каморка папыВлада
журнал Костёр 1985-06 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.06.2019, 21:10

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


Мир, в котором мы живем
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Рисунки смотрите на 4 стр. обложки
Псковская художественная школа — деревянный двухэтажный домик. Каждый вечер скрипят старые ступеньки от дружного топота ребячьих ног. Зимой потрескивают в печках дрова, летом кисти сирени заглядывают в окна, звучит музыка. А в коридорах все стены и простеночки увешаны ребячьими рисунками. Множество ярких листов, как наполненные солнцем окна.
Очень любят здесь «музыкальные» уроки. Музыка — это настроение, а настроение будит воображение. Рука сама тянется к бумаге, когда в классе звучат отрывки из оперы Бородина «Князь Игорь» или «Картинки с выставки» Мусоргского. Музыку транслирует школьный радиоузел.
Ребята рисуют то же, что и в любой художественной школе другого города: пейзажи, натюрморты, портреты, учебные эскизы и наброски. Но есть среди рисунков совсем особые. Они посвящены истории Псковского края. Тут и фантазия нужна, и без знаний не обойтись. Ведь вещи, одежда, оружие должны соответствовать исторической обстановке каждого сюжета.
Тема сорокалетия Победы для юных художников Пскова — это, прежде всего, тема освобождения родного города. А кроме того, как могут ребята не откликнуться на 800-летие «Слова о полку Игореве», если именно в Пскове, в Мирошском монастыре переписывали его когда-то монахи? А разве могут пропустить хоть один из ежегодных праздников в Пушкинских горах, посвященных великому поэту?..
Когда городской кукольный театр обратился в художественную школу с просьбой оформить фойе по мотивам сказок Пушкина, ребята с радостью согласились. Так появилась в театре красочная выставка «Лукоморье». Рисунки с этой выставки «Костер» решил показать и вам, дорогие читатели.
Н. МИХАЙЛОВА

Киноклуб

НЕ БУДЕМ ЖЕСТОКИМИ!

Пустынный берег реки, покрытый сероватой дымкой. Старинный парк. Почерневшая от сырости дощатая эстрада с аккуратно расставленными прямо на полу блестящими духовыми инструментами. Молча появляются и занимают свои места мальчики в черных с красным мундирах. Выходит дирижер, взмахивает палочкой. И над парком, над небольшим старинным городком звучит вальс. Грустный, тревожащий душу, словно подготавливающий ее к предстоящим испытаниям.
Так начинается фильм, который, выйдя на экраны, оказался в центре всеобщего внимания, вызвал горячие споры. Фильм, герои которого — шестиклассники.
Режиссер Ролан Быков, автор «Чучела», сказал в одном интервью, что его картина «о детской жестокости, точнее, направлена против нее в любом ее проявлении. Для меня, — признался он, — важно передать потрясение детей от собственной жестокости, ее осознания».
Наверное, одно из главных достоинств «Чучела» в том, что свою работу Ролан Быков в равной степени адресовал и детям, и взрослым. Обратился к острым и больным проблемам нашей жизни, требующим от всех без исключения активного осознания, отношения, решений.
У меня перед глазами все время прокручивается эпизод, когда к пристани подъезжает теплоходик, и на городскую площадь выходят туристы. Они собираются сесть в автобусы, но внезапно на их глазах разыгрывается побоище: толпа шестиклассников гонится за девочкой, а когда она падает, ее начинают бить. Возмущенные возгласы взрослых, осуждающие взгляды, сокрушенное качание головой — и все. А девочку продолжают колотить, пока за нее не вступился оказавшийся рядом дед. Взрослые не желают (а может быть, и не решаются) вмешаться. Привычная формула «дети, мол, сами разберутся» легко позволяет каждому из них освободить свою совесть от угрызений. И этот эпизод не даст мне покоя, снова и снова я спрашиваю себя: «А ты, ты тоже такой, как эти экскурсанты? Или другой?»
Шестой «б» дружно устремился в погоню за «чучелом», за предательницей, в едином порыве, в жажде сурово покарать ее, при этом оставаясь в полной личной безопасности и безнаказанности. Но вот на пути преследователей лоток с мороженым. И половина ребят мчится дальше, а другая половина тут же выстраивается в очередь. Какая разница, как получать удовольствие: мороженое ли есть или одноклассницу травить?
Равнодушие и убежденность в том, что своя рубашка ближе к телу,— вот смысл обоих эпизодов, вот почва, на которой и растет в нашей жизни жестокость и нетерпимость. В жизни каждого человека обязательно складывается определенная система ценностей, которой он руководствуется во всех своих поступках. Но для одних главными оказываются материальные ценности: дорогие вещи, импортная одежда, своя машина, а для других — ценности нравственные, заключающиеся в душевном и духовном богатстве человека, в таких понятиях, как доброта, любовь, верность, справедливость, честь.
В «Чучеле» отразились острые проблемы жизни сегодняшних подростков, отразились настолько сильно, ярко и точно, что теперь от них нельзя отмахнуться. (Думается, именно это обстоятельство и вызвало горячие споры вокруг картины.) Вот мы и решили предложить вам, ребята, на страницах «Киноклуба» принять участие в разговоре о фильме, и о тех проблемах, которые он поднимает. Нам интересно узнать, что вы думаете о своих сверстниках: о Лене Бессольцевой, Димке Сомове, Железной Кнопке, Шмаковой и других. Напишите нам.
Я знаю, существует мнение, что режиссер «Чучела» сгустил краски, что картина производит тяжелое, гнетущее впечатление. Я с этим мнением не согласен. Сквозь боль и страдание Лены Бессольцевой в этом фильме проглядывает высокий и нравственный его итог. Итог этот — оптимистичен. Он в потрясенности зрительного зала, и эта потрясенность дает надежду на возможность перемен. Фильм открыл нам такую героиню, как Лена Бессольцева. Сам факт, сама возможность существования такого человека, на мой взгляд, высшая степень оптимизма.
Прошло много дней, с тех пор как я последний раз смотрел фильм «Чучело». И вот странно, как только я начинаю вспоминать о нем, о его героях, внутри меня сразу же начинает звучать тот вальс. Грустный, тревожащий душу, словно подготавливающий ее к предстоящим испытаниям.
Ю. ПАВЛОВ, кинокритик
Фото И. Гневашева


ИЗ ИСТОРИИ КИНО

Это начиналось так
Холодный вечер выдался в Париже 28 декабря 1895 года. Все кафе, рестораны, парижские театры были переполнены. И никто не догадывался, что за событие произойдет в маленьком подвальчике под громкой вывеской «Гран-кафе», который находился на бульваре Капуцинов, 14.
Незадолго до описываемого вечера к хозяину «Гран-кафе» мосье Борго подошел человек средних лет, представился Луи Люмьером и предложил хозяину сдать маленький зал для игры в бильярд за 30 франков в день. Хозяин, не долго думая, согласился. Тогда он еще не знал, что перед ним стоял изобретатель кинематографа. Человек, чье имя войдет в историю.
Первый киносеанс произвел фантастическое впечатление на парижан. Вот как описывает его свидетель — Жорж Мельес, директор одного из театров: «...лошадь вместе с телегой пошла на нас, а вслед за ней другие экипажи, потом прохожие — словом — вся уличная толпа. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами, остолбенелые от удивления, пораженные донельзя». Уже потом было показано знаменитое «Прибытие поезда» и «Завтрак ребенка». Всего шесть фильмов, каждый длился по одной минуте.
Сборы от первого дня показа были невелики — 35 франков. Но на другой день начался успех. А через полтора года кинематограф победно зашагал по всему миру. Уже потом он стал игровым, звуковым, цветным и, наконец, стереоскопическим. Но и по сей день мы с уважением вспоминаем о шести одноминутных пленках, что были первыми в мире кино.
Д. БАРАНОВ

ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ

Оформление Т. Панкевич

ИЮНЬ
Первый месяц лета. От горячего солнца смола выступает на стволах сосен. Пчелы гудят над полями, над лугами. Стрижи молниями проносятся над речкой... У птиц и зверей подрастает потомство: только и смотри за малышами. Тот из гнезда норовит выпасть, тот из норы выбрался, чуть не заблудился.
А солнышко зайдет за край леса — с луговых низин поплывет туман. В народе тогда так говорят: «Зайцы блины пекут, ишь дыму напустили, косые...»

ЭТИ РАСТЕНИЯ НУЖНО ЗНАТЬ
Ученые насчитывают около десяти тысяч ядовитых растений. Встречаются ядовитые растения и в наших лесах и лугах. Многие из них привлекательны с виду — цветами, листьями, ягодами, орешками... Здесь-то и скрыта опасность. Яд таких растений часто смертелен! Знай же и различай их...
1. Ягоды купены очень соблазнительны. И чрезвычайно ядовиты!
2. Красивы цветы наперстянки. Но не рви их для букета! Во многих частях растения — сильнейший яд!
3. Очень ядовита чемерица. До нее даже дотрагиваться нельзя — яд проникнет через кожу в кровь. В одном из пионерских лагерей ребята понаделали «дудки» из стеблей чемерицы. Врачи спасли немногих...
4. Кувшинчики белены так и хочется взять в руки. Но не делай этого! Растение — ядовито!
5. Ягоды воронца могут быть и черного и красного цвета. Но пробовать на вкус ни в коем случае нельзя ни те ни другие! Яд!
6. Очень сильное отравление вызывает дурман. Ребята часто срывают его крупные колючие «орехи», не зная, что трогать растение не следует.
Так что же, встретив ядовитое растение, нужно его уничтожать? Ни в коем случае! Во-первых, многие из этих растений, например, наперстянка, занесены в Красную книгу, как растения, нуждающиеся в охране. Во-вторых, ядовитые растения — не только зло, они могут быть и лекарством. Та же наперстянка в очень малых дозах — лечит болезни сердца. Так что ядовитые растения лучше всего не трогать вообще. А знать их нужно!

Синие волны

Летним утром мы с отцом шли росистой луговой стежкой, затем свернули к льняному полю. Босые ноги тонули в сыроватой теплой земле. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым. Небо лучистое, веселое. И вдруг, прямо перед нами, будто разлилась синяя морская волна. От набежавшего ветерка синева то становилась темной, глубокой, то совсем светлой.
Подходим ближе, и я уже различаю в этой синеве отдельные тонкие стебельки льна. И на каждом крохотные листочки и синие капельки-цветы. Это от них на ветру получается будто морская волна. Синие волны одна за другой пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались, словно о крутой берег. Потом поле замирало, становилось спокойным, и его синева сливалась с небом.
Стою с отцом, замирая от неожиданности, от радости: такое я видел впервые. А отец лукаво покручивает ус:
— Нет, сынок, ничего на свете красивее цветущего льна! Разве что сама земля!
А. ДОРОХОВ

Справочный отдел Старого Дятла

Дорогой Дятел! У меня появились волнистые попугайчики. Чем их кормить? Привыкнут ли они ко мне?
юннат Валерий
Волнистые попугайчики привыкают к хозяину быстро, покидают клетку, если открывать дверцу, и залетают в клетку сами. Садятся на руку, берут корм с ладони. Не забывай кормить попугайчиков два раза в день. Утром давай зерновую смесь, вечером — подкормку: свежую капусту, тертую морковь, салат, творог, рубленое яйцо, измельченную яичную скорлупу, кашу, булку, размоченную в молоке.
Старый Дятел

Пусть каждый посадит по деревцу!

Я увлеклась садоводством. На окне у меня растут алоэ, герань, аспарагус, азалия, традесканция. А осенью я посадила желудь дуба и семечки от яблок. Теперь у меня три крошечных деревца — дубок и две яблони. В подшефном классе я с октябрятами лечу больные растения, спасаю их от вредителей. Хорошо если бы каждый пионер, октябренок посадил по деревцу. Если можно, пришлите семена деревьев.
Кисловская Ира, 6 класс
Дорогая Ира! Посылаем тебе семена следующих растений: яблони Палласа, клена американского, сосны европейской, ели обыкновенной, городовины обыкновенной, акации белой и жимолости покрывальной. Выращивай на здоровье!

КРАЕВЕД — ЭТО КОЛУМБ
Озеро Боровно с протоками и заводями, окруженное лесами, на Новгородчине. Виталий Валентинович Бианки жил здесь, в деревушке Погост, и этот край называл Страною Див.
Перед тем как сесть за письменный стол, Бианки подолгу бродил по окрестностям, наблюдая жизнь птиц и зверей, делая заметки в блокноте. Здесь он написал «Аришку-трусишку», «Прятки», «Егоркины заботы» и многие другие рассказы.
Виталий Валентинович часто приходил в местную школу, читал детям свои новые сказки и рассказы. Ребята-краеведы решили в одном из классов устроить небольшой музей, посвященный Виталию Бианки. Вместе с Еленой Витальевной, дочерью писателя (она приехала из Ленинграда), ребята развесили фотографии, разложили книги, написанные Виталием Валентиновичем. А для портрета Бианки — не осталось места: комнатка-то маленькая. Не на печку же помещать портрет! Потом решили: пусть будет не по-музейному, ведь сам Бианки любил простую деревенскую обстановку, неприхотливый деревенский быт. И прибили портрет к чисто побеленной печке, а под ним поставили цветы, собранные возле озера...
На открытие музея собралось много гостей — всем было и не вместиться.
Вот точно так было всегда у Виталия Валентиновича дом открыт для всех, в доме полно гостей.
Сергей Павлович Рябчич рассказал всем, как в детстве он получил от Бианки подарок — ружье. И вместе с другом отправился опробовать его. Они сбивали выстрелами вороньи гнезда. Довольные, друзья возвращались домой. Бианки их увидел, подозвал, расспросил и очень рассердился, узнав про гнезда. «Вороны — вредные! — оправдывались мальчишки. — Они крадут цыплят...» — «Вороны подбирают падаль в лесу, они лесные санитары, — объяснил Виталий Валентинович. — И вообще, нет в природе вредных птиц и зверей!» Сергей Павлович потом выучился на биолога, а сейчас преподает здесь же, в школе.
Осмотрев музей, посетители пошли к дому, где жил писатель. На этой веранде Бианки любил сидеть после лесных прогулок, насвистывая — искусно подражая птичьему пению.
Бианки описал этот красивый уголок. А всех краеведов — больших и маленьких — он называл первооткрывателями: «Краевед прежде всего — маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных, и увидеть в своем краю Страну Див».
В. КАШТАНОВ

МОРСКАЯ ГАЗЕТА

Выходит под редакцией контр-адмирала Н. В. СКОСЫРЕВА
Оформление Р. Попова
Год издания — 29-й

Третий осколок
Случилось это в мае 1942 года. Советский пароход «Уэлен» подходил к Австралии. Была темная ночь. Пароход шел без огней полным ходом, и капитан то и дело выходил на крыло мостика и поглядывал на дымовую трубу: не светится ли сноп искр от сильной работы топок. По этому свечению пароход могли заметить подводные лодки врага.
— До порта Ньюкасл осталось тридцать миль!— сказал капитану штурман. Капитан кивнул головой и вполголоса отдал команду рулевому взять ближе к берегу.
В этот миг справа по курсу штурман заметил яркую вспышку. Тотчас долетел и гул пушечного выстрела. Еще выстрел. Еще... Третий снаряд попал в «Уэлен», и рубку осыпали осколки. Охнул рулевой. Схватился за левую руку штурман. Три осколка вошли в нее ниже плеча.
На «Уэлене» была небольшая пушка. Расчет ее быстро занял свои места, и пароход содрогнулся от первых выстрелов по врагу.
Штурман на первом попавшемся клочке бумаги, прижимая его к столу раненой рукой, нацарапал широту и долготу места, где враг напал на «Уэлен», и отдал записку радисту:
— Сообщи наши координаты...
И началась дуэль между подводной лодкой и пароходом. С «Уэлена» в помощь кормовой пушке ударил пулемет. Целились по вспышкам выстрелов с подводной лодки. Раненый рулевой с трудом поворачивал штурвал, меняя курс, чтобы лодка не могла точно выстрелить торпедой. А пушка и пулемет с «Уэлена» все стреляли и стреляли... И вдруг подводная лодка исчезла. Но на пароходе еще никто не верил наступившей тишине и все ждали: не загрохочут из темноты новые выстрелы? Но ночь молчала.
«Уэлен» быстро добрался до Ньюкасла, и здесь через несколько дней наши моряки узнали, что подводную лодку они потопили. Пули и снаряды с «Уэлена» попали прямо в рубку.
Штурмана с «Уэлена» я разыскал. Александр Александрович Аристов живет в Ленинграде. Теперь он — капитан дальнего плавания. Я навестил его, и Александр Александрович показал мне тот самый клочок бумаги, на котором он записал координаты места нападения подводной лодки. После боя он взял этот листочек на память. А потом он поискал в шкатулке и протянул два небольших кусочка металла с рваными краями. Осколки снаряда!
— Это то, что врачи вынули из моей руки...
— А третий, наверное, потерялся?
— Нет... Третий осколок так в руке и остался. Сразу его не смогли найти. Беспокоит редко. Разве что осенью. К плохой погоде...
Олег ОРЛОВ
Фото Б. Гессепя


Записка, на которой Александр Александрович обозначил координаты. Черные кусочки слева — два осколка.

Океанский телеграф

Самые современные грузовые суда — контейнеровозы. Контейнеры — большие ящики. Их грузят на судно один на другой. Л груз внутри ящиков. Быстро и удобно. Контейнер металлический, груз не повредишь.
А нельзя ли еще быстрее и удобнее? Конструкторы решили, что контейнеры нужно укладывать в одинаковые баржи — лихтеры. Баржи грузят прямо на судно. А в нужном месте сгрузят лихтер; буксир и толкает его к причалу. А судно не задерживается, идет дальше. Грузят и сгружают лихтеры краном. На рисунке — он на корме судна и похож на большую букву «П». А суда эти так и будут называться — «лихтеровозы».
С. ЮРЬЕВ

ДЕЛА МОРСКИХ КЛУБОВ
МНОГОМУ НАУЧИЛИСЬ!
Хочу стать моряком, как мой дедушка,— сказал Алеша Ивашов. С Алешей я познакомился в клубе «Юный моряк» в Кронштадте.
— В клубе мне интересно. Я научился работать на совесть, подружился с ребятами. Дружба на море главное. Плохо, когда на товарища нельзя положиться. Однажды в морском походе на нашем корабле «Кронштадтец» мы долго не могли уснуть. Вспоминали первую вахту на руле, смеялись. Молчал только один мальчик. Не буду называть его фамилию. Когда все уснули, он стал потихоньку есть конфеты. Ребята все-таки заметили это и пристыдили его. А раньше он нас подводил. На контрольных — списывал, в походе опаздывал на зарядку. Когда гребли на шлюпках, выбирал самое легкое весло. Разве это товарищ? А потом испугался экзамена и не пришел. Сейчас он к нам совсем не ходит...
В кружках клуба занимается триста мальчишек. Кружки разные: судовождения, старшин шлюпок, рулевых-сигнальщиков, судовых механиков. Клубу всего два года, но очень многому ребята научились и еще большему научатся!
В. ПАРФЕНОВ
Фото А. Вартаньян


ТРУДНОЕ ИСКУССТВО
Ленинградский художник Сергей Михайлович Мочалов в совершенстве владел искусством гравирования на дереве. На международной выставке гравюры в Париже ему присудили Гран Мри — высшую награду. Трудному искусству гравирования Мочалов обучал студентов в Академии художеств. За окнами Академии сновали буксиры, дымили ледоколы, а в праздничные дни выстраивались на парад военные корабли. Было что рисовать тому, для кого корабли — одна из любимых тем. Военные и торговые, парусные, паровые — все были интересны Сергею Михайловичу.
Одну из гравюр Мочалова «У Калинкина моста» мы печатаем.
Р. ПОПОВ

ПОСМОТРИ И ПОДУМАЙ
см. № 3, 1985 г.
Художник не был под водой. Капитан понял это, посмотрев картину: морские коньки напасть на аквалангиста не могли. Да и вообще кусать морские коньки не могут, у них нет ни пасти, ни зубов, втягивают они пищу — планктон, мелких рачков — трубочкой, в которую превратился их рот. И уж, конечно, это не те животные, которые могут напасть на человека...

 

Спрашивайте отвечаем
— Я часто читаю в морских книгах слово «кок» и знаю, что так называют на корабле повара. А откуда произошло это слово на наших кораблях?

Витя Артемьев, г. Ломоносов
  — Вероятно, слово пришло из латинского языка. По-латински повар — «кокус». Голландское слово «кок» — это сокращенное латинское «кокус». Когда в России начали строить корабли, многих слов для обозначения корабельных названий или понятий на русском не было. Заимствовали из голландского и английского языков. В Англии и Голландии в те годы были лучшие корабли. Так из голландского языка пришло к нам и слово «кок».


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz