Меню сайта |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
скачать журнал
<- предыдущая страница следующая -> Зденех Тхома фотограф с рюкзаком
В один из февральских дней 1970 года пражане могли увидеть на Староместской площади четырех молодых людей с огромными рюкзаками, которые отправились пешком и автостопом путешествовать по странам Азии. Их путешествие называлось «Экспедиция Сакура», его целью была Япония, всемирная выставка «Экспо 70». Никто не дал им чековой книжки и паспортов с готовыми визами, — все это они должны были «добыть» сами в течение предшествовавшего года; позднее они единодушно сошлись на том, что это была для них самая трудная часть путешествия. Денег у них было немного, но, как уж в таких случаях бывает, главной движущей силой четырех молодых людей было страстное желание путешествовать и фотографировать, жажда приключений. Передо мной это путешествие открывало большие возможности: я мог фотографировать не только исторические памятники, но что самое главное, и современную жизнь Азии, претерпевающую коренные изменения. В начале путешествия, особенно в исламских странах, встречались различные трудности. Мне не хотелось привлекать внимание и вызывать раздражение, поэтому я часто фотографировал телеобъективом или широкоугольным объективом. Меня часто спрашивают, не случалось ли нам во время путешествия встречаться с опасностью, Большинство тех, кто спрашивал, мне пришлось, к сожалению, разочаровать. Ничего из ряда вон выходящего с нами не случилось. Но разве все те интересные встречи и непредвиденные происшествия не приключения? Одно из них мы вспоминаем с особенным удовольствием: в Афганистане мы ехали в кузове грузовой машины из Герата в Кандагару. Было уже темно, когда шофер подъехал к чайхане, в которую мы зашли поужинать. Во время ужина он попросил нас сыграть что-нибудь на гитаре, которая у нас была. Подкрепившись вкусными, но острыми кушаньями, мы с воодушевлением запели. Не успели мы закончить песню, как сбежался весь аул. Откуда ни возьмись, появился один из местных жителей с диковинным струнным инструментом, другой пришел с бубном, и все стали петь. Потом снова пели мы. Не обошлось и без танцев. Это был замечательный вечер, и мы прекрасно понимали друг друга. А я лишь жалел о том, что для фотографирования было слишком мало света, а вспышка могла бы нарушить сердечность создавшейся атмосферы. Такое может случиться только во время путешествия автостопом, потому что в этом случае падают искусственные преграды. Ведь тот, кто останавливает машину, чтобы подвести путников, предлагает им свою помощь, а подчас и дружбу. Каждый из нас путешествовал таким образом и раньше, причем не только из экономических соображений. Ни с удобного сидения собственной машины, ни из окна поезда нельзя так глубоко заглянуть в жизнь людей той или иной страны, как это случается при странствовании автостопом. Фотографу так легче проникнуть в среду, в которой при иных обстоятельствах он оказался бы чужаком. По Индии мы путешествовали в самое ужасное время — в мае, перед приходом муссонов. Днем температура достигала 47 градусов, ночью была не ниже 40. Мы ползли по дорогам как привидения, в то время как мудрые индусы дремали в тени. Я опасался за пленки, хранившиеся в алюминиевых коробках с силикагелом, но, к счастью, они пережили эту жару. Хуже обстояло дело с фотоаппаратами, в которые проникла дорожная пыль. Индусы с удовольствием фотографируются, и стоит фотографу замешкаться со своим аппаратом, как перед объективом тотчас собирается весело переговаривающаяся толпа, заслоняя избранный вами объект. Неделя, проведенная в Непале, относится к самым интересным. Старинная архитектура городков, богато разукрашенные пагоды, каскады рисовых полей, а над ними девственная красота гор-великанов. Здесь люди живут так, как сотни лет назад. Эту страну я хотел бы посетить с фотоаппаратом еще раз. Нам удалось даже увидеть, а мне сфотографировать гору всех гор, Эверест, в сиянии восходящего солнца. В Непале нам пришлось распрощаться с одним аппаратом марки «Флексарет». Во время прогулки на взятом напрокат велосипеде камера упала, а в довершение всего Милош на нее наступил, слезая с велосипеда. К нашему удивлению, нам удалось позднее этот разбитый аппарат выгодно продать в Калькутте. Впрочем, на индийском базаре можно продать все, даже старые носки или тюбик с остатками зубной пасты. Интересное происшествие случилось недалеко от Кобы, возле одной синтоистической святыни. Я пытался вкомпонировать в типичную японскую арку группу пожилых дам в прекрасных цветных кимоно. Это был настолько экзотический кадр, что сердце радовалось. Через некоторое время дамы меня заметили, одна из них осмелела и на ломаном английском языке учтиво попросила меня встать у арки. Я стал мишенью нескольких объективов. Все на свете относительно, — для японских дам высокий, волосатый западный варвар в коротких штанах несомненно представлял собой не менее экзотический объект. Страсть японцев к фотографированию известна так же, как их знаменитые достижения в этой области. Иногда нам казалось, что дети этой страны рождаются прямо с камерой на шее. На выставке в Осаке почти у каждого малыша была однообъективная зеркальная камера или небольшой автоматический аппарат. Их отцы часто были вооружены аппаратом «Мамия Супер» или телеобъективом. Самое сильное впечатление произвело на нас извержение вулкана Комагатаке, который 32 года был в бездействии. Мы прибыли на место вскоре после начала первого извержения. Нам удалось подняться на гребень соседних гор, примерно на сто метров выше, так мы могли заглянуть прямо в кипящий кратер. Это было захватывающее зрелище. Целых девять месяцев я носил свое фотографическое снаряжение в рюкзаке, который весил 35 килограммов. Когда я уезжал из Праги, у меня было шесть аппаратов: «Асахи Пентакс», старая «Лейка», «Практика ЭЛ», два «Флексарета» и «Белпласк». Через три дня воры облегчили мою ношу, украв два из них. Я пользовался черно-белой пленкой «Орво» и цветными «Феррания», «Агфа», «Орво», которые посылались в чехословацкие посольства во всех странах по нашему маршруту, откуда я в свою очередь отсылал отснятый материал с ежемесячным интервалом обратно. Все шло хорошо, если не считать поломку автомата для проявления пленки в пражском кооперативе «Фотография». При этом было испорчено 17 цветных пленок «Феррания» с Дальнего Востока. Во время путешествия мне удалось отснять 307 черно-белых и 214 цветных пленок, что представляет собой 14 тысяч 900 кадров. Полученные снимки были использованы в печати, часть была передана некоторым учреждениям и предприятиям в качестве рекламного материала, некоторые будут изданы в виде стереодисков. Готовится также издание книги. Пражская публика познакомилась с нашим путешествием в мае 1971 года на выставке в зале «Фотохема». Кроме того, японское спортивное издательство «Кобунша» также выразило желание выставить эту коллекцию. Так что работы пока достаточно... Но сердце уже грызет червячок, подбивает на новое путешествие. Ведь тот, кто однажды продырявил башмаки на дорогах и фотографировал, путешествуя с рюкзаком за плечами по дальним странам, уже никогда не найдет покоя.
Япония Японская маска Индия Продавщица на рынке в Непале Три путника Три носильщика из Непала Снимки З. Тхомы с кинопленки и 6 х 6
ХУДОЖНИК ИЛИ РЕМЕСЛЕННИК?
Современные искусствоведы и критики рубят ветвь, на которой сидят, утверждая, что понятие искусство «устарело». Они ищут новое, пытаясь подвести все возрастающую путаницу стилей и направлений под общий знаменатель и предрекая неопределенное будущее. Они отвергают все, что было (и является таким образом сегодня «старомодным»). Подобные теории мешают критикам извлечь уроки из ошибок их предшественников. По сути дела они топчутся на месте; многие «современно» мыслящие искусствоведы не в состоянии отличить ценное от халтуры. В результате этого перед шарлатанством широко открылись двери во все области современного творчества, в том числе и в фотографию. Аргументы, используемые в дискуссиях о характере фотографии, по сути дела не изменились за истекшие сто лет. Некоторые критики утверждают, что за фотографией пора признать право называться искусством, другие ставят фотографию ни во что, при этом кое-кто из них пытается пробраться со своими теориями в благословенный историей храм искусства. Редко когда критикам удается найти безошибочное мерило для определения произведения искусства. Поэтому уместно задать вопрос: что такое, собственно, говоря, произведение искусства? С некоторыми оговорками можно принять определение Канта, согласно которому это творение гения и оригинальность — отличительная черта его. С другой стороны, произведение искусства невозможно создать без досконального овладения средствами художественного воплощения, техникой образного языка. Без знания ремесла нельзя стать художником, нельзя реализовать эмоциональные, творческие замыслы. Это главный и решающий критерий. Не существует искусства ради искусства, хотя «непонятые» художники порой защищают этот тезис. Истинное произведение искусства должно находить отклик, эмоциональный и визуальный, иначе любое творческое усилие теряет смысл. Что можно сказать с этой точки зрения о цветной фотографии? Испытание временем выдержали не только произведения таких мастеров черно-белой фотографии, какими являются, например, Дэвид Октавиус Хилл, Эдвард Стейхен, Ман Рей, Отто Штайнерт, но также и цветные фотографии Арта Кейна, Андреаса Файнингера, Эрнста Гааса, Петера Корнелиуса, Пита Тернера, Рихарда Аведона, Хорста Г. Бауманна, Эрвина Фигера, Мандфреда Каге и других. Сегодня уже мало кого может удивить богатство художественных средств цветной фотографии — техника пользования фильтром, нефокусированное запечатление движения, эффект преломления, манипулирование с цветом во время съемки и при увеличении, многообразие и выразительность тонов, цветной монтаж, преимущества контурной пленки «Агфа» и т. д. Цветные фотографические произведения, такие, как, например, удостоенная премии Надара публикация Эрвина Фигера «Тринадцать фотоочерков», не уступают лучшим образцам традиционного изобразительного искусства. Художественная фотография давно уже проникла во многие области художественного творчества. Фотографические новшества и открытия относятся к наиболее эффективным средствам, используемым при сценическом оформлении современных драматических и оперных произведений. Художественная фотография давно уже используется и в так называемых промежуточных дисциплинах изобразительного искусства (примером может служить техника коллажа Пикассо и Брака). В представлениях пражской «Латерны Магики», вызвавших в прошлом году восторженные отклики посетителей павильона «Агфа-Геверт» на выставке «Фотокино», сочетается художественная техника раннего периода фотографирования с ошеломляющими эффектами современного воспроизведения кадров и звука. Самым молодым представителем в галерее художественных муз является телевидение. В свое время большим успехом пользовалось мастерски выполненное произведение англичанина Ричарда Гамильтона, представителя стиля «поп-арт», материалом для которого послужил кадр из телевизионной передачи о студенческих волнениях в Америке. Технически несовершенный документальный снимок, на котором телеобъектив запечатлел истекающего кровью студента, Гамильтон использовал в качестве сюжета для своей репродукции, выполненной посредством пятнадцати печатных процессов. Такая обработка и цветная интерпретация придала репродукции удивительную четкость, а отображенному событию — еще большую выразительность. Так возникло художественное произведение. Искусство ли это? Или искусством является то новое, чему искусствоведы ищут название? Видимо, ответ на этот вопрос мы будем искать вечно. Гуго Шеттле
ФОТОГРАФОМАНИЯ
Я знаю фотографов, которые в течение месяца делают не более трех-четырех фотографий. Правда, может быть я ящик они кладут пару десятков, но только три-четыре фотографии они показывают друзьям или приносят в редакцию. Знаю я и фотографов, для которых количество является синонимом качества. Они развивают бурную деятельность с азартом игрока: а что из этого выйдет? Такие фотографы бывают одержимы фотографоманией технической и художественной. Технический фотографоман запасается как можно большим количеством технических пособий, не жалея на это ни денег, ни фотоматериала. Вознаграждением за материальные потери ему служит иллюзорное представление о напряженной творческой деятельности. Он ослеплен техническими возможностями, но не умеет пользоваться ими творчески. Фотоаппарат, увеличитель, батарея химикалий и колб становятся для него фетишем, отодвигающим фотографию на второй план. Технический фотографоман не отказывается и от экспериментирования. Все это было бы не плохо, если бы экспериментирование не превращалось для него в самоцель. Технический фотографоман не творит, а производит. Результаты его технических достижений доставляют радость только ему самому или в лучшем случае найдут себе место на страницах фотографических альбомов. Этот вид фотографии довольно распространен. Фотографическая промышленность расцветает, посредственность в фотографии тоже. Она с большим апломбом шествует по страницам газет и журналов. Фотографомания часто ведет к безвкусице — снимкам технически совершенным, но не содержащим элементарной мысли или эмоционального напряжения. Короче — это особый лубок, халтура. Для художественной фотографомании характерно прежде всего лицемерие. Здесь выдают за искусство то, что не может быть искусством. Думается, что художественная фотографомания еще опаснее технической. Примером этого могут служить некоторые настольные и настенные календари, псевдохудожественность которых оскорбляет вкус культурного человека. Примером такой безвкусицы и халтуры был календарь актов, составленный из снимков И. Цибулки и Ф. Тота. Основная причина отвращения к подобным фотографиям заключается отнюдь не в стремлении воздвигнуть барьер между эротикой и искусством. Дело просто в том, что любую безвкусицу и искусство разделяет пропасть. П. Кривулка
РИСУНОК ПО ФОТОГРАФИИ
Имела ли фотография влияние на живопись? Этот вопрос снова поставили на повестку дня организаторы выставки «Рисунок по фотографии», состоявшейся в Государственном музее в Мюнхене. Художники не раз обращались к фотографии с самого начала ее возникновения, пользуясь ею как образцом. Теоретики на это долго не обращали внимания, хотя еще в 1905 году Альфред Литварк написал, что «история живописи 19 века не сможет обойти факт существования фотографии, особенно в период с 1840 года до начала 20 века». Пятьдесят лет спустя целый ряд научных работ подтвердил, что между фотографией и живописью существует тесная связь. Об этом свидетельствует и взаимосвязь художественных направлений в изобразительном искусстве, например, поп-арт, существующий в определенном симбиозе с фотографией. Этой проблемы в своих книгах коснулись как Отто Штельцер («Искусство и фотография», Мюнхен, 1966 год), так Аарон Шарф («Искусство и фотография», Лондон, 1968 год) и другие. В 1969 году в эссенском музее можно было видеть фотографические студии к портретам художников Ленбаха и Штука, но наиболее полная документация появилась только на прошлогодней выставке живописи и фотографии в Мюнхене. Пионером в этой области можно считать профессора мюнхенского технического института Й. А. Шмолла, который провел анализ 1123 картин, рисунков и графических работ. Например, великий Делакруа составлял фотографические альбомы с портретами своих натурщиков. Дагерротипию он ценил за ее способность проникать в глубь природных явлений и еще в 1854 году выразил сожаление по поводу того, что это изобретение не появилось на свет раньше. Фотографию он использовал и в качестве эскиза. Эвжен Дюрье был не только основателем нескольких фотографических обществ, но и сам фотографировал акты. Он даже пытался использовать ее в «Комиссии по реформации методики рисования во французских школах». Энгр тоже использовал фотографию, работая над автопортретом, который выставлен сегодня в Антверпене. Причем, портреты натурщиц, особенно необходимых для его работы, он заказывал у Надара. Следующим доказательством тесной связи фотографии и живописи является монументальная картина Курбе «Похороны в Орнансе», которую в 1849 году критика назвала плохим дагерротипом. Оказалось, однако, что знаменитый художник нередко писал с фотографий и не безуспешно (См. одну из его самых известных картин «Ателье художника», написанную в 1855 г. или более поздний холст «Замок в Шильоне»). Еще более тесную связь с фотографией мы находим, к своему немалому удивлению, у Дега. По мере того как сокращалось время экспозиции, художник все чаще обращался к фотографии, чтобы сделать снимки бегущих коней или танцующих балерин. Работа с фотографией его настолько увлекала, что, например, портрет княгини Паулины Меттерних (1861 г.), находящийся сегодня в лондонской Национальной галерее, он создал не по заказу, а по собственному желанию, вдохновленный снимком, сделанным парижским фотографом Диздери. Для картины характерны смягченные тона, напоминающие монохроматическую фотографию. Интересное доказательство тесного сосуществования фотографии с традиционными художественными жанрами приводит немецкий художник Либерманн: «Монет не копировал фотографии, но на основе фотографических снимков творил. Фотография была для него эскизом, но отнюдь не целью; она была импульсом для гения, чтобы он написал картину именно такой, какой мы ее видим.» Остается лишь задать вопрос: почему у фотографов возникло чувство неполноценности, а у живописцев — излишняя заносчивость? —р—
Лев Шерстенников Ранняя весна в Монголии Древность
ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ оказывает глубокое влияние на вкус, мышление и образ жизни современного человека. Это влияние не только не ослабевает, но непрерывно возрастает. Определенное влияние (безусловно и положительное) может оказывать документальный снимок, однако намного действеннее бывает умело использованная и прекрасно напечатанная художественная фотография, повышающая культуру видения людей. Подобный успех могут гарантировать только опытные мастера фотографии и графики. К сожалению, редакции журналов не могут похвалиться обилием таких кадров, а у тех, кто справляется с этой задачей, затруднения вызывает несовершенство репродукционной техники т.е. плохая бумага и печать.
ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИ ОПЫТ ПОЖЕЛАНИЯ ДИСКУССИЯ ОПЫТ ПОЖЕЛАНИЯ ДИСКУССИЯ ПИСЬМА МЫСЛИ ПИСЬМА ПОЖЕЛАНИЯ
«Уважаемая редакция, когда два года назад вы предложили фотографам тематическую задачу — выразить свое отношение к ревю средствами фотографии, я удивился простоте поставленной перед нами задачи. Я предполагал, что через несколько дней пошлю вам на выбор огромное количество снимков на эту тему. На практике все выглядело иначе... Мирослав Вокач
Через два года... В сущности ведь они пролетели. Если отдать справедливость М. Вокачу, то первый снимок подобного рода мы поместили на страницах журнала действительно два года назад в № 4 «Ф 69». Возникает вопрос: надо ли продолжать начатое? Правда, два года — немалый срок, но нужно признать, что качество присылаемых на эту тему снимков постоянно улучшается. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Как мы уже несколько раз делали в подобных случаях, обращаемся и на этот раз за советом к читателю, — продолжать это мероприятие или лучше отказаться от него? На всякий случай повторяем еще раз свое первоначальное обращение: Свое отношение к нашему журналу читатели выражают по-разному. Главным образом, при помощи писем, иногда и посредством фотографий. Обычно их вдохновляет обложка, причем иногда мы встречаемся с весьма своеобразными снимками (см. снимки, опубликованные на этой и соседней страницах). Если вы захотите принять в этом участие, будем очень рады. Авторы опубликованных снимков кроме повышенного гонорара получат книги. Тема простая: ревю «Фотография».
ФЕНОМЕН НЕ РОЖДАЕТСЯ ВДРУГ
Вильнюс и Ленинград, так же, как и польская Варшава, — первые города в мире, где можно было получить фотографическое образование, в том числе и высшее. В начале нашего века в Европе было всего лишь несколько фотографических школ. Известна, например, трехлетняя школа с полиграфическим курсом в Вене, двухлетняя школа в Париже и в Мюнхене, а также двухлетняя школа в Варшаве (интересная подробность: только для женщин!). Весной 1918 года был открыт факультет художественной фотографии при институте фотографии и фотографической техники в Петрограде. Существовала кафедра фотографии во Львовском университете, а с 1919 года и кафедра в Вильнюсском университете с прекрасной профессурой. На последней работал выдающийся польский фотограф Ян Булгак, автор нескольких книг о фотографии, изданных, правда, большей частью в Вильнюсе в 1933—1936 г.г. В 1939 году он получил научную степень доцента. Очень много снимков, представляющих собой большую культурную ценность, сосредоточено в Центральной библиотеке Академии Наук Литовской ССР. К сожалению, сохранились только отпечатки. Около 20000 негативов исчезли в годы войны, главным образом, в 1944 году, когда был уничтожен и рабочий кабинет Булгака. Ян Булгак оказал бесспорно большое влияние на развитие литовской, а также латышской и эстонской фотографии. Сегодня для нас важно знать и то, при каких условиях и в каком составе работала кафедра под руководством Булгака целых двадцать лет — с 1918 по 1939 год. В Центральном архиве Литовской ССР можно найти несколько интересных документов об этом периоде, из которых мы узнаем, что Булгак преподавал вместе со своими двумя ассистентами, назначенными на кафедру в 1921—1922 учебном году. Один из них, Бонавентура Ленарт, был заведующим художественной типографией в книжной мастерской, второй, Бронислав Запасник, научный ассистент художественной фотографии, преподавал химию и оптику. Обучение было разделено на предметы: химию, оптику, теорию и практику художественной фотографии. Наряду с работой в университете (этот период можно считать наиболее плодотворным в жизни Яна Булгака) он проявил себя и энергичным организатором. Именно ему должен быть благодарен за свое возникновение как «фотоклуб Польский», так и «Фотоклуб» в Вильнюсе. В обоих он председательствовал, принимал участие во многих выставках, на которых его работы были часто награждены премиями. О Яне Булгаке, отце польской фотографии, можно узнать из монографии Леха Грабовского, изданной в 1961 году в Варшаве. —р—
НАМ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СГЛАЗИТЬ
но думается, что художественный уровень выставочных каталогов у нас постепенно повышается. Это, очевидно, происходит и потому, что с ростом количества выставок растет и количество каталогов. Иногда это заслуга типографии. Все больше появляется каталогов с репродукциями, напечатанными на вкладных листах. Речь идет не только о коллекциях открыток, которые выпускает, например, «Премфото» в г. Пршелоуч. Подобный каталог, но большего формата, с фотографиями, изготовленными при помощи глубокой печати, мы получили также из Литвы. Он был издан в выставке Александраса Мицияускуса. Одним из лучших является каталог, изданный в прошлом году Моравской галереей в Брно к выставке «Чехословацкая фотография 1968 — 1970 гг.» Он не только прекрасно оформлен и хорошо напечатан, но снабжен и адресами авторов экспонируемых снимков, так что покупатели, интересующиеся фотографиями, могут обратиться непосредственно к автору. Хорошо оформлен и отпечатан был также каталог выставки «Человек — творец сегодняшнего и завтрашнего дня», организованной по случаю 50-й годовщины КПЧ. Он был издан Краеведческим институтом в Оломоуце. Выставка и каталог успешно представляли чехословацкую фотографию и в г. Пршибрам на Национальном фестивале художественной самодеятельности.
ОБ «ИНТЕРКАМЕРЕ 71»
в июньском номере мюнхенского «Фотомагазина» написали подробные статьи, дополненные иллюстрациями, главный редактор ежемесячника Ф. Пангерл и главный редактор «Ретины» д-р К. Штейнорт. Ф. Пангерл пишет о двухдневном совещании редакторов крупнейших фотографических журналов мира, на котором обсуждались вопросы расширения контактов между редакциями журналов. Совещание прошло с большим успехом «благодаря блестящему таланту руководителя дискуссии Вацлава Йиру».
Валерий Коренчук Тише! Мирослав Вокач Автопортрет Владимир Касал Фотограф(ия) 71 Три снимка по конкурсному заданию «Ф72» Оле Швалбе Римский синоним (Два фото к статье на этой стр.) Карел Шуфейсл Фотографика (два снимка к письму автора на этой стр.)
ПОЖЕЛАНИЯ ВЗГЛЯДЫ ОПЫТ ДИСКУССИЯ МЫСЛИ ПИСЬМА ВЗГЛЯД
СИНОНИМ ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСИ
Сорокадвухлетний Оле Швалбе из Копенгагена — художник-самоучка, работы которого представлены сегодня во многих датских галереях. Познакомились мы с ним на осенней пражской выставке современного датского искусства, где особое внимание привлекла его серия «Римские синонимы». Они решены в форме диптиха, левую часть которого составляет черно-белая фотография, а правую — геометрически расчлененная поверхность цветного изображения. Так передает художник воспринимаемую им действительность. В «Синонимах» интересно то, что правая сторона представляет собой графическое воспроизведение композиционных элементов фотографии, в правой раскрывается структура фотографии, о чем мы едва догадались бы без аналитического подтекста. В то время, как на фотографии отдельные компоненты (например, окна на фасаде дома) подчиняются определенной закономерности, в картине с ними можно обращаться намного свободнее, вплоть до использования приемов, характерных для аналитического кубизма. Благодаря системе ассоциаций, которые вызывает этот прием, им до сих пор пользуются в фотографической аппликации. —р—
ПУСТЬ В ЭТОМ ГОДУ
будет больше цветных фотографий! Этот рекламный лозунг мы встречаем во всех магазинах «Фото-кино». Цветная фотография все еще дорогое удовольствие, а результаты часто бывают очень посредственными. С обратимыми пленками малого формата дело обстоит не так плохо, но цвета изображений, увеличенных с негативных пленок, часто не соответствуют действительности и меняются со временем, хотя цены на позитивы очень высоки. Иногда на позитивных изображениях, кроме неверно переданных тонов, появляются и желтые пятна из-за недостаточной промывки в лабораториях. По вине лабораторных автоматов позитив по сравнению с негативом не бывает во всех углах резкий, кроме того, поле изображения позитива не соответствует полю негатива (оно меньше). Сроки лабораторной обработки также очень велики. Неужели нельзя ничего сделать, чтобы отстранить эти недостатки? Наверняка нашлось бы много новых сторонников цветной фотографии. Надо сказать, что большинство фотолюбителей не довольны работой автоматов по разным причинам: из-за плохого проявления в неподходящих или сильно использованных проявителях, из-за стереотипных, серых, невыразительных и необработанных копий и т. д. Такие снимки действительно, не стоят израсходованных усилий, времени и средств. Отакар Сойка
Уважаемая редакция! Во время работы в Восточной Словакии некоторое время я делал снимки на свалке металлолома. После одного происшествия, которое случилось со мной, я не решался никому показывать свои снимки. Как-то я зашел с сотрудниками в ресторан неподалеку от свалки и услышал, как один местный житель сказал в мой адрес: «Это тот сумасшедший, который ходит снимать старое железо!» Товарищи, конечно, надо мной посмеивались. Статья К. О. Грубого «На границе мечты и действительности» заставила меня послать вам свои снимки. Мне кажется, что придумывают и инсценируют различные абсурдные ситуации только лентяи. Думаю, что сюжеты, о которых пишет К. О. Грубый, существуют и без инсценировки. Только надо их искать. К. Шуфейсл
Уважаемая редакция! На ваш журнал я подписываюсь с 1966 года и он является для меня единственной нитью, связывающей меня с международной фотографической жизнью. Мне очень нравятся статьи некоторых авторов. О качестве фотографий не стоит наверно и писать, но могло бы, на мой взгляд, быть больше цветных снимков. Иногда хромает качество печати, но это не по вине редакции. Мне хотелось бы, чтобы вы уделяли больше внимания цветной фотографии. Й. Квапил
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ в науке
Ревю «Фототрибюн» пишет, для каких научно-исследовательских целей используется в настоящее время фотография. В первую группу, названную «Фотография и время», было включено определение временных фаз, необходимых, например, для изучения баллистики, для исследования перегруппировки различных тел на поверхности Земли (напр. автомашин), для фиксирования расчлененного времени (стробоскопия), необходимого для изучения движений спортсмена, танцовщика, рабочего, далее, для восстановления времени при исследовании звездных путей и т. п. Во вторую группу «Фотография и пространство» входят фотографии земной поверхности, снимки, сделанные с самолета, метеорологические, лунографические, сделанные в морских глубинах и т.п. В третьей группе — «Фотография и материя» — собраны фотомакрографии и фотомикрографии оптические и электронные, фотографические следы рентгеновых лучей, гамма-излучений, а также нейтронов, радиографии, фотозаписи длинных волн, спектографии и хроматографии. В последнюю группу входят также снимки живых существ, которые используются в области зоологии, психологии, этнологии, медицины и т.д. Развитие электрических и электронных способов фотографирования, по-видимому, в будущем вызовет замену фотоаппарата классического типа электронным прибором. Это будет бесспорно связано и с заменой нынешнего кинопроектора черно-белым или цветным телевизором. И, наконец, «Фототрибюн» считает, что в будущем произойдет еще одно радикальное изменение: фотоаппараты и объективы вообще отойдут на задний план, их роль перейдет к лазерам и галограммам, которые заменят фотографию и традиционную демонстрацию кинолент.
ЧЕШСКИЕ ФОТОРЕПОРТЕРЫ
избрали новое правление своего клуба. В него вошли Антонин Багенский из редакции «Сигнала», В. Тронская и М. Поспишил из журнала «Чехословацкое телевидение», Й. Геллер из «Свободного слова», П. Годан из журнала «100+1», В. Йирса из «Вечерней Праги», В. Кропп из газеты «Праце», М. Мартиновский из журнала «Седмичка», Б. Новотный («Записник»), Й. Скала («Стадион»), В. Ломоз («ЧТК»), Ф. Ебавый из журнала «Власта» и пенсионер О. Цетл. Одним из первых мероприятий нового руководства была организация специального семинара для фотокорреспондентов и других ответственных работников, на котором был проведен анализ причин однообразия и схематичности газетной фотографии и обсуждены пути устранения этого недостатка.
ОТКЛОНЯЮЩАЯ ОПТИКА
Изобретательский дух инж. Пршемысла Коблица не покидает наших фотографов. Автором последней новинки в его галерее — отклоняющей оптики — является Йозеф Витек, фотограф чехословацкой киностудии. Принцип ее заключается в отклонении оптической плоскости от плоскости чувствительного материала, благодаря чему расширяются границы резкости в заданном направлении, как этого требует замысел автора. Отклоняющая оптика однообъективных зеркальных фотоаппаратов частично возмещает преимущества аппаратов большого формата, снабженных мехом. Однако эти фотоаппараты, дающие возможность отклонять переднюю или заднюю часть камеры и тем самым выравнивать резкость в изображении, являются черезвычайно неудобными. Кроме того, с ними нельзя работать без штатива. Зато отклоняющая оптика в аппаратах «Практисикс» этими недостатками не страдает и позволяет быстро наводить на резкость в нужном направлении, снимать интересные кадры с крупным передним планом. Ею можно пользоваться в репортажной, технической, промышленной и рекламной фотографии т.е. там, где предъявляются большие требования к глубине резкости. Надо сказать, что резкость в изображении достигается только в направлениях, данных отклоняющей оптикой, а не по всей глубине изображения. Пользуясь отклоняющей оптикой, нельзя производить реституцию. Для отклоняющей оптики я использовал старый объектив увеличителя «Бенар 4,5/75 мм». Этот объектив вместе с наводящим на резкость шнеком вмонтирован во внутреннюю часть шарикового подшипника. Отклоняющий подшипник состоит из двух колец, поверхности которых (то-есть у внутреннего кольца внешняя поверхность, а у внешнего внутренняя) точно совпадают. Для большей плавности отклонения части прокладываются войлочной подложкой. Внешнее кольцо состоит из двух частей. Внутреннее кольцо выше и имеет в середине желобок, выточенный на токарном станке. Напротив него на внутренней поверхности внешнего кольца монтируются четыре шарика с пружинкой на равном расстоянии друг от друга. Шарики, попадая в желобок, стабилизируют объектив в плоскости. Солнечная диафрагма, прикрепленная к внутреннему сферическому кольцу с помощью нарезки, при вращении увлекает за собой наводящий на резкость шнек объектива с помощью штифтового шурупа. На внешнем кольце резьбой укрепляется штыковой патрон, соединяющий с фотоаппаратом. Для отклоняющей системы пригодна любая оптика, желательно небольшого размера, что необходимо для вмонтирования в патрон. Неподходящими считаем длиннофокусные объективы и объективы широкоугольные, дающие рисунок, удлиненный по краям изображения. При наводке на резкость рисунка изображения в нужном направлении нужно оптику правильно наклонить. Этого достигнуть нетрудно в случае, если изображение, спроектированное на матовое стекло, при закрытой оптике является равномерно ясным и четким по всей поверхности, так как направленность рисунка и его глубину можно контролировать главным образом по краям изображения. Йозеф Витек
1. Внутреннее кольцо шарикового подшипника — 2. Верхняя часть внешнего кольца — 3. Нижняя часть внешнего кольца. — 4. Притягивающий шуруп — 5. Эластичная подложка — 6. Шарик для стабилизации кольца в плоскости — 7. Нарезка или штыковой патрон для объектива — 8. — Укрепление объектива.
Йозеф Витек, Семья (отклоняющая оптика, диафрагма 8, 6x6)
<- предыдущая страница следующая ->
|