каморка папыВлада
журнал Крестьянка 1985-09 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.04.2019, 11:25

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ВЫ СПРАШИВАЛИ

КУДА УХОДЯТ ЧЕМПИОНЫ

Возраст торопит: чемпионы уходят. Новички перенимают эстафету у именитых спортсменов, теперь уже им рукоплещут стадионы... Чтобы ставить рекорды, нужны воля, талант, мужество и еще — молодость.
В своих письмах наши читатели часто спрашивают о том или ином знаменитом спортсмене: как складывается его дальнейшая судьба? Связано ли его будущее с прежними спортивными заслугами? Особенно много вопросов к трехкратной олимпийской чемпионке, многократной чемпионке мира и Европы по фигурному катанию Ирине РОДНИНОЙ.

— Ирина, несколько лет назад вы были в зените славы. В честь ваших побед звучали гимны, поднимались флаги, любители спорта в разных странах наперебой просили автографы... Не грустно ли вспоминать об этом?
— Что такое слава? Это не только, когда тебя узнают, просят автографы, показывают по телевидению. Это прежде всего повышенные требования к тебе, когда каждый твой поступок, каждое слово — на людях, под пристальным вниманием твоих коллег и огромной аудитории болельщиков. Когда от тебя каждый раз как от чемпиона ждут чего-то большего. Так что для меня слава, как, думаю, и для любого другого чемпиона,— это напряженнейший труд.
Конечно же, для любого спортсмена уход из спорта — нелегкое испытание. И каждый сам решает, чем ему заниматься. Многие становятся тренерами, некоторые — научными работниками, кто-то приобретает и вовсе далекую от спорта специальность. По-разному складываются судьбы чемпионов. Ведь и в зените своей славы спортсмен, как правило, уже ориентирован на какое-то поприще, имеет или приобретает полюбившуюся ему специальность.
— Расскажите, пожалуйста, чем вы заняты сейчас.
— Сейчас у меня, если можно так сказать, отдых от «тяжести славы». Но до сих пор многие болельщики следят за сегодняшней моей работой. Я тренирую специальную спортивную группу по фигурному катанию. Занятия проходят на катке «Кристалл» в Лужниках. У меня пять взрослых пар, остальные — малыши. Наиболее известные из моих учеников В. Першина и М. Акбаров. В этом году они стали бронзовыми призерами чемпионата Европы и вот уже четыре года — участники чемпионата мира и Европы, члены сборной СССР.
Думаю, что я на своем месте. Это и призвание, и профессия: я окончила институт физкультуры и по специальности тренер.
Работа у меня необыкновенно интересная и сложная. Ведь наша задача — воспитывать человека не только физически, но и морально, психологически сильным. В спорте выигрывает не только тот, кто технически лучше подготовлен, а кто силен духом, настойчив и тверд.
Грустить о прошлом — значит чувствовать, что в настоящем не достиг того, чего хотелось бы. О себе я этого сказать не могу: ведь уже горжусь успехами своих учеников.
— Ирина, но, наверное, не у всех чемпионов судьба складывается так удачно?
— Очень многое зависит от самого человека, от того, как он сам себя готовит к будущему. Есть такие, кто почивает на лаврах сегодняшних заслуг, на том счастливом этапе, когда спортивное счастье тебе улыбается, не особенно задумываясь, что будет потом. Правда, среди моих друзей таких нет.
Ребята сборной, в которой выступала я, в основном работают тренерами, а также в балете, в цирке на льду, некоторые пошли в науку, часть бывших спортсменов работает в Спорткомитете СССР, в других спортивных организациях. Вам, наверное, хорошо известна группа фигуристов под руководством мастера фигурного катания Юрия Овчинникова. Сегодня многие из моих коллег по сборной выступают в этом своеобразном ледовом театре. Юрий отбирает в свою труппу ребят не только по высоким спортивным титулам, но и по артистическим данным, ведь фигурное катание — один из наиболее зрелищных видов спорта. Труппа Овчинникова, по-моему, совершенно нового направления нежели привычный для нас профессиональный балет на льду: небольшая, мобильная, быстро меняющая свой репертуар. Ее миниатюры на ледовой сцене — словно яркие театральные сюжеты.
Олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы Людмила Пахомова теперь тоже тренер, и ее ученики успешно выступают на мировой арене. Ведет она и специальное отделение для тренеров и хореографов при балетмейстерском факультете Государственного института театрального искусства, а я помогаю ей.
Известный в прошлом фигурист Сергей Четверухин теперь один из руководителей Московского балета на льду. Олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы Наташа Линичук тренирует фигуристов. Она же была одной из первых ведущих телепрограммы по аэробике. Ирина Моисеева тоже тренер. Андрей Миненков, ее муж, защищает диссертацию по спортивной тематике. Елена Водорезова, закончив заниматься спортом, сейчас учится в институте. Марина Черкасова тоже студентка. Для многих из нас спорт определил выбор профессий — потому так часто чемпионы становятся тренерами.
Спортивный век намного короче любого другого, и поэтому время жизни в нем более напряжено и сжато. Но когда есть ученики — живешь по-прежнему напряженно и ярко.
Записала М. ЭРАТОВА.

Ирина Роднина с сыном.
Фото А. БОЧИНИНА.


ОКТЯБРЬ
Понедельник 7 14 21 28
Вторник 1 8 15 22 29
Среда 2 9 16 23 30
Четверг 3 10 17 24 31
Пятница 4 11 18 25
Суббота 5 12 19 26
Воскресенье 6 13 20 27

НОЯБРЬ
Понедельник 4 11 18 25
Вторник 5 12 19 26
Среда 6 13 20 27
Четверг 7 14 21 28
Пятница 1 15 22 29
Суббота 2 9 16 23 30
Воскресенье 3 10 17 24

ДЕКАБРЬ
Понедельник 2 9 16 23 30
Вторник 3 10 17 24 31
Среда 4 11 18 25
Четверг 5 12 19 26
Пятница 6 13 20 27
Суббота 7 14 21 28
Воскресенье 1 8 15 22 29

ПАМЯТНАЯ ЗЕМЛЯ. Дальний Восток.
Комсомольск-на-Амуре. Памятник погибшим землякам.
Фото Ю. Муравина и О. Вадимова.


Документальная хроника о любви

Фильм называется «Милые красавицы России. Истории, рассказанные на свадьбе». Искренне и просто, словно одному тебе, а немногим миллионам телезрителей, рассказывают женщины о нелегком своем счастье.
Сколько уже написано, сколько фильмов снято об этих свадьбах — с обязательными хлебом-солью, с обрядовыми песнями да причитаниями, ну и, конечно, с безудержными, лихими плясками. А кто не хочет плясать, те остаются за столом — поговорить, вспомнить. И обязательно найдется кто-то, кто будет задавать тон этому маленькому застольному островку. Да и как тут, глядя на счастье молодых, не вспомнить свою молодость, свою любовь. Идут истории одна за другой...
Вот пожилая женщина рассказывает, как она, Александра Ивановна Демченко, в разрушенном фашистами Севастополе получала торопливо написанное на шершавой бумаге брачное свидетельство...
Та же любовь заставила Нину Федотовну Попову поехать за мужем в далекий северный край и лаской своей высветлить самые трудные дни его жизни...
Четыре года мать Николая Александровича Дегтярева, нынешнего председателя колхоза, прислушивалась к каждому шороху — ждала сына с фронта. Однажды на стук встала, подошла к двери: «Я знаю, это Коля вернулся» — и не ошиблась...
Автор этого фильма Валентина Яковлевна Никиткина исходила много фронтовых дорог и повидала на войне много судеб. Но особенно остро переживала она за судьбу женщин. Поставленные рядом, эти слова — «женщина» и «война» — режут слух: есть в их сочетании что-то до боли неестественное, чуждое нормальному течению жизни. И хотя писатели, режиссеры, художники, поэты отдали дань колоссальному вкладу женщин в Победу, Никиткина чувствовала, что без ее «милых красавиц России» рассказ о женщинах будет неполным.
Какими стали они сейчас? Разве поблекла их красота? Нет, они по-прежнему красивы — добротой своей, сердечностью, душевной щедростью. Они живут в полную силу, работают, любят, растят детей, внуков...
В памяти Валентины Яковлевны годы войны слились в одну бесконечную дорогу, по которой идет и идет их маленький медсанбат. В батальоне ее звали «носатиком». Пусть бы уж звали «журавликом», что ли, как добрый медсанбатовский ездовой Герасим Кузьмич. Вот ведь: кругом всенародное горе, тяжелейшая работа и каждый день на твоих глазах смерть молодых, вчера еще здоровых ребят, и вдруг... слезы из-за беззлобного поддразнивания. Выходит, дети всегда дети. Валя Никиткина и школу-то не закончила, тайком от матери убежала на фронт.
В 1943 году ее ранили. Лежа на госпитальной койке. Валентина «прокручивала» свои фронтовые километры: эпизоды всплывали один за другим. Их было много, и рука сама тянулась к листкам «истории болезни» — на обороте листов можно было писать...
...Как-то осенью сорок первого наткнулись медсанбатовские девчонки на пасеку. Старик-пасечник основательно подкрепил их медком да еще дал с собой огромную тяжелую рамку с медом. И, гордо держа эту рамку над головой, зашагали Валя и ее подруга по черной осенней грязи. Подружка поскользнулась и как держала рамку высоко над головой, так и упала носом в грязь, только рамку еще выше подняла, чтобы не испачкать. Так и лежала, пока ее не освободили от сладкого груза. Потом долго хохотали, вспоминая, как девушка вымазалась с ног до головы, а угощение спасла.
Каких только случаев не было на дорогах войны... Когда Никиткину спрашивают, что было для нее на войне самым трудным, она вспоминает и бои, и раненых, и... лампу: когда врач оперировал. Валя светила ему лампой. Самая короткая операция — два часа, а лампу надо держать неподвижно, иначе она дает движущиеся тени. Руки потом долго не поднимаются...
Как хотелось тогда в госпитале все, все записать! Кажется, это и был первый шаг к кино. Второй шаг определил ее судьбу: Валя поехала в Алма-Ату, где во время войны размещался Институт кинематографии. Это шаг от заметок на госпитальной «истории болезни» к настоящему сценарию.
И снова дороги — приходилось ездить в бесконечные командировки, а ведь ранение оставило след на всю жизнь, донимало нездоровьем. И на руках уже был ребенок. Но характер, впервые проявившийся в сорок первом, продолжал сказываться: фронт прошли, а в мирное время не выстоим, не справимся? Ранение — ничего, ребенок — не помеха, еще и второго родим, и третьего. Забегая вперед, скажем, что через какое-то время так и получилось. Чтобы, несмотря на болезнь, выстоять, удержаться, все силы отдать хлопотной нелегкой работе и, ни на секунду от этой работы не отрываясь, поднять троих детей — какой тут действительно нужен характер!
Собирая на четвертом курсе материал для сценария о школе, студентка настолько глубоко окунулась в ее проблемы, что даже главное Валентинино призвание как будто отошло на второй план. К тому же Никиткина поняла, что слишком мало еще знает, чтобы писать о школе. И Валентина Яковлевна пошла туда работать. За пятнадцать своих школьных лет — от пионервожатой до директора — она хорошо узнала школу, но все-таки вернулась в кино.
Первой ответственной и крупной работой Валентины Яковлевны можно считать «Летопись полувека» — документальную ленту к юбилею революции. Тогда впервые столкнулась Никиткина с тем, как трудно из огромного жизненного материала отобрать самое необходимое.
Должны были снимать в Высочанах картину «Доктор из нашей деревни» о враче, Герое Социалистического Труда Алексее Гавриловиче Антонове. Сколько он сделал для села! Сам вместе с сельским медперсоналом построил в деревне больницу на пятьдесят коек. Как же важно было не принизить унылым повествованием яркую судьбу такого человека...
Оказалось, всего в сценарии не предвидишь. Когда приехали на место, встретились в Высочанах со студенткой-практиканткой Витебского мединститута Светланой. Неожиданно для всех Светлана стала одним из действующих лиц фильма. И совсем иначе зазвучали слова Антонова, когда он заговорил с начинающим врачом, будущей своей сменой...
«Разговорить» человека перед камерой — чуть ли не самая сложная задача документалиста. А в хороших фильмах мы видим, как люди, крайне далекие от актерства, держат себя так, будто всю жизнь выступали с экрана. Людей ли специально отбирают таких, что не сробеют, или снимают их тайком, скрытой камерой?
— Ни то, ни другое, конечно,— объясняет Никиткина. — Тем и трудны такие вот синхронные съемки, что одна на другую не похожи. Иногда на то, чтобы «разговорить» собеседника, уходит страшно много времени. Не включая камеру, спрашиваю о том, о сем, рассказываю о себе. Никогда не боюсь задавать вопросов, ведь человеку всегда хочется поделиться с собеседником тем, чего тот не знает, и он быстрее «включается». А иногда... В том же «Докторе из нашей деревни» был эпизод, в котором Светлана плакала оттого, что умер неизлечимо больной человек. Как снимали? Мы сидели с ней вдвоем в узенькой раздевалке для врачей. Осветительные приборы будто бы случайно остались от прошлой съемки, микрофон спрятан в карман одного из халатов. Оператор снимает из коридора, через открытую дверь. Мы разговариваем. Нет, конечно, мы никогда тайком не используем отснятый материал, мы потом сказали Светлане, что снимали ее, но она лишь рукой махнула: «Зареванная я...» В таких ситуациях, я думаю, есть одна только подсказка — твоя совесть.
Валентина Яковлевна права: совесть — главный помощник в выборе средств для работы с людьми. Но ведь далеко не перед каждым готов человек обнажить свою душу. Он раскроется, если почувствует, что перед ним не просто дотошный «киношник», а отзывчивый человек, которому дорого твое дело и твоя жизнь, что твои слезы могут вызвать слезы и у него и любое движение твоей души будет им замечено и понято правильно. Помните кинокадр, когда председатель колхоза из «Милых красавиц России» не смог сдержать слез перед камерой? Он знал, кому, как не Валентине Яковлевне, понять его. Ведь судьбы похожи — оба прошли войну...
Валентина Яковлевна пишет и снимает в основном о селе. Почему?
— Прежде всего, конечно, потому, что меня привлекают люди села — они по-настоящему умеют отдавать себя, свой труд другим. Первый раз я почувствовала это во время съемок в селе Черняном. Сняв там фильм «Три спасибо в день» и уехав домой, я вдруг заскучала по селу. И вернулась, чтобы снять «Черняновские хроники». Мне хотелось показать, как люди берегут эту землю, растят на ней хлеб, как течет их будничная жизнь. Потом я возвращалась еще три раза, сняла картины «Крестьянские дети, или Пора экзаменов», «Первая весна» и «Хлеб завтрашнего дня». И чем глубже узнавала я этих людей, тем больше хотелось для них сделать...
На одной из бесконечных заснеженных фронтовых дорог отстала Валя от медсанбата. На окраине какого-то села постучалась в избу и попросилась переночевать. Не очень-то симпатичной показалась девочке хозяйка, неразговорчивая и неласковая. Ну да ладно, скорее поесть и на печку — спать. Утром хозяйка разбудила ее, и у Вали перехватило дыхание: вся ее одежда была выстирана, высушена и отглажена, шинель отчищена, тяжелые кирзовые сапоги просушены и смазаны. Значит, женщина всю ночь работала, чтобы к утру поспеть. А мыла у нее почти не было, это Валя еще с вечера заметила.
— Никогда не забуду я этот урок доброты: делать в полную силу что можешь именно тогда, когда это нужно другому, не ожидая ни просьбы, ни намека, сердцем узнавая о необходимости помочь...
83 фильма создала Валентина Яковлевна Никиткина, написала две книги — «Свет на лицах» о своем опыте работы в документальном кино и автобиографическую повесть «Сны со снегами и звездами». К 40-летию Победы она награждена орденом Отечественной войны II степени. Выше многочисленных призов на всесоюзных и международных кинофестивалях ценит Никиткина зрительское признание. Знаете, сколько ей пишут и какие это сердечные и благодарные письма!
Екатерина БАРАБАШ

Валентина Яковлевна Никиткина: «Меня привлекают люди села...


ЯРМАРКА

...Дети сосредоточенно мяли податливую глину, дивясь на свои руки и все больше в них веря. Никто не стал бы смеяться, если б ничего и не получилось. Подбодрили бы, утешили, предложили покататься на пони, угостили баранкой или позвали послушать, как играет маленький оркестрик. И все же — как хотелось, чтоб вышло! Здесь, в Шяуляе, этого особенно хочется.
Именно здесь, на традиционной ярмарке ремесел. Вышивальщицы, вязальщицы, гончары и резчики по дереву съезжаются в Шяуляй, когда позади летняя страда и упорный труд земледельцев воплощен в том, что не совсем точно называют «дарами» осени. Приезжают не для того, чтоб лишний раз полюбоваться литыми помидорами или крутобокими яблоками,— вернее, не только для этого. Здесь крестьянская Литва предстает еще и искусной мастерицей. Теплота керамики и изысканность плетеных корзинок, уют тканых ковров, и лукавство деревянных фигурок — во всем этом столько радости!
Потому так празднично бывает каждый год в Шяуляе в день народных ремесел. Потому так важно было ребятишкам, чтобы в их руках куски глины «заговорили» с каждым, кто только на них взглянет.
В. КОЛЧЕВ

Ткачиха Вита Купстите.
Покупка так покупка! — на радость всей деревне.
«Этой ярмарки краски...»

На первой странице обложки — Она Стракшене. Ее вязаные и домотканые изделия пользуются успехом на ярмарке.
Фото Вадима ОПАЛИНА.


ЧТО ПОКАЗАЛ СМОТР

Проведенный вновь ЦК профсоюза работников сельского хозяйства совместно с редколлегией журнала «Крестьянка» Всесоюзный общественный смотр условий труда, быта и отдыха трудящихся женщин еще раз убедительно показал, что там, где хозяйственные руководители и профкомы проявляют конкретную и повседневную заботу о сельских труженицах и их семьях, заметнее трудовые достижения, успешно выполняются государственные планы.
В пензенском колхозе «Гигант» женщины составляют почти половину коллектива. Хозяйство — правофланговое в социалистическом соревновании не только в Кузнецком районе, но и во всей области. На самых ответственных участках — в цехе животноводства и растениеводстве — женщин большинство. И забота о них здесь не знает перерывов или каникул.
На фермах действуют два медицинских профилактория. Причем один введен в строй с учетом пожеланий работниц в прошлом году, во время смотра. На всех участках производства, где трудятся колхозницы, оборудованы санитарно-бытовые помещения. Работающие женщины получают горячие обеды, а те, кому необходимо, и диетическое питание: в колхозной столовой организованы диетические столы. Труженицы отдыхают и лечатся в межколхозных санаториях.
Для каждого ребенка есть место в яслях или детском саду, летом дети отдыхают в пионерском лагере.
Не забыли в хозяйстве и о повышении профессионального мастерства работниц: еще 8 животноводов стали классными специалистами.
Среди победителей смотра и коллектив Аксайской райсельхозтехники Ростовской области. Здесь для всех женщин условия труда приведены в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами. Только по совершенствованию технологических процессов и условий труда внедрено более 40 рационализаторских предложений, из них 12 внесли сами работницы. Многие женщины повысили свой профессиональный уровень — возможности для этого есть.
Окружены заботой женщины-строители в Слонимской мехколонне Гродненского облмежколхозстроя. Улучшая организацию труда, все более механизируя его, здесь стремятся к тому, чтобы в первую очередь облегчить условия работы женщин — маляров, штукатуров. Действует свой спортивно-оздоровительный комплекс, оборудована комната гигиены, регулярно проводятся медицинские обследования. В результате заболеваемость женщин резко сократилась.
Почетной грамотой ЦК профсоюза и дипломом редколлегии журнала награжден также колхоз имени Жданова Запорожской области. Это хозяйство — неоднократный победитель Всесоюзного социалистического соревнования. В колхозе созданы условия и для производительного труда, и для отдыха. Много лет работает народный хор, который не раз становился победителем областных смотров самодеятельного искусства. В сельском Доме культуры в различных объединениях по интересам занимаются более 120 колхозниц.
Число коллективов, где женщинам-труженицам уделяется повседневное внимание, неуклонно растет. Но, к сожалению, далеко не везде добрые намерения подкрепляются конкретными делами, действенными усилиями хозяйственных руководителей и комитетов профсоюза.
По-прежнему, как показывают проверки да и поступающие письма, в ряде колхозов, совхозов, других предприятий сельского хозяйства многие женщины заняты ручным трудом, они не в полной мере пользуются положенными льготами и преимуществами. В некоторых хозяйствах Красноярского и Борского районов Куйбышевской области никак не приведут в порядок санитарно-бытовые помещения на фермах. Для женщин не оборудованы гардеробные, в бытовках нет горячей воды.
В Узбекистане, Туркмении и в некоторых других регионах даже лучшим труженицам, передовикам производства длительное время не присваивают классность мастеров растениеводства, орошения и животноводства.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС завершается переход на новые предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, но далеко не во всех хозяйствах разработаны мероприятия по осуществлению этого постановления.
Еще раз хочется сказать о спецодежде. Для тружеников села по установленным типовым нормам она выделяется в полном объеме. И качество ее заметно улучшилось. Необходимо, чтобы каждое хозяйство вовремя составляло заявку с указанием ростов и размеров и только комиссионно принимало спецодежду от Госкомсельхозтехники на склады, а затем организовывало стирку, химчистку и ремонт как на месте, так и в комбинатах бытового обслуживания. По всем этим вопросам имеются указания Советов Министров союзных республик. Кроме того. Госплан СССР и ЦСУ СССР письмом от 25 февраля 1985 года разъяснили всем органам, что работы по химчистке и стирке спецодежды теперь планируются и учитываются предприятиями бытового обслуживания.
Сейчас на всех сельскохозяйственных предприятиях завершается разработка комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на будущее пятилетие. В них есть специальные показатели, касающиеся трудящихся женщин. Профсоюзные комитеты обязаны добиться реализации намечаемых мер. Наши труженицы заслуживают и внимания, и заботы.
А. ПОПОВ,
секретарь ЦК профсоюза работников сельского хозяйства.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz