каморка папыВлада
журнал Костёр 1987-03 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.06.2019, 20:49

<- предыдущая страница

Весёлый звонок

Составил и оформил Л. Каминский
Вживаясь в образ
Иван Семенович, учитель географии, поводил пальцем по открытому журналу и сказал:
— Про Уральские горы нам расскажет Слава Антонов.
Слава встал, но к карте не пошел.
— В чем дело? — спросил учитель. — Мы ждем!
— Нечего мне рассказывать, — признался Слава. — Не выучил...
— Вот как?! — удивился Иван Семенович. — И по какой же причине?
— Да я бы выучил... — замялся Слава. — Я бы охотно выучил, но...
— Что — «но»? — не выдержал учитель. — Побыстрее, пожалуйста!
— Дело в том, что я занимаюсь в драмкружке...
— А на уроки времени не хватает? Так, что ли?
— Нет, не в этом дело. Просто мне дали роль ученика, который абсолютно не знает географии. Вот я и вживаюсь в образ.
— Ах, вот оно что! — вскинул брови Иван Семенович. — Значит, ты в драмкружке занимаешься! Что же, очень приятно. Коллеги мы, значит. Ведь я сам в театральную студию хожу. И я охотно бы тебя простил, но... Понимаешь, какое дело — мне дали там, в студии, роль очень строгого учителя. И мне тоже надо вживаться в образ. Так что извини...
Учитель вздохнул и поставил Славе двойку.
Виктор ВЕРИЖНИКОВ

МЕЛ
По доске носился мел,
Словно угорелый,
Извивался, как умел
Ниточкою белой.
И устал он за урок —
Так ему досталось!
Возле тряпки мел прилег
Отдышаться малость.
А потом лежал в тоске,
Оттого, что снова
Коля Шишкин на доске
Написал: «Карова».
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ


Конкурс "И все засмеялись!"

Удобное место
— На прошлом уроке, — сказала учительница, — я просила каждого из вас описать свою комнату. Афанасьева, прочти свое сочинение!
Люда открыла тетрадь и прочла:
— Моя комната очень уютная. У стены стоит маленький диван, а на потолке — люстра. Я люблю сидеть в ней по вечерам...
И все засмеялись!
Света Калиниченко и Лена Кожевникова, Свердловск

Обрадовалась
Мы сидели за столом и пили чай. За окном, не переставая, шел дождь.
— Надо же, — сказала мама, — за эти два дня выпала месячная норма осадков!
Тут младшая сестренка Ира радостно закричала:
— Ура! Значит, теперь до конца месяца дождя не будет!
И все засмеялись!
Катя Беляева, 6 класс, Киев

Сильный папа
Наш класс собирал металлолом. Мы с Женей тащили тяжелую металлическую трубу. Тут к нам подошел Саша и громко сказал:
— Эх вы, слабаки! А вот если бы здесь был мой папа, он бы эту трубу одной рукой поднял! Он у меня боксер по бегу!
И все засмеялись!
Вова Чебыкин, 7 класс, Якутск

Вывернулся
Шел урок рисования.
— Сегодняшняя тема рисунка, — объявила Ирина Петровна, — «Я фантазирую». Каждый придумывает, что хочет.
Все принялись за дело, только Коля Грушин беспечно смотрел в окно.
— Коля, — сказала учительница, — а тебя задание не касается? Ты почему не рисуешь?
— Я альбом оставил, — ответил Коля.
— Где?
— Кажется, в метро.
— Что? — удивилась Ирина Петровна. — В нашем городе же нет метро!
— Я фантазирую! — ответил Грушин.
И все засмеялись!
Эля Видякина и Люба Живаева, Нижний Тагил

Из неполного собрания школьных сочинений
Прислали: Сергей Шепелёв(г. Казань), Наташа Пивень(г. Ижевск), Наташа Тимкина и Алёша Шлепов (г. Владимир), Лена Беринг(пос. Актау), Люда Жабина (пос. Усть-Черная).


МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Год издания — 31-й
Оформление Л. МОСКОВСКОГО
В ГОСТЯХ У КАПИТАНА ЩЕТИНИНОЙ
В городе Владивостоке, на берегу бухты Золотой Рог живет первая советская женщина-капитан, Герой Социалистического Труда — Анна Ивановна Щетинина.
«Морская газета» вместе с пионерами из Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Океан» встретилась с Анной Ивановной. О чем только не спрашивали капитана ребята! На каких кораблях вы плавали? Почему вы решили стать моряком? Кто были ваши родители? Тоже моряки? Участвовали ли вы в боевых действиях в годы войны? Какие качества воспитала в вас работа на флоте?
И на все вопросы Анна Ивановна отвечала. Капитаном была на многих судах. Моряком стала потому, что так решила в детстве, любила море и корабли. Отец мой был рыбак, это тоже что-то значило... В Великую Отечественную войну сражалась вместе со всеми... На пароходах в те годы — тоже стояли пушки и пулеметы... А работа моя на флоте воспитала во мне лучшие качества советского человека: стойкость, решительность, честность...
Рассказала Анна Ивановна и случаи из своей морской жизни...
На прощанье для «Морской газеты» Анна Ивановна сделала такую запись:
Дорогие читатели "Морской газеты". Большой привет Вам и наилучшие пожелания - Капитан дальнего плавания Щетинина 19/IX-86 Владивосток

СОС в Беринговом море
Случилось это в 1943 году. Декабрь на Тихом океане — суровый месяц — штормы один за другим.
Анна Ивановна в то время командовала пароходом «Жан Жорес», перевозила военные грузы из США в СССР.
В тот рейс пароход шел из Владивостока в Портсмут. Шел в балласте, как говорят моряки, то есть пустой, без груза. Большие волны обрушивались на пароход, но «Жан Жорес» шел все вперед и вперед.
До пролива Акутан, где можно укрыться от волн и ветра, оставалось миль двести...
И тут радист «Жана Жореса» принял СОС. «Пароход «Валерий Чкалов»... Широта... Долгота... Трещина в палубе... Немедленная помощь... Положение опасное... СОС! СОС!..»
Анна Ивановна склонилась над картой. Вот здесь гибнущее судно. Здесь ее «Жан Жорес»... Кто еще поблизости откликнулся на СОС? Вблизи был только танкер. Он тоже спешил на помощь... Сколько еще часов сможет выдержать «Чкалов»? Каждая большая волна может переломить пароход надвое... Подошли. Танкер был с грузом, ему было легче буксировать «Чкалова». Но на танкере нет буксирного троса... Анна Ивановна решила: передадим трос на танкер, а сами пойдем рядом на всякий случай... На «Жане Жоресе» зарядили сигнальную пушку. Хлоп! Пушка выстрелила тонким крепким линем. Линь потянул трос потолще. К тросу привязали толстый и крепкий стальной канат — буксирный... Буксир закрепили на «Чкалове». И потащили...
А волны все выше, ветер все сильнее... Снег пошел. Правда, «Чкалов» держится. Час прошел, другой... Вроде бы все хорошо... Скоро и пролив Акутан... На минуту Анна Ивановна спустилась в свою каюту — согреться горячим чаем. И вдруг услыхала звонки громкого боя. Тревога! Тревога! Вмиг Анна Ивановна была на мостике. И увидела ужасную картину: на волнах качается половина парохода... Разломился «Чкалов»! Носовую часть на буксире утащил танкер, а кормовая — со всеми людьми — вот она, беспомощная, накренившаяся на один борт...
Переборки водонепроницаемые затонуть половинкам парохода не дали, но сколько времени они выдержат удары волн? А волны так и поддают, так и метят в переборку, тараном бьют, с силой пушечного удара...
Анна Ивановна приказывает: «Просигналить на «Чкалов» прожектором: «Есть ли раненые?» Прожектором с «Чкалова» отвечают: «Раненых нет. Механизмы работают. Держимся... Сколько выдержит переборка — неизвестно... Если можете — возьмите на буксир и тащите нас против ветра...»
Взять на буксир... А буксирный-то трос на танкере... Правда, есть еще толстый манильский канат... Может быть, выдержит? Не целый ведь пароход тащить, половину... Снова Анна Ивановна приказывает зарядить сигнальную пушку. Выстрелили... Неудача: линь пролетел мимо... Развернулись. Снова зарядили сигнальную пушку. Подошли... Прицелились.
Но волна накренила «Жана Жореса» и снова линь пролетел мимо... Что делать? Последний заряд остался... Развернулся «Жан Жорес». Анне Ивановне кажется: руками бы своими она перенесла линь на гибнущего «Чкалова»... Снова заряжена пушка. Анна Ивановна решила: рискнем, как можно ближе подойдем и тогда — стреляем. Только наверняка... Ближе, еще ближе... Видны люди, видны освещенные окна кают... И странно, необычно видеть одну лишь качающуюся половинку парохода... Только бы не промахнуться... Линь белой сверкающей молнией летит на «Чкалов». Ура! Попали. Там уже выбирают линь, вытягивают толстый манильский трос... Теперь только бы трос выдержал...
Трос выдержал... Так «Жан Жорес» спас людей и половину парохода «Валерий Чкалов».
А другую половину на буксире привел в порт танкер...

Моя мама
Моя мама работает бортпроводницей на теплоходе «Советская Калмыкия». Ее теплоход плавает на Каспийском море. Профессия у мамы и не очень тяжелая, но и не очень легкая. Ей нужно стелить постели пассажирам, убирать каюты, наводить чистоту. Все знают, что море без шторма не бывает. И вот когда идет шторм, экипажу приходится работать несмотря ни на что. Мама бывает в рейсах целые месяцы и когда она приезжает, я обо всем ее расспрашиваю. И всегда мама привозит мне какой-нибудь подарок. Я очень люблю дни, когда мама бывает дома. Но когда приходит время уезжать, то мы прощаемся очень долго. Мне нравится мамина профессия, она всегда видит море...
Оксана Гулая, пионерский лагерь «Океан», отряд «Парус»

Как человек опустился под воду /рассказ в картинках/
*Начало смотри в «Костре» №№ 1, 2.
11. В наши дни придуманы сверхпрочные сплавы. Из них стали делать подводные лодки для больших глубин. «Оса-3-600» — сконструирована в СССР. Она может погружаться на сотни метров.
12. Рекордсмен глубин — батискаф «Триест». Его изобрел ученый Огюст Пикар.
«Триест» опустился на глубину девять километров!
13. Все больше тайн океана узнает человек. Под водой сейчас работают и археологи, и историки, и геологи, и даже... земледельцы. Редкие минералы, энергия течений, пища для миллионов людей — все эти богатства хранит океан.
14. А конструкторы проектируют уже настоящие подводные города, где сотни тысяч людей смогут свободно жить и работать.

ВЫСТАВКА ПИНГВИНА
КОРАБЛЬ Володя Комаров, 11 лет


ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
Оформление Т. Панкевич

МАРТ
Март — утро года. В тени еще зима, а на солнце уже весенняя капель, первые проталины. В лесу забарабанил дятел, стрекочут сороки, заливается овсянка. Глядишь, и ворониха уже сидит под лапником в гнезде на яйцах. А на подтаявшем южном склоне насыпи можно увидеть желтую мать-и-мачеху...
А еще март — это месяц больших перелетов птиц. О птицах и тех, кто их изучает, — этот выпуск «Зеленых страниц».
Юннаты ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова побывали минувшим летом в экспедиции в бухте Окуневая на берегу Финского залива. Вот что они рассказали.

Большой пестрый дятел
Мы наблюдали за гнездом большого пестрого дятла. Напрасно думают, что дятлы портят здоровые деревья. Мы заметили, что дятлы устраивают свои гнезда в лиственных деревьях с мягкой древесиной, причем выбирают старые, трухлявые и больные. У наших дятлов уже были птенцы. Родители целый день трудились, добывая им корм. Их день начинался в 5 утра и кончался в 23 часа. Дятлы вылетали через каждые три минуты и возвращались с добычей — жуками, стрекозами, мухами, гусеницами. Гнездо устроено без всякой подстилки, без травы, и птенцы сидят в дупле на голой древесине. Но природа позаботилась: у маленьких птенцов уже есть на лапках мозоли.
Дятлы, оказывается, очень чистоплотны: вечером самец чистил гнездо, выбрасывал помет и остатки пищи.
На ночь с птенцами оставался тоже самец, а самочка отлетала. Мы видели «кузницу» дятла — небольшое углубление в коре, куда он заталкивает шишки и выковыривает из них семена.
Кира Степанова, Оля Куроедова

Ласточкины гнезда
Я наблюдал за городской ласточкой-воронком. Под крышей сарая ласточки свили пять гнезд. В двух уже были яйца, еще два строились, пятое было только начато. Ласточки таскали глину и песок, эту массу они замешивали на своей слюне и лепили гнезда. На дно гнезда стлали траву, обрывки веревок. У опытной пары ласточек гнездо получается аккуратное, а у молодых — гнездо даже упало. Я сравнил гнезда городских и деревенских ласточек. Оказывается, деревенская переплетает его листьями, и гнездо выглядит лохматым. И лепит она его к стене, а городская ласточка-воронок — под крышей. В гнезде у воронков на подстилке я заметил множество мелких бурых жучков. А питались ласточки комарами, вылетали в 4 утра, ложились в полночь. Нас удивляло, что ласточки летали при любой погоде, в ненастье, в дождь. Напугала их только гроза, из-за сотрясений сарая. Часто наблюдали потасовки между ласточками, но с другими птицами этой местности они жили дружно.
Артем Смирнов

Загадочные рисунки
Каких только не бывает гнезд! Есть гнездо плавучее, есть ходячее, одни в дуплах, другие в норках, кто гамачок на ветки повесит, кто в траве спрячет, а кто и вовсе без гнезда яйца высиживает.
Назови этих птиц и подумай, какую на какое гнездо надо пересадить.

Ваши вопросы - наши ответы
Дорогие «Зеленые страницы». Пишет вам Зуев Миша из г. Белозерска Вологодской области. Я очень люблю птиц. Однажды я нашел гнездо в траве на поляне, я его не трогал, а просто следил за птицей. Она уже отложила яйца. Но потом я увидел там следы разбоя. Кто-то забрал яйца, и птица там больше не появилась. Я даже не успел ее хорошенько рассмотреть. Может, гнездо разорили приезжие мальчишки из лагеря, которым я о нем рассказал.
Дорогая редакция! Очень прошу, срочно ответьте, правильно ли я сделала? Я нашла чибисенка и взяла домой. Он был такой беспомощный...
Бурых Оля, Пермская обл.
На эти письма «Зеленые страницы» попросили ответить орнитолога, заведующего сектором птиц ленинградского Зоопарка Олега Петровича Смирнова. Вот что он рассказал.

Держать в тайне
Вы, наверное, знаете, ребята, что многие птицы сейчас занесены в Красную книгу. Без колебаний включили ученые в Красную книгу СССР и беркута, настолько редкой птицей он стал. Так вот. На одной конференции орнитологов выступали финские ученые. Они сообщили, что у них в стране все гнезда беркута взяты под контроль, все беркуты окольцованы, но где находятся сами гнезда, они не скажут, это их тайна...
Беркут стал дорогой птицей, а любителей наживы, которые ловят и продают птиц за большие деньги, еще хватает. И чучела многих птиц стали дорого цениться. Например, во Франции и ФРГ очень редки стали совы, потому что за ними беспрепятственно охотились и делали чучела. И не везде законы против браконьерства спасают редкий вид. О гнездах, которые вы, ребята, иногда находите в лесу, сообщать надо только егерям и орнитологам. Чтобы птиц не тревожили случайные люди.

Про ходунчиков
Минувшим летом к нам в зоопарк принесли пять птенцов сов. И невдомек было этим «горе-спасителям», что совенок просто выходит из гнезда, еще не умея летать, и ждет. Вечером родители его находят, кормят. Этих «ходунчиков» спасать не надо. Они не потерялись, они у себя дома. Птенцы, которых взяли домой, часто погибают от неправильного ухода. И даже, если такого птенца потом выпустить на волю, он окажется беспомощным и погибнет. Ведь он не успел получить «воспитание» у своих родителей, не знал жизни в природе и не сможет приспособиться к ней. Не трогайте слетков и ходунчиков. Вы, ребята, больше поможете птицам, если будете создавать для них «зоны покоя».

Уголок весёлого архивариуса
Рисунок М. Беломлинского
Великий химик Менделеев много занимался нефтью и в конце концов пришел к убеждению, что самое главное назначение ее — быть сырьем для получения других веществ и материалов. «Сжигать нефть в топках такое же варварство, как топить печи ассигнациями», — сказал он однажды.

Сейчас никто не сомневается в пользе стандартов. Скажем, купил батарейку и ты уверен, что она подойдет к твоему приемнику.
А первые неудачи были невеселыми. Так при Иване Грозном выяснилось, что ядра подходят не ко всем пушкам. А когда в 1904 году город Балтимор охватил пожар и примчались пожарные команды из соседних городов, оказалось.., что шланги и трубы у всех разного диаметра! Сейчас даже лезвия бритв во всем мире одинаковы.
Когда в Париже открылся музей науки и техники, то больше всего посетителей удивили таблички: «Трогать руками!» Посетители в нем могли включать все приборы и запускать машины.


КАК МЫ ВОСПИТЫВАЛИ МАРТЫНОВА
ФЕЛЬЕТОН
Владимир ЧИСТЯКОВ
Один раз весь наш четвертый «б» собирал макулатуру. Все принесли в школу старые газеты и журналы. Только Мартынов не принес, потому что ему неохота было такой ерундой заниматься. Он просто пошел в наш подшефный первый «б» и сказал, чтобы завтра все ему макулатуру принесли. Кто принесет, тому ничего не будет.
И некоторые первоклашки принесли макулатуру. И им ничего не было. А тем, кто не принес, Мартынов давал щелбаны.
Мой подшефный первоклассник Вова даже заплакал. Его любимая овчарка Герта накануне поранила лапу, и он ее целый вечер лечил. Потому и не успел макулатуру приготовить.
Первоклассник Вова и рассказал мне про Мартынова.
Я пошел к Мартынову и сказал, что пионеру стыдно обижать маленьких. Тогда Мартынов и мне дал щелбана.
Я пошел к нашему звеньевому Гене Дорошенко и сказал, что следует повлиять на Мартынова. Дорошенко пошел к Мартынову и сказал, что наше звено осуждает его поведение и требует, чтобы он извинился. Тогда Мартынов дал нашему звеньевому щелбана и сказал, чтобы все остальные тоже приходили, он и им даст.
Гена пошел к члену совета дружины Грише Пундику, который одновременно подтягивает Мартынова по математике. Пундик все понял и сказал Мартынову, что тот не имеет права противопоставлять себя коллективу. Мартынов сказал, что не тронет Пундика, потому что тот дает ему списывать контрольные работы, но если Пундик еще раз вспомнит про коллектив, то все же заработает на орехи.
Тогда Пундик пошел к председателю совета отряда Кате Ножкиной и все про Мартынова рассказал. Катя сразу собрала совет отряда, а Мартынову сказала, чтобы он остался после уроков. Но Мартынов сказал, что и не подумает оставаться после уроков, а если его попробуют оставить, то накостыляет всему совету отряда во главе с Катей, несмотря на то, что она девочка.
Тогда Катя пошла к старшей пионерской вожатой Ларисе Васильевне. Но Лариса Васильевна сказала, что перевоспитание члена отряда — это первоочередная задача самого отряда и что нужно дать кому-нибудь пионерское поручение взять шефство над Мартыновым.
Тогда Катя дала пионерское поручение перевоспитать Мартынова Грише Пундику. Но Пундик сказал, что у него и без этого есть поручение подтягивать Мартынова по математике. И как член совета дружины дал поручение перевоспитать Мартынова Гене Дорошенко.
Дорошенко сказал, что выполняет ответственное поручение звеньевого нашего звена, и передоверил дело воспитания Мартынова мне.
Тогда я тоже вспомнил, что у меня есть пионерское поручение вожатого октябрят. Я пошел к своему подшефному октябренку Вове и поручил ему перевоспитать Мартынова.
И когда в следующий раз Мартынов снова собирался раздавать первоклассникам щелбаны, Вова привел свою любимую овчарку Герту. И Герта, которая на самом деле очень добрая и послушная собака, но не любит хулиганов, ухватила Мартынова за штаны.
С тех пор Мартынов больше не дерется.
Так мы с честью выполнили ответственное пионерское поручение.
Рисунки Е. Жаворонкова


АРЧЕБЕК

ЧЕМПИОНАТ — 3-й ТУР
Борьба в чемпионате АРЧЕБЕКа разгорается. Какие боевые задания ждут разведчиков в сегодняшнем туре?
ШАХМАТЫ.
А. Белые: Kpd2, Фh5, Са2, Cf4; черные: Кре4, пп. d6, f6.
Б. Белые: Крb3, Кb4, Ке4, п. а7; черные: Крb5, пп. b6, b7.
Цель разведки. Доказать, что в А (Олег Шалыгин, Первомайск) мат черному королю дается в два хода, а в Б (Л. Куббель) — в три.
Разъяснение обстановки. На диаграмме — задача (Николай Зиновьев, Усть-Каменогорск) на мат в три хода. Смотри, как она решается и как следует писать решение.
1. Cg2! (с угрозой 2. Фс8+ Кра7 3. Ф:b7Х). И теперь —
если 1... Ф:g2, то 2. Фс8+ и 3. Се3Х;
если 1... Фе4. то 2. С:е4+ и 3. Cf4X;
если 1... Фc6, то 2. Ф:с6+ и 3. Фb7Х;
если 1... Крb8, то 2. Cf4+ и при 2... Фс7 — 3. Ф:с7Х, а при 2... Кра8 - 3. Фа5Х.
Обрати внимание на то, что к решению ведет только 1. Cg2!. Другие же ходы слоном (Cd5, или Се4, или Cf3) не годятся, так как тогда у черных найдется защита.
И еще: в решениях трехходовых задач не обязательно приводить все три хода белых. Достаточно указать их первый ход, разные ответы черных и соответствующие вторые ходы белых.
РУССКИЕ ШАШКИ.
А. Белые: а5, c1, с3, e1, е3, f2, f4; черные: а3, с5, с7, е7, g3, h2, h6.
Б. Белые: а3, b2, c1, g1, g5, h2, h6; черные: d4, d6, е3, e7, f2, f8.
Цель разведки. Выяснить, как белые могут и в А и в Б (автор обеих позиций Н. Торопов) одержать победу.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШАШКИ.
А. Белые: 38, 39, 40, 41, 43, 47, 49; черные: 22, 23, 28, 31, 35, 36.
Б. Белые: 29, 32, 35, 37, 43, 44; черные: 9, 10, 18, 20, 23, 40.
Цель разведки. И в А и в Б найти путь белых к выигрышу.
Разъяснение обстановки. При выполнении этих боевых заданий придется применять отличительные правила МШ. О них написано в «Костре» № 2.
ЗАДАНИЕ РЕЗЕРВУ
Расставь положение а — белые: Крd6, Ле4; черные: Крс8. Сумеешь ты объявить черному королю мат в два хода? Теперь расставь б — белые: Кра6, Ле4; черные: Крd8. А здесь сумеешь?
НАГРАДНОЙ ОТДЕЛ АРЧЕБЕКа
Вот решения, принесшие награды в конкурсе «Первый шаг» в «Костре» № 9, 1986.
№ 1 - 1. с5! 2. а3Х. №2 — 1. cd6! 2. d6X. №3 — l. dc5! 2. е5 3. d6X. № 4 - 1. g7! d2 2. с3! 3. b8 b6 4. a7X. № 5 - 1. cd2! b2 2. g5 и 3. е3Х, или 1... b4 2. с3Х, или 1... g5 2. f6 b2 3. с3 и 4. g7X.
Награждаются разведчики: за № 1 — Женя Бараниченко (Медногорск), за № 2 — В. Леонтьев (Павлоград), за № 3 — Оля Гулидова (Витебск), за № 4 — Диана Гасымова (Баку), за № 5 — Павел и Дима Гришины (Свердловск), за №№ 1—5 — Галя Исаченко (Бахчисарай).
Всем другим выполнившим задания разведчикам шахмат-адмирал Ферзьбери объявляет благодарность!
БЮРО САМОПРОВЕРКИ
Сюда приглашается каждый, кто хочет проверить свое решение. Если твой ответ совпадает с напечатанным, то очки за него начислены, если — нет, то поищи в нем ошибку; если же найти ее тебе не удается — напиши отдельную открытку «Вопрос Пешкоедову».
Заведи «Листок учёта» и вноси в него по 5 очков за каждую верно решенную задачу Чемпионата. Этот «Листок учета» ты должен будешь отправить по требованию шахмат-адмирала в АРЧЕБЕК.
Задачи в «Костре» № 1 решаются так:
Чемпионат. ШХМ. А. 1. Kpf2. Теперь грозит 2. Ке3Х. Если, защищаясь от этого, черные ответят 1... Л:с2, то 2. Фh1Х, а если — ответят 1... К:с2, то 2. Фf3X. Б. 1. Cg8! Угрозы черным нет, но любой их ход лишь ухудшает их положение и позволяет белым объявить мат: если 1... Се6, то 2. С:е6Х, а если 1... C:g8, то 2. hgCX — пешка побила слона и превратилась в слона (или в ферзя).
РШ. А. 1. с5! 2. b4!Х. Б. 1. е5 h6 2. g5X.
МШ. А. 1. 34—29! 2. 42!Х. Б. 1. 50— 44! 2. 48—43Х.
Проходящим подготовку в Отряде резерва и пославшим верные позиции (с шахом, с матом, с патом) начислено 5 очков.
ПРИКАЗ № 3
Я, главнокомандующий АРЧЕБЕКом, приказываю:
§ 1. Отправить рапорты о разведке в течение двух недель со дня получения журнала.
§ 2. В рапорте писать только о боевых заданиях Чемпионата, а обо всем другом — в отдельном письме.
§ 3. В левом верхнем углу указать номер тура и свой пароль.
Шахмат-адмирал Ферзьбери


СОВЕТЫ МАШИ ИСКУСНИЦЫ

Нетрудное дело — накрыть праздничный стол. Но есть здесь свои тонкости. Я РАССКАЖУ ВАМ ПРО СЕРВИРОВКУ СТОЛА, а заодно отвечу на вопросы Нины Ковдель (Омск), Вали Савушкиной и Тани Раздоевой (Яровое, Алтайский кр.,) о том, как вести себя за столом. Их интересует, в каких случаях надо пользоваться вилкой и ножом, брать хлеб рукой или вилкой и т. д. Посмотрите, как я накрыла обеденный стол. Ложка и вилка лежат выпуклостью вниз (использованные кладут в тарелку). На столе должны быть: соль, горчица, перец. Хлеб — нарезан. Его предлагают на тарелке, а берут рукой, не вилкой. (Рукой можно брать фрукты, пирожки, но не выбирать, перекладывая). Для салатов и других закусок, которые лежат в салатнице, нужны специальные ложки. Своей ложкой или вилкой брать их не следует. Для масла должен быть нож. Если подаются консервы в банках, они стоят на тарелочках.
Ложкой не ешьте то, что можно есть вилкой: яичницу, омлет, гарниры, овощи. Ножом не режут рыбу, котлеты, тефтели, овощи, паштет, запеканку, яичницу. Их едят вилкой. Жаркое, сардельки, сосиски — режут, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Кусок мяса нарезают не сразу, а постепенно, едят по кусочку, нож при этом не кладут. Никогда не ешьте с ножа.
Трудно есть вилкой и ножом? Тренируйтесь дома. Если у вас это войдет в привычку, в гостях вы будете свободно себя чувствовать. Попробуйте дома научиться есть рыбу и курицу вилкой, помогая себе ножом. А теперь обратите внимание, как вы сидите за столом. Сидеть нужно прямо и свободно, не класть локти на стол. Забываете про локти? Они сами лезут на стол? Во время еды положите под мышки по небольшой книге. Тренируйтесь до тех пор, пока локти не привыкнут к правильному положению.
«Как обметать петлю?» — спрашивают Женя Резник и Оля Хоменко из Краснодарского края. Я расскажу вам об этом в следующем номере. А вы за месяц попробуйте хорошенько ОВЛАДЕТЬ ПЕТЕЛЬНЫМ ШВОМ. Даю вам задание.
ПЕНАЛ и ИГРУШКА для малыша сделаны по одному принципу. Материал для пенала — кусок старой кожи или кожзаменителя. Выкроив изделие, обшейте его по краю петельным швом, сложите и сшейте по бокам той же ниткой. Игрушка — из картона, на который наклеена яркая, веселая ткань. Обработайте петельным швом все детали. Следите, чтобы проколы для стежков были на равном расстоянии, а узелок затягивался на краю материала. А теперь соберите детали игрушки и сшейте их, прихватывая петельки.
Для наклеивания ткани на ткань, картон, бумагу пользуйтесь крахмальным или мучным клейстером. Когда вы будете наклеивать для игрушки ткань на картон, она промокнет. Высохнув — разгладится, пятен на ней не будет. Вспомните про клейстер, если вам срочно нужен клей, а его нет дома. Но учтите: на цветной глянцевой или тисненой бумаге он может испортить краску.
КРАХМАЛЬНЫЙ КЛЕЙСТЕР. Картофельную муку (крахмал) залейте небольшим количеством воды и размешивайте до сметанообразного состояния. Струйкой вливайте крутой кипяток, помешивая, чтобы не было комков. Станет клейстер прозрачным, студенистым — готов!
МУЧНОЙ КЛЕЙСТЕР. Муку, помешивая, засыпайте в кипящую воду и выдерживайте на слабом огне, пока она не заварится. Употребляйте клейстер в теплом виде.


За семью печатями

Оформление А. Януса
КОНКУРС! КОНКУРС! КОНКУРС!
Профессор Синицын отправляется в путешествие
— Хватит сидеть на одном месте! — сказал себе профессор Синицын, — пора отправляться в путешествие. На поиски новых тайн и головоломок. О всех загадках, которые встретятся на моем пути, буду немедленно сообщать в Клуб «За семью печатями».
Итак, до встречи, любители головоломок! Надеюсь, к моему приезду вы решите старинную задачу про царя и узника.
ЦАРЬ И УЗНИК
Узнику пришел срок выходить из темницы, но царь не хотел его выпускать и предложил ему тянуть жребий.
— Здесь два листка, — сказал он узнику, — на одном написано «свобода», на другом — «неволя». Какой листок вытащишь, такова будет твоя судьба.
Узник догадался, что коварный царь на обоих листках написал «неволя». И все же ему удалось выйти на свободу.
Каким образом? (10 очков).

Географический кроссворд прислал нам шестиклассник Павел Сорокин из п. Новый Московской области.
По горизонтали: 3. Сиденье в лодке. 4. Положение солнца над головой. 6. Река на Дальнем Востоке. 8. Созвездие с названием старинного музыкального инструмента. 10. Государство в Африке. 12. Атмосферные осадки. 13. Город на Волге. 14. Река в Ростовской области. 15. Остров в Охотском море. 17. Приток Волги. 19. Столица Йеменской Арабской Республики. 21. Город в Сибири. 22. Столица Норвегии. 24. Город в Китае. 25. Город в Японии.
По вертикали: 1. Самая большая змея мира. 2. Пролив, отделяющий Сахалин от Японии. 3. Известный путешественник. 5. Столица союзной республики. 7. Вид полуострова. 9. Искусственная форма рельефа. 11. Город на побережье Охотского моря. 15. Речная рыба. 16. Река в Египте. 18. Город в Пакистане. 20. Столица Турции. 21. Город на Урале. 23. Озеро в СССР.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ № 2
Недоумение профессора Синицына. Этот день — воскресенье.
Конкурс кроссвордов. По горизонтали: 5. Бегемот. 6. Кабарга. 8. Каракал. 12. Рак. 13. Манул. 16. Кайра. 17. Горал. 21. Белка. 22. Кит. 23. Кожан. 26. Соловей. 27. Меринос. 28. Аурелия. По вертикали: 1. Ленивец. 2. Толай. 3. Марал. 4. Югиппус. 7. Шакал. 9. Гагарка. 10. Кашалот. 14. Ара. 15. Сом. 18. Перепел. 19. Хирот. 20. Капуцин. 24. Полоз. 25. Ревун.


Главный редактор С. В. САХАРНОВ
Редакционная коллегия:
Л. А. БОГАЧУК, В. М. ВЕРХОВСКИЙ, Ю. Н. ЗАРУДНЕВ (зам. главного редактора), О. П. ОРЛОВ, А. И. ПАНТЕЛЕЕВ, Р. П. ПОГОДИН, Е. В. СЕРОВА, Н. И. СЛАДКОВ, А. Я. ТОЛСТИКОВ (отв. секретарь), Г. П. ЧЕРНЫЙ, Г. М. ЧЕРНЯКОВА
Художник-редактор А. Н. АЗЕМША Технический редактор В. И. МЕЦАТУНОВА Корректор Д. Г. ЛАЗДАН
Адрес редакции: 193С24, Ленинград, ул. Мытнинская, 1/20, телефон: 274-15-72
М-26010. Сдано в набор 05.11.86. Подписано к печати 19.01.87. Формат 60Х90 1/8. Печ. л. 6. Усл. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 8,0. Печать офсетная. Тираж 1 160 000 экз. (2-й завод 600001 — 1150000 экз.) Заказ 1877. Цена 30 к.
Текстовые диапозитивы, диапозитивы иллюстраций изготовлены на Ленинградской фабрике офсетной печати № 1 Госкомиздата СССР. Отпечатано на полиграфкомбинате ордена «Знак Почета» издательства ЦК ЛКСМУ «Молодь». Зак. 7-49 Адрес полиграфкомбината: 252119, Киев-119, Пархоменко, 38—42.


ВИКТОРИНА С РИСУНКАМИ

1. Какое чудодейственное лекарственное растение растет в этих лесах на территории СССР?
2. Среди растений, привезенных в Европу матросами Колумба, был всем известный сейчас...
3. В каких странах народы издавна так выращивали свою основную еду?
4. Что получают люди от этой пальмы?
5. На каких островах в нашей стране растет бамбук?

30 к. Индекс 70445

<- предыдущая страница

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz