каморка папыВлада
журнал Огонек 2008-32 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.07.2019, 00:59

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Тема номера

АННА ФЕДЯКИНА, ОЛЬГА ФИЛИНА
Не игрушки
Компьютерные тренажеры помогают олимпийцам
Тяжело представить себе сферу жизни, которая была бы менее связана с компьютерными достижениями и виртуальным миром, чем спорт. Ведь, по сути, никакими электронными ухищрениями не удастся придать спортсмену отличную физическую форму или передать ему необходимые спортивные навыки.
Однако и здесь, оказывается, не все так очевидно: и святая святых реального мира — спорт высоких достижений — постепенно погружается в компьютерную виртуальность. Сегодня и для подготовки спортсменов, и для контроля за их результатами активно применяются компьютерные тренажеры и программы, а сами тренировки все больше напоминают компьютерные игры. «Огонек» составил список самых интересных компьютерных изобретений, которые помогают спортсменам добиваться рекордных результатов.
ТЕННИС
В таком подвижном виде спорта очень тяжело отследить неточности и мелкие ошибки игрока, что усложняет работу как судьям, так и тренерам. Однако несколько инженеров из Великобритании в 2001 году предложили оригинальное решение проблемы — создание трехмерной виртуальной модели игры. Программа с говорящим названием Hawk-eye, что в переводе значит «Соколиный глаз», с 2006 года используется при подготовке и проведении всех крупных теннисных турниров. Принцип ее работы предельно прост: на корте устанавливают не менее четырех камер, они одновременно следят за ходом игры, а подсоединенный к ним процессор обрабатывает данные. Для определения траектории полета мяча система применяет принцип триангуляции (этот же способ используют астрономы, чтобы узнать расстояние между космическим и объектами). В результате почти одновременно с реальной игрой на мониторе компьютера можно видеть ее графическое изображение. Оно помогает судьям решить все спорные моменты, а игрокам — определить наиболее выигрышные позиции на корте.
СТРЕЛЬБА
На тренировках спортсменам больше не нужно реальное оружие: вот уже с 1991 года отлично зарекомендовал себя электронный тренажер — симулятор спортивной стрельбы. К слову сказать, мы можем гордиться этим изобретением, поскольку система SCATT — это находка российских ученых. Она позволяет стрелку находиться в комнате среднего размера и при этом «поражать» виртуальные целя на расстоянии от 10 метров до 1 километра. Все заданные параметры считываются с оптического датчика, который расположен на стволе оружия, и поступают в центральный компьютер. Программа способна сама проанализировать ошибки стрелка и выдать полную информацию о точности его действий до и после выстрела.
БАСКЕТБОЛ
Американские ученые в 2007 году представили проект «умных мячей» для баскетбола: новинка от компании Freescale уже заинтересовала крупнейшие баскетбольные клубы. От обычных мячей «умные» отличаются особой электронной начинкой — прибором акселерометром. Во время броска он фиксирует ускорение мяча, создает график его полета и вычисляет среднюю скорость. В спорт этот прибор перекочевал прямиком из космоса, где измерял ускорение космических кораблей. Теперь он помогает баскетболистам корректировать точность и силу своих бросков — в зависимости от физических возможностей спортсмена.
БЕЙСБОЛ
Создать трехмерную траекторию полета бейсбольного мяча предложила группа китайских ученых. В 2004 году система была уже опробована и благодаря своей простоте и точности получила всеобщее одобрение. Для работы программе достаточно одной видеокамеры: она следит за всеми передвижениями мяча от начала до конца игры. Метод трехмерной траектории позволяет спортсменам контролировать полет мяча после паса и следить за игрой своих товарищей и соперников. Интересно, что первоначально программа создавалась для прямых трансляций бейсбольных игр по телевидению и в интернете, чтобы зритель мог увидеть игру такой, как ее видит игрок. Но в результате система стала эффективным способом подготовки спортсменов.
КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА
Оценивать результаты игры целой команды еще сложнее, чем отдельного игрока. Однако ученые из Словении предложили амбициозное решение этой задачи и создали специальную компьютерную программу. Для того чтобы программа работала, к игрокам прикрепляют датчики, которые фиксируют их передвижения по полю. Центральный компьютер обрабатывает данные и выносит свой вердикт для каждого игрока: кто больше нападал, кто оборонялся, кто какие ошибки совершил. Кроме того, программа анализирует стратегию игры для команды в целом и указывает на слабые места в обороне или атаке. В результате тренер получает готовую картину игры, разбитую на несколько этапов и представленную в графическом виде. Точность собранной информации очень высока: порядка 85— 97 процентов. Единственный минус — долгое время анализа данных: от 20 до 40 часов, в зависимости от вида спорта и количества участников.
ТРЕНИРОВКИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
За каждым спортсменом, участвующим в олимпийских соревнованиях, стоят технологии, которые тренеры и менеджеры команд используют для улучшения результатов
ТРЕХМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ
ВИДЕО
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЦ


Общество

МЕДИА

ЮЛИЯ ЛАРИНА
Голы, очки, линзы телекамер
Российские телеканалы покажут Олимпиаду в Китае с учетом интересов своих зрителей, хотя снимают спортивные соревнования не они. Современные технические возможности телевидения это позволяют
Просто какая-то китайская грамота: формат HDTV, звук Dolby Digital 5.1. Но это ключевые слова для понимания того, какой мы увидим по телевизору Олимпиаду.
Она будет снята с помощью более 1000 камер. Их разновидностей — больше ста: на крапах, скоростных тележках, на вертолете, на дирижабле, подводные... Камеры-пауки двигаются на тросах, растянутых над стадионом. Мини-камеры размером с тюбик губной помады встраиваются, например, в стойки для прыжков в высоту. Камеры помещаются на дно бассейна и следуют за пловцами. При прыжках в воду используется камера, которая фактически сопровождает летящего вниз спортсмена. Скоростные тележки применяются, к примеру, во время съемок бега: камера вдоль бровки двигается с такой же скоростью, что и атлеты. Не надо думать, что с этой же скоростью за ней бежит оператор, между делом устанавливая мировой рекорд.
Три российские компании — Первый канал, ВГТРК (каналы «Россия» и «Спорт») и «НТВ-Плюс» — будут показывать Олимпиаду в Китае. ВГТРК является главным правообладателем на трансляции Олимпийских игр и сублицензирует Первый канал и «НТВ-Плюс». «Огонек» попытался понять, что мы увидим и благодаря каким техническим новшествам.
«СПОРТ» ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Олимпийские соревнования будут проводиться на 44 спортивных объектах, расположенных в разных городах Китая. Со всех стадионов международная компания Beijing Olympic Broadcasting (ВОВ) будет формировать более 40 телесигналов. Из них Европейский вещательный союз (EBU) формирует для телекомпаний-производителей
12 тематических мультиканалов, только два из которых будут в формате High Definition TV (телевидение высокой четкости).
— Поскольку телеканал «Спорт» впервые все свое производство в Пекине будет готовить в HD,— рассказывает директор производственно-технологической дирекции канала «Спорт» Александр Афанасьев,— мы станем использовать не только итоговые каналы, сформированные сторонними редакторами, но и все 40 каналов со всех стадионов. Это даст нам исключительную возможность показать российским зрителям наиболее интересные соревнования с участием наших олимпийцев. Поясню на примере соревнований по легкой атлетике и гимнастике, которые всегда имеют собственную специфику показа. Обычно на стадионе одновременно задействуется несколько передвижных телевизионных станций (ПТС) на разных дисциплинах: прыжках в длину, в высоту, беге, метании... И, как правило, в прямом эфире всегда сначала показывается бег — королева легкой атлетики, а соревнования по прыжкам и другим дисциплинам, которые проводятся параллельно, зрители посмотрят в записи. Мы, в отличие от остальных вещателей, имеем возможность выбора: показывать в прямом эфире не бег, а ту дисциплину, в которой, по мнению наших экспертов, следует ожидать возможных успехов россиян. Сформированная таким образом картинка является уникальной, что обязательно скажется и на эмоциональном настрое комментаторов, и на качестве их работы. Обычно они получают усредненную картинку, и иногда выступления российских спортсменов остаются за кадром. На пекинской Олимпиаде комментаторы телеканала «Спорт», находясь на своей комментаторской позиции на стадионе или в пекинской студии, смогут видеть на отдельном мониторе телевизионную картинку, которая показывается российским зрителям. В олимпийском эфире телеканала «Спорт» мы будем стремиться сделать особый акцент на выступлениях наших спортсменов, от которых мы все ждем ярких побед. Канал «Спорт» будет показывать игры 23 часа в сутки.
Канал «Россия» — 4 часа ежедневно. На «России» зрители увидят и церемонию открытия Олимпиады. На сайте канала «Спорт» трансляции соревнований будут идти в прямом эфире по 5 каналам. На Олимпиаду отправится бригада ВГТРК из 115 человек.
«ВРЕМЯ» ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Первый канал в общей сложности под Олимпиаду отдаст порядка 80 часов эфирного времени (от 3 до 6 часов в день). Практически все трансляции будут вестись в прямом эфире. Вечером выйдут олимпийские дневники с обзором событий дня. Все российские победители, как говорят на канале, «прямо с наградного пьедестала» будут приглашаться в пекинскую студию программы «Время» на эксклюзивные интервью.
В соответствии с разделением прав на трансляцию между двумя главными каналами, Первый, в частности, покажет финал мужского баскетбольного турнира, финалы соревнований в женском волейболе и водном поло, финал мужского тенниса... Также Первому досталась церемония закрытия Игр.
— Олимпиада — самое трудное для показа спортивное соревнование,— говорит директор дирекции спортивных программ Первого канала Николай Малышев.— В международную организацию, которая на каждых
Олимпийских играх организует для всего мира телевизионный сигнал этих соревнований, входят лучшие представители телевидения. Например, конные соревнования лучше всего показывают англичане — в этот вид берут англичан. Телевизионный мир устроен таким образом, что самое современное оборудование всегда обкатывается на спортивных соревнованиях. На Первом канале самая современная техника в дирекции информационных программ и у нас, в спортивной дирекции. Мы везем в Китай ультрасовременный выездной мобильный комплекс. В Пекине строится международный телевизионный центр, где свои офисы и студии имеют все телекомпании мира, в том числе и наша. Мы не спортивный канал, тем не менее порядка 50 сотрудников Первого канала поедут в Пекин освещать Олимпиаду.
ПЛЮС 1000 ЧАСОВ
Говорят, российские телевизионщики наряду с американскими и немецкими войдут в тройку стран, которые направили в Пекин наибольшее количество людей для освещения Олимпиады. К уже названным выше цифрам надо прибавить еще свыше 80 человек от телекомпании «НТВ-Плюс».
Компания покажет Олимпиаду в максимальнном объеме—более I000 часов трансляций на 5 каналах: круглосуточно на «НТВ-Плюс Спорт», «Спорт-онлайн», «НТВ-Плюс Футбол», «НТВ-Плюс Теннис» и «HD Спорт». Уникальным событием в мировой практике на канале считают показ теннисного турнира в полном объеме (обычно телекомпании не имеют такой возможности из-за ограниченного времени в эфире).
— Мы будем производить до 100 часов в сутки телевизионного продукта,— говорит технический директор «НТВ-Плюс» Олег Колесников,— и везем с собой порядка 11 тонн сложного оборудования. Впервые в истории вся Олимпиада будет снята в формате высокой четкости со звуком Dolby Digital 5.1. На прошлой Олимпиаде в Афинах были пробные трансляции в формате HD. Телевидение высокой четкости дает в четыре раза более четкую картинку, чем видео стандартного разрешения. Это шире экран и большее количество информации, передаваемой зрителю. Если сейчас смотреть трансляцию футбольного матча на стандартном телевизоре, то на общем фоне номеров игроков не видно. А если смотреть тот же матч в формате высокой четкости, можно увидеть номера игроков, разглядеть все эмоции. Конечно, телевизор и спутниковый ресивер должны поддерживать этот формат. Телевидение высокого разрешения отличается от обычного телевидения, как картина от ее ксерокопии.
* * *
В Пекине используется технология наложения на изображение элементов виртуальной графики, например, во время трансляций соревнований по плаванию или легкой атлетике графика будет демонстрировать интервалы опережения или отставания спортсмена от рекордного показателя... Что же нас ждет еще через 4 года, на следующей Олимпиаде? Вероятно, в будущих технических новинках без допинга уже не разберешься.
Телевидение высокой четкости и высоких рейтингов
РЕКОРДНЫЕ ЦИФРЫ
В съемках Олимпиады задействованы 4 ТЫСЯЧИ сотрудников Beijing Olympic Broadcasting (BOB).
Площадь Международного телецентра — 80 тысяч кв. м.
1000 телекамер.
3800 часов прямых трансляций.
12 000 аккредитованных вещателей.
1600 комментаторских мест.
200 стран показывают Игры.
30 миллиардов совокупной аудитории в мире.
Наши телевизионщики наряду с американскими и немецкими войдут в тройку стран, которые направили в Пекин наибольшее количество людей для освещения Олимпиады

ИСТОРИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ОЛИМПИАДЫ

1936 — первая телетрансляция на летних Играх в Берлине.
1948 — Олимпийские игры в Лондоне посмотрели более 500 тысяч зрителей, в основном проживающие в радиусе 50 миль от Лондона.
1952 — Игры в Хельсинки не транслировались по телевидению, были только радиотрансляции.
1956 — в Мельбурне оргкомитет потребовал от телекомпаний заплатить за право снимать Игры. Европейский вещательный союз и три крупнейшие американские компании отказались это делать. В результате Игры в основном показывались в Австралии.
1960 — в Риме впервые телекомпании платили Международному олимпийскому комитету за право показывать Игры. В общей сложности было заплачено 1,2 млн долларов.
1964 — Игры в Токио впервые транслировались через спутник в США и Канаде.
1968 — Олимпиаду в Мехико впервые показывали в цвете. Была организована совместными усилиями единая трансляция. Но за отдельную плату компании могли передавать на свои страны дополнительные программы. Игры посмотрели 600 миллионов зрителей.
С тех пор эта система все усовершенствовалась. Долгие годы хозяевами трансляции были телекомпании принимающей страны, и они показывали, как правило, больше своих собственных атлетов. Потом пришли к пониманию, что телевизионная команда должна быть международной.
В 1992 году при Международном олимпийском комитете была создана такая команда. Но понадобилось еще почти 10 лет, пока в 2001 году возникла организация Olympic Broadcasting Services (OBS). Эта организация для показа Игр в Пекине учредила компанию Beijing Olympic Broadcasting. Она и ответственна за трансляцию Олимпиады.


Культура

ТЕАТР

ДИНА ГОДЕР
Авиньон — Москва
Сыгравшие из Ада
62-й международный театральный фестиваль в Авиньоне на прошлой неделе завершился под бурные и продолжительные аплодисменты. Французские газеты дружно провозглашают его программу лучшей за последние годы и уверяют: знатоки запомнят ее надолго. Впору, мол, говорить об Авиньоне «урожая 2008 года», как об особо удачном вине
Восторженная пресса — это прежде всего успех молодых директоров фестиваля Венсана Бодрийе и Ортанс Аршамбо, сменивших долго (целых 15 лет) «правившего» Авиньонским фестивалем Бернара Февра Д'Арсье. В последние несколько лет они практикуют непривычный подход: каждый год приглашают нового худрука из числа европейских звезд и новаторов, который и определяет программу и курс фестиваля.
В результате Авиньон, который до того выглядел выставкой достижений сценического искусства, стал форпостом театральной мысли, куда теоретики и практики приезжают за новыми идеями. К концу своего первого директорского мандата (он выдается на 4 года) Бодрийе и Аршамбо вполне доказали, как пишет «Монд», что «театр вовсе не жертва бурного развития мультимедийных технологий, а, напротив, уникальная площадка, на которой все эти технологии можно дать в ощущение зрителю». Разумеется, путь к успеху оказался нелегким: эксперименты хоть и двигают искусство вперед, но, как известно, зрителям редко нравятся. И три года назад, когда арт-директором фестиваля был приглашен бельгийский режиссер и хореограф Ян Фабр, левак и радикал, публика, возмущенная его выбором, принялась даже жаловаться министру культуры Франции на «проклятых авангардистов». Но в этом году соединить интересы экспериментаторов и зрителей удалось — букет Авиньона 2008 года был одновременно изысканным и демократичным.
Впрочем, о том, что Авиньонский фестиваль перестал быть местом встречи театра и публики, а стал местом, где встречаются критики и режиссеры, тоже говорили немало. Для российского театра этот парадокс на нынешнем Авиньоне был особенно зримым: сюда приехали чуть ли не все наличные московские критики — чтобы обнаружить тут же множество отечественных режиссеров (от Кирилла Серебренникова и Дмитрия Крымова до Иосифа Райхельгауза) и продюсеров, прибывших за идеями, а также новыми европейскими спектаклями и постановщиками, которых теперь могут пригласить богатые российские театры и фестивали.
Художественных руководителей фестиваля на этот раз было сразу двое: итальянский режиссер и художник Ромео Кастеллуччи, экспериментатор и визионер, жестокие и одновременно эстетские спектакли которого уже бывали в России. И — вероятно, чтобы смягчить впечатление от радикализма Кастеллуччи — знаменитая французская актриса Валери Древиль. Под стать двум столь разным худрукам в этом году была намечена и тема, на которой фестиваль решил сфокусироваться,— «Божественная комедия»: масштаб поэмы Данте задал сразу масштаб всему фестивалю.
«Ад» играли на главной площадке фестиваля — в гигантском Почетном дворе Панского дворца (понтифики жили в этом готическом замке с 1309 по 1377 год), где под открытым небом помещаются 3 тысячи зрителей. Серия на первый взгляд не связанных друг с другом мрачных картин поражала воображение. Тут были и реальная травля человека собаками, убийства, и смерть огромного количества людей (многочисленная массовка постепенно устилала телами сцену), и белый конь, и Энди Уорхол на автомобиле, и трюк пострашнее циркового: мужчина в набедренной повязке долго на глазах у зрителей залезал на самый верх высоченной стены Папского дворца.
«Чистилище» играли в современном выставочном комплексе на окраине; история, которую показывали итальянские актеры — о семье, состоящей из молодых родителей и восьмилетнего ребенка, и о насилии отца над сыном,— казалась более последовательной и понятной. «Рай» и вовсе был не спектаклем, а инсталляцией в средневековой церкви селестинцев. Каждые три минуты на «рай» пускали посмотреть по нескольку человек, и они, заглянув в круглый иллюминатор, видели гулкое пустое пространство церкви, по щиколотку залитое водой, которая отбрасывала дрожащие солнечные блики на стены. А посредине под дождем стоял рояль, и брызги долетали до зрителей.
Пространства, в которых показывают фестивальные спектакли в Авиньоне, восхитительны и разнообразны, как ни на одном другом фестивале: собственно, именно это и искал в 1947 году родоначальник фестиваля Жан Вилар, ставивший задачу «изобрести новую сцену». Жаркий южный климат и изумительный средневековый город с очень красивыми окрестностями позволяют играть и под открытым небом. Больше всего, конечно, этим пользуется «фестиваль-офф», то есть тут же разворачивающийся шумный смотр-ярмарка, куда без всякого приглашения приезжают труппы и уличные актеры со всей Европы (да и из России тоже) и играют с утра до вечера в многочисленных зальчиках, на улицах и площадях.
Но и «основной» фестиваль любит открытые площадки, среди которых не только огромный Почетный двор Папского дворца, но и, к примеру, удивительно красивые дворы старинных лицеев и гимназий. В одном из них — лицее Сен-Жозеф, выстроенном прямоугольником с большим двором посредине, играли главную танцевальную премьеру Авиньона — спектакль «Сутра» бельгийца марокканского происхождения Сиди Ларби Шеркауи, поставленный с шаолиньскими монахами. Стены двора со старинной кладкой и высокими арками смотрелись красивее, чем любой театр, вот только крыши над головой не было, и когда в день премьеры «Сутры» хлынул ливень, спектакль пришлось отменить.
А вот «Цирку Иси» Жоана ле Гуиллерма дождь был нипочем — он играл в собственном шатре, разбитом прямо посреди двора лицея Мистраль. Цирк этот ни на что не похож: укротитель, наездник, акробат и эквилибрист в нем всего один — сам Гуиллерм. А его партнерами, так же как и его животными — воздушным акробатом, лошадьми, змеей, львом,— были предметы, которые этот фантазер и изумительный цирковой артист мог заставить делать все что угодно.
Есть в Авиньоне и чудесные места для игры совсем на природе. Например, спектакль, поставленный и сыгранный самой Валери Древиль с тремя актерами,— трагическая история любви Поля Клоделя «Полуденный раздел» — проходил в заброшенном песчаном карьере Бульбон вдали от города. Начинался спектакль при свете, продолжался на закате, когда же стало совсем темно, в небо взлетел светящийся красный шар, как огромная луна.
Еще здесь часто играют в церквях, а спектакль-инсталляцию известного немецкого композитора и режиссера Хайнера Геббельса «Вещи Штифтера» поместили в древний картезианский монастырь в пригороде. Спектакль, надо сказать, весьма необычен: в нем совсем не было людей и перед зрителями жили своей жизнью предметы — менялись картины, играли механические рояли, текла и вскипала вода. Театр в Авиньоне все дальше уходит от наших традиционных представлений о сцене. Недаром одним из важных фестивальных проектов была экспозиция «Ночные ясли» на лестницах и в анфиладах частного особняка, где показывали анимационные фильмы британцев братьев Квей и сохраненные в специальных стеклянных «аквариумах» макеты из их страшноватых картин. Новый театр все больше дрейфует в сторону визуальности, ничем не ограниченной авторской фантазии, которой не нужен ни текст драматурга, ни привычная сцена.
Все это не означает, что театра в традиционном понимании в Авиньоне совсем не было. Был, но традиционным его можно называть только в этом фестивальном контексте. Вот, например, «Дети аэропорта», придуманный в Швейцарии знаменитым приверженцем «документального театра» Штефаном Кэги и Лолой Ариас. В нем дети самых разных национальностей (была там и русская девочка), точнее, дети родителей, работающих в транснациональных компаниях, рассказывали о своей жизни и своих мечтах.
Или «Римские трагедии» голландца Иво ван Хове, соединившие в шестичасовое действо шекспировские трагедии «Кориолан», «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра». Они были не только осовременены, но еще и позволяли публике в течение спектакля перемещаться на сцену, где можно было отдохнуть на диванах, купить еды или залезть в интернет. Таким образом, зритель, жующий бутерброд, наблюдая за очень похожими на современные политическими перипетиями «живьем» и на экранах, чувствовал себя, с одной стороны, сидящим дома у телевизора, а с другой — в гуще политики и в сердце театра. Ведь актеры, гримировавшиеся тут же, могли в любой момент, играя, подсесть к нему на диван.
Один из хедлайнеров фестиваля — «Гамлет» Томаса Остермайера, 40-летнсго немецкого режиссера, который несколько лет назад уже был худруком Авиньона,— игрался не столько по пьесе Шекспира, сколько по осовремененному и огрубленному сценарию, написанному Мариусом фон Майенбургом. В этом спектакле, поставленном в Почетном дворе Папского дворца, было всего шесть персонажей, беспрестанно менявших свои роли — стоило снять блондинистый парик и темные очки, и сексуальная дива Гертруда превращалась в девчонку Офелию. Собой оставался Тольки Гамлет — обрюзгший, неприятный неврастеник, не расстающийся с видеокамерой.
В российском театре все это выглядело бы как крайний радикализм. В Авиньоне же это— традиционный театр. И судя по тому, как активно потянулись сюда наши режиссеры и продюсеры, свежие театральные идеи, увиденные в Авиньоне, имеют шанс добраться и до России. Если не в виде оригинальных спектаклей наших постановщиков, то хотя бы в виде постановок авиньонских знаменитостей. Уже сейчас известно: на осень в гастрольном расписании Остермайера стоят Омск и Москва, а следующим летом на Чеховский фестиваль в столицу приедет «Цирк Иси». Не раз бывали в Москве и Геббельс, и Кастеллуччи, и Шеркауи, а Кэги давно ждут на фестивале NET. Словом, не зря же на спектаклях и улицах Авиньона можно встретить множество наших театральных продюсеров. Что-то из авиньонского фейерверка блеснет и у нас.
Когда арт-директором Авиньона назначили бельгийца Яна Фабра, публика принялась жаловаться министру культуры Франции на «проклятых авангардистов»
Первой сценой в Авиньоне становится улица: здесь играют все

ПРЕМЬЕРЫ

Главный по фото
На «Винзаводе» открылась выставка Бориса Михайлова «Исторические инсинуации»
На Запале Борис Михайлов— чуть ли не главное лицо советского и постсоветского фотоискусства: у нас неофициальное признание он получил еще в 70-е годы, а официальное — только в 2000-м, когда свет увидела его книга «История болезни», иллюстрированная фотографиями. В этом же году Михайлова наградили двумя важнейшими международными премиями в области фотоискусства — шведской премией Хассельблада («нобелевка» за фотографию) и британской премией Ситибанка. Выставки и публикации о нем вообще учету не поддаются. Нынешняя выставка посвящена 70-летию Бориса Михайлова и включает три серии работ разных десятилетий: «Сюзи и другие» (1960— 1970-е) (на фото), «Соленые озера» (1986) и «История болезни» (1997—1998). О чем они? Тематику определяет сам фотограф: «Чтобы увидеть реальность, с нее нужно снять шкуру». «Сюзи и другие» — на мгновение запечатленные моменты обыденности, серия малоформатных зарисовок с поющим милиционером и натюрмортом с париком, тремя кильками и галстуком в горошек. «Соленые озера» — фоторассказ о Донбасском водоеме, питаемом в основном протекающей заводской трубой, но почитающемся среди населения за целительный источник. Наконец, «История болезни» — правда городской повседневной жизни. Бездомные за небольшую плату позируют для фотографа в одетом и обнаженном виде. На нескольких фотографиях автор даже появляется сам, ведя куда-то свою очередную жутковатую модель.
Работы Михайлова, внешне не схожие между собой, объединяет метод манипуляции с натурой. Он раскрашивает фломастерами семейные портреты из фотоателье, монтирует любительские фотографии с другими объектами, комбинирует изображения с текстами, то глубокомысленными, то абсурдными. И при всем этом Михайлов не пользуется сложной техникой, его любимые приборы — панорамник «Горизонт» и «мыльница». Выставка проходит при поддержке MASTERCARD.
ВЕРОНА БРАЙТЛИ

Райкин, Табаков, Фоменко
Продолжаются «Балтийские сезоны»
Вторая часть фестиваля полностью посвящена театру. 2 и 3 сентября в Калининградском драмтеатре театр-студия под руководством Олега Табакова представит спектакль «Сублимация любви» (в ролях: Олег Табаков, Марина Зудина, Виталий Егоров). 5 и 6 сентября марафон продолжит МХТ им. А. П. Чехова легендарной постановкой «Утиной охоты» (в ролях: Константин Хабенский, Марина Зудина, Александр Семчев, Михаил Пореченков). 13 и 14 сентября спектакль «Волки и овцы» Островского представит «Мастерская Фоменко» (в главных ролях: Галина Тюнина, Полина Кутепова, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов). 23 и 24 сентября Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александрийский) представит «Ревизора» Гоголя в постановке Валерия Фокина (в главной роли Виталий Коваленко). 27 и 28 сентября Российский государственный театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина представит пьесу Куни «Смешные деньги» (постановка Константина Райкина, в ролях: Лика Нифонтова, Елена Бутенко, Денис Суханов, Максим Аверин, Алексей Якубов). Наконец, 29 и 30 сентября театр «Сатирикон» представит «Контрабас» Зюскинда (постановка Елены Невежиной). Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры России, правительства и Минкультуры Калининградской области и Российского государственного театрального агентства. Информационный спонсор — журнал «Огонек».
МИХАИЛ СЕРАФИМОВ

С особым неуспехом
Вышла книга Славы Сергеева «Капо Юрий, море и фея Калипсо»
Слава Сергеев — известный писатель и переводчик. Критики сравнивают его то с Довлатовым, то с Бенедиктом Ерофеевым, то с Шинкаревым, который митьков придумал. Ряд достойный. Все это авторы и Сергеев, конечно, гоже пишут об обаятельных неудачниках. Людях, несовместимых с успехом, благополучием. Чем бы они ни занимались — бизнесом, литературой, любовью,— все идет прахом. Все рушится и выпадает из слабых рук. Интеллигенты, которых описывает Сергеев, от этого ничуть не расстраиваются. Зачем расстраиваться, если жизнь продолжается, а на тихих улочках все еще работают дешевые забегаловки?
«Капо Юрий» состоит из нескольких повестей. Почти все они — о дикорастущем российском бизнесе. И о том, почему у некоторых хороших людей ничего не получилось в 90-е годы. Вовсе не из-за грабительских реформ. Просто не могут достичь успеха люди, одержимые такими мощными первобытными страстями. И разве стали хорошие люди хуже из-за того, что не заработали кучу денег? Сергеев резюмирует: «Дело не в гонораре, у нас один вопрос решается уже тыщу лет: судьба России». А чего решать? Вот она, судьба: молодой человек только что познакомился с девушкой и ведет ее к стоянке такси. А вокруг толпятся Ленин, Сталин, Ельцин, Путин и завистливо смотрят на молодых. Такую картину рисует Слава Сергеев в повести «Подайте что-нибудь бродячим музыкантам». И лучше картины трудно себе представить.
ЯН ШЕНКМАН


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz