каморка папыВлада
журнал Юный художник 1999-01 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.10.2017, 03:38

скачать журнал

страница следующая ->

ISSN 0205-5791

Юный художник
1 • 1999


СОДЕРЖАНИЕ:

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА
А. Зыков
Сколько родников питают Волгу? 1

ВАШЕ МНЕНИЕ
Каким будет искусство XXI века? 4

ЧУДЕСА ОСТРОВА КРЕМЛЬ
С. Калмыкова
Крепость на холме 6

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
А. Трофимов
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества 10

ДИПЛОМНИКИ-98
В. Шумков
Работа последняя — работа первая 14

АЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Т. Самойлова
Архангел Михаил 16

ЖАНРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
И. Данилова
Портрет эпохи Возрождения и XVII века 20

Ю. Сергеев
Ода стеклу 25

ТЕАТРОН
И. Бачурина
Наследство Коломбины 28

ВСЕ О ГРАВЮРЕ
И. Маркова
Литография 32

МАСТЕРА МИРОВОГО ИСКУССТВА
Л. Дьяков
Гюстав Моро 36

НАШИ УЧИТЕЛЯ
Ю. Протопопов
Педагог-энтузиаст 42

ОРНАМЕНТ СКВОЗЬ ВЕКА
Л. Анненкова
Стиль галантного века 44

УРОКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Т. Вильде
Волшебное дерево 46


ОБЛОЖКИ:
1. Рембрандт. Автопортрет с Саскией. (Веселое общество). Фрагмент. Масло. Около 1635. Картинная галерея, Дрезден.
3. Р. Хузин. Гипсовая голова. Карандаш, тон.бумага. Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.
4. Архангел Михаил с деяниями. Конец XVI — начало XVII вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.


Юный художник
1 • 1999
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
ОСНОВАН В ИЮЛЕ 1936 ГОДА
УЧРЕДИТЕЛИ: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
Главный редактор В.И.Ивашнев
Редакционная коллегия: И.А.Антонова, Д.Д.Жилинский, А.И.Зыков, Н.М.Иванов (отв. секретарь), Л.И.Иовлева, Н.В.Колесникова, М.М.Курилко, В.А.Малолетков, Т.Г.Назаренко, С.С.Ожегов, В.П.Панов, Н.И.Платонова (зам. главного редактора), О.М.Савостюк, Б.И.Шаманов, Л.В.Шепелев, В.П.Шумков
Главный художник А.К.Зайцев
Художественно-технический редактор Н.В.Шубина
Фотограф С.В.Майданюк
Макет — В.Ф.Горелов
Адрес редакции: 125015, Москва, Новодмитровская ул., 5а
Телефон: 285-89-01.
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати Рег. № 016154
Перепечатка материалов разрешается только со ссылкой на журнал.
Цена за номер: 17 руб.
Сдано в набор 15.09.98. Подп. к печ. 9.12.98. Формат 60x90 1/8. Бумага мелованная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6. Усл. кр.-отт. 25,5. Уч.-изд. л. 7,1. Тираж 8 500 экз. ГУИПП «Кострома». Зак. № 17
© ISSN 0205-5791, «Юный художник», 1999 г., № 1, 1-48.
Верстка, цветоделение и изготовление диапозитивов — издательский центр «ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ» Тел.: 285-5625, факс: 234-1678.


ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Редакция приносит вам свои запоздалые извинения за невыход последних номеров истекшего года. Но в том не наша вина. Как вы все это на себе почувствовали, экономическая ситуация в стране так круто изменилась и больно ударила по средствам массовой печати, что поломала все планы и намерения редакции, не дав возможности даже объясниться с нашими читателями. А сделать это необходимо, поскольку последствия свершившегося обвала рубля вероятнее всего скажутся и на первом полугодии 1999 г. Ведь объявленная ранее в подписном каталоге цена за номер (17 рублей) уже не соответствует затратам на выпуск журнала. Поэтому, если не найдем дополнительных источников финансирования, сдваивания номеров не избежать.
Напоминаем вам о том, что журнал в настоящее время не имеет ни государственной поддержки, ни помощи спонсоров, выходит только на средства подписчиков, поэтому любое осложнение ситуации ставит редакцию в затруднительное положение. Конечно, есть пути снижения себестоимости журнала - за счет дешевой, менее качественной бумаги, ухудшения полиграфии или публикации большого количества рекламы, но нам кажется, это не самый достойный выход из положения, неминуемо ведущий к снижению качества журнала, а этого мы никак не хотели бы допустить. Хотя на какие-то компромиссы все же приходится идти.
Сегодня невозможно предугадать дальнейший ход событий, как невозможно точно подсчитать во сколько обойдется нам выпуск каждого номера журнала. Единственное, в чем можем заверить наших читателей, - все средства, собранные по подписке, будут использованы на то количество выпусков, какое редакция сможет осуществить.
В редакции остается небольшое количество экземпляров номеров, вышедших в предыдущие годы. Если они интересуют наших подписчиков, готовы предоставить их бесплатно в качестве слабого, но утешения.
Хотим, чтобы вы верили, что в любых, самых тяжелых обстоятельствах, которыми наша жизнь, к сожалению, переполнена, все наши мысли и заботы о том, чтобы сохранить журнал, чтобы он дарил вам радость, был приятным и полезным собеседником и одновременно рассчитываем на ваше понимание, а если есть возможность, то и помощь редакции пережить эти трудные времена.

Редакция


К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА

Сколько родников питают Волгу

Автору этих строк предложили написать о детских рисунках на темы Пушкина для подготавливаемой к изданию юбилейной детской Пушкинской энциклопедии. Автор отказался. Инициаторам будущего издания хотелось статистики: сколько и где делалось и делается выставок, сколько показано рисунков на той или иной выставке... Но в цифрах ли дело! И кто, каким образом эти цифры может собрать?
Год назад в Москве состоялись две экспозиции: юных москвичей и всей России. На республиканской в Москве экспонировано было около полутора сотен листов, а прислали дети со всех концов России более тысячи семисот. То есть большая часть рисунков еще только ждет показа. На российской выставке, прошедшей в Центральной детской библиотеке, отлично представлены дети глубинки: из Ижевска, из деревень и поселков Свердловской, Смоленской, других областей. Вероятно, там, на местах, тоже могли быть проведены и проводятся выставки о Пушкине. В поселке Новая Усмань более двадцати лет существует школьный музей Пушкина. Не похоже, чтоб и там обходилось без выставок...
В день кончины Пушкина, 10 февраля, московский артист Г.Шапошников и я провели встречи с учащимися двух школ в Подольском районе. Георгий Федорович читал стихи Пушкина, я показывал литографии из своего пушкинского цикла и рассказывал о работе над ним. В одной из школ к нашему приезду в актовом зале экспромтом была развернута выставка акварелей и гуашей младшеклассников на темы сказок Пушкина.
В Центральной детской библиотеке, в Москве, есть Пушкинская комната. В ней к юбилею Александра Сергеевича радостными усилиями детей и их воспитателей готовится интереснейшее «Собрание сочинений», несколько томов большого «подарочного» формата. В одном томе - «Руслан и Людмила», в другом - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», далее - «Цыганы». Дети рисуют иллюстрации, которые затем вклеиваются в книжный блок с художественно оформленным переплетом, титульным листом, заставками и другими книжными элементами. Работа над темой тома завершается выставкой созданных иллюстраций тут же, в Пушкинской комнате.
Однажды в кабинете редактора «Юного художника» я увидел на его столе стопку иллюстраций к сказкам Пушкина, выполненных фломастерами и цветными карандашами.
- Виталий Иванович, - спросил я, - что это такое?
- Да вот принес показать директор лингвистической школы. Просто так. У него в школе нарисовали.
А, значит, и в лингвистической школе сочится ключик художественного интереса к пушкинским сочинениям. Ребенок еще многого не знает. Дорожные колокольцы у него гремят не под дугой скачущей лошади (дуги нет, на лошади всадник верхом), а свисают с лошадиной морды. Автор еще не знает, что в незапамятные времена действия сказки не могло быть парашюта, на котором с неба спускается его персонаж. Но он уже знает Пушкина, Пушкин ему интересен.
Кому и как вести учет всем выставкам о Пушкине? И сколько рисунков, выполненных взволнованно и увлеченно, по разным причинам на выставках не появилось, а может быть, и не появится? На сегодняшний день, несомненно, существует огромная стихийная изобразительная детская Пушкиниана, определить границы которой нам не по силам. Выставки детских рисунков о Пушкине, о которых известно автору этих строк или кому-то другому, лишь острова, видимые глазом вершины подводных горных гряд и хребтов. По ним догадываешься о непрерывно пульсирующей любви к светлому миру Пушкина, о его присутствии в нашей каждодневности.
Долгое время я работал над картинами, литографиями и рисунками пушкинского цикла с ощущением одиночества. Летом, направляясь из Москвы электричкой через Истру, Чехов, Нахабино, с некоторой грустью думал: вот места, где мой Пушкин, пожалуй, никому не нужен. Ныне одни молятся модным попсовым идолам. А другим, очень многим, жить трудно. Не до Пушкина. Но вот московский музей «Преодоление» имени Николая Островского, расположенный в доме Зинаиды Волконской на Тверской, решил отметить 850-летие Москвы выставкой моих работ о Пушкине. Ее запланировали на четыре недели. Но потом, по просьбам зрителей, продлили еще на полмесяца. В книге отзывов остались записи: «Услышав про выставку по радио, приехали на встречу с нашим Пушкиным... Жители Истры», - далее подписи. «Прочитав в газете о выставке, решили непременно познакомиться с новыми работами о Пушкине. Мы из Нахабина». Может ли при таких записях не ослабеть чувство одиночества! Среди посетителей выставки было немало детей, подростков, молодежи студенческого возраста. Имя Пушкина привлекает многих. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Уже во время работы над этим материалом мне позвонили: в московской детской изостудии «Радуга» заканчивается подготовка к открытию выставки студийцев о Пушкине.
И еще звонок - через несколько дней - открытие 2-й Всероссийской выставки на пушкинские темы, о Пушкине, подготовленной сотрудниками Московской детской картинной галереи. Пушкиниана продолжается.

А.ЗЫКОВ,
народный художник России

Оля Попович, 12 лет.
А.С.Пушкин и московская публика.
Гуашь.
г. Москва, ДШИ № 13.

Маша Яснецкая, 13 лет.
В вечерний час.
Гуашь.
г. Владивосток.

Саша Волков, 10 лет.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Аппликация.
г. Наро-Фоминск.

Ира Маслова, 8 лет.
Русалка.
Гуашь.
п. Пироговский Московской обл.

Артем Лебеденко, 7 лет.
Царевна-Лебедь.
Цв. карандаши.
г. Москва, лингвистическая школа.

Таня Медведева, 8 лет,
А.Пушкин.
Гуашь.
г. Углич.

Алексей Бабичев, 11 лет.
Сказки Пушкина.
Гуашь.
г. Новозыбков Брянской обл.

Сергей Белотелов, 13 лет.
Песнь о вещем Олеге.
Гуашь.
г. Пенза.

Ваня Милованов, 8 лет.
Пушкин и няня.
Тушь.
с. Казачинское Красноярского края.

Марина Коноплюк, 11 лет.
Кот ученый.
Гуашь.
г. Новозыбков Брянской обл.


ВАШЕ МНЕНИЕ

Каким будет искусство XXI века?

На исходе XX век. Какими только эпитетами его не награждали: бурный, трагический, авангардный, катастрофический. Но такие же определения, вероятно, подошли бы и к веку XIX, и XVIII, если вглядеться в них повнимательнее. Вместе с крушениями, войнами и конфликтами, каждое время отмечено не только разрушениями, но и созиданием, великими открытиями в науке, искусстве. В XX веке бег времени ускорился многократно, особенно для России. Октябрьская революция, победа над фашистской Германией, полет в космос - эти вехи XX века навсегда войдут в летопись человечества с именем России. Пережив две мировые войны, три революции, крушение Советского Союза наша страна сумела не потерять духовной силы.
Изобразительное искусство XX века также прошло сложный, извилистый путь. Здесь и яркие достижения авангарда, ставшего классикой уходящего века. Рядом с модернистскими направлениями все время шло искусство реалистическое, наследуя и развивая лучшие традиции прошлого. Что ждет искусство в будущем? Над этим вопросом задумываются многие. И хотя всякие предсказания жизнь обычно опровергает, мы рискнули подвести итоги XX века и заглянуть в будущий век. Для начала разговора попросили ведущих мастеров ответить на анкету, состоящую из четырех вопросов.
1. Конец каждого века - время подводить итоги, анализировать достижения и промахи прошедшего столетия. Какое самое яркое явление в искусстве XX века Вы могли бы назвать, кто из художников определял его?
2. Как будет развиваться искусство будущего, какие направления станут доминирующими?
3. Сейчас каждый может, сидя в домашнем кресле посетить Лувр или галерею Уффици через сеть Internet. Наше восприятие мира становится все более визуальным. Как может отразиться этот факт на искусстве XXI века?
4. Что вы можете пожелать читателям нашего журнала?

ЦИГАЛЬ Владимир Ефимович, скульптор, народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств.
1. Какие мастера будут претендовать на титул «самый знаменитый художник XX века» - сказать трудно. В свое время я много писал о разных художниках, ко многим отношусь с симпатией и очень люблю.
Для меня самое яркое впечатление в искусстве было, когда я в первый раз начал лепить из совершенно аморфной глины, и глина стала на что-то походить. Это удивительное чувство, когда вдруг из ничего появляется чей-то образ. Подобное я пережил, когда первый раз сел за руль автомобиля, и он сразу поехал.
2. Я не разделяю искусство по направлениям. Есть одно искусство, в котором проявляется талант Я в полном восторге от искусства абстракции, от Пикассо, но с таким же уважением смотрю и на реалистические произведения. В любом из направлений есть и пошлость, и заимствования, неумелость и халтура. С уважением отношусь к разным взглядам. Люди развиваются, вкусы, жизнь, обстоятельства - все меняется. В этой связи люди создают свое искусство. Оно будет просто другое.
Раньше виды искусства: живопись, скульптура жили отдельно, а сейчас дизайн объединяет их.
3. А что делать? Мы не можем въехать на телеге, запряженной волами, в XXI век, когда весь мир ездит на «вольво» и «мерседесах». Вот я раньше работал в глине, гипсе и бронзе, а сейчас появляются новые материалы.
4. Любите искусство. Без любви к искусству, когда нет искренности, ничего настоящего не получится. Важно сделать хоть немного, хоть с горошину, но своего.

ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич, живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств.
1. В моей жизни одним из самых ярких событий была выставка в Третьяковской галерее, на которой присутствовал Сталин. Ужасная выставка, на полотнах: колхоз, счастливая жизнь, дым заводов, все счастливы, и вдруг - картина Пластова «Весна». Это было как глоток чистого воздуха. И еще Чуйков, - его этюды по Индии. Эти работы были написаны от сердца.
Еще один эпизод. Когда все было под запретом, я попал в Питер, где проходила выставка Петрова-Водкина. На меня этот мастер произвел очень большое впечатление. Он прекрасно писал натуру. А в этом деле ни в коем случае нельзя переходить границу между искусством и низкими чувствами - ты попадешь либо в безвкусицу, либо в пошлость. Искусство должно быть величавым.
Если говорить в мировом масштабе, то я думаю, XX век породил Пикассо, так же как Микеланджело породил XVI век. Если я не понимаю что-либо у Пикассо, то это мой недостаток. Я чувствую в нем силу - силу таланта, ума, и живописец он прекрасный. А в русском искусстве - Борисов-Мусатов, Фаворский, Матвеев...
2. Я хочу, чтобы в будущем сохранилась какая-то традиция и понимание искусства. Но и на Западе, и на Востоке катится все к тому, что искусство изобразительное вытесняется дизайном, безвкусным телевидением. Сейчас важна не пластическая ценность. А страшное выражение «сделать художника»? «Раскрутить его» за пару месяцев? Чтобы стать художником - на это нужны годы, вся жизнь..
3. Отрицательно, отвратительно. В компьютер можно вложить информацию, а кто ее туда вложит и что он скажет? Я думаю, что Пикассо в компьютере не нуждался.
Плохо, если пропадет интерес к выставкам и музеям. Живой контакт человека с искусством компьютер заменить не может! Смотреть Джоконду по телевизору, это то же самое, что вместо Шекспира читать конспект по его произведениям, или, например, изложить «Евгения Онегина» в двух страницах.
Самое главное - присутствие искусства. Помните, у Пастернака доктор Живаго говорит: «Я читаю Шекспира не потому, что хочу узнать, что на следующей странице, меня присутствие искусства заставляет это делать несколько раз».
Техническая сторона возможностей компьютера - это замечательно, но вот творческая - нулевая. Есть само по себе искусство, а в компьютерном изложении его нет - и вы просто бедный человек.
4. Во-первых, выписывать этот журнал, потому что я сам когда-то воспитывался на нем, и мне приятно, что он не меняет своей линии, он остался в курсе всех событий искусства. И еще. Помните, главное, чтобы художники не изучали этот мир по телевизору, а видели его, восхищались им. Я не буду рисовать что-то, если я в этом не вижу события - это может быть цветок, дерево, человек. Вот что самое главное.

КОЗАРЕЗЕНКО Петр Петрович, заслуженный художник РСФСР, профессор кафедры рисунка МГХПУ им. С.Г.Строганова.
1. XX век внес свою лепту в историю как мирового, так и российского искусства. Хотелось бы конечно, чтобы все это вилось по другой спирали, чтобы была другой общая ситуация и мы достигли других рубежей. В XX веке был велик конфликт между искусством, прогрессом и экономикой. А все эти части неразрывно связаны между собой. Тоталитарный режим, который существовал у нас долгие годы, безусловно, наложил свой отпечаток на искусство. С одной стороны, это было плохо, с другой, - хорошо. На рубеже XX века как-то незаметно были потеряны традиции итальянской школы искусства везде, кроме России. Те академические основы, которые должны быть заложены у каждого художника, на западе стали игнорироваться - сознательно, не сознательно - это уже второй вопрос. Теперь и мы видим однобокость развития нашего искусства. Если раньше был только соцреализм, то теперь пошел крен в сторону - знакового искусства, авангарда, ретро, всего того, что относится к новаторству.
Мы сохранили свое искусство, национальную русскую школу, она не развалилась. За рубежом другая система обучения, другие программные требования. Железный занавес, в свое время, приостановил развал, движение распада. Много претерпела наша школа, даже от гипертрофированной демократии. Но удалось сохранить кадры, желание людей работать, за малую зарплату держать искусство на своих руках. Наша культура сейчас получает мизерные деньги.
Какие наиболее яркие личности в искусстве XX века? Сказать, что оно держится на Пикассо и Дали, это будет неверно. Тот же Серов, Маковский - и еще не очень известные художники в свое время были столпами нашего искусства. Тот же П.Третьяков - он не был художником, но он великая личность в искусстве. Мало быть художником - надо быть человеком большой души.
XX век породил многих хороших художников, в целом это большая эпоха. Те традиции, которые были начаты в XIX веке, продолжились в XX.
Посмотрите на гениальные рисунки Сальвадора Дали, на Пикассо - как они рисовали. Они нашли свой стиль, - это мастера с большой буквы, которые открыли новые направления. Но все они начинали с академических азов, получили образование - все они понимали, что такое художественный образ, построение.
А шестидесятники? После смерти Сталина - вдруг глоток хрущевской оттепели. Какие художники тогда вышли - Андронов, Никонов, Попков, Коржев, личности, которые внесли свою лепту в движение искусства.
2. Искусство будет развиваться по той же спирали, оно не умрет, не остановится, а получит дальнейшее развитие. Это будет синтез: живопись, графика, пластическое искусство, авангард и инсталляция. Прекрасно, что есть масса направлений, что мы развиваемся. Но спираль развития может на каком-то витке резко пойти вниз.
3. Я отношусь к появлению компьютерной графики и дизайна отрицательно. Чем больше мы облегчаем труд художника, тем больше загоняем его в гроб. Художник постоянно должен быть в движении. Чем больше он работает, тем шире у него душа. А насчет компьютеров - здесь атрофируется мысль, притупляются чувства. Зачем думать, когда думают за тебя? Когда исчезает чувство - это уже беда. Как в американских фильмах: все блестит, а изюминки нету.
4. Хочу пожелать читателям - наберитесь терпения. Постарайтесь посмотреть на нашу жизнь под другим углом. Набитый кошелек и вкусная пища - не эталон существования человека, особенно в России. Мы - духовная нация, поэтому сухие рамки Запада нам не подходят. Как бы ни была тяжела жизнь, родители приводят детей учиться искусству. Это очень важно. Те толстосумы, которые отсылают учиться своих детей зарубеж, делают большую ошибку - они осознают это лет через 10-15.
Читателям «Юного художника» я могу пожелать еще вот что - по возможности читайте и выписывайте его, это очень хороший, умный журнал, который воспитал уже несколько поколений художников. Хочется пожелать ему здоровья, дерзаний, чтобы «так держать!», и дай бог, не было бы хуже...

От редакции:
Мы надеемся, что вы, дорогие читатели, примите участие в этом разговоре. Пишите нам!

Анкетирование провели: М.Зиновеева, Т.Кириченко, М.Насонова


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz