каморка папыВлада
журнал Вожатый 1984-08 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.04.2019, 21:37

скачать журнал

страница следующая ->

БЕЗ ДРУЗЕЙ НЕЛЬЗЯ
Вот уже девять лет работаю старшей пионерской вожатой. Первые два-три года, к сожалению, как и у многих начинающих вожатых, были годами «проб и ошибок». Но прибавлялся опыт, все реже двигалась я ощупью, тверже вставала на ноги, и становилось меньше неудач и промахов. Вся работа в дружине начала складываться в четкую систему. В основу ее лег принцип — нельзя работать одной, без друзей и помощников.
Поначалу передо мной стояла цель — собрать группу ребят, сплотить, научить ее действовать. На первом этапе для меня это означало дойти до каждого активиста. Не больше. Значительно позже наступил второй этап — дойти до каждого пионера. Зато теперь могу быть уверена, что и эта задача будет решена.
Сейчас в нашей дружине большой актив. Комсомольцы-старшеклассники, ведущие большую работу в пионерском секторе школьного комитета, отрядные вожатые, совет дружины, дружинная знаменная группа, редколлегия дружинной стенгазеты, советы отрядов, звеньевые, флаговые, горнисты и барабанщики, вожатые октябрят, редакторы отрядных газет и т. п. Как видите, это огромная масса ребят, очень разных по возрасту и наклонностям. Мне легко с таким активом вести дружину. Но вот воспитать его — непросто. Постоянно и систематически я учу их.
План занятий школы пионерского актива продумываю и составляю еще весной, сразу после того, как в дружине закончится отчетно-выборная кампания. Стремлюсь связать обучение актива с задачами, стоящими перед дружиной на сегодняшний день, правильно отобрать формы и методы обучения, наиболее эффективные для ребят. С отрядными вожатыми и советом дружины я работаю сама, а к обучению остальных категорий стараюсь больше привлекать старшеклассников.
Чем живет мой помощник, чем увлекается дома, в школе, какие у него взаимоотношения с товарищами, родителями — об этом я должна обязательно знать, чтобы понимать ребят и помогать им расти хорошими людьми и умелыми организаторами. Эту сторону моей работы трудно занести в четкие графы не только школы пионерского актива, но и моего вожатского плана. Непросто заранее предусмотреть формы и методы общения с ребятами. Это и беседы наедине, встречи с родителями, непосредственная помощь в выполнении поручения и откровенные разговоры на общих сборах актива.
Хочу только заметить, что чем больше встреч с ребятами, тем больше контактов. И самое главное, пожалуй, особенно в работе с теми, кто только начинает входить в актив. Вначале делаю все вместе с ними — помогаю организовать экскурсию или выпустить стенгазету, разучить игру, танец или песню, обсудить прочитанную в звене или отряде книгу.
Стараюсь руководить и воспитывать не назойливо. С хорошими и надежными помощниками жить и работать гораздо интереснее и легче, чем в одиночку.
В. БАГИМОВА,
старшая вожатая, г. Киев

ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ
Кого называют активистом?
В первую очередь членов совета дружины, отрядов, звеньевых. Об этих ребятах говорят еще и так — выборный актив. Ведь их выбирают на сборе всего звена, отряда, всей дружины. Но актив — это и те пионеры, которым совет отряда, звеньевой, вожатый доверили быть организатором поста всеобуча или предметной олимпиады, «Турнира смекалистых» или конкурса сочинений, консультантом по предметам или членом библиотечного совета, политинформатором или юнкором, членом совета школьного музея или КИДа, экскурсоводом или председателем штаба пятилетки трудовых дел, вожатым октябрят или физоргом. Чем шире будет круг таких ребят, тем интереснее будет жизнь дружины.
Как познакомиться с активом старшему вожатому?
Путей несколько. Вполне возможно, что совету и всему выборному активу дружины нового старшего вожатого представит секретарь ГК, РК ВЛКСМ или директор школы, секретарь партийной или комсомольской организации учителей. Скажут о вновь назначенном руководителе пионерского коллектива добрые слова. Но может быть и так, что старший вожатый представится активу сам. Подготовьте короткое объявление. К примеру, такое: «Всем членам совета дружины! Всем членам советов отрядов! 10 сентября в 16.00 общий сбор. Подумаем вместе — как организовать работу школы пионерского актива в новом учебном году». Пусть прозвучит это объявление и по школьному радио. А когда в назначенный срок соберутся ребята, вожатый прежде всего представится им. Назовет свое имя, скажет, где работал или учился до этого, выразит надежду на то, что актив поддержит его и поможет. На этой же первой встрече и вожатому надо постараться найти для себя ответы на некоторые вопросы: кого больше среди активистов — мальчиков или девочек, кто избран впервые? Конечно, если в дружине 3—5 отрядов, ответы можно получить непосредственно в беседе с активом. А если отрядов в два-три раза больше, тут лучше будет приглашать на разговор актив одной пионерской высоты, то есть отрядов 3—4, 5—6, 7— 8-х классов отдельно. Времени, естественно, потребуется значительно больше, но зато можно рассчитывать, что обе стороны в результате такого заинтересованного знакомства получат удовлетворение.
Есть и еще один путь знакомства. Анкета. С хорошо продуманными, четко сформулированными вопросами. Ребята на такую интересную анкету ответят с удовольствием. А вожатому надо найти время для внимательного анализа полученных ответов, для размышления над ними.
Сколько бы ни было активистов — 15 или 45, запомнить всех в день первого знакомства трудно. А если учесть, что каждый новый день будет приносить и новые встречи, это отступит на второй план. Потому постарайтесь делать соответствующие заметки в своей рабочей записной книжке.
Еще деталь. Часто в пионерскую комнату заглядывают ребята подвижные, глядя на которых учителя сетуют: «Их бы активность да в нужное русло». Далеко не все из них в числе выборного актива, а у некоторых нет и постоянного поручения. Обратите внимание на этих ребят, познакомьтесь с ними, постарайтесь найти им дело.
Кого из активистов чему и как следует учить?
Какие категории активистов учить, решает сам руководитель дружины. И, как правило, чем больше работает вожатый, тем их больше. Это и понятно: приходит опыт, увеличивается число помощников, открываются новые секции. Но на первых порах охватить широкий актив трудновато. А вот без секций председателей советов отрядов, флаговых, вожатых октябрят, звеньевых не обойтись.
Чему их учить? Это зависит от того, каков опыт вновь избранных ребят. Если всем или абсолютному большинству доверено поручение впервые, тогда есть необходимость начинать с самых азов, если же ребята избраны второй, а то и третий раз, нужно усложнить программу. Чему учить? Это зависит еще и от того, что уже знают и умеют активисты, а что пока вызывает у них затруднения. Спросить ребят об этом надо непременно. Чему учить? Многое зависит и от личности самого вожатого, и от возможностей и условий школы. Но при всех обстоятельствах активистов следует учить вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как сделать ее лучше. Это значит, что ребятам должны быть хорошо известны проблемы, которые волнуют сегодня их школу, их родителей, их шефов, их район, город, их республику, всю нашу страну. Потому на каждом занятии надо находить время и место для того, чтобы сообща решать — каким будет наш пионерский вклад в решение больших народнохозяйственных проблем.
Все активисты должны понимать, кому и для чего нужно их поручение, и уметь четко его выполнить. Всем активистам надо помочь стать организаторами пионерских дел в своих отрядах и звеньях. Вот этим и следует руководствоваться вожатому, когда он садится за работу над планом школы актива. Конечно, надо хорошенько вооружиться не только данными того анализа, о котором мы сказали выше, но и программами обучения, которые были составлены предшественниками, рекомендациями Дома или Дворца пионеров, вчитаться в выпуски «школы пионерских наук», которые публикуются на страницах «Пионерской правды», в «Книгу вожатого». Еще и еще раз посоветоваться с наиболее опытными коллегами, руководством школы. Вариант программы можно обсудить и с советом дружины. Пусть ребята выскажут свои замечания и предложения.
Школу актива нельзя вести так, как ведет урок учитель. Тут нужна интересная и увлекательная игра. Но игра деловая, которая ненавязчиво научит и строиться на линейку, и рапортовать, и вести сбор, и запеть песню, и многому-многому другому. Потому и необходимо продумывать каждое занятие, каждую встречу с ребятами от начала до конца.
Где найти помощников?
Попытайтесь найти их среди старших пионеров и комсомольцев школы. Многие из них побывали минувшим летом в лагерях пионерского и комсомольского актива. На их помощь и следует рассчитывать в первую очередь. Вряд ли откажутся вам помочь учителя-комсомольцы. Да и среди комсомольцев шефствующего предприятия можно встретить энтузиастов, особенно среди тех, кто летом выезжал в пионерский лагерь. Еще один резерв — родители ребят. Попытайтесь познакомить родительский комитет школы с той программой, которую вы наметили. Попросите помощи. Отзывчивое сердце всегда найдется.
Фото В. ГУСЕВА


Вожатый

...ОТБИВАЮТ ДРОБЬ БАРАБАНЫ. ПОЮТ ГОРНЫ. ЧЕКАНЯ ШАГ, ИДУТ ПИОНЕРЫ. А ВПЕРЕДИ, ТАМ, ГДЕ НА ВЕТРУ РАЗВЕВАЕТСЯ АЛОЕ ПОЛОТНИЩЕ. ОН — ВОЖАТЫЙ!
ПРОХОДЯТ ГОДЫ, ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ПОКОЛЕНИЯ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК ВСТАЮТ ПОД ЗНАМЕНА ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА, НО НЕИЗМЕННО РЯДОМ С НИМИ И ЧУТЬ ВПЕРЕДИ — ПИОНЕРСКИЙ ВОЖАТЫЙ.
И БЫЛА ЛИ НА НЕМ СТАРАЯ ОТЦОВСКАЯ ШИНЕЛЬ. БУДЕНОВКА НА ГОЛОВЕ ИЛИ РАБОЧАЯ СПЕЦОВКА ОБРАЗЦА ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК, БЫЛ ЛИ ОН В СОЛДАТСКОЙ ФОРМЕ, В КОТОРОЙ ВЕРНУЛСЯ С ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ИЛИ ЛАДНО НА НЕМ СИДИТ ЭЛЕГАНТНАЯ ФОРМА СЕГОДНЯШНЕГО РЕБЯЧЬЕГО КОМИССАРА — В ЕГО ГРУДИ, ВСЕГДА В УНИСОН СО СВОИМ ВРЕМЕНЕМ, БЬЕТСЯ ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ КОМСОМОЛЬЦА.
ЕМУ — ЛУЧШЕМУ ИЗ ЛУЧШИХ — КОМСОМОЛ ДОВЕРИЛ НЕСТИ ПИОНЕРИИ СЛОВО ПАРТИИ, ВОСПИТЫВАТЬ ЮНЫХ НА ЧИСТЫХ И ВЫСОКИХ ИДЕАЛАХ КОММУНИЗМА. СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ В ЖИЗНЬ ВОШЛИ ЧЕСТНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПРЕУМНОЖИТЬ СВОИМ ТРУДОМ СЛАВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОТЧИЗНЫ, А ЕСЛИ ПРИДЕТСЯ, ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ И ЕЕ ГРАНИЦ, И ЕЕ ИДЕАЛОВ...
СЕГОДНЯ ЭСТАФЕТУ ПРЕДАННОСТИ КОМСОМОЛА КРАСНОГАЛСТУЧНОМУ ПЛЕМЕНИ ПРИНИМАЕШЬ ТЫ — НАШ НОВЫЙ ДРУГ И ЧИТАТЕЛЬ. И ТЕБЯ, КОНЕЧНО, ВОЛНУЕТ — А ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПИОНЕРСКИМ ВОЖАКОМ СЕГОДНЯ? ВОЛНУЕТ ЭТО И ЖУРНАЛ. НА ЕГО СТРАНИЦАХ ТЫ НАЙДЕШЬ РУБРИКУ «ВОЖАТЫЙ 80-х — КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?». НАДЕЕМСЯ, ТЫ СТАНЕШЬ НЕ ТОЛЬКО ЕЕ ЧИТАТЕЛЕМ, НО И САМ ПРИМЕШЬ УЧАСТИЕ В РАЗГОВОРЕ. А ПОКА ПОЗНАКОМЬСЯ СО СВОИМ КОЛЛЕГОЙ, ВОЖАТЫМ ИЗ ЛЕНИНГРАДА. ОЧЕРК О НЕМ НАЗЫВАЕТСЯ «КОМАНДИРОВКА В ДЕТСТВО». МЫ ХОТИМ, ДРУГ, ЧТОБЫ ТВОЯ КОМАНДИРОВКА В ДЕТСТВО БЫЛА БЕССРОЧНОЙ.

КОМАНДИРОВКА В ДЕТСТВО
Мальчишеский оркестр не сводил глаз с дирижера. Маэстро был живописен — в тельняшке и шортах, загорелый, кряжистый, с проседью в угольно-черных волосах. Внимание! Повелительный жест, и на площадь под перестук барабанов выступили флаговые в темно-синих рубашках. Оборвалась дробь — это последняя фигурка замерла поодаль. И запели трубы, и отряд за отрядом в парадной форме двинулся к знаменной палатке.
На утреннюю линейку в лагерь школьного актива «Зеркальный» я попал прямо с поезда и был захвачен зрелищем врасплох. Но не я один смотрел — стояли рядом физрук, придерживая велосипед, свободные от работы вожатые, учителя местной школы. Им-то, казалось бы, не впервой!
Смолк оркестр, а все еще чего-то ждали. Заполняя паузу, тихонько шумели сосны. Лучи солнца прошивали перистые облака. И вот, усиленные микрофоном, зазвучали слова:
Они всегда,
Они везде с отрядами,
Им свято верят, их улыбок ждут.
Отдай салют: идут твои вожатые,
Вожатые «Зеркального» идут!
И сейчас слышу мужественную мелодию — она сопровождала колонну вожатых в алых галстуках. Во главе ее, сияя лицом, отбивал шаги рыжеволосый парень, статный, как гренадер. Шире шаг, короче шаг. Равняясь на трибуну, он задрал подбородок к небу. Ребята в строю заулыбались, и у подчеркнуто сурового замполита в улыбке дрогнули губы.
Из анкеты, проведенной в седьмом отряде. Нашего вожатого я увидела еще на вокзале, когда мы ехали в «Зеркальный». И хотя мы еще ничего о нем не знали, я почему-то сразу подумала, что ребята должны его очень любить.
Есть счастливчики — располагают к себе с первого взгляда. Там, на линейке, я тоже сразу подумал — хорошо бы мне посоветовали познакомиться с тем... рыжим. Меня занимала личность именно вожатого как воспитателя особого рода. Что движет молодым человеком, жертвующим свободным временем ради общения с подростками? Какие качества нужны вожатому сегодня? В поисках героя обратился к замполиту, который... Но сперва надо ведь рассказать о «Зеркальном».
В шестьдесят седьмом, на лыжах по снежной целине, пришли в безлюдный уголок Карельского перешейка «робинзоны» — работники Ленинградского Дворца пионеров, секретарь горкома комсомола, архитектор. Картой им служила фотография с полурасколотым гранитным валуном — ориентиром в поисках Зеркального озера. Требовалось именно такое окруженное лесистыми холмами озеро, где можно плавать, ходить в походы, заниматься греблей.
Росли корпуса среди сосен, рождались традиции, заповеди круглогодичного ребячьего городка. И главная из них: «Лагерь — твой дом, ты — хозяин в нем». Притяжательное местоимение «твой» очень многое значит в этой формуле. Скажем, «Зеркальный» в августе — укрупненная модель школьной комсомольской организации. Не глянцевая картинка, не схема — активно действующая модель, управляемая самими ребятами. В стороне остаться невозможно. Ты будешь комиссаром, дежурным командиром, членом совета политинформаторов, штаба трудовых дел. В тебя верят. Ты справишься. Ты должен быть в центре событий!
Всего в течение года в лагерь приезжают пять тысяч школьных активистов. Легко было бы скатиться на рельсы поточных воспитательных методов. Принцип педагогов «Зеркального» иной — дойти до каждого ребенка. Порой он вызывает усмешку: ладно, младший пионер, а старшеклассник? Хорош подопечный в четырнадцать-шестнадцать лет! Пусть так. В родительски бережном «ребенок» — пристальный интерес к личности юного человека.
«Когда я приезжал сюда ребенком...» — с деланной небрежностью говорят вожатые. То есть школьником в пионерскую или комсомольскую смену. И вспоминают «Алые паруса» и строительство стадиона, факельные шествия и дни политического плаката... Как действует механизм преемственности? По традиции всех зеркалят на прощальной линейке приглашают вернуться в лагерь — вожатыми. Приглашают ребят — возвращаются взрослые, на время отпуска, студенческих каникул. Это как командировка в детство.
— Выбирай любого — не ошибешься. — Замполит на ходу назвал несколько фамилий из вожатского «золотого фонда». Такая щедрость меня не устраивала.
— Ну а твоя личная симпатия?
— Личная? — Тут он остановился. — Пожалуй, Вася Титов, пятикурсник механического института. Сейчас его девятая вожатская смена. Легко найдешь его по рыжим волосам.
— Тот, что лихо маршировал на линейке? — удивился я совпадению симпатий. И услышал, что он, между прочим, все так делает. Умеет зажечь, завести ребят. А в наше время это непросто... Юные подопечные Титова, случившиеся поблизости, пригласили меня в отряд, на вечер поэзии Блока.
Из анкеты. Василий Николаевич поразил нас чтением «Двенадцати». Он так интересно говорит о поэзии, что перед тобой открывается целый мир.
Вечер не обманул и моих надежд. А Титов? Вовсе он не бравый весельчак, каким показался на линейке. Рассудительный, спокойный, ищущий точные формулировки, как, впрочем, и подобает «технарю».
Радиоэлектроника — серьезная наука. На кафедре физики, где ему предстояло защищать диплом, эксперименты ставят на тончайших микросхемах. Позже я узнал: Вася пропадает там вечерами. В институте у него репутация отличника, организатора дискотек, вообще компанейского парня. Ребята из его студенческой группы слушают рассказы Титова о «Зеркальном» с легким недоверием и завистью. Но летом продолжают ездить кто в стройотряд, кто к теплому морю. Сам он тоже побывал на летней стройке в Коми АССР. Понравилось. И снова зачастил в свой лагерь. Собственно, чего ради? Сперва он отшутился:
— Мама о том же спрашивает. Говорю: не волнуйся, «Зеркальный» плохому не научит. — Потом пустился в объяснения. — Когда я приехал сюда ребенком в семьдесят седьмом, у нас был такой отряд, такой... что до сих пор встречаемся. А вожатых того лета, представьте, почти не помним. Они сумели так наладить работу, что сами оставались в тени, за кадром. И теперь моя сверхзадача — доказать, что не зря они старались. Что и я могу не хуже.
Может, все дело в призвании? Седьмой отряд удивлялся, узнав, что Василий Николаевич не имеет педагогического образования: «Как же так? У него абсолютно все данные для учителя». А Василий Николаевич уверял меня, что «Зеркальный» — его привязанность, а не профессия, что в другом лагере, с другими ребятами у него бы не получилось.
— Ты разве пробовал?
— Нет, — спохватился он. — Но где еще встретишь столько интересных личностей, как у нас? Прошлым летом мы стихийно собирались после отбоя на вожатские «огоньки». Нам было что обсудить, о чем поспорить. Мы не хотели расходиться! А школьники? В этом возрасте они максималисты. Много знают, на многое претендуют, но подчас мало умеют. Не прощают несправедливости, фальши, а сами бывают несправедливы — еще как! Ничего не принимают на веру — мучайся, ищи доказательства. — И словно точку поставил: — Зато работа с ними дает громадный эмоциональный заряд.
Из анкеты. Мне нравится, что он может запросто с нами попеть, посмеяться, угадать настроение всего отряда и каждого из нас. И то, что, когда надо, он бывает строг, но не злопамятен...
Ох уж этот переходный возраст! Сколько диссертаций написано, сколько сломано копий в дискуссиях о становлении подростков. Нет лишь готовых воспитательных рецептов и не предвидится. Как раскроются ребята в коллективе? В «Зеркальном» вам скажут; все зависит от вожатого. Ну а каким должен быть вожатый? В первую очередь заводным, вроде Титова?
— Нет, — убежденно сказан он сам. — Конечно, иногда надо спеть, сочинить, удивить. Но важнее другое... К нам недавно приезжали с телевидения. Собрали группу ребят, попросили нарисовать «портрет» комсомольского вожака. Каких только качеств не назвали: деловитость, эрудиция, смекалка... А лучше всех, по-моему, ответил один мальчишка: «Вожак должен быть честным, тогда все пойдут за ним».
И тут Василий припомнил характерный конфликт. Вторая вожатая в его отряде была чересчур снисходительной, шла на поводу тех, кто приехал в лагерь «расслабиться». Он добивался дисциплины, не школярской — дисциплины дела. В отряде наметился разлад. Лишь осенью из большинства писем вожатому (есть такая доверительная форма общения в «Зеркальном») Титов получил подтверждение своей правоты. Жаль, вовремя отстоять ее не сумел — не решаясь обострить ситуацию, замазал трещинку. Почему? Не хватило честности...
Зато как повезло ему с напарницей нынешним летом! Правда, Валя Останкова, комсорг Киришского горкома комсомола, — новичок «Зеркального» и потому не столь раскованна, как гитарист и заводила Титов. Ее сдержанность еще заметнее на фоне его непринужденности. Что ж, они отлично дополняют друг друга. Когда Валя ведет консультации по Ленинскому зачету, Василий наравне с ребятами становится пытливым слушателем. Вообще идеально, если с отрядом работают парень и девушка. Я видел, как секретничали с Валентиной девчонки, как мальчишки после отбоя потихоньку вызывали на веранду Титова. Возможность мужского разговора, увы, редка при нынешнем дефиците вожатых-парней.
Из анкеты. Мне нравится, что Василий Николаевич пользуется таким авторитетом у наших мальчишек. Общение с ним дает им, по-моему, много полезного: вежливость, предупредительность, хорошие манеры. Он всегда подтянут, одет со вкусом — это ведь тоже достойно подражания.
Когда обсуждали планы на смену, Титов предложил нарисовать «ромашку» — диаграмму эмоциональных состояний. Валя подхватила: «Я как раз привезла методические разработки». Дальше они действовали как единомышленники.
На листах бумаги изобразили четыре десятка — по числу ребят в отряде — ромашек с разноцветными лепестками. Перед сном каждый ставит дату на один из лепестков своей ромашки: красный, черный, синий, оранжевый, коричневый. Это оценка за день, как он прожит, — оценка себе, друзьям по отряду и, конечно, вожатым. Ее и не видит никто, кроме вожатых, которые сразу собирают ромашки и после отбоя «колдуют» над лепестками.
В вожатской комнате вывешена сводная таблица, где против фамилий ребят что ни день закрашиваются квадратики. Взглянув на это «ромашковое поле», наглядно убеждаешься: отряд при всем несходстве характеров, его составляющих, — коллектив, победы и поражения у ребят общие. Рядом на диаграмме уже в черно-белом варианте можно проследить поучительные взлеты и падения.
К примеру, самый высокий пик пришелся на родительский день. Понятно: дети есть дети. К тому же этот день в «Зеркальном» праздничный. Театрализованная линейка, бал в современных ритмах — танцуют все шестьсот ребят. А вот вторая вершина — поход, в котором седьмой отряд затмил всех.
Из анкеты. Мы заняли первое место в конкурсах на лучший обед и оформление палаточного городка. Наш отряд был «вольными стрелками», а Василий Николаевич — Робин Гудом. Мы быстренько все приготовили, украсили наш городок, нарядились сами...
Сами сотворили праздник — вот что ценно. После возвращения в лагерь наступил короткий и вполне понятный спад — устали. Нет, Василий видит в этом просчет в планировании смены: сами виноваты, не придумали ничего интересного на «после похода». Без пяти минут профессиональный физик, он анализирует, ищет закономерности, выявляет ошибки. По сути, эксперимент с ромашкой — попытка подвести научную базу под вожатский поиск. Не так ли в его душе примиряются две страсти — к педагогике и точной науке?
...Тот день был ознаменован победой отрядных футболистов в напряженном матче. Мальчишки чувствовали себя именинниками. Однако выяснилось, что после тихого часа кое-кто не заправил постели, спеша на тренировку. И если бы не выручили дежурные девочки, не миновать двойки от грозной санкомиссии лагеря. Мелочь или ЧП? Рассеянность или халатность? На вечернем «огоньке» мнения резко разделились. «Мы же извинились, что еще? — недоумевал центральный нападающий. — Мы с вами взрослые люди». — «Вы — взрослые? Нет, вас не волнует честь отряда». Титов молчал, и было непонятно, как он относится к происходящему.
Между тем поступило предложение: футболистов отметить на экране соревнования. И за него, несмотря на отчаянные протесты девчонок, проголосовали сами футболисты и сочувствующие. Большинство.
Из анкеты. Наш вожатый никогда не навязывает своего мнения, но умеет показать нам наши ошибки. Это потому, что он умеет логически мыслить и выбирать правильное решение в очень сложных ситуациях.
Лишь в этот момент Вася задумчиво сказал Валентине: «Ты знаешь, похоже, наша футбольная команда от скромности не умрет». Сказал негромко, но все услышали. «Если мы умрем, кто будет выигрывать?» — неуверенно пошутил центрфорвард. Заспорили о критериях соревнования, о формализме. Все согласились с тем, что поощрять надо лишь за конкретные дела, приносящие пользу окружающим. Какие? Ребята сами находили ответы. Ударный труд на совхозном поле, победу в конкурсе агитбригад. Иначе придется ставить «галочку» даже за вовремя убранную постель. Футболисты сняли свои претензии и прочувствованно извинились. А кто-то из участников трудового десанта в котельной сказал:
— Давайте нас тоже не отмечать. Подумаешь, помогли кочегарам в свое удовольствие. Для себя же старались.
Пожалуй, в этот раз Титов решил свою сверхзадачу — оставаясь в тени, предоставил ребятам полную свободу выбора, лишь помог им короткой репликой. Да и в других случаях вел себя как профессиональный педагог. Конечный эффект был неожиданным: мальчишки из его отряда после десятого класса решили поступать в педагогический.
Из анкеты. Василий Николаевич по-настоящему любит то, чем занимается, а ведь неплохо быть вожатым. Общаться с ребятами, делить с ними горе и радость — это мне нравится в его работе. Если бы я смог стать таким вожатым, как он, я был бы очень счастлив.
Утихли споры, Василий и десятиклассник из Соснового Бора Миша Карпов вышли в круг с гитарами, и зазвучали песни — туристские, студенческие, комсомольские. Многим из них научил ребят Титов. Раскованно и звонко пели сорок мальчишек и девчонок, сорок юных максималистов вместе с вожатыми. Пел отряд.
Я подумал, что, как ни удивительно, почти все песни о «Зеркальном» грустные. Ведь сочиняют их в конце смены, предвидя скорое расставание с лагерем актива. А на прощальной линейке даже в комсомольской смене столько слез...
В семьдесят седьмом на такой линейке стоял долговязый десятиклассник Вася Титов и, наверное, тоже ощущал комок в горле. В его отряде были прекрасные вожатые, со своими друзьями он начал строить железнодорожную платформу для «Зеркального» — а это была славная эпопея — и сочинил песню о лагере: «Может быть, я в последний раз в этом доме надежд и мечтаний». Не тогда ли решил он, что незачем расставаться с этим домом навсегда? Что можно брать командировку в детство?
Если так, напрасно допытывался я у Титова, почему он упорно ездит в «Зеркальный». Не всякий объяснит, почему живет так, а не иначе. Что дали ему эти короткие смены на берегу лесного озера? Рискну предположить: дали то богатство ситуаций и характеров, которым обделена сфера абстрактной науки. И не в последний черед — помогли лучше понять себя. Что-то и он дал другим. И как каждый, кто прошел эту школу, мог бы сказать о ней словами незатейливой песенки о «Зеркальном» — «черточка заметная в моей судьбе».
Из анкеты. 8 мое последнее школьное лето мне повезло на встречу с Василием Николаевичем. У меня такого вожатого никогда не было, я его никогда не забуду. Он для меня останется всегда другом.
А. СОСНОВ

страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz