каморка папыВлада
журнал Здоровье 1988-04 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2024, 09:38

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ИБС

На вкладке художник А. Евсеев схематически изобразил механизм образования участков ишемии миокарда вследствие формирования атеросклеротической бляшки в коронарном сосуде (справа) и спазма коронарного сосуда (слева).

Спазм коронарных сосудов возникает под воздействием табачного дыма, алкоголя, а также эмоционального стресса, вызывающего усиленный выброс надпочечниками катехоламинов. Они повышают свертываемость крови, вследствие чего увеличивается агрегация (склеивание) тромбоцитов, высвобождается тромбоксан, еще более усиливающий спазм коронарных сосудов.
Развитию атеросклероза, закупорке сосуда атеросклеротической бляшкой способствуют гиперхолестеринемия (повышенное содержание холестерина в крови) и переедание.


МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

СТЕНОКАРДИЯ

Г. А. ГАЗАРЯН,
кандидат медицинских наук

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) имеет несколько клинических форм; среди них различают стенокардию, инфаркт миокарда, постинфарктный кардиосклероз, различные нарушения сердечного ритма.
Почти все проявления ИБС, в том числе наиболее распространенная стенокардия, обусловлены образованием в миокарде (сердечной мышце) очага ишемии, то есть участка, недостаточно снабжаемого кровью (от греческого ischo — задерживать, препятствовать и haima — кровь).
Сердечную мышцу питают кровью две главные венечные (коронарные) артерии: правая и левая. В свою очередь, левая артерия делится на переднюю межжелудочковую и огибающую ветви.
Кровоснабжение того или иного участка миокарда нарушается чаще всего вследствие поражения венечных артерий атеросклерозом. Формирование атеросклеротической бляшки в сосуде — процесс длительный, занимающий подчас многие годы. Вначале появляется едва заметное пристеночное скопление липидов, в том числе холестерина. Постепенно оно увеличивается, просвет сосуда суживается вплоть до его полной окклюзии (закупорки). Клинические проявления ИБС обнаруживаются, когда атеросклеротическая бляшка значительно уменьшает просвет венечной артерии, что приводит к ишемии участка миокарда. Причем чем выше, то есть ближе к аорте, от которой отходят венечные артерии, расположена атеросклеротическая бляшка, тем обширнее участок сердечной мышцы, страдающий от ишемии.
Наиболее часто атеросклероз поражает переднюю межжелудочковую ветвь левой венечной артерии. Но бывает, что атеросклеротические бляшки образуются одновременно в двух и даже во всех трех коронарных сосудах.
Развитию атеросклероза и поражению венечных артерий способствуют факторы риска. Наиболее опасный из них, непосредственно влияющий на формирование атеросклеротических бляшек в венечных артериях,— гиперхолестеринемия, то есть повышенное содержание в крови холестерина. Нередко это единственная причина развития ИБС у людей молодого возраста. Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что чаще страдают ишемической болезнью сердца люди, у которых высокое содержание холестерина в крови.
Кстати, напомню, что повышенным считается уровень холестерина в крови, если он более 235 мг/дл (миллиграммов на децилитр) у мужчин и женщин в возрасте 30—39 лет, более 260 мг/дл у мужчин в любом возрасте старше 40, более 250 мг/дл у 40—49-летних женщин, более 280 мг/дл у 50—59-летних женщин и более 295 мг/дл у женщин старше 60 лет.
К развитию гиперхолестеринемии приводит избыточное потребление высококалорийной пищи, в том числе насыщенных жиров главным образом животного происхождения. Надо также иметь в виду, что у тех, кто систематически переедает, ест много жирной пищи, развивается ожирение. Такие люди носят груз лишних 10—20, а то и более килограммов, а это повышенная нагрузка для сердца. Протяженность сосудов у тучного человека больше, и, следовательно, сердцу приходится проталкивать кровь с удвоенной силой.
Чем больше факторов риска выявляется у человека, тем больше опасность развития у него ишемической болезни сердца и в первую очередь стенокардии.
У некоторых приступ стенокардии возникает из-за того, что пораженная атеросклерозом и суженная венечная артерия не в состоянии обеспечить повышенную во время физической нагрузки потребность миокарда в кислороде. Таким больным врачи ставят диагноз стенокардии напряжения.
Очаг недостаточного кровоснабжения миокарда может образоваться и тогда, когда сердечная мышца не испытывает повышенной потребности в кислороде. Человек находится в состоянии покоя или выполняет нетяжелую физическую работу, а у него развивается приступ стенокардии. Чаще всего ишемия при этом обусловлена спазмом венечной артерии. Спазм нередко возникает на фоне атеросклеротического поражения коронарных сосудов. В таких случаях врачи говорят о стенокардии покоя.
Длительный спазм одной из венечных артерий может сопровождаться полной закупоркой ее просвета тромбом, образующимся вследствие агрегации (склеивания) тромбоцитов. Ученые полагают, что происходит это главным образом из-за нарушения равновесия синтеза веществ, образующихся в организме из ненасыщенных жирных кислот — простациклина и тромбоксана. Именно тромбоксан (а его в таких случаях вырабатывается больше) обладает специфическим коронаросуживающим действием и активизирует агрегацию тромбоцитов.
К спазму венечных артерий предрасполагают и такие факторы риска, как курение, алкоголь, эмоциональный стресс. Но если никотин и алкоголь действуют непосредственно на сосуды, то во время стресса причиной спазма коронарных сосудов становятся катехоламины — норадреналин и адреналин.
Вследствие резкого выброса надпочечниками в кровь катехоламинов повышается свертываемость крови, увеличивается агрегация тромбоцитов, происходит высвобождение тромбоксана, еще более усиливающего спазм венечных артерий.
Можно ли предупредить спазм венечных артерий, замедлить развитие атеросклероза и тем самым избежать приступов стенокардии? Как человеку, больному ИБС, не допустить ее наиболее тяжелого проявления — инфаркта миокарда? На эти вопросы вы найдете ответы в статье «О чем должен знать больной стенокардией» на странице 10.

Наблюдения ученых свидетельствуют: чаще страдают ишемической болезнью сердца люди, у которых высокое содержание холестерина в крови.


В МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

О ГОСПИТАЛИЗАЦИИ МАТЕРЕЙ ИЛИ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ В ДЕТСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ИЛИ ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Создание благоприятной психологической обстановки, обеспечение рационального ухода способствуют скорейшему выздоровлению детей, находящихся на лечении в стационарах. Справиться с болезнью, привыкнуть к новым необычным условиям ребенку помогает присутствие матери или другого близкого человека.
В соответствии с Законодательством Союза ССР и союзных республик о здравоохранении при стационарном лечении детей в возрасте до 1 года, а также тяжело больных детей старших возрастов, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться с ребенком в лечебно-профилактическом учреждении. Пособие по социальному страхованию ей выплачивается в установленном порядке.
Решение о госпитализации матерей с детьми старше одного года и о выдаче листка нетрудоспособности принимается лечащим врачом совместно с заведующим отделением в каждом случае индивидуально. При этом учитывается не только тяжесть состояния ребенка, но и характер заболевания: в материнском уходе нуждаются, например, дети с расщелиной мягкого и твердого неба, с тяжелыми расстройствами функции тазовых органов, с обширными травматическими повреждениями, страдающие тяжелыми гнойно-септическими заболеваниями.
Учитывая просьбы родителей, Министерство здравоохранения СССР письмом от 23 декабря 1986 года разрешило госпитализацию с больными детьми, особенно раннего возраста, матерей, не нуждающихся в освобождении от работы, предоставляя им возможность осуществлять уход за больным ребенком в больнице без выдачи листков нетрудоспособности. Вместо матери ухаживать за ребенком может и другой член семьи, которому не требуется освобождение от работы. Разумеется, в детский стационар не разрешают приходить родителям, больным, например, ОРВИ или другими острыми инфекционными заболеваниями, так как они могут заразить и своего ребенка, и других детей.
В отделения и палаты реанимации и интенсивной терапии родители не допускаются.
При поступлении в больницу матери предоставляется больничная одежда; в отделении новорожденных, а также в отделении для детей раннего возраста кормящим матерям дополнительно выдается белый халат.
Условия для отдыха обеспечиваются в зависимости от возможностей отделения больницы; как правило, предоставляется место для дневного отдыха в помещении для матерей или кровать с постельными принадлежностями, если мать находится в стационаре круглосуточно. График пребывания матерей в больнице устанавливается индивидуально для каждого отделения в зависимости от тяжести состояния ребенка и возможностей больницы организовать ночной отдых матери.
В отделении врачи дают советы родителям по уходу за больным ребенком, рациональному вскармливанию, профилактике заболеваний. При наличии вакантных должностей и с согласия матери или других не работающих в данный момент родственников они могут быть зачислены временно на должности санитарок.
По распоряжению Совета Министров СССР, матери детей грудного возраста получают бесплатное питание по нормам, установленным для родильных домов.
В отделении мать прежде всего должна обеспечить уход за своим ребенком и, кроме того, помогать в уходе за другими детьми; строго выполнять указания врача, старшей и палатной медсестры; соблюдать установленный санэпидрежим и внутренний распорядок; проводить по необходимости влажную уборку палаты с применением дезсредств; регулярно проветривать палату; принимать участие в купании и кормлении детей, организовывать их досуг — игры, чтение книг, прогулки на воздухе; следить за выполнением детьми предписанного режима.
Старшая медицинская сестра знакомит мать с обязанностями и основными правилами санэпидрежима, о чем она расписывается в истории болезни.
При нарушении режима или правил пребывания матери в больнице заведующий отделением делает об этом отметку в больничном листке и решает вопрос о возможности ее пребывания в стационаре.
Руководителям учреждений здравоохранения разрешено привлекать родителей и родственников к уходу за детьми в нерабочее и вечернее время (кроме отделений реанимации, палат интенсивной терапии, инфекционных стационаров). При этом родителям больничный листок и другие оправдательные документы не выдаются. В условиях острого дефицита кадров среднего и особенно младшего медицинского персонала эта форма обслуживания имеет важное значение для создания благоприятной психологической обстановки, обеспечения рационального лечения и скорейшего выздоровления детей.
Администрация больницы должна обеспечить рациональный режим посещений, работу раздевалки в вечернее время, контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка.
В. Н. ПИЧУГИН,
ответственный секретарь коллегии Минздрава СССР, кандидат медицинских наук


Справочное бюро «Здоровья» для родителей

Расти здоровым, малыш!

НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК

И. С. ЦЫБУЛЬСКАЯ,
доктор медицинских наук

Какой он?
Время внутриутробного развития плода рассчитано природой очень точно: 280 дней, или 40 недель. Но ребенок, родившийся на 39-й или 38-й неделе беременности по массе тела и общему состоянию обычно не отличается существенно от детей, родившихся в положенный срок: то ли таковы были его индивидуальные темпы развития, то ли — и это более вероятно — срок начала беременности был установлен неточно.
Недоношенными считают детей, родившихся на 29—37-й неделях беременности и имеющих массу тела менее 2500 граммов и рост менее 45 сантиметров. У такого малыша обязательно есть признаки незрелости. Они выражены тем сильнее, чем меньше масса тела и больше срок недонашивания.
У здорового доношенного ребенка с первым криком легкие хорошо расправляются и остаются в расправленном состоянии. У недоношенного они расправляются с трудом или, расправившись, снова спадаются. Дыхание у него неглубокое, поверхностное, не способное доставить организму достаточно кислорода. К тому же краевые отделы легких плохо вентилируются, а это предрасполагает к развитию дыхательных расстройств и пневмонии.
Не хватает у недоношенного и ферментов, способствующих перевариванию пищи. Развитие всего желудочно-кишечного тракта еще не завершено, поступление пищи из пищевода в желудок и из желудка в кишечник регулируется плохо. Поэтому съеденное ребенком молоко может вылиться изо рта или выплеснуться, подобно рвоте, даже при легком надавливании на живот.
Пупочное кольцо у недоношенных обычно расширено, у них часто образуются пупочные грыжи, заметно и расхождение прямых мышц живота.
В первые 1—1,5 месяца недоношенные дети сонливы, вялы, мало подвижны, быстро утомляются. У них часто, особенно при крике, появляется синева вокруг рта, а вся кожа имеет мраморный рисунок, усиливающийся в момент охлаждения.
Примерно со 2-го месяца жизни ребенок становится активнее, но при этом в большинстве случаев усиливается напряжение мышц ног и рук. Пальчики почти всегда крепко сжаты в кулак и распрямляются с трудом, большой палец не отводится. И, если специально не заниматься с малышом, это может сохраняться долго.
Незрелость нервной системы сказывается в поведении: недоношенный ребенок может то спать подолгу, то часами не спать и много плакать; он вздрагивает, реагирует судорожными движениями и резким криком на включение яркого света, стук, громкий разговор.
В первые месяцы жизни у недоношенных устойчивость против заболеваний минимальна: они предрасположены к кишечным и респираторным инфекциям, отиту.
Но, перечислив эти (и еще далеко не все!) «отягчающие обстоятельства», все же закончим краткое описание особенностей недоношенного ребенка на мажорной ноте: сейчас благодаря успехам клинической медицины и медицинской техники удается сохранять жизнь даже детям, родившимся в состоянии глубокой недоношенности, с массой тела менее килограмма. Сразу же после рождения их помещают в специализированные отделения детских больниц и выписывают домой только тогда, когда масса их тела достигает 2000—2300 граммов и они перестают нуждаться в стационарном лечении.

Как помочь ребенку окрепнуть?
И вот «уже большой», а в сущности, такой крохотный ребенок дома. Ручки и ножки у него все еще очень тоненькие, голова относительно большая, живот немного вздут, а грудь, наоборот, запавшая. Вы вглядываетесь в него, и вам кажется, что выражение лица у него более «взрослое», чем у доношенных детей, и немного страдальческое. Это потому, что у него совсем нет жировой прослойки, создающей упругую округлость детских щечек.
Чтобы ребенок быстрее окреп, необходимо обеспечить ему грудное вскармливание. Но вот беда — у мамы молоко есть, а он не берет грудь, потому что привык к тому способу, каким его долго кормили в больнице,— сначала через зонд, вводившийся прямо в желудок, а позднее — из бутылочки. С этой привычкой придется посчитаться, и, если ребенок упорно отказывается от груди, сцеживать молоко и тут же предлагать его из бутылочки.
Жесткий режим кормления, подчиненный часовой стрелке, не для таких детей. Они еще слишком слабы, чтобы сразу высосать много, а потребность в энергетических веществах, проще говоря, в пище, высока. В первые четыре месяца суточный рацион такого ребенка должен составлять 1/6 массы его тела. Приходится кормить малыша, исходя из его потребностей и возможностей, через три, а иногда и через 2—2,5 часа, то есть придерживаясь свободного режима.
С 3—4 недель даже при грудном вскармливании, а тем более при питании молочными смесями необходимо добавить в пищу белок, этот основной строительный материал для новых клеток. Источником белка может быть творог или специальная белковая смесь — ее назначает врач.
Другая ваша забота — создать малышу комфортные температурные условия. Ведь его собственные терморегулирующие механизмы еще незрелы, и он легко охлаждается и перегревается.
Признаки охлаждения: бледность, редкое дыхание, холодная кожа, температура при измерении в прямой кишке 34—35°.
Признаки перегрева: красное лицо, горячая кожа, учащенное поверхностное дыхание, температура в прямой кишке выше 37,5°.
Если вы заметили, что в момент переодевания ребенок зябнет, поставьте на некотором расстоянии от пеленального стола рефлектор, так, чтобы его тепло было равномерным и не слишком сильным; заворачивайте ребенка в подогретые пеленки.
Укутывать его дополнительно ватным одеялом, шерстяными платками нет смысла — лучше воспользоваться двумя грелками с теплой водой (40—50°). Их кладут с боков или в ногах, на расстоянии 8—10 сантиметров от завернутого в пеленки малыша и сверху прикрывают вместе с ним одеялом.
Такое активное согревание обычно требуется только ослабленным детям, медленно набирающим массу тела и плохо удерживающим тепло. Если вы не видите у вашего малыша признаков охлаждения, достаточно при комнатной температуре 20—22° в первые месяцы заворачивать его «с ручками», прикрыв одеялом. Чепчика, косынки не надевайте — когда тело достаточно согрето, голова не зябнет.
Свежий воздух недоношенному необходим не меньше и даже больше, чем доношенному. Не забывайте несколько раз в день проветривать комнату! Летом можно вынести ребенка на первую короткую прогулку сразу же после выписки и за 5—7 дней довести ее длительность до 1,5 часа. В хорошую теплую погоду можно гулять и больше. Но не ставьте коляску на солнце — малыша легко перегреть!
Зимой начинайте гулять, когда масса тела ребенка достигнет 2800—3000 граммов, при температуре воздуха не ниже минус 8—10°. И, конечно, сначала не более чем по 15 минут, а затем и по часу 2—3 раза в день.
Чтобы ребенок быстрее окреп, с ним надо обязательно специально заниматься физическими упражнениями. Врач детской поликлиники назначит ему гимнастику и массаж, а проводить его будут в детской поликлинике или на дому. Присматривайтесь, как это делается, постарайтесь освоить некоторые наиболее простые приемы, чтобы самой 1—2 раза в день делать ребенку массаж и гимнастику. Детям с высоким напряжением мышц показана гимнастика в воде.

Гимнастика в воде
Такую гимнастику следует проводить так: папа держит малыша на своих сомкнутых предплечьях и ладонях так, чтобы он, лежа на спине, был весь, кроме головы, погружен в воду, а мама в это время делает с ним упражнения: разжимает его кулачки и отводит большие пальцы, совершая ими легкие круговые движения в одну и другую стороны, вращает кисти, разгибает руки в локтевых суставах, постукивая кончиками своих пальцев, разгибает согнутые пальцы ног ребенка, разгибает-сгибает его колени, поднимает и опускает выпрямленные ноги, придерживая в это время коленные суставы так, чтобы ноги в коленях не сгибались, отводит бедра, захватывая согнутые в коленных суставах ноги ребенка.
Каждое упражнение можно повторить до 8—10 раз. И, конечно, делать гимнастику надо с разрешения врача. Как правило, она полезна большинству детей, и если заниматься каждый день, систематически (сочетая с купанием), она дает хороший эффект. Вода в ванне должна быть теплой — не ниже 37°, а длительность процедуры не более 8—10 минут.

Когда он догонит доношенного?
Этот вопрос с первого дня волнует родителей. И можно с уверенностью сказать: чем больше внимания будет уделено ребенку, тем скорее он догонит своих сверстников, родившихся в срок.
Недоношенным детям свойственны более быстрые темпы физического развития, чем доношенным, причем чем меньше была масса тела при рождении, тем быстрее она увеличивается. Так, если у доношенного ребенка масса тела обычно удваивается по сравнению с первоначальной к 4—5 месяцам, у недоношенного с массой тела 2001—2500 граммов — к 3—3,5 месяца, с массой тела 1001—1500— к 2,5—3 месяцам, а с массой тела 800—1000 граммов — к концу 2-го месяца.
Однако нервно-психическое развитие недоношенных детей идет медленнее и запаздывает примерно на 3—4 месяца. Оно зависит и от первоначальной массы тела, и от того, родился ли ребенок только недоношенным, или к тому же еще и больным. Медленнее догоняют своих сверстников дети, матери которых страдают хроническими заболеваниями или перенесли токсикоз беременности, осложненные роды. В этих случаях снижение темпов роста и развития обусловлено не только незрелостью, но и прямым влиянием на нервную систему ребенка кислородного голодания, интоксикации и других неблагоприятных факторов. Значит, такому малышу тем более необходимы внимание и помощь.
Зависимость нервно-психического развития ребенка от степени недоношенности особенно заметна в первые шесть месяцев, затем все большее значение приобретают условия воспитания. Если заниматься с малышом, то примерно к полутора годам он догоняет своих сверстников, родившихся в срок, отставая иногда уже только в становлении тонких движений кистей рук.
Заботливо ухаживая за ребенком, не превращайте его в оранжерейный цветок. Как показали наблюдения, проведенные в Институте педиатрии АМН СССР, где в течение многих лет работает специализированное отделение для недоношенных детей, изнеживающее воспитание нередко способствует отставанию нервно-психического развития.
Родители не всегда могут сами определить, является ли состояние ребенка следствием недоношенности, или это проявление болезни, требующее лечебных мер. Поэтому недоношенный ребенок должен не менее года находиться под наблюдением невропатолога.
Старайтесь не допустить у малыша развития анемии. Показатели крови желательно проверять ежемесячно; особенно важно сделать анализ крови в 2—3 месяца, так как анемия у недоношенных обычно начинается в этом возрасте.
Противорахитический витамин D недоношенным детям обычно назначают уже в конце первого месяца жизни, и надо очень тщательно соблюдать его дозировку и длительность курса; точно так же аккуратно давайте назначенные врачом железосодержащие препараты. Ведь, уберегая от рахита и анемии, вы тем самым сделаете малыша более устойчивым против других заболеваний.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
Навыки
Лежа на животе, пытается поднять голову, впервые улыбается взрослому
Хорошо удерживает голову, лежа на животе и в вертикальном положении; при поддержке под мышки хорошо упирается полусогнутыми в коленях ногами
Умеет взять игрушку в руку, поворачивается с живота на спину
Ребенок, родившийся в срок
в 1 мес. в 3 мес.
в 6 мес.
Недоношенный ребенок
2500-2001 гр. в 1-2 мес.
в 3-4 мес. в 6,5 мес.
2001-1500 гр. в 2-3 мес.
в 4-5 мес. в 7 мес.
ниже 1500 гр. в 3-4 мес.
в 5-6 мес. в 7,5 мес.

Справочное бюро «Здоровья» для родителей

Как остановить носовое кровотечение?
Об этом спрашивает мама пятилетней дочери. Врач оториноларинголог советует всегда иметь в доме перекись водорода. Пока вы будете готовить ватный жгутик и смачивать его перекисью водорода, девочка должна прижать пальцами ноздри и спокойно посидеть или постоять. Введение такого жгутика обычно за 3—5 минут останавливает кровотечение. Запрокидывать голову не надо, так как в таком положении кровь будет стекать по задней стенке глотки в пищевод и может вызвать рвоту.

Фото М. Вылегжанина

Можно хранить консервированное мясное пюре в металлической банке?
Содержимое вскрытой баночки можно использовать и назавтра, выложив в стеклянную или фаянсовую посуду. Хранить его надо в холодильнике, а перед употреблением прокипятить. Мясное пюре можно смешать с овощным, с вермишелью.

Волосы вырастут!
Родители обеспокоены: у ребенка был на голове стригущий лишай и после лечения на этом месте осталась проплешина. Вырастут ли снова волосы? И когда?
Как нам сообщили в Центральном научно-исследовательском кожно-венерологическом институте, волосы обычно вырастают примерно через три месяца после окончания лечения стригущего лишая.

Когда ночное недержание мочи — болезнь?
Мама задает вопрос, интересующий многих родителей: ребенку идет третий год, а он все еще ночью часто мочится в постель. Нормально ли это?
Как считают специалисты, рефлекторное ночное мочеиспускание может продолжаться до 2,5—3 лет, прекращается оно не сразу, а постепенно, и даже трехлетний иногда просыпается в мокрой постели — особенно если он много пил на ночь или уснул перевозбужденным. О ночном энурезе, то есть недержании мочи, можно думать, если это происходит и после 3,5—4 лет. В таких случаях необходимо обратиться к врачу. Энурез чаще всего возникает как проявление невроза, но может быть связан и с заболеванием мочевых путей.

«Кукольные ручки»
«Что это за болезнь? Чем она опасна?» — такие вопросы волнуют молодую маму.
«Кукольными ручками» врачи называют один из симптомов поражения шейного отдела позвоночника: ребенок первых месяцев жизни держит ручки не полусогнутыми, как свойственно детям этого возраста, а вытянутыми и прижатыми к туловищу.
Ребенка надо обязательно проконсультировать у детского невропатолога. Рано начатое лечение поможет ликвидировать этот симптом и другие последствия такого поражения.

Надо ли учить ребенка «давать сдачи», если его обижают?
Однозначного ответа на такой вопрос не может быть, сказали нам в лаборатории нравственного воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР. Все зависит от характера ребенка и, конечно, от ситуации. Ребенок вправе защищаться, если на него нападают; он будет прав и в том случае, если защитит более слабого, младшего. Но главная задача родителей — научить ребенка разрешать конфликты без рукоприкладства: делиться игрушками, например; место на качелях, на карусели занимать по очереди; того, с кем играть не хочется, не отталкивать от себя, а отходить от него самому.

Фото М. Вылегжанина

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
«СПРАВОЧНОЕ БЮРО» РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПО ВТОРНИКАМ И ПЯТНИЦАМ С 14 ДО 17 ЧАСОВ. ТЕЛЕФОН 251-94-49.


В РЕДАКЦИЮ ПРИШЛО ПИСЬМО

Нужны ли экзаменационные стрессы?

Уважаемая редакция! Давно хотела обратиться к вам с вопросом: как отражаются экзамены на нервной системе ребенка? Вы, может быть, не обратите внимания на мое письмо — что, мол, за проблема! Ведь экзамены сдавали десятилетиями и никто от этого не умирал. Действительно, не умирали. Но пусть бы кто-нибудь задумался, скольких нервных клеток стоят они, эти экзамены! Приведу пример из собственного опыта. Когда-то, учась в техникуме, готовилась к экзамену по физике и не успела подготовить один-единственный билет. До сих пор помню его злосчастный номер — 28. И надо же, вытянула именно его! Подкосились ноги, стало сухо во рту, зарделось, пошло пятнами лицо. Разве это нормально?
Для меня экзаменационные дни уже давно позади. Но растет сын, у которого тоже не за горами экзамены. А говорят, что сейчас их будут сдавать школьники, начиная с 3-го класса.
Нельзя ли придумать что-нибудь попроще, например, собеседование или аттестацию по годовым отметкам? Ведь экзамены — это все равно лотерея...
Н. КРАВЧЕНКО, Севастополь

Вопрос читательницы не показался нам праздным. И мы адресовали его двум специалистам — педагогу и врачу.

ПИСЬМО Н. КРАВЧЕНКО КОММЕНТИРУЮТ:
В. Б. НОВИЧКОВ,
кандидат педагогических наук
— Нынешней весной экзамены действительно в РСФСР и ряде других республик будут держать не только восьмиклассники и десятиклассники, но и ученики других классов, начиная с третьего. Думается, что это целесообразно. Экзамены — испытанный, проверенный многолетней практикой метод контроля знаний, да и неплохой стимул для работы в течение года.
Нервничают ли ребята во время экзаменов? Как правило, не особенно, и я убежден в том, что ущерба здоровью экзамены не приносят. Может быть, только для некоторых больных детей это нежелательная нагрузка. И такого ребенка можно решением педагогического совета и дальше — рай(гор)оно освободить от экзаменов. Родители должны написать заявление на имя директора школы и приложить справку о состоянии здоровья ребенка, выданную тем медицинским учреждением, где он наблюдается постоянно. Я подчеркиваю «постоянно», потому что иногда родители добывают справки, не отражающие истинного состояния здоровья ребенка.
Не советую освобождать ребенка от экзаменов, если для этого нет медицинских показаний. Ведь еще раз просмотреть, вспомнить все пройденное очень полезно, это облегчит усвоение нового материала в будущем учебном году. Экзаменационные письменные работы и вопросы не выходят за рамки программы: в них нет никаких сложностей, никаких ловушек «на засыпку». И тому, кто хорошо учился, бояться экзаменов нечего. Конечно, случайности не исключаются, но думаю, что читательница не права, считая экзамены лотереей: как правило, экзаменационные оценки бывают не ниже тех, какие ученик получал в году.

И. А. СКВОРЦОВ,
руководитель Всероссийского центра по педиатрической неврологии
доктор медицинских наук
— Хочу добавить, что реакция на экзамены иногда зависит не столько от прочности знаний, сколько от эмоциональности школьника (да и студента тоже), от его психологической настроенности. Иной троечник идет на экзамен совершенно спокойно, а отличник дрожит, бледнеет, чуть не падает в обморок. И хотелось бы, чтобы ни родители, ни учителя не создавали вокруг экзаменов особого ажиотажа, не нагнетали страха...
Важно другое: создать школьнику правильный режим, следить, чтобы он нормально питался, спал положенные восемь часов, не засиживался по ночам, подстегивая себя крепким чаем и кофе.
Некоторые старшеклассники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменами транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, снизив внимание и память.
Да и надо ли вообще избегать вполне естественного предэкзаменационного волнения? Ведь известно, что нервный стресс имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Он мобилизует, высвобождает скрытые резервы организма, повышает его возможности. Кто из школьников или студентов не вспомнит такого случая, когда перед экзаменом ему казалось, что какую-то формулу или дату он совершенно забыл, но стоило взять билет, как память, точно повинуясь приказу, сама собой включалась, выдавая нужный ответ.
Надо тренировать эту способность быстро собираться с мыслями, владеть собой, не теряться. Ведь сегодняшнему школьнику еще не раз предстоит держать экзамен, выполнять ответственные задания, выступать перед аудиторией.
Экзамены — это не только волнение. Это и радость после удачного ответа, чувство облегчения, удовлетворения, даже окрыленности. И как приятно испытать эту гамму чувств! Так что советую и самим учащимся, и их родителям не настраиваться на тревожную волну. Тогда и экзамены пройдут успешнее.

— Дорогой доктор, завтра у моего мальчика экзамен! Помогите!
Рисунок Е. Милутки


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz