каморка папыВлада
журнал Здоровье 1987-03 текст-3
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.06.2017, 15:36

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ НА ЖЕЛУДКЕ

А. Л. ГРЕБЕНЕВ,
профессор
А. А. ШЕПТУЛИН,
кандидат медицинских наук

Чтобы предупредить появление реакций, характерных для демпинг-синдрома, или ослабить их, не надо есть жидких, сладких молочных каш, варенья, меда; пищу следует недосаливать. Предпочтительнее сухари, черствый белый хлеб, густые несладкие каши, макаронные изделия, картофельное пюре. Разрешаются отварные протертые овощи, печеные яблоки, компоты и кисели без сахара, на ксилите.
Откажитесь от продуктов и блюд, которые оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку желудка и кишечника: крепких мясных и рыбных бульонов, жареного, копченостей, консервов, приправ, пряностей, специй, газированных напитков. Надо полностью исключить алкогольные напитки и не курить!

Благодаря значительным компенсаторным возможностям организма человека операции на желудке в большинстве случаев не приводят к существенным нарушениям пищеварения. Однако у некоторых больных, особенно при неправильном образе жизни и несоблюдении режима питания, могут возникнуть различные нарушения пищеварения и всасывания в желудочно-кишечном тракте. Их называют болезнями оперированного желудка.
Наиболее часто развивается демпинг-синдром. Это комплекс расстройств, появляющихся в результате быстрого сброса пищи из желудка в тощую кишку. Такие больные уже обычно через 10—15 минут после приема пищи, особенно сладких и молочных блюд, ощущают резкую слабость, иногда близкую к обморочному состоянию. Появляется непреодолимое желание лечь, учащается пульс, наблюдаются повышенное потоотделение, головная боль, а позже — урчание в животе и жидкий стул.
Чтобы предупредить такие явления, перенесшим резекцию желудка в первую очередь следует правильно организовать режим питания. Диета должна быть строго индивидуальной. Ее определяет в каждом конкретном случае лечащий врач, учитывая основное заболевание и его осложнения, объем оперативного вмешательства, а также сопутствующие заболевания органов пищеварения. Однако есть и общие рекомендации, касающиеся режима питания. Их придерживаться необходимо.
Питание должно быть частым, дробным (не менее шести раз в сутки), а диета, особенно в первые 3—4 месяца после операции, механически и химически щадящей. Расширять ее надо осторожно и только при хорошем самочувствии. Рекомендуется тщательно разжевывать пищу, есть неторопливо, не переедать, нельзя есть чрезмерно горячую или, наоборот, очень холодную пищу. Если проявления демпинг-синдрома ярко выражены, то после еды полезно полежать в течение получаса, а в крайнем случае есть лежа.
Демпинг-синдром чаще возникает после приема большого количества жидкости, поэтому ее следует ограничивать. Пациенты лучше переносят плотную пищу, запивая ее водой или несладким чаем. Иногда целесообразнее съесть вначале второе блюдо, а затем первое.
Поскольку после операции масса тела больных уменьшается, в их рацион следует включать продукты с высоким содержанием белка (нежирные сорта мяса и рыбы в рубленом виде, омлет, творог, неострый сыр). Легкоусваиваемых жиров (сметана, сливочное, растительное масло), как правило, должно быть 80—100 граммов. Однако надо учесть, что больные плохо переносят жиры в чистом виде, поэтому сметану, например, лучше добавлять в картофельное пюре, сливочное масло намазывать на подсушенный белый хлеб.
Больному, перенесшему операцию на желудке, очень важно разумно сочетать отдых с умеренными физическими нагрузками. Родные и близкие должны помнить, что человек после операции может быть вспыльчивым, раздражительным, возбудимым. У него нередко наблюдается неустойчивое настроение, плаксивость, нарушение сна. Поэтому старайтесь спокойнее, тактичнее относиться к нему, это поможет больному человеку скорее обрести душевное равновесие.
Сразу после операции больные нуждаются в значительном ограничении физических нагрузок. Им нельзя поднимать тяжести, выполнять тяжелую физическую работу, резко наклонять и поворачивать туловище. Особенно осторожно и постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы брюшного пресса.
Однако и малая подвижность обернется осложнениями — спаечным процессом в брюшной полости. А этого можно избежать, если вместе с лечащим врачом определить комплекс легких физических упражнений, темп ходьбы, продолжительность прогулок. Все это положительно повлияет на состояние нервной системы больного, будет стимулировать обмен веществ, дыхание, кровообращение, способствовать нормальному течению послеоперационных процессов в организме.
Перенеся резекцию желудка, больной не должен забывать, что, хотя основное заболевание или его осложнение устранено хирургическим путем, лечение, назначенное врачом, в том числе и медикаментозное, необходимо продолжать в течение длительного времени. Это важно делать для того, чтобы в новых условиях наладить нормальную работу системы пищеварения. А так как у больных с резецированным желудком могут измениться функции пищевода, поджелудочной железы, печени, желчевыводящих путей, тонкой кишки, после операции в обязательном порядке им следует регулярно, 1—3 раза в год (в зависимости от самочувствия) проходить амбулаторное или стационарное обследование.


ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ

АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА

Т. И. БЕГУНОВА,
кандидат медицинских наук

Аллергическим заболеваниям подвержено в настоящее время немало людей. Слизистая оболочка носа, его придаточных пазух, а также глотки, гортани и трахеи является первым барьером на пути воздуха в легкие, и потому именно она прежде всего реагирует на содержащиеся в нем аллергены. С носоглоткой через слуховую трубу непосредственно связаны уши, и этим объясняется аллергический характер некоторых заболеваний ушей. Имеет значение и постоянное наличие на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, а также в лакунах миндалин разнообразной микробной флоры. Кроме того, причиной аллергических заболеваний уха, горла и носа могут быть и аллергены, проникшие в организм другими путями, в частности через слизистую оболочку пищеварительного тракта и кожу.
В основе аллергических реакций лежит, как известно, процесс взаимодействия аллергенов и вырабатываемых организмом в ответ на их внедрение специфических антител. При этом повышается проницаемость стенок мельчайших кровеносных сосудов. В результате возникают отеки — главный признак аллергических заболеваний.
СЕННОЙ НАСМОРК (весенний или сезонный катар) — типичный пример такого заболевания. Он начинается в период цветения полевых трав, злаков, некоторых видов кустарников и деревьев. Страдают им люди, обладающие повышенной чувствительностью к пыльце растений. Для сенного насморка характерны обильные водянистые выделения из носа, чиханье, слезотечение, зуд в носу и глазах, конъюнктивит, головная боль, заложенность носа вплоть до полного отсутствия носового дыхания.
К сенному насморку могут присоединяться астматические приступы удушья. Температура тела чаще остается нормальной, но может повышаться до 39°.
Заболевание обычно начинается весной, летом или ранней осенью и чуть ли не в одни и те же дни одного и того же месяца в зависимости от периода цветения в данной климатической зоне растений, к пыльце которых у больного наблюдается повышенная чувствительность. Начинаясь внезапно, сенной насморк так же внезапно и прекращается, когда растения отцветут.
Приступы аллергического насморка, если он обусловлен контактом с тем или иным аллергеном в быту или на производстве, повторяются в течение всего года. Их продолжительность может быть различна: от нескольких часов до нескольких дней и даже недель, у одних они повторяются ежедневно и даже по нескольку раз в день, у других — через день, раз в неделю и реже.
АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ ФАРИНГОПАТИЯ (заболевание глотки) может быть самостоятельной или сопутствовать другим проявлениям аллергических заболеваний кожи, слизистых оболочек. Для нее характерна отечность слизистой оболочки глотки, в частности неба и язычка. Больной ощущает постороннее тело в глотке, желание вытолкнуть его кашлевыми движениями; изменяется тембр голоса.
АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ЛАРИНГИТ (заболевание гортани) начинается с ощущения неловкости при глотании, затруднения дыхания различной степени выраженности вплоть до удушья, охриплости голоса. Все эти симптомы — результат отека слизистой оболочки гортани.
АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ТРАХЕИТ сопровождается мучительным коклюшеподобным кашлем, зудом, царапаньем в горле, осиплостью голоса.
АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ОТИТ. При этом заболевании уха наблюдаются большое количество жидких выделений из наружного слухового прохода и отечность слизистой оболочки барабанной полости. Часто при среднем отите могут быть и аллергический насморк, и мокнущая экзема наружного слухового прохода.
Как бы ни проявлялось аллергическое заболевание, это всегда реакция целостного организма. Поэтому большинство больных жалуются на плохой сон, общую слабость, раздражительность, снижение работоспособности, потливость.
Главное и самое сложное в лечении аллергического заболевания — это найти вызвавший его аллерген. Если аллерген выявлен и больной перестает с ним контактировать, выздоровление гарантировано. В тех же случаях, когда детально собранные сведения не позволяют с достаточной точностью выявить «виновника» заболевания, врач определяет чувствительность к аллергенам с помощью кожных проб.
Решить вопрос о том, чем, как и где лечиться, во всех случаях может только врач-аллерголог. Широкая сеть аллергологических кабинетов организуется сейчас по всей стране при многих поликлиниках.
В профилактике аллергических заболеваний важную роль играют медицинские осмотры перед приемом на работу на предприятия, где возможны контакты с веществами-аллергенами. Людям, восприимчивым к тем или иным веществам, врачи могут посоветовать поменять место работы.
Опыт показывает, что сейчас достаточно широко распространена лекарственная аллергия. И обусловлено это тем, что многие длительно и бесконтрольно принимают лекарства, зачастую без назначения врача. Случается, что у пациента возникает аллергическая реакция на прием лекарственного препарата, рекомендованного врачом. Об этом надо врачу обязательно сообщить!
Некоторые неоправданно долго применяют сосудосуживающие препараты для закапывания в полость носа при насморке. А это создает предпосылки для аллергической реакции. Применять их следует строго по назначению врача!
Своевременное устранение инфекционных очагов в полости рта, носа, глотки, уха, борьба с запыленностью помещения — важные меры профилактики микробной аллергизации организма. Старайтесь не захламлять квартиру, не разбрасывайте где придется газеты, журналы — на них особенно скапливается пыль. Книги храните в закрытых шкафах. Систематически делайте влажную уборку квартиры и чаще ее проветривайте.
Избегайте переохлаждения, чрезмерной голосовой нагрузки, а также химических и механических раздражений верхних дыхательных путей. Помните, что табак, алкоголь, острая пища создают прямую угрозу развития аллергических заболеваний. И обязательно закаливайте организм.
При пищевой аллергии главное — полностью исключить из рациона продукт, провоцирующий обострение, своевременно лечить обменные заболевания, авитаминоз, болезни печени и эндокринных желез. Питание должно быть полноценным, разнообразным, содержать достаточное количество витаминов.
Пациентам, страдающим сенным насморком, надо знать, пыльца какого растения вызывает у них заболевание и когда оно зацветает. По возможности на этот период желательно брать отпуск и выезжать в другую климатогеографическую зону, где таких растений нет. Если это не удается, то в период обострения окна в квартире держите закрытыми и затянутыми марлей, старайтесь не находиться в местах с обильной растительностью.

Киев


НАШЕЛ ВЫХОД...

— Врач рекомендовал мне нормально питаться и двигаться.
Рисунок В. ВЛАДОВА


H3BO3
БОРНАЯ КИСЛОТА

Борная кислота (препарат бора) была открыта в начале XVIII века и почти сразу же нашла широкое применение. Она используется в наши дни при изготовлении эмалевых изделий, некоторых красок, искусственных бриллиантов и стекла, свечей, чугуна. Установлено также, что соединения, содержащие бор, необходимы для нормального роста сельскохозяйственных культур, например, хлопка, табака, сахарной свеклы.
Широко применяется борная кислота и в медицинской практике как антисептическое средство. Ее 2—4% водный раствор назначают для промывания ран, полоскания рта и зева, промывания глаз. Борную кислоту вдувают при болезнях носа, уха; входит она и в состав мази, которую используют в лечении кожных заболеваний.
Соль борной кислоты — бура — также обладает антисептическими свойствами. Для полоскания и промывания носа, например, смешивают в равных частях поваренную соль, пищевую соду и буру. Из этой смеси затем готовят 1% раствор (половина чайной ложки смеси на стакан воды). В сочетании с пищевой содой и мятным маслом бура применяется для полоскания рта. А комбинация буры, соды, поваренной соли и ментола (таблетки «Бикарминт») рекомендуется как антисептическое средство для полосканий, промываний, ингаляций при воспалительных процессах верхних дыхательных путей.
Фармацевтическая промышленность выпускает и другие препараты, содержащие борную кислоту: спиртовой раствор борной кислоты, который применяется в оториноларингологии, а также мазь борную, пасту борно-цинко-нафталанную, борный вазелин, пасту Теймурова. Все они обладают антисептическими, дезинфицирующими и подсушивающими свойствами. Паста Теймурова применяется и как средство, уничтожающее неприятный запах пота.
Внутрь борную кислоту не назначают, так как в малых дозах она не оказывает обеззараживающего действия, а большие дозы препарата могут вызвать отравление. Запрещается использовать борную кислоту в качестве консерванта, ибо она может стать причиной расстройства пищеварения.
В быту борная кислота и бура применяются для истребления тараканов и рыжих муравьев.

С. С. ЧАУСОВСКИЙ,
кандидат фармацевтических наук
Вильнюс


СПРАВОЧНОЕ БЮРО ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
251-94-49
101454, ГСП-4, Москва, А-15, Бумажный проезд, 14.

«Лето — для души, зима — для здоровья», говорил выдающийся советский педиатр А. А. Кисель, подчеркивая пользу зимних прогулок, свежего зимнего воздуха.
Фото А. ФИЛАТОВА

Повышенное внутричерепное давление
Как оно сказывается на состоянии ребенка, как проявляется? Незначительное повышение внутричерепного давления обычно мало влияет на самочувствие. Но при высоких его степенях меняется даже внешний вид ребенка и его поведение. Таких детей часто беспокоит головная боль, они бывают капризны, раздражительны.
Ребенок, у которого повышено внутричерепное давление, должен находиться под наблюдением врача-невропатолога. Обычно в таких случаях назначают лечение, уменьшающее избыточное количество жидкости в тканях мозга.

Первые шаги... босиком
Хождение босиком — хорошая закаливающая процедура, но для начала лучше надевать носочки. Позже, научившись твердо ступать по полу, ребенок сможет ходить босиком по песку, гальке, траве: это и закаляет, и укрепляет стопу. Однако ортопеды предупреждают: постоянное хождение босиком так же, как и в мягких пинетках, тапочках без каблука, способствует развитию плоскостопия.

Может ли малыш заразиться гайморитом от взрослых?
Гайморит не относится к числу заразных заболеваний, но его нельзя считать вполне безобидным для окружающих. Наблюдения специалистов показали, что в семьях, где взрослые страдают хроническими воспалительными заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом), у детей чаще развиваются респираторные инфекции. Это объясняется постоянным соприкосновением с инфекцией. Особенно неблагоприятная среда складывается для ребенка, если болеет несколько взрослых членов семьи. Значит, папам и мамам надо лечиться — крепче будут и они сами, и их дети!

Надо ли стричь годовалого ребенка наголо?
Этот вопрос нам задают многие: видимо, мнение, будто стрижка способствует росту волос, очень распространено. Тем не менее оно ошибочно; стричь ребенка не нужно, так как первичные, нежные и тонкие пушковые волосы постепенно заменяются новыми, более грубыми, вторичными. Этот процесс начинается уже в конце внутриутробного периода и продолжается после рождения. К году у ребенка почти не остается пушковых волос. К 2—3 годам волосы становятся гуще, а к 5—7 годам увеличивается их толщина.

Пособие одинокой матери
Сохраняется ли оно, если мать вступила в брак? Да, за ней остается право на пособие на детей, родившихся до брака.

Ассиметричное лицо
Спешим успокоить родителей: классическая симметрия — редкость. У большинства из нас есть легкая асимметрия лица, рук, ног, ушей, но к себе мы не приглядываемся так внимательно, как к ребенку. Но если все-таки асимметрия очень заметна, рекомендуем показать ребенка врачу.

Как разнообразить кашу
Полезно готовить каши «ассорти» из нескольких круп: манной, гречневой, риса, овсяных хлопьев.
Детям нравятся «розовая каша» из манной крупы или из пшена с тыквой; рисовая каша с курагой, изюмом. Если у ребенка нет избыточной массы тела, можно давать ему манную кашу с вареньем. Наконец, все каши хорошо сочетаются с творогом, обогащающим их солями кальция, которых мало в крупах, вареным яичным желтком.

Когда можно сажать ребенка?
Тогда, когда он уже активно садится сам и в состоянии сидеть без опоры, то есть, как правило, в 6—7 месяцев. Сажать ребенка в подушки не следует. Позвоночник у него еще не окреп, и вынужденная поза может привести к его искривлению.
Несколько матерей задают вопрос: правда ли, что нельзя рано сажать девочек, а мальчиков можно? Нет, это вредно всем детям, но девочкам — особенно, так как при этом может возникнуть и деформация костей таза, а ведь девочка — будущая мать, ей предстоит рожать!

Разговаривайте в доме спокойно
«У нас в доме все привыкли разговаривать в повышенных тонах. Вероятно, это может плохо влиять на нервную систему трехлетнего ребенка. Можно ли вкладывать ему в уши вату или беруши?» — спрашивает мама.
Мы понимаем беспокойство читательницы. Но выход настоятельно рекомендуем другой: взрослые должны изменить стиль общения! Это необходимо в интересах здоровья ребенка и пойдет на пользу им самим.
Берушами же пользоваться не следует: искусственная изоляция от мира звуков плохо сказывается на общем развитии ребенка.

Сколько в чайной ложке?
Крупы манной, риса, гречневой ядрицы, сахара-песка — 8 граммов, овсяных хлопьев «Геркулес» — 3 грамма, меда — 9 граммов, творога, растительного масла, фруктовых соков — 5 граммов.

Где заказать по почте книгу
В дирекции объединения «Москнига» нам ответили: книги о воспитании, закаливании, развитии детей всех возрастов можно заказать по почте в магазине № 46 «Дом педагогической книги» по адресу: 103837, Москва, ул. Пушкинская, дом 7/5, отдел «Книга — почтой» и в магазине № 93 «Книга — почтой» по адресу: 117168, Москва, ул. Кржижановского, 14.


НА ПРЕДЕЛЕ ОТКРОВЕННОСТИ

В. И. ЧЕРЕДНИЧЕНКО,
преподаватель этики и психологии семейной жизни

Во время родительского собрания решительно поднялась мама одного из девятиклассников.
— Не рано ли говорить с нашими детьми о семейной жизни? Тем более, что вы ведь касаетесь и всяких таких тем...
Выслушав, задаю ей вопрос:
— Значит, вы с сыном на эти щекотливые темы не говорите. Я тоже не буду говорить. Тогда кто же? А потребность в таком разговоре у подростков есть. Было бы неестественно, если бы ее не было. Так к кому он обратится со своими вопросами? Куда пойдет? В подворотню, чтобы послушать искушенных циников с татуировкой на груди? Или заведет разговор со сверстником, который тоже ничего не знает? Или, прослышав, что есть на свете какие-то порнографические журнальчики, картиночки, начнет их добывать?
А ведь существует наука о физиологии и психологии мужчины и женщины, существуют мудрые заповеди, откристаллизованные опытом многих поколений, есть прекрасные уроки, преподанные философией, социологией, литературой. Почему же не открыть все это молодежи? Зачем допускать, чтобы истины, необходимые каждому юноше и девушке, познавались путем проб и ошибок? Часто горьких ошибок...

Конечно, беседа на уроке о взаимоотношениях полов — дело невероятно трудное. Точно балансируешь на тонкой проволоке над пропастью. С одной стороны — опасность излишнего морализирования, «наставнического зуда», столь иронически воспринимаемого молодежью, с другой — не меньшая опасность чрезмерной обнаженности, упрощения и «приземления» того, что всегда должно оставаться таинственным, недосказанным...
Сложность и в том, что перед педагогом сидят ребята пусть и одного возраста, но с разными исходными представлениями о предмете беседы, с неодинаковым воспитанием и уровнем эмоциональной и социальной зрелости.
Прежде, чем начать занятия, следует, разумеется, изучить класс. Я предлагаю анонимную анкету. И, проанализировав ее, узнаю, что 28% девочек и 54% мальчиков в девятом классе считают для себя возможными добрачные интимные связи. 12% девочек ответили неуверенном «не знаю». Многие сделали приписки: «Как сложатся обстоятельства», «По любви можно», «Смотря в каких случаях».
Подводя итог анкетированию, предлагаю классу задачу: «Шестнадцатилетняя девушка, отдыхая у бабушки в Приморске, познакомилась с парнем. Ей показалось, что она полюбила его, и она, уступая его требованиям, вступила с ним в интимную связь. Какими последствиями в будущем может это для нее обернуться?»
В классе надолго устанавливается напряженная тишина. Девятиклассники что-то пишут, перечеркивают, опять пишут. Около 50% мальчиков работы не сдали. Ответы остальных короткие, немногословные. Вот наиболее типичные:
«Она будет опозорена на всю жизнь».
«Девушка может родить ребенка, и ей придется одной его воспитывать. Отец ребенка не будет этим заниматься, потому что девушка, которой двух недель на морском берегу достаточно, чтобы вступить с парнем в интимную связь, никому не нужна».
«Она будет очень жалеть о происшедшем».
«Всю жизнь такая девушка может быть одинока».
А вот еще вариант ответа:
«Если она сообщит в милицию, его посадят...».
Да, нашлись, к сожалению, в классе мальчики, которых занимали только последствия, которые может вызвать данная связь для юноши. И несмотря на четкое условие задачи, о судьбе девушки они не написали ничего. Не задумались, значит, над этим...

А что же девятиклассницы? Таких, которые не пожелали бы или не смогли ответить на поставленный вопрос, очень немного, всего 5—8%. Все девочки, как выяснилось, в общих чертах знакомы с последствиями ранних половых связей: написали они и о возможности венерических заболеваний, и о том, что первый аборт может повести к бесплодию, правильно рассуждают о том, какой психологический дискомфорт может ожидать в будущей семье девушку, потерявшую свое целомудрие задолго до замужества.
В общем, ясно, что девочки интересуются специальной литературой, возможно, слушают соответствующие беседы и лекции по радио, черпают информацию из фильмов, книг.
Но почему же при всем том почти треть девятиклассниц сочла для себя возможными добрачные связи?
Видимо, знать и понимать, знать и чувствовать — не одно и то же. Информированность еще не создает жизненной позиции, не воспитывает нравственных устоев. И не может быть сомнений в том, что одни только уроки этики и психологии, как бы хорошо они ни проводились, не могут заполнить эту брешь. Нравственному воспитанию должны способствовать все уроки, вся внешкольная работа, атмосфера школы и семьи. Пожалуй, прежде всего — семьи.
Но возвратимся к девятиклассникам. Продолжая решение задачи, мы сообща пытаемся понять, что может побудить девушку к интимной близости. В беседе, идущей на пределе откровенности, выясняется, что девочек интимная близость вообще не привлекает. Меня такой поворот разговора отнюдь не удивляет — этот факт и медикам, и психологам хорошо известен. Но мальчикам нелишне знать об этом. Ибо многие юноши, опираясь на уверения тех самых «учителей из подворотни», считают, что отказ девушки — это просто «ломанье», ритуал, что в действительности она ждет решительных действий.
Уступка девушки — это уступка не себе, а юноше. В анонимных письмах, которые приходят мне на домашний адрес (есть и такая форма работы), школьницы писали, что побудительной причиной может быть желание выглядеть взрослой, любопытство, боязнь потерять поклонника, который нравится, слабоволие.
В анонимных письмах мне задают и вопросы, на которые обязательно я должен ответить на уроке. А вопросы бывают очень непростые. Например: «Слышали, что в некоторых районах Индии девочки выходят замуж в 13 лет, а в 14 многие становятся мамами. Почему же у нас девочку, родившую ребенка в 15 лет, все осуждают?»
Несколькими фразами здесь не отделаешься. Начинаю с того, что очень ранние браки, которые были приняты когда-то на Востоке, чреваты серьезными последствиями для здоровья юных жен. Поэтому врачи сейчас борются против этих давних традиций.
Совсем не случайно в большинстве стран вступление в брак разрешается с 18 лет. Примерно к 18—19 годам обычно наступает физическая зрелость. В этом возрасте женщина может благополучно выносить беременность, родить ребенка, а затем и воспитать его.
Это о возрасте. Но дело ведь еще и в социальном статусе. Совсем по-разному чувствует себя женщина взрослая, замужняя, сознательно стремящаяся к материнству, и девочка, беременность которой — результат неразумности, беспечности, моральной незрелости.
Взрослая женщина спокойна, у нее обычно есть полная ясность относительно того, как сложится будущее. Рождение малыша станет, конечно, радостью не только для нее самой, но и для всей семьи. Она получит оплаченный отпуск. Ее заботы о ребенке разделит муж: когда малыш подрастет, она сможет вернуться на работу... Материнство возвышает женщину и в собственных глазах, и в глазах окружающих.
Но представьте себе, как смотрят окружающие на четырнадцатилетнюю девочку со всеми очевидными признаками беременности?
Не будем становиться в позицию тех, кто ее осудит. Но вполне поймем тех, кто ее пожалеет. Ведь роды у нее, вероятнее всего, будут тяжелыми. Воспитывать ребенка одна она не сможет — значит, возложит это бремя на своих родителей. Ей, скорее всего, придется уйти из школы. Она чувствует себя очень одинокой.
Девочки слушают, сами дополняют психологический портрет 15-летней матери, дорисовывают ее судьбу.
А назавтра в моем почтовом ящике нахожу письмо с вопросом: «Почему нельзя купить без рецепта гормональные противозачаточные таблетки?» И снова на занятиях, которые проводятся только для девочек, разъясняю, что гормональные таблетки, принимаемые бесконтрольно, могут расшатать эндокринную систему организма, нанести непоправимый вред здоровью. Да и проблема отнюдь не только в профилактике беременности. А в том, что интимная близость в юном возрасте сама по себе таит опасность эмоционального оскудения, сексуальных расстройств.
Из письма юноши: «Мне еще в 14 лет хотелось испытать близость с девушкой. Что это — нормальное желание или нет?»
Конечно, ответить можно по-разному. Я считаю лучшим ответом правдивый. И на занятиях с мальчиками поясняю, что медики считают ненормальным не влечение, а отсутствие его.
И дальше столь же откровенный мужской разговор о том, что половой инстинкт может стать и источником счастья, и источником несчастья. Что главное — насколько он облагорожен, «очеловечен». Что в сдержанном поведении, деликатности по отношению к девушке, в робости перед нею — больше истинной мужественности, чем в напористом стремлении к обладанию. Что от него, юноши, зависит судьба девушки, а может быть, и ребенка. Да и в конце концов его собственная судьба. Вот какую ответственность должен он осознать, если хочет быть настоящим мужчиной!

Насколько эффективно преподавание в школе этики и психологии семейной жизни, покажет время. Ведь мы, учителя, по этому предмету оценок не ставим. Но когда после полугода занятий я снова попросил учеников заполнить анкету, результаты изменились. Лишь 4% девочек ответили, что считают возможной раннюю связь, 7% оказались в числе колеблющихся...
Первый опыт позволяет сделать такой вывод: не надо огласки, публичности. Но вести доверительный, правдивый разговор с подростками необходимо. И не только преподаватели нового предмета, не только вообще учителя, но и родители должны быть готовы к тому, что придется ответить на «трудный» вопрос. Думаю, надо радоваться, если такой вопрос задан: это признак доверия.

Днепропетровск


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz