каморка папыВлада
журнал Юный художник 1999-01 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.08.2017, 00:12

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

ЧУДЕСА ОСТРОВА КРЕМЛЬ

КРЕПОСТЬ НА ХОЛМЕ*
* Начало см. № 3, 1998 г.

Со вниманием слушали наш рассказ царь Салтан и его свита... «Но как же вырос этот могучий город на холме? На острове город в одну ночь выстроила Царевна-Лебедь. А какой волшебник создал это чудо?» Мы посмеялись, а потом сказали: «Это чудо сотворили люди - умельцы строить города, крепости, дворцы и мосты. Но, конечно, не за одну ночь...» Их пригласил к себе мудрый московский князь Иван III, внук Дмитрия Донского. Случилось это 500 лет тому назад. Много сделал великий князь для своего народа. В его княжение наконец-то было сброшено многовековое ордынское иго, Москва стала столицей единого государства, а его границы сильно расширились. Посудите сами: от своего отца, князя Василия II, Иван III получил княжество площадью 400 тысяч квадратных километров, а своему сыну великому князю Василию III оставил царство площадью в 2 миллиона квадратных километров!!!
Особенно хотелось Ивану III превратить свою столицу в самый красивый город мира, чтобы был он краше и древнего Рима, и Константинополя, и Владимира, и Киева.
В Кремль пригласили лучших мастеров из Пскова, Владимира и других городов Русской земли, а также итальянцев, которые славились своим искусством по всему миру. Приняли приглашение приехать в далекую загадочную Московию Аристотель Фиораванти, которого называли «удивительным гением, не имеющим себе равных», Марко и Антон Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Поразила их страна, удивили грандиозные замыслы московита.
Строительство Кремля, резиденции князя, центра столицы, продолжалось более 10 лет. Строились дворцы, храмы, одновременно вокруг них на Боровицком холме вырастало кольцо стен и башен.
19 мая 1485 года была заложена первая башня - Тайницкая. Построили ее внизу холма, на подоле. Свое название получила от того, что внутри башни был вырыт колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой. Такие тайники находились и в других башнях.
За пять лет на южной стороне крепости выросли башни - Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные, Петровская, между ними возвели стены, а по углам построили две круглые - Свиблову и Беклемишевскую, расположенные недалеко от дворов бояр Свиблова и Беклемишева, отчего и получили свои названия.
Строительство Кремля приобрело небывалый размах, когда в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов - Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили Боровицкую башню с удобными сходами к реке Неглинке. Затем он надстроил угловую Беклемишевскую башню. Она стала значительно выше и шире. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала удары врагов. Рядом через Москву-реку - удобный брод, да и восточная сторона - приступная - не была защищена водными преградами. От этой башни вверх по склону холма были выстроены три проездные башни - Тимофеевская (Константино-Еленинская), Фроловская (Спасская) и Никольская, две глухие - Набатная и Безымянная.
Редкой красотой отличалось убранство главной башни Кремля - Фроловской. Стройная, богато украшенная белокаменными деталями - башенками, пирамидками, фигурами фантастических животных, башня производила неизгладимое впечатление. Особенно восхищались москвичи часами. На ней были помещены и первые в Москве мемориальные доски, повествующие об истории ее постройки. А через проездные ворота башни, считавшиеся в народе святыми, никто, даже царь, не должен был въезжать верхом. Все, проходя через ворота, снимали шапки.
Строительство самой могучей угловой башни - шестнадцатигранной Собакиной - было последней работой итальянского архитектора. Строилась она «по новой основе». Пьетро Антонио Солари «вышел» за пределы Кремля Дмитрия Донского. Приглядитесь внимательно к схеме Кремле. Угол крепости, где расположена Собакина башня - острый. Может быть, это связано с тем, что именно в этом месте был обнаружен естественный родник. Архитектор заключил его в толщу башни. Во время возведения башни Пьетро Антонио умер. Строительство крепости продолжил Алевиз Новый. Вот тогда-то и были проведены огромные работы по осушению берега Неглинки.
Обратитесь вновь к схеме. И сами постарайтесь изобразить очертания Кремля. Не сразу это у вас получится. Очень сложен силуэт крепости. Но западная сторона прямая как стрела. Чем это вызвано? Чтобы укрепить землю и возвести стену, пришлось в берег реки вбить сваи, ставить стены на белокаменных столбах-устоях с кирпичными арками.
В центре западной стены была поставлена Троицкая башня - самая высокая в Кремле. Она имела проездные ворота. Кроме того, были построены три глухие башни: между Троицкой и Собакиной - Граненая, между Троицкой и Боровицкой - Колымажная и Конюшенная.
На этом замкнулось кольцо стен, включившее в себя 27,5 гектара. Высота их от 5 до 19 метров. По периметру стен находилось 18 башен. Но на этом не завершилось грандиозное строительство. С двух сторон защищают крепость водные преграды - реки. А третья - приступная - открыта. Непроходимые леса были к тому времени вырублены. Опасность нападения оставалась великой. И тогда было решено построить искусственную водную преграду - вырыть ров с северо-восточной стороны. Руководил работой Алевиз Новый. Ров соединил воды реки Неглинки у Собакиной башни с водами Москвы-реки у башни Беклемишевской. Шарина его - 32 метра, глубина - 8 метров. Настоящая река! Свершилось чудо! Кремль превратился в остров, одинаково недоступный со всех сторон. На этом закончилось строительство одной из самых мощных и самых надежных крепостей России. Это произошло в 1516 году.
В результате многолетних строительных работ Боровицкий холм был увенчан ажурной короной башен и стен. Огромное впечатление производили они на людей того времени.
Всем требованиям, предъявляемым к крепости, соответствовал Кремль. Все учли строители: и превращение Кремля в резиденцию монарха могущественной державы, и усовершенствование оборонительной системы, и развитие артиллерии.
По конструкции башни делились на угловые, проездные и глухие. Почему по углам крепости расположены именно круглые башни: Собакина, Водовзводная, Беклемишевская? Толщина их стен более трех метров. Это сделано для того, чтобы защитить наиболее уязвимую часть крепости - угол. Благодаря круглой форме, башни хорошо противостояли разрушительной силе пушечных снарядов. Служили они и для круговой обороны.
Башни с проездными воротами ставились там, где к Кремлю подходили стратегические дороги. Таких башен в Кремле шесть: Фроловская, Никольская, Тимофеевская, Тайницкая, Боровицкая, Троицкая.
Глухие башни, то есть не имеющие проездных ворот, расположены на южной стене - Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные, Петровская, на северовосточной стене - Набатная и Сенатская, на западной - Граненая, Колымажная, Конюшенная.
С появлением пушек крепости штурмуют со всех сторон. Расстояние между башнями было рассчитано на расстояние выстрела. Каждая башня - самостоятельная крепость. Внизу находились глубокие подвалы, насчитывающие от 2 до 5 ярусов, где хранились боевые запасы. Наземная часть башен также делилась на несколько этажей. Так, главная, Фроловская (Спасская), - имела 5 этажей. Верхняя часть башен шире нижней и имела бойницы навесного боя - машикули, через которые можно стрелять по врагу, если бы он смог прорваться к их подножию. У каждой башни были выходы на прилегающие к ней прясла стены. Благодаря этому можно было обойти все кремлевские стены, ни разу не спустившись на землю. В башнях имелось несколько бойниц для ведения подошвенного, среднего и верхнего боя.
Проездные ворота закрывались мощными створами, проезды в воротах - металлическими решетками - герсами. Если бы враги прорвались в башню, герсы опускались с двух сторон проезда, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. У каждой проездной башни был подъемный мост, который опускался через Неглинку или ров. В случае опасности мост поднимался и закрывал проезд. Это было еще одно мощное укрепление. И сейчас на Боровицкой башне видны узкие отверстия, через которые когда-то пропускали цепи подъемного моста через Неглинку, а в проезде ворот уцелели вертикальные пазы для герс.
В башнях находились тайники, от которых шли подземные ходы. Какая же крепость без подземного хода? На глубине 10 метров сто лет тому назад были обнаружены подземные ходы, которые шли от Тайницкой башни к Фроловской и далее за черту Кремля, а другой - от Тайницкой же башни к Никольской и в сторону Никольской улицы.
Стены новой крепости в зависимости от рельефа местности имели разную высоту - от 5 до 19 метров, толщину - от 3,5 до 6,5 метра. И стены, и башни венчали зубцы - мерлоны. По форме они напоминали ласточкины хвосты. Высота их - от 2 до 2,5 метра.
Мало кто знает, что в толще стен шел сквозной коридор. Так что защитники, невидимые для врага, могли передвигаться, подносить порох или пищу. А еще от стен вели «слухи» - лазы. Они служили для того, чтобы лучше следить за врагом. В некоторых из них были размещены тонкие медные листы. Если враг захотел бы сделать подкоп и тайно подползти к стене, колебания почвы вызывали своеобразное звучание медных листов, предупреждая об опасности. Длина всех стен - 2235 метров. Надо было следить за каждым метром, чтобы не было неожиданных вылазок.
Такой была крепость на Боровицком холме в XV веке. Огромное впечатление производила она на современников. Один из путешественников того времени Павел Иовий писал: «Москва по выгодному положению своему, преимущественно перед всеми другими городами, заслуживает быть столицею, ибо мудрым основателем своим построена... в центре государства, ограждена реками, укреплена замком, и, по мнению многих, никогда не потеряет первенства своего».

С.КАЛМЫКОВА,
старший научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»

Строительство Никольской (в центре) и Фроловской (слева) башен Кремля в 1491 году.
Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века.

А.Васнецов.
Кремль. XV век.
Акварель.
Начало XX века.

Ф.Алексеев.
Алевизов ров и Никольские ворота.
Акварель.
Начало XIX века.

Схематический план башен Кремля:
1. Боровицкая.
2. Водовзводная (Свиблова).
3. Благовещенская.
4. Тайницкая.
5. 1-я Безымянная.
6. 2-я Безымянная.
7. Петровская.
8. Беклемишевская.
9. Константино-Еленинская (Тимофеевская).
10. Набатная.
11. Царская.
12. Спасская (Фроловская).
13. Сенатская.
14. Никольская.
15. Угловая Арсенальная (Собакина).
16. Средняя Арсенальная (Граненая).
17. Троицкая.
18. Троицкий мост.
19. Кутафья.
20. Комендантская (Колымажная).
21. Оружейная (Конюшенная).

Угловая Арсенальная (Собакина) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская), Набатная и Спасская (Фроловская) башни.

Боровицкая башня.

Тайницкая башня.

Стены и башни Кремля, Алевизов ров.
Миниатюра из «Книги об избрании на царство царя Михаила Романова».
XVII век.


КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

Российская Академия — преемница Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В ряду начинаний, предпринятых влиятельной и просвещенной частью общества, было создание в Москве художественного учебного заведения. Идея эта принадлежала генералу М.Ф.Орлову, герою Отечественной войны 1812 года, и была поддержана кругом художников-любителей и профессионалов. Из-за недостатка средств ограничились в 1832 году основанием кружка, или, как называли его тогда, — натурного класса. В 1833 году натурный класс переименовывается в Художественный и получает устав, предполагающий увеличение числа любителей искусства за счет талантливой молодежи различных слоев населения.
Во время организации Художественного класса его учредители пришли к выводу, что прежние помещения при расширении контингента учащихся не смогут вместить всех желающих посещать занятия. Художественный класс сменил несколько адресов, прежде чем было найдено в 1842 году помещение на Мясницкой улице в доме Юшкова (ныне Мясницкая, 21), где суждено было основать Московское училище живописи и ваяния. Оно в 1865 году получило третью специальность с присоединением к училищу Дворцовой архитектурной школы.
В 1843 году был утвержден устав училища, подтверждающий его полную зависимость от Петербургской Академии художеств. Окончившие училище продолжали образование в Академии. Многие из них возвращались в училище в качестве педагогов.
1850-е годы явились переломными в развитии русского искусства и его школы. Эпоха классики и романтизма уступила место идейному реализму. Слияние искусства с жизнью нашло свое место в жанровой живописи, оказавшей большое влияние на молодежь, которая пришла преподавать в училище. Это были: А.Саврасов, Е.Сорокин, В.Перов, И.Прянишников, В.Маковский, В.Поленов, К.Савицкий. Реалистическое воплощение жизни в изобразительном искусстве нашло поддержку в многочисленных статьях и выступлениях художников, литераторов и критиков.
В 1860-е годы пересматриваются программы головного, фигурного и натурного классов. Наряду со штудированием образцов античного искусства ставятся постановки, близкие темам современной жизни и русской истории.
Права высшего учебного заведения Московское училище живописи, ваяния и зодчества получило в 1905 году. Это было время его наивысшего подъема.
В конце XIX и начале XX века увлечение импрессионизмом отодвинуло сюжет и содержательную живопись на второй план. Сюжет стал поводом для формальных экспериментов, где «как», а не «что» стало основной задачей некоторых художников. Новые тенденции развития искусства не могли не коснуться школы. Ослабло внимание к рисунку и композиции, за этим последовало необязательное выполнение программы. И как следствие — утрачивается качественный критерий выполняемых академических работ. На смену импрессионизму пришел футуризм, влияние которого также сказалось на воспитанниках училища.
После 1917 года были опубликованы декреты о прекращении деятельности целого ряда институтов старого режима. Возникшая пустота в образовании была заполнена левыми новомодными течениями в живописи, скульптуре и архитектуре, которые внедрялись во вновь созданные петроградские и московские Свободные художественные мастерские, ничего общего не имевшие с отечественным изобразительным искусством. Ранее преподававшие ведущие русские художники, в том числе К.Коровин, Н.Касаткин, Ап.Васнецов, вынуждены были покинуть Московское училище.
В 1927 году ВХУТЕМАС переименовывается в Высший художественно-технический институт, но изменение названия не могло радикально повлиять на катастрофическое положение, в которое попала школа в результате «революционных» преобразований. После расформирования ВХУТЕИНа в 1930 году живописный и скульптурный факультеты были переведены в Ленинград. В Москве на базе графического и архитектурного факультетов были образованы самостоятельные вузы.
В 1936 году по инициативе академика И.Э.Грабаря восстанавливается Высшая художественная школа с первоначальным наименованием — Московский институт изобразительных искусств. По идее создателя нового учебного заведения лучшие традиции дореволюционной школы должны были перейти во вновь созданный институт. Но этого в полной мере не произошло. Как оказалось впоследствии, основными причинами падения школы явилось отсутствие четкого выполнения программных задач, которым в свое время неукоснительно следовали Петербургская Академия и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро учебный процесс вышел из-под контроля.
Смена руководства института произошла в мае 1948 года на второй сессии Академии художеств СССР. В резолюции Академии предлагалось пересмотреть профессорско-преподавательский состав, освободив от работы не соответствующих своему назначению лиц, привлекая при этом к преподаванию лучших мастеров изобразительного искусства. Обращалось внимание на коренной пересмотр и улучшение преподавания рисунка. Эта дисциплина считалась важнейшим разделом учебного процесса для всех факультетов института.
Вновь назначенному директору института Ф.А.Модорову во многом удалось усовершенствовать уровень художественного образования. Выпуски 1950-х годов свидетельствовали о высоком профессиональном уровне воспитанников Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. 1950-е годы оказались вершиной его развития. Затем, с уходом директора, начинается утрата с таким трудом достигнутых успехов. Институт к концу 1980-х годов подошел к уровню «Свободных мастерских» 1920-х.
Те, кому была дорога отечественная культура, выступили с предложением создать новое учебное заведение, подобное Петербургской Академии художеств. По инициативе известного художника и общественного деятеля И.С.Глазунова формируется новое художественное учебное заведение, преобразованное вскоре в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, которой в этом году исполняется десять лет.
Во время своего становления Российская Академия пережила много трудностей, добившись высокого положения и материального обеспечения.
Основной целью своей деятельности и гражданской позиции Российская Академия считает возрождение отечественного и европейского реалистического искусства, базирующегося на опыте Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества с их строгой системой воспитания молодых художников, скульпторов, архитекторов: изучение классического наследия итальянского Ренессанса, творчества великих русских мастеров и прежде всего Александра Иванова, Василия Сурикова, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Алексея Саврасова.
Подготовка будущих мастеров неотделима от познания истории своего Отечества, воспитания чувства любви к Родине, возрождения духовности и гражданственности, свойственных многим поколениям русских художников. Воспитание и формирование личности по существующим в Российской Академии дисциплинам осуществляют одиннадцать специальных и общеобразовательных кафедр. Из них шесть являются выпускающими: живопись, скульптура, архитектура, архитектурная реставрация, реставрация живописи, история изобразительных искусств.
В настоящее время обучается около трехсот студентов. Действует ассистентура — стажировка для особо одаренных выпускников. В состав Академии входят художественные и проектные мастерские, музеи, библиотека, административная часть и другие учебные и научные подразделения. Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган — ученый совет, возглавляемый ректором, народным художником, членом-корреспондентом Академии художеств, профессором Ильей Сергеевичем Глазуновым.
Укрепление системы классического образования в Российской Академии зависит от последовательности и образности изложения существующих программ по всем специальным дисциплинам, умения видеть в жизненных явлениях главное, отстраняя второстепенное и случайное, развивать у студентов способность к использованию тех средств художественного выражения, которые с наибольшей силой и точностью донесут до зрителя глубокое содержание реальной действительности.

А.ТРОФИМОВ,
профессор

О работе приемной комиссии звонить по телефонам: Москва - 095; 923-90-34 - секретарь; 921-87-21 - кафедра живописи; 292-41-06 — факультет архитектуры; 292-42-65 - кафедры скульптуры и истории и теории изобразительного искусства; 921-76-84 — кафедра реставрации и технологии живописи; 292-42-32 - учебный отдел.

Е.Кравцов.
Обнаженная.
Масло. 1994.

Актовый зал.
Фото.

Интерьер вестибюля.
Фото.

Е.Кравцов.
Натюрморт с чесноком.
Масло. 1991.

Е.Демаков.
Пейзаж.
Сепия. 1995.

О.Супереко.
Наброски рук.
Карандаш, сангина.

Р.Xузин.
Портрет.
Этюд. Масло.

И.Кузнецов.
Интерьер.
Акварель.

Е.Демаков.
Обнаженная.
Карандаш. 1997.

О.Супереко.
Обнаженная.
Сангина. 1997.


ДИПЛОМНИКИ-98

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества

Работа последняя - работа первая

Таких картин не писали в России в продолжение семи десятилетий: церковно-исторического жанра как бы и не было в нашей живописи. И вот минуло уже десять лет с того замечательного события (а событие это — открытие Российской Академии живописи, ваяния и зодчества), когда в отечественном изобразительном искусстве снова появились произведения на вечные, волнующие евангельские темы и достопамятные сюжеты истории Русской церкви.
В этом году историческая мастерская была представлена всего одним дипломом — картиной Евгения Демакова «Утро Воскресения Господня». Молодой художник поступил в Академию в 1991 году, после окончания с отличием Московского художественного училища «Памяти 1905 года». Учился хорошо, уже на 1-м курсе отметили блестяще выполненную им копию с Рембрандта. Для своей выпускной работы взял сюжет, иллюстрирующий начало 20-й главы Евангелия от Иоанна, которая описывает воскресение Иисуса Христа и явление его Марии Магдалине: в первый день седмицы рано утром приходит Мария Магдалина к месту погребения Господа и видит камень отваленным от гроба. Она бежит к апостолам Петру и Иоанну, которые в то время скрывались от иудейского суда и римлян, и говорит: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Петр и Иоанн, услышав об этом, тотчас вышли и побежали ко гробу...
Многофигурная картина, как отмечали члены представительной Госкомиссии, несмотря на отдельные недостатки, удалась. В ней есть главное: целостность, сгармонированность по цвету, настроение. Автор сумел передать чувства удивления, смятения, тревоги, которые передаются от Марии Магдалины апостолам. Это впечатление усиливается контрастом красного сумеречного цвета и ясным, свежим колоритом утреннего неба. Мария Магдалина — центральная фигура композиции. Она взволнована, лицо строго, возвышенно и одновременно человечно. Ее жесты и поза выражают, по замыслу художника, не столько внутреннее настроение персонажа, сколько состояние духовного пробуждения, чудесного перехода от ночи ко дню, а человечества и всего мира из одного качества в другое.
Хорошо выполнен пейзаж, главенствующий элемент которого — дорога, ведущая к свету и миру. И хотя автор не бывал на Святой Земле, у зрителя не вызывает сомнения то, что пейзаж написан с натуры человеком, который проникся увиденным, — так смог художник напитать свою картину духом реальности происходящего и в то же время ощущением предстоящего чуда.
В тяжелое, безотрадное время, когда «помрачение умов привело к великой смуте», написана картина Демакова. С глубокой верой, убежденностью в победе добра над злом. И это вселяет надежду на то, что государство наше не разрушилось, есть еще порох в пороховницах — раз не перевелись люди, напоминающие нам о Светлом Воскресении.
Более тринадцати столетий разделяют эпизод, показанный в картине Демакова, от события, отображенного в дипломной работе Антона Семенова. Тоже нелегкое время было, на него пришлись праведная жизнь и труды Сергия Радонежского, влияние которого на духовную жизнь России неоценимо. Тяжким бременем давило иго татарское, но, несмотря на это, во многих местах возникали обители, основанные учениками преподобного Сергия или же устроенные самим великим подвижником. Во главе Русской церкви стоял тогда митрополит Московский Алексий. И вот «сей достойный пастырь стада Христова, — как говорится в житии Сергия Радонежского, — замечая, что уже приближается кончина его, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв свой украшенный золотом и драгоценными каменьями архиерейский крест, подал его преподобному. Но великий подвижник, смиренно поклонившись, сказал:
— Прости мне, владыко святый, от юности не был я златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете».
И все же митрополит возложил на святого крест. Но когда предложил Сергию принять сан епископский, чтобы после смерти своей тот стал его заместителем, преподобный наотрез отказался и остался непреклонным, несмотря на долгие уговоры митрополита.
Этот исторический факт и положил в основу своей композиции Антон Семенов. Непросто дался ему путь в художники. Окончив театральный курс Пензенского художественного училища, он поступил в Академию по специальности «Реставрация живописи». Потом был переведен в группу искусствоведов, где проучился год. И лишь после этого оказался на живописном отделении, а еще через год пришел в портретную мастерскую Лейлы Самиуловны Хасьяновой, которую и окончил выпускной картиной «Встреча митрополита Алексия и Сергия Радонежского».
Не сразу нашел он тему для дипломной работы. Тянуло его к большим, значительным событиям отечественной истории. В конце концов, и диплом получился скорее исторического, чем портретного плана. Художник изобразил ситуацию, в которой оказались две великие личности, показал характеры, наделенные индивидуальными чертами, создал в достаточной мере жизненно убедительные образы. Мы видим непреклонную твердость Сергия, наверное, поэтому и написал его Антон таким мощным, монументальным — столпом Земли Русской. Столь же неколебимым, как адамант, был преподобный и в вере православной. И кроткий, умудренный годами и разумом, озабоченный судьбой Российской митрополии архипастырь Алексий, трудами которого росла и крепла власть великого князя Московского. Молодой келейник передает ему крест, предназначенный святителем Сергию Радонежскому. Сцена происходит в митрополичьих палатах в Кремле. И несмотря на умиротворенную обстановку, уют интерьера и благообразие облика Алексия, мы ощущаем напряженную атмосферу беседы, серьез происходящего. Все это акцентируется колоритом полотна, насыщенным охристо-красными тонами.
Состоялся уже десятый выпуск живописцев Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Одиннадцать молодых мастеров, более половины из которых портретисты, вышли на стезю художественного творчества. Их дипломные работы свидетельствуют о том, что они вполне восприняли и продолжат традиции русской реалистической живописи — церковной, исторической, пейзажной, портретной. Не очень, наверное, интересно им отображать на своих полотнах сегодняшний день, но придет время, когда напишется что-то светлое и на тему современности. Главное, они сделали решительный шаг на верном направлении.
— Дипломная картина, — сказал на защите Илья Сергеевич Глазунов, — это есть последняя учебная работа и первая самостоятельная, своеобразный водораздел в жизни молодого художника. И этот этап пройден достойно и уверенно, со знанием того, что он хочет, с любовью к великой России. Это наше будущее.

В.ШУМКОВ

Е.Демаков.
Утро Воскресения Господня.
Масло. 1998.
230x345.

А.Семенов.
Встреча митрополита Алексия с Сергием Радонежским.
Масло. 1998.
270x204.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz