каморка папыВлада - журнал Семейное чтение 2006-06 текст-2
каморка папыВлада
журнал Семейное чтение 2006-06 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.03.2017, 07:26

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


ЖЕВНЕРОВ В.Л.,
Директор Санкт-Петербургской фирмы «Альма» (производство оборудования для детей с нарушениями в развитии), многолетний участник программы «Дети России»
В 1995 году продукция нашего предприятия прошла психолого-педагогическую экспертизу в экспертном совете по играм и игрушкам Министерства образования Российской Федерации. Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть высокий профессионализм и компетентность работавших в этом экспертном совете. И для меня была очень большим удивлением ликвидация этой структуры.
Мне посчастливилось войти в президентскую программу «Дети России», в рамках которой мое предприятие отработало 10 лет, последние три года выполняя заказ по подпрограмме «Дети-инвалиды». Предприятие было награждено почётной грамотой Правительства России.
После видоизменения Программы «Дети России» не только про предприятие забыли, но появились другие негативные последствия. Прежде всего, это привело к уменьшению товарооборота выпускаемой нами продукции и реализации на рынке Российской Федерации. И при сохранении общего товарооборота предприятия у нас увеличилась доля экспорта, что составляет на сегодняшний день приблизительно 30 процентов. То есть продукцию, которую мы раньше отгружали на российский рынок, мы сегодня отгружаем в другие страны...

ПАНОВ Ю.П.,
председатель Правления Агентства по развитию компьютерных центров города Москвы
Наша организация — некоммерческая, занимается реализацией позитивных проектов в области молодежной информатизации. Среди наших проектов фестиваль «Цифровой мир». Занимаясь проблемами молодежной информатизации, мы многократно сталкивались с проблемой разграничения доступа несовершеннолетних к играм, содержащим информацию деструктивного характера.
Все прекрасно знают, что для детей школьного возраста основными игрушками стали компьютерные игры и видеоигры.
Мы проводили исследование среди школьников, и выяснилось, что от 80 до 90 процентов школьников основным своим увлечением называют компьютерные игры. Причем доступ к ним они могут получить как дома, так и в компьютерных клубах.
В настоящее время в России отсутствует система возрастной классификации компьютерных игр, и это позволяет издателям гордо писать, например, на невероятно жестокой и аморальной игре «Постал-2», которая с 18 лет допущена в Европе, «рекомендуется детям с 14 лет».
Я прочитаю несколько слов с обложки этой игры. «Мечта всех маньяков. Более 10 видов оружия, начиная от «коктейля Молотова», глушителя и живой кошки. Свыше 100 персонажей для общения, и также безумное количество потенциальных жертв. Пять дней в неделю задания для самых отъявленных отморозков».
Эта игра запрещена во многих странах мира, а у нас она рекомендуется детям от 14 лет. ...
Если обратиться к мировому опыту, то существуют две наиболее популярные системы оценки игр с учетом возрастной классификации — американская и европейская. Обе системы базируются на возрастных ограничениях, и оценивают игры, исходя из общей приемлемости для детей. Игры имеют на упаковке соответствующий знак.
Если европейцы допускают эротические сцены в подростковых играх, максимально ограничивая насилие, то американцы нетерпимо относятся к любым сексуальным темам, но разрешают своим детям видеть экранную жестокость с 6 лет. Никаких ограничений, связанных с этническими, расовыми и религиозными вопросами, в американской системе ранжирования нет.
Необходимо введение отечественной возрастной классификации, которая учитывала бы наш менталитет, а также определение органа, который отвечал бы за регулирование данной сферы деятельности.
...Мы сейчас приступили к разработке методики возрастной классификации игр, которую будем предлагать ведущим издателям и распространителям в Москве. В этом плане нас поддержало Московское правительство, выделило небольшой грант на разработку этой методики.
Важное значение имеет просветительская работа среди родителей, которая разъясняет опасности, подстерегающие детей за компьютером. ...Важное значение имеет распространение среди родителей специальных компьютерных программ, позволяющих им регулировать деятельность ребёнка на компьютере. В настоящее время такие программы существуют, в том числе бесплатные. Нужно просто их шире пропагандировать среди родительской аудитории.
Необходимо обратить внимание также на компьютерные клубы, работающие сейчас практически вне рамок правового поля. Мы проводили неоднократно конференции и «круглые столы», посвященные упорядочению деятельности этой сферы бизнеса, и издали две книги, в которых обобщён опыт. Было предложено много вариантов решения, вплоть до разработки и принятия на уровне субъектов Федерации правил деятельности компьютерных клубов. Надо и программными, и административными методами ограничивать доступ детей к этой негативной информации.

ДРАГУНКИНА З.Ф.,
член Совета Федерации, председатель подкомитета по образованию.
25 сентября в Будапеште проходил IV Межправительственный форум по химической безопасности. И среди шести вопросов отдельный — проблемы безопасности детской игрушки.
Недавно в Брюсселе было подписано специальное соглашение, оно называется «Дорожная карта», между Евро-комиссией и Китайским правительством, по которому Пекин взял на себя ответственность за безопасность поставляемых в Европу игрушек.
Далее. На прошлой неделе в столичном Экспоцентре была выставка «Мир детства», где много говорили о безопасности и воспитательной роли игр и игрушек.
Мы не коснулись сегодня ещё одной темы — «страшная» игрушка. Та, которая на наших детских площадках, откуда ребёнок тянет бабушку и говорит: давай уйдём отсюда поскорее.
В том числе и в нашей столице, а мы, объявляя следующий год Годом ребёнка, поставили задачу сделать Москву городом, доброжелательным к детям.
Кстати, на всю Москву существует только одна организация, которая занимается психолого-педагогическим анализом детских товаров.
Психологическая составляющая игрушки — это не второстепенный вопрос, когда речь идет о формировании ребёнка. Каким он войдёт в мир: озлобленным или добрым? Это вопросы психологические. И их нельзя отодвигать в сторону.
Центр «Игры и игрушки» у нас в Москве оценивает не только красоту и санитарно-гигиенические свойства товаров для малышей, но и соответствие их потребностям рынка.
Вот почему я горячо поддерживаю тех, кто говорил о том, что нужны официальные критерии для психологической экспертизы.
В Бельгии безопасность детских игрушек находится под двойным контролем. Её обеспечивают наши коллеги законодатели. И, во-вторых, неправительственные организации. В частности, «Гринпис». ... Я считаю, что правовая, нормативная база должна начать действовать, пусть хотя бы поэтапно.
Думаю, что и в Закон о защите прав потребителей, и в другие законы, которые сегодня работают, мы имеем право внести поправки, то есть начать действовать.

ЦЕПЕНКО М.М.,
заместитель начальника управления Департамента образования города Москвы
В 90-х годах, когда произошло разрушение производства учебного и игрового оборудования, по поручению правительства Москвы Департамент образования провёл полную инвентаризацию системы данного вопроса, а также анализ рынка. Наша методическая служба выстроила перечни оснащения дошкольных образовательных учреждений играми и игровым оборудованием.
Вся работа в данном направлении, начиная с 2000 года, строится в рамках 449-го постановления правительства Москвы, которым утверждена целевая программа правительства. И одно из направлений — это оснащение детских садов новостроек. У нас есть типовые перечни, есть индивидуальные перечни, различные перечни оснащения новых детских садов.
Принципы формирования перечней — прежде всего, безопасность, комфорт, качество, экологичность. ...И чтобы педагог умел развивать ребёнка.
В Москве для этого есть Институт открытого образования, Центр «Дошкольное детство», Центр учебного и игрового оборудования: здесь наши воспитатели проходят повышение квалификации и учатся быть педагогами и организаторами игровой среды, учатся эту среду создавать.
Совершенно верно была поставлена проблема просвещения родителей. В рамках программы «Год ребёнка» мы создаём в Москве консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают детские сады. И сейчас создаётся программа «Московская семья — компетентные родители». И я сегодня приглашаю всех выступавших здесь горячо игрушечников, которые говорили, что родители не информированы, к нам в консультативные пункты. У нас создано 146 консультативных пунктов, они работают сейчас на базе дошкольных образовательных учреждений. Мы собираем родителей и рассказываем им о том, как играть с детьми, как развивать ребёнка.
Деревянная игрушка ушла. Это традиционная русская игрушка практически в России сейчас не производится. А на Западе этой игрушки много и эта отрасль там хорошо развивается. Мы вынуждены закупать сейчас у Запада эту игрушку. Надо защитить российского производителя.

АБРАМЕНКОВА В.В.,
доктор психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии детства Института развития дошкольного образования Российской академии образования
Игрушка — одна из фундаментальных универсалий бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.
Игрушка как зеркало культуры отражает состояние культуры того или иного времени. И поэтому говорят: какова игрушка — такова и культура, или какова культура — таковы и игрушки.
Для взрослого игрушка — это действительно культурный предмет общения ребенка и взрослого, средство обучения ребенка, развлечения его, и также средство лечения.
Для ребенка игрушка должна быть прежде всего источником радости и предметом для творчества. Это и психологическое орудие, овладение ребенком предметным миром и собственным поведением.
Кроме того, игрушка для ребенка — духовный образ идеальной жизни. Очень важно, как сделана кукла, как она изображена, потому что кукла представляет собой образ идеального человека.
Мы имеем возможность ввести игрушку на законодательный уровень как специфическое средство информационного воздействия. И здесь нам поможет Закон об информации и защите информации, ведь игрушка действительно особая форма представления информации. ... Это уже зафиксировано в законе об информации, и это можно использовать для создания определенного закона.
Несколько слов об игровых сооружениях.
Один только пример. Анализ песка в песочницах Москвы показал, что соли тяжелых металлов в этих песочницах в 20 раз превышают норму. Это говорит о том, что внимание к игровым сооружениям и детским площадкам города Москвы должно быть также в центре внимания.
Игрушка дает «интимизацию общения», то есть для ребёнка игрушка — это любимый друг, который «в беде не бросит и лишнего не спросит». ... Отсюда формируется доверие к игрушке как установке на отсутствие какой бы то ни было угрозы. Ребёнок и ответственность чувствует перед игрушкой.
Я хочу привести в качестве иллюстрации электронную игрушку «тамагочи», которая в течение нескольких лет заполонила и нашу страну. И я знаю информацию, что в Канаде эта игрушка вызвала несколько самоубийств детей.
И у нас я знаю случаи. Я работала с таким ребёнком: это восьмилетний мальчик, который не слышал позывных виртуального зверька, потому что он сидел со своим младшим братом. (Брат заплакал, и мальчик не услышал позывных.) Потом, когда он увидел, что «тамагошка» умер, он набросился на годовалого своего братца и избил его, нанеся ему тяжкие телесные повреждения. Мама, которая пришла через полчаса, обнаружила совершенно страшную картину: один без сознания — маленький, и второй — в совершенно жутком состоянии, потому что он понял, что он совершил.
...Игрушка, которую малыш любит, любимая игрушка, которую он берёт в постель, с которой он беседует, которой он раскрывает свои секреты, — она совсем другой объект, и внимание к ней особое.
Важно, какие ценности она транслирует, способствует ли она формированию совести, различению добра и зла и стремлению следовать нравственным нормам. Это то, что традиционно игрушка действительно имела. Отсутствие этого критерия и превращает игрушку в антиигрушку.
И я попытаюсь показать, какие существуют игрушки и антиигрушки.
Обратите внимание, это — Покемон. Броде бы нормальная, хорошая игрушечка, но наличие клыков, когтей и вот этого предмета, бьющего током, рождает образ внешне благополучного и мягкого, а внутри коварного, злого и жестокого объекта. Хочу обратить ваше внимание на один из персонажей мультфильма «Покемоны». Обратите внимание на голову и кулаки. Он пробивает стену, и стена тоже прилагается к этой игрушке.
Героизация персонажа снимает некий барьер в восприятии ребёнка и в понимании того, что это агрессивное существо.
У нас отсутствует принцип культуросообразности игрушки.
На Всемирной выставке в Америке была представлена небольшая кукла, которую можно скручивать, бить, кусать, и у неё на тельце выступают ссадины и синяки. При этом она кричит: «Ой, больно. Ой, не надо. Ой, больно». Это один вариант. А второй вариант: «Ой, как приятно. Повтори ещё разок». Значит, садомазохистский комплекс, казалось бы, внешне совершенно замечательной игрушки, которая всем санитарным нормам соответствуют, но что он формирует у ребёнка?
Предложения. Совместно с НИИ прокуратуры разработана концепция законопроекта по нормализации ситуации с игрушками. И мой вклад в ситуацию — методическое пособие, вот вышла только что книжка «Во что играют наши дети. Игра и игрушка».

ШЕЛИЩ П.Б.,
депутат Государственной Думы, Председатель Союза потребителей России
Не только как депутат, но и как отец троих детей, я всё это вижу, «прохожу на себе».
А, может быть, дети таким способом как-то выплёскивают свои агрессивные импульсы. Как нам объясняют, они в каждом человеке есть. И эти сомнения всегда остаются.
Но я не могу себе представить, чтобы мы сегодня какими-то административными методами могли поставить заслон тому, что нам не нравится на этом рынке.
Мне кажется, что надо конкурировать с тем, что нам не нравится. Надо создавать экономически комфортные условия для тех, кто производит игрушки, в виде игрушек — героев «Простоквашино», героев русских былин и так далее. Надо что-то противопоставлять этим «Покемонам».
Я ничего не мог сделать в определённом возрасте моего младшего ребёнка, когда он «проходил» этих «Покемонов». Ничего. Это запретить невозможно. Они находят способы получить доступ к тому, что им нравится. У них есть свой рынок, свой товарообмен.
Надо делать целевую программу, мне кажется, где предусмотреть прямые льготы для тех, кто разрабатывает и производит игрушки и игры, которые с точки зрения государства, общества полезны, и должны противостоять другому, что мы считаем вредным.
Во Франции есть специальный закон о безопасности товаров для детей, в котором важное место занимает как раз обеспечение безопасности игрушек и игр.
После появления у нас Федерального закона «О техническом регулировании» это может и должно делаться через технические регламенты. Знаю точно, что в плане правительства на этот год по разработке проектов технических регламентов за счёт федерального бюджета ничего подобного не было.

ЕФИМОВА Л.Л.,
доцент Российского государственного социального университета.
Здесь есть представители Ассоциации игрушечников. Те вопросы, которые обращены к министерству, очень часто за рубежом решаются на уровне саморегулирования. То есть сами представители отрасли выделяют какие-то средства, создают экспертный совет, собственную экспертизу продукции.
Ассоциация игрушечников, объединившись с такими организациями, могла бы создать собственный совет психолого-педагогической экспертизы игрушки.
О европейской системе возрастной классификации информационной продукции. Эта система создана общественной организацией — Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения. Это объединение производителей программ. Именно они, естественно, под давлением общественности, проявили такую инициативу, и создали экспертный совет, который разработал методику экспертизы компьютерных игр и присвоение им определённых возрастных категорий.
Сейчас 25 стран участвуют в системе паневропейской классификации информационной продукции. Здесь имеются наклеечки: с трёх лет, с семи лет, с 12 лет, с 16 и с 18. ...Разработаны методики, какую игру отнести к какой категории.
Одновременно наклеиваются и другие меточки поменьше, которые ещё дополнительно характеризуют содержание компьютерной игры (ненормативная лексика, дискриминация, наркотики, ужас, азартные игры, непристойности и насилие — это вредная информация, и она тоже оформляется как наклеечка). Их может быть несколько.
Я хотела обратить внимание на игры, связанные с мобильными телефонами.
Смартфоны позволяют получать из Интернета любую информацию, играть «он лайн» и использовать различные компьютерные игрушки, то есть вся вредная информация, которая находится в Интернете, теперь может попадать к детям через мобильные телефоны.
Уже сейчас за рубежом предпринимаются специальные меры, чтобы обеспечить защиту детей от информации, которая поступает к ним через мобильную связь.
В Великобритании разработана система классификации мобильного контента, которая позволяет отсеивать вредную информацию. И уже упоминалось, что в Комитете по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы сейчас разрабатывается законопроект «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию». Вот в этом законопроекте, я думаю, будут учтены определённые моменты, которые мы здесь обсуждаем.

ДАНИЛИНА Т.А.,
руководитель детского сада № 183, Москва
В области дошкольного образования и дошкольного воспитания я работаю уже свыше 35 лет. Поэтому понятия об игре и игрушке, естественно, сформированы.
Эмоциональный мир ребёнка немыслим без существования в нём игрушек, так как игрушки служат, прежде всего, средством, позволяющим выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Детская игра является неотъемлемым правом ребёнка, посредством реализации которого осуществляются и другие его права. Через игрушку реализуется право ребенка на полноценное развитие, образование, право на защиту его интересов и достоинства.
К сожалению, игры и игрушки, как важное и необходимо условие социально-личностного развития ребёнка, недооцениваются не только обществом, но и государственными органами.
В области инструктивно-методического обеспечения в 2003 году в России была предпринята попытка классифицировать существующие игры. Выпущен был справочник для дошкольных образовательных учреждений «Игры и игрушки для дошкольников», составитель Казаков, в котором был дан перечень игрушек и обозначена литература и методические пособия.
В Москве есть такой замечательный центр «Дошкольное детство», который разработал в соответствии с базисной программой развития ребёнка «Истоки дошкольника» аннотированный перечень «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». Понятно, эта базовая программа является для нас временным государственным стандартом в области дошкольного образования.
Рынок игрушек уже как бы сформирован. Отмечается отсутствие общей правовой культуры в формировании игровой среды ребёнка в России. Конечно, это приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции и с запада, и с востока. Естественно, дешевизна не говорит о качестве. Это очень негативно сказывается на наших детях.
Производители современных игрушек в погоне за расширением потребительского поля производят игрушки стереотипные и не способствующие развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка.
Не секрет, что многие игрушки являются для ребёнка опасными по механическим и химико-биологическим характеристикам. Исследованиями установлено, что дети избирательно относятся к игрушкам. Мягкие и пушистые вызывают положительные эмоции, шершавые и холодящие в основном отвергаются.
Важное значение имеет также и соотношение размеров игрушки.
Вы представляете, какие уродливые, несоразмерные бывают игрушки: большая голова или маленькие руки. Непропорциональность соотношения частей и цветовое решение современных кукол, различных зверюшек формирует у ребёнка искажённое представление об окружающем мире.
Каковы же критерии оценки конкретных типов и образцов игрушек? Среди них мы выделяем три: психолого-педагогический, социокультурный и технический, который должен отражать прочность игрушки, качество её изготовления и безопасность для здоровья ребёнка.
Предложения.
Расширить нормативно-правовую базу. Разработать перечень игрового фонда ДОУ с учётом видового разнообразия, реализуемых программ, инновационных технологий. Создать расширенный аннотированный каталог игрового оборудования с указанием стран-производителей, фирм, торгующих этим оборудованием.
Финансирование игрового фонда не должно производиться по остаточному принципу. Ценовая политика оптового ассортимента должна быть снижена для дошкольных образовательных учреждений. Необходима государственная поддержка отечественного предпринимателя. Расширение ассортимента игрового материала — решающая задача развивающего обучения.
В дошкольных учреждениях работают профессионалы, с их участием необходимо создавать Центры игры и игрушки. Хотя бы по одному, если мы будем брать мегаполисы. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, смогли бы там с профессиональными педагогами и игротехниками заниматься в условиях выходного дня. Это могут быть площадки, которые выделялись бы и передавались бы дошкольным образовательным учреждениям муниципальными органами власти.
И последнее: отсутствие дошкольных учреждений в Национальном проекте «Образование» требует срочного решения.

СМИРНОВА Е.Г.,
заведующая кафедрой социальной рекламы и дизайна РГСО
Многое может сделать социальная реклама. Вместе со СМИ она способна помочь родителям ликвидировать дефицит знаний, сформировать определённое поведение детей, донести до заинтересованных властных структур те возможности, которые существуют, и те проблемы, которые «болят».
В федеральном законе «О рекламе» есть сегодня статья 20, направленная на защиту несовершеннолетних от рекламы. Думаю, что она может быть существенно дополнена и расширена.
Если будет создан общественный совет по игрушкам, то мы, представители социальной рекламы, готовы принять участие в этой работе.
Более того, есть ещё совершенно конкретные маркетинговые механизмы, позволяющие вполне законно заполучить отечественному производителю игрушек российских мам и пап. Посмотрите, пивовары организуют праздник пива. Мороженщики — праздник мороженого.
Как было бы хорошо установить праздник игрушки. Где сегодня можно продемонстрировать лучшие игрушки? Где можно найти того самого заказчика, который возьмётся, ухватится за новые идеи и разработки? Какая социальная реклама их пропагандировала в средствах массовой информации? Студенты нашего университета сделали плакаты об игрушках. Это завтрашние мамы и папы, вчерашние дети, которые играли в игрушки. Они понимают проблему, они её чувствуют.

СИКОВЕЦ Л.С.,
заведующая кафедрой коррекционной педагогики и социальной психологии Нижегородского института развития образования
Категория детей с особыми образовательными потребностями сегодня занимает достаточно большой процент в числе детей дошкольного и старшего возраста. Сегодня мы больше говорим о детях здоровых. К сожалению, специальных игр и игровых материалов для детей с отклонениями в развитии сегодня не существует. Но дети-инвалиды — это достаточно большая группа детей.
Прежние концепции игровой среды здоровых детей построены на иных основаниях: развития, освоения социокультурного пространства. Нам же необходимо, чтобы ребёнок оздоравливался, снимал свои проблемы и преодолевал отклонения с помощью игрушки.
Как можно выбрать игрушки для особых детей? Игрушки нового поколения совершенно не соответствуют психофизическим возможностям не очень здорового ребенка. То есть они не только не исправляют осанку, они нарушают физическое развитие малыша.
Я не могу не обратить внимание на такой предмет, как пирамидка. В старых, древних разработках говорится о том, что пирамидка должна быть круглая, то есть она рассчитана под физиологические особенности руки. Должно быть продумано и сочетание цветов. Сиреневый цвет не соответствуют возрастным особенностям ребенка 2-3-летнего возраста.
...Дальше. Стилизованные игрушки в виде дерева. Маленький ребёнок должен учиться узнавать мир по реальным предметам, а не искорёженным. Нам хотелось обратить внимание разработчиков на эти проблемы.
И в качестве предложений: нам хотелось, чтобы был включен такой пункт, как разработка специальных программ по игровому и дидактическому оборудованию для детей с особыми образовательными потребностями.

ПАРАМОНОВА Л.А.
Не игрушка сегодня диктует ребенку, во что играть. Все психологи меня поддержат: детская игра отражает то, что видят дети. Если мы даже уберем милитаристские игрушки, дети все равно возьмут ручку и будут стрелять.
Поэтому очень важно, если возникли покемоны, разработчикам тут же реагировать и сделать антипокемонов, похожих, но добрых.
Несколько слов об общественном совете. Наступил ли тот момент, когда то, что нам предпишет общественный совет, будет услышано? Положение должно быть государственно зафиксировано.

АБДУЛАЕВА Б.А.
Я представляю научно-методический центр «Игры и игрушки» Московского городского психолого-педагогического университета. Наша организация — единственная, которая ведёт экспертизу на научной основе. Мы предлагаем производителям на этапе разработки и апробации игрушек обращаться к нам в центр за психолого-педагогической экспертизой. Вопрос развивающих качеств игрушки и влияние на развитие ребёнка у нас исследуется самым тщательным образом, в том числе и экспериментальным.
Нами сейчас проводится патентование знака «хорошая игрушка — детские психологи рекомендуют». Мы хотим нашу методику экспертизы каким-то образом зафиксировать в Ростесте. Это могла бы быть добровольная сертификация игрушек.

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ: Дорогие друзья! Надеемся, что обзор Круглого стола, прошедшего в Государственной думе, будет полезен для вас не только в познавательном, но и в личном плане. Ждем ваших писем, размышлений и предложений, направленных на улучшение качества игр и игрушек в нашей стране. Ваши предложения будут переданы в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz