каморка папыВлада
журнал Новая Игрушечка 1996-09 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.06.2017, 15:34

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

"ЗАХАРКА"

Иду по селу (Тверская область, недалеко от Калязина), вижу — ребята учатся хлопать длинными и тяжёлыми пастушескими кнутами. Нелёгкое это искусство — так хлопнуть, чтоб сбить головку одуванчика и самого себя не хлестнуть. У двух мальчиков ничего не выходит, а один управляется кнутом, как заправский пастух: будто из пистолета стреляет. Присмотрелся — знакомое лицо. Где видел? Губастый, курносый, смышлёный и складный паренёк. И вспомнил портрет Венецианова "Захарка". И вот о чём подумал. Венецианов жил и работал в Тверской губернии, и своих героев брал из окружающих его крестьян. Нынешние крестьяне — потомки тех, кто когда-то позировал художнику.
Потом узнал, что ловкого пастушка зовут Сашей, он сын механизатора, учится во втором классе, у него братишка и сестрёнка трёх лет.
Вот названия картин Венецианова: "Параня из Сливнева" (девочка с грибом в руке), "Очищение свёклы", "Девочка с котёнком", "Спящий пастушок", "Васютка с Максихи", "Мальчики со змеем".
Алексей Гаврилович Венецианов (годы жизни 1780 — 1847) работал в то время, когда художники брали темы для своих работ из древней и священной истории, вдохновлялись античными мастерами, писали парадные портреты царей, вельмож и знатных дам. Он и сам прошёл суровую академическую школу и был замечательным мастером, но, наверное, одним из первых у нас обратился не к античности, не к парадному портрету, а к живой русской жизни. Потом Алексей Гаврилович и своим ученикам (их у него было множество) не советовал "копировать ни с чего, только прямо с натуры". И "за красивым штрихом не гоняться".
Почему Венецианов не пошёл по пути своих знаменитых предшественников и современников, а обратился к живой русской жизни?
Наверное, потому что любил всё естественное, природное. Кроме того, Россия переживала в то время высокий духовный подъём. Закончилась Отечественная война, непобедимый полководец Наполеон, завоевавший всю Европу, бежал, как заяц, бросив остатки своей непобедимой армии погибать в русских снегах. Слово "русский" тогда произносилось с уважением во всём мире. И многие передовые люди России обратились к собственной истории, культуре, жизни, и так называемому простому народу, который в основном и освободил страну от нашествия чужеземцев. Тогда-то и началось движение за освобождение крестьян от помещичьей зависимости.
Работы Венецианова "из простой жизни" погружены как бы в рассеянный солнечный свет, их фоном служит неброская природа средней полосы России. И проникнуты они любовью к человеку и всему, что его окружает. А ведь главное, как сказал Святой Апостол Павел, — Любовь. "Если... я не имею любви, — то я ничто". Венецианов не только любит, скажем, своего героя Захарку, но и уважает его. Он видит в нём будущего работника, земледельца, отца семейства, кормильца. А если надо, то и защитника Отечества.
Ещё я думал, что жизнь Захарки и нынешних деревенских ребят интереснее, здоровее и богаче событиями, чем у их сверстников из больших городов. Городские ребятки-бедняжки совсем посинели от голубых экранов, где им морочат головы несуществующими динозаврами и американскими полицейскими; у иных головки совсем одурели от компьютерных игрушек. А Захарки окружены настоящей жизнью. Цветут цветы, порхают бабочки, трубят коровы, блеют овцы; ребята помогают взрослым сгребать сено, полоть огород. Они хлопают кнутами, ходят на рыбалку и купаются в реке.

Александр СТАРОСТИН

"ЗАХАРКА". 1825 Художник Алексей Гаврилович Венецианов


Виктор Ерёмин
КТО МЫ И ОТКУДА

Беседа вторая. СКОЛОТЫ

В прошлый раз мы остановились на том, что арийские племена были вынуждены покинуть родные места и отправились на освоение новых земель. Шли они не год и не два, а многие и многие столетия. Почти четыре тысячи лет тому назад арии окончательно расселились на землях нашей Родины. Они заняли огромное пространство от реки Дона до Карпатских гор и от моря Чёрного до моря Балтийского.
На таком большом расстоянии трудно поддерживать друг с другом связи и совсем невозможно жить одной общей жизнью. И хотя сегодня учёные называют расселившихся на наших землях потомков ариев одним общим именем праславяне (то есть уже не арии, но ещё и не славяне), на самом деле речь идёт о нескольких народах, каждый из которых жил своей, особой жизнью и имел свою историю.
Именно поэтому нам ещё не раз придётся перемещаться то на север, то на юг, то на запад, то на восток — во все концы нашей Родины, чтобы узнать об удивительных и поучительных событиях, происходивших с теми или иными предками русского народа.

НЕМНОГО О ВРЕМЕНИ
Но прежде чем продолжить наш рассказ, давайте поговорим о времени. Великое, бесконечное время... Сколько помнит себя человек, столько он безуспешно пытается постичь неразрешимую загадку — что такое время, откуда оно берётся, куда уходит? Люди лишь научились делить время на равные промежутки: годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.
Главной единицей измерения жизни человека стал год. Счёт вашим годам ведётся со дня вашего рождения. А как быть с возрастом народов? Как пометить, когда именно произошло что-либо в их жизни? Ведь точный год рождения народа установить невозможно! И тогда древние мудрецы предложили выбрать самое выдающееся событие в истории человечества, назвать его словом "эра" и именно с него начать счёт всем годам. Правда, разные народы выбрали себе разные эры, поэтому их летосчисление не всегда совпадает.
Христианские народы — а мы, русские, народ христианский — своей эрой избрали год рождения Иисуса Христа. Когда мы говорим, что сейчас 1996 год, это означает, что одну тысячу девятьсот девяносто шесть лет назад в городе Вифлееме Иудейском родился младенец Иисус и наступила наша эра. Если вы родились, скажем, в 1986 году, значит, вы родились в 1986 году от Рождества Христова, или иначе в 1986 году нашей эры.
Но ведь люди жили и творили задолго до рождения Иисуса Христа. Чтобы пометить, когда произошло то или иное событие в столь далёкие времена, мы говорим, за сколько лет до Рождества Христова и наступления нашей эры оно случилось.
Древние народы, такие, как арии, ассирийцы, египтяне, евреи, китайцы, греки, уже жили задолго до нашей эры. Об их жизни и деяниях мы узнаём из преданий и написанных ими книг. Эти же книги донесли до нас известия о народах, история которых оказалась не записанной собственными летописцами.

ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО СКОЛОТОВ
Большинство праславян жили небольшими посёлками вдоль рек и озёр, поближе к пресной воде. Жилищами им служили полуземлянки, потому что строить их можно было и быстро, и относительно легко. Занимались праславяне преимущественно охотой, рыболовством и земледелием. Чтобы вырастить богатый урожай, нужны были поля с плодородной землёй, много солнца и влаги. Чтобы удачной была охота, нужны были леса, полные дичи. А чтобы была обильная рыбная ловля, нужны были реки и озёра. Вот и получилось так, что праславяне особенно густо заселили плодородные, богатые лесом земли между великими славянскими реками Днепром и Бугом, особенно там, где сегодня находятся города Киев и Чернигов. Здесь-то три тысячи лет тому назад и стало постепенно складываться первое государство нашего народа.
Легенда рассказывает об этом так.
Была у реки Днепра прекрасная дочь, имя её не сохранилось в народной памяти. Полюбил девушку могучий греческий бог Зевс. И родила она от Зевса сына по имени Таргитай — в переводе на современный русский язык оно означает Долгомощный. Великим героем был Таргитай, ведь это он дал людям железо и научил ковать из него разные предметы. А до этого наши предки делали себе все орудия из камня и дерева. Трудно было работать с такими ножами и мотыгами, тяжёлыми были они, неуклюжими, часто ломались, крошились. Благодарны были люди Таргитаю за его бесценный дар. Стал он первым праславянским царём.
От многих врагов защитил Таргитай праславянские земли, много побед одержал. Учёные считают его исторической личностью, то есть действительно жившим на земле человеком. Герой погиб во время тяжёлой битвы со степными кочевниками у небольшого селения Пиковцы, что в Белогрудовском лесу у Днепра.
У Таргитая родились три сына. Старшего звали Липоксай — Гора-царь. Среднего звали Арпоксай — Владыка глубин. А младшего, самого прекрасного, звали Колаксай — царь-Солнце. Могучими воинами стали сыновья Таргитая. Была у Липоксая палица весом в 160 пудов, у Арпоксая — в 200 пудов, а вот Колаксай легко носил с собой палицу в целых 300 пудов. Огромными дубинами были вооружены старшие братья, а Колаксай воевал целым дубом, с корнями вырванным из земли. Вот какими были сыновья Таргитая.
Стали братья спорить, кому из них быть царём. И случилось тогда невиданное чудо: упали с неба три золотых предмета. Люди назвали их реликвиями — заветными для человека предметами. Это были плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша.
Подошёл к диву Липоксай. Ярким пламенем вспыхнуло золото, обдало старшего брата нестерпимым жаром. Не посмел он прикоснуться к реликвиям.
Тогда попытался взять их средний брат, Арпоксай, но и ему не дались в руки священные дары.
Решил Колаксай испытать своё счастье. Лишь приблизился он к небесному золоту, как тут же погасло оно и отдалось в руки младшему брату. Взял он реликвии и стал царём. Три сверкающие молнии — как символ трёх падающих с неба даров — избрал он себе гербом.
Двадцать лет благополучно процарствовал Колаксай. А на двадцать первый год решил он разделить страну между своими сыновьями. Любимому сыну досталось царство, в котором должны были храниться золотые реликвии, а потому назвали это царство Золотым. Двум другим братьям тоже досталось по царству, в легенде их называют Серебряным и Медным. Послушны были золотому царю цари медный и серебряный. Вместе они хранили священные небесные дары и каждый год приносили им богатые жертвы. А народ их с тех пор стал прозываться сколотами — детьми царя Колаксая.
Эти события дошли до наших дней и в народных сказках: три царства, три брата, борющиеся за власть, отец их Таргитай. Только имена у некоторых героев изменились. Таргитая в сказках обычно зовут Тарх Тараховичем, это могучий богатырь-слепец, мужественно воюющий со злобной бабой-Ягой. А вот Колаксая обычно зовут Светозаром или Зоревиком. Он совершает в сказках много богатырских подвигов.
Однако сказки сказками, а что же происходило на самом деле?
Об этом нам рассказала археология. В переводе на русский язык это слово означает "наука о древностях". Учёные-археологи ищут сохранившиеся в земле предметы, которые могут свидетельствовать о различных сторонах жизни наших далёких предков. Это очень большой и сложный труд. Ведь учёным приходится перекапывать вручную огромные участки земли, причём не просто копать лопатами, а очень осторожно, тщательно просматривая каждый штык, чтобы не пропустить и не повредить ни одного черепка от древнего сосуда, ни одной бусинки от тысячелетнего украшения. Все эти предметы старательно описываются и изучаются. Вот таким тяжёлым трудом сотен людей мы получаем вещественные доказательства о жизни людей в далёком прошлом.
Много лет изучали наши археологи сколотские поселения и могильники и, наконец, собрав множество доказательств, смогли с уверенностью сказать: "Да! Легенда о сколотских царствах говорит правду! Данные археологии подтверждают, что три тысячи лет тому назад на землях России существовали три родственные объединения людей, вероятнее всего, это были знаменитые легендарные царства". Правда, мы до сих пор не знаем, как они назывались на самом деле, каковы были имена их первых царей, но если легенда подтверждается в главном, то можно согласиться и со многими частностями. Поэтому учёные так и называют главное сколотское царство Золотым, а подчинённые — Серебряным и Медным.

АХИЛЛ
Сколотские царства были не единственными. Много царств было на островах и берегах Средиземного моря. Особенно славились Крит, Микены и Троя. Сколоты торговали с ними и покупали у них бронзовое оружие.
Во времена Колаксая, около 1260 года до Рождества Христова, между средиземноморскими царствами началась большая война. В неё были вовлечены многие народы.
Сын троянского царя Приама Парис похитил жену царя Спарты Менелая Прекрасную Елену. Менелай обратился за помощью к своему брату царю Микен Агамемнону и другим ахейским, то есть греческим, царям, и грозное войско двинулось войной на Трою.
Среди участвовавших в походе героев самым великим был Ахилл, вождь мирмидонян. Согласно легенде, мать Ахилла богиня Фетида, чтобы сделать сына бессмертным, взяла младенца за пятку и окунула в воды реки мёртвых Стикса. После этого Ахилла не могло поразить оружие смертных. Только пятка, за которую держала его мать во время волшебного купания, осталась уязвимой. Отсюда и появилось выражение "ахиллесова пята", то есть слабое место у человека.
Древние греки говорили, что Ахилл был родом из Золотого царства. А доказывали они это утверждение тем, что описание внешности и характера героя в поэме великого поэта древности Гомера "Илиаде" полностью совпадает с внешностью и народным характером сколотов. У героя были голубые глаза и светло-русые волосы. Носил он плащ с пряжкой, какой вы видите на картине художника Александра Иванова. Сражаться Ахилл предпочитал пешим. В гневе был он необычайно отважен и жесток, но быстро остывал и приходил в доброе расположение духа. Воспитание получил он прекрасное, а воспитателем его был мудрый кентавр Хирон.
Ахилл победил самого великого героя Трои царевича Гектора, незадолго до того убившего друга Ахилла Патрокла. Ахилл бросил тело побеждённого Гектора на растерзание диким зверям. Но ночью в ахейский лагерь пробрался тайком старый царь Приам. Стал он молить героя отдать ему тело сына. Сжалился Ахилл над стариком, прошёл его гнев. Велел он с честью похоронить Гектора.
Царевич Парис отомстил Ахиллу за гибель брата. Отравленной стрелой поразил он уязвимую пяту героя, и Ахилл умер в страшных муках.
Согласно древним поверьям, Фетида отнесла душу сына на Змеиный остров в устье реки Дунай, где он и живёт с тех пор в обществе друзей-воинов. Долгое время другие народы называли страну сколотов Ахиллесовой землёй.

КАК СКОЛОТЫ С КИММЕРИЙЦАМИ ВОЕВАЛИ
Сколотам самим тоже приходилось много воевать.
Дело в том, что как раз во времена Золотого царства появились у наших предков очень опасные соседи. Пришёл из закаспийских степей в степи причерноморские народ по прозванию киммерийцы. Библия говорит о них как о потомках того самого Ноя, который спасся во время потопа. Киммерийцы были суровыми, могучими воинами. Беда ожидала всякого, кто попадался им на пути. Киммерийцы навсегда разгромили знаменитую страну Колхиду, где греческий герой Язон добывал золотое руно.
Говорят, что они были первыми в истории пиратами, а столица пиратов находилась на берегах Балаклавской бухты близ нынешнего города Севастополя. Древние считали, что где-то возле Балаклавской бухты находился вход в царство мёртвых Аид. Великий древнегреческий поэт Гомер рассказал о встрече героя Одиссея с киммерийскими пиратами, прозванными лестригонами.
Одиссей и его спутники были наказаны богами и обречены на долгие скитания в чужих краях. На двенадцати судах блуждали несчастные по морям. И вот попали они к берегам земли лестригонов. Стали могучие великаны лестригоны выламывать целые скалы и бросать ими в путешественников. Одиннадцать кораблей погибли в этой ужасной битве, лишь Одиссею с великим трудом удалось избежать жестокой смерти. Убили лестригоны всех моряков, нанизали тела их на колья и унесли в свой город — ведь киммерийцы умилостивляли своих богов только человеческими жертвами. А скалы, которыми лестригоны бросали в несчастных греков, так до сих пор и выступают из воды вдоль всего побережья Крыма.
Конечно, в этом рассказе есть множество красочных преувеличений, но именно так, представляя киммерийцев могучими великанами, показал поэт страх древних греков перед непобедимым врагом. Вот какой ужасный сосед поселился рядом с Золотым царством.
Но не только пиратами-моряками были киммерийцы. Славились они и как замечательные наездники. Когда они на полном скаку неслись по степи на своих быстрых лошадях, казалось, что человек и животное слились воедино. Возможно отсюда и появились легенды о кентаврах — людях-лошадях. Для сколотов, привыкших воевать пешими, киммерийские воины-всадники были почти неуязвимы.
Воспользовались этим киммерийцы и начали воевать со сколотами. Что ни год, то новое нападение, новые грабежи. Плач и стон стояли по всей сколотской земле. Никак не удавалось сколотскому войску поймать киммерийских разбойников на их быстроногих скакунах. И тогда собрались сколотские цари и порешили: "Будем строить вдоль всей границы с киммерийцами крепости. Посадим туда сильных, скорых на ногу воинов. Не сможет тогда враг захватить нас врасплох. Будут мирные земледельцы скрываться за крепостными стенами, а воины — сражаться с разбойниками". Как решили, так и сделали. До наших дней сохранились на украинской земле остатки некогда неприступных сколотских крепостей. Для своего времени они были огромны. Каждая из них достигала в поперечнике полутора километров, крепости были окружены толстыми, крепкими стенами. Здесь благополучно скрывалось от разбойников мирное население, отсюда шли в бой неустрашимые воины.
Целые триста лет воевали сколоты с киммерийцами. За это время они не только отстояли свою независимость, но и сделали Золотое царство богатым и могущественным.

КОЗЬМА И ДЕМЬЯН
А величественным памятником богатства и могущества Золотого царства остались на нашей земле грандиозные оборонительные валы сколотских времён, протянувшиеся поперёк степи почти от самого Киева до Чёрного моря. Такое великое строительство не могли осуществить маленькие разрозненные группки людей. Здесь нужны были усилия тысяч и тысяч умельцев, сплочённых единой и очень богатой государственной властью. Ведь надо было собрать всех этих людей вместе, показать им, что надо делать, всё это время кормить и обслуживать строителей, да ещё и следить за правильностью проделываемой работы. А надо сказать, что справились с ней сколоты просто замечательно. По сю пору потрясают нас валы своим величием.
В народе они зовутся "змеевыми". Вы помните, как упал с неба Колаксаю золотой плуг? Но у наших предков была ещё одна, совсем иная легенда о создании первого плуга.
Жили на земле кузнецы-умельцы Козьма и Демьян. С малых лет видели они, как трудно их соплеменникам обрабатывать жёсткую землю вручную тяжёлыми мотыгами. Решили умельцы помочь своему народу. Сорок лет дни и ночи ковали кузнецы Козьма и Демьян плуг. Так они были заняты своим великим делом, что не знали даже, что творится за стенами их кузни. Наконец, готов был плуг. Да ещё какой! В триста пудов был его вес! Вышли тогда Козьма и Демьян на волю и узнали страшную новость: оказывается, уже долгие годы страдают люди от черноморского киммерийского змея. Пожирает поганое чудовище несчастных, отбирает у них дома и добро.
Тогда открыли кузнецы двери своей неприступной кузни-крепости, впустили туда всех несчастных и обиженных. А как сунулся следом злобный змей, захлопнули двери под самым его носом. Взвыло поганое чудовище, стало в стены биться, ругаться-грозиться. Сказали ему Козьма и Демьян:
— Ты прости нас, поганый змей. Заржавели петельки у наших дверей. Никак не можем с ними совладать. А ты просунь язык в щель, мы посадим на него молодца, вот и будет тебе славный пир.
Змей их послушался и сунул язык в щель. Тут схватили кузнецы змеев язык раскалёнными до красна клещами, запрягли чудище в огромный плуг да и пропахали на нём борозду от Днепра до самого Чёрного моря. Под конец так изнемог змей от тяжкого труда, что одним махом выпил полморя и лопнул на месте.
Так победили поганое чудище кузнецы Козьма и Демьян, первые сколотские пахари-оратаи. А "змеевы валы" — пропаханная Козьмой и Демьяном борозда — до сих пор тянутся по русской земле в память о могуществе и величии первых царств наших предков.
Будете под Киевом, спросите у местных жителей. Вам их обязательно покажут и расскажут удивительную легенду о Козьме и Демьяне.

КОНЕЦ ЗОЛОТОГО ЦАРСТВА
В самый разгар борьбы сколотов с киммерийцами в VII веке до Р. X. пришли в причерноморские степи скифы, иранский народ. До этого скифы жили у Азовского моря. Были они кочевниками и самым большим богатством считали табуны лошадей. Поэтому они прежде всего искали обширных пастбищ с большой сочной травой. Но причерноморскими пастбищами владели киммерийцы.
Скифы были многочисленней киммерийцев, и ещё они тоже были отличными наездниками. Вскоре скифы стали одолевать киммерийцев.
Заспорили между собой киммерийцы: как быть?
Одни говорили: "Бежим отсюда! Скифы сильнее, они убьют нас. Спасём свою жизнь, ибо нет у человека ничего дороже жизни".
Другие им отвечали: "Что нам делать на чужбине? Ужасна судьба изгнанных из отечества. Лучше погибнуть в бою за родину и покоиться в своей земле".
И обе стороны упорствовали на своём, и были они равны числом.
А потом случилось самое печальное. В жестоком споре забыли киммерийцы о скифах. Куда важнее показалось спорщикам доказать свою правоту. Схватились они за мечи, и началась постыдная междоусобная сеча. Много вождей и могучих воинов — защитников Отечества — погибло в тот день, само истребило себя киммерийское войско.
Оставшиеся в живых похоронили несчастных в одном большом кургане на берегу Днестра. И многие ещё годы был тот курган памятником человеческого безрассудства, когда из-за разногласий и никчёмных ссор брат губит родного брата и покорно отдаёт их общий дом злому врагу.
Уцелевшие киммерийцы во главе с царём Лигдамисом вынуждены были бежать на другую сторону Чёрного моря, туда, где находится сейчас турецкий город Синоп. Там они создали новое воинственное государство Гамирра. Только одно киммерийское племя — тавры — скрылось в горах Крыма. От их имени и стал называться Крымский полуостров Таврией или Тавридой.
А в причерноморских степях поселились с тех пор скифы.
Некоторые учёные говорят, что история о скифско-киммерийской войне — выдумка древних греков. Совершенно точно установлено, что за восемьсот лет до Р. X. в Причерноморье началась почти столетняя засуха. Именно по этой причине киммерийцы ещё задолго до прихода скифов перебрались жить в благодатные места. Скифы же пришли на свободные земли, когда кончилась засуха.
Возможно, по причине засухи погибло и Золотое царство сколотов.
Да, да! К приходу скифов исчезло Золотое царство. Успели ли победить его киммерийцы, разгромили ли скифы или погибло оно от засухи — неизвестно. Частью сколоты ушли в леса, в верховья Днепра. А другая часть была покорена скифами. Отныне сколоты работали на земле и платили скифам дань. Вскоре победители и побеждённые так сблизились друг с другом, что чужеземцы стали их путать и называть одним именем: скифы.
В дальнейшем это создало великие сложности для учёных-историков. В какой бы древней книге ни упоминалось о наших землях, везде говорилось только о скифах, но почему-то в описаниях скифы на скифов похожи не были! Лишь в наше время большой русский учёный Борис Александрович Рыбаков сумел убедительно показать и объяснить, как сколотов-праславян со скифами-иранцами спутали.

РОЖДЕСТВО. 1644 Художник Жорж де Латур
ПРИАМ, ИСПРАШИВАЮЩИЙ ТЕЛО ГЕКТОРА У АХИЛЛА. 1824 Художник Александр Александрович Иванов
КЕНТАВРЫ Скульптор Эрнст Хентель
ВОСХОД ЛУНЫ НАД КИММЕРИЕЙ. 1926 Художник Максимилиан Александрович Волошин


*

К нашим подписчикам

Уважаемые родители, учителя, библиотекари! Вы видите, что "Новая Игрушечка" публикует лучшие литературные произведения, когда-либо написанные в России для детей, прекрасные высокохудожественные иллюстрации, выходит на хорошей бумаге. Но нас беспокоит дорогая подписка на журнал.
Между тем именно вы, наши подписчики, можете повлиять на стоимость журнала. Журнал станет дешевле, доступнее, если обретёт больший тираж. При большом тираже заметно уменьшается стоимость печати и многого другого, связанного с выпуском издания.
Но о "Новой Игрушечке" мало кто знает. В розничную продажу журнал не поступает, так как существует на подписные деньги и выходит только для подписчиков. На рекламу нужны миллионы, которых нет. Поэтому мы обращаемся с просьбой к вам, кто знает журнал и считает его помощником в воспитании детей. Рассказывайте о журнале, показывайте родственникам, друзьям, соседям, знакомым, в школе, где учится ваш ребёнок. Учителя могут воспользоваться опытом своих коллег — выписывать журнал на класс вскладчину... Если каждый нынешний подписчик приведёт с собой трёх новых, журнал станет выходить своевременно и цена на подписку снизится.
Мы же в "Новой Игрушечке" будем стараться не обмануть ожиданий старых и новых подписчиков.

Редколлегия


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz