каморка папыВлада
журнал Курьер ЮНЕСКО 1971-01 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.10.2017, 03:37

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


Пьяцетта Сан-Марко в Венеции, ведущая от моря к прославленной площади святого Марка. Слева: фасад Дворца дожей. Как символ культуры и искусства, Венеция была избрана в прошлом году местом проведения международной конференции по культурной политике, впервые организованной ЮНЕСКО. Венеция медленно поглощается лагуной, и ЮНЕСКО развернула международную кампанию по спасению от гибели этой сокровищницы мирового искусства.
Фото Фульвио Ройтера, Венеция

Каждой эпохе сопутствует великое творение искусства, являющееся как бы итоговым документом человеческого опыта. Огромный календарь ацтеков из Национального музея искусств в Мехико (снимок внизу) — это запечатленный в тонкой резьбе по камню синтез науки и искусства, летопись жизни и астрономии древнейшего народа обеих Америк. Некоторые полагают, что картина «Бродвейский буги-вуги» пионера абстрактного геометрического стиля голландского художника Пита Мондриана (1872—1944) — тоже символ и летопись его эпохи.
Фото Рунэ Хасснера, Стокгольм
Фото Ричарда Фримена, Париж

ВИХРИ ФАНТАЗИИ
Посетители всемирной выставки ЭКСПО-70 в Осаке (Япония) получили возможность познакомиться с небывалой по масштабам экспозицией оригинальных конструкций, композиций и произведений искусства, собранных в 90 национальных павильонах и объединенных главной темой выставки: «Прогресс и гармония для человечества». Значительная часть иллюстративного материала этого номера была специально отобрана из фотоснимков, сделанных на ЭКСПО-70, где наглядно демонстрировался вклад народов в сокровищницу мировой культуры и искусства. Справа: «Облако» — поразительное творение человеческой фантазии — шедевр чешского художника Рене Рубичека. Не менее буйное воображение неизвестного автора создало из металлических полос, трубок, перьев, колокольчиков и других подручных материалов фантастическое одеяние (слева), сфотографированное во время карнавала в Порт-оф-Спейн, столице государства Тринидад и Тобаго.
Фото Рунэ Хасснера, Стокгольм
Фото Поля Альмази, Париж

ИСКУССТВО НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ
Искусство ремесленников и народных умельцев часто было средством выражения победы разума над грубой материей. Справа: традиционные американские флюгеры, по которым можно не только узнать направление ветра, но и проследить изменение стилей и техники изготовления. Слева: кукла «Матрешка» — выдумка русских искусников из лесных краев, известная во всех уголках земного шара. Справа внизу: создание прихотливой фантазии японского гончара — забавное сочетание кошки, солнца и морской звезды.
Фото Бруно Сутера
Фото Бруно Сутера

ДИКОВИНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Из этих яйцевидных звуконепроницаемых кабин, сделанных из пластика, посетители ЭКСПО-70 в Осаке могли переговариваться с друзьями по радиотелефону, снабженному кнопочным наборным устройством. Новые технические открытия и новые материалы приводят к возникновению новых форм и конструкций в промышленной и бытовой эстетике, которые постепенно входят в жизнь и культуру современного мира.
Фото Поля Альмази, Париж

СПИРАЛЬНЫЙ ГОРОД — АНТИПОД МЕГАЛОПОЛИСА
В двадцатые годы архитекторы, художники и планировщики известной немецкой школы «Баухаус» в Веймаре, основанной Вальтером Гропиусом, в более радужном свете видели город будущего. Фотомонтаж (слева), выполненный в 1923 году, показывает, как мыслил его последователь Гропиуса голландский архитектор Поль Ситроен. Ныне рост мегаполисов по-новому ставит перед архитекторами проблемы света, пространства и формы. На фото справа: город в форме спирали, спроектированный Алексисом Готнофом. Его макет был представлен на выставке ЭКСПО-70 в Осаке.
Фото Люка Жубера, Париж
Фото Поля Альмази, Париж

ЗАБЛУЖДЕНИЯ СЛЕПЦОВ
Эта фотография взята из шведского учебника философии, где иллюстрируется мораль распространенной в Азии индийской басни: часть целого — это еще не целое.
В басне говорится, как однажды вечером забрел в индийскую деревню странник со слоном и поместил своего слона на ночь в темный сарай. Любопытные жители, прослышав о диковинном животном, попавшем к ним в деревню, зашли в сарай в темноте и стали ощупывать слона. Выйдя, каждый высказывал свое мнение:
— Оно напоминает большую трубу, — сказал тот, что ощупывал хобот.
— Чепуха, — сказал другой, обследовавший ногу. — Это дерево.
— Оно похоже на гигантский лист, — заявил третий, потрогавший ухо.
— Да нет, это просто стена, — утверждал крестьянин, чьи руки обследовали слоновий бок.
— Нет, скорее это канат, — доказывал человек, которому достался хвост.
Каждый считал, что прав только он, хотя достаточно было бы немного света, чтобы все заблуждения рассеялись.
Фото Бьёрна Роде, Гетеборг

ДОСУГ СПОРТ И ТРАДИЦИЯ
Вверху: румынские рыболовы, расположившись на мысу, напоминающем библейского левиафана, удят рыбу. Вверху слева: английский прыгун с шестом словно соревнуется со своим двойником в зеркальном отражении. Слева: традиционные гонки на быках в Индонезии. Справа: такой способ путешествия кажется молодым американцам наиболее приятным.
Фото Бруно Сутера, Париж
Фото Свена Гильсетера, Стокгольм
Фото Гейнца Ягуша, Бухарест
Фото Ж. П. Лаффонта—Гамма, Париж

ТАИНСТВО ТВОРЕНИЯ
«Тайны художественного творчества,— писал французский историк XIX века Ж. Ж. Ампер, — постепенно становятся достоянием масс». Как бы иллюстрируя эту мысль, бельгийский художник Ж. Ф. Фолон в рисунке, выполненном в стиле «наив», изобразил розы, растущие из мозга человека.
Фото Бруно Сутера


ТЫСЯЧА И ОДНА ГРАНЬ КУЛЬТУРЫ

На последующих страницах приводятся краткие выдержки из высказываний участников международной конференции, созванной в прошлом году ЮНЕСКО в Венеции для обсуждения проблем культурной политики.

Марокко
Когда человек впервые приспособил высушенную тыкву или что-нибудь другое ей подобное, чтобы носить воду, он преследовал сугубо практическую цель. Утилитарность подхода проявилась и тогда, когда он, глядя на тыкву, слепил из глины сосуд. Но когда человек стал украшать этот сосуд, он отошел от утилитарности — в этом уже проявилась тяга к красоте, которая является обязательным атрибутом культуры.
Мохаммед Эль-Фази
Министр культуры

Венгрия
Правильная культурная политика должна обеспечить доступ к культуре широким массам и предоставить художнику свободу творчества. Именно это имел в виду венгерский поэт Шандор Петефи, когда сто пятьдесят лет назад писал о солнечном луче духа, отражающемся в окнах всех домов.
Пал Илку
Министр культуры

Франция
Конечно, трудно поверить в то, что культура твоего народа не самая лучшая из всех существующих и что совершенно чуждый тебе образ мышления является именно тем, в чем нуждается кто-то другой. Тем не менее необходимо всячески поощрять все, что по-настоящему человечно в любой цивилизации. Франция готова оказать помощь любой стране, которая к ней обратится, в создании описи культурных ценностей и в популяризации культуры внутри страны и за ее пределами.
Эдмон Мишле
Министр культуры

Сомали
Культура — это образ жизни, избранный или принятый обществом или группой обществ. Она складывается из традиционных ценностей и образа мышления общества.
Мохаммед Сек Хассан
Генеральный директор Министерства образования

Австралия
К понятию культуры нельзя подходить слишком узко. На самом деле она включает в себя многое из того, что придает качественную характеристику жизни, и в определенном смысле может рассматриваться как желательный компонент всех ее аспектов. Например, в Австралии природные условия древнего континента, богатый и своеобразный растительный и животный мир и постоянное обилие солнца способствовали тому, что составной частью нашего образа жизни и нашей культуры стали времяпрепровождение на открытом воздухе и спорт. Древняя Греция дает нам классический образец подобного рода национальной культуры.
Нужно быть предельно осторожными, чтобы не замкнуть содержание культуры в узко этнические рамки. Что касается Австралии, то прибывающие на нашу землю эмигранты научили нас лучше понимать сложность европейской культуры, а ширящиеся контакты с щедрой и многообразной культурой Азии несут с собой новые веяния, обогащая ум и воображение наших художников. Очень важно и то, что мы, кажется, стали лучше понимать и ценить самобытное искусство и культуру австралийских аборигенов.
Найгел Боуэн
Министр образования и науки

Ирак
Культура — это коллективное интеллектуальное достижение народа, воплощение его духовных и материальных ценностей, его чаяний и надежд и его образа жизни.
Саад Абдулбаки
Министр образования

Всемирная федерация профсоюзов
Для трудящихся культура — это не только литература, искусство, непреходящую ценность которых они глубоко чувствуют, хотя и не всегда имеют к ним доступ; культура не имела бы для них большого значения, если бы она служила только для развлечения и украшения жизни или помогала уходить от действительности. Культура должна быть доступной и понятной всем, должна включать в себя все отрасли науки и техники, искусство и спорт и непременные атрибуты социальной культуры — экономику, профсоюзы и политику, — создавая нерасторжимое целое, все составные части которого взаимодействуют и влияют друг на друга.
...Однажды осенним днем Жорес, прогуливаясь по лесу, встретил женщину с мешком на спине. Жорес поздоровался с ней и заметил: «Как прекрасно вокруг!». «Если вы поможете мне снять мешок со спины, — сказала женщина, — я смогу взглянуть на деревья и убедиться, насколько вы правы».
Морис Гасто
Представитель Всемирной федерации профсоюзов

Мексика
Мы хотим, чтобы, избавившись от мелочных повседневных нужд, полноправный гражданин, свободный, образованный и здоровый человек мог в полной мере проявлять свои человеческие качества, а именно был способен использовать свои суждения, свое воображение, размышлять и мечтать.
Хосе Луис Мартинес
Генеральный директор Национального института изящных искусств

Ватикан
За предоставление культурных благ государство получает меньше, чем за блага более материальные; порой ему платят даже неблагодарностью. И все же необычайная широта, сложность и «невыгодность» этой сферы деятельности не должны обескураживать государство и отвращать его от усилий, направляемых на развитие культуры, которое является неотъемлемой частью общего развития.
Его преосвященство Андре-Жак Фужера
Советник Государственного секретариата

Гайана
Одна из задач культурной политики в малых и слабых государствах — повышение сопротивляемости пагубному влиянию отрицательных сторон двадцатого века и одновременно борьба за преодоление парализующего действия провинциализма.
М. У. Картер
Министр информации и культуры

Иран
Культура — это способ интерпретации мира. Наука — это способ его изменения. Нет поэтому разумных оснований рассматривать их изолированно. В той степени, в какой наука является культурой, они должны быть едины, и одна из первейших задач культурной политики — обеспечить их единение. Но поскольку культурная политика — личное дело каждого государства, ЮНЕСКО должна предпринять усилия для обеспечения международного сотрудничества, поскольку лишь оно способно перебросить мост через расширяющуюся пропасть в области науки между развитыми и развивающимися странами.
Мерхдад Палхбод
Министр культуры и искусства

Гвинея
Массовая культура весьма существенно отличается от культуры избранных, хотя она никоим образом не хуже последней. Массовая культура представляет собой как бы начиненную взрывчатым веществом созидательную силу. Ее преимущества особенно ярко проявляются при сравнении с индивидуалистским субъективизмом, доведенным до крайности некоторыми интеллектуалами и художниками, которые в поисках новых средств самовыражения достигли лишь того, что их перестали понимать, или в лучшем случае выработали некий условный язык, странно напоминающий жаргон оккультных сект. Культура и колдовство, безусловно, разные вещи...
Чеик Чериф
Представитель Гвинеи

Дания
На земном шаре, пожалуй, нет ни одной страны, которая не пренебрегала бы насущными гуманитарными и культурными нуждами ради вооружения. В то время как техническое развитие идет по вертикали, мы, люди, продолжаем мыслить в горизонтальной плоскости: техническая революция не сопровождается революцией в нашем образе мышления.
Хельвег Петерсен
Министр культуры

Того
Налицо ряд парадоксов, над которыми стоит призадуматься. Никогда культура не была так богата, но никогда раньше не вызывала она столько сомнений. Никогда культура не была столь универсальна, но и никогда раньше не раздирали ее столь сильные противоречия. Никогда культура не распространялась так широко, но никогда раньше она не подвергалась опасности утратить свою главную цель — человека. Никогда культура не располагала столь обширными материальными и техническими средствами для сохранения своих достижений, но никогда раньше не грозило ей полное уничтожение. Глядя на апокалипсические картины в музее Хиросимы, я невольно подумал: завтра весь мир может стать таким же и не только таким — на земном шаре не останется ни одного свидетеля нашего уничтожения.
Нсуган Фердинанд Агблеманьон
Постоянный представитель при ЮНЕСКО

Швеция
Искусство не просто социальный продукт, это также инструмент изменения общества. Художники должны быть свободны в выборе средств самовыражения. История оставила нам многочисленные примеры, как реальность рано или поздно, иногда весьма чувствительно, мстила тем, кто лишал художника возможности следовать своему призванию.
Свен Муберг
Министр образования

Федеративная Республика Германии
Задача государства и общества состоит в том, чтобы охранять человеческие ценности и человеческое достоинство. Искусство, говоря словами Альбера Камю, может жить лишь по своим собственным законам, и оно умирает, когда сталкивается с принуждением извне. Администрация и культура могут идти вместе при условии, если интеллектуальное созидательное творчество остается свободным. Культура, укрывающаяся за национальными границами, непременно загнивает.
Бернард Фогель
Президент постоянной конференции министров образования и культуры земель

Испания
Планирование означает установление шкалы ценностей. Но даже если предположить, что существуют некие неизменные эталоны и некое золотое правило творчества (а это представляется все менее вероятным), остается еще не менее важная проблема обновления типов, стилей и образа жизни; и здесь возникает риск, что администрирование станет сдерживающим фактором.
Более того, стоит только культурной политике затронуть вопрос о моде и вкусах, как тут же возникают разногласия и непонимание. Положение осложняется еще тем, что современное государство, если оно не воздействует на художников, способно даже вопреки своему желанию направлять, влиять и обусловливать общественные вкусы. Частные предприниматели пользуются этим без зазрения совести.
Эмилио Гарригес
Постоянный представитель при ЮНЕСКО

Италия
Культура — это свобода. Вот почему мы надеемся, что ни теперь, ни в будущем у нас не будет основания высказывать сожаления по поводу подавления государством свободы мысли и свободы в искусстве.
Витторино Веронезе
Бывший генеральный директор ЮНЕСКО

Камерун
Можно ли себе представить процветание африканских народов без музыки, без танцев, без масок и статуэток, без огромного устного наследия народной мудрости и поистине легендарной жизнерадостности наших племен? Но как уберечь такое искусство от поползновений модернизма, если художникам не будут предоставлены средства и техника для того, чтобы уверенно и с достоинством выразить себя в стиле своей эпохи, сохранив в то же время подлинную самобытность? Как этого достичь, если отказаться от помощи государства?
Двусторонние и даже многосторонние соглашения чаще всего оставляют вопросы культуры в стороне, считая их непозволительной роскошью.
Заше Монго Соо
Министр по делам образования, молодежи и культуры

Бельгия
Нас отделяют всего тридцать лет от двухтысячного года, в котором будет, по-видимому, 140 рабочих дней. Служба образования не должна забывать об остающихся 225 днях.
Всеобщее образование уже становится реальностью, но в полной мере скажется лишь в жизни будущих поколений. В настоящий момент не более одной десятой части взрослого населения сознательно и активно участвует в культурной жизни. Это происходит отчасти потому, что образование строилось исключительно на механической передаче знаний по принципу «понемногу о многом». В 19 лет юношам и девушкам следовало бы знать о театрах, концертах, библиотеках, музеях. К сожалению, они этого часто не знают. Многие довольствуются тем, что имеют выходные дни, оплаченные отпуска, посещают спортивные состязания и сидят у телевизора. Даже те, кто не желает работать, получают помощь от государства, и некоторые студенты, недоучки, «хиппи» и «битники» вообще не видят смысла даже в борьбе за существование.
Противоположную крайность представляют люди, готовые загонять себя до смерти, лишь бы получить побольше предметов потребления.
Как бороться с этими пороками общества «всеобщего благоденствия»?
Согласно некоторым социологическим исследованиям, 70% из тех, кто начал трудиться в возрасте 14—18 лет, никогда ничему больше не учились. Совершенно очевидно, что для этой категории молодежи необходима хорошо продуманная система как школьного, так и внешкольного обучения. В противном случае трудно представить себе, каким образом удастся добиться демократизации культуры.
Франс Ван Мехелен
Министр культуры

Колумбия
Редким примером современного меценатства является Государственный банк Республики Колумбия, который называют «банком, обладающим душой». Он заслужил это похвальное прозвище благодаря непосредственному участию в создании Музея дель Оро в Боготе, который располагает сейчас внушительной коллекцией золотых предметов доколумбовой Америки — настоящим Эльдорадо для археологов; музея нумизматики; «Соляного Собора» при шахтах Зипагира и клуба для молодежи и художников...
Хосе Мануэль Ривас-Саккони
Директор института «Каро и Куэрво», Богота

Япония
Мне хотелось бы упомянуть здесь широкораспространенные среди японского народа культурные мероприятия, которые можно назвать как бы промежуточным явлением между чрезвычайно утонченным художественным творчеством и весьма популярным времяпрепровождением. Это церемонии чаепития, составление букетов и сложение кратких стихотворений, известных под названием «танка» и «хайку». Свыше 20 миллионов людей постигают правила и утонченные манеры, которыми сопровождается официальная церемония чаепития, учатся искусству правильной аранжировки цветов для украшения дома и стихосложению.
Два вида искусства и культуры, родившиеся из двух источников — европейского и японского, — ныне рассматриваются в Японии как два колеса одной повозки. Они привнесли в нашу жизнь удивительное разнообразие.
Кендзи Адати
Заместитель директора агентства по делам культуры

Югославия
Югославия — это страна с двумя алфавитами, тремя религиями, пятью нациями, шестью республиками и несколькими национальными меньшинствами.
Вукасин Микунович
Председатель федерального совета по делам образования и культуры

Индия
Чтобы выжить в современном мире, культуре потребуется широкая основа. И когда мы думаем о массах, не следует забывать о молодежи. Государство весьма редко заботится о ее нуждах. Многие из нынешних «болезней» молодежи можно объяснить, пожалуй, «культурным голодом», или, другими словами, «культурной неграмотностью».
Мы, индийцы, не хотели бы отождествлять развитие культуры с развитием различных видов искусств, и особенно с литературой, исполнительским творчеством и пластическим искусством. Мы считаем, что культура помогает каждому человеку отличать действительные ценности от мнимых. Именно в этом смысл национальных культур, культуры Индии в особенности. История Индии не знает ни одного периода, когда бы возникло хоть какое-нибудь сомнение в конечной цели жизни — эта цель не в том, чтобы сделать жизнь более комфортабельной, но в том, чтобы позволить человеку осознать огромные возможности для его духовного развития.
Индийская традиция всегда подчеркивает необходимость гармонического человека, который, как повествуется в «Махабхарате», не вызывает дисгармонии в мире, как и мир не вызывает дисгармонии в человеке.
Т. Р. Джаяраман
Секретарь министерства образования и по делам молодежи

Голландия
Социальное обеспечение, как и обязательное обучение и оплачиваемые отпуска, — это огромное завоевание. Современное развитие станет бессмысленным, если соответствующий шаг не будет сделан в области культуры. Но означает ли это, что государственные власти вправе оказывать давление и влияние, подобно Орфею, попытавшемуся вопреки судьбе вернуть Эвридику из подземного царства? Ответом может быть только — нет.
Средства массовой информации имеют свои достоинства и свои недостатки. Мы должны уживаться с тем и с этим. Мы обязаны поощрять творческую активность наибольшего числа людей, и это, безусловно, задача государственных властей — если мы не хотим, чтобы верх одержало пассивно-потребительское отношение; если это произойдет, тогда нам придется сдаться и потреблять культуру расфасованной и снабженной ярлыком, подобно аптекарским товарам.
Индустриально развитые страны отрезаны, очевидно, от животворных родников искусства в большей степени, нежели менее обеспеченные государства. Там, где такие родники иссякли, необходимо вернуть их к жизни. А это требует организатора нового типа, который не должен быть ни педагогом в обычном смысле слова, ни специалистом по психоанализу и в еще меньшей степени фельдфебелем. Этот человек должен быть одновременно коллегой и руководителем. Его роль в процессе непрерывного образования должна заключаться в том, чтобы убедить людей в доступности и необходимости для них культуры и искусства.
Марга Кломпе
Министр культуры

Швейцария
Швейцарская конфедерация, где говорят на четырех языках и где существуют три культуры, твердо убеждена в необходимости мирного сосуществования и взаимного обогащения языков, религий и культур — культур, которые связывают нас с тремя соседними странами без ущерба для нашей культурной автономии.
Вилли Шпюлер
Бывший президент Швейцарской Конфедерации

Болгария
Шумный успех, вызванный случайным, поверхностным явлением, всегда преходящ и в конечном итоге не вызывает настоящего общественного отклика. Демократизация культуры в Болгарии никогда не понималась как примитивизация, упрощенчество или обеднение содержания произведений искусства.
Павел Матев
Председатель комитета по делам культуры и искусства

Фото Ж. Гамильтон, Нью-Йорк


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz