скачать журнал
<- предыдущая страница следующая ->
НОЯБРЬ 1924 ГОДА — МОНГОЛИЯ ПРОВОЗГЛАШЕНА НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
«МОНГОЛО-СОВЕТСКИЕ, ТРАДИЦИОННО БРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, У ИСТОКОВ КОТОРЫХ СТОЯЛИ ВЕЛИКИЙ ЛЕНИН И ОСНОВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПАРТИИ СУХЭ-БАТОР, РАЗВИВАЮТСЯ ВШИРЬ И ВГЛУБЬ НА ОСНОВЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА... МОНГОЛО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ГЛУБОКИМ ВЗАИМНЫМ ДОВЕРИЕМ, А НАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ МАСШТАБНОСТЬЮ И БОЛЬШОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ».
(Ж. БАТМУНХ, Генеральный секретарь ЦК МНРП.)
НАЙРАМДАЛ • ДРУЖБА!
Наш путь лежал от Улан-Батора на север. Предстояло преодолеть на «газике» более 400 километров. Меня — человека, приехавшего в Монголию впервые, — ни на минуту не покидало ощущение простора, суровой красоты этой земли: степи, сопки — то покрытые лесом, то совсем голые, долины рек и речушек. Редко где-то вдали мелькнет белая юрта, отара овец на склоне сопки, табун коней. И над всем этим поразительное, невиданное по своей голубизне, чистоте, бесконечно высокое небо. А вечером — полыхающий вполнеба закат. И вдруг из-за сопки выкатывается огромный шар — месяц, освещая все вокруг своим холодным белым светом...
Но так было всегда — и сто и двести лет назад. А сегодня на нашем пути встречаются скошенные хлебные поля, люди, убирающие картошку (в прошлом монголы хлеб не сеяли и овощи не выращивали — «Будда запрещал тревожить землю»), добротные животноводческие постройки, жилые дома — это владения госхозов; по сопкам шагают опоры высоковольтных линий электропередачи; вдали звучит сигнал тепловоза — где-то рядом тянутся рельсы железной дороги. Это уже приметы современной Монголии.
...Новое утро солнечное, яркое. Наш «газик», преодолев очередной подъем, выскочил на вершину сопки. Внизу, среди сопок, возник город. Надпись на стеле сообщала: Эрдэнэт.
Нас — Батчулуун, ответственного секретаря журнала «Монгольская женщина», и меня, спецкора «Работницы»,— здесь, у въезда в город, встречали две женщины. Познакомились: «Дуламсурэн, председатель женсовета города Эрдэнэт»,— представилась одна из них, молодая монголка, красивая и стройная, с замысловатой пушистой прической. Второй была Алла Николаевна Тулупова. Она завуч 16-й школы и тоже возглавляет женсовет, только объединяет он женщин советских, работающих и живущих в Эрдэнэте. Обе они — Дуламсурэн и Алла Николаевна — были нашими добрыми хозяйками.
Эрдэнэт. Этот город в Монголии знают все. Знают его и у нас, в Советском Союзе. Знаменит он не историческими памятниками, не экзотической природой и не бессмертными именами предков. Знаменит юный город — ему нет еще и десяти лет!— другим: рожден он великой дружбой народов — монгольского и советского.
А начинался Эрдэнэт так. В январе 1971 года в район горы Эрдэнэтийн-Обо прибыла советская геологическая партия, чтобы завершить ранее начатые здесь монгольскими и чехословацкими геологами работы по выявлению запасов меди. Пробы подтвердили: медные месторождения очень богаты. Еще в древности здесь находили бирюзу, лазурит и другие полудрагоценные камни. Видимо, с тех пор и пошло название «Эрдэнэт», что в переводе с монгольского означает «драгоценности» или «сокровища», «Эрдэнэтийн-Обо» — «Гора сокровищ».
В 1973 году было подписано соглашение между правительствами СССР и МНР о совместном промышленном освоении медно-молибденового месторождения Эрдэнэт. И уже с 1974 года началось строительство медно-молибденового горно-обогатительного комбината, других объектов и самого города...
Мы на горно-обогатительном комбинате. Д. Лхагвасурэн, заместитель генерального директора, рассказывает:
— Три года, как наш комбинат работает на полную мощность, 16 миллионов тонн медно-молибденового концентрата в год выдаем. Предприятие оборудовано новейшей техникой. Назову хотя бы мельницу, на 140 кубов — нет подобной в мире! Будете в цехе — посмотрите обязательно: впечатляет,— советует Лхагвасурэн. И продолжа-
ет: — Сооружали комбинат советские строители, трудятся на нем монгольские и советские специалисты. Сегодня у нас работает 5 тысяч человек, в том числе 1,5 тысячи советских, недавно было больше половины: подготовили себе достойную замену из монгольских парней и девушек и вернулись домой, в Советский Союз. А начинали мы с того, что набирали рабочих среди аратов-скотоводов, ревсомол присылал по путевкам молодежь — своих кадров у нас не было совсем. Обучали советские специалисты, посылали людей для стажировки на предприятия в Алмалык Узбекской ССР, в Гай Оренбургской области, в другие места. Трудностей было немало — и языковой барьер и знаний маловато. Сегодня все это позади. Хорошо понимают рабочие люди друг друга и дружат крепко...
Еще до поездки в Монголию мне приходилось читать о «договорах дружбы», о движении «Найрамдал — Дружба», которое родилось в Эрдэнэте. Теперь посчастливилось увидеть это воочию. На горно-обогатительном комбинате с глубоким уважением вспоминают Нину Григорьевну Чикушину, флотатора высшей квалификации, Героя Социалистического Труда. Она приехала в Эрдэнэт с Балхашского горно-металлургического комбината. Профессии обогатителя она обучала монгольских работниц и среди них Л. Байгалмаа. Думаю, Нине Григорьевне будет приятно узнать, что Байгалмаа оказалась достойной ученицей — работает отлично. Когда в машинно-вычислительном центре комбината мне рассказывали об операторе ЭВМ В. Хансурэн, тут же назвали имя Веры Тутушкиной, ее наставницы.
Между наставниками и их учениками заключается договор, в нем конечная цель профессионального содружества определена четко: ученик по производительности труда должен сравняться со своим наставником. А в результате выигрывают и ученик и наставник, выигрывает производство в целом.
«Найрамдал — Дружба» — в движении этом участвуют сотни интернациональных бригад, экипажей, участков, тысячи монгольских и советских тружеников. Его благотворное воздействие повсюду — на стройках и на предприятиях, в учреждениях медицины, бытового обслуживания и торговли, в школах и детских садах. Соревнование помогает овладевать передовым опытом, готовить квалифицированные национальные кадры, укреплять дружбу между нашими народами.
С большим уважением и теплотой рассказывали нам воспитатели монгольского детского сада №5 о своих учителях, наставницах из 6-го советского детсада.
У Пурэвсурэн дети старшей группы, на будущий год им идти в школу. Как их лучше к этому подготовить? И воспитательница советуется со своей наставницей Надеждой Константиновной Мухиной: как проводить с дошколятами занятия по математике? В другой раз Пурэвсурэн будет присутствовать на показательном уроке в группе Надежды Константиновны: он специально проводился для воспитателей монгольских детсадов Эрдэнэта.
Наран работает в средней группе, с пятилетними детьми. Она с гордостью показывает нам игрушки из папье-маше, из природных материалов — все сделано детьми. А научить малышей этому помогла ей советская подруга Виктория Николаевна Коноплева (она из Челябинска).
Вернулась на Родину Роза Васильевна Самойлова — она заведовала детсадом в Эрдэнэте. Ее в городе хорошо помнят. Помнят уроки по методике воспитания; в детских садах действуют кукольные театры, искусству создавать куклы — персонажи любимых детьми народных сказок научила Роза Васильевна.
На смену Самойловой, как и другим советским специалистам, приехали в Эрдэнэт новые люди из разных городов нашей страны. Они успешно развивают добрые традиции дружбы и сотрудничества. В детском саду № 5 мы зашли в среднюю группу, спросили малышей по-русски: как зовут их воспитательницу? И в ответ услышали: «Анна Андреевна. И еще Нина Николаевна». Две русских воспитательницы работают в монгольском детском саду, работают чуть больше полугода, а дети уже научились понимать русский язык и немного говорить по-русски...
Лицо Эрдэнэтского экономического района определяет сегодня не только горно-обогатительный комбинат. Создана мощная строительная база, проложена железная дорога, построена высоковольтная ЛЭП от Гусиноозерска Бурятской АССР до Эрдэнэта. Работают пищевой и ковровый комбинаты, сооружаются другие промышленные объекты.
А в нескольких километрах от промышленной зоны растет вширь и ввысь социалистический город. Улицы и площади его просторны, жилые дома, общественные здания выглядят нарядно — окрашены в светлые тона, отделаны национальным орнаментом. Гранитные террасы, огромные валуны в скверах придают городу своеобразие. На улицах и во дворах высажены тысячи деревьев, кустарников. Несмотря на суровые природные условия, они принялись, живут. И веришь: пройдет не так уж много времени — зашумят кронами сегодняшние деревца-подростки, зеленым станет город. Подымутся новые дома, переедут люди из юрт (их еще пока много) в благоустроенные квартиры, исчезнут очереди нуждающихся в устройстве малышей в детские сады, и школы будут работать в одну смену. Так будет обязательно!
В этом убеждаешься, слушая первого секретаря Эрдэнэтского горкома Монгольской народно-революционной партии Ж. Банзрагча.
— В январе 1976 года Эрдэнэт получил статус города. А города-то еще не было, он только-только начинался,— вспоминает секретарь горкома.— Строили ГОК и город люди из всех 18 аймаков нашей республики, из 180 советских городов, а оборудование, материалы присылали 462 предприятия Советского Союза. Все делали вместе. Мы, монголы, говорим: «Лучшая из наук — дружба». И дружба победила! Город есть, в нем сегодня 45 тысяч жителей. Мы вправе теперь утверждать: Эрдэнэт — это школа формирования интернационального коллектива. Эрдэнэт — это кузница кадров, здесь родился крупный отряд монгольского рабочего класса. Эрдэнэт на практике доказал, что такое социалистический интернационализм...
В клубе пищевого комбината чествовали уважаемые семьи из этого рабочего коллектива. Ведущий пригласил на сцену работницу цеха хлебобулочных изделий Д. Чулуунгэрэл и ее мужа — С. Энх-Лута (он работает машинистом на железной дороге). Нарядные и торжественные поднялись супруги на сцену вместе со своими тремя ребятишками, младший уютно устроился на руках у мамы. За праздничными столиками на сцене расположились еще две семьи, и тоже с детьми. О каждой из этих семей много доброго и поучительного рассказал ведущий. А потом молодые работницы комбината и школьники дарили виновникам торжества свои песни, танцы, стихи. Подарки, много подарков преподнесли супругам друзья, товарищи по работе, руководство комбината, профсоюз.
Тут же в зале была развернута выставка, рассказывающая о трудовых успехах супругов представлены их работы — вязание, вышивка, детская одежда (дело маминых рук), столярные поделки, изделия из кожи (а это увлечение пап). Здесь можно было увидеть свидетельства "Культурная семья", которых удостоены те, кого сегодня чествовали. Такие свидетельства выдаются исполкомом хурала тем семьям, чей дом может служить примером культуры быта. Праздник завершился спортивными соревнованиями, участниками которых были папы, мамы и их дети.
Проведение праздников семьи стало в Монголии традицией. А началось с того, что как-то активистки женсоветов прочитали в советской печати о празднике семьи в Кропоткине Краснодарского края и решили попробовать провести такой же праздник у себя. Взялись — получилось удачно. Так опыт советского города приобрел крылья во многих городах, аймаках Монголии.
Надо сказать, семьи здесь, как правило, многодетные. Материнство ценится и почитается очень высоко. Здоровье матери и ребенка, благополучие семьи — одна из главных забот Комитета монгольских женщин. Его председатель Л. Пагмадулам рассказывает:
— В прошлом, до Народной революции, большинство детей у нас умирало, не дожив до года. Население сокращалось. Сегодня совсем другое дело: прирост населения приличный — 3 процента в год. Почти все женщины теперь рожают в больнице. А этого не так просто было добиться, имея в виду, что араты находятся на пастбищах, далеко от селений. Приходилось разъяснять беременным женщинам: необходимо быть под наблюдением врача, вовремя обращаться к его помощи. Были открыты специальные пансионаты, куда за неделю до родов приезжают будущие мамы. Там они остаются еще на 7 дней после того, как появится на свет малыш. Подлечится, окрепнет мамаша - тогда можно и домой.
Пагмадулам говорит о большой роли женсоветов - их в стране более 3 тысяч, работают они при партийных комитетах, являются их боевыми помощниками. Сейчас идет подготовка к V съезду женщин Монголии, состоится он в мае будущего года.
Потом в Эрдэнэте я услышу от секретаря горкома партии: «Хорошо работают наши женские организации, энергично!» Доказательства такой высокой оценки деятельности женской общественности я встречала на каждом шагу. На пищевом комбинате и на ковровом, на ГОКе активистки женсоветов с гордостью показывали нам комнаты культуры быта. Там женщины могут прочитать, посмотреть наглядно, как надо содержать свой дом, что нужно знать матери об уходе за ребенком и т.д. Тут же можно выписать себе в тетрадку советы по кулинарии, домоводству, по косметике. Понадобится консультация специалиста — женсовет обязательно устроит.
Дуламсурэн, председатель городского женсовета, поясняет: «Многие семьи совсем недавно переселились из юрт в благоустроенные квартиры, вот мы и хотим научить женщин быть хорошими хозяйками в новом доме. Мы стараемся активно пропагандировать социалистический образ жизни,— продолжает Дуламсурэн.— Тут нам очень помогает ваш, советский опыт. Вот вы видели,— обращается она ко мне,— праздник семьи на пищевом комбинате, такой праздник мы проведем в городе. На советско-монгольском семинаре женщин в столице Киргизии Фрунзе услышала я о ритуалах посвящения в рабочие, проводов сыновей в армию, о комсомольских свадьбах — все подробно записала. И теперь постепенно начинаем этот опыт использовать у себя. Многое мы делаем вместе с советским женсоветом: это и праздники новогодней елки, 8 Марта, Международный день защиты детей, и выставки творческих работ женщин и семинары совместно проводим. У советских подруг мы всегда находим добрый совет, поддержку и помощь. Помогает нам и ваш журнал «Работница»...
Приятно была я удивлена, узнав, что в Эрдзнгле — около 2 тысяч подписчиков «Работницы», большинство из них — монгольские женщины. С нашими читателями состоялись встречи в Эрдэнэте и Улан-Баторе. А им предшествовали конкурсы — «Кто лучше знает журнал «Работница» (это женсоветы постарались). Среди вопросов конкурса были, например, такие: «Назовите основные рубрики журнала», «Оказывает ли влияние на вашу работу и быт журнал «Работница»?» В производственном объединении кожевенно-обувных предприятий в Улан-Баторе участвовало в конкурсе более ста читательниц. Меня познакомили с их ответами. Ответы обстоятельные, а главное — они убеждают, что журнал прочитывается очень внимательно.
Встречам с читателями предшествовало еще одно событие: на пищевом и ковровом комбинатах в Эрдэнэте женские бригады провели трехдневную вахту ударного труда в честь журнала «Работница», а в ПО кожевенно-обувных предприятий Улан-Батора трудовую вахту работницы несли десять дней. Все бригады отлично справились с производственными заданиями. В этом я вижу проявление монгольскими женщинами глубокого уважения к журналу, основанному великим Лениным. В этом и одно из конкретных воплощений широкого движения «Найрамдал — Дружба».
На государственном флаге Монгольской Народной Республики, на знаменах и транспарантах, на фронтонах зданий и маленьких значках — всюду видишь знак золотистого цвета. Называется он соембо — национальная эмблема монголов. С давних пор соембо является символом борьбы народа за свободу и независимость. Об этом я знала и раньше. А вот расшифровать сложную символику всех элементов эмблемы мне помогла молодая сотрудница Музея В. И. Ленина в Улан-Баторе.
Огонь вверху соембо олицетворяет благополучие человека, семьи, народа, страны; три пламени — прошлое, настоящее и будущее. Ниже расположены солнце и луна: древние монголы считали себя детьми дневного и ночного светил. Эти символы означают жизнь, вечность. Мирную жизнь надо защищать: верхний и нижний треугольники — боевые символы, стрела или копье, направленные острием вниз, нацелены против врагов. Маленькие прямоугольники вверху и внизу символизируют прямоту, честность, справедливость монгольского народа. В центре соембо — древний символический знак, по форме напоминающий двух рыбок, он означает единство двух начал в природе земли и неба, огня и воды, мужчины и женщины. Рыбки никогда не спят, глаза их открыты — символ бдительности. Большие прямоугольники по бокам знака — крепость, твердость, единство народа, страны.
На Первом Великом народном хурале в 1924 году, провозгласившем Монгольскую Народную Республику, знак соембо был утвержден эмблемой государства, народа. На верху соембо засверкала золотистая пятиконечная звезда.
Под золотым знаком соембо монгольский народ отмечает 60-летие своей республики, под руководством Монгольской народно-революционной партии он сегодня в великом походе социалистического созидания.
З. ТИМОФЕЕВА
Эрдэнэт — Улан-Батор — Москва
ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ БЫТЬ ХОЗЯЕВАМИ
С читателями «Работницы» беседует первый секретарь Горьковского горкома КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР Александр Александрович СОКОЛОВ.
К этой встрече я готовился тщательно. Знал: люди ждут обстоятельного рассказа, как идут дела в городе, с чем заканчиваем год, что удалось сделать, а что пока не получается и почему; знал, что будут острые вопросы, на которые общими словами не ответишь. Конечно, у первого секретаря горкома, как у всякого городского руководителя, все цифры в голове, где и как идут дела, знаешь. И все-таки еще раз просмотрел план экономического и социального развития города, поговорил с руководителями ведомств, с работниками горисполкома, уточнил кое-что. Ехал я на опытно-промышленный металлургический завод, на встречу с коллективом, который выдвигал меня кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.
После смены металлурги собрались в красном уголке сталелитейного цеха. Говорю и вижу: слушают внимательно. А потом как пошли вопросы! Из первого ряда встает рабочий, достает из сумки бутылочку болгарского томатного соуса, показывает: «Вот какая культурная упаковка, а у нас — разольют в трехлитровые банки...» От соуса перешел к пальто, которые шьют из плохих тканей, и дальше — к вопросу: как и кем осуществляется в городе контроль за качеством товаров? Потом поднялся старший инженер отдела техники безопасности — у него душа болит, что площадь Московского вокзала сейчас некрасива, неблагоустроенна. Поднимали вопросы водоснабжения, строительства дорог, укрепления трудовой дисциплины, охраны общественного порядка и многие другие. На иные я мог ответить сразу, другие вопросы требовали уточнения в соответствующих службах — ответ сообщу обязательно.
Бесконечно многообразны, как сама жизнь, формы политической работы с трудящимися, и мы, работники Горьковской партийной организации, широко их используем Сегодня мне хотелось бы поговорить об одной из них, которая прочно вошла в практику,— едином политдне.
Во вторую среду каждого месяца работники городского и районных комитетов партии, горисполкома и его отделов, руководители крупных промышленных предприятий направляются в заводские цеха и на строительные площадки, в научно-исследовательские институты и учебные заведения, в учреждения, организации, в жилые районы. Они рассказывают людям о важнейших решениях партии и правительства, разъясняют актуальные вопросы внутренней и внешней политики, информируют, как развивается наш город.
Не случайно и не вдруг родилась эта форма идеологической работы партии, за которой закрепилось название «единый политдень». Автор книги «Яков Михайлович Свердлов» (М., «Молодая гвардия», 1976) К.Т. Свердлова рассказывает, что в 1918—1919 годах пятница была в Москве партийным днем. Каждую пятницу на предприятиях, в клубах и больших залах перед рабочими выступали руководящие работники партии и правительства. Заранее, во вторник или среду, в «Правде» сообщалась тема очередного партийного дня, указывалось, где состоятся митинги и кто будет выступать. «Мне не раз довелось,— пишет автор, — бывать на митингах и собраниях с Владимиром Ильичем. Я помню, как загорался Ильич на собраниях, как оживлялся во время бесед с рабочими перед началом или по окончании собрания...» Не правда ли, как хорошо передана атмосфера того времени, тех встреч? И сами собой возникают в памяти ленинские слова, которые, я уверен, наизусть знает каждый партийный работник: «Жить в гуще. Знать настроения. Знать все. Понимать массу. Уметь подойти. Завоевать ее абсолютное доверие. Не оторваться руководителям от руководимой массы, авангарду от всей армии труда». Этот ленинский принцип и лежит в основе всей организаторской, воспитательной работы партии.
Единый политдень. Может, звучит суховато. А по существу, это живая и очень действенная форма политической работы, которая охватывает десятки тысяч людей одновременно. Жизнь нашего общества развивается так, что трудящиеся все больше и больше втягиваются, вовлекаются в организацию и управление производством, в решение социальных вопросов. Они берут в свои руки контроль за трудовой дисциплиной, вносят предложения по улучшению условий труда, они хотят сами разбираться и знать, на что направляются средства городского бюджета и на что идут деньги, заработанные во время коммунистических субботников. Практика единых политдней раз от разу обогащается новыми формами, расширяется, углубляется по содержанию. Люди не только задают вопросы выступающим. Они вносят предложения, привлекают внимание руководителей к нежелательным явлениям, к неблагополучию в той или иной сфере жизни, которое их беспокоит. Со своей стороны мы больше стали уделять внимания встречам и беседам в малочисленных коллективах, там ведь у людей тоже свои проблемы и заботы. А сколько вопросов возникает у пенсионеров, домохозяек, молодых мам, временно не работающих! Теперь в единый политдень руководители выезжают и в микрорайоны. Стали мы чаще использовать форму бесед за «круглым столом», когда люди могут поговорить сразу и с председателем райисполкома и с заведующими отделами здравоохранения, торговли, транспорта. Пользуется большой популярностью у горьковчан и телевизионная программа с участием руководителей города «Наш пресс-центр».
Горький сегодня — это огромный город с почти полуторамиллионным населением. Горьковчане дают стране автомобили и корабли, товары народного потребления и станки, инструменты и двигатели. Промышленность хорошо развивается, но нужно постоянно искать новые резервы. Какие, где они? Главный резерв — укрепление трудовой дисциплины: сокращать прогулы, изживать текучесть кадров. Другой мощный резерв — техническое перевооружение. Фактически это непрерывный процесс. Но сейчас нам особенно важно проанализировать возможности каждого рабочего места, понять, что может максимально дать человек в условиях нынешнего дня, и мобилизовать эти возможности. Об этом я и говорил на встрече с рабочими в соответствии с общей темой единого политдня «Трудовая поступь горьковчан».
Примечательно, что люди все чаще и чаще поднимают вопросы, которые затрагивают нравственные стороны жизни. И в этом обнаруживается не потребительский, а хозяйский, гражданственный подход ко всей нашей жизни.
На многие вопросы удается сразу дать ответ, быстро найти нужное решение. Вот, например, в цехе крупной штамповки производства легковых автомобилей «ГАЗ» в единый политдень были высказаны жалобы на перебои в снабжении цеха металлом, а в кузнечно-рессорном производстве — на нехватку инструмента. Обе проблемы были оперативно решены. На заводе «Красная Этна» рабочие гальванического цеха просили заменить покрытие пола, улучшить условия труда. Вопрос обсуждался в дирекции завода, многие предложения рабочих удалось осуществить, цех стал стабильно выполнять план. На встрече с работниками исполкома райсовета жители Автозаводского района высказали справедливые жалобы на работу детской молочной кухни. Конечно, руководители района знали, что кухню надо реконструировать. Но когда услышали рассказы молодых мам, какие затруднения они испытывают из-за нехватки нужного ассортимента питания для малышей, поняли, что меры надо принимать незамедлительно.
Можно было бы приводить много примеров практического решения вопросов. Сейчас хочется сказать о другом. Партийная работа — это не призывы, не лозунги, партийная работа — это живое слово организатора, воспитателя, подкрепленное реальным практическим делом. Городской, районные комитеты партии постоянно обобщают итоги единых политдней, тщательно анализируют возникающие на них вопросы, выносят их на рассмотрение бюро партийных комитетов. Меньше стало жалоб от населения в партийные и советские органы.
Но дело не только в уменьшении жалоб. Вот, например, на той же встрече в цехе, с которой я начал, была высказана озабоченность, что иногда можно увидеть в городе людей уже с утра в нетрезвом состоянии. Когда, мол, это прекратится? Нам, конечно, надо усиливать роль органов охраны общественного порядка. Но вместе с тем я так думаю: почему люди порой считают, что кто-то за них должен что-то сделать? Недавно в Сормове, в микрорайоне Энгельса, жители решили: в нашем микрорайоне не должно быть нарушений общественного порядка! И взялись за дело. Такой подход считаю правильным. Быть не просто исполнителями чьей-то воли, но и той реальной силой, от которой зависит порядок и на производстве, и в городе, и вообще во всей нашей жизни,— вот достойное приложение энергии. Давайте этому постоянно учиться.
<- предыдущая страница следующая ->