каморка папыВлада
журнал Фотография 1972-01 текст-6
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.04.2024, 08:46

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


МЫСЛИ ОПЫТ ДИСКУССИЯ ОПЫТ МЫСЛИ ПОЖЕЛАНИЯ ПИСЬМА ВЗГЛЯДЫ ДИСКУССИЯ МЫСЛИ

ДЕТИ И ФОТОГРАФИЯ
Многие руководители молодежных организаций высказывают опасение, что дети теряют интерес к фотографированию. Вероятно, ничего худшего мы не могли бы фотографии пожелать. Однако результаты VI-го фестиваля детской фотографии, организованного Центральным дворцом пионеров имени Юлиуса Фучика в сотрудничестве с ЦК Социалистического Союза молодежи и Центральным советом пионерской организации, говорят о том, что опасения явно преувеличены. Конкурс завершился открытием прекрасной выставке в г. Оломоуц (с 25.9. по 10.10.1971 г.).

ФОТОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ
или может помочь во многих областях жизни. Надо только уметь использовать эти возможности. Сельсовет в деревне Отвице близ Хомутова организовал выставку снимков, которые наглядно демонстрировали примеры ужасающей бесхозяйственности жителей села. Критика подействовала, а сельсовет получил возможность предложить вниманию общественности следующую выставку. На фотографиях были те же улицы, но чисто заметенные, те же дома, но не с облупившейся штукатуркой, а уже побеленные...

АППАРАТЫ, КОТОРЫХ МЫ НЕ ВИДЕЛИ
Как в каждой технической отрасли, так и в фотопромышленности существуют различные прототипы аппаратов, которым не суждено было попасть в серийное производство, — они остались за замками сейфов или стали экспонатами заводских музеев. Как правило, фотографы о них ничего не знают и только особо интересующиеся могут почерпнуть некоторые сведения об этих, не увидевших света камерах, в патентной литературе. Пока что только две фирмы в мире — «Фойгтлендер» и «Роллей» — открыли доступ в свои склады не получивших известность аппаратов.
Причины отказа от некоторых новых моделей были различны: иногда неумение заинтересовать заказчиков, иногда выпуску препятствовали отделы сбыта. Подготовка некоторых к выпуску была окончена в то время, когда интерес к ним уже пропал, а с некоторыми мы встречаемся в новом варианте.
Фирма «Роллей» не выпустила в производство следующие приборы: пленочную стереокамеру с форматом снимков 24 х 28 мм, окончательно разработанную в 1953 году. Камера была оснащена двумя объективами «Ксенон 3,5/35» фирмы «Шнейдер» и затвором «Компар». В тот год, когда прототип был готов, резко понизился интерес к стереофотографии, что означало конец этого трехобъективного зеркального аппарата с встроенным экспонометром со стрелочным указателем. Еще более громоздко выглядит собрат этого аппарата — трехобъективная зеркальная стереокамера 6x6 см, по виду напоминающая две камеры «Роллейфлекс», поставленные рядом, и снабженная объективом «Тессар 3,5/75». Камера позволяла снимать на две, параллельно передвигаемые пленки 6x9 см.
Хорошо известному однообъеквтивному аппарату «Роллей СЛ 66» предшествовали в 1962 и 1966 г. два прототипа, старший из которых напоминал скорее «Практисикс» и имел встроенный экспонометр, которого в последней модели так не хватает. Неизвестным остался и гигантский «Роллейфлекс 9x9 см» 1933 года изобретения, не попавший в продажу так же как и двухобъективная зеркальная пленочная камера с объективами, расположенными друг возле друга. Эта камера, уникальная по своей конструкции, очевидно, не была пущена в производство из практических соображений. Позднее было изготовлено несколько вариантов двухобъективных зеркальных камер 6x6 или 4x4, прототипы которых остались в одном или нескольких экземплярах.

Альберт Якоби, выдающийся люксембургский фотограф, известный деятель ФИАП, искренний друг Чехословакии, недавно скончался. (Об этом мы писали уже в прошлом номере.) Публикуемый здесь снимок является последним, который он нам послал.
Карел Йиру Первые морозы (кинопленка)

ШТАТИВ И БОЛЬШОЕ ФОКУСНОЕ расстояние
Не испытывает ли фотографический аппарат сотрясений при съемке? Достаточно ли стабилен используемый штатив? Это вопросы, которые мы чаще всего задаем себе, когда, используя длиннофокусную оптику, получаем недостаточно резкое изображение. При этом мы делаем очень мало для того, чтобы на них ответить. Пользуясь сложной измерительной аппаратурой, заграничные коллеги подтвердили старую истину, что совершенные и неразмазанные снимки можно делать только на массивном профессиональном штативе. В этом случае даже не очень важна длина объектива и общее укрепление аппарата на штативе. Если штатив прочен, но не очень массивен, то все эти факторы сразу начинают влиять. Подъем до отказа вверх средней части штатива в несколько раз увеличивает амплитуду колебаний по сравнению с самым нижним положением штатива. Так же сильно влияет и длина фокусного расстояния объектива.
Неожиданностью оказался тот факт, что хорошо закрепленная камера с двестимиллиметровым объективом была надежнее, чем аппарат, приставленный к объективу, закрепленному прямо на штативе.
Фотографирование с откинутым зеркалом также дает более спокойное изображение. Исключительно велика роль времени экспозиции. При 1/30 сек колебания еще приемлемы, а при 1/1000 сек становятся неожиданно большими из-за больших ускорений механизма. Хотя измерения проводились прежде всего с однообъективными зеркальными камерами, для сравнения были проверены и аппараты с центральными и щелевыми затворами, имеющие дальномеры. Они дали намного лучшие результаты, чем зеркальные аппараты. Так как мы сами едва ли будем делать такие сложные опыты, необходимо четко уяснить себе что от фотоснаряжения можно ожидать. Не имея Лингофова массивного штатива, не стоит слепо доверять трубковому спутнику.

БЛАГОДАРЯ ПРОСВЕТЛЕННОМУ покрытию...
Неожиданное усовершенствование фотографических объективов произошло благодаря просветленным слоям. В двадцатые и тридцатые годы ни один конструктор не отважился бы предложить объектив с десятью поверхностями, соприкасающимися с воздухом. В настоящее время у объективов с переменным фокусным расстоянием не являются исключением даже 12 линз, таким стеклянным лабиринтом проходит около 40% света. Кроме того, работу осложняют отражения, потеря резкости и неприятности при съемках против света. Нанесение тонких покрытий линз, производимые в вакууме, тоже не обходится без проблем. Существует очень мало материалов, которые были бы одновременно прозрачны в тонком слое и имели намного меньший показатель преломления, чем использованное оптическое стекло. Точнее говоря, такого материала вообще нет. Тонкий слой фторида магния, наносимый в вакууме на поверхность линз при температуре, близкой 200 °С, слишком хрупок. Поэтому были разработаны двух- и трехслойные покрытия, состоящие из слоев с малым показателем преломления. Этот довольно дорогой способ дает возможность снижать отражения и, кроме того, с его помощью достигаются гораздо более равномерные свойства оптики во всей видимой области спектра. Если у незащищенной линзы на отражениях теряется 5% света, то используя трехслойное покрытие, можно потерю снизить до 0,5 %. Эти преимущества лучше всего используются в светосильных и «резиновых» объективах. Может быть, мы дождемся и других удивительных усовершенствований оптики.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ВЫ промываете позитивы?
Промывка должна устранять с поверхности позитивов остатки закрепителя так, чтобы было гарантировано долголетие снимков. С одной стороны время промывки определяется требованием постоянства снимков, с другой — экономией времени и воды. Поэтому существуют химические, а в последнее время появились и электрические средства для определения чистоты бумаги. «Контролер» промывочной воды фирмы «Ричард» (Калифорния) состоит из электрической части, питаемой батареями и снабженной стрелочным указателем, и из зонда, соединенного метровым кабелем с главной частью. Устройство определяет степень промывки по изменению проводимости части промывочной воды, в которую погружается зонд. Предварительно производится калибровка зонда при помощи чистой воды из водопровода, эта величина сравнивается с проводимостью взятых образцов воды. Промывка длится вплоть до достижения одинаковой величины проводимости. Обнаружилось, что тщательная промывка требует не менее часа, если не пользоваться препаратами для ускорения растворения тиосульфата натрия. Подобные результаты, которые удивили продолжительностью времени, необходимого для тщательной промывки фотографической бумаги, несколько лет назад опубликовала фирма «Орво».

ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ экспозиций
Однообъективные зеркальные аппараты с автоматическим определением количества освещения по количеству света за объективом основываются на следующем принципе: количество света измеряется при открытом объективе и перед экспозицией диафрагма автоматически наставляется на величину, соответствующую избранной выдержке. Оба параметра — время и диафрагма — видны в видоискателе, так что изменив время выдержки, можно изменить диафрагму, благодаря чему изменится и глубина резкости.
Такая механическая система кажется уже устаревшей, поэтому были разработаны системы с электронным управлением. Например, аппараты «Яшика Электро 35» снабжены центральным электронным затвором с плавным изменением выдержек от 1/500 сек до 30 сек. Щелевые электронно-управляемые затворы имеются, например, в аппаратах «Контарекс Супер СЭ», «Пентакс 6 х 7» и «Яшика ТЛ Эелектро-Х». Их основным достоинством считается долговечность электронно—управляемых затворов.
Предполагается, что в будущем электронно-управляемые затворы будут сами определять и автоматически наставлять время выдержки. Пока что это осуществляется только у аппарата «Яшика 35» и «Полароид», но здесь надо контролировать (в видоискателе) окончательное время экспозиции, чтобы оно было достаточно для запечатления быстрого движения и находилось еще в границах, допустимых для съемок без штатива. Это очень важно, так как электронно-управляемые затворы легко достигают выдержек в несколько секунд, так что фотограф должен быть предупрежден об опасности сотрясений. Вероятно, чтение данных о выдержке в видоискателе доставит конструкторам еще много забот. Такие факторы, как дефекты зрения фотографов, трудности при съемках в условиях недостаточного освещения и т.д. будут иметь влияние на конструкцию видоискателей. Было бы желательно вспомогательное освещение шкалы от источника экспонометра. При этом повышенное потребление тока не должно влиять на точность измерения.
Расширенному внедрению электронных затворов в зеркальные аппараты препятствуют патентные ограничения. Существует ряд осложнений. С пути светового пучка, попадающего на пленку, необходимо отстранить фотоэлементы и опустить откидное зеркальце перед экспозицией. Поэтому измеряющая система должна «помнить» данные измерений в течение всего времени экспозиции. Способ запоминания был запатентирован фирмой «Асахи», а все остальные ищут способ, как обойти права этого патента.

«МАКСИМОДНЫЕ» ОБЪЕКТИВЫ
В качестве объективов с большими фокусными расстояниями все чаще используются астрономические рефлекторы. Об объективе «Квестар» мы уже писали. Следующим типом является «Целестрон 8», который без адаптации можно использовать в узкопленочных зеркальных аппаратах, а с комплектом промежуточных колец получить для аппарата «Пентакон сикс» объектив 12/2400. Основное зеркало этого сооружения имеет диаметр 20 см. Это телескоп типа Шмидта. Одной из составных частей является тонкая асферическая пластинка, которая снижает хроматическую абберацию и астигматизм, но намного повышает производительную цену. Общая длина телескопа 40 см, а диаметр 23 см. Подготовленный к фотографированию весит 7,3 кг. Если его сравнить с другими приспособлениями такого рода, то цена этого астрономического объектива (675 долларов) совсем не астрономична. Ближайшее расстояние, для фокусировки — 12 метров. При необходимости пользования фильтром достаточен диаметр 41 мм, так как фильтр вкладывается между оптикой и аппаратом.
Фирма «Квестар» предлагает подобный объектив. Его данные: 16/2800, фокусировка от 10 метров, в более дешевом варианте с пирексовым зеркалом стоит 2440 долларов, с цервитовым зеркалом, имеющим низкий коэффициент расширения, 4000 долларов. Но и этого еще фирме «Квестар» мало. Дополнительный оптический удлинитель, который монтируется между объективом и аппаратом, увеличивает фокусное расстояние до 8400 мм, снижая светосилу до 1:48. Чувствительность к сотрясениям пропорциональна фокусному расстоянию. Абсолютно необходим массивный штатив, кроме того, рекомендуется увеличивать вес объектива, подвешивая к нему мешочек с песком, или воспользоваться еще одним штативом для фотоаппарата. Тщательная фокусировка на матовом стекле дает хорошие результаты только в случае контрастных объектов, в остальных случаях рекомендуем лупу с нитевым крестом или другое приспособление. Сотрясения затвора и зеркала тоже влияют на снимок. Если можно зафиксировать зеркало в откинутом виде, рекомендуется этим воспользоваться. Выгодно экспонировать с помощью автоспуска или длинного проволочного спуска.

ЛАМПЫ-ВСПЫШКИ ПОД ЛУПОЙ
Пока при использовании лампы-вспышки фотографы руководствовались только ведущим числом, считалось, что виновником неравномерных выдержек является сам фотограф. Позднее, когда появились вспышечные лампы, всю вину стали приписывать неточности автоматики. Это привело к тому, что с помощью сложных тестов начали проверять электронные лампы-вспышки. (Приборов, снабженных автоматикой, в продаже насчитывается около 24 видов). Как известно, автоматическое устройство самопроизвольно ограничивает время экспозиции в зависимости от количества света, отраженного от фотографируемого предмета, поэтому необходимо, чтобы прибор давал достаточно приспособленное освещение в целой шкале расстояний. Обычные типы действуют в шкале от 60 до 600 сантиметров. Здесь мы уже встречаемся с первой трудностью, поскольку только у четырех из всех тестируемых ламп-вспышек неравномерность освещения была признана блестящей. У остальных оценки были хуже, — от очень хорошей до посредственной. Зависимость освещения от времени зарядки влияет на время экспозиции у ламп-вспышек, управляемых вручную, но не должна проявляться у приборов с автоматикой. Несмотря на то, что электронный глаз эту зависимость снижает, все же разница была обнаружена, к примеру у «Э 160» (модель Бауэра) она составляет одну треть диафрагмы, что при работе с цветным материалом является уже чувствительным отклонением от нормы. У большинства ламп-вспышек было обнаружено несоответствие действительности ведущего числа, указанного изготовителем для работы вручную. Упомянутая модель Бауэра, также как и тип «Э-251», дает отклонение (разумеется, минусовое) на четыре третьих диафрагмы. У остальных ламп-вспышек ошибка составляла по крайней мере одну треть диафрагмы.
Снова наступает сезон маскарадов, балов, выпускных вечеров... Их прожили все, кто был молод, однако не каждому удавалось сосредоточиться в этом вихре впечатлений. Но то, что не под силу человеческому глазу, удается иногда камере, фотоаппарату.
Правда, на бале человек с фотоаппаратом (в особенности, если это женщина) вызывает самые разные реакции: матери ходят за вами с просьбой сделать на память снимок их дочери, некоторые, пытаясь выглядеть остроумными, непрестанно вас предупреждают: «Девушка! Лопнет у вас линза!» или надоедают вопросами: «А есть у вас там пленка? Почему снимаете без блица?» Но самые отвратительные — это те, кто с назойливой добросердечностью делают вам разные позы, доводя вас почти до отчаяния и решения уйти домой.
Все это мне довелось прожить, однако я выдержала это и даже немного фотографировала...
Алена Кадлецова

Все снимки А. Кадлецовой с кинопленки


обзор выставок * обзор выставок * обзор выставок

Выставочные залы бывают, как правило, наиболее своевременным, надежным и чувствительным показателем сегодняшних тенденций, течений и общего уровня художественной фотографии. Они не связаны столь продолжительными сроками производства, как, скажем, фотографические публикации, ежегодники, специальные ревю и журналы, авторов не ограничивают здесь определенным числом страниц или темой, и они могут в целом свободно и быстро реагировать на современные события и идеи и выражать свое отношение к окружающему. Жаль только, что наш трехмесячник не в силах своевременно регистрировать выставки и высказывать свое отношение к ним с тем, чтобы картина современных тенденций в фотографии была полной. Поэтому мы решили сделать хотя бы обзор выставок и оценку некоторых, заслуживающих внимания коллекций (как в положительном, так и в отрицательном смысле) за последнее полугодие.
К наиболее значительным экспозициям этого периода относится, несомненно, выставка словацких фотографов «Фотографические циклы», которая была попыткой по-новому представить словацкую фотографию. Она ясно показала, что большую роль может играть и оборудование выставки. Как показывает анализ выставочных коллекций, в чехословацкой фотографии на первое место ставится ее эстетическая функция, для достижения желаемого эффекта используются все творческие и технические возможности, что помогает словацким фотографам отразить богатство внешнего и внутреннего мира современного человека. Это ей удается посредством репортажа, стилизированной фотографии, психологической, социальной и иных форм художественного видения мира.
СЛОВАЦКИЕ ЦИКЛЫ • Прошлогодняя выставка словацких фотографов-художников произвела неизгладимое впечатление. Причина? Уже само название «Фотографические циклы» говорит о том, что в отличие от укоренившихся традиций подобных выставок на этой будут представлены только фотографические циклы отдельных авторов, на основе которых можно будет сделать представление о закономерностях циклического творчества.
Выставка послужила новым импульсом для многих авторов. Интересным на выставке было и то, что здесь были представлены авторы разных поколений.
Самыми обширными и самыми ценными были оба цикла Ольги Блейовой «Стихи о сне и грустном блаженстве» и «Яна». Первый цикл состоял из поэтических вариаций на тему женщина и цветы, предназначенных в качестве иллюстраций для сборника стихов. Второй цикл содержал фотографии, на которых в вечных метаморфозах были изображены линии женского тела.
Оригинальным был и цикл фотографий Зузаны Миначовой. Павел Янек представил на выставке 17 «нудограмм» со смутными очертаниями обнаженного женского тела. Миро Грегор тоже посвятил свое творчество женщине, но на этот раз из области реального он перешел к символам.
Подобные снимки, возникшие при помощи более сложных технических операций и специальной технологии, аппликации, различных комбинаций и т.д., мы нашли у Л. Бородача, М. Гавранковой, К. Каллая, Л. Рапоша, А. Штубни и др. Несмотря на то, что во всех этих случаях работы были очень интересны и своеобразны, реалистический цикл Валенты «Мои края», производил на зрителя, по сравнению с остальными работами, необыкновенно освежающее и успокаивающее впечатление.
Следует отметить, что все снимки, независимо от того, были ли это стилиризованные художественные образы или непосредственное воспроизведение действительности, снимки, полные внутренней динамики или тонкой поэтической игры цвета, света и тени, представляли собой совершенные художественные произведения, в которых были полностью использованы специфические возможности фотографии. Наша общественность имела таким образом случай познакомиться с цветом словацких фотографов-художников.
ДМ

ФОТОГРАФИРУЮЩИЙ СОЦИОЛОГ •
Или, может быть, Маркета Лускачова является скорее социологизирующим фотографом? Не знаю. Оба фактора в ее работах переплетаются, дополняют и даже заменяют друг друга. Социологию она изучала в институте, а так как ей хорошо было известно социологическое значение фотографии, она начала посещать и некоторые лекции на кафедре фотографии пражского кинофакультета. Эта комбинации помогла ей в обеих сферах ее деятельности. Ее снимки — не простые документы исследований, а оригинальное художественное воплощение увиденного. Коллекцию снимков под названием «Странники» она уже экспонировала однажды в Праге. Это было курьезное и вместе с тем увлекательное зрелище. Казалось, ее снимки переносили нас в прошлый век в мир религиозного паломничества за надеждой, в мир крестовых походов, молитв за хлеб наш насущный, в мир, в котором мозолистые, натруженные руки взывали к небесной инстанции после того, как сильные мира сего не услышали их просьб. Эти пережитки прошлого запечатлел объектив камеры Маркеты Лускачовой, позволив нам заглянуть в лица и сердца жителей отдаленных уголков земли.
Чтобы правдиво документировать этот уходящий мир, автор должен иметь глаз художника и сердце, наполненное любовью к людям, — лишь в таком случае социологические документы могут стать поэтическим свидетельством, художественным произведением. Среди тридцати выставленных фотографий были и портреты. Это необычайно сильные, впечатляющие произведения, какие может сделать только художник, знаток человеческих душ. Снимки отличаются прекрасной техникой. О Маркете Лускачовой знают и за рубежом. Швейцарская «Камера» два года тому назад посвятила ей свою статью. То же самое в ближайшее время намерен сделать не менее популярный лондонский ежемесячник «Криэйтив камера».
ДМ

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ • Несколько панелей, помещенных в выставочном зале пражского Планетария, оба члена фотоклубов «Татра» и «Фокус», по всей вероятности, графически решали сами. Как К. Ф. Новак, так и Ян Андель наибольшее внимание уделили акту, а нам оставалось лишь удивляться тому, как их снимки были похожи в подходе к решению темы, по композиции и освещению. Несмотря на то, что снимки не отклонялись от общепринятой традиции, — в основу художественного решения легла игра света и теней и гармония мягких линий, — зритель принял их с интересом.
В портретах и репортажных кадрах авторы уже не повторяли друг друга. Ян Андель бесспорно имел больший успех. Свои портреты он умеет делать оригинальнее, используя, например, зерно. Лица его моделей одухотвореннее, в фоторепортажах он не забывает о художественности, в выборе выразительных средств бывает изобретательнее, а зачастую и остроумнее. Что касается портрета и репортажей К. Ф. Новака, то они в общем не выразительны. Вероятно, в этих дисциплинах он не нашел еще собственного пути.
ДМ

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ • Осенью прошлого года в Праге впервые состоялась выставка работ Бернарда Гольдвайна, молодого фотографа, для которого характерен особый интерес к социальной тематике. В своих эмоциональных репортажах, запечатлевающих исключительные человеческие типы, он стремится изучить богатые возможности художественной фотографии.
Сегодня Гольдвайну двадцать два года. После окончания военной службы он готовится поступить в пражский кино- и телевизионный факультет при Академии изобразительных искусств, на отделение художественной фотографии. В этом бы не было ничего из ряда вон выходящего, если бы нам не довелось узнать, сколько должен вложить труда и получить высоких оценок кандидат, чтобы иметь надежду быть принятым.
Молодому талантливому художнику надо иметь сильную внутреннюю дисциплину, чтобы свой талант не загубить, не разменяться по мелочам, не поддаться усталости и не заблудиться в формальном экспериментировании, которое особенно буйно расцвело в фотографии как результат ее относительной молодости. Думается, что Бернарду Гольдвайну удастся избежать подобной участи и что он сумеет и в будущем сохранить свежесть восприятия, создавая яркие, поэтические социальные репортажи.
—р—

Петр Сикула Пастух
Маркета Лускачова Отдых

ВОПРЕКИ ТРАДИЦИИ • Выставочный зал «Фотохема» в Праге уже давно считается Меккой всех поклонников и последователей фотографического искусства. Это первый чехословацкий постоянный выставочный зал фотографии, а что самое главное, здесь всегда можно найти отличные снимки, открыть нового интересного автора, познакомиться с зарубежными коллекциями. Высокие требования обеспечивают и высокий художественный уровень выставленных здесь экспонатов. Это уже стало традицией.
Поэтому всеобщее удивление вызвала организованная здесь выставка «Орлицкие горы»: она не представляла интереса не только с точки зрения художественной фотографии, но и не исполнила своего назначения — познакомить с народной архитектурой этой области.

МИР ВИЛЕМА ГЕККЕЛА • Фотографии трагически погибшего Вилема Геккела пользуются большим успехом как в Чехословакии, так и за рубежом. В то время как в Праге проходила посмертная выставка его работ, на Всемирной выставке охотничьей фотографии в Будапеште его работам был отведен отдельный зал. В пражской коллекции были представлены снимки последних лет его жизни. Поэтому мы нашли здесь как портреты, так и пейзажную фотографию, репортажные кадры и жанровые снимки. Странно, но именно это разнообразие еще раз с особой остротой напомнило нам, что Вилем Геккел был прежде всего фотографом гор, скал и ледников. Это был его мир.

ЧЕТЫРЕ МОЛОДЫХ СТУДЕНТА • В. Кабелик, Т. Фессати, Й. Птачек и П. Немец задумали преподнести фотографическим болельщикам приятный сюрприз. Они решили превратить одну из пражских витрин в фотографическую мини-галерею. Они поместили в витрине четыре небольших стенда со своими снимками, дав обещание, что каждых четырнадцать дней тут будут демонстрироваться работы остальных их коллег по мастерству изо всех уголков республики.

АВТОР С БОГАТЫМ РЕПЕРТУАРОМ • Осенью прошлого года состоялась выставка работ Катуши Фиаловой, многолетнего члена и лектора одного из самых крупных фотоклубов «Татра», которая еще будучи фотолюбителем пользовалась такой популярностью, что два года назад ей было уделено международное знание АФИАП. Ее выставка, содержащая около 80 черно-белых снимков, была разделена на несколько тематических отделов, из которых наиболее интересными были, вне сомнения, кадры, запечатлевшие рефлексы на поверхности воды, и некоторые пейзажи, сделанные по принципу выразительного графического контраста черного и белого цветов. Зритель был поражен широтой ее фотографического репертуара, а также высоким качеством всех снимков.

АВСТРИЙСКАЯ ФОТОГРАФИЯ • Австрийская коллекция не произвела впечатления чего-то нового, оригинального, исключительного ни по форме, ни по содержанию, ни по объему.
В ней были представлены работы членов Союза, общества австрийских фотолюбителей, который объединяет более 3000 членов из 160 обществ. Мы встретились здесь со всеми жанрами, включая портрет, акт, пейзаж. Были тут репортажные снимки и стилизированные фотографии, многие фотографы пользовались специальной техникой. В общем коллекция производила приятное впечатление человечностью и простотой. Мы нашли здесь прежде всего реалистическое, часто остроумное изображение семейного круга автора и его среды: семью, улицу, работу, прогулку. Стилизированные снимки и кадры, сделанные в ателье, также были поданы реалистически.
Выставка продемонстрировала в целом хороший уровень австрийской любительской фотографии. Сказывается всесторонняя поддержка, которую оказывает фотолюбительским объединениям австрийское Федеральное министерство просвещения и культуры.
ДМ

КАКОВ ЧЕЛОВЕК XX ВЕКА? • В прошлом году в пражском выставочном зале «Фотохема» была открыта третья выставка «Технического журнала» на тему «Каков человек XX века?» Экспонаты представляли исключительный интерес; объясняется это и тем, что философская тема освещается здесь не с помощью традиционных средств — научных, литературных, живописных и т.д., а посредством любительских снимков, большая часть которых отмечена авторской изобретательностью, вкусом, остроумием, художественным видением. Все это объясняет, почему выставка пользовалась успехом у общественности. Фотографы и те, кто фотографию просто любит, приходили сюда, чтобы сравнить свои взгляды на сегодняшний мир со взглядами своих современников. Большое количество посетителей объясняется не только интересом к теме выставки, но и интересом к хорошей фотографии.
В. Й.

• Во время пражской выставки «50 лет КСЧ» ее посетители по собственной инициативе приносили в выставочный комитет фотографии, документирующие жизнь и деятельность партии. Снимки были переданы в музей Клемента Готвальда в Праге.
• Будапештский музей им. Петефи располагает обширной коллекцией снимков венгерских писателей, в том числе и дагерротипами самого Петефи. В 1965 году была организована интересная выставка этой коллекции, которая постоянно дополняется работами современных писателей и поэтов.
• В последнее время Будапешт буквально наводняют «общегосударственные» выставки фотолюбителей. Будапештское «Фото» выступило с предложением, чтобы подобные выставки организовывались только по разрешению Союза венгерских фотографов или института просвещения, в обязанность которых входил бы также контроль над тематикой, сроками, профессиональностью оформления выставок, а также уделением премий. Было внесено предложение не уделять премий фотографиям, уже однажды оцененным на выставке.
• Продажа выставленных фотографий была до недавнего времени совершенно необычным делом. Новая традиция возникла в связи с ежегодной фотографической ярмаркой в парижском предместье Вал-де-Бьевр (уже восьмой по счету), где торговля фотографиями успешно развивается благодаря постоянно растущему количеству посетителей, — с пяти тысяч в 1964 г. оно увеличилось уже в 10 раз. Точно так же преуспевает и антикварный фоторынок в Вал-де-Бьевр, куда съезжаются любители со всего мира.

Ерзи Левчинский
Эдвард Грохович
Ядвига Прзыбылакова
Криштоф Малский
фото на сосед, стр. вверху
Здислав Валтер
Войцех Плевинский
Е. Баковский и Йозеф Рабаковский
Леслав н Вацлав Яницци

обзор выставок


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz