<- предыдущая страница следующая ->
Откровенный разговор
А. КРЕСТИНСКИЙ
Рисунок О. Филипенко
Редакция познакомила меня
с откликами на письмо Наташи К. из Хабаровска, напечатанное на страницах
«Барабана» в № 10 за 1984 год. Помните? «Со мной никто не дружит, потому что у
меня нет модных вещей. Ребята еще и пальцем на меня показывают... «Не имеешь
магнитофона, джинсов, «дипломата» — к нам в компанию не лезь!» — говорят у нас
в классе...»
Отклики на письмо Наташи меня и обрадовали и огорчили. Обрадовали решительным
чувством протеста, желанием прийти на помощь. Огорчили (вначале) тем, что почти
все письма — от девочек... Подумал я над этим обстоятельством и решил не
огорчаться: девочки более эмоциональны, как правило. Отношения между людьми
волнуют их больше, и они первые бросаются на помощь, когда что-то грозит этим
отношениям. Мальчики обычно более рациональны, основательны в оценках и
решениях. Они сначала хотят толком разобраться в деле — из-за чего, собственно,
сыр-бор разгорелся?..
Ах, эти модные вещи! Сколько крови они людям портят! И тем, кто их с таким
трудом достает, и тем, кто их не имеет... Как бы так сделать, чтобы совсем
снять эту заботу с людей? Завалить их вещами, «накормить» до отвалу, как
говорится, устроить такую «демьянову уху», чтобы больше не хотелось!.. Как
думаете, поможет? Я сомневаюсь. Почему? А вспомните-ка старуху из пушкинской
сказки про золотую рыбку...
Нет, тут что-то другое нужно. Ведь есть же люди, которых проблема моды или
совсем не волнует, или не становится для них вопросом жизни и смерти. Такие
люди есть и среди вас. Об этом свидетельствуют ваши письма в редакцию.
У нас, у взрослых, есть один типичный недостаток — мы любим говорить: «А вот в
наше время!..» И дальше следует примерно такая мораль, что в наше время все
было иначе: о таких глупостях, как мода, никто не думал; все были скромные и
неприхотливые и т. п.
К такой формуле мы, взрослые, прибегаем не потому, что фальшивим, а просто наше
собственное детство издалека как бы просветляется и начинает казаться
благообразнее, чем на самом деле...
Взять, например, мое детство: война, блокада, холод, голод... Какие там моды,
какие шмотки!.. А знаете, чуть только немного отъелись, отогрелись — в сорок
третьем, а тем более — в сорок четвертом, уже танцевать захотелось, начались
первые увлечения, первые влюбленности, и уже не безразлично стало, в чем пойти
на школьный вечер. Формы школьной тогда не было, и мы обычно ходили в чем
придется, а чаще всего в застиранных, штопаных отцовских или братниных
гимнастерках. Гимнастерки были тогда почти у всех, и получалось вроде формы...
Я говорю о мальчиках, потому что обучение было тогда раздельное. Ну, а кто мог
шикануть тельняшкой из-под расстегнутого ворота гимнастерки — тот считался
счастливчиком!.. Помню, как я страдал, когда мне нечего было одеть на вечер,
кроме старого отцовского пиджака, который был и в плечах широк и старомоден до
умопомрачения. Какие уж тут танцы! У стены разве что постоять скромненько. И
стоял... Да, так я о моде. Тогда в Ленинграде самыми популярными людьми были
моряки с боевых кораблей и курсанты морских училищ. Никогда не забуду, как
вечерами мы выходили на Неву, чтобы жадными любящими глазами проводить колонну
«фрунзаков» или дзержинцев, вышедших на вечернюю прогулку с какой-нибудь
залихватской песней... А клеши! Морские клеши! Вот первая мода, которую я
пережил, как активный участник процесса. Что делать? Где взять клеши?.. Это
было редчайшее счастье. Улыбалось оно немногим. Но недаром говорят — голь на
выдумки хитра. Мы придумали вшивать клинья в обычные штаны. Причем цвет клиньев
никого особенно не волновал. А в нашей компании был один мальчик, мой друг, он
умел шить на швейной машинке. В каких сногсшибательных клешах ходили мы в тот
незабвенный год!.. В моих коричневых брючках клинья были не то синие, не то
зеленые...
Девочки тоже одевались в те времена просто, но еще темпераментнее, чем мы,
мечтали о нарядах. Особенно трогательно и ничуть не смешно было видеть наших
милых девчонок, приходивших на вечера из соседней школы в наспех перешитых
довоенных маминых платьях...
Что же случилось с нами? Давайте разберемся. Жить мы стали лучше. Сытнее.
Богаче. Это факт. Почему же не одеться покрасивее да поэффектней?.. Ну,
взрослые, ладно. Они сами зарабатывают. А семиклассник какой-нибудь? Которому
на завтрак выдают столько-то копеек. Ну, купили ему за бешеные деньги джинсы, каких
в классе ни у кого нет, так что же — неужели кичиться этим? Элементарный
признак культурного человека — не выделяться одеждой, не привлекать к себе
внимания внешним обликом...
Тут, понимаете, какая вещь интересная получается: каждый человек каким-то способом
самоутверждается, то есть ищет способ самоуважения и уважения себя окружающими.
И если человек не хочет или не может, а то и ленится самоутверждаться
по-настоящему, преодолевая трудности на пути к серьезным целям, овладевая
знаниями, приобщаясь к труду, тогда неизбежно он будет самоутверждаться в
каком-нибудь таком джинсово-дипломатно-магнитофонном направлении, разумеется,
если родительские доходы позволяют...
Вот один из авторов писем говорит о неравенстве, которое возникло у них в
классе. Неравенство материальное — один, так сказать, богаче, другой — беднее
(читай — родители!). Один хуже одет, другой лучше, одному покупают маг, другому
— нет... К сожалению, надо прямо сказать, многие родители не могут или не хотят
понять, что их достаток имеет оборотную сторону. Шикарно одетый (за счет
родителей!) отрок в силу незрелости своей может кичиться перед товарищами,
считать себя лучше других, на этой почве возникают зависть, подобострастие,
вражда и другие дурные чувства. Видели вы таких: идет по проспекту юнец с видом
обыкновенного гения, а на поводке ведет «модную» собаку — дога или, там,
овчарку, на худой случай, а на простых смертных и глазом не поведет — он выше
нас, он особенный!..
В результате — раскол между ребятами, возникновение групп и группочек не по
серьезным интересам и чувствам, а по наличию или отсутствию модных вещей. Вещь
становится знаком престижности — авторитета, влияния, уважения. Дико? Однако,
так в жизни бывает нередко. Вещи способны вставать между людьми, перегораживать
путь от человека к человеку, точно завал в лесу...
Как бороться с этой мещанской моралью, которая на место людей подставляет вещи
и оценивает нас с вами по количеству и качеству барахла? Прежде всего, быть
самим собой, не завидовать, идти своим путем. Это главное. Как симпатичен мне
мой друг восьмиклассник Миша!.. Мама — она врач — всю жизнь растит его одна.
Никогда никаких претензий по поводу одежды. Никакой зависти. Всегда полон юмора
и тонкой иронии по поводу тех своих одноклассников, которые чересчур увлекаются
нарядами и прочим... Всегда занят и увлечен чем-то очень важным. В младших
классах — кружок механической игрушки. Дальше — радиоуправляемые модели.
Участие в городских выставках. Увлечение велосипедом. Бегом. Гимнастикой.
Теперь рвется в авиаклуб. Хочет прыгать с парашютом. Зная его характер, верю:
прыгать будет. Авиаклуб не случаен. Миша хочет быть врачом. Как мама. Как
дедушка. Только врачом военным.
Можно ли такого человека представить себе в компании, бездумно балдеющей в
обнимку с магнитофоном? Конечно, нет! Но это вовсе не значит, что мой Миша
совершенно равнодушен к своему внешнему облику. Знали бы вы, как ловко, как
спортивно сидит на нем самая обыкновенная куртка, как чиста и отглажена его
одежда...
Мещане в американских штанах очень любят называть себя современными людьми. Но
если понимать современного человека всерьез как человека передовых взглядов —
то, конечно, не они, а мой друг Миша — вот кто по-настоящему современен!
Нельзя человеку зацикливаться на неравенстве вещей и страдать по этому поводу:
бедный я, несчастный, нет у меня того, другого... А что вы скажете по поводу
неравенства умов? Такая штука вам знакома? А знаете вы, что у нас есть великое
равенство — равенство возможностей: поставить перед собой цель в жизни и
добиваться ее?!
Теперь о чести и гордости. Письмо Наташи К. дает очень мало информации для
того, чтобы мы могли с достаточным основанием делать какие-то выводы по этому
конкретному случаю. В этом смысле меня очень обрадовали отклики тех ребят,
которые почувствовали недосказанность в Наташином письме. Может, она сама в
чем-то виновата?..
Сейчас я хочу рассказать вам одну печальную страничку своей отроческой
биографии. Было это во время войны. Мы, шестиклассники, работали в подсобном
хозяйстве, выращивали овощи для Ленинграда, для фронта. У нас было несколько
мальчиков из детдома, круглых сирот. И среди них мой кумир — Ванька Воинов. Все
в нем казалось мне замечательным: и его манера говорить, слегка прищурившись и
растягивая слова. И его манера ходить, чуть вразвалочку. И его манера петь —
чуть-чуть по-одесситски... И то, как он держался в коллективе — независимо,
спокойно, ни к кому не подлаживаясь, но и не подавляя никого... И то, как он
работал — ловко и весело. И то, как грибы искал... Да все, все без исключения!
Даже ругательства его мне нравились, хотя — честное слово! — я с детства не
любил этого...
А вот у Ваньки Воинова ко мне не было никакого интереса. Никакого, понимаете.
Что делать? И я не придумал ничего лучше, как, позабыв гордость свою и честь,
ходить следом за ним, как тень; глядеть ему в рот, повторять за ним... Вот пишу
сейчас об этом и стыдно. Столько лет прошло, а все равно стыдно. И чего я этим
добился? Сначала он меня избегал, потом стал издеваться надо мной. Вот только
тогда-то до меня и начало что-то доходить!..
Я вовсе не хочу сказать, что Наташа К. ведет себя так же неправильно, как вел
себя когда-то я. Для такого вывода у меня нет достаточных оснований. Но я знаю,
что эту мою ошибку повторяют многие мальчики и девочки, которым позарез
хочется, чтобы с ними дружили, чтобы их взяли в компанию... И вот, позабыв про
гордость, про достоинство свое, ходят по пятам за теми, кто к ним равнодушен
или даже враждебен.
Горький опыт моего отрочества убедил меня в том, что гордость и достоинство
дороже всего. Живи по-своему, не унижайся, и если в тебе есть какая-то
серьезная человеческая сердцевинка, к тебе обязательно потянутся люди.
Обязательно! Но тут сам собой возникает вопрос: кто ты есть? Чем живешь? Какие
цели ставишь?.. А то ведь многие рассматривают дружбу, как «игру в одни
ворота»: все что-то требуют для себя... А дружба — это система сообщающихся
сосудов — здесь постоянно идет щедрое дарение себя другому и наоборот. Только
так. Вот и подумай о себе: готов ли ты к такой безоглядной преданности? Или в
тебе то и дело сжимается пружинка эгоизма — как бы что-нибудь не отобрали и —
как бы что-то не упустить... Ведь эгоистом можно быть не только в стремлении к
вещам, но и по отношению к людям, к их доброте, к их душевному богатству. Не
знаю, что опаснее. Пожалуй, второе.
И потом, вот еще что. Как подумаешь, сколько в жизни всего интересного,
важного, что надо бы узнать, понять, прочесть, увидеть, услышать... Когда
подумаешь об этом — честное слово, жалко станет тратить драгоценное время на
тряпки, шмотки... Я совершенно согласен с тем, что пишет из Новосибирска Динара
Лисовая: «Меня просто бесит это повальное увлечение магами, джинсами и прочими
дорогими вещами! Ты читала «Маугли», Наташа? Помнишь стаю обезьян, которые
кричали, что они самые умные, самые дружные? А стоило одной обезьяне что-то
раздобыть, как у этих обезьян начинались склоки, ссоры. Твои одноклассники
дружат с вещами, а не с людьми! Не грусти и докажи им на деле, что из-за
«дипломата» они не станут лучше учиться.
Ой, знаешь, как надо мной смеются мои одноклассники, когда я слушаю свои
пластинки, устаревшие по их мнению! Они изображают, будто их тошнит. Они знают,
как по-итальянски «до свидания» и «любовь», знают родственников Челентано, и не
знают, кто написал «Лунную сонату»! А ее Бетховен написал!»
ПУСТЬ
ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ
Их было четверо ленинградцев — Алеша Ильин, Костя Гаврилов, Оксана Тетянко и
Света Иванова. И это была первая делегация советских пионеров, которая побывала
в Бельгии. Наш корреспондент Т. Скобликова попросила ребят рассказать об этой
поездке.
Света Иванова, школа № 247, 7 класс: — В Бельгию мы приехали по
приглашению бельгийского Союза пионеров. Жили в международном лагере, в поселке
Годинн, что находится неподалеку от Брюсселя. В том лагере кроме нас и
бельгийцев были еще юные англичане, французы, югославы, болгары, чехи, поляки.
В лагере жили мы четырнадцать дней. И, конечно, впечатлений очень много. Но
самое главное — ребята из разных стран хотят дружить друг с другом.
Как мы знакомились между собой? Это произошло довольно быстро — на прогулках по
живописным окрестностям поселка, на экскурсиях и вечерах дружбы. Знакомились
даже на кухне, когда приходилось дежурить по столовой.
Алеша Ильин, школа № 30, 8 класс: — Мне показалось, что интерес к нам
был какой-то особенный. И еще — некоторые ребята, например, из Англии и
Франции, почти ничего не знают о нашей стране. Рассказываешь о Дворце пионеров,
а тебя спрашивают: «А что это такое?» Или говоришь, что в пионерской
организации Советского Союза насчитывается двадцать миллионов мальчишек и
девчонок, а все кругом удивляются: «Неужели двадцать миллионов? Это же целое
государство!» А одна бельгийская девочка, ее зовут Даниель, даже сказала нам:
«Я думаю, вы — фантазеры или шутники. Послушаешь вас, так получается, что ваши
родители никогда не были безработными...» Поэтому в первые дни нам приходилось
буквально на каждом шагу объяснять своим новым знакомым такие вещи, которые в
нашей стране знает любой дошкольник.
Костя Гаврилов, школа № 164, 7 класс: — В лагере каждая делегация должна
была подготовить программу национального дня своей Родины. И когда наступил
день Советского Союза, мы, конечно, очень волновались. В тот день я выступал с
рассказом о работе клуба интернациональной дружбы «Октябрь», который работает в
нашей школе. О том, как мы готовимся к XII Всемирному фестивалю молодежи и
студентов в Москве, как у нас проходит пионерская операция «Дети страны Советов
— участникам Фестиваля!» Я, зная, что мое выступление будут транслировать по
бельгийскому телевидению, сказал: «Думаю, что не только советские ребята, но и
ребята всего мира хотят, чтобы их детство было счастливым. Но счастливое
детство возможно только на мирной планете».
После этого ко мне подходили многие ребята и говорили, что они тоже так думают
и что все мы должны бороться за мир.
Оксана Тетянко, школа № 300, 8 класс: — Нам было ясно: день Советского
Союза, который проводится в лагере,— это для нас не только праздник, но и
экзамен. Мы — четверо пионеров, были единственными здесь представителями своей
Родины. И по тому, как себя ведем, что делаем и говорим, будут судить о нашей
стране. Помню, мы со Светой как хозяева этого праздника даже борщ приготовили,
который всем понравился. И вообще, все это было не так просто. Но мне кажется,
что мы выдержали свой экзамен. Почему я так считаю? Через несколько дней, в
воскресенье, к бельгийским ребятам приехали папы и мамы. Ребята рассказали им о
нас. После этого их родители захотели с нами познакомиться. Взрослые люди
расспрашивали о Ленинграде, как мы учимся в школе, где работают наши родители.
Во время встречи кто-то из взрослых запел «Катюшу». Оказывается, эту песню в
Бельгии помнят со времен войны. Все вместе мы стали ее петь. А потом взрослые и
дети, взявшись за руки, запели «Пусть всегда будет солнце!»
XII
МОСКВА — 1985
ФЕСТИВАЛЬ
В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ
В Москве на торжественной церемонии открытия XII Всемирного фестиваля молодежи
и студентов соберутся представители из 160 стран мира. Впервые полноправными
участниками этого форума мира будут и дети.
Что за программа ждет самых юных участников Фестиваля?
С этим вопросом наш корреспондент обратился к ответственному секретарю
Советского подготовительного комитета Фестиваля Владимиру Андреевичу Малютину.
— В дни Фестиваля в Московском городском Дворце пионеров и школьников будет
работать Детский центр, где встретятся руководители детских организаций и
участники национальных молодежных организаций. На этих встречах будет
обсуждаться работа детских и юношеских организаций по воспитанию подрастающего
поколения в духе мира, дружбы, взаимопонимания и солидарности, встречи по
профессиональным интересам.
В международном молодежном лагере «Олимпиец» будет организован международный
детский фестивальный лагерь. Гостями этого лагеря станут дети из
социалистических, капиталистических и освободившихся стран, советские пионеры и
школьники.
Гостей и участников Фестиваля ждет интересная программа. На слете юных борцов
за мир будут подведены итоги международной «Эстафеты мира», стартовавшей летом
прошлого года в Артеке. Интернациональный концерт дружбы, фестиваль детской
песни, карнавал помогут ребятам познакомиться с культурой, национальными
традициями различных стран мира. Они станут гостями загородных пионерских
лагерей Подмосковья. В лагере пройдут товарищеские встречи по футболу,
волейболу, баскетболу, теннису. Дети будут участвовать и в основных
политических мероприятиях Фестиваля: церемониях открытия и закрытия,
манифестации, посвященной 40-летию Победы, в антивоенных митингах и митингах
солидарности.
После окончания Фестиваля зарубежные гости будут приглашены во Всесоюзный
пионерский лагерь Артек.
Одним из центральных событий станет массовое представление «XII Всемирный
фестиваль в гостях у детей». Праздник пройдет на ВДНХ СССР. Для делегатов и
гостей Фестиваля будет организовано «Путешествие по городу счастливого
детства», театрализованное шествие-манифестация «Дети страны Советов против
войны» и театрализованный митинг «За счастливое будущее детство детей планеты».
Хозяева «Города счастливого детства» позовут гостей праздника на «Ярмарку солидарности»,
«Старты надежд», пригласят посмотреть «Техническое ревю» и «Космическую
фантазию». Большой концерт и хоровод дружбы завершат праздник.
На Фестивале будут работать выставка детского прикладного творчества, детской
фотографии, в залах Академии художеств — международная выставка детских
рисунков «Я вижу мир».
Подготовка к проведению детской программы заканчивается. Совсем немного времени
остается до открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который
пройдет под лозунгом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу».
Твой зарубежный ровесник
ДЕНЬ
РОЖДЕНИЯ
Утро. Туман мягкими клубами ползет по траве, липнет к оконному стеклу, на
школьном дворе кутает молочной дымкой кусты дикой розы.
До подъема еще два часа, а Элиасу уже не спится. Да он и не сомкнул глаз за
целую ночь— сегодня у него день рождения!
Конечно, день рождения — особенный день. Но не такой, чтобы не спать по ночам.
Но Элиас-то знает, дело не только в этом.
Сегодня в гости к ним приедет Тойво Тойво. Дедушка Тойво, как зовут его ребята.
Когда Элиаса еще в помине не было, когда не родился даже отец Элиаса, Тойво
Тойво уже сражался с врагами Намибии и был одним из основателей СВАПО*. Расисты
его ненавидели и боялись.
*
Народная организация Юго-Западной Африки. Эта организация ведет вооруженную
борьбу против расистов ЮАР, оккупировавших Намибию.
Сейчас Тойво Тойво уже стар. Но и поныне продолжает бороться за освобождение
своего народа.
Разумеется, дедушке Тойво скажут, что у Элиаса Самуэля день рождения. Болтушка
Биабану или вожак их пионерского отряда Майкл Эро. И разумеется, дедушка Тойво
поздравит Элиаса и по давней намибийской традиции скажет: «Ну, малыш, загадай
свое самое большое желание. Вдруг да оно исполнится сейчас...» Вот тогда-то
Элиас и выпалит: «Возьмите меня с собой, дедушка! Хочу быть бойцом СВАПО!..»
Кровать Элиаса у самого окна. Завидное место. Отсюда весь школьный двор как на
ладони. И не только двор. Сразу за изгородью начинается буш*. Среди безбрежного
моря кустарников и зарослей слоновой травы** краснеют островки кремнезема.
* Так
называют в Африке глухую отдаленную местность, саванну и лесосаванну.
**Слоновая трава отличается своими размерами. Достигает в высоту 3—4 метров.
Чем ближе к горизонту, тем больше кремнеземных пятен. Там, за горизонтом, его
родина. «Красной земли, — думает Элиас, — там много-много, неужели она красная
от крови патриотов?..»
В Намибии, возможно, сражаются с врагами его отец и мать. А он вот здесь, в
Замбии. Десятилетним мальчиком привезли его в школу-интернат в Ниянго. И
сегодня ему уже будет
четырнадцать...
Четыре года он терпеливо ждал этого дня. Кто лучший в классе по физподготовке?
У кого каждый семестр высший балл по учебе? А кто быстрее всех разберет и
соберет автомат?
И все для того, чтобы сегодняшний день стал днем рождения нового бойца СВАПО.
Ведь четырнадцать лет для намибийца возраст зрелый. Зрелый, чтобы с оружием в
руках сражаться с врагами. В четырнадцать погиб Джим Эро, брат Майкла. В
четырнадцать взяли в руки винтовки сестры Синаны, родственницы Элиаса по
материнской линии, и Тобиас Хайниеко — герой СВАПО... Если дедушка Тойво будет
говорить о возрасте, Элиас назовет еще многих ребят, которые в четырнадцать лет
стали бойцами СВАПО. Если же и после этого не согласится взять с собой, то
тогда Элиас расскажет про свою партизанскую присягу. Элиас, ведь он был уже
партизаном. Правда, недолго, всего три месяца.
В партизанском отряде, где сражались отец и мать Элиаса, ему не дали оружия.
Сказали, что мал еще, тяжела будет винтовка. А вот помогать санитарам в
лазарете — дело для десятилетнего мальчишки подходящее.
Навсегда в памяти останется час, когда вместе с другими бойцами Элиас принимал
партизанскую присягу. Гулкое эхо разносило по ночному бушу слова: «СВАПО
победит! Намибия будет свободной!..»
Что, казалось бы, трудного: принести воды из ручья, постирать бинты, собрать
хворост для костра, приготовить пищу раненым... Но за день Элиас изматывался
так, что засыпал на ходу. К тому же, отряду приходилось постоянно менять место
стоянки.
До поры до времени каратели не появлялись в районе Руаканы. Но партизаны
понимали, что встречи не миновать, а потому готовились к отпору. И все же это
случилось внезапно.
Сначала партизанский лагерь обстреляли с воздуха ракетами, и в несколько секунд
он превратился в огромный костер. А потом, когда улетели самолеты и уцелевшие
бойцы собрались возле командира, прибежал дозорный: с севера лагерь охватывали
цепи солдат...
Чтобы не оказаться в кольце, пришлось отступать на юг. Каратели намеренно гнали
партизан в южные, пустынные районы, чтобы легче было с ними расправиться. Вот
тогда-то командир отряда принял решение: вывести всех детей из зоны боев и
переправить через границу в Замбию.
Элиас сначала отказался покинуть отряд. Но отец сказал:
— У нас будут тяжелые бои, сынок. А вы, безоружные дети, станете только
мишенями для врага. Теперь подумай, что лучше: бесславно умереть, не уничтожив
ни одного вражеского солдата, или подрасти, выучиться и стать настоящим бойцом
СВАПО?
— Я сделаю, как ты скажешь, отец,— подумав, согласился Элиас.— Но я вернусь к
вам — я же поклялся бороться с оккупантами!..
Коротким было прощание. Глухой ночью цепочка детей двинулась тайными тропами на
восток к замбийской границе. А отец с товарищами готовился к бою. Как знать,
может, к последнему в своей жизни...
Элиас ворочается в кровати с боку на бок. Он уже не смотрит в окно. Слезы
навертываются на глаза, когда вглядывается в буш. Нет-нет, да и мелькнет среди
туманной дымки лицо отца или матери. Где они сейчас? Живы ли? И вдруг Тойво
Тойво не приедет? Мало ли что может случиться.
Элиас пробовал успокоиться, отогнать от себя эти тревожные мысли, но ничего не
получалось. Наконец, обессилев, он уткнулся в подушку. Сон все же одолел его.
...Он проснулся, когда ребята вернулись с физзарядки и готовилась идти в
столовую.
— Даже если ты именинник, это не значит, что должен голодать!— растормошил его
Майкл Эро.
— И валяться весь день в постели...— сказал кто-то.
— Вставай,— улыбнулся Майкл.— Нас ждут гости. Дедушка Тойво приехал!
В. РЫБИН
НА МОРЕ
Гляжу я на море. И кажется мне,
Что белый кораблик бежит по волне.
И яркое солнце над морем встает,
И синее небо над морем плывет.
Юля Бирюкова, 3 класс, Москва
<- предыдущая страница следующая ->