Меню сайта |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
скачать журнал
<- предыдущая страница следующая -> Поэзия
Александр ТКАЧЕНКО БЛУЖДАЮЩАЯ БОЛЬ
Поэма Публикуется в сокращенном варианте.
1 Человек с человеком сцепился. Конский топот стихает в опилках. Это бред. Это клоун под маскою плачет. Это бунт всех, кто был водовозною клячей, кто потом от костей до костей схвачен был и во льды слюдяные закован. Чуть движенье — порез... Приходилось краснеть поневоле. И пошел он к себе мимо кафельных круч, по асфальту из пыли, по гудронному полю, небо — нефтяные разводы, новостройки — руины и на свалках грызутся собак разномастные своры. Человек с человеком сцепился. Богом оба — любимы...
2 Бросаюсь на провода. Колючая проволока чувств. Кариозные зубы — города... Не знаю от чего, но лечусь. Но не мучьте отрывки природы своими нелепыми фразами... Мы уже глотнули свободы, а она — со слезоточивыми газами.
3 Задвигалось проклятье долгих дум, и все здесь сплетено, и все отмерено, кто вел людей на смерть, кто из-под дул, подснежники еще расскажут севера... На глубину лопаты боль земная, копни повсюду — вскрикнет человек, поскольку ипостась нам не дана иная, чем нервами сплетенный наспех век. Кто попытался разорвать разумное согласье меж небом и землей, меж полем и зерном, тот оказался сам с собою, с пугающею властью — начать благим, а кончить неподвластным злом.
4 Я слушаю возвращение Ростроповича. Свобода здесь и свобода там не имеют никакого значения — музыка ближе всего к смерти... Виолончельные смычки «боингов» извлекают из планеты хрипы убиенных Цезарей, хрустение средневековых костров, молк течения Стикса... Но Орфей возвращается в Ад. Миллионы Орфеев в каждом и одна Эвридика на всех, поэтому нет пограничной колючей проволоки для смычка — он и на ней сыграет свое возвращение... Две руки Ростроповича взмывают над двумя странами, как бы крестя их, благословляя, одну смотрящую на другую — другую больше в себя...
5 Памяти А. Д. Сахарова Снег играет на виске мокро-синий. Гроб гуляет по Москве, по России. Постоит он в Лужниках, постоит в ФИАНе, Поплывет он на руках в снежном фимиаме. Гроб гуляет по стране. Век — мгновенье мысли, совести и не — повиновенья! Вот за ним и большинство, съезд на улицах не убывает, как ты хрупко, божество,— здесь тебя не убивают. Все давно себе простили, тайно рады — сбит со слова, партократы здесь не в силах и боятся, как живого. Будто снова встал он, чтоб поднять других с коленей. Мысль гуляет по кварталам, а кварталы — в оцепленьи.
6 Любовь моя — свобода жить, любя, по самым безысходным тюрьмам, по птицам взглядами завистника лупя, идти во власть текущим трюмам. Любовь моя — ты гибель по углам, где дохнут паутины, зреют взрывы, свобода — ты связала по ногам дарующим свободы, их порывы... Любовь, свободна ты и ненавидеть, и потому любить свободна, так в каждом крупном механизме винтик играет роль победно-безысходно! Любовь моя, я ставлю на свободу, свобода — ставлю на любовь, и облакам даю, их призрачному сходу свободно возвестить блуждающую боль!
7 Между ВОСТОКОМ и западом, между югом и севером, запад и восток, север и юг, дайте взглянуть на человека — и сразу видно, какие поля сдавливали его, напрягали его весь опорно-двигательный аппарат, всю костно-мышечную систему... Между пятками и затылком, между носом и коленями, затылок и пятки, нос и колени, ибо другого не существует ни на западе, ни на востоке, ни на юге, ни на севере... Все бродит на свете — молекулы, облака, материки, почему человек должен быть иным? Когда-то в нем забродила кровь, и до сих пор она бродит вместе с ним по всем острожьям Земли... Однажды в сонном сабвее Нью-Йорка я понял это — эфиоп играл на флейте мелодию, тайно вывезенную со своей родины, но ее открыто никто не слушал или открыто слушали все, ибо между отверстиями и пальцами, между сердцем и прохожими — только пальцы и отверстия, только прохожие и сердце.
8 В воздухе пахнет безумием, стрелки дрожат на часах, в воздухе пахнет Везувием — пепел птицы стоит в небесах... Колокол в землю зарыт, в облака, в каждой руке по канату, сжата до крови в пожатьи рука, как разжимать, если надо? Только что полуударили в медь словом, дыханием. И, отступая вспять, в воздух взлетает тюремная клеть, Боже, опять... Боже, опять виденье! Полуударили в колокол, тушью залито, сиреневой тенью, пахнет несыгранным порохом. Только бы пахло, не более, только бы пахло Везувием, прошлым, немым, обезболенным и без безумия...
февраль, 1990 г
Анна САЕД-ШАХ
*** В. Коротичу
Чтоб долго не возиться с подлецами, их зарывали у почетных стен... Как вдруг от ветра резких перемен зашевелились храмы под лесами. И что ни день, то новая душа над чистыми листами воскресала... А мы все шли, смелея и спеша, к «Союзпечати» от универсама. Товарищ, верь! На новом рубеже к нам подойдут и с нами разберутся. Но это всё мы видели уже! — нам только бы успеть не оглянуться.
Возвращение
Париж. Вокзал. Часы. Свисток. Вагон, купе, пустое место,— и мчится поезд на восток, осталось пять часов до Бреста. Не иностранка и никто, а просто так, одна из многих, я кланяюсь Отчизне в ноги, запачкав шведское пальто. Но что же делать мне, когда настанет горькая минута: а вдруг не спросят: «Ты откуда?», а скажут: «Вы, мадам, куда?»
***
Вот мы и вместе с тобою живем. Вот и добились, прорвались, дружище! Вот мы и рядом жуем всякую пищу. Яркий огонь, теплая кровь — вот и жилище. Наша любовь! Ах, наша любовь — праздник для нищих.
***
И я давно жила б в раю, когда бы я умела всю нежность выплеснуть свою, не потревожив тела. И кто придумал наградить меня такою тенью, чтоб не взлетать, а восходить от страха — до рожденья.
Юрий МИХАЙЛИК
***
Как лайнер, покинувший воды тропического тепла, поэзия вышла из моды и в трудные годы вошла. На грани кораблекрушенья с бедовой ледовой строки обрушились все украшенья, осыпались все пустяки.
***
Над берегом морским осенний день сломался, но несколько часов он был еще хорош в той дымке голубой из старого романса, где лжи ни капли нет и правды ни на грош. Известны все дела, да спутаны причины, отчетливы следы, да смутны голоса. И в дымке голубой почти неразличима меж небом и водой прямая полоса. Пока еще тепло — сиди, гляди и грейся, не радуйся сейчас, не жалуйся потом на берегу морском под одиноким рельсом, черт знает для чего вколоченным в бетон. Вот ветер облака старательно листает, откинет, прочитав, погонит за моря... Что в дымке голубой колеблется и тает? Вгляжусь когда-нибудь, а это жизнь моя.
***
Возвращаются ветры на круги своя. Возвращаются волки к порогу жилья. И по волчьим следам — все скорей да скорей! — возвращаются белые тьмы декабрей. И ожог на щеках, и ледок на усах... Рвет кору на деревьях в окрестных лесах притаежный, притундровый лютый озноб. На морозе мороз, на сугробе сугроб. Только ветер гудит на кругу за стеной. От поленьев березовых стук костяной.
***
По синему небу летят облака, как будто бы пену уносит река, как будто бы чудо прорвало запруду, и ветром оттуда несет облака. Обломками льдины, обрывками снов, сгустившимся дымом погасших костров по синему небу, по спелому лету летят облака по следам облаков. Клубящейся памятью, рваной стеной, последней любовью и поздней виной уже по нездешним неспешным законам летят и летят облака надо мной. Вот это отдельное — с черной каймой родилось, наверное, прошлой зимой. Зачем мы с тобою его отпустили по синему небу лететь над землей?
г. Одесса.
<- предыдущая страница следующая ->
|