Меню сайта |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
скачать журнал
<- предыдущая страница следующая -> ЛЮБАВИНЫ Василий ШУКШИН
Главы из неопубликованной книги
Обидно рано оборвалась жизнь замечательного писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Не все задуманное он успел осуществить. Незавершенной считал и вторую книгу своего романа «Любавины»... Сегодня мы предлагаем вашему вниманию главы из этой книги. Иван Любавин возвращается в родную деревню, где живут его отец и брат Пашка. Едет он туда вместе с молодыми учителями Майей и Юрием. А первым, кого встречает, оказывается секретарь райкома Родионов, когда-то любивший мать Ивана...
...Жены Родионова не было дома, зато была дочь. — Здравствуйте,— сказал Иван, входя в ту самую комнату, в которой они с секретарем пили вчера чай. Ему негромко ответили: — Здравствуйте. На диване, поджав под себя ноги, лежала крупная женщина с красивой шеей и маленькой, гладко причесанной головой. Читала книгу. На Ивана посмотрела мельком — поздоровалась и отвернулась. Короткая юбка ее вздернулась. Он так поспешно отвернулся, что у него в шее что-то хрустнуло. — Познакомься, Мария,— сказал Родионов,— это Любавин Иван, мой старый друг. Мария повернула голову к Ивану: в глазах ее, серых, спокойных, немножко усталых,— ленивое любопытство. Подала крупную белую руку. Иван пожал ее, пожал немножко крепче, чем обычно, когда знакомился с женщинами. Увидел, как на короткий миг глаза ее стали чуть-чуть веселей. Она, не стесняясь, окинула взглядом всего его. — Что-то больно молод для старого друга,— сказала она и улыбнулась. Улыбка у нее скупая, злая, усталая — уголки губ вниз. Но именно она, эта улыбка, врезала вдруг в сознание Ивана мысль, что женщина эта красива. Красива не той легкой, скоро отцветающей красотой, а прочной, никому не нужной, нехорошей красотой. Такая красота знает, что она — красота, и уж не заволнуется, не забудет о себе, не испортит себя слезами... И она всегда каменным образом ждет себе кого-нибудь, кого может подчинить своей власти. Без подчинения себе, без поклонения она не мыслит существования, тоскует. Поэтому она никому не нужна — ее боятся. Боятся, потому что очень уж снисходительно, очень спокойно выбирает она тех, кого должна подчинить, а подчинив, так же спокойно и снисходительно ждет других. Она всегда ждет — вот что пугает. И, может быть, именно поэтому к ней так тянет — всем хочется оказаться счастливее других. Иван один раз в жизни уже встречал такую красоту — женщину с такой красотой. Во время той самой драки, когда сердце его пронизывал смертельный холодок, такая же вот красивая стояла и спокойно смотрела на все. Не кричала. Не звала на помощь. Стояла и смотрела. И за это любил ее Иван. Это была его жена. Из-за нее потом, когда она ушла от него, мучился и не находил себе места. Но только та, кроме всего прочего, была очень глупа, и это делало ее особенно неумолимой. — А где мать наша? — спросил Родионов у дочери. — Пошла в кино. Мария встала с дивана, поправила юбку, пошла из комнаты — рослая, легкая, с крутыми бедрами. Юбка и кофта были тесны ей — так, наверно, было задумано. Это должно было доконать того, кого она ждала, чтобы подчинить себе. «Уж не меня ли она ждет?» — с тревогой подумал Иван. ...Мария села рядом с Иваном, причем так, что ногой — бедром — коснулась его ноги, но не обратила на это внимания. Ивана опять охватило тревожное и радостное предчувствие. «Нет, тут что-то будет»,— подумал он. Угрюмость понемногу сходила с его лица, глаза засветились необидной насмешливостью. Он потихоньку убрал свою ногу и опять подумал: «Будет дело». — А ты чего в кино не пошла? — спросил Родионов. — Не хочется,— ответила Мария, лениво перегнулась назад, через стул, включила приемник. Опять коснулась своей ногой ноги Ивана. И опять не обратила на это внимания, причем действительно не обратила: Иван умел разбираться, когда не обращают внимания, а когда делают вид, что не обращают. Он не убрал свою ногу. Из приемника полилась хорошая музыка. А может, показалось, что хорошая. Во всяком случае, с музыкой Ивану стало еще лучше. — Странное вы поколение, молодые люди,— заговорил Родионов,— иногда просто трудно понимать вас. — Мы пассивные, неинициативные, равнодушные,— спокойно стала перечислять Мария.— Неужели активность в том только и заключается, чтобы в кино каждый вечер бегать? — Не в том, конечно. — А в чем? — Мария взяла со стола спички, прикурила. — А в том хотя бы, что ты вот куришь! Да еще при отце. Мария слабо усмехнулась, но продолжала курить. — Ведь это же дико!— Родионов посмотрел на Ивана, точно призывая его согласиться с ним. — А без отца не дико? Родионов сердито глянул на дичь. И отвернулся. Видно, это был старый разговор у них. — Я понимаю, о чем ты говоришь, отец. Но вот чего я действительно не понимаю: почему я сейчас должна волноваться, суетиться, проявлять инициативу?.. Во-первых, где проявлять? На работе? Я неплохо работаю, меня даже хвалят. Что еще? Целина? Но сколько бы я ни волновалась по поводу целины, я ничего не изменю — ее вспашут без меня. И посеют, и уберут хлеб, и выполнят план. Что еще? Государственные вопросы? Там тоже без меня все сделают. Что я должна делать, чтобы не казаться равнодушной? Заметки писать в областную газету? Не умею... Все идет своим чередом — что же тут волноваться?.. А в кино не люблю ходить — неинтересно. Фильмы неинтересные. Ну, что я могу сделать, если фильмы неинтересные?.. Если я знаю заранее, чем, все кончится, кто кого полюбит, кто будет прав, кто виноват. Скучно. — Что ты с фильмами привязалась? Не в фильмах дело... — Чувствовалось, что отец не сразу находит, как возразить дочери, и от этого больше злится. Иван с интересом слушал перепалку отца с дочерью. — А в чем? — А в том, что ты вот сейчас сидишь и преспокойненько меня же спрашиваешь: «А почему я должна волноваться?» Да ты молодая, черт возьми-то! Поэтому. Почему я, старик, должен волноваться? — По должности. — Поехала!.. Не то ведь совсем говоришь! И не так думаешь. Кривляешься. — Возможно. «Сам ты не то говоришь»,— с досадой и сожалением подумал Иван; его начала раздражать деланная невозмутимость молодой женщины. Захотелось, чтобы ей хорошо, крепко ответили. — Вот!.. Вот это самое и называется равнодушием. — Неубедительно. Иван заскучал. Разговор перестал его интересовать. Кроме того, ему разонравилась Мария. Захотелось уйти домой. — Пожалуй, поздно,— сказал он, глядя на Родионова. Тот спохватился. — Ты что? Ну нет. Это, брат, нет... Иван усмехнулся, вспомнив брата Пашку: сидит сейчас, наверно, с отцом и с Гринькой и учит их петь про восемнадцать лет. — А вы с кем согласны: с отцом или со мной? — спросила вдруг Мария. Иван спокойно посмотрел ей прямо в глаза. — Мое дело маленькое. — Ну, а все-таки? Вы же слышали, о чем мы говорили... — А о чем вы говорили? — Ивана охватило непонятное раздражение. Показалось ему, что женщина ждет от него какой-нибудь смешной глупости — тоже, видно, заскучала.— Вы в общем-то ни о чем и не говорили. А вы особенно. — Так их. Иван! — поддакнул Родионов и испортил все дело: Иван замолчал. — Так,— неопределенно сказала Мария и опять, как давеча, просто и весело оглядела его всего, потом внимательно посмотрела в глаза. — Что? — спросил Иван. — Ничего... «Воображаешь из себя много»,— подумал о ней Иван. И почувствовал, что женщина наступила ему на ногу. Иван ухом не повел. Как сидел, так продолжал сидеть — в сторону Марии не посмотрел... Женщина опять наступила на его ногу. У Ивана сдвоило сердце... Он откинулся на спинку стула, нехотя полез в карман за папиросами. На женщину опять не посмотрел. Она убрала ногу. «Вот так. Так-то оно лучше будет»,— весело и победно подумал Иван. Домой идти расхотелось. — Ну так споем? — Родионов посмотрел на Ивана. — Я певец неважный. Подтянуть, если что, могу,— сказал тот. — Какую вы любите? — спросила Мария. — Гоп со смыком. — Иван посмотрел на женщину и улыбнулся. И понял, что пошутил рискованно: у той нехорошо дрогнули крупные ноздри красивого прямого носа, и так же, чуть дрогнув, сузились холодноватые глаза. — Русскую какую-нибудь. Родионов встал. — Сейчас гитару принесу,— сказал он и вышел из комнаты. Иван внутренне весь подобрался — ждал. — Вы молодец,— насмешливо сказала Мария. — Спасибо,— вежливо поблагодарил Иван. И спокойно, и серьезно посмотрел на нее. — Стараюсь. Мария слегка растерялась. Иван понял, почему: она, видите ли, позволила себе вызывающе смелый жест — наступила на ногу. А это не приняли. (Причем это, конечно, надо было принять и понять как знак союзнической солидарности в борьбе со стариками.) Но после этого молодой союзник может «по-товарищески» обнять женщину за талию, а при удобном случае притиснуть в углу. И тогда-то получит в ответ обжигающую пощечину. Иван эти штучки знал. Потом выяснится, что она просто «хотела обратить его внимание на то-то и на то-то, а он, оказывается, понял это вон как!..». «Сильно умная»,— думал Иван о женщине. Он не хотел затевать с ней никакой игры. Он устарел для игры. — А где гитара-то, Мария? — спросил из другой комнаты Родионов. — На комоде, наверно! — громко сказала Мария. — Или за ящиком. Иван аккуратненько мизинцем стряхнул пепел в блюдечко. — Вы оригинальничаете или действительно такой? — спросила женщина. — Какой? — Такой... что-то вроде телеграфного столба — прямой и скучный. — Я бы ответил, но неудобно — в гостях все-таки. — А вы коротко — в двух словах. — В двух словах не умею. Я не учитель. — А вы кто, кстати? — Шофер. Женщина не сумела скрыть удивления. Ивана это окончательно развеселило. Он повернулся к женщине и тут со всей ясностью понял: она красива, как черт ее знает кто! — Что? — спросил он и опять улыбнулся. Женщина ничего не сказала, пристально и серьезно смотрела на него. Родионов нашел наконец гитару. Неумело забренькал, направляясь к ним. — Ну-ка!..— сказал он, подавая гитару дочери. Мария взяла ее, отодвинулась со стулом от стола, положила ногу на ногу... — Так что же?.. — Мария посмотрела с усмешкой на Ивана. — Что хотите. Спойте только одна. Мария подстроила гитару, подумала... Запела негромко: Не брани меня, родная. Что я так его люблю... При первых же звуках песни, необычайно верно выбранной, у Ивана заболело в груди сладко и мучительно. Пела Мария хорошо, на редкость хорошо — просто, тихо, точно о себе рассказывала. А Иван так и видел: стоит русская девка в сарафане и просит матушку: «Не брани ты меня, милая, не надо...» Мария пела и задумчиво смотрела в темное окно. Гитара тоже задумчиво гудела, навевала ту тихую грусть, которая где-то когда-то родилась и осталась жить в песне. Я не знаю, что такое Вдруг случилося со мной... «Ох ты!..» — Иван посмотрел на Родионова. Тот сидел, накоршунившись над столом, печально смотрел в стол. Наверно, многое он прощал дочери за ее песни. И стоило. Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота — русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная — незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша — то гневная, то добрая... И терпение великое, и слабость, и стойкость — все. Мария допела песню, положила ладонь на струны, посмотрела с улыбкой на Ивана и на отца: она знала, что поет хорошо. — Чего носы повесили? Родионов очнулся, поднял глаза, внимательно и долго смотрел на дочь, точно изучал. — Давайте вместе какую-нибудь? — предложила Мария. — Ну уж нет!— возразил Иван. Родионов тоже сказал: — Зачем? Спой еще. — Я о прошлом уже не мечтаю... — запела Мария, и опять властное чувство щемящей тоски и скорби — странной какой-то скорби: как будто вовсе и не скорбь это, а такое состояние, когда говорят: «Э-э, да чего мы! Вот она, жизнь-то! Жить надо!» — такое чувство опять сразу охватило Ивана. И он увидел степь и солнце... И почему-то зазвенела над степью милая музыка далекого детства точно где колокольчики вызванивали тихо и тонко. В таком состоянии люди плачут. Или молятся. Или начинают любить. «Наверно, я влюбился в нее,— думал Иван. И не пугался, и не тревожился больше. — Значит, песни эти будут мои. Вся она моя будет». Это радовало. У Родионова были другие мысли. Он думал: «Почему я еще горюю? Да у меня же хорошая жизнь была — я же любил всю жизнь. Другие в двадцать пять лет скисают, а я всю жизнь любил. Радоваться надо, а не горевать». Песня кончилась. Долго все трое сидели молча — додумывали те думы, какие породила песня. Жалко было уходить из того смутного, радостного и грустного мира, в который уводила песня. — Да-а,— сказал Родионов. — Так-то, братцы. Иван смотрел на руку женщины, лежащую на струнах, и его подмывало сильное желание взять ее и положить себе на грудь... * * * Танцы в клубе были в разгаре. Иван купил в окошечке, в фойе, билет, вошел в зал. И первого, кого увидел, брата — Пашку. Пашка танцевал с той самой девушкой, с которой ехал сюда Иван,— с Майей. Иван присел на стул возле стенки, стал смотреть на танцующих. Подумал: «Вообще-то никакое тут не захолустье. Девки одеваются так же, как в городе. Даже лучше — скромнее». Пашка, проходя мимо него, сделал рожу: Иван понял это так: держу в руках такое, что самому не верится. Майя была очень стройная девушка... В общем, красивая. Она тоже увидела Ивана, улыбнулась, кивнула головой. Иван улыбнулся в ответ. Когда танец кончился. Пашка с Майей подошли к нему. — Поспорили из-за тебя, братка!— заорал радостный Пашка. — Она говорит, что ты не танцуешь, а я говорю — танцует... Майя засмеялась, откинув назад головку. Пашка смотрел на нее, улыбался... А глаза не улыбались, глаза пожирали красивую девушку. Похоже было, что он опять влюбился. И сейчас был тот момент, когда он. расправив крылья, готов был взлететь в голубой вольный мир изменчивого, трудного своего счастья. Майю позвали; в клубе были еще двое из тех, с кем ехал сюда Иван: парень-учитель и вторая девушка. Поздоровались с Иваном. И увели Майю. Пашка проводил ее тоскливым взглядом. — Нравится? — спросит Иван. — А?.. Кошмар,— сказал Пашка,— меня опять сфотографировали. — Хорошая девушка,— подзадорил Иван. — Скромная, умная... Пашка заволновался, поправил рубашку, хэкнул... Заиграла музыка. С Майей пошел танцевать парень-учитель. Пашка не мог спокойно смотреть на это. — Пойдем покурим,— сказал он. Вышли в фойе, закурили. Стояли и смотрели на танцующих через дверь. Иван заметил, как проходившие около двери девушки окидывают его оценивающим взглядом. «Мария всех бы тут заслонила»,— подумал Иван, и опять в душу его въелось сомнение. Подумалось, что не мужа ищет и ждет Мария, не любви, а чего-то другого, черт ее знает чего. — Ерунда,— сказал Пашка. — Если враг не сдается, его уничтожают. Это я тебе как танкист говорю. — Нет, плохо твое дело. Ты видишь, как он на нее смотрит? — Ну и что? Пусть пока посмотрит. — Пока посмотрит, а там, глядишь комсомольская свадьба. Пашка посмотрел на брата и ничего не сказал, он сам чуял немалую опасность со стороны этого парня-учителя. Танец кончился. — Пойдем,— сказал Иван,— не зевай, главное. Вошли в зал. С ходу заиграла музыка. Объявили: — Дамский танец! Пашка пошел было в ту сторону зала, где сидела Майя, но она сама шла к ним. — У меня будет беспартийная свадьба!— гордо сказал Пашка, возвращаясь на место.— Сама идет. Но Майя шла не к нему, а к Ивану. — Пойдемте, я вас приглашаю! — Но я же... — Ничего, надо учиться. Пойдемте, пойдемте. Это вальс, очень просто. Иван положил тяжелую руку на ее беленькое полуголое плечико... Майя сняла ее, взяла в свою руку. — А правой поддерживайте меня слегка за талию,— велела она. — Так. Теперь пошли... Раз! Делайте, как я. Раз... два... Пошли с грехом пополам. — Вот и получается! — Майя была довольна. «Пашка сейчас рвет и мечет»,— думал Иван. — Охота вам возиться со мной. Павел-то хорошо ведь танцует. — Он действительно ваш брат? — Да. — Он очень смешной. Он говорит, что влюбился в меня. — Майя засмеялась. Иван серьезно смотрел на нее. А сам думал: «Вот первая ошибка Пашкина — сразу про любовь начинает». — А что тут смешного? — спросил он. — Ну как же!.. Первый раз видит и сразу — влюблен. — Бывает и так. — С вами так бывало? «Выпила она, что ли?»— недоумевал Иван. Уж очень смело, свободно держит себя. Учительница все-таки... — Бывало. Сколько раз. — Да? А вы женаты? — Женат,— соврал Иван. Девушка его не интересовала. Даже неудобно стало, что он таскается с ней по залу — на смех людям. — Все,— сказал он,— натанцевался. Голова закружилась. — Ну-у, такой большой, а голова закружилась. Иван подвел ее к Пашке. — Выручай, браток, я не могу больше. Пашка взял Майю и умчал ее на середину зала. Иван вышел на улицу и широким, решительным шагом направился к Родионовым. После того, как он подержал в руках чужую, ненужную ему женщину, в нем пробудилось вдруг неодолимое желание взять так же бережно в руки любимую, желанную. Пока шел, выдумывал способ, как вызвать Марию на улицу. Решил так: написать записку и сунуть ей незаметно. А к Родионову у него есть дело: спросить насчет завтра — когда подавать машину. Остановился у столба, под электрической лампочкой, написал на клочке бумаги химическим карандашом: «Выйди. Надо сказать пару слов». Все Родионовы были дома. Мария слушала музыку в своей комнате, Кузьма Николаич сидел в прихожей на корточках — чинил примус, хозяйка кроила на столе в другой комнате материю. — Здравствуйте,— сказал Иван, увидел через дверь Марию, и у него екнуло сердце. Родионов поднялся. — Я на минуту,— сказал Иван, проходя в комнату Марии.— Я хотел спросить: когда завтра выезжаем? — Получилось так, что он прошел в комнату впереди секретаря. — Завтра никуда не поедем,— ответил Родионов. — Садись. Иван остановился около Марии, заслонил ее собой от Родионова, бросил на колени ей бумажный комочек-записку. И отвернулся. Он не видел, взяла ли она его,— почувствовал, что взяла. На сердце стало немного веселее. — Не едем, значит? — Нет. Садись. — Да я на минуту... хотел спросить только. — Садись! Чаю попьем сейчас,— настаивал Родионов, но Иван уперся на своем. — Нет, пойду. Спасибо большое. — Ну-у, елки зеленые!..— Кузьма Николаич был огорчен. — Чего так? — Да надо идти. — Ивану не терпелось уйти. Не терпелось скорей начать ждать. Что если выйдет! Почему-то не верилось, что Мария выйдет. Неужели выйдет? Попрощавшись, он вышел на улицу, облегченно вздохнул... Отошел к воротам, прислонился к столбу, закурил. «Заварил кашу». Ждать пришлось долго. Иван решил уже, что Мария не выйдет, но отойти от столба не было сил. Стоял, материл себя. Вдруг сеничная дверь скрипнула; кто-то вышел на крыльцо, остановился... Иван отделился от столба, кашлянул... Мария — это была она — спустилась с крыльца, подошла к нему. — Ну? Белело в темноте ее холеное крупное лицо, блестели веселые холодные глаза. — Сейчас скажу... — охрипшим голосом проговорил Иван: он струсил. — Нравишься ты мне. Мария усмехнулась. Некоторое время молчала, потом спросила: — Все? — А чего еще? — Можно идти? Иван растерялся... Долго молчал. — Что ты из себя строишь вообще-то? — спросил он, желая казаться спокойным.— Ты можешь объяснить? Мария засмеялась. Смеялась негромко, весело, в нос. Иван пошел прочь от нее. Стало невыносимо тяжко и стыдно. Шагал, матерился шепотом и думал: «Ну, ладно. Это вы над Любавиными смеетесь? Ладно». Вспомнилось почему-то, как смеялась в клубе над Пашкой веселая девушка Майя. «Ладно». (Окончание в следующем номере).
Рис. Е. ФЛЕРОВОЙ.
СТРОКИ О ЛЮБВИ
199 лет назад в Шотландии вышел томик стихов, написанных молодым бедным фермером. Сам себя он считал неплохим пахарем, лихо справлялся с молотьбой... «Все знают наш деревенский обычай,— вспоминал он,— во время жатвы давать парням в подручные девушек. Моей помощницей была прелестная девочка, всего одной весной моложе меня. У нас в Шотландии про таких говорят: «Хорошая, пригожая да ласковая». Короче говоря, она, сама того не зная, впервые пробудила в моем сердце ту пленительную страсть, которую я и по сей день, несмотря на горькие разочарования, опасливую житейскую мудрость и книжную философию, считаю самой светлой из всех человеческих радостей...» Имя молодого фермера и поэта — Роберт БЕРНС
* * *
В полях, под снегом и дождем, Мой милый друг, Мой бедный друг, Тебя укрыл бы я плащом От зимних вьюг, От зимних вьюг. А если мука суждена Тебе судьбой, Тебе судьбой, Готов я скорбь твою до дна Делить с тобой, Делить с тобой. Пускай сойду я в мрачный дол, Где ночь кругом, Где ночь кругом,— Во тьме я солнце бы нашел С тобой вдвоем, С тобой вдвоем. И если б дали мне в удел Весь шар земной, Весь шар земной, С каким бы счастьем я владел Тобой одной, Тобой одной.
ПЕСНЯ
Ты свистни — тебя не заставлю я ждать, Ты свистни — тебя не заставлю я ждать. Пусть будут браниться отец мой и мать, Ты свистни — тебя не заставлю я ждать! Но в оба гляди, пробираясь ко мне. Найди ты лазейку в садовой стене, Найди три ступеньки в саду при луне. Иди, но как будто идешь не ко мне, Иди, будто вовсе идешь не ко мне. А если мы встретимся в церкви, смотри: С подругой моей, не со мной говори, Украдкой мне ласковый взгляд подари, А больше — смотри!— на меня не смотри, А больше — смотри!— на меня не смотри! Другим говори, нашу тайну храня, Что нет тебе дела совсем до меня. Но, даже шутя, берегись как огня, Чтоб кто-то не отнял тебя у меня, И вправду не отнял тебя у меня! Ты свистни — тебя не заставлю я ждать, Ты свистни — тебя не заставлю я ждать. Пусть будут браниться отец мой и мать, Ты свистни — тебя не заставлю я ждать!
ЗАСТОЛЬНАЯ
У женщин нрав порой лукав. И прихотлив, и прочее,— Но тот, в ком есть отвага, честь,— Их верный раб и прочее. И прочее, И прочее, И все такое прочее. Одну из тех, кто лучше всех, Себе в подруги прочу я. На свете чту я красоту, Красавиц всех и прочее. От них отпасть, Презреть их власть — Позор, и грех, и прочее. Но есть одна. Она умна. Мила, добра и прочее. И чья вина, что мне она Куда милей, чем прочие!
* * *
Пробираясь до калитки Полем вдоль межи, Дженни вымокла до нитки Вечером во ржи. Очень холодно девчонке, Бьет девчонку дрожь: Замочила все юбчонки, Идя через рожь. Если кто-то звал кого-то Сквозь густую рожь И кого-то обнял кто-то, Что с него возьмешь? И какая нам забота, Если у межи Целовался с кем-то кто-то Вечером во ржи!..
Переводы С. Маршака
Рис. Е. НОВИКОВОЙ.
"Крапива"
ВЗЯЛИ НА КОНТРОЛЬ
Обидно, когда в родном селе нет магазина. Еще обиднее, когда магазин вроде бы и есть, и в то же время его нет: стоит он пригорюнившись, глядит тоскливо и безнадежно на своих бывших покупателей пустыми запыленными витринами. А покупатели с упреком — на него... Так случилось в селе Базыкино Ливенского района Орловской области. Внезапно сдав дела и рассчитавшись, продавец магазина покинул пределы района и обосновался в соседнем. С тех пор и стоит магазин закрытым, взирая на мир пустыми глазницами. А базыкинцы на попутках едут в город Ливны. За мылом, за солью, за спичками... — Э, да мы, оказывается, не одиноки!— могут воскликнуть жители деревни Лиль Бокситогорского района Ленинградской области.— Картина такая же, как у нас... — И у нас,— отзовутся жители села Никитино Щучанского района Курганской области.— Живем друг от друга за тысячи километров, а ситуация одна и та же! И та, и все-таки немного не та. Потому что базыкинцев, в отличие от лильцев, никто пока не заставляет заниматься подбором кадров продавцов. Лильцам же прямо говорят: — Если хотите, чтобы работал магазин,— ищите продавца. А руководители торговли Щучанского района пошли дальше — всю ответственность за малосознательных тружеников прилавка возложили на правление местного колхоза. Они явно не надеются на успех неорганизованных масс... «Если хотите...» Это новая форма самообслуживания с неограниченными возможностями. Стоит лишь перенести ее на другие сферы жизни — и все давно привычное нам в корне изменится. Хочешь, например, поехать на работу на автобусе — покупай бензин и запасные шины, хочешь помыться в общественной бане — нагрей воды и запасись тазиком, хочешь укоротить брюки — приходи в мастерскую со своей швейной машинкой и складным металлическим метром... «Если хотите, ищите продавца...» А в результате под носом у райпо и других контролирующих органов вдруг появляются за прилавком этакие умельцы от торговли, которым в высшей степени наплевать на запросы покупателей, так как все помыслы и деяния этих умельцев направлены на выполнение плана любой ценой и на еще кое-что, приносящее личное материальное благополучие. «Дорогая «Крапива»! — пишут жители села Михайловка уже упомянутого выше Щучанского района.— Поглядела бы ты, как работают наши продавцы, когда поступает в магазин много вина и водки. Вдохновенно работают, красиво, с шутками и прибаутками. Зайдешь хлеба купить — а тебе такой взгляд подарят, что забываешь, зачем и пришел. Оно и понятно: люди план делают, а ты с двадцатью копейками лезешь, время отнимаешь». Если бы спрос так удовлетворялся и на все другие продукты! Так нет же, не удовлетворяется! И очень часто не потому, что этих продуктов на складах и базах нет, а потому, что работники прилавка не знают, чего и сколько надо. Завезешь мало — плохо, завезешь много — еще хуже, залеживаться будет. А тут уж без торговли с нагрузкой не обойтись... Ведь если бы труженики прилавка села Галибиха Воскресенского района Горьковской области хоть на минуту подумали о спросе, разве они не вспомнили бы, что почти все их покупатели имеют огороды и выращивают капусту? А вспомнив, разве завезли бы они столько этого белоснежного овоща, что, борясь за план, вынуждены были навязывать по кочану к каждой коробке овсяных хлопьев? Покупатели не удержались от возмущения, но работники прилавка дали им такую отповедь, что пришлось отступить. Как отступили они и перед продавцами магазина в совхозе «Бояровский» Камешкирского района Пензенской области, где все, что пользуется спросом, продается только с нагрузкой. Даже отпуская рыбу по 37 копеек за килограмм, умельцы в белых халатах, заботясь о покупателе, навязывают ему в нагрузку полкило «Ивасей» по 2 рубля 65 копеек за килограмм. — Да где же вы, вышестоящие торговые инстанции? — познакомившись с такими фактами, встревожилась «Крапива».— Куда смотрите? Что думаете по этому поводу? — Лично мы — на месте, — отпарировали руководители торговли Воскресенского района Горьковской области.— Письмо твоих читателей проверили. Факты подтвердились. За торговлю с нагрузкой заведующей магазином А. Максимовой и продавцу А. Турлановой объявили по выговору. — А мы пошли дальше,— сообщили руководители Витебского облпотребсоюза.— Не только наказали продавцов за антисанитарное состояние магазина в деревне Старые Крюки, но и обязали правление Миорского райпотребсоюза поставить работу этого магазина на контроль. «Неужели на контроль? — удивилась «Крапива».— А потребовалось всего лишь отчаянное письмо читателей и вмешательство журнала...» Как не вспомнить здесь другой случай. Переслала «Крестьянка» письмо работников хлопкозавода г. Джума Самаркандской области в областные торговые инстанции. В письме том говорилось, что некоторые работники местного универмага с честностью и порядочностью находятся в затянувшейся принципиальной ссоре. — Не может быть! — возмутились вышестоящие торговые руководители.— Ведь работа этого магазина у нас на контроле! Но возмущение возмущением а проверять факты надо. И когда проверили, глазам своим не поверили. Все товары, пользующиеся спросом, минуя прилавок, шли транзитом, в обувном и одежном дефиците щеголяли лишь работники торговли, их родные и близкие, цены на товары продавцы устанавливали кому какие вздумается... Материалы проверки пришлось передать в следственные органы. Продавцы Г. Ачилова, Р. Мардинов и Т. Махмудова получили по... строгому выговору, директор универмага Ш. Тураева освобождена от должности... на три месяца. «Крапиву» уверяют, что злостные нарушения правил советской торговли пресечены навсегда. А деятельность Джумского универмага взята на новый строгий контроль... Значит, что же, можно больше не беспокоиться, получив подобное сообщение? Хотелось бы полагаться на то, что «контроль» — действительно надежный защитник интересов покупателей, а не новая бюрократическая уловка для отвода глаз. Но вот пришло к нам письмо из деревни Боброво Дубровенского района Витебской области. Магазин, сообщали читатели, торгует с нагрузкой. В воскресенье, когда у всех выходной, он не работает, а открыт в часы, когда колхозники целый день в поле и на фермах. По просьбе редакции руководители торговли Дубровенского района выходной день магазина перенесли на понедельник, торговлю с нагрузкой запретили. И что очень важно — взяли его работу на контроль... А недавно из этой деревни снова написали: «Дорогая «Крапива», после твоего вмешательства порядок в магазине был наведен. Но через полгода все вернулось на круги своя...» Так как же быть? Надеяться, что местные инспектирующие органы справятся с выходящими из подчинения и самоуправствующими работниками торговли или взять магазины по всем указанным читателями адресам на контроль «Крапивы»?.. И. ШМЕЛЕВ
<- предыдущая страница следующая ->
|