДОЛЖАЯ ДАЛЕЕ СВОЮ МЫСЛЬ, КОНСТАНТИН УСТИНОВИЧ СКАЗАЛ И О ТОМ, ЧТО «...ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ, КОТОРОЕ НАДО ПРЕОДОЛЕТЬ, ЭТО ИЗРЯДНЫЙ НАЛЕТ ФОРМАЛИЗМА, ЗАОРГАНИЗОВАННОСТИ И НЕРАДИВОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ КОМИТЕТОВ КОМСОМОЛА, ДА И ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ».
КАЖДЫЙ РАЗ, РЕШАЯ, ЧТО И КАК МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ В ДРУЖИНЕ, ОТРЯДЕ, ЗВЕНЕ, ВЗГЛЯНЕМ НА ВСЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ.
ИТАК: ФОРМЫ ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ ЕЕ МНОГООБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПОЗНАКОМИТЬ ВОЖАТОГО ХОТЯ БЫ С САМЫМИ ГЛАВНЫМИ ИЗ НИХ, ОХВАТЫВАЮЩИМИ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ, И ТРУДОВОЕ, И НРАВСТВЕННОЕ, И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ, В ОДИН РАЗ, КОНЕЧНО, НЕВОЗМОЖНО. ПОЭТОМУ МЫ КОСНЕМСЯ ЛИШЬ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ВОСПИТАТЬ ГРАЖДАНИНА, ДОСТОЙНОГО СВОЕЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ, КОТОРОМУ НЕСТИ ДАЛЬШЕ И ПРЕУМНОЖАТЬ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ, БОЕВЫЕ И ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОВЕТСКОГО НАРОДА, КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ВСЕГДА БЫЛО И БУДЕТ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОЭТОМУ И РАЗГОВОР О ФОРМАХ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМЕЕТ ОСОБУЮ ВАЖНОСТЬ. НО И ЗДЕСЬ СЛЕДУЕТ ОГОВОРИТЬСЯ, ЧТО ФОРМ ЭТИХ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЖЕТ ОХВАТИТЬ ОДИН РАЗГОВОР. ОДНАКО МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО, ПОЛУЧИВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ СЛАГАЕМЫХ ЭТОГО ВАЖНЕЙШЕГО ДЕЛА, ВОЖАТЫЙ СМОЖЕТ ЛУЧШЕ ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО В ЦЕЛОМ, НАЙТИ ВЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ И НА ДРУГИЕ «ЧТО?» И «КАК?».

САЛЮТ, МИР!
Во время международной смены в «Артеке» летом прошлого года пионеры средней школы № 22 Волгограда и пионеры-тельмановцы из города Карл-Маркс-Штадта ГДР обратились ко всем пионерам социалистических стран с призывом:
«Дорогие друзья!
Сегодня мы живем в мирное время. Нам предоставлена возможность спокойно учиться, трудиться, играть и мечтать. Для нас открыты школы и дворцы, парки и стадионы, библиотеки и театры. Но мы знаем, какой дорогой ценой завоевано наше счастливое детство. Еще сегодня на земле видны раны самой страшной войны. Она унесла миллионы человеческих жизней. В памяти честных людей навсегда остались имена борцов за светлое будущее наших народов, за мир на земле. Юное поколение говорит сегодня сыновнее спасибо всем, кто подарил нам счастливое детство.
9 мая 1985 года исполняется 40 лет со Дня Победы над гитлеровским фашизмом. Мы, пионеры дружины имени Героя Советского Союза Федора Ивановича Толбухина и пионеры-тельмановцы Карл-Маркс-Штадта, обращаемся к пионерам СССР и ГДР, ко всем пионерам социалистических стран. Докажем своей учебой, своими пионерскими делами, поступками, что мы достойная смена героев борьбы и труда.
Мы призываем вас пройти дорогами Советской Армии, боевых действий национальных соединений, антифашистского подполья и движения Сопротивления. Запишем воспоминания героев борьбы с фашизмом, соберем реликвии войны, создадим уголки и музеи славы. В дни освобождения социалистических стран от фашизма проведем в пионерских дружинах, лагерях праздники, интернациональные встречи под девизом «Салют, мир!». Встанем в почетный караул у Вечного огня, у могил героев войны. Окружим вниманием и заботой борцов за наше счастье, будем их верными друзьями и помощниками.
Сегодня над миром сгущаются тучи новой, самой страшной войны. Она может стать последней для наших мам и пап, братьев и сестер, для наших близких людей, для друзей, для всех нас. В канун 40-летия Великой Победы мы призываем вас, наши сверстники, крепить дружбу и солидарность, всем встать на защиту мира, против ядерной войны.
Пусть подвиг наших отцов и дедов вдохновляет нас, зовет на борьбу за мир на планете!
Да здравствует наша дружба!
Салют, мир!»
Этот призыв был услышан и нашел самый горячий отклик у юных интернационалистов, у самых маленьких борцов за мир.
Встретившись в Берлине, руководители пионерских организаций социалистических стран приняли решение — объявить международную акцию «Салют, мир!». Стартовала акция 9 мая 1984 года, итоги ее будут подведены в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет летом будущего года в Москве.
Как и предполагалось, международная акция сразу встала в ряд наиважнейших дел советских пионеров. Их летние походы проходят по местам боев Советской Армии, дорогам и тропам народных мстителей. Пионеры охраняют старые и ставят на заработанные средства новые памятники, стелы и обелиски героям войны. Они выискивают все новые и новые страницы в «Летописи Великой Отечественной». Проводят операцию «Орден в твоем доме». Еще внимательнее, еще любовнее стала забота тимуровцев о ветеранах войны, семьях погибших.
Новая акция обострила интернациональные чувства юных. Летом они много работали, помогая взрослым в их делах, а заработанные деньги перечисляли в Советский фонд мира.
Свой протест против поджигателей войны, пролетарскую солидарность с народами, борющимися за свою национальную независимость, пионеры выражают на митингах и манифестациях, в плакатах и песнях.
Начатая в конце прошедшего учебного года акция «Салют, мир!» продолжится и в новом учебном году. Успех ее будет зависеть от умения старшего вожатого возглавить это большое дело. Опыт показал, что хорошо работа ведется там, где вожатые, учителя смело вовлекают во все дела самих детей. Где созданы специальные штабы. Они так и называются — «Салют, мир!». В них входят: представители всех отрядов, комсомольцы (школы и шефов), учителя, ветераны войны. Штаб решает, каким образом каждый отряд и вся дружина примут участие в акции, планирует и организует специальные дела, операции, праздники, намечает этапы проведения акции в дружине, дает задания отрядам, звеньям, отдельным пионерам, собирает донесения и информацию о выполнении заданий, поручений.
Кроме того, штаб принимает предложения от ребят и взрослых о новых делах и начинаниях дружины в рамках акции. Например, пионерский отряд решил в дни празднования годовщины освобождения родного края от фашистских захватчиков провести поход по местам боевых сражений. Но не только пройти по этим местам, а и увековечить память защитников Родины. Было решено разыскать участников и свидетелей минувших сражений, записать их воспоминания, установить точные места событий, поставить в этих местах памятные доски с описанием того, что происходило здесь в грозные военные годы. Штаб акции поддержал инициативу этого пионерского отряда и обратился ко всем отрядам дружины последовать его примеру.
Штаб определяет участие в акции и других коллективов дружины: клуба интернациональной дружбы, штабов Всесоюзной военно-спортивной игры «Зарница», Всесоюзной пятилетки трудовых пионерских дел, Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР» и других.
Организацию работы дружины в рамках акции «Салют, мир!» может взять на себя и клуб интернациональной дружбы. Под руководством КИДа пионеры примут участие в днях и неделях дружбы и солидарности с зарубежными ровесниками стран, борющихся за свою свободу и независимость, в форумах, конференциях «Юность в борьбе за свободу и мир», в фестивале «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!». КИД может организовать работу «Пионерского почтамта дружбы», который поможет пионерским звеньям, отрядам установить дружескую переписку с зарубежными сверстниками, и в первую очередь с пионерами-тельмановцами — инициаторами акции «Салют, мир!».
В небольшой дружине руководить акцией «Салют, мир!» может непосредственно совет дружины.
О конкретном участии дружины, отрядов, звеньев в акции пионеров информирует постоянно действующий стенд «Салют, мир!». Он может иметь постоянные рубрики, например, вести из штаба и его решения, поручения отрядам и донесения об их выполнении, письма друзей и программы, предстоящих праздников, фестивалей, митингов и т. д.
Участие советских пионеров в международной акции «Салют, мир!» — это одновременно и участие в эстафете патриотических дел братских союзов молодежи «Память», и подготовка к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который состоится летом 1985 года в Москве, и участие в Международной эстафете мира детских организаций, объявленной Международным комитетом детских и юношеских организаций при ВФДМ (СИМЕА) навстречу фестивалю.
А теперь небольшая подборка материалов из опыта пионерских коллективов, короткие советы-подсказки, которые обогатят содержание акции.

ВИНОВНИК - ИМПЕРИАЛИЗМ

МОЖНО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВО ВРЕМЯ МИТИНГОВ И МАНИФЕСТАЦИЙ В ШКОЛЬНЫХ И ЛАГЕРНЫХ РАДИОПЕРЕДАЧАХ, СТЕНГАЗЕТАХ, БЮЛЛЕТЕНЯХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТКАХ ТАКИЕ ФАКТЫ:

В мире каждую секунду рождаются три ребенка. Но из 2 миллионов человек, родившихся в 1979 году, каждого десятого уже нет в живых. Подавляющее большинство из них убили голод, болезни, нищета, безработица родителей, царящие в странах, где правит капитал.
По данным ЮНЕСКО, 128 миллионов детей, живущих в капиталистических странах, не имеют возможности посещать школу.
Нужда гонит на заработки 500 тысяч итальянских детей, 300 тысяч подростков ФРГ.
По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, гонка вооружений поглощает в мировом масштабе свыше 500 миллиардов долларов в год.
Одна американская ракета «Першинг» съедает завтрак, обед и ужин 50 миллионов детей.
Великобритания строит новые атомные подводные лодки, оснащенные американскими ракетами «Трайдент». Строительство каждой из них обходится в сумму, достаточную для того, чтобы могли учиться 16 миллионов детей в течение года.
Более 350 миллионов детей в Азии, Африке и Латинской Америке страдают от недоедания, нищеты.
Латинская Америка каждые 30 секунд теряет одного ребенка. Здесь лишены возможности учиться 50 миллионов ребят, их удел — непосильный труд с раннего возраста, по 10—12 часов в сутки на фабриках, рудниках, шахтах, плантациях за нищенскую плату...
В ФРГ ежегодно фиксируются тысячи случаев нанесения детям увечий взрослыми, до 150 детей погибают от истязаний. Число случаев избиения детей взрослыми в США достигает 1 миллиона в год, примерно 2 тысячи случаев — со смертельным исходом.

ПОЗОВИ РЕБЯТ НА МИТИНГ!
Не остаться равнодушным к тому, что волнует, тревожит всех, кому дорог мир, выразить свое отношение к происходящим событиям — естественное стремление, побуждающее к действиям. Наиболее ярко эти чувства и у взрослых, и тем более у детей проявляются на массовом митинге. Как правило, митинг проводится сразу же, что называется, по горячим следам того события, которое взволновало. Мы даже говорим: «Митинг возник стихийно». Но и стихийно возникший требует от его организаторов тщательной подготовки, особого умения. Что следует сделать вожатому, прежде чем позвать пионеров дружины на митинг?
Прежде всего создать в дружине особое настроение, подъем, дать ребятам возможность выразить свое гражданское отношение к тому, что происходит в мире. Пусть короткое, но яркое, убедительное слово вожатого прозвучит в одном, другом отряде, на сборе, в беседе, на политинформации. Пусть вместе с ребятами руководитель дружины подумает, где лучше всего провести митинг, как его оформить.
В Таллинском Дворце пионеров и школьников Эстонии митинги солидарности организует КИД «Глобус». До его начала в разных помещениях дворца кидовцы проводят концерты политических песен, игры и танцы народов мира, распродажу сувениров и книг. Звучат песни борьбы и протеста, песни дружбы и солидарности. В самом зале, где состоится митинг, можно познакомиться с выставкой политического плаката и карикатуры, с детскими рисунками по международным проблемам.
Начинается митинг исполнением песен борьбы и протеста. Запел один отряд, подхватывает другой. И уже перекинут мостик от сердца к сердцу, один за другим выступают пионеры, их взволнованные, идущие от души слова, не оставляют равнодушными никого.
Каждый задумается над тем, как это важно: беречь и охранять мир, что это зависит и от него.
И ребята решительно ставят свои подписи под письмом-воззванием в знак солидарности с теми, кто борется с произволом капитала. Они взывают к совести тех, кто готовит сегодня новую войну.
Но порыв останется порывом, если сразу после митинга ребята не включатся в дело. И хорошо, если это будут дела, закрепляющие те слова, что они дали на митинге. Например, сбор подписей в защиту мира.

ЕСЛИ В ДРУЖИНЕ...
КОНКУРС ПЛАКАТА
С темой конкурса пионеров следует знакомить заранее. К примеру, темы могут быть такие: «Мир тебе, планета Земля!», «За счастливое детство в мирном мире», «Нет войне!» и т. д.
В конкурсе участвуют по 2— 3 представителя от каждого отряда. Проводить его лучше в большом зале, где могут присутствовать и зрители. На исполнение работ отводится 1—1,5 часа.
Членами жюри могут быть как сами школьники, так и профессионалы. При оценке учитывается идея плаката или рисунка, а также ее художественное воплощение.
КОНКУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
«Песня может стать оружием, которое стреляет. Все зависит от того, во что веришь и по какую сторону баррикады стоишь» — эти слова — творческое кредо известного чилийского певца, патриота, коммуниста Виктора Хары.
Очень важно, чтобы подобные чувства испытывали и участники школьного конкурса политической песни. Испытали сами и сумели донести до слушателей замысел авторов, свою позицию. Здесь важны и подбор репертуара, и умелая, хорошо срежиссированная подача песенного материала.
Помещение, где проводится конкурс, должно быть соответствующим образом оформлено: плакаты, лозунги-призывы, высказывания о песне, газета-рассказ о наиболее известных, популярных ансамблях политической песни, тексты известных политических песен и т. д.
Заранее составляется программа конкурса и вывешивается в зале. Идеи мира, дружбы, солидарности должны быть главенствующими в конкурсе политической песни.

<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz