каморка папыВлада
журнал Работница 1980-03 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.07.2019, 00:55

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ПОДРУЖКА

ВЫБИРАЯ СУДЬБУ

Всякому ясно, что профессия выбирается по склонности, но профессий около 40 тысяч — иметь хотя бы приблизительное представление о каждой из них невозможно. И нередко бывает, что с делом, к которому возникает настоящий интерес, человек встречается слишком поздно, когда уже ничего нельзя переменить, а бывает, что и вовсе не встречается, занимаясь работой, не приносящей особой радости, удивляясь чужой увлеченности, чужой одержимости. Так как же поступать человеку неопытному, юному, как найти в этом безбрежном море свое призвание?
На помощь тут, как и во многих случаях жизни, могут прийти книги. И художественная литература, и произведения из серии «Жизнь замечательных людей», и книги по психологии, которые помогут лучше узнать, понять себя... Наконец, есть книги, специально посвященные проблемам профессиональной ориентации, которые рассказывают о правилах, о принципах выбора. С них, наверное, и нужно начинать.
Но вот что обнаруживаешь, встречаясь и разговаривая со старшеклассниками: круг чтения и поиск призвания не всегда взаимосвязаны. Далеко не все ребята стремятся разыскать такие книги, и далеко не все читающие пытаются отнести прочитанное к себе.
Кто не знает гимназического сочинения Карла Маркса «Размышления юноши при выборе профессии»? 145 лет назад семнадцатилетний выпускник Трирской гимназии удивительно точно изложил основные закономерности выбора жизненного пути. Парадокс заключается в том, что многие, читая работу юного Маркса и даже цитируя ее в школьных сочинениях, этих закономерностей не замечают.
Так существует ли «формула удачи», какова она и как ее проверить? Попробуем пойти вместе за размышлениями юноши Маркса, взглянув на них с позиций сегодняшнего дня.
Помнишь, как оценивает Маркс тот шаг, который вот-вот предстоит ему сделать? Он пишет, что выбор профессии «...является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным». «Уничтожить всю жизнь», «сделать несчастным» — может быть, в этих словах слишком много юношеского максимализма? Нет, сколько нелепых ошибок совершается при выборе, причем ошибок, часто повторяющихся! Специалисты по профессиональной ориентации давно подметили самые характерные из них.
Некоторые — и чаще всего девочки — выбирают профессию только из-за преклонения перед своим идеалом: влюблена в учительницу литературы — иду в педагогический, восхищена героиней каверинской «Открытой книги» — собираюсь на биофак...
Порой главным мотивом выбора служит лишь интерес к тому или иному школьному предмету и оценки по нему. Однако ученика, который получает пятерки по химии, впоследствии может разочаровать профессия технолога на современном химическом предприятии. Иногда выбирают молодые люди и не профессию вовсе, а место учебы или работы: иду на завод, потому что он рядом с домом; поступаю в институт, где учится сестра, работает дядя, или подруга собралась туда поступать — почему бы не составить ей компанию?
Не так мало юношей и девушек, кто облюбовывает место учебы или работы из-за престижных соображений, из-за моды.
И, наконец, иные делают выбор просто на авось, ни о чем не задумываясь и ничего, в сущности, не зная о будущей профессии. Не будем здесь говорить о причинах легкомыслия, порождающих эти варианты. Скажем о том, что их роднит: серьезный жизненный шаг сделан случайно.
Вот мы и подошли к первому правилу: «Серьезно взвесить этот выбор — такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела»,— считает юный Карл Маркс.
«Серьезно взвесить, выбор» — значит внутренне обосновать его, ясно определить свою цель.
Когда человек проектирует свое будущее, естественно задать самому себе не только вопрос «Кем я хочу стать?», но и спросить: «Почему?».
«Хочу быть геологом. Работать в горах, в тайге, плавать по бурным рекам, жить в палатках»... «Мечтаю стать следователем, восхищаюсь людьми этой замечательной профессии, читаю про них все». «Я стану стоматологом. Мне нравится, когда у людей красивые зубы»... Примерно в таком же роде пишут ребята в своих сочинениях о журналистах, о радистах, о летчиках... В каждой строке — жажда удивительного, интересного. И... ноль информации, ноль знания, ноль понимания существа того дела, которое должно стать смыслом жизни. А между тем любая профессия — это труд и пот, в любой есть тяжелые и неприятные стороны. О них, пожалуй, прежде всего надо думать, задаваясь вопросами: «А понравится ли мне это? А захочу ли я? А смогу ли?»
Используй все возможности, чтобы узнать об избранном деле как можно больше, отметь для себя его привлекательные и непривлекательные черты, взвесь ту меру ответственности, которую оно возложит на тебя. Это — второе правило выбора.
«И если наше воодушевление сохраняет еще свою силу, если мы продолжаем еще любить избранную профессию, чувствовать призвание к ней и после того, как хладнокровно обсудили ее, увидели всю ее тяжесть, все ее трудности,— тогда мы должны избрать ее»,— писал К. Маркс.
Предположим, что избранная тобою цель не померкла под увеличительным стеклом анализа. Тогда задай себе следующий вопрос: достижима ли она и как ее достигнуть? Речь здесь вот о чем: свободен ли человек в выборе профессии? И да и нет. «Свобода есть осознанная необходимость»,— утверждает марксистско-ленинская философия. Мысль юного Маркса как бы нащупывает это положение: «Но мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание; наши отношения в обществе до известной степени уже начинают устанавливаться еще до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие».
Одна из потребностей человека — стремление к свободе выбора занятий. Однако свободой этой он в разные эпохи обладал в разной мере. Во времена рабовладения, феодализма люди были накрепко прикованы к своему классу, своему сословию, и род их занятий чаще всего определялся сам собой еще до их рождения. Да и в нынешнем «свободном» капиталистическом мире мечты молодого человека зависят от семейных доходов: есть средства на образование или нет их; часто планы на будущее перекраивает и ломает безработица.
В нашей стране, впервые за всю историю человечества, право на труд, в том числе и на выбор профессии, закреплено в Конституции СССР. Оно дано каждому. В статье 40 мы читаем: «Граждане СССР имеют право на труд... включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей».
Успехи человека, его место в обществе в нашей стране зависят лишь от его способностей, его целеустремленности, упорства, трудолюбия.
Однако обратим внимание на слова: «с учетом общественных потребностей».
Государство, опираясь на научно обоснованные прогнозы и расчеты, выявляет потребность в кадрах для различных сфер деятельности, планомерно готовит эти кадры, рационально распределяет их и по отраслям народного хозяйства и по экономическим районам. Хотим мы того или нет, потребности общества влияют на наши судьбы, и с этим надо считаться! Предположим, тебе нравится профессия юриста, ты выбрал ее, ты волен это сделать. Но при этом следует знать, что потребность в юристах ограниченна, город Ленинград, к примеру, обеспечен юристами приблизительно до 2010 года... Бывает, конечно, что наделен человек ярким талантом, страстью к какому-то делу, охватившей чуть не с детства. Тут уж отступать нельзя. А вообще-то почти всегда наша жизнь предоставляет возможность трезво поразмыслить: «Где я буду особенно полезен людям, стране?»
Какие же профессии больше нужны? Передний край сегодня — это новостройки Сибири, Дальнего Востока, это сельское хозяйство, в том числе грандиозные преобразования в Нечерноземье. Сюда, «на передовую», призывают молодежь партия, правительство, комсомол, именно здесь особенно нужны их руки, их способности, их энтузиазм. Нужны квалифицированные кадры в машиностроении, химии, энергетике. Эти отрасли определяют сегодня уровень научно-технического прогресса. Огромен диапазон выбора: только в промышленности насчитывается 400 различных отраслей и подотраслей. А в них — сотни, тысячи разнообразных профессий. Современных, творческих, требующих больших знаний, знакомства с электроникой, электротехникой, кибернетикой, химией.
Взвесь же общественную роль избранной тобой профессии, потребность в ней, посмотри, какие преимущества дает тебе твой выбор. Это — третье правило выбора. Оценив то место в обществе, которое хотела бы занять, оцени и свои возможности: сможешь ли ты достойно выполнить свою роль, по плечу ли она тебе?
«Уже наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом, а ее правами никто не смеет пренебрегать». И ниже: «...при таком физическом состоянии, которое не соответствует нашей профессии, мы не в состоянии работать долго и редко работаем с радостью...» С тех пор, как Маркс написал эти строки, появились тысячи и тысячи новых профессий, и каждая из них предъявляет свои особые требования к физическому состоянию человека.
Девушка решила стать радиомонтажницей. Работа казалась ей интересной, и она не посчиталась с тем, что ее часто беспокоят головные боли, общая слабость. Врачи, обнаружив у нее гипертонию и расстройство нервной системы, объяснили, что профессия противопоказана, поскольку придется иметь дело со сплавами, которые неблагоприятно влияют на сосудистую и нервную системы. Это совсем не означает, однако, что она не сможет найти себе другой работы по душе, во многом близкой той, что выбрала первоначально. Девушка могла стать сборщиком приборов, ювелиром, гравером или, скажем, медсестрой, корректором, бухгалтером.
При выборе профессии совет врача крайне важен. Нельзя быть верхолазом человеку с нарушениями вестибулярного аппарата, как не будет художником дальтоник. Не все знают, что дальтоник не может быть и хирургом. Аллергия, весьма распространенное сегодня заболевание,— противопоказание для химиков.
Отсюда и вытекает правило четвертое: выбирая профессию, необходимо учесть свои физические возможности, состояние здоровья.
Физические возможности человека тесно связаны с его способностями. «Если же мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом... Самым естественным результатом будет тогда презрение к самому себе; а есть ли чувство более мучительное...» — размышляет гимназист Маркс. И продолжает: «Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии...— это ошибка, которая мстит за себя...»
Каждый человек — неповторимая индивидуальность со своими психическими особенностями: своим типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, особыми свойствами мышления, внимания, памяти.
Есть профессии, для которых нужно развитие особых способностей. Например, не состоится летчик, шофер, машинист без точной ориентировки в сложной, быстро меняющейся обстановке, без самообладания. Конструктору нужны техническая фантазия и пространственное воображение...
Человека считают способным, если он проявляет глубокий, ярко выраженный интерес к какому-либо делу, если он при этом быстрее и легче других овладевает соответствующими знаниями, умениями, приемами, если добивается успехов.
Ну, а если он не добивается никаких особенных успехов? Значит, неспособный? Неспособных людей нет, есть люди, не раскрывшие своих способностей, «зарывшие свой талант в землю».
Узнав, каких психических качеств требует избранная тобой профессия, сопоставь со своими способностями. Обнаружишь соответствие — не останавливайся на полпути; способности надо развивать. Ищи себе советчиков и наставников, занимайся в кружках, факультативах, студиях, ходи в музеи, на выставки, участвуй в походах, экспедициях. И читай, читай... Словом, от благих намерений перейди к делу, целеустремленно проверяй, на что ты годен.
Будем считать это пятым правилом поисков призвания и выбора профессии.
Лучшие умы человечества утверждают, что счастье и радость может принести только труд на пользу общества. Он дает и честь, и славу, и материальное благополучие. Значит ли это, что нужно отречься от себя, жертвовать своими интересами? Нет, Маркс понимал уже тогда, что правильный выбор подразумевает единство интересов общества и личности.
«...главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование». Если в твоем сознании сольются понятия «хочу», «могу» и «надо», считай, что ты готов к выполнению своего общественного долга.
Вот мы и прочитали с тобой сочинение юного Маркса. «История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей» — эти слова как бы предвосхитили его собственную судьбу.
Мы с тобой убедились, что «правила выбора», которые можно извлечь из сочинения, написанного почти полтора столетия назад, время не отменило. Но мы поговорили лишь кратко, а познакомиться с правилами выбора профессии полнее и глубже помогут книги, которые написаны для тебя учеными, педагогами, писателями, журналистами. Назову лишь те, где речь идет об общих закономерностях выбора профессии.
Дмитрин Г. К. Дерзайте, вы талантливы! М., «Молодая гвардия», 1976.
Журавлев В. И. Из школы — в жизнь. (О путях трудового самоопределения выпускников школы). М., «Просвещение», 1977.
Кем быть? Сборник. М., «Молодая гвардия», 1975.
Кем быть? Ежегодник. Вып. 2-й. М., «Молодая гвардия», 1977.
Климов Е. А. Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974.
Климов Е. А. Школа... а дальше? Старшекласснику о выборе профессии. Л., Лениздат, 1974.
Константиновский М. А. Ищу себя. М., «Знание», 1975.
Соловьев А. П. Правила выбора профессии. Л., Лениздат, 1975.
Е. ВАНДЫШ,
заведующая отделом профориентации Государственной республиканской юношеской библиотеки имени 50-летия ВЛКСМ

С восхищением наблюдают восьмиклассницы 155-й школы за точными движениями сборщицы Второго московского часового завода Ольги Бариновой.
Фото И. МАТОРИНА.


В гостях у немецких друзей.

ОТ МОСКВЫ ДО ЭЙСЛЕБЕНА

Мы шли с Симоной босиком по теплой пыльной дороге и болтали без умолку. Светило солнце, мы держались за руки, и было нам хорошо и привольно. Набрели на гороховое поле, набили карманы и рты горохом. Начали от избытка чувств скакать по траве, хохотать. И смеялись, не переставая, всю обратную дорогу к Симоне на дачу.
Нас ожидало вкусное угощение. Взглянув друг на друга, расхохотались в очередной раз: есть мы были не в состоянии. Тут перегнулась через забор соседка, осведомилась у Симоны обо мне. Спросила, понимаю ли я что-нибудь по-немецки. Вместо Симоны откликнулась я: «Немножко». Соседка смутилась, а наше веселье — хоть в данный момент это было не очень прилично — возобновилось с новой силой.
Много интересных встреч, событий, впечатлений было во время поездки в ГДР у нас, московских школьников. Почему же сегодня отчетливей всего вспоминается мне тот солнечный день в Эйслебене, когда нам с Симоной было так весело? Наверное, потому, что именно тогда я почувствовала: мы с Симоной привязались друг к другу. Осталось от того дня ощущение праздничности, теплоты.
А когда я впервые увидела Симону в Москве на Белорусском вокзале, не было ничего, кроме неловкой скованности. Какая уж там легкость и непринужденность! Когда из вагона высыпали наши гости — немецкие ребята, каждый произнес несколько заготовленных фраз: «Добро пожаловать. Как вы доехали?» — и наступила пауза. И тут вижу, стоит себе среди чемоданов, держась обеими руками за спортивную сумку, высокая девочка: кудрявые русые волосы, потертые джинсы, легкая курточка... Симона, не Симона, гадаю я, припоминая Симонину фотографию. «Это ты...» Но не успела я окончить фразу, как она радостно закивала головой: «Да, да...»
В нашей 43-й спецшколе немецкий язык преподается со второго класса. Но в тот день на Белорусском вокзале, он впервые стал для нас живым языком общения. Я узнала, что у Симоны два брата, и спросила, сколько им лет. Она сказала по-русски, что одному из них... шестьдесят. Что должно было, конечно, означать «шестнадцать». Тут же выяснилось, что наши гости изучают в школе два иностранных языка — русский и английский, поэтому запас русских слов у них несколько меньше, чем у нас — немецких. Говорили мы в основном по-немецки. И уж тут пришлось нам постараться, чтобы общение было приятным, свободным, чтобы гости узнали от нас побольше нового.
Мы показывали своим немецким друзьям Кремль, Исторический музей, гуляли с ними по ВДНХ, ездили в Горки Ленинские. И все время ревниво следили за их реакцией. Ловили себя на том, что смотрим на свой родной город их глазами, удивленными, любопытными, восхищенными, и как-то особенно остро ощущали гордость за свою столицу.
Наш школьный клуб интернациональной дружбы переписывается со многими зарубежными сверстниками, а со школой имени Макса Ладемана в Эйслебене дружит давно. Из года в год, каждое лето ребята ездят друг к другу в гости. Еще до своей поездки мы многое узнали о городе наших друзей. И уж. конечно, каждый в школе слышал про удивительную историю эйслебенского памятника Владимиру Ильичу Ленину. До войны этот памятник стоял в городе Пушкине под Ленинградом. Когда фашисты заняли Пушкин, они решили переплавить монумент. Перевезли его на завод в Эйслебен. Но немецкие коммунисты-подпольщики спрятали памятник в груде металлолома и, рискуя жизнью, сберегли его.
После войны Советское правительство в знак благодарности подарило этот памятник городу. Эйслебенцы в ответ отлили памятник Эрнсту Тельману и привезли его в город Пушкин. Памятник В. И. Ленину жители Эйслебена считают главной достопримечательностью своего старинного города, которому больше тысячи лет. Мы видели, как к подножию этого памятника немецкие товарищи приносят цветы.
Я и не представляла раньше, что так взволнует в незнакомой стране привычное обращение «товарищ». Оно особенно греет вдали от Родины, как знак братства, общности наших взглядов, наших целей.
Мы побывали в Берлине и Веймаре, городе Гете и Шиллера. Были в знаменитой Дрезденской картинной галерее. И раньше, конечно, знали мы историю спасения многих ее шедевров во время войны, знали о героизме советских солдат, о подвиге советских реставраторов, вернувших к жизни многие знаменитые полотна. Но когда у входа в галерею немецкие друзья подвели нас к мраморной доске, где были высечены слова благодарности нашему народу, нашим солдатам, мы очень разволновались... О давно прошедшей войне здесь вспоминают с горечью и болью. Немцы, с которыми мы встречались, ненавидят фашизм.
Мы говорили по-немецки с ошибками, наверное, но не боялись показаться смешными. Нас понимали, подбадривали, и это помогало. По-настоящему я оценила язык, который помог узнать интересную страну и незнакомых прежде, а теперь близких людей.
Настал день отъезда из ГДР. Прощаясь, все мы острили, смеялись, чтоб не расплакаться. Мы расстались с надеждой на новые встречи. И она вполне реальна, эта надежда: ведь наши с Симоной страны тоже друзья.
Ю. ПОПОВА, ученица 9-го класса
г. Москва.

Надевать с удовольствием

«До чего же надоела форма!» — ропщут порой старшеклассницы, давным-давно забывшие, как мечтали о первом школьном платье.
В самом деле, носить одно и то же платье каждый день, да еще хорошо себя в нем чувствовать,— это надо уметь. Но кто знает, может быть, и после школы тебе придется носить форму — проводницы или стюардессы, медицинской сестры или официантки...
К слову сказать, люди, любящие свою профессию, и форму носят с гордостью. Ты, возможно, обращала внимание на то, как щеголевата и подтянута стюардесса, как сияют белизной халат и шапочка врача... А если в поезде ты видишь неряшливую, неопрятную проводницу, то и в вагоне у нее чаще всего неуютно, неприбрано. Существует некая психологическая зависимость между отношением человека к работе и тем, как носит он рабочую одежду. А ведь школьная форма — это и есть первая твоя рабочая одежда. Может, стоит об этом задуматься?
Что же касается удовольствия... Думаю, ты согласишься: чем лучше выглядит платье, тем приятнее его носить. Поэтому приучи себя к тому, что каждодневное платье требует особенно тщательного ухода.
Не спеши повесить форму в шкаф, придя из школы, пусть повисит немного на стуле, у открытого окна — проветрится.
Неплохо бы и почистить щеткой. Обнаружишь какие-то пятна — постарайся сразу же их удалить. Как бы хорошо ты ни была одета, масляное или чернильное пятно на юбке, грязный воротничок или несвежий шарфик — и сразу же исчезает твоя элегантность, а выступает неряшливость.
Особенно следи, чтобы не было пятен под мышками. Если тебя беспокоит потливость, обзаведись подмышниками, только почаще их простирывай.
Раза три в неделю меняй воротничок. Пришивай его всегда с вечера, чтобы не устраивать утром спешки.
Юбка сзади мнется, блестит. Раз в неделю протирай ее влажной тряпочкой, смоченной в уксусной воде (2 столовые ложки уксуса на стакан воды), и проглаживай с изнанки.
Влажной тряпочкой можно протирать с изнанки и спинку платья.
Неделя-другая усилий (совсем, впрочем, маленьких) — и родится привычка, и ты однажды утром признаешься себе: «Надеваю с удовольствием».


«...принять дополнительные меры к более широкому привлечению пенсионеров для работы в народном хозяйстве, в частности на условиях неполного рабочего времени, особенно в производственной сфере, а также на предприятиях торговли и других предприятиях и в организациях по обслуживанию населения».
(Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по материальному стимулированию работы пенсионеров в народном хозяйстве».)

БАБУШКА УШЛА НА РАБОТУ

Трудным, переломным обычно называют период превращения ребенка в девушку или юношу. Но не менее, пожалуй, сложен возраст человека, когда круто обрывается привычное течение его трудовой жизни и начинается бессрочный пенсионный отдых.
Конечно, отдых этот — особенно если речь идет о женщине — весьма относителен. Нет в семье более занятых людей, чем «свободные» бабушки. Воспитание внуков, приготовление пищи, добровольная ответственность за уют и быт семьи. Бесценные заботы, полезные всему обществу обязанности! Но домашнее хозяйство — это все-таки совсем иная точка приложения сил, с иными, как говорят социологи, критериями оценок и уровнем удовлетворенности.
Дело не только в уменьшении личного бюджета. Есть вещи гораздо более значительные. Болезненны, прямо-таки нестерпимы для активной натуры морально-психологические перемены жизни, покатившейся по какой-то более узкой колее. Рвутся многолетние связи с трудовым коллективом. Сбивается с ритма внутренний метроном. Ослабляется требовательный, заставляющий сохранять «форму» взгляд на себя со стороны.
— Что вы, разве я соглашусь! — решительно отвергала роль «профессиональной бабушки» Антонина Даниловна Смирнова, закройщица ателье в городе Химки. — Сидеть дома — значит укоротить и обесцветить свою жизнь. Нет, ни за что на свете!
Дома пока сидит с малышом невестка Антонины Даниловны, а завидно энергичная бабушка, получающая и зарплату и пенсию, материально помогает семье сына.
Достаточно типичный вариант взаимоотношения поколений! Можно спорить о том, насколько он удачен. У каждой из сторон найдутся свои резоны. Но факт остается фактом. Немалая часть бабушек готова предпочесть заслуженному отдыху заслуженную (с учетом возраста и состояния здоровья) работу. Что же говорить об одиноких или давно отделившихся от своих женатых детей пенсионерках?! Благотворность трудотерапии для пожилых людей подтверждается множеством примеров. Почти каждый читатель знает их.
Почему сегодня особенно велик интерес к опыту работающих пенсионеров? Для самих пенсионеров ответ, видимо, ясен. С 1 января нынешнего года введены дополнительные льготы для тех из них, кто продолжает трудиться в народном хозяйстве. Нелишним будет напомнить, в чем конкретно состоят эти льготы.
Для рабочих, младшего обслуживающего персонала и мастеров, независимо от места работы, а также бригадиров в животноводстве и растениеводстве совхозов установлена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. Каждый сверхсрочный год увеличивает пенсию на 10 рублей (но не более чем на сорок и не свыше 150 рублей общей суммы пенсии). Таким образом, предоставлен выбор. Можно работать и получать пенсию, как установлено прежним порядком ее выплаты. А можно временно отказаться от пенсии, но зато, продолжая работать, приобрести право на более высокую пенсию (с надбавкой). Что предпочесть — дело личное, но совершенно ясно, что новый закон заставляет подумать о сверхсрочной работе многих, еще достаточно крепких здоровьем пенсионеров. Не забудем, что в Советском Союзе низкий возраст перехода на пенсию.
Значительно расширен перечень категорий работников, имеющих право на получение во время работы половины, трех четвертей или полной пенсии по старости. В этот перечень теперь включены, в частности, работники бухгалтерий и контрольно-ревизионной службы. Увеличены материальные стимулы к продолжению работы и некоторым другим категориям пенсионеров.
Руководителям предприятий разрешено предоставлять пенсионерам по старости дополнительный отпуск (без сохранения заработной платы и, разумеется, по их желанию) продолжительностью до двух месяцев в год. Как это удобно! Например, для бабушек, желающих провести со своими внуками каникулы или занятых летом на своих садовых участках.
В Советском Союзе около 32 миллионов пенсионеров по старости. Рабочих же рук в стране не хватает. И не случайно наше государство делает все возможное, чтобы пенсионер мог и хотел остаться в рабочем строю.
Теперь самое время вернуться к прерванному рассказу о встрече с пенсионерами г. Химки.
С Ольгой Дмитриевной Юденковой я познакомился в столовой № 16 в радостный для нее час, сразу после вручения ей медали «Ветеран труда». Надо было видеть, как молодо сияли глаза пожилой женщины! Впрочем, и в другие, обычные дни Ольга Дмитриевна бодра, подвижна. Ловко убирает столы, посуду. Постоянные посетители любят тетю Олю, называют ее хозяйкой зала. И это приносит Юденковой удовлетворение, позволяет гордиться своим на иной взгляд не очень привлекательным и давно уже сверхсрочным трудом.
О моральном удовлетворении, о целебной атмосфере коллектива говорили и остальные работницы-пенсионерки столовой. (Всего их здесь 12 — каждая четвертая среди персонала!) Поинтересовался я и материальной стороной дела. Пальто у меня приняла Наталья Васильевна Бабуркина: пенсия — 57 рублей, оклад гардеробщицы — 70. На раздаче — Вера Кузьминична Егорова: пенсия — 64 рубля, повременный заработок — 80—90 рублей.
— Пенсионерки — надежная часть нашего коллектива,— подвела итог беседе директор столовой М. Степина.— И не только у нас.
Да, не только. Есть, например, в Химках фабрика пластмассовых изделий. Общий объем ее производства 1,8 миллиона рублей. Каждый второй рабочий — пенсионер по возрасту или состоянию здоровья. В том числе более ста женщин. Фабрика выпускает головные массажные щетки, заколки для волос, пуговицы, плетеные сумки, другую не хитрую, но нужную продукцию. Пенсионерки-надомницы зарабатывают при этом до 100 рублей в месяц, пенсионерки, работающие в цехах,— еще больше. Татьяна Ивановна Фадеева, Екатерина Герасимовна Гурушкина и многие другие прибавляют к пенсии 140—160 рублей.
Физическая бодрость, хорошее настроение, общественная активность отличают работающих пожилых женщин. «А этого вообще ни за какие деньги не купишь»,— заявила мне депутат горсовета сборщица Антонина Алексеевна Гупенец. Вот уже шесть лет, перейдя на пенсию по старости, она продолжает работать в своем родном коллективе.
Можно привести еще более впечатляющие факты эффективности труда пенсионеров. Только пенсионерки-надомницы московского объединения «Мостекстильпром» выпускают шарфов, шапочек, жилетов и других вязаных изделий на 12 миллионов рублей в год, притом почти половину продукции с государственным Знаком качества.
Пишу об этом потому, что не раз приходилось слышать мнение, будто труд пенсионеров непродуктивен. Но это предубеждение. Опыт, старательность, особую усидчивость и добросовестность не сбросить со счетов. Не говоря уже о том, что пенсионеры (и особенно, по наблюдениям социологов, пенсионерки!) цементируют коллектив, оказывают благотворное влияние на новичков, укрепляют трудовые традиции предприятия.
С химкинскими пенсионерами помогла мне встретиться уполномоченная Управления по труду исполкома Московского областного Совета народных депутатов Ирина Александровна Сергеева. В ее функции входит трудоустройство не только пенсионеров, но за них, признается, у нее особенно душа болит. Хотя на первый взгляд вроде бы болеть не из-за чего.
В одном лишь Химкинском районе Московской области пенсионеры работают на 15 промышленных и 5 строительных предприятиях, на 9 предприятиях сферы обслуживания, а также на транспорте и в совхозе. Доля пенсионеров в общей численности работающих на заводах и фабриках — в среднем 6 процентов, в здравоохранении — 7, в торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании — около 13. Четверо из каждых десяти пенсионеров в районе работают.
Химкинский район типичен. В городах Электросталь, Жуковский, Железнодорожный аналогичная картина. В целом по Московской области число работающих пенсионеров непрерывно увеличивается, только за девять месяцев 1979 года — на 3650 человек. Радушно встречают их на Солнечногорском механическом заводе, Наро-Фоминском шелковом комбинате, в клинском производственном объединении имени В. И. Ленина «Химволокно». Достоин внимания опыт мебельно-сборочного комбината № 1 в г. Сходня. Две трети людей, достигших пенсионного возраста, не покидают этот коллектив.
Начальник отдела по трудоустройству и информации населения Мособлисполкома Л. Раевский дал мне и другие адреса, где дело идет неплохо, привел благоприятные цифры.
Так почему же, рассеем недоумение, у Ирины Александровны Сергеевой и ее коллег за пенсионеров душа болит? Потому, коротко говоря, что не везде еще созданы необходимые условия для труда пенсионеров. Если говорить о призывах и декларациях, то здесь все обстоит как нельзя лучше. А на деле?
«Уважаемый товарищ пенсионер! Вы своим посильным трудом можете принести пользу народному хозяйству! — гласит красочно отпечатанный призыв, обращенный к жителям города Павловский Посад. — Обращайтесь в бюро по трудоустройству и информации населения, которое предложит вам работу в соответствии с вашим желанием и возможностями, в том числе с неполным рабочим днем и в порядке надомничества». Аналогичные плакаты расклеены в других городах Московской и, конечно, не только Московской области.
Но вот пенсионер внял призыву, прикинул свои обстоятельства, решил, что подходит ему как раз «с неполным рабочим днем» или «в порядке надомничества»... А в бюро смущенно говорят: «Придется подождать, такими вакансиями не располагаем. Если вы согласны на обычную работу и не требовательны к условиям труда, тогда иное дело». Надо ли пояснять, почему такой ответ особенно не устраивает женщин-пенсионерок? Для большинства из них продолжительность смены, удобный график работы, санитарно-гигиенические условия ее или возможность трудиться на дому, без отрыва от семьи имеют решающее значение. Потому-то по всей Московской области при наличии более 1,2 миллиона пенсионеров (свыше половины из них женщины) всего 9 тысяч надомниц-пенсионерок. Да и для тех не всегда создаются подходящие условия. Из г. Климовска в г. Чехов, например, надомницы сами ездят за сырьем на электричке. А пенсионеров, работающих с неполным рабочим днем, всего 3600 — и то не в специальных бригадах, участках, цехах, а в порядке индивидуальной договоренности с администрацией.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по материальному стимулированию работы пенсионеров в народном хозяйстве» подчеркивается государственная важность задачи более широкого участия пенсионеров в общественном производстве. Десятки тысяч пенсионеров, и особенно пенсионерок, весьма заинтересованно откликнулись на постановление. Дело теперь за администрацией предприятий и местными органами власти. Организовать то, что и обещают проспекты,— работу в соответствии с возможностями пенсионеров, в том числе участки с укороченной сменой и надомные цехи, располагающие специальными помещениями и транспортом.
...«Бабушка ушла на работу»,— пусть чаще, в полной уверенности, что ей там хорошо, оповещают знакомых и родственниц наши внуки и внучки.
Е. ПОЗДНИЙ
Московская обл.

А. А. Гупенец, пенсионерка, работает на фабрике пластмассовых изделий в городе Химки.
Фото Т. МАКЕЕВОЙ.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz