каморка папыВлада
журнал Здоровье 1984-08 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 27.04.2024, 03:51

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
З. А, САВАТЕЕВА,
методист лечебной физкультуры

Несмотря на то, что времени после инсульта прошло достаточно, следует продолжать так называемое лечение положением.
У постели больного со стороны парализованной руки ставят табуретку с большой подушкой, а на нее кладут кисть больной руки с разведенными и выпрямленными пальцами, ладонью вверх (это положение можно зафиксировать лангеткой). Рука должна быть выпрямлена в локте и расположена под прямым углом к туловищу. Под мышку больному кладут валик, а на кисть — полукилограммовый мешок с песком. Стопу парализованной ноги чуть сгибают с помощью валика в колене, стопа упирается во что-либо твердое (рисунок 1). В таком положении можно полежать в течение часа и столько же на здоровом боку. При этом парализованную руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже кладут на подушку (рисунок 2).
С помощью родственников можно сгибать и разгибать локтевой, лучезапястный и коленный суставы (рисунки 3, 4, 5). Ладони и стопы больного полезно прокатывать на скалке (рисунок 6).
Надо заниматься и гимнастикой. Лежа на спине или здоровом боку, больной может сгибать и разгибать руки и ноги, отводить их в сторону, делать ими круговые движения. Функцию кисти улучшает складывание кубиков, пирамидок, лепка из пластилина.
Можно потренироваться в ходьбе в положении лежа на спине. Для этого больной попеременно сгибает и разгибает ноги, стопами скользит по кровати.
Встав с постели, следует походить на месте, придерживаясь руками за спинку стула.
Чтобы закрепить навык правильно ставить стопы, следует ходить по дорожке с нарисованными на ней следами стоп, а еще лучше, преодолевая 5—15-сантиметровые препятствия, например, поставленные перед контурами стоп дощечки (рисунок 7).
КРОМЕ ТОГО, ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНО ПОВЫШЕННОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА МОЖНО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ С РАЗРЕШЕНИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ.

СИДЯ НА СТУЛЕ
1. И. п.— сесть больным боком к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол вытянутую руку. Родственник захватывает одной рукой кисть больного, а другой фиксирует плечо около локтевого сгиба; затем, легко потряхивая, медленно сгибает руку в локте (рисунок 8) и разгибает.
2. И. п.— сесть лицом к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол согнутую в локте под прямым углом больную руку ладонью вниз (предплечье вдоль стола) с выпрямленными и разведенными пальцами. Родственник одной рукой прижимает кисть больного к столу, а другой поднимает локоть его руки вверх, легко потряхивая (рисунок 9).
3. И. п.— сесть на стул, ноги на ширине плеч, кисть больной руки с выпрямленными и разведенными пальцами (ладонью вниз) подложить под больное бедро. Родственник, придерживая одной рукой плечо, другой обхватывает локоть больного и выпрямляет руку в локте, легко потряхивая ее (рисунок 10). Важно, чтобы кисть больной руки была плотно прижата к стулу!
4. И. п.— сесть больным боком к спинке стула, подложить под мышку больной руки кисть здоровой, свесить больную руку со спинки стула. Медленно раскачивать ее, постепенно увеличивая амплитуду. Такое же упражнение можно выполнить в положении лежа на спине на кушетке, свесив вниз больную руку, а здоровой придерживаясь за кушетку.
5. И. п.— как в упражнении 2. Положить больную руку на стол ладонью вниз, пальцы прямые. Родственник, сжав кулак, растирает гребнем пальцев тыльную поверхность кисти больного от кончиков пальцев вверх (рисунок 11).
6. И. п.— то же. Родственник кистью одной руки обхватывает большой палец больного, другой — все остальные и производит максимальное разгибание сложенных вместе четырех пальцев, одновременно отводит и разгибает большой палец больного (рисунок 12). В таком положении кисть следует удерживать в течение 1—3 минут, пока наступит расслабление мышц.
У НЕКОТОРЫХ НАБЛЮДАЮТСЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ: КОГДА ОНИ СГИБАЮТ НОГУ В КОЛЕНЕ, ОДНОВРЕМЕННО СГИБАЕТСЯ БОЛЬНАЯ РУКА В КИСТИ И ЛОКТЕ, ЭТО ПРОИСХОДИТ И ПРИ КАШЛЕ, ЧИХАНИИ. УСТРАНЕНИЮ СОДРУЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1. И. п.— сесть лицом к столу, ноги на ширине плеч, положить на стол руки, прижать здоровой кистью больную. Медленно сгибать и разгибать больную ногу в колене (если это трудно, помогать ей здоровой ногой), одновременно удерживая руку в разогнутом положении (рисунок 13).
2 И. п.— то же. Вытянутые вперед руки (кисть больной снизу, здоровой сверху) положить на трость, поставленную сбоку от больной ноги, и удерживать руки разогнутыми. Положить больную ногу на колено здоровой (рисунок 14), вернуться в и. п., положить здоровую ногу на колено больной, вернуться в и. п.
ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ НОГ ПОЛЕЗНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1. И. п.— встать лицом к спинке стула на полшага от него, удерживаться за спинку руками, ноги вместе. Сделать шаг правой ногой вправо, приставить левую ногу. Сделать шаг левой ногой влево, приставить правую. Следить, чтобы стопы были параллельны, а колени полусогнуты.
2. И. п.— встать здоровым боком к стулу, держаться за него здоровой рукой, ноги вместе (больная нога полусогнута в колене). Сделать здоровой ногой небольшой шаг вперед и назад.
3. И. п.— сесть на стул, на носок больной ноги накинуть повязку с петлей узлом наружу, поставить носок здоровой ноги позади пятки больной ноги. Медленно подтягивая повязку вверх, поднимать носок, помогать этому движению здоровой ногой (рисунок 15). Следить, чтобы стопа не подвертывалась вовнутрь.
Каждое упражнение повторяют вначале 5—6 раз, а через три—шесть месяцев — 10 раз.


ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ
М. К. БУРЛАКОВА,
кандидат педагогических наук

Невропатолог обычно сообщает родственникам, какая форма расстройства речи у больного — сенсорная или моторная афазия.
И в том и в другом случае, как правило, нарушаются навыки письма и чтения, а понимание речи через год после инсульта в большинстве случаев частично восстанавливается в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач.
У больных, которые не говорят, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите больного показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три. Например: «Покажи вилку; покажи тарелку и хлеб; покажи чашку, сковороду, нож». За один раз ему предлагают показать не более 10—15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза), покажи морковь...»
Больные обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни.., положи на.., положи перед стаканом, в стакан, за стаканом, около стакана».
Если больной неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь.
Страдающие сенсорной афазией с трудом различают близкие по звучанию слова. Для них следует сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите больного показать тот или иной рисунок или подпись.
По ходу занятия больному предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы, на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.
Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека; больные не в состоянии понять их. Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.
При моторной афазии понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше больной научится их произносить, тем лучше начинает понимать речь окружающих.
Если он не в состоянии повторить отдельные слова, следует видоизменить занятия: пусть больной произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5—6 раз! Попробуйте петь вместе песни, которые больной знает. При этом он также должен смотреть на губы поющего.
Как только больной начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».
Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Обучающий в тетради четким почерком простыми предложениями описывает сюжет картинки. Больной сначала должен несколько раз услышать то или иное предложение, прочитать в тетради четко написанные подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).
Если больной с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными. Одновременно улучшается понимание речи, чтение и письмо под диктовку.
Можно помочь больному вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «демисезонное (пальто); я мою руки туалетным (мылом)». Так, подсказывая слово за словом, помогайте больному составить по картинкам предложение.
В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: а, о, у, м, п и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.
Если у человека полностью нарушена способность писать, ему предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей. Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.
Что делать, если больной неправильно произносит окончания существительных и глаголов, пропускает или заменяет предлоги? Поставьте ему наводящие вопросы, например; «Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу). О чем он пишет письмо? (О своих делах)».
Строить предложения вольным помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет: подлежащее+сказуемое+дополнение.
Побуждайте больного заниматься самостоятельно. Дайте ему 5—6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут... школу. Дерево стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»
Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6—12 строчек) рассказов. Их больной может пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно.
Чем лучше он говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.
Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки.
Телепередачи больному рекомендуется смотреть не более двух часов в день. Лучше выбирать те, что вызывают положительные эмоции — художественные фильмы, передачу «В мире животных», а любителям спорта — репортажи со спортивных соревнований. Больной невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.
Занятия с больным требуют терпения и такта. Не исправляйте сразу все его ошибки, а лишь часть (из 10—3 или 4). Одобрите, похвалите за самые малые успехи.


НАША ИНФОРМАЦИЯ

БЕЛОК ПОМОГАЕТ СТАВИТЬ ДИАГНОЗ

В 1983 году Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий вручил дипломы об открытии сотрудникам 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова и Астраханского медицинского института имени А. В. Луначарского Минздрава РСФСР со следующей формулой открытия: «Явление синтеза и секреции в кровь млекопитающих и человека белка — трофобластического бета-глобулина (ТБГ)».
Изучая белки эмбриона человека, специалисты кафедры биохимии 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова открыли неизвестный ранее белок — трофобластический бета-глобулин (ТБГ). Результаты многочисленных контрольных исследований показали его отсутствие в крови взрослых людей. Крайне редко его удавалось обнаружить и в крови плода. Но неизменно ТБГ присутствовал в крови беременных женщин. Дальнейшие исследования, участие в которых приняли сотрудники Проблемной лаборатории по иммунохимии эмбриональных и злокачественных тканей 2-го Московского медицинского института и Астраханского медицинского института, позволили установить, что ТБГ продуцируют трофобластические клетки плаценты, которая формируется только на время беременности.
«Белок беременности» удается выявлять с помощью высокочувствительных методов уже в конце второй недели после зачатия, что позволило разработать принципиально новый и высокоспецифичный метод диагностики беременности.
Трофобластический бета-глобулин позволяет судить и о том, как протекает беременность, нет ли каких-либо отклонений от нормы. Ведь на протяжении девяти месяцев содержание ТБГ в крови беременной постоянно меняется, и динамика этих изменений специалисту говорит о многом. Например, внезапное резкое падение уровня ТБГ в крови сигнализирует о возникшей угрозе самопроизвольного прерывания беременности и о необходимости срочно принять меры.
Ученые предположили, что ТБГ должен присутствовать в крови и в случае возникновения опухолей, развивающихся из трофобластических клеток в матке. А следовательно, этот белок может служить и для диагностики доброкачественных и злокачественных форм трофобластических опухолей. Предположение оказалось верным. Исследованиями советских ученых в этой области заинтересовалось Международное агентство по изучению рака (МАИР) Всемирной организации здравоохранения. Выводы международного эксперимента полностью подтвердили высокую точность пробы на ТБГ.
Чрезвычайно важно то, что проба на ТБГ позволяет не только диагностировать, например, хорионэпителиому, но и следить за течением заболевания, эффективностью лечения. Когда содержание ТБГ в крови больного снижается, это свидетельствует, что лечение дает хорошие результаты. А вот если уровень ТБГ вдруг повышается, значит, наступил рецидив заболевания.
Сегодня создаются предпосылки для промышленного производства препарата ТБГ, что в будущем позволит расширить сферу применения этого белка в научных медицинских исследованиях и практическом здравоохранении.
А. А. ТЕРЕНТЬЕВ,
кандидат медицинских наук


О ЕДЕ МЕЖДУ ЕДОЙ

Некоторые полные жалуются: «Ничего не ем, а толстею». И на самом деле их завтрак, обед, ужин не обильнее, чем у людей стройных, сохраняющих массу тела нормальной. Но зато между завтраком, обедом и ужином они съедают столько, что в результате превышают общее количество пищи чуть ли не в два раза против суточной нормы.
Между делом съедают обычно то конфету, то мороженое, то сушку, то сухарик, иными словами, все, что весьма калорийно.
Многие едят и сидя перед экраном телевизора. Во время просмотра телепередач машинально отправляют в рот изюм, орехи, халву, печенье и другие сладости.
А между тем всего 100 граммов орехов (фундук) прибавляют к калорийности рациона 704 килокалории, а 100 граммов халвы — 516 килокалорий. Есть над чем задуматься!
Некоторые имеют привычку по нескольку раз в день пить чай. А с каждым стаканом чая съедают непременно что-нибудь сладкое: сахар, варенье, мед, карамель.
Бывает, что к еде прибегают от скуки. Конечно, давно уже ушли в прошлое времена гоголевских Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича, которые даже ночью вставали, чтобы поесть маринованных огурчиков или порадовать себя еще чем-нибудь вкусненьким. И тем не менее есть люди, напоминающие этих старосветских помещиков, для которых еда составляла главное удовольствие в жизни. Дома они постоянно что-то жуют, пробуют, много раз в день слышится щелканье дверцы холодильника.
Привычка есть между едой, как правило, вырабатывается с детства, если ребенку по его просьбе каждый раз дают бутерброд, мороженое, булочку. Нарушение режима питания отрицательно сказывается на пищеварении и неизбежно приводит к ожирению. Помните об этом и не причиняйте вреда ни себе, ни своим детям!
Т. А. ЯППО,
кандидат медицинских наук


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БРЮШНОГО ПРЕССА И БЕДЕР
М. С. ВАСИЛЬЕВА,
кандидат медицинских наук

Немало огорчений доставляют некоторым женщинам излишняя полнота в области живота, полные или слишком худые бедра. Бороться с этими недостатками поможет комплекс специальных гимнастических упражнений. Однако хочу предупредить, что они не из легких и принесут ожидаемый эффект не сразу. Поэтому наберитесь терпения. Результаты будут заметны через 1,5—2 месяца при условии систематических, регулярных занятий. Приведенные ниже упражнения можно выполнять только после предварительной пятиминутной разминки, включающей в себя наклоны, приседания, различные движения руками и ногами. Такой разминкой может быть обычная утренняя гимнастика. Во время выполнения упражнений дышите произвольно, стараясь не задерживать дыхания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БРЮШНОГО ПРЕССА
1. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз. Медленно поднимите сомкнутые ноги на 40—50 сантиметров от пола и плавно опустите. Повторить 8—10 раз.
Освоив упражнение, увеличивайте угол подъема ног до 90 градусов и больше.
2. И. п.— лежа на спине, руки под головой. Подняв сомкнутые ноги вверх на 90 градусов, описывайте ими круги (рисунок 1), постепенно увеличивая амплитуду вращения, пока не начнете касаться пола, затем, постепенно уменьшая ее, вернитесь в и. п. Повторить по 5 раз в одну и в другую сторону.
3. И.п.— то же, что и в упражнении 1. Приподняв ноги на 30—40 сантиметров от пола, скрещивайте их друг над другом. Повторить 8—10 раз.
4. И. п.— лежа на спине головой к стене. Наденьте на каждую стопу, по 2 резиновых бинта, закрепленных на стене. Делайте энергичные движения обеими ногами вверх-вниз (рисунок 2). Повторить 10—20 раз.
5. И. п.— лежа на спине, взять в руки резиновые бинты, закрепленные на стене. Поднимая голову и плечи и натягивая бинт к коленям, поднимите ноги как можно выше (рисунок 3). Держите их, считая до пяти. Повторить 5 раз.
Вместо резиновых бинтов можно применять тренажер «Грация».

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПОЛНЫХ БЕДРАХ
1. И. п.— стоя левым боком к стене и опираясь о нее левой рукой. Делайте правой ногой маховые движения в сторону. То же, повернувшись, левой ногой. Повторить по 10 раз каждой ногой.
2. И. п.— лежа на левом боку, левая рука согнута под прямым углом ладонью к полу, правая опирается о пол на уровне пояса, ноги вместе. Опираясь руками и внешним краем левой стопы, оттолкнитесь от пола левым бедром (рисунок 1), затем вернитесь в и. п. Повторить 10 раз. То же на правом боку.
3. И. п.— то же. Опираясь на руки, поднимите сомкнутые ноги вверх (рисунок 2). Затем опустите их на пол. Повторить 10 раз. То же на правом боку.
4. И. п.— лежа на спине с вытянутыми сомкнутыми ногами, руки за головой ладонями вверх. Резко повернитесь на левый бок, затем на правый, перекатываясь через спину. Повторить 12—15 раз.
5. И. п.— стоя на коленях. Быстро сядьте вправо на пол, вытянув обе руки влево (рисунок 3); вернитесь в и. п. Повторить 6—8 раз. То же в другую сторону. (При расширенных венах на ногах это упражнение выполнять нельзя.)
6. И. п.— стоя, ноги шире плеч, руки на талии. Круговые движения бедрами сначала влево, затем вправо. Голову и грудь старайтесь не раскачивать. Повторить 12—15 раз в каждую сторону.
7. И. п.— стоя на коленях, руки вдоль туловища. Не сгибая спины, медленно отклоняйтесь назад и так же медленно возвращайтесь в и. п. Повторить 8—10 раз.
8. Ходьба в высоком и низком полуприсяде в течение 2—3 минут, руки на коленях.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ХУДЫХ БЕДРАХ
1. И. п.— стоя, ноги на ширине плеч, носки разведены в стороны. Медленно поднимайтесь и опускайтесь на носках. Повторить 20—30 раз.
2. И. п.— стоя, ноги вместе, руки на талии. Медленно поднимитесь на носки, затем так же медленно присядьте и, стараясь сильнее напрягать мышцы ног, поднимитесь. Опуститесь на всю ступню. После 2—3 повторений расслабьте мышцы ног и потрясите каждой ногой. Повторить 20—25 раз.
3. И. п.— сидя верхом на стуле, держась руками за спинку. Напрягая мышцы, поднимите прямые ноги вперед (рисунок 1), затем опустите. Повторить 20—25 раз.
4. И. п.— встав носками на доску высотой 4—5 сантиметров, поднимитесь на носки, затем опуститесь так, чтобы достать пятками пол (рисунок 2). Повторить 10—12 раз.
5. И.п.— стоя, опираясь руками о край стола, ноги шире плеч. Скользя подошвами по полу, соедините прямые ноги вместе (рисунок 3). Повторить 5—10 раз.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz