каморка папыВлада
журнал Работница 1980-03 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 22.04.2019, 15:26

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Мадагаскар — каким я его видела
Маргарита МАРЧУК,
старший преподаватель университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Демократическая Республика Мадагаскар расположена на острове Мадагаскар, у юго-восточного побережья Африки. Ее население чуть больше 9 миллионов человек. В конце прошлого века Мадагаскар захватила Франция и объявила своей колонией. С тех пор на острове не затихала национально-освободительная борьба. В 1960 году Франция была вынуждена признать независимость Мадагаскара. С 1972 года Мадагаскар решительно встал на путь экономических, социальных и культурных преобразований.
Жизнь все-таки удивительна. Никогда не могла бы подумать, что буду работать на Мадагаскаре. И вот лечу над Африкой в Антананариву, столицу республики. Там, в университете, мне предстоит преподавать русский язык.
Первое знакомство. Громадная территория университета, много зелени, эвкалиптовые аллеи, пруды, современное здание, спортивный комплекс.
Знакомлюсь со своей будущей начальницей, заведующей кафедрой живых языков филологического факультета, Бакуль Рахандраха. Маленькая, энергичная, радушная. Говорит по-русски, изучила язык в Париже, теперь преподает его здесь, читает лекции. Именно она предложила ввести изучение русского языка в университете.
Преподавать мне предстоит почти на всех факультетах. Ведется курс факультативно. Студенты сами записываются. Изучать русский язык записались 500 человек. Нас, преподавателей, четверо. Интерес к нашему предмету удивил даже некоторых представителей университетской администрации. Они знали, конечно, приглашая новых преподавателей, что тяга к изучению русского велика, но что настолько велика — не предполагали.
На первую лекцию для первокурсников собрались 53 человека. Вошла — они не встают (здесь, оказывается, не принято встречать преподавателя стоя). Смотрят, улыбаются. Представилась. Рассказала чуть-чуть о нашей стране, о молодежи и перешла к обучению русскому языку. Темп занятий ускоренный. В неделю на группу отводилось всего два часа теории и два часа практики. Но студенты работали с огромным упорством. Даже выполняли письменные домашние задания, чего здесь тоже в заводе нет. И в перемены занимались.
Такое отношение к учебе нас, конечно, радовало. Советские преподаватели работали с увлечением и намного больше, чем коллеги из других стран. Поскольку заниматься с группами в 50—80 человек трудно и малоэффективно, мы разделили каждую на три. Так что фактически работали втрое больше, чем положено. Это удивляло других преподавателей, но привлекало студентов. Мы сами делали для них методические разработки, раздавали их бесплатно, в то время как другие иностранные преподаватели лекции продавали. От имени Советского государства мы привезли в подарок университету сотни книг, учебников, фильмы. Симпатии студентов к нам, к советскому народу выражались все более явно, все более горячо. Запомнилось: выучив глагол «любить», тут же написали, что очень любят СССР, русский язык и своего преподавателя «мадам Маргариту». Очень было приятно идти по городу и слышать наше «здравствуйте», видеть добрые лица. Если студенты шли с друзьями или родителями, то обязательно нас представляли, и разговоры на улице иногда затягивались надолго.
Учиться малагасийским студентам приходится пока в нелегких условиях. Почти все они где-нибудь работают или служат в армии. Стипендия у них небольшая, колеблется в зависимости от количества детей в семье (а их обычно 10—14) и от заработка родителей. К тому же получить стипендию очень трудно. Но несмотря ни на что есть горячее желание учиться. На мой вопрос перед каникулами «Что вы больше любите — отдыхать или учиться?» услышала единодушный ответ: «Учиться!» Многие говорили мне, что мечтают получить образование в СССР.
При первой встрече университетский комплекс показался мне незавершенным. Со временем я поняла почему. Мне рассказывали, что на месте, где теперь университет, пролилась кровь. В 1947 году малагасийцы выступили против колонизаторов. Колониальные власти захватили много заложников, чтобы диктовать свою волю восставшим. Те не подчинились предъявленным требованиям, не сложили оружия. Тогда заложников расстреляли. Именно на этом месте после провозглашения независимости Мадагаскара французы, чтобы как-то загладить в памяти людей зло, ими содеянное, решили строить университет. Строительство длилось более десяти лет, но работа так и не была полностью закончена. Сегодня свободные малагасийцы начертали на фронтоне здания университета девиз: «Безумец тот, кто не сумеет в жизни сделать больше отца своего». Это малагасийская пословица. И никогда, пожалуй, она не была так верна, как сегодня. Мадагаскару необходимо сделать резкий рывок, чтобы преодолеть вековую отсталость.
Правительство страны ищет для этого возможности. Приглашает на помощь специалистов из других стран, в том числе и советских. Мне приходилось работать с ними переводчицей. Это было связано с некоторыми трудностями: от работы в университете ведь не освобождали. Но однажды дни пребывания советских специалистов из Узбекистана совпали с каникулами. Специалистам предстояло изучить возможности расширения хлопковых плантаций на Мадагаскаре. А для меня это была долгожданная возможность увидеть не только столицу, но и всю страну. Мы побывали и на текстильных фабриках — их в стране всего две-три, и на маслозаводах. Осмотрели цеха, беседовали с дирекцией, уже почти всюду малагасийской. Правда, техническими руководителями на предприятиях тогда, в 1977 году, были французы.
Во время этих поездок я и увидела, сколько трудностей, сколько нерешенных проблем у молодой республики. Уходя с острова, колонизаторы вывезли все, что могли забрать. Предприятия работают на допотопной технике. Условия труда тяжелейшие, духота, пыль.
Недра страны колонизаторы, что называется, высосали. Совсем мало осталось графита, драгоценных камней, которыми был богат Мадагаскар.
Взрослое население почти поголовно неграмотно. Велика еще детская смертность. И потому, что недостает медицинского персонала. И по невежеству. Живут люди в основном в глинобитных хижинах. Внутри — печка, несколько циновок из листьев тизиля, горшки для приготовления пищи. В городах многие ночуют прямо на улицах, завернувшись в тряпье. Весь гардероб — то, что на человеке. Например, моя студентка Роза, по местным понятиям, девушка из состоятельной семьи, целый год ходила на занятия в одном платьице. И почти все так.
Я видела, каким адским трудом достается рис — основной продукт питания малагасийцев. Весной мягкую после дождей землю мнут ногами, мнут очень долго. Стоит маленькая хрупкая женщина по колено в грязи и месит, месит землю, превращая комья в мягкую глину. Льет дождь, светит солнце, а она упрямо перебирает ногами.
А ведь край щедрый. На Мадагаскаре можно видеть плоды и фрукты и европейские и африканские: рядом растут картошка и ананасы, свекла и бананы, кинза и так называемое «звездное яблоко», похожее по виду на большую сливу. Особенно популярны у малагасийцев авокадо и летча. Первое — плод, напоминающий большую грушу, внутри которой нечто вроде жидкого крема, по вкусу — несоленый майонез. Второе — красная слива, словно бы мохнатая от ворсинок на коже. Растет тут дерево, которого нет больше нигде. Его так и зовут — «дерево Мадагаскара». Напоминает оно большую вишню, цветет огромными красными цветами. Вдоль заборов тянутся кусты бугенвиллеи, радуя глаз желтыми, красными, сиреневыми цветами. На ветвях щебечут птицы — и перья у них тоже ярко-красные.
На фоне всего этого великолепия нищета выглядит особенно противоестественно. Но в последние годы жизнь на Мадагаскаре стала меняться, мы были тому свидетелями. Строятся новые предприятия, гидроэлектростанция. По всей стране работают геологи, ищут новые месторождения полезных ископаемых. Делаются первые шаги для того, чтобы поднять уровень сельского хозяйства. Много проблем предстоит решить республике. Самая острая сегодня — нехватка квалифицированных работников. Ведь десяти лет не прошло, как дети здесь получили возможность бесплатно учиться в школе. Впрочем, учителей тоже не хватает. Я знаю врача, окончившего вуз в нашей стране,— вернувшись на родину, он взял на себя еще и обязанности учителя.
Но так или иначе новое вторгается в быт. Старое и новое живут рядом. У нашего шофера Луи родился сын. Так он назвал его «Леонов» — в честь советского космонавта. Просил меня передать Алексею Архиповичу Леонову, что на далеком Мадагаскаре есть у него тезка. Пыталась я объяснить, что Леонов — это не имя, а фамилия. Бесполезно. Ладно, Леонов так Леонов, пусть только растет сын хорошим человеком.
Луи мечтает, что его мальчик будет космонавтом. И тот же самый Луи соблюдает традиционный ритуал — «встреча с предками». Его еще называют «переворачиванием». Раз в год, в августе—сентябре, малагасийская семья идет в хижину предков. Она небольшая, из камня. Строят ее обычно недалеко от дома. Там покоятся останки предков, завернутые в специально сделанную ткань, пропитанную особым раствором. Способ изготовления ткани и пропитки сохраняется в тайне. Одна из моих студенток как-то взяла меня на «встречу с предками». Но в саму хижину войти не разрешили. Тела предков выносят из хижины, снимают сгнившую ткань, заворачивают в новую. Предкам сообщают о радостях в семье — например, кто-то женился, у кого-то ребенок родился. Им изливают печаль: девушка ждет — не дождется жениха, у жены долго нет ребенка. Просят помощи.
На хижине предков — «алу-алу» — рога зебу. Самое большое богатство малагасийцев — зебу. А поскольку они верят в потустороннюю жизнь, то хоть после смерти надеются стать владельцами бесчисленных стад. Потому и рога на хижине предков.
Для малагасийца очень важно сознавать, что его после смерти положат в такую хижину. Самая страшная угроза, если ему скажут, что из-за ослушания родителей или за какую-то иную вину его этой чести лишат.
Студенты старались, чтобы мы, советские преподаватели, побольше узнали об их стране. С ними-то я и побывала в первый раз «на зуме». Зума — значит «пятница» и одновременно — ярмарка. Каждый четверг в Тану (так малагасийцы сокращенно называют свою столицу — город Антананариву) съезжается со всей страны множество народа. Уже вечером площадь Независимости заполняется торговцами, ремесленниками. Город расположен на холмах. От центральной площади улицы амфитеатром поднимаются вверх. Город многонациональный: здесь живут и малагасийцы, и европейцы, и китайцы, и индусы, и арабы, что отразилось и на архитектуре, где смешались постройки в арабском, китайском, индийском, европейском духе. Само название города — Антананариву — означает «город тысяч».
В пятницу утром прямо на тротуаре ремесленники раскладывают соломенные циновки, обувь, шляпы, вазы, корзины, фигурки зверей, изделия из дерева. Рядом продают шали с затейливыми рисунками, скатерти, салфетки, одежды. Много чудесных вышивок. Вам могут тут же и сшить платье, кофту. Продают кровати, шкафы, щетки, посуду, булавки. Торгуют сладостями, орешками, бататом, маленькими треугольными пирожками с очень острой начинкой. Женщины привозят с собой и детишек — они играют рядом. Народу уйма. Протискиваешься с трудом.
Одно из самых сильных впечатлений — зоопарк в Антананариву. Здесь представлены растения и животный мир Мадагаскара. Интереснее всего, по-моему, лемуры. Это полуобезьяны, на вид похожие на очень больших кошек с длинными-длинными полосатыми хвостами. Хвост всегда стоит трубой. Глаза большие, умные, темные, похожие на глаза грустного человека. Когда подходишь к клетке, лемур или начинает ходить взад-вперед, давая возможность собой полюбоваться, или, сидя на задних лапах, принимает смешные позы. Необыкновенное существо. По древнему малагасийскому поверью, человек произошел именно от лемуров.
Этих редких зверьков в стране осталось мало. Истребляли их хищнически. Правда, сейчас лемуров берегут. На Мадагаскаре создан специальный институт по охране флоры и фауны острова, несколько заповедников — для лемуров. Но до сих пор, несмотря на запрет, их каким-то образом вывозят из страны.
Малагасийцам свойственны необыкновенное жизнелюбие и невозмутимость. Как бы тяжело ни было, жизнь прекрасна. Пусть пуст карман и желудок, но ты жив. Светит солнце, идет дождь, бегают дети — хорошо!
В воскресенье в парке собирается любительский хор. Прекрасное, необыкновенное многоголосое пение. Была я в народном театре, на концертах, видела бытовые танцы, отражающие тяжелый труд сборщика риса, водоносов. Но народная песня всего лучше.
В последние годы в песнях малагасийцев появились сегодняшние нотки. Группа юношей и девушек, обращаясь к слушателям, призывает их принять участие в строительстве новой жизни: «Мир так прекрасен, посмотрите вокруг. Давайте сделаем нашу жизнь еще лучше!» Есть песня, адресованная бабушкам — дедушкам: «Мы работаем. Бабушки — дедушки! Помогите воспитывать детей! Малыши должны вырасти крепкими и веселыми. Они будут жить в счастливой стране!».
Я до сих пор словно слышу эти песни. О дорогом моему сердцу Мадагаскаре напоминают и студенты. От них получаю я письма — на русском и французском языках. А недавно прислали городскую газету «Дзимисарона». Одна из студенток, Ивонна Разанамази, опубликовала в газете стихи, посвященные преподавателям русского языка. Есть там такие слова:
Нет ничего более музыкального, чем русский язык.
Его можно сравнить с океаном,
С небом, когда оно охвачено пурпуром заката.
Этот язык уводит нас в далекую Россию,
В ее просторы, к ее цветам и песням.
На этом языке люди великой страны
Звали друг друга на великие дела.
Он нам дает силу, русский язык.
Как я хочу, чтобы у всех этих ребят и девушек достало сил осуществить мечту народа о счастье.

Антананариву.
Монумент Независимости.
Так делают муку...
Шумит ярмарка — «зума»... На рисовом поле.
М. Марчук (в центре) со своими студентами.
Фото автора.


НА КЛУБНЫЙ ОГОНЕК
В четырнадцати городах Челябинской области действуют женские клубы: «Коммунарка», имени Н. К. Крупской, «Уралочка», «Красная гвоздика», «Чайка», «Красная косынка» и другие. Об их работе, о воздействии на духовный мир женщин рассказывает инструктор отдела пропаганды Челябинского обкома КПСС Нина Федоровна ТЕРЕНТЬЕВА.
...К Дворцу металлургов спешат женщины, нарядно одетые, оживленные. На лицах — ожидание праздника. Так уж повелось: каждое заседание в женском клубе имени Н. К. Крупской — это праздник для работниц Челябинского металлургического завода. Все знакомы, не первый раз встречаются здесь. Не первый вечер проводится. А Фаина Григорьевна Лойко, председатель клубного совета, волнуется: все ли удастся, как задумано.
Тема сегодняшней встречи — «За счастливое детство в мирном мире». В фойе — красочные лозунги, плакаты, выставка детских рисунков. В киосках книги для ребят и родителей. Вечер открыла М. Ф. Яковлева, начальник административно-хозяйственного отдела завода. Женщины любят ее слушать — о сложных, казалось бы, вещах умеет говорить живо, убедительно. На этот раз Яковлева рассказала о Всемирной конференции «За мирное и счастливое будущее для всех детей», что состоялась в Москве, о том, чем отмечен Год ребенка в мире, что сделано для детей в нашей стране и на самом заводе.
«Как воспитывать девочку, девушку, будущую мать?» — с докладом на эту тему выступила врач А. Л. Альтман. Долго не отпускали ее женщины, и по тому, как много вопросов задавали, было видно: волнует эта проблема родителей.
А потом чествовали лучших производственниц завода. Среди победителей соревнования — бригада Т. А. Мансуровой из цеха электросетей и подстанций. Ее чествовали не только за успехи в труде, но и за шефство над детским садом.
«Ребята всегда ждут своих шефов с нетерпением, — говорили воспитатели. — Однажды привезли женщины в детский сад охапку деревянных лопаточек, скребков: «Пойдемте, ребятки, поработаем, почистим ваш участок». А то примутся ремонтировать игрушки».
И здесь, на вечере, для своих шефов, для всех мам малыши пели, танцевали... И спектакль «Два клена» тоже прозвучал в унисон с темой вечера: пьеса Шварца — о силе материнской любви.
Клуб имени Н. К. Крупской начал свою жизнь три года назад. Помню. Ф. Г. Лойко делилась сомнениями: получится ли? Станет ли клуб местом постоянного общения женщин? Удастся ли придать этим встречам интересное содержание? Ведь имя славной большевички, соратника и друга В. И. Ленина, которое носит клуб, ко многому обязывает.
Опасения оказались напрасными — дело пошло успешно. И, наверное, потому, что в совете клуба — пятьдесят активисток, беспокойных, богатых на выдумку. Клуб имеет свою эмблему — на фоне земного шара женщина, поднявшая вверх ребенка.
Все самое важное в деятельности клуба находит отражение в его летописи. Почетное место в ней занимает переписка с Верой Соломоновной Дридзо, работавшей многие годы секретарем Надежды Константиновны, фотографии, присланные ею. Здесь записи рассказов людей, встречавшихся с Н. К. Крупской, хроника событий женского клуба. Одна из записей сообщает о докладе в клубе студентки университета Иры Кузьминой: связи Надежды Константиновны с женщинами Урала. Девушка изучала письма Крупской уральцам, газетные вырезки, материалы краеведческих музеев, свидетельствующие об этих связях.
Другая запись рассказывает о том, что члены бригады А. В. Пановой из фасонолитейного цеха провели в подшефном классе беседы о жизни и деятельности Н. К. Крупской, подарили школьникам альбом фотографий, библиотечку книг о Надежде Константиновне.
Из летописи узнаем о клубных вечерах. Посвящались они ветеранам революции, участницам Великой Отечественной войны, роли женщин в борьбе за мир и счастье детей, нравственным основам семьи и брака в нашем обществе, воспитанию подрастающего поколения. Совет клуба приглашает в гости к женщинам психологов и педагогов, социологов и врачей, юристов и работников культуры.
До 500 человек собирают встречи в клубе. И не только вечера. Члены клуба совершают экскурсии по историческим местам, знакомятся с достопримечательностями города, области. Побывали они, например, в Ильменском заповеднике, созданном по ленинскому декрету, в Кунгурских пещерах.
Клуб имени Н. К. Крупской — один из сорока женских клубов, действующих в Челябинской области. Организаторами их являются комиссии при райкомах, горкомах КПСС, женские советы, комиссии по работе среди женщин при профсоюзных комитетах. Вырос наш женский актив за последние годы. И содержание работы стало богаче. Главное внимание — воспитанию женщин в духе высокой идейности, коммунистического отношения к труду, общественной активности. Женсоветы, комиссии стараются помогать женщинам хорошо ориентироваться во внутренней и внешней политике КПСС. Они исходят из ленинского положения о том, что государство сильно сознательностью масс, оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.
Проводятся у нас и общественно-политические чтения для женщин. Диапазон тем широкий: «Советские женщины — активные строители коммунизма», «Женщины семьи Ульяновых», «Социальный портрет женщины-работницы», «Советский образ жизни» и другие. Женщины хотят знать о событиях в мире и о достижениях науки, о литературных новинках и о современном изобразительном искусстве. Вошли в практику выступления перед женской аудиторией секретарей райкомов и горкомов партии. Они знакомят собравшихся с положением дел в районе, городе или области, с задачами, которые предстоит решать. Трудно переоценить значение таких выступлений: женщины высоко ценят доверие партии и с присущей им добросовестностью берутся за конкретные дела.
Деятельно готовятся наши общественницы к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Сейчас главная тема чтений, встреч в клубах — ленинская: «С Лениным в сердце», «По заветам Ильича», «Соратницы В. И. Ленина». В школах общественницы ведут ленинские уроки на темы коммунистической нравственности. К ленинскому юбилею женские бригады предприятий области приняли повышенные трудовые обязательства; в жилых микрорайонах открываются новые детские клубы; идет смотр детских дошкольных учреждений.
Постановление ЦК КПСС О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» требует от нас дифференцированного подхода к различным группам трудящихся. Мы особенно это учитываем в работе среди женщин. Здесь важно все: выбор места и времени для встречи (чтобы не спешили домой), и содержание, форма ее проведения (женщины более эмоциональны), и заблаговременная забота о детях (пока мама на встрече), и многое другое. Опыт последних лет убедил нас, что наибольший успех имеют среди женщин специально созданные клубы. Расскажу еще о некоторых из них.
...Они сидят на сцене, хорошо известные челябинцам Герои Социалистического Труда — сверловщица с тракторного Мария Федоровна Мороз и мастер хлебопечения Нина Петровна Мурахтина. Рядом — доктор медицины Наталья Иосифовна Фролова, делегат XXV съезда партии директор библиотеки Светлана Ефимовна Сорина, ветеран партии и женского движения Наталья Ивановна Черемных и другие. Наши знатные женщины. Старинное это слово наполнено сегодня иным смыслом: знатные не по происхождению, не по богатству, а по тому положению в обществе, которое заслужили они трудом своим, бескорыстным служением людям. Их жизнь — нравственный урок для тех, кто собрался на сегодняшнюю встречу. В зале — члены женских производственных бригад разных предприятий города. Со старшими молодежь роднит такое же добросовестное отношение к труду, высокая ответственность перед обществом. Звучат рапорты о работе бригад.
Молодежная бригада производственного объединения «Силуэт» рапортует об упорной борьбе за качество и красоту одежды. А вот бригада В. А. Сидоровой из треста «Челябгражданстрой» вызывает на социалистическое соревнование бригаду заслуженного строителя республики Т. Ф. Рудометкиной из «Челябтракторостроя». Пройдет полгода — подведут итоги трудового состязания и увидят, как поднялась производительность труда в обеих бригадах. Звания заслуженного строителя РСФСР будет удостоена В. А. Сидорова.
...Эту высокую, статную женщину знают в Челябинске многие, особенно молодые. Бывший гвардии лейтенант Мария Федоровна Лобырина — референт областной организации общества «Знание». Но больше известна она как организатор и председатель клуба фронтовичек «Боевые подруги». Пять лет назад более 600 участниц войны создали этот клуб. Их всех объединяет благородная цель — военно-патриотическое воспитание молодежи. Две с половиной тысячи выступлений в школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, три тысячи встреч с молодежью на счету клуба.
Крепко дружит клуб «Боевые подруги» со школой-интернатом № 2. Вместе с ребятами ветераны создают здесь музей, который расскажет о землячках — участницах гражданской войны и Великой Отечественной.
Постоянная забота клуба — быт бывших фронтовичек, их здоровье. Все они взяты на диспансерный учет в поликлиниках. Благодаря стараниям активисток многим участницам войны улучшены жилищные условия, по телефонной заявке обслуживают их вне очереди прачечные, химчистки и другие предприятия быта, торговли.
Число женских клубов растет, возникают все новые и новые — клубы для девушек и клубы районные, при заводах, молодежных общежитиях, клубы по месту жительства. Почему они столь популярны?
Все мы, не выходя из дома, можем быть в курсе событий. Информацию несут радио, телевидение, газеты и журналы. И все же охотно собираются женщины в своих клубах. Ведь ничто не заменит радости живого человеческого общения. Оставив на время домашние хлопоты, принарядившись и настроив себя на праздничный лад, женщины встречаются в своем клубе с известной актрисой или поэтом, слушают лектора-международника, получают консультацию педагога, психолога, врача. Здесь косметолог, модельер, кулинар научат многим полезным вещам. В клубе каждая женщина может и себя проявить — показать, на что она способна.
Когда смотришь программы женских клубов, восхищаешься неистощимой выдумкой и энергией их организаторов. Семейные вечера, балы для молодоженов, конкурсы для пап и мам, «огоньки», встречи по интересам, вечера вопросов и ответов, устные журналы — форм множество.
Почти все женские клубы обошла тема «Если твой сын — солдат». Готовясь к вечеру, общественницы знакомятся с семьями солдат, пишут письма командирам частей, где служат парни. А потом на вечере читают отзывы об их воинской службе. На встречу с матерями солдат, их женами, невестами приглашают ветеранов войны, воинов местного гарнизона. Письма солдат, наказы матерей, музыка, стихи, песни — все это придает вечеру особую взволнованность и торжественность. «Будто с сыном повидалась! И ждать его возвращения из армии стало легче»,— приходилось мне не раз слышать от солдатских матерей после таких встреч.
Воспитание тогда действенно, когда оно затрагивает душу, когда несет большой эмоциональный заряд. Можно, например, прочитать лекцию о роли женщины в истории Страны Советов. А можно устроить театрализованное представление «Участницы великого созидания», как это сделала женская комиссия Советского райкома партии города Челябинска. Кинодокументы, музыка, стихи, воспоминания участников событий и даже оформление зала — все было направлено на то, чтобы убедительно показать, какой героический путь прошла наша женщина.
...Изба, резные ставенки, расписные скамейки. На стенах — расшитые узорами полотенца. Хозяйки в старинных русских костюмах приглашают женщин и их мужей в горницу: «Гостюшки дорогие, помощницы золотые! Заходите, заходите на уральские посиделки». Так начинался один из вечеров в клубе имени Крупской. На праздничных столах — кипящие самовары, пышные, румяные караваи, затейливые крендели. Весь вечер идет состязание в талантах, в знании народных традиций, русского фольклора. Пока родители беседуют за чашкой душистого чая, дежурные педагоги в комнате для игр занимают пришедших с родителями детишек.
Конечно, на организацию таких вечеров уходит немало сил и времени. Но активистки наши не считаются с этим. Уж больно радостна отдача; тот особый эмоциональный настрой, когда работа ладится и есть о чем дома рассказать, общение с людьми делает богаче будни, веселее праздники. Воспитательный эффект таких мероприятий измерить статистикой невозможно, но мы, партийные работники, каждодневно ощущаем их пользу, и прежде всего в возросшей активности женщин на производстве и в общественной жизни.
Но мы не обольщаемся достигнутым. Беспокоит нас, что далеко не все женсоветы, клубы в своей воспитательной работе доходят до каждого женского трудового коллектива, до каждой женщины. Есть у нас женщины, интересы которых замыкаются в семейном мирке, помыслы ограничиваются приобретательством модных вещей. Встречаются и такие уродливые явления, как стяжательство, взяточничество, пьянство. Бывает еще, что женщины, сломленные неладами в личной жизни, ищут выход горю в религии. Так что дел непочатый край. Об этом свидетельствуют и социологические исследования, которые мы в последнее время используем, чтобы воспитание вести глубже, на научной основе, комплексно. Социальный облик женщины-работницы изучался на швейной фабрике города Коркино. В Златоусте социологи исследовали нравственный климат семьи. В челябинском производственно-техническом объединении «Полет» предметом исследования была социальная активность работниц. Материалы исследований помогают увидеть слабые стороны воспитательной работы, подсказывают, на что надо обратить внимание партийным комитетам, профсоюзам, женской общественности, чтобы воспитать высокие нравственные качества у каждого советского человека.

«Своими руками» — так назвали встречу в клубе общественницы Челябинской обувной фабрики.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz