каморка папыВлада
журнал Семейное чтение 2006-06 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 18.08.2017, 21:10

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Знаменитые художники

Марина КОРОТКОВА
Талант доброты: придумал и нарисовал Владимир Конашевич

«Маленькие дети не ходят на выставки и редко в музеи, и рисунок в книге — их первое приобщение к искусству, к миру прекрасного».
Владимир Алфеевский

«Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы», — писала дочь В. Конашевича. Так родилась «Азбука в рисунках В. Конашевича».

«Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что, помимо всего. Ваша живопись — добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты — огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям» — эти слова были адресованы К. И. Чуковским Владимиру Михайловичу Конашевичу, замечательному иллюстратору книжек для детей.
Этот художник умел творить в рисунках волшебство, умел весело и заразительно «играть», вовлекая в игру и своих юных зрителей-читателей.
Художник называл свои иллюстрации к детским книгам «разноцветными плоскими картинками». Рассматривать эти «картинки» — огромное удовольствие. В этом, наверное, и секрет его неувядаемого успеха у детей. Нарядные, праздничные книжки, иллюстрированные Конашевичем, пронизаны жизнерадостностью и любовью к предметному миру, интересом к самым, казалось бы, незначительным элементам сказок.
«Фантазирует Конашевич чрезвычайно сильно, — писал о нём Фаворский — Разные пустяки у него обрастают гроздьями выдумок, которым невольно удивляешься. ... А детям — это то, что надо... Каждый угол рассказывает новое...». Конашевич любил и умел изображать вещи и признавался, что бытовая обстановка, старинные мелочи и безделушки, одежда и мебель всегда привлекали его. К каждой иллюстрируемой им книге художник находил свой ключ и в то же время всегда оставался узнаваемым с первого взгляда. Яркий, декоративный цвет, характерная волнистая, затейливая, подвижная линия — вот отличительные черты его рисунков, по этим приметам мы сразу узнаём работы Конашевича.
Владимир Михайлович Конашевич родился на Украине, в городе Новочеркасске в 1888 году. Но вскоре после его рождения семья переехала в Москву, здесь и прошло детство будущего художника. В 1897 году Конашевичи переехали в Чернигов, здесь Владимир окончил реальное училище. Вряд ли предполагал он тогда, что станет художником детской книги.
Владимир с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию (особенно А. Фета и А. Блока), как и многие другие мальчишки, мечтал быть моряком, строить корабли.
«Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за всё раньше, — и замечательно: всё, чем я занимался раньше, в моём новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую больше трудиться и мечтать», — так напишет он впоследствии.
Чтобы научиться рисовать, он брал вначале частные уроки рисования у художников И.И. Михайлова и П.Д. Цыганка. А затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1908 по 1913 годы.
Отец хотел, чтобы Владимир стал архитектором, поэтому молодой человек поступил вначале на архитектурный факультет, однако «после бурной переписки с отцом»... перешёл на живописное отделение, где учился у К.А. Коровина и С.В. Малютина.
В 1915 году Владимир Конашевич переехал в Петроград (Санкт-Петербург), в это время он занимается декоративными работами: вместе с художниками С.В. Чехониным и Н.А. Тырсой расписывает Юсуповский дворец (1915-1917), ряд других петербургских особняков, принимает участие в реставрации Павловского дворца-музея. Эта декоративная работа позднее проявилась в его подходе к оформлению детских книг.
А иллюстрировать детские книги художник начал совсем случайно. Было это в 1918 году. Его маленькая дочь жила тогда с матерью у родных на Урале, разлука затянулась на долгое время, Урал оказался отрезан армией Колчака. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для дочки картинки на каждую букву алфавита и отправлял ей эти рисунки в письмах. Дочь художника впоследствии вспоминала: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы».
Так из писем родилась первая книга «Азбука в рисунках В. Конашевича». Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью.
Художник считал, что предмет на рисунке в детской книге должен быть показан полностью, «чтобы все его части были видны». «Композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте, — писал Конашевич в книге «О себе и своём деле». — Ребёнок с первого взгляда должен «понимать» картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие».
В том же 1918 году художник иллюстрировал книгу Е.Е. Соловьёвой «Розовая азбука». Книга была сделана литографским карандашом с написанным от руки текстом. Но в это время Владимир Конашевич не расставался и с живописью, много и успешно иллюстрировал он и взрослую литературу: «Бежин луг», «Первая любовь», «Помещик» И.С. Тургенева, «Женитьбу» Н.В. Гоголя, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, стихотворения А.А. Фета.
Современник художника Э. Голлербах писал: «Если бы Конашевич ничего не сделал, кроме Фета, «Первой любви» и «Помещика», то и тогда бы его имя запомнилось в истории иллюстрационного искусства». А исследователь творчества В. Конашевича Ю. Молок писал, что рисунки к стихам Фета «остались в истории русской графики как превосходные лирические страницы..., где художник не побоялся состязаться с поэтом».
Позднее он иллюстрировал Чехова, Горького, Зощенко, стихотворения Гейне, прозу Б. Пастернака. А иллюстрации к «Манон Леско» А. Прево принесли ему золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. И всё же главным делом в жизни художника стала детская книга.
Активно работать как иллюстратор детской книги Конашевич начал с 1922 года, когда с его иллюстрациями вышло несколько сказок Ш. Перро («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка») и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. В книгах не было «иронически-снисходительного тона взрослых», а было умение «играть с детьми в одинаково весёлые для них и для него игры» (Ю. Герчук. Конашевич в жизни и в искусстве//Дет. лит. — 1969. — №7. — С. 39).
«Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети — народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво. Поэтому и художнику надо к делу относиться серьёзно и добросовестно», — писал сам Конашевич.
Сказки Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, В. Даля, народные сказки — русские, украинские, эстонские, латышские, английские, французские, китайские, африканские — все они, иногда и по многу раз, иллюстрированы Конашевичем. Но среди множества книг лидировали произведения Чуковского и Маршака. С Маршаком Конашевич познакомился в 1923 году и оформил несколько его книг: «Сказка о глупом мышонке», «Петрушка-иностранец», «Три зверолова» и др. Самой большой удачей стал «Пожар» (1923). Пользуясь всего тремя цветами — красным, жёлтым и чёрным, художник создал яркое и динамичное зрелищное действие. «С благодарностью и гордостью могу отметить, что мои первые книги для детей были украшены рисунками Конашевича», — так писал С.Я. Маршак.
Примерно в те же годы состоялось знакомство Владимира Конашевича и с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее постепенно в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и в соавторскую работу по созданию книги.
Стихи, сказки, загадки писателя были сродни жизнерадостному таланту художника. И если Маршак называл равноправным соавтором своих книг Владимира Лебедева, то Чуковский — Конашевича. «Муха-Цокотуха», — писал он художнику, — давно уже столь же моя, сколь и Ваша». А к открытию персональной выставки Конашевича: «Ваш праздник — это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам, эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном, изящном обличий...».
Корней Иванович с восхищением отзывался о богатой фантазии художника, его неистощимой изобретательности. Однако творческое содружество поэта и художника не всегда было безоблачным. Так, например, первоначальные рисунки к «Мухе-Цокотухе» крайне не понравились писателю. Рисунки задумывались и осуществлялись в сомнениях, спорах, поисках. В конце концов, общее решение, удовлетворявшее обоих, находилось. И вот уже об иллюстрациях к «Мухе-Цокотухе», когда-то сурово раскритикованных, Чуковский писал Конашевичу: «Низко Вам кланяюсь. В новой «Мухе» Вы превзошли самого себя. Я каждую страницу рассматриваю с восторгом».
Долго писатель и художник не могли найти зрительный образ Айболита, не сразу наметились тип и характер Бибигона, физиономия Бармалея. Трудно давались и иллюстрации к сказке «Федорино горе». Движение, которое было так замечательно передано в тексте стихов, очень плохо изображалось в рисунках. Размышляя над тем, как бы заставить посуду перемещаться, Конашевич жаловался: «Не бежит, подлая». Наконец, Конашевич сумел добиться «динамики статичных предметов». И на шмуцтитуле в книге «Федорино горе» действительно движется Федорина посуда, и у каждого предмета своя походка. Кто-то семенит, кто-то ковыляет, а кто-то и важно вышагивает. Движение подчёркивает и неровная с наклоном дорога. А подробностей (как всегда у Конашевича) на рисунке гораздо больше, чем в сказке: море за дальним забором, и волны, и парусный кораблик на горизонте. Художник и поэт сделали множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница» (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. И нередко для очередного переиздания той или иной книги Конашевич делал новые иллюстрации. В подмосковном посёлке Переделкино в детской библиотеке-читальне, устроенной Корнеем Ивановичем Чуковским, висит большая картина «Чудо-Юдо рыба кит». Под ней надпись: «Дар художника Конашевича».
Одной из важных работ для художника стало оформление сказок А.С. Пушкина. В этих иллюстрациях в полной мере проявились мастерство и огромный талант Владимира Михайловича. И до Конашевича немало мастеров рисовало эти сказки, но далеко не все достигали успеха.
Сам Конашевич писал: «Мне предстоит иллюстрировать сказки А.С. Пушкина. Я очень боюсь этой работы. Никогда мне работа не давалась с таким трудом: много эскизов, много отходов и совсем нет уверенности, что я делаю то, что надо». Подготовительная работа, которую проделал художник, была огромной. И она включала в себя не только поиски пластического решения иллюстраций, но и настоящие научные изыскания, анализ текстов Пушкина. Так, например, на одном из рисунков к «Сказке о золотом петушке» он изобразил царя с шутом, играющих в шахматы. У Пушкина в окончательном варианте сказки этой сцены нет, но она была в одном из черновиков. «Восстановив» её в иллюстрациях, художник не стремился продемонстрировать свои познания. Он хотел заинтересовать читателя, быть может, несколько его озадачить и тем самым побудить к поискам». (Громова Л. Пушкинские сказки в иллюстрациях Конашевича // Детская литература. — 1974. — №2. — С.72). Когда работа пошла на лад, Конашевич радовался как ребёнок. Ю. Молок вспоминал, что, показывая ему рисунок для обложки «Сказки о царе Салтане», Владимир Михайлович говорил: «Смотрите, какой я кораблик разрисовал, может быть, кто-нибудь из мальчишек захочет сам смастерить себе такой же и разыграть сказку или спектакль».
Работа над сказками А.С. Пушкина оказалась последней большой работой художника. В.М. Конашевич умер в феврале 1963 года. Многие иллюстрации к пушкинским сказкам он так и не успел увидеть напечатанными (кроме «Сказки о рыбаке и рыбке», которую он сделал раньше других).
В своих воспоминаниях дочь Конашевича Ольга Чайко-Конашевич вспоминала такой случай: однажды в годы гражданской войны в Павловске отец оказался между двух воюющих и стреляющих друг в друга армий. «Оглянувшись, папа увидел, что находится между двумя цепями солдат, переползающих, хоронясь за кустами, навстречу друг другу. Папа так растерялся, что продолжал идти во весь рост тем же размеренным шагом». Так же размеренно и внешне спокойно, ни под кого не подстраиваясь, оставаясь самим собой и в любых жизненных ситуациях, и в творчестве, прожил он и свою долгую жизнь. До конца своих дней сохранял Владимир Михайлович умение радоваться жизни и умение передать эту радость детям. Однажды в письме Фаворскому он признался: «Трагизм мне вовсе не даётся: это не приходит даже с возрастом. Хорошо то, что, по общему признанию, — старею я, а моё искусство от меня отстаёт, остаётся меня моложе».

Игровые задания:
Отгадайте загадки и найдите рисунки-отгадки в книге А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями В.Конашевича:
*
От страны своей вдали
Ходят в море...
(Корабли)
*
Таять может, да не лёд.
Не фонарь, а свет даёт.
(Свеча)
*
Стоит толстуха —
деревянное брюхо,
железный поясок.
(Бочка)
*
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт.
(Волна)
*
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
(Дуб)
*
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
*
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
*
Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
*
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звёзды)
*
Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки.
(Месяц)
*
Два братца
Не могут расстаться:
Утром в дорогу,
Ночью к порогу.
(Сапоги)


КРОССВОРДЫ:

«Рисунки Конашевича»
Герои сказок Корнея Чуковского, нарисованные Владимиром Конашевичем
1. «В Африке разбойник, / В Африке злодей, / В Африке ужасный ...» (Бармалей).
2. «Добрый доктор ...» (Айболит).
3. «Пошла муха на базар / И купила ...» (Самовар).
4. «Муха, муха, ...» (Цокотуха).
5. «Бедный я, несчастный / Сирота, / Я на свет родился / Без хвоста! (Топтыгин).
6. «Страшный великан / Рыжий и усатый ...» (Тараканище).
7. «Тоненький он, / Маленький он / Лилипутик. / Ростом, бедняга, не выше / Вот этакой маленькой мыши». (Бибигон).
8. «Он по улицам ходил, / Папиросы курил, / По-турецки говорил...» (Крокодил).
9. «Умывальников Начальник / И мочалок Командир». (Мойдодыр).
10. и 11. «Папочка и мамочка уснули вечерком, / А ... и ... — в Африку бегом...» (Танечка и Ванечка).
12. Крокодильчики Кокоша и ... (Тотоша).
13. «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам.../ А за ними вдоль забора / Скачет бабушка ...» (Федора).
14. «Взял и клюнул таракана — / Вот и нету великана». (Воробей).
15. «...Из-за Нила / ... идёт, / Крокодила ведёт!» (Горилла).
16. «Не листочки на нём, / Не цветочки на нём, / А чулки да башмаки, / Словно яблоки!» (Чудо-дерево).
17. Жених Мухи-Цокотухи. (Комар).

«Карандаш»
Владимир Конашевич нарисовал иллюстрации к сказкам этих писателей.
1. Автор «Мухи-Цокотухи», «Айболита» и многих других сказок (Чуковский).
2. Собиратель слов, пословиц, загадок и сказок русского народа (Даль).
3. Французский сказочник, автор «Кота в сапогах» (Перро).
4. Немецкие сказочники Вильгельм и Якоб Гримм были ... / родство/ (Братья).
5. Великий русский поэт, автор «Сказки о царе Салтане» (Пушкин).
6. Великий датский сказочник, автор «Дюймовочки», «Гадкого утёнка» и многих других сказок (Андерсен).
7. Немецкий сказочник, автор сказок «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Халиф-Аист» (Гауф).
8. Поэт, сказочник, переводчик, автор «Сказки о глупом мышонке» (Маршак).

ВИКТОРИНА
«Сказки и картинки»
1. Сколько шерсти даст один барашек? (три мешка).
2. Кого испугались храбрецы-портные? (улитку).
3. «Плывёт, плывёт кораблик...», а кто на нём плывёт? (ведёт кораблик утка, а матросы — мышки).
4. Кто помогал крокодилу тушить море? (обезьянки).
5. Какие хвосты доктор предлагал пришить медведю? (лошадиный, кошачий, ослиный, крысиный, мышиный, петушиный, лисий, козлиный, свиньи, собаки, селёдки).
6. Айболит лечит зверей гоголем-моголем и ...? (мёдом, шоколадками, малиновым вареньем, томатным соком).
7. Что растёт на Чудо-дереве? (башмаки, сапоги, валенки, туфельки, а также щётки и мазь для обуви).
8. Сколько всего птиц вылетело из рукава Старика-годовика? Сколько было у каждой птицы крыльев? Сколько перьев на каждом крыле? Какого цвета были перья? (Двенадцать птиц-месяцев, четыре крыла-недели, семь перьев-дней, перья наполовину белые /день/, наполовину чёрные /ночь/).
9. Каким цветом на рисунках Конашевича окрашены зимние, весенние, летние и осенние птицы? (Зимние — лилово-синие, весенние — розовые, летние — жёлто-оранжевые, осенние — фиолетово-синие).
10. Где спасалась Снегурушка от медведя, волка и лисы? (на дереве).
11. Как гриб-боровик на рисунке Конашевича превратился в воина? (Художник нарисовал ему перо на шляпке, саблю, сапоги со шпорами и усадил на коня).
12. На рисунке к игре «Полетушки» найдите те персонажи, которые не летают. Почему художник нарисовал их с крыльями? (Рыба, ботинок, собака, чашка, ложка, хлеб, лягушка. Когда дети в игре ошибаются, это вызывает смех, и эти рисунки тоже выглядят смешно).
13. Сколько братьев было у Элизы? (одиннадцать).
14. Когда гадкий утёнок попал в домик старушки, с кем он там познакомился? (с котом и курицей).
15. Что запасла Мышь на зиму? (хлебные колосья, стручки гороха и др. растения).
16. Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (из скорлупки грецкого ореха).
17. Какой дом построил для белочки князь Гвидон? (хрустальный).
18. Как одеты и вооружены 33 богатыря и дядька Черномор? (в шлемы и кольчуги, у Черномора меч и щит, у богатырей — щиты и копья).

Ответы найдите на рисунках Владимира Конашевича в книгах:
• С.Я. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик...» (вопросы 1-3),
• К.И. Чуковский «Чудо-дерево» или «Сказки» (вопросы 4-7),
• В.И. Даль «Старик-годовик» (вопросы 8-12),
• Х.К. Андерсен «Сказки» (вопросы 13-16),
• А.С. Пушкин ««Сказка о царе Салтане» (вопросы 17-18).

ЛИТЕРАТУРА:

Конашевич В.М. О себе и своём деле. — М.: Дет. лит., 1968.
Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. — Л.: Художник РСФСР, 1969.
Галанов Б.Е. Огромное в три обхвата сердце художника // Галанов Б.Е. Платье для Алисы: Диалог писателя и художника. — М.: Книга, 1990. — С. 81-106.
Книги с рисунками В.М. Конашевича:
Андерсен Г.Х. Сказки. — М.: Дет. лит., 1967.
Даль В. Старик-годовик. — М.: Дет. лит., 1970.
Маршак С. Детям: Стихи, сказки, загадки, английские песенки. — М.: Планета детства, Малыш, 2000.
Маршак С. Плывёт, плывёт, кораблик. — Л.: Художник РСФСР, 1991.
Маршак С. Шалтай-болтай. — М.: Планета детства, 2000.
Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. — М.: Дет. лит., 1988.
Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. — М.: Детгиз, 1963.
Чуковский К. Доктор Айболит. — М.: Дет. лит., 1977.
Чуковский К. Чудо-дерево и другие сказки. — М.: Дет. лит., 1982.
Чуковский К. Чудо-дерево. — М.: Детгиз, 1957.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz