каморка папыВлада
журнал Крылья 2007-05-06 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.04.2024, 21:43

скачать журнал


ТУРГЕНЕВ:
Сказка любящего сердца, или Чтобы жизнь не показалась дымом

Алёна БАСКАКОВА, 11-й класс, г. Зеленоград, школа № 854
Прошлым летом я открыла для себя Тургенева с другой стороны, словно нашла нового писателя. Я приехала погостить к бабушке и, рассматривая корешки книг на полках, заметила название «Дым» Тургенева. Честно говоря, я думала, что кроме набивших оскомину «Отцов и детей», ничего интересного у него нет. Ну, есть ещё «Записки охотника», разве только «Живые мощи» из них интересно читать. И, конечно, «Му-Му». А вот «Дым»... Что за дым? Откуда? Мне почему-то вновь представилась тургеневская деревня, лес, дым из трубы... Итак, я открыла книгу, как сейчас помню, перед обедом, просто пролистать, и... забыла обо всём на свете, мой суп остыл, а бабушка не могла оторвать меня от книги.
Дым! Сильная любовь, переживания героев, человеческая слабость, бессилие что-либо изменить, затем трагедия... надежда, что всё изменится и неожиданный конец. Бедная душа Ирины (главной героини) изуродована внешними обстоятельствами. Она ненавидит, презирает окружающее общество, но не имеет воли выйти из-под его власти. Я проживала сюжет с главными героями, я так ясно видела их, словно они были здесь, в моей комнате... После «Дыма» я прочитала запоем все собрание сочинений Тургенева. Отложила напоследок «Новь», так как мне он показался несколько перегруженным (это революционный роман), но затем прочитала его удивительно быстро и легко.
Для меня стали открытием небольшие захватывающие произведения с мистическими вкраплениями «Сон», «Стук... стук... стук», «Рассказ о. Алексея», «Призраки», «Клара Милич». Иногда читать было даже немного жутко, но до того захватывающе, что забывалось всё.
Как я полюбила Елену из романа «Накануне», Наталью из «Рудина», Лизу из «Дворянского гнезда»! Вот они — знаменитые образы тургеневских девушек — нежных, самоотверженных, любящих... Как я смеялась над комичным Уваром Ивановичем, «поигрывающим перстами»!
Ну, и, конечно, нельзя не полюбить необыкновенно лёгкие, солнечные произведения — «Вешние воды» и «Песнь торжествующей любви». «Вешние воды» — это сказка любящего сердца, это юность и романтика. Это чудесная, светлая повесть, пусть даже конец её не совсем счастливый... И эта повесть так же заставляет задуматься, как и все прочие произведения Тургенева. Что заставило Санина отказаться от Джеммы, жемчужины его сердца? Слабость, страсть, нерешительность, неопытность? Поразмышляешь, и словно получаешь некий урок. И уже не хочется допустить такого в своей жизни...
Такие же лёгкие и интересные «Ася», «Первая любовь», «Три встречи»... А стихотворения в прозе! Список можно продолжать бесконечно. «Ася», кстати, очень похожа на чеховский «Дом с мезонином» — практически одинаковые истории... и такие разные. Ещё я помню, удивилась, узнав, что у Тургенева есть произведение «Фауст», также очень интересное.
...Мне было грустно, когда я закрыла последнюю книгу Ивана Сергеевича. Я просто сидела и думала: «Что же мне теперь читать, после великого Тургенева?» И... ошиблась. Мы недооцениваем наших великих классиков. Столько замечательных произведений — за всю жизнь не перечитаешь. Первый раз осознание этого пришло после Тургенева. Сейчас я читаю собрание сочинений Шмелёва и тоже не могу оторваться. А сколько ещё впереди!

«ПРЕЖДЕ Я ПРИБАВИЛ БЫ: БУДЬ СЧАСТЛИВ; ТЕПЕРЬ СКАЖУ ТЕБЕ: СТАРАЙСЯ ЖИТЬ, ОНО НЕ ТАК ЛЕГКО, КАК КАЖЕТСЯ».
И.С. Тургенев. «Фауст»

«НО ВЫ СЕЙЧАС СПРОСИЛИ МЕНЯ, ЛЮБЛЮ ЛИ Я СВОЮ РОДИНУ? ЧТО ЖЕ ДРУГОЕ МОЖНО ЛЮБИТЬ НА ЗЕМЛЕ? ЧТО ОДНО НЕИЗМЕННО, ЧТО ВЫШЕ ВСЕХ СОМНЕНИЙ, ЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НЕ ВЕРИТЬ ПОСЛЕ БОГА?»
И.С. Тургенев. «Накануне»

«И ВСЁ ВДРУГ ПОКАЗАЛОСЬ ЕМУ ДЫМОМ; ВСЁ - СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ...»
И.С. Тургенев. «Дым»

АНДРЕЙ, 10 класс, школа № 854
SF remains the architecture of our dreams, and science fiction illustration will continue to inspire our next generation of dreamers.
«Фантастика — это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей».
Рэй Бредбери
Мой любимый писатель — фантаст Рэй Брэдбери. Его рассказы и повести — не обычный жанр популярной фэнтази — это потрясающие по своей глубине, смыслу и психологизму произведения. Ещё я думаю, Брэдбери обладает каким-то пророческим даром. Иначе непонятно, как он смог предсказать в своих рассказах всё то, что происходит сейчас в нашем мире. За свою жизнь писатель создал более 450 рассказов. По некоторым из них были сняты фильмы — «451 градус по Фаренгейту», «Будет ласковый дождь», «Вино из одуванчиков»...
Серьёзная, мистически-жуткая повесть «Что-то страшное грядёт» (кстати, перевод этого названия с английского очень неоднозначный. Есть варианты: «Что-то страшное грядет», «Зло уже близко» и пр.) попалась мне на глаза, когда я учился в 8-м классе. Я читал её с удовольствием и нашёл сходство с главными героями — обычными ребятами, которые боролись со злом в виде странных и страшных «Людей Осени», хозяевами таинственного «Луна-парка»... Мне очень-очень хотелось, чтобы подростки победили. Так и вышло! Последняя решающая схватка — и зло побеждено... чем бы вы думали? Ни за что не догадаетесь! Улыбкой!
«Вино из одуванчиков» — самая не фантастическая и детская повесть Бредбери, отчасти автобиографичная. Поэтому она такая лёгкая, добрая и солнечная — как разлетающиеся семена одуванчиков. В ней описывается лето 12-летнего мальчика, события, день за днём — и поначалу повесть может показаться скучной. Но если поглубже в неё вчитаться, то можно отыскать много мудрости, спрятанной за символами. В главном герое каждый узнает себя — ведь детства никто не миновал. И попробовать ответить на несколько важных вопросов: «Нужна ли мне «Машина счастья», о которой так мечтал Лео Ауфман? И что вообще для меня значит «счастье»?»
А моему младшему брату я рассказал про снежинку, которую ребята из повести Брэдбери поймали зимой в спичечный коробок и положили в морозилку, чтобы летом у них была своя настоящая, зимняя снежинка! С тех пор брат тоже стал так делать. И в холодильнике, в морозилке у нас всегда лежит замёрзший коробок, а в нём...
Повести Брэдбери учат думать, чувствовать красоту окружающего мира и ценить жизнь. А как-то я узнал, что писатель любил читать романы Достоевского. Попробовал начать читать Достоевского, и мне понравилось, а этого я от себя никак не ожидал... Советую всем, кто заинтересовался Брэдбери, зайти на его сайт, не пожалеете: http://raybrad-bury.ru/inword/

Александр МЕНЬЩИКОВ, Екатеринбург
ОТ АВТОРА:
Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Крылья»! Пишет вам Меньщиков Александр, ученик 11-го класса школы № 64 г. Екатеринбурга. Я очень рад, что в нашей школе теперь выписывают ваш журнал и он доступен учащимся нашей школы, это отличная возможность для творческих и увлекающихся искусством учеников для получения информации об искусстве, в частности — литературе!
В марте в нашей школе проходила конференция, где обсуждался вопрос о том, что малая часть россиян, в частности — школьники, читает. На конференции я читал вслух своё эссе на тему «Три книги, которые... рассуждают о человеческих талантах». Отправляю цифровой вариант эссе. Считаю важным решение проблемы чтения в школах нашей страны.
Дорогой Александр! С благодарностью публикуем ваше эссе, где вы рассуждаете о востребованности таланта, дарении себя людям и о «серой толпе».
Приглашаем наших читателей — и ваших одноклассников, Саша, поговорить об этом на страницах нашего журнала. Например, стоит ли «бросить всё бытовое во имя достижения высокой цели, во имя творчества».

ТРИ КНИГИ, КОТОРЫЕ... РАССУЖДАЮТ О ТАЛАНТЕ

Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Фрэнсис Бэкон
Что такое талант? Откуда он берётся и что с ним делать, как развивать?
Действительно ли все люди обладают талантами или лишь те, чья жизнь посвящена искусству? Талант — это приобретённый в жизни навык, которым человек владеет в совершенстве, или Искра Божия?
Мне, как человеку творческому, всегда не давали покоя эти вопросы, чему посвятить свой талант: достижению великой цели или безбедной карьере, да и будет ли он (талант) востребован действительностью? Ответы на все эти вопросы — в мировой литературе, хранительнице тайн, вечном советчике, позволяющем каждому давать единственный для него правильный ответ.
Для чего чайке были даны крылья? Для того же, зачем был дан и человеку талант, этот дар свыше, словно полёт птицы, оставляет неизгладимое впечатление и восхищает людей. Так летает и чайка по имени Джонатан Ливингстон Ричарда Баха в одноимённом произведении. «Истинному Джонатану — чайке, живущей в каждом из нас...» — именно так начинается повесть, где главному герою — Джонатану — удалось осознать всю прелесть и ценность своей жизни — постигать искусство полёта.
Джонатан отбился от Стаи, его не интересуют обыватели и их проблемы, где умение летать используется для добычи пищи, где ещё не осознали всех чудес полёта. Так и в реальности: мало кто понимает своё предназначение и может бросить всё бытовое во имя достижения высокой цели, во имя творчества. И непонятый Стаей Джонатан был изгнан из неё навсегда. Да, обществу не нужны высокие идеи, а таланты используются лишь для выживания, ради карьеры, денег, славы. Но наш герой не сломлен, он продолжает совершенствоваться и в изгнании, а затем примыкает к кругу избранных, которые также однажды осознали свою цель и покинули Стаю. Здесь Джонатан достигает небывалых высот в развитии своего умения летать и приходит к мысли о том, что совершенству нет предела и цель жизни — максимально возможное приближение к нему, реализация его в себе, и достижение этого возможно лишь при осознании безграничности своих сил. Но на этом странствия нашего героя не заканчиваются — он дарит свой опыт другим чайкам, которые тоже хотят летать, которые тоже готовы трудиться до тех пор, пока не выбьются из сил. И это воистину благородный поступок — дарить, отдавать безвозмездно накопленное в себе богатство, в этом и состоит прелесть учительства!
Но автор показывает лишь положительный вариант развития таланта — полную реализацию его в личности. Однако такой случай бывает один из тысячи, автор отдалился от суровой реальности, где люди не в силах преодолеть даже первую ступень — осознание цели своей и важности таланта, ну, а те, кто смог преодолеть её — не в состоянии бескорыстно дарить его людям, они превращают его в ремесло, как Сальери в трагедии Пушкина. Его творчество — это тяжёлый труд, он придумывает идеи, делая скрупулёзные расчёты, пользуясь холодной логикой. Его музыка, как и речь его, тяжёлая, трудная для восприятия. Она имеет сложную композицию, являясь лишь гармонично слаженным набором нот и аккордов.
Музыка Сальери — не творчество вовсе, а лишь средство, именно средство для того, чтобы находиться на верхушке общества, чтобы быть уважаемым человеком. И не имел зависти он до тех пор, пока на небосклоне музыки не зажглась новая звезда — Моцарт. Музыка Моцарта — это отражение жизни, из неё он черпает идеи, они нелогичны, интуитивны. А слава его — это только последство, ведь он дарит людям своё творчество.
И он, в отличие от Сальери, считает, что музыка — это духовная ценность для всего народа, она не имеет материального воплощения, её способны понимать все, а не только «избранные», так называемая «элита общества». И Сальери сокрушается от мысли о том, что Бог дал такой талант не ему — труженику, а «бездельнику» Моцарту. Сальери мучит жгучая зависть, она поедает его изнутри, и, с одной стороны, он восхищается талантом Моцарта, но, с другой стороны, именно этот дар приводит его в бешенство.
Если невозможно превзойти конкурента, то можно заставить его замолчать, устранить. И Сальери отравляет Моцарта, но слишком поздно понимает, что талантливее от этого не становится:
Гений и злодейство —
Две вещи несовместные.
Талант — дар свыше, это способность творить, а убийство — это противоречие христианским заповедям, это разрушение главного творения Господа Бога — человека. Жизненные обстоятельства и пороки других людей забрали у этого мира гения.
Неужели всё настолько грустно: приспособленцы-сальери нужнее, чем гении-моцарты — в нашей действительности? Талантливые люди — яркие индивидуальности — будут погибать в суровой жизни? Старые вопросы не все разрешены, а появляются ещё и новые. Я думаю, наиболее приемлемые для современности ответы даёт Борис Стругацкий под псевдонимом С. Витицкий в одном из романов XXI века «Бессильные мира сего».
Первый вопрос, который возникает об этой книге: кто они, бессильные мира сего — серая толпа, или... интеллигенция, творческие люди, чьё мировоззрение не помещается в рамки бытовой жизни? Ответ неутешительный: интеллигенция, духовная верхушка общества, те, кому суждено изменить мир в лучшую сторону, бессильна. Но почему всё так складывается? Да потому, что таланты не востребованы жизнью в полной мере, она — жизнь — кладёт талант на собственное «прокрустово ложе», отсекая всё самое ценное и оставляя лишь то, что выживает, а точнее, приживается в суровой «свиньей жизни». Мы это отчётливо видим в романе: только воспитатель и учитель полностью реализовали себя, а другие таланты... Способный изменять будущее... меняет исход выборов в интересах криминальных группировок, способный управлять волей животных служит не науке, а вытравляет тараканов из квартир за деньги, способный излечивать душу... работает бухгалтером! И главный герой — Стэн Аркадьевич Агре, щедрый распознаватель талантов, чьими учениками и являются герои, впустую растрачивающие свои сверхспособности, вне себя от непонимания общества: «Что-то мистическое, даже сакральное должно произойти, чтобы человек воспитанный стал этому миру нужен».
Но на самом деле не только общество виновато, ведь всегда находились просветители, в одиночку боровшиеся с серостью толпы. Всё намного глубже — герои, видя невостребованность талантов, не развивают их, забыв про свою высокую миссию: «Вы сделались самодостаточны, вас вполне устраивает прыгать выше толпы, когда можно летать... но самое странное — все довольны, даже самые недовольные из вас!» А талант бесценен — он как любовь, как вера, как знание, он независим от окружающих, его невозможно измерить. «Полная бесталанность, несомненно, самый редкий талант», — пишет в своём романе Стругацкий. Все люди талантливы, Бог наградил всех единственной способностью — умением творить!
Творчество, как полёт чайки, более чем загадочен: она знает, что летит, но не знает как. И нет для неё ничего более ценного, чем ощущение полёта, и нет ничего более таинственного и непонятного, чем восхищение и чувство восторга, которое она, сама не зная того, дарит стоящим на песке людям...

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт


ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Дорогие наши читатели! В Российской государственной юношеской библиотеке в помощь профессиональному самоопределению молодежи вышло новое издание «Будущему инженеру»: Библиографический обзор и справочные материалы (Составитель В.В. Дмитриева, отв. за выпуск В.П. Вдовиченко)
Эта работа адресована школьникам-старшеклассникам и призвана помочь принять взвешенное решение при выборе профессии инженера. Дается характеристика инженерной деятельности на основе существующих специализаций. Предлагается обзор документальной, мемуарной литературы, позволяющий в контексте истории данной профессии представить привлекательный образ инженера. Представлена информация об учебных заведениях г. Москвы и Московской области, а также о правилах приема в них. Включена и информация о техникумах и школах (или лицеях), спрофилированных на вузы, как возможных «ступенях» на пути к профессии инженера.
Сегодня мы публикуем первые разделы обзора: «Из истории инженерной деятельности», «Из истории инженерного искусства России».

В.В. ДМИТРИЕВА
БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ

Библиографический обзор и справочные материалы

1. ВВЕДЕНИЕ
Юный читатель, находясь на пороге самостоятельной жизни, каждый из вас неизбежно стоит перед необходимостью выбора профессии. В конечном счете, профессия является основой самоутверждения человека в обществе, определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать.
Вы, молодое поколение, сегодня реально смотрите на мир и знаете, что профессия должна быть современной, доходной и престижной. Вместе с тем, любимой профессия может стать только тогда, когда человек максимально выражает себя в ней.
Чтобы правильно выбрать профессию, психологи считают важно учитывать ее характеристики и свои психологические особенности. Главное — чтобы то и другое совпадало. Успешное овладение любой профессией стоит на трех соответствующих китах. Это интерес, способности и личностные качества. И хотя нельзя достичь абсолютной уверенности в правильности сделанного выбора и заранее предугадать все возможные повороты судьбы, но надо стремиться к осознанному выбору будущей профессии.
О многих важных аспектах в области выбора профессии говорится в книге Е.А. Климова «Как выбрать профессию» (Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Просвещение, 1990.— 158 с. — (О профессиях, производстве и людях труда).
В этой книге можно найти полезную информацию о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Книга построена так, что о многих важных вещах в области выбора профессии с ней можно побеседовать. Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и тем, кто уже сделал выбор. Обдумать — значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Именно в этом книга поможет.
Кроме того, адресуем вас еще к нескольким книгам, которые окажут существенную помощь в решении непростых вопросов профессионального самоопределения:
Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткаченко; Под ред. Д.С. Чернейко и В.И. Криличевского. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: «Литера плюс», 1997. — 333 с.
Книга предназначена для выпускников школ и других людей, желающих выбрать профессию в соответствии со своим призванием. Книга позволяет самостоятельно, без помощи профконсультанта, узнать свои склонности и способности, подобрать себе наиболее подходящую профессию, составить план своего профессионального жизненного пути и начать его осуществление. В книге содержатся рекомендации по успешному выбору профессии, психологические тесты для оценки профессионально важных качеств, справочный материал о профессиях и учебных заведениях, а также некоторые сведения о законах в области образования, труда и занятости. Книга написана психологами службы занятости Санкт-Петербурга, имеющими богатый опыт профконсультирования.
Атватер И., Даффи К.Г. Психология жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие / Пер. с англ. Н.Л. Гиндилис и др.; Науч. ред. Е.А Климов. — М.: Юнити-Дана, 2003. — 535 с.
«Книга, деловито ориентирующая человека на личностное саморазвитие», — так названо предисловие к ней, написанное Президентом Российского Психологического общества, профессором факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, автором многих книг по профориентации Е.А. Климовым. По его мнению, этот учебный курс обеспечивает читателей средствами для самопонимания и личностного самопостроения. «Ценно, что эта книга известных американских авторов написана в стиле участливого диалога с читателем, «цепляющего» насущные нужды развивающейся личности».
Баррет Дж. Протестируйте себя: способности, личность, мотивация, карьера / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004. — 254 с. — (Сер. «Практическая психология»).
Автор книги — дипломированный психолог и бизнес-консультант, сотрудничает со многими организациями, участвуя в разработке систем тестирования и оценки. Эта его книга будет весьма полезна при выборе и планировании профессиональной деятельности и карьеры. При сегодняшней конкуренции на рынке труда 80% компаний тестирует своих сотрудников и кандидатов на рабочие места. Выполнив тесты, предлагаемые в этой книге, вы получите представление о своих личностных качествах и навыках, сможете использовать эту информацию:
• при выборе, планировании, развитии или анализе профессиональной деятельности;
• при подготовке к ситуациям приема на работу или профессионального оценивания;
• чтобы повысить самосознание и личностную эффективность;
• чтобы лучше понимать поведение и личностные особенности других людей.
Книга содержит три вида тестов: тесты способностей, тесты личности, тесты мотивации.
Выбор профессии: Энциклопедия для детей: Доп. том / Гл. ред. Е. Ананьева; Ред. В. Белоусова. — М.: Аванта+, 2003. — 432 с. — (Энциклопедия для детей)
Интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности и миром профессий, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факторы, влияющие на выбор профессии. Обсуждаются вопросы получения профессионального образования, поиска работы, трудоустройства, приводится информация о рынке труда, законодательных основах трудовой деятельности. Авторы — ученые, преподаватели вузов и школ, специалисты в области профориентационной работы. Книга будет полезна всем, кто сталкивается с проблемами профессионального выбора.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. — М.: Генезис, 2005. — 140 с. — (Психология для жизни).
Книга предназначена тем, кто хочет сориентироваться в мире профессий и определить свой путь. Как выбрать профессию? Какой выбор можно считать правильным? Куда пойти учиться? Как стать профессионалом? Такие вопросы ежегодно задают себе сотни выпускников. Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно познакомиться с различными разделами этой книги, такими как: «Интересы и склонности», «Способности и профессиональная пригодность», «Здоровье и выбор профессии», «Рынок труда», «Ошибки в выборе профессии», «Пути получения профессии» и др. В «Путеводителе» дается пища для размышлений, а не готовые рецепты, здесь есть профориентационные методики для определения собственных профессиональных возможностей: Методика «Профиль», Опросник профессиональных склонностей, Опросник типа мышления, Личностный опросник, Опросник профессиональных предпочтений и др. Приводятся в книге и рекомендации психологов, и адреса учебных заведений, а в приложении предложены: словарь основных понятий профориентации, интернет-ресурсы для выпускников, список рекомендуемой литературы.
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 191 с.
Цель курса — формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В курсе рассказывается о том, как постичь премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, которые предстоит сформировать для того, чтобы добиться успеха.
Технология профессионального успеха: Эксперим. учеб. для учащихся 10-11 кл. естественнонауч. профиля / В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001. — 144 с.
Учебник содержит информацию: о путях и условиях приобретения опыта в различных сферах профессиональной деятельности; об источниках сведений о мире профессий; о дальнейшем обучении и трудоустройстве; об изучении своих индивидуальных качеств и их соответствии будущей сфере труда; о способах приобретения первоначального опыта в избираемой профессии.
Итак, цель нашего издания — с помощью книг и статей показать профессию инженера всесторонне, рассказать о необходимых инженеру качествах, предоставить информацию об учебных заведениях Москвы и Московской области, а также о порядке приема в них.
Данная работа предназначена тем, кто мечтает стать инженером: увлекается техникой, занимается в кружках технического творчества, любит решать задачи по математике и физике.

2. ИЗ ИСТОРИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Некоторые инженеры, а также студенты технических специальностей, считают, что для развития инженерной деятельности имеют значение лишь самые последние достижения науки и техники и что история им не нужна. Однако без глубокого изучения истории инженерной технической и научной деятельности невозможно по-настоящему понять стоящих перед ними сегодняшних проблем, тем более, что инженер — это не узкий технический специалист, его решения и деятельность оказывают огромное влияние на социальную природную среду и самого человека. Именно через осознания истории своей профессии будущий инженер может приобщиться к наивысшим достижениям человеческой культуры в этой области, понять своё место в современном мире.
Феномен инженерной деятельности обнаруживается уже в эпоху античности. Первым инженером, создателем технической науки был Архимед.
Вместе с тем, возникновение инженерной деятельности исследователи связывают с эпохой Возрождения. Инженеры, появившиеся в эту эпоху, формируются из среды ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры — это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености ... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырёх или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации. На смену традиционной, цеховой ремесленной деятельности постепенно приходит инженерная деятельность, опирающаяся на науку. И теперь, решая технические задачи, инженеры и изобретатели обращались за помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы для расчетов, а если этих знаний не хватало, они стремились получить их сами, становясь на время подчас весьма продуктивными учеными.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 346—347.
XVII век является переломным в профессии инженера — наблюдается постоянный рост общественной потребности в инженерах. Сочетание в инженерной деятельности естественной и искусственной ориентации обуславливает необходимость для инженера опираться, с одной стороны, на науку, в которой он черпает знания об естественных процессах, а с другой — на существующую технику, откуда он заимствует знания о материалах, конструкциях, их технических свойствах, способах изготовления и т.д. Но подлинная связь науки с производством, с техникой начинается лишь в XIX веке.
О древних и современных основах технической деятельности, изменении соотношения техники и науки в истории развития общества, о возникновении и развитии инженерной профессии подробно и интересно рассказывает книга В.Г. Гороховой «Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре» (М.: Знание, 1987.- 176 с.).
Книга увлекательна и информативна и, несомненно, будет полезна тем, кто выбирает свой путь в жизни.


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz