каморка папыВлада
журнал Человек и закон 1983-01 текст-6
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.04.2019, 01:31

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ СССР
Доклад председателя КГБ СССР депутата В. В. Федорчука*
* Президиум Верховного Совета СССР назначил тов. Федорчука Виталия Васильевича министром внутренних дел СССР, освободив его от обязанностей председателя Комитета государственной безопасности СССР. («Правда», 18 декабря 1982 г.).

Уважаемые товарищи депутаты!
На рассмотрение Верховного Совета Союза ССР Советским правительством представлен проект Закона о Государственной границе СССР. Законопроект был предварительно рассмотрен Комиссиями законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей, которые внесли в него дополнения и уточнения. Совет Министров СССР согласен со всеми поправками комиссий и просит Верховный Совет принять этот Закон.
Проект Закона отражает постоянную заботу Коммунистической партии и Советского государства об охране границы, о защите политических и экономических интересов страны, о гарантиях строгого соблюдения социалистической законности и правопорядка на границе, об обеспечении необходимых условий для эффективной деятельности советских государственных органов и пограничных войск.
Законопроект подготовлен на основе Конституции СССР, решений съездов партии, Пленумов ЦК КПСС в полном соответствии с принципами марксистско-ленинского учения о социалистическом государстве, защите его интересов, ленинскими положениями о незыблемости и неприкосновенности Государственной границы страны. Проект сохраняет преемственность с предыдущими законодательными актами о Государственной границе СССР, соответствует нормам международного права.
В проекте Закона полностью учтены идеи и положения первого законодательного акта о границе — Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об учреждении Пограничной Охраны»,— лично отредактированного и подписанного 28 мая 1918 года Владимиром Ильичем Лениным. «На Пограничную Охрану,— указывалось в Декрете,— возлагается защита пограничных интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а в пределах приграничной полосы — защита личности и имущества граждан...»
При разработке проекта использованы также Положения 1923, 1927 годов и ныне действующее Положение об охране Государственной границы СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 августа 1960 года.
В условиях обострения международной обстановки рассматриваемый законопроект отражает возросшую необходимость дальнейшего укрепления Государственной границы СССР. Он всесторонне регламентирует весь сложный комплекс отношений, связанных с установлением границы, порядком ее пересечения, охраны и т. д.
Поскольку текст проекта Закона у депутатов имеется, разрешите остановиться только на его узловых положениях.
На основе Конституции СССР в соответствии с общепризнанными нормами международного права в проекте Закона подчеркивается: «Союз Советских Социалистических Республик неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов, исходит из принципа нерушимости государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства». Эти и другие положения проекта отражают основополагающие принципы внешней политики Советского государства, его готовность сделать все необходимое в целях упрочения добрососедских отношений с сопредельными странами и укрепления мира между народами.
Ясная и конструктивная позиция Советского Союза по ключевым вопросам межгосударственных отношений встречает растущую поддержку народов всего мира. Подготовка и рассмотрение данного законопроекта на сессии Верховного Совета СССР еще раз подтверждает незыблемость миролюбивого курса Советского государства, его верность международным обязательствам, постоянную готовность строить взаимоотношения с другими государствами на основе невмешательства во внутренние дела и взаимовыгодного сотрудничества.
Закон исходит из ленинских принципов нерушимости границ, мирного урегулирования споров, взаимного отказа от применения силы, суверенного равенства, которые положены в основу наших взаимоотношений с сопредельными странами и строго соблюдаются с первых дней существования Советского государства.
Следует особо подчеркнуть, что в проекте Закона нашли отражение глубоко интернационалистские по своей природе нормы отношений с соседними странами социалистического содружества. Граница с ними — это граница нового типа, граница дружбы и сотрудничества, где воины-пограничники братских стран выполняют свой долг в тесном взаимодействии.
Законопроект всесторонне регламентирует режим Государственной границы СССР. В соответствии с нормами международного права, многолетней практикой торгово-экономических и иных взаимоотношений с иностранными государствами в нем четко фиксируется сложившийся порядок пересечения Государственной границы СССР, плавания и пребывания иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальных и внутренних водах СССР. Предусматривается, что лица, транспортные средства, грузы и имущество, следующие через Государственную границу СССР, подлежат пограничному и таможенному контролю. В соответствующих случаях осуществляются также санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля.
Отдельный раздел проекта Закона посвящен пограничному режиму. В нем детально регламентируются правила въезда, временного пребывания и проживания советских граждан и иных лиц в пограничной зоне и полосе.
Проект Закона предусматривает широкий круг вопросов, решаемых государственными органами по обеспечению надежной охраны Государственной границы СССР. Согласно статье 27 проекта охрана границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах возлагается на пограничные войска, а в воздушном пространстве — на Войска противовоздушной обороны страны.
К важнейшим обязанностям пограничных войск законопроект относит пресечение любых попыток незаконного изменения прохождения Государственной границы СССР на местности, отражение вооруженных вторжений на территорию Советского Союза, пресечение иных провокаций на границе, защиту населения, социалистической собственности и личной собственности граждан от преступных посягательств. Проект Закона обязывает пограничные войска пресекать в установленном порядке незаконное перемещение через Государственную границу СССР взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ, оружия, боеприпасов, других предметов, запрещенных к ввозу в СССР или вывозу из страны, содействовать таможенным органам в борьбе с контрабандой.
Последовательно проводя линию на мирное разрешение любых возникающих на границе проблем, Советский Союз в то же время всегда давал должный отпор тем, кто осмеливался посягать на неприкосновенность нашей границы. Именно поэтому законопроект наделяет пограничные войска всеми необходимыми правами, вплоть до права применять оружие и боевую технику для отражения вооруженного нападения и в иных предусмотренных Законом случаях.
Товарищи депутаты!
Государственная граница живет сложной, ни на минуту не затихающей жизнью: действуют различные каналы международных сообщений; через границу осуществляются торгово-экономические и культурные связи; возводятся и эксплуатируются линии электропередач, газонефтепроводов, мосты и другие сооружения. Конечно, вся эта работа регулируется соответствующими международными соглашениями. Однако на практике возникает немало непредвиденных вопросов, которые требуют безотлагательного решения с учетом интересов сторон.
Рассмотрением и решением всех таких вопросов занимаются специально назначенные пограничные представители. Они прилагают максимум усилий для поддержания на Государственной границе атмосферы взаимопонимания и доверия. Институт пограничных представителей сравнительно новый в международном праве. Он возник по инициативе Советского Союза в 1925 году, получил признание других государств и стал широко применяться на практике. Поэтому и в законопроекте вопросы погранпредставительской работы нашли свое отражение.
В проекте Закона предлагается законодательно закрепить участие трудящихся в охране Государственной границы СССР как одну из важных, давно сложившихся форм выполнения советскими гражданами патриотического долга по защите Отечества. В работе органов государственной безопасности и в служебно-боевой деятельности пограничных войск связь с трудящимися имеет неоценимое значение. Это подчеркивал еще Ф. Э. Дзержинский. Обращаясь к выпускникам высшей пограничной школы в 1925 году, он отмечал: «...завоевывая симпатии населения, вы будете иметь лучших помощников в деле охраны границы...»1.
1 Ф. Э. Дзержинский и охрана границ Советского государства. М., 1977. с. 144.
Рожденная советским общественным и государственным строем связь пограничников с местным населением, постоянная поддержка трудящихся стали частью их жизни, одной из замечательных традиций, важным источником нашей силы. Советские люди, проявляя высокую политическую бдительность, постоянно помогают пограничникам в задержании нарушителей границы, обеспечении пограничного режима, решении других задач. В свою очередь пограничные войска оказывают содействие местным Советам, другим государственным органам в реализации народнохозяйственных планов, активно участвуют в мероприятиях по сохранению природных ресурсов, помогают трудовым коллективам в их производственной деятельности, осуществляют шефство над колхозами, совхозами, предприятиями, школами.
Уважаемые товарищи депутаты!
Исключительно большое место в ответственном деле охраны Государственной границы СССР законопроект отводит пограничным войскам Комитета государственной безопасности СССР.
Вот уже почти 65 лет пограничные войска, являясь составной частью Вооруженных Сил СССР, в тесном взаимодействии с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, таможенными и другими компетентными органами, при активной поддержке трудящихся достойно выполняют возложенные на них задачи по охране государственных рубежей нашей Родины.
После победы Великого Октября, когда молодая Республика Советов оказалась в огненном кольце врагов, по зову ленинской партии на защиту ее границы встали коммунисты и комсомольцы, беспредельно преданные революции патриоты. Постигая трудное дело пограничной службы, они успешно противодействовали многочисленным попыткам империалистических разведок забрасывать в нашу страну вооруженные банды, засылать шпионов и диверсантов, участвовали в ликвидации басмачества, первыми мужественно встречали агрессоров, посягавших на независимость Советского государства.
Навечно сохранит советский народ благодарную память о воинах-пограничниках, героях Брестской крепости и других доблестных защитниках Родины. За достойный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны более ста пятидесяти пограничников удостоены звания Героя Советского Союза, свыше тринадцати тысяч награждены орденами и медалями. Андрей Бабушкин и Андрей Коробицин, Никита Кайманов и Алексей Махалин, Федор Морин, Алексей Лопатин, Иван Чернопятко, легендарный пограничник-следопыт Герой Советского Союза Никита Федорович Карацюпа и многие, многие другие пограничники проявили себя как надежные часовые границы, доблестные бойцы, верные сыны своего великого народа.
Имена и подвиги героев являются вдохновляющим примером для всех пограничников, которые и в послевоенные годы и в нынешних условиях показывали и показывают образцы мужества и героизма в защите рубежей нашей Отчизны. Днем и ночью, в знойную жару и зимнюю стужу, на заставах и кораблях зорко несут свою нелегкую службу, всегда находятся на боевом посту наши воины-пограничники. Служба на границе стала настоящей школой воспитания воинов, где приобретаются такие качества, как мужество, стойкость и отвага, физическая выносливость, умение беречь и защищать интересы государства и народа. Эти высокие качества пограничников питают животворная сила марксизма-ленинизма, преданность делу Коммунистической партии, любовь к социалистической Родине.
В современных условиях, когда агрессивные круги империализма взяли курс на обострение международной обстановки, расширение военных приготовлений и усиление тайной подрывной деятельности против социалистических стран, партия возлагает на воинов-пограничников особую ответственность за охрану границы, обеспечение безопасности Советского государства.
В письме к личному составу пограничных застав, носящих имена героев, Л. И. Брежнев указывал, что «Родина доверила пограничникам почетную обязанность — бдительно и надежно охранять Государственную границу от любых посягательств. И советские пограничники с честью ее выполняют».
Сейчас наш классовый противник активнее и массированнее, чем когда-либо прежде, ведет против нашей страны тотальный шпионаж, осуществляет идеологическую диверсию, стремится нанести ущерб советской экономике. В подрывной деятельности империалистические спецслужбы важное место отводят враждебным действиям на нашей границе. Цинично попирая нормы международного права, западные разведорганы и центры идеологической диверсии пытаются засылать в нашу страну своих агентов и эмиссаров, нелегально ввозить в СССР оружие и взрывчатые вещества, наркотики, специальные радиосредства и портативную множительную технику, печатные материалы подрывного характера. Всевозможные уловки приходится распутывать пограничникам и таможенникам, чтобы противодействовать этой враждебной деятельности.
Пограничные войска, советские чекисты, опираясь на помощь трудящихся, прилагают все силы к тому, чтобы надежно ограждать Советское государство и общество от подрывной деятельности империалистических спецслужб, разного рода антисоветских центров, их шпионов и эмиссаров. Советские пограничные войска благодаря повседневной заботе партии и правительства располагают всем необходимым для выполнения возложенных на них сложных и ответственных задач: современными боевыми средствами, первоклассной техникой и самое главное — опытными, квалифицированными, беспредельно преданными Родине кадрами.
В рядах пограничных войск проходят службу и получают идейную закалку верные сыны многонациональной семьи советского народа. Позвольте выразить признательность и благодарность Комитета государственной безопасности, командования погранвойск КГБ СССР партийным и комсомольским организациям, Советам народных депутатов, военным комиссариатам, трудовым коллективам, родителям пограничников за подлинно коммунистическое воспитание подрастающего поколения, за то, что на службу в пограничные войска приходят морально устойчивые, всесторонне подготовленные, любящие свою Родину представители замечательной советской молодежи.
Товарищи депутаты!
Советские люди полностью одобряют твердое и последовательное проведение в жизнь той стратегической линии партии во внутренней и внешней политике, которая вырабатывалась под благотворным влиянием Леонида Ильича Брежнева.
В сердцах трудящихся страны нашли горячий отклик, вызвали огромной силы патриотический подъем установки внеочередного ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС о том, что источником несокрушимой силы советского общества было, есть и будет единство партийных рядов, мудрость коллективного руководства партии, непоколебимое единство партии и народа.
Воины-пограничники, все чекисты, как и весь советский народ, с чувством глубокого удовлетворения и с полным одобрением восприняли единодушное избрание Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС товарища Ю. В. Андропова, ближайшего соратника Леонида Ильича Брежнева.
Все мы знаем Ю. В. Андропова как талантливого руководителя и организатора, политического деятеля ленинской школы, обладающего широким кругозором и большой прозорливостью, глубоким видением проблем и мудрой осмотрительностью при принятии решений.
Работая 15 лет на посту председателя Комитета государственной безопасности СССР, товарищ Ю. В. Андропов сыграл выдающуюся роль в неуклонном проведении в жизнь линии партии на полное восстановление и укрепление ленинских принципов в работе органов госбезопасности, дальнейшее развитие этих принципов применительно к нынешнему этапу коммунистического строительства, развитию нашей государственности и демократии. Вся деятельность органов госбезопасности СССР строится ныне под руководством и неослабным контролем партии, в полном соответствии с положениями Конституции, с требованиями советских законов на основе неразрывной связи с трудящимися. Органы КГБ стали на деле выполнять роль боевого отряда партии в защите завоеваний Октября.
Деятельность Ю. В. Андропова на посту председателя Комитета госбезопасности высоко оценивал Леонид Ильич Брежнев.
Советские чекисты, воины-пограничники вместе со всем советским народом желают Юрию Владимировичу новых больших свершений на благо советского народа, во славу нашей любимой Родины, в интересах мира во всем мире, во имя торжества коммунизма.
Товарищи депутаты!
Только что закончивший свою работу Пленум Центрального Комитета явился новым подтверждением незыблемости внутреннего и внешнеполитического курса нашей партии и Советского государства на дальнейшее последовательное претворение в жизнь предначертаний XXVI съезда КПСС.
Партия делает все для того, чтобы обеспечить мирный созидательный труд советского народа. Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов: «В сложной международной обстановке, когда силы империализма пытаются толкнуть народы на путь вражды и военной конфронтации, партия и государство будут непоколебимо отстаивать жизненные интересы нашей Родины, поддерживать высокую бдительность, готовность дать сокрушительный отпор любой попытке агрессии».
Готовясь достойно встретить славный юбилей нашей Родины — 60-летие образования Союза Советских Социалистических Республик, советские пограничники вместе со всем советским народом еще и еще раз сверяют свои помыслы и дела с ленинской программой строительства коммунистического общества. Они настойчиво работают над тем, чтобы еще лучше выполнять свой высокий воинский долг. В основу боевой и политической подготовки, всей оперативно-служебной деятельности пограничных войск положены решения XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, а также установки совещания руководящего состава Советской Армии и Военно-Морского Флота, состоявшегося 27 октября 1982 года.
После принятия Закона о Государственной границе СССР на основе изложенных в нем положений будет проведена большая организаторская и партийно-политическая работа, направленная на дальнейшее усиление воспитания личного состава, развитие оперативного искусства и тактики пограничных войск, на повышение уровня взаимодействия с советскими органами, воинскими частями Вооруженных Сил страны, укрепление связи с трудящимися в деле охраны Государственной границы.
Позвольте, товарищи депутаты, заверить Центральный Комитет КПСС, Верховный Совет СССР, Советское правительство в том, что советские чекисты, воины-пограничники, беззаветно преданные Коммунистической партии, советскому народу, будут и впредь зорко стоять на страже завоеваний Великого Октября и как верные сыны народа будут отдавать все свои силы, знания, способности делу обеспечения безопасности любимой Родины, надежной охраны ее священных рубежей. (Аплодисменты).


ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ СССР

Союз Советских Социалистических Республик неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов, исходит из принципа нерушимости государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства.
В соответствии с Конституцией СССР определение Государственной границы СССР, охрана государственных границ и территории СССР подлежат ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления.
Охрана Государственной границы СССР является важнейшей неотъемлемой частью защиты социалистического Отечества. Государственная граница СССР неприкосновенна. Любые попытки нарушить ее решительно пресекаются.

I. Общие положения
Статья 1. Государственная граница СССР
Государственная граница СССР есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории СССР — суши, вод, недр, воздушного пространства.
Статья 2. Определение Государственной границы СССР и обеспечение ее охраны
Государственная граница СССР определяется решениями Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, а также международными договорами СССР.
Совет Министров СССР в пределах своих полномочий принимает меры к обеспечению охраны Государственной границы СССР и территории СССР.
Статья 3. Установление Государственной границы СССР
Государственная граница СССР, если иное не предусмотрено международными договорами СССР, устанавливается:
1) на суше — по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
2) на море — по внешнему пределу территориальных вод (территориального моря) СССР;
3) на судоходных реках — посередине главного фарватера или по тальвегу реки; на несудоходных реках (ручьях) — по их середине или посередине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы Государственной границы СССР к берегам озера или иного водоема.
Государственная граница СССР, проходящая по реке (ручью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону;
4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы СССР, проходившей на местности до их заполнения;
5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев),— посередине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения Государственной границы СССР на воде.
Статья 4. Обозначение Государственной границы СССР
Государственная граница СССР на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Формы, размеры пограничных знаков и порядок их установки определяются законодательством Союза ССР и международными договорами СССР.
Статья 5. Территориальные воды (территориальное море) СССР
К территориальным водам (территориальному морю) СССР относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих СССР, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
В отдельных случаях иная ширина территориальных вод (территориального моря) СССР может устанавливаться международными договорами СССР, а при отсутствии договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 6. Внутренние воды СССР
К внутренним водам СССР относятся:
1) морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод (территориального моря) СССР;
2) воды портов СССР, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
3) воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат СССР, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
4) воды заливов, бухт губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащие СССР;
5) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат СССР.
Статья 7. Взаимоотношения с сопредельными государствами по пограничным вопросам
Пограничные вопросы с сопредельными государствами решаются Союзом Советских Социалистических Республик на основе взаимности и добрососедства, в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства Союза ССР и международными договорами СССР.

II. Режим Государственной границы СССР
Статья 8. Определение режима Государственной границы СССР
Режим Государственной границы СССР — порядок пересечения Государственной границы СССР, плавания и пребывания советских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальных водах (территориальном море) СССР и в советской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты СССР и пребывания в них, содержания Государственной границы СССР, ведения различных работ, промысловой и иной деятельности на Государственной границе СССР — определяется настоящим Законом, другими актами законодательства Союза ССР и международными договорами СССР.
Статья 9. Пересечение Государственной границы СССР
Железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение через Государственную границу СССР осуществляется в пунктах пропуска, устанавливаемых Советом Министров СССР, в соответствии с законодательством Союза ССР и международными договорами СССР. В пунктах пропуска через Государственную границу СССР создаются контрольно-пропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения.
Морские и речные невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу СССР в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства Союза ССР, а также правилами, издаваемыми советскими компетентными органами и публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».
Воздушные суда пересекают Государственную границу СССР в специально выделенных воздушных коридорах перелета в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства Союза ССР, а также правилами, издаваемыми советскими компетентными органами и публикуемыми в «Сборнике аэронавигационной информации». Перелет Государственной границы СССР вне воздушных коридоров допускается только по разрешению советских компетентных органов.
Статья 10. Вылет и посадка воздушных судов
Вылет советских и иностранных воздушных судов из СССР, а также их посадка после влета в СССР производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов, где имеются контрольно-пропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается только по разрешению советских компетентных органов.
Статья 11. Контроль при пересечении Государственной границы СССР
Лица, транспортные средства, грузы и иное имущество, следующие через Государственную границу СССР, подлежат пограничному и таможенному контролю. В соответствующих случаях осуществляется также санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль, контроль за вывозом из СССР культурных ценностей и иной контроль.
Контроль организуют и осуществляют советские компетентные органы в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 12. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества через Государственную границу СССР
Пропуск лиц, следующих через Государственную границу СССР, осуществляется пограничными войсками по действительным документам на право въезда в СССР или выезда из СССР.
Пропуск транспортных средств, грузов и иного имущества через Государственную границу СССР производится в соответствии с законодательством Союза ССР и международными договорами СССР.
В соответствии с международными договорами СССР может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества через Государственную границу СССР.
Статья 13. Мирный проход через территориальные воды (территориальное море) СССР
Мирный проход через территориальные воды (территориальное море) СССР осуществляется с целью их пересечения без захода во внутренние воды СССР или с целью прохода во внутренние воды и порты СССР или выхода из них в открытое море.
Иностранные невоенные суда пользуются правом мирного прохода через территориальные воды (территориальное море) СССР в соответствии с законодательством Союза ССР и международными договорами СССР.
Иностранные невоенные суда, осуществляя мирный проход, должны следовать обычным навигационным курсом или курсом, рекомендованным советскими компетентными органами, а также морскими коридорами или в соответствии со схемами разделения движения.
Капитан иностранного невоенного судна, нарушившего правила мирного прохода, несет ответственность в соответствии с советским законодательством.
Иностранные военные корабли, а также подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальные воды (территориальное море) СССР в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. При этом подводные лодки, другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
Статья 14. Порядок захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты СССР
Иностранные невоенные суда могут заходить на рейды и в порты СССР, открытые для захода таких судов. Перечень открытых для захода иностранных невоенных судов рейдов и портов, порядок захода и пребывания в них — производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа судна, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом иностранных невоенных судов во внутренние воды и порты СССР, в советскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов и пребыванием в этих водах, устанавливаются законодательством Союза ССР и правилами, публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».
Иностранные военные корабли, если не предусмотрен иной порядок, заходят во внутренние воды и порты СССР по предварительному разрешению Совета Министров СССР и в соответствии с правилами их посещения, публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».
Статья 15. Обязанность иностранных невоенных судов и военных кораблей соблюдать в водах СССР навигационные и иные правила
Иностранные невоенные суда и военные корабли во время плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах СССР, в советской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов обязаны соблюдать правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила.
Иностранные невоенные суда и военные корабли в случае вынужденного захода в территориальные воды (территориальное море) СССР, внутренние воды СССР, в советскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов или в случае вынужденного несоблюдения правил плавания и пребывания в этих водах обязаны немедленно сообщить об этом администрации ближайшего советского порта.
Статья 16. Запрещение промысловой, исследовательской и изыскательской деятельности иностранных невоенных судов и военных кораблей в водах СССР
Промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах СССР, в советской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов запрещается, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется по разрешению советских компетентных органов или на основании международных договоров СССР.
Статья 17. Запрещение плавания и пребывания невоенных судов и военных кораблей в отдельных районах вод СССР
В территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах СССР решением советских компетентных органов могут устанавливаться районы, в которых запрещается плавание и пребывание советских и иностранных невоенных судов и военных кораблей. Об установлении таких районов объявляется в «Извещениях мореплавателям».
Статья 18. Порядок осуществления хозяйственной деятельности на Государственной границе СССР
Судоходство, пользование водными объектами для нужд лесосплава и иные виды водопользования, устройство различных гидросооружений, производство других работ в советской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, пользование землями, лесами, животным миром, ведение горного дела, геологических изысканий и иная хозяйственная деятельность на Государственной границе СССР производятся в соответствии с советским законодательством и международными договорами СССР и осуществляются таким образом, чтобы обеспечивался надлежащий порядок на Государственной границе СССР.
Советскими компетентными органами по согласованию с пограничными войсками с учетом местных условий устанавливается порядок осуществления всех видов хозяйственной деятельности на Государственной границе СССР.
Статья 19. Временное прекращение сообщения через Государственную границу СССР в случае угрозы распространения инфекционных болезней. Карантин
В случае угрозы распространения особо опасных инфекционных болезней на территории СССР или иностранного государства сообщение через Государственную границу СССР на угрожаемых участках по решению Совета Министров СССР может быть временно ограничено или прекращено либо установлен карантин для пересекающих Государственную границу СССР людей, животных, грузов, семенного, посадочного материала и иной продукции животного и растительного происхождения.
Статья 20. Нарушители Государственной границы СССР
Нарушителями Государственной границы СССР являются:
1) лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу СССР любым способом вне пунктов пропуска через Государственную границу СССР или в пунктах пропуска через Государственную границу СССР, но с нарушением правил ее пересечения;
2) лица, проникшие или пытающиеся проникнуть на иностранные или советские транспортные средства заграничного следования с целью незаконного выезда из СССР;
3) иностранные невоенные суда и военные корабли, зашедшие в территориальные воды (территориальное море) СССР или внутренние воды СССР, а также в советскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов в нарушение установленных правил захода в эти воды. Иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства являются нарушителями Государственной границы СССР также и в тех случаях, когда они пересекают Государственную границу СССР в подводном положении или находятся в этом положении во время плавания и пребывания в водах СССР;
4) воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекшие Государственную границу СССР без соответствующего разрешения советских компетентных органов или совершившие иные нарушения правил перелета через Государственную границу СССР.
Нарушением Государственной границы СССР является также пересечение ее любыми другими техническими или иными средствами без надлежащего на то разрешения или в нарушение установленного порядка.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz