каморка папыВлада
журнал Юный натуралист 1991-02 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.06.2019, 21:00

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Рис. Р. Мусихиной

Как переменчива погода в феврале! И какая вьюжная. Вьюга сверху, вьюга снизу... Заметает дороги. Наметает сугробы. Заслоняет небо. И вдруг, как по волшебству, в одночасье ураганная метель стихает.
Вот и выкатилось на ясное небо солнышко, да такое горячее, мигом растопило снег на нашей железной крыше — и заструилась по желобку первая капель...
Почуяв веселый весенний запах, я, ваш Главный Почемучка, навострил свои лыжи на речку — посмотреть, что там. А там весной и не пахнет. Зеленый блестящий лед, начищенный буранным ветром, все еще надежен, крепок, и все еще люто веет от него зимним холодом и стужей.
А что подо льдом?
Вода подо льдом не так уж и холодна, ее температура примерно плюс один градус. Щука в феврале уже проснулась. Взбодрились судак и плотвица, готовые сглотнуть приманку с крючка. И заметно понизился уровень воды в реке, подо льдом образовались порядочные воздушные пустоты. С радостью устремились туда полуводные млекопитающие — норка, выдра, ондатра... Вольготно им поохотиться на просторе, да и от нападающего неплохо спрятаться под ледяной крышей. Юркнул — и след простыл.
Юркнуть-то юркнул, но все же... Как ни юли, как ни хитри, а и на кривых февральских дорожках след остается — на льду, во льду, в речной глубине...
О редком зверьке выхухоле читайте рассказ Веры Петровны Волковой.

ТРОПА... ПОД ВОДОЙ
Выхухоль сродни кроту и ежу, он тоже из отряда насекомоядных млекопитающих. Но в отличие от своих сухопутных сородичей выхухоль — животное полуводное: пищу он добывает в реке, а жилище устраивает на суше, роет норку в речном обрыве выше воды.
Ростом выхухоль небольшой, длиною около 20 сантиметров (без хвоста). Мордочка с ноздрями вытянута хоботком. На хоботке растут длинные чувствительные усы-вибриссы, чем выше, тем длиннее. Чудо, а не усы. Тут надо сказать, что выхухоль очень плохо слышит, еще хуже видит, зато обоняние и осязание у него отменны, чем он и обязан своим чувствительным вибриссам.
Красив серовато-бурый теплый мех выхухоля. Он высоко ценится человеком, а зверьку служит защитой не только от стужи. Когда щука в реке снизу смотрит на плывущего выхухоля, его светлое брюшко неразличимо для хищницы; если же птица сверху высматривает зверька, в таком случае на фоне темного речного дна незаметна бурая спинка выхухоля. Его плотный мех никогда не намокает, чему способствует воздушная прослойка между шерстинками. Поэтому плывущий выхухоль, как ореолом, окружен серебристыми воздушными пузырьками. Эти серебристые воздушные пузырьки, а также пузырьки выдыхаемого выхухолем воздуха поднимаются на поверхность воды, задерживаются зимой у льда, вмерзают в него. Вот так и образуются на льду полосы из круглых воздушных пузырей разной величины. Такая полоса во льду очень хорошо заметна поздней осенью, когда лед тонок и прозрачен; она резко проявляется и ранней весной, когда пористый лед на ней быстрее, чем в других местах, тает и проваливается.
Но все же почему эта полоса выстраивается в одну линию?
Дело в том, что под водой зверек может держаться чуть дольше минуты, затем всплывает и снова ныряет. Охотясь и возвращаясь с охоты, выхухоль бегает по речному дну одними и теми же дорогами, которые превращаются постепенно в своеобразные траншеи. К этим подводным охотничьим тропам, где больше воздуха, плывут пиявки, мелкая рыбешка. Ползут брюхоногие моллюски — катушки, прудовики, лужанки... На ловца и зверь бежит! Ну а когда с живностью не везет, выхухоль с удовольствием ест крахмалистое корневище кубышки или другого водного растения, растущего тут же, на тропе.
Выхухоль — эндемик, он обитает только в нашей стране и только в определенных местах: в бассейнах Днепра, Волги, Дона, Урала. Но и там мало кто встречает сейчас зверька. Он крайне редок и занесен в Красную книгу.
Ребята! А знаете ли вы ондатру? Охотоведы считают, что в феврале и в марте во время заморов в малых водоемах ондатра в какой-то степени спасает рыбу. Каким образом ей удается это?
А вот какой вопрос задает мне Митя Любимов из Новгорода: «Дорогой Главный Почемучка! Скажи, пожалуйста, где раки зимуют? Дело в том, что плес на нашей речке, где летом я первый раз в жизни поймал двух раков, промерз до дна. Я ходил туда на лыжах и сам видел. Неужели раки замерзли и я никогда их больше не увижу?»
Не волнуйся, Митя. Не такой уж рак простофиля, чтоб зазимовать на мелководье. Вот прочти рассказ Бориса Ивановича Сухова.

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ?
Раки поздней осенью уходят в самые глубокие места на реке, закапываются в ил, там и зимуют. Но если даже по какому-то несчастному случаю речка промерзнет, раки не погибнут. Дело в том, что замерзший рак, постепенно оттаивая, оживает весной.
С огромными цепкими клешнями, одетый в кольчугу, грозный рак — очень мирное создание: кормится планктоном, поедает личинок комара-дергуна, улиток, ест богатые солями извести растения (роголистник, элодею, рдест), подбирает мертвых животных и тем самым выполняет роль санитара в реке.
Раки обитают в водоемах на глубине от полуметра до трех метров. Предпочитают каменистое дно, где лежат валуны, затонувшие коряги, где в обрывах есть подмытые корни деревьев. На границе твердого и мягкого грунта рак роет себе норку длиною около 20 сантиметров или находит убежище под корягой, под камнем. Он очень любит свой дом, сидит в нем весь день, никого к себе не подпуская. Лишь поздним вечером выходит рак на кормежку, тихонько ползает по речному дну в самом мелком месте, но еще до восхода солнца возвращается к себе домой, заползает под любимую корягу и сидит, заслонившись устрашающей клешней и выставив усики.
На рачьих усах и на клешнях есть малюсенькие волоски — хеморецепторы. С их помощью рак ориентируется, узнает — не слишком ли холодна вода, есть ли поблизости пища и нет ли кого чужого... В момент опасности медлительный, неуклюжий рак защищается с молниеносной быстротой. Он умеет мгновенно схватить и защемить нападающего клешнями, так же мгновенно, ударив «хвостом» о воду, отбросить тело назад, прочь от опасного места.
Но в жизни рака есть такие периоды, когда он безоружен. Дело в том, что рак часто линяет, сбрасывает с себя жесткий хитиново-кальциевый панцирь: ведь рак растет, увеличивается в длину и в ширину, а его панцирь — не резиновый, не растягивается. В первые два года своей жизни рак линяет раз по пять, а затем 1—2 раза в год. Одновременно он сбрасывает и хитиново-кальциевую оболочку глаз, жабр, пищевода, «желудочной мельницы», предназначенной для дробления пищи. Но в стенках желудка остаются запасы кальция в виде белых линз (их называют гастролиты).
Запасы кальция рак расходует на построение нового панциря и твердых оболочек оголившихся органов. Но пока не нарастет, не затвердеет новая броня, рак остается беспомощным и беззащитным. В это время его могут схватить и проглотить щука, налим, окунь, ондатра, норка. И хватают, и глотают, особенно малюток. Из каждой сотни народившихся рачков вырастают немногие, десяток-полтора. Но уж тот, кто вырастет да наденет на себя соответствующий защитный костюм,— тот в обиду себя не даст...
Хорош был когда-то у нас в стране промысел раков. Еще к 1940 году в СССР их ежегодно добывали 1712 тонн, или 42 миллиона штук. Раки пользовались большим спросом и внутри страны, и за границей. Но сейчас их совсем не ловят. Истощились их природные запасы, поскольку раньше лов был безучетным. Загрязнились многие водоемы, особенно те, по которым сплавляют лес,— раков в них очень мало или нет совсем.
Слыхали ли вы, ребята, что пойманные и вынутые из воды раки издают характерные звуки — «шепчутся»? (В народе говорят, что раки прощаются друг с другом.) Чем это объяснить? Какое сходство можно провести между обитателем пустыни верблюдом и жителем воды раком?
Катю Коротун из Севастополя интересует вот что: «Летом я ныряла в маске в море и видела на камне скопление мидий. Наверное, целую тысячу. Почему их так много на одном месте?»
О мидиях — рассказ Станислава Францевича Стариковича.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ
Эта поговорка приходит на ум, едва речь зайдет об устричных банках в море. На квадратном метре грунта умудряются втиснуться по 20 килограммов ракушек. И сидят они бок о бок не день, не два, а десятилетиями. В чем биологический смысл такой толкучки? Раньше думали, будто не всякое место мидиям по вкусу и поэтому они лепятся на более или менее пригодном кусочке дна. Но недавно выяснилось, что они просто не могут жить в одиночку. Вернее, одной мидии не вырастить детей, не поставить их на ноги без помощи соседей.
Мидия-мать мечет двадцать миллионов икринок. Через несколько дней после оплодотворения они превращаются в личинки и свободно бултыхаются в воде. Тут-то и приходит пора наставлять несмышленышей на путь истинный. Толпа мидий, привыкшая съедать все, что принесет в раковину засасываемая вода, глотает и своих крошечных детенышей. Не пугайтесь — личинки покидают раковины невредимыми. Не только безглазые родители, но и тетки и дядьки, все прочие родственники и соседи, каждый из которых в сутки прокачивает сквозь собственную раковину 70 литров воды, напичканной всяческой органикой, мгновенно теряют аппетит, едва детеныши попадают «на зуб». И не только не съедают их, но и помогают несмышленышам добраться до яслей.
Ясли расположены под взрослыми особями и работают круглосуточно, без праздников и выходных. Здесь, среди густого переплетения нитей, которыми, как якорными цепями, приковали себя ко дну взрослые мидии, и проводит детство новое поколение. Здесь, под каменной стеной, не страшны ни волны, ни хищники. Так что мидии толпятся с самой благой целью — чем больше сгрудилось раковин, тем больше личинок выцедят из воды старики, тем лучше укроют их под своими телами от невзгод.
Выходит, даже мидии знают могущество прекрасного правила: один за всех — все за одного.
Примите к сведению, что в последние годы все больше и больше пишут о марикультуре — разведении водорослей, моллюсков и прочей морской живности. У нас в заливах и бухтах северных и дальневосточных морей разводят мидий, которые сами себя прикрепляют к канатам или другому искусственному грунту. Поднял канат, облепленный мидиями, и, как говорится, урожай в кармане.
Я, Главный Почемучка, люблю получать письма от Почемучек с многолетним стажем, как, например, Вадим Дубов из латвийского города Огре. «Хотя я и вышел из школьного возраста,— пишет он,— но по-прежнему с интересом читаю ваши публикации. И я с радостью хочу рассказать ребятам, чем и как у меня дома питаются земноводные. А их немало. В течение пяти лет у меня живут: зеленая и серая жабы, остромордая, озерная и шпорцевая лягушки и обыкновенный тритон».

КУШАТЬ ПОДАНО!
Кто сказал, что в неволе лягушка ест только ту пищу, к которой она привыкла в природе? Это совсем не так. Правда, ест она только то, что движется. Весной и летом, когда живого корма вокруг много, нет проблем. А вот зимою и осенью надо приспосабливаться — сделать неживой корм «живым».
С помощью пинцета, травинки или палочки, на конце которой привязана леска длиной 5—8 сантиметров, я заставляю «двигаться» кусочек мяса или рыбы. Привязываю кусочек на конец лески и шевелю палочкой. Заметив малейшее движение, лягушка, как и жаба, резким броском хватает лакомый кусочек. Вот и хорошо, приятного аппетита!
Мои питомцы едят хлеб, творог, сыр, яблоки, огурцы, тыкву, свеклу, помидоры, вареные яйца, морковь и картошку.
Ребята! Какое земноводное, очень обыкновенное животное, пьет воду поверхностью кожи, любой ее частицей? Во время охоты на суше это животное за один день теряет до 20 процентов веса, когда же выпадают долгие путешествия — просто усыхает. Но стоит окунуть в воду одну лишь лапку, животное через пальцы выпивает столько воды, что на глазах превращается прямо-таки в надутое существо. Кто это?
«Моя мама потеряла старинную брошку с жемчугом. Мы с папой хотели купить ей новую, а она говорит, что такой жемчуг теперь не добывают. Почему?» — задает вопрос Лара Жакупова из Алма-Аты.
Отвечает Леонид Павлович Незлин, научный сотрудник Института биологии развития имени Н. К. Кольцова АН СССР.

РЕЧНАЯ ЖЕМЧУЖНИЦА
На европейском Севере страны в холодных, быстрых кристально-чистых речках встречаются удивительные животные. Они называются европейская жемчужница. Жемчужницы — двустворчатый моллюск, который внешне очень напоминает беззубку, или перловицу. Живут они большими колониями, где на каждом квадратном метре реки можно насчитать до нескольких десятков штук. Моллюски сидят на дне реки, а точнее, в дне, зарывшись в грунт и выставив наружу задний конец тела с двумя сифонами. Через вводной сифон они втягивают воду, фильтруют из нее все съедобное и выбрасывают назад через выводной сифон. Чтобы прокормиться, каждый моллюск должен пропустить через себя не меньше чем 50 литров воды в сутки. Живет жемчужница очень долго — до ста двадцати лет. Так что самые старые из них сейчас «помнят» не только последнего русского царя Николая II, но и его отца Александра III.
Очень интересно, как развивается жемчужница. В специальных камерах внутри жабр у самки выводятся крошечные просто устроенные личинки, причем у каждой самки их нарождается от трех до четырех миллионов штук. Эти личинки называются глохидиями. Осенью, когда в северные реки на нерест приходят стада благородных лососей (это знаменитая красная рыба — семга), жемчужница выбрасывает личинок в воду. Чтобы выжить, глохидий должен попасть с током воды на жабры семги и прикрепиться к ним. Здесь он как паразит проживает некоторое время, будет расти и превращаться в маленькую жемчужницу и наконец отвалится от жабр, упадет на речное дно и начнет фильтровать воду. Но так повезет далеко не всем. Только один глохидий из миллиона, а то и меньше, превратится в моллюска, остальные погибнут — или не зацепятся за рыбу, или рыба окажется не та.
Понятно, что без семги жемчужница не проживет. А как семга? Казалось бы, для нее никакой пользы, один вред — какие-то личинки в жабрах. Но почему же тогда в тех реках, где много жемчужницы, и семги значительно больше? Оказалось, что, прогоняя через себя воду, моллюски изумительно очищают ее. Сто тысяч жемчужниц за сутки убирают из воды пятьсот килограммов грязи! А для семги очень важна чистая вода. В мутной она просто не может нереститься. К тому же мальки семги, пестрята, между торчащими из дна раковинами жемчужниц прекрасно спасаются от врагов. Я это сам видел — едва к нему подплывешь, он нырнет в щель — и нету. Правда, есть реки с лососями без жемчужниц. Однако в таких реках лососей никогда не бывает много. Рек с жемчужницами и без лососей нет вовсе. Такая ситуация, когда два вида живут вместе и приносят пользу друг другу, называется симбиоз.
Теперь еще об одной и, пожалуй, самой интересной особенности жемчужницы. Внутри раковины образуется удивительной красоты жемчуг. Его называют «русским», «северным», «речным». Им украшали в древности оклады икон и знаки царского величия. Мелким жемчугом расшивали парадные одежды. Есть легенда о том, что посох Ивана Грозного был украшен уникальным северным жемчугом. Но посох не сохранился, как не сохранились до наших дней и большинство жемчужниц. Ведь добывали жемчуг очень просто: доставали со дна реки все раковины подряд и разрезали. Из тысячи только в одной, если повезет, найдется сверкающее зернышко, а погибают все вскрытые моллюски. В XX веке в дело вступили лесосплав и промышленные предприятия и стали травить оставшихся жемчужниц. Так уничтожили большинство колоний. Лет десять назад промысел жемчуга у нас в стране запретили, да и промышлять стало практически нечего. В других странах Северной Европы, где тоже живут жемчужницы, дела обстоят не лучше. Дошло до того, что сейчас европейская жемчужница включена в Международную Красную книгу под грифом: «Уровень охраны первый — вид находится под угрозой полного исчезновения».
Каждый день на Земле исчезает один вид животных или растений. Постигнет ли эта судьба жемчужниц? Мы считаем, что их еще можно спасти. Строгая охрана, создание оптимальных условий для жизни, переселение в реки, где до них не доберутся ни браконьер, ни ядовитый заводской сброс — вот то, чем мы можем помочь этому удивительному животному, которое принесло человечеству столько прекрасного.
Итак, ребята, биологическое содружество северных европейских рек жемчужница — лосось сильно подорвано. К счастью, в одной реке на Кольском полуострове — Варзуге еще есть семга и сохранилась популяция жемчужницы.
Ученые — Валерий Валерьевич Зюганов, Александр Сергеевич Розанов и наш автор Леонид Павлович Незлин считают, что есть возможность переселить жемчужницу из Варзуги в другие лососевые реки с тем, чтобы восстановить утраченные популяции, возродить былую славу содружества жемчужница — лосось.
Одновременно с расселением жемчужниц, пишут ученые, нужно расселять и их личинок — глохидиев. Для этого они собирали в реке жемчужниц и с помощью разработанного ими метода приоткрывали раковины, не повреждая их, определяли пол и степень зрелости самок, метили их и содержали в садках до начала нереста. Полученных зрелых глохидиев отмывали от слизи, обрабатывали в растворе физиологически активного вещества, чтобы повысить их способность прикрепляться к жабрам рыбы, и вводили суспензию глохидиев в рот пойманным рыбам, не вынимая их из воды. Через 18 суток насчитывали от 2 до 4 тысяч закрепившихся на одном лососе личинок. Подобное «заражение», по-видимому, безвредно для рыб — достоверных различий в формуле крови у подопытных и контрольных рыб не обнаружено. Таким образом, если «заразить» за сезон всего 100 рыбин, в реку можно впустить 200—400 тысяч молоди моллюска (без учета потерь).
Скоро сказка сказывается... Но требуется еще много сил, смекалки, научных изысканий, чтобы определить, как, каким способом сохранять реки (и прилегающие к ним берега, луга, леса), куда необходимо впустить тысячи тысяч глохидиев моллюска. И требуется тесное содружество ученых и хозяйственных организаций, чтобы восстановление биоценоза жемчужница — семга произошло быстро и во множестве наших северных рек.
Дорогие ребята, мне очень хочется знать, кто из вас участвует в благородном деле спасения и возобновления редких и исчезающих животных? Кто помогает ученым, охотоведам, рыбоводам, егерям? Какие трудности возникают у вас при этом и как вы преодолеваете их? Срочно напишите. Очень жду.
И последний вопрос к фотозагадке: что за странное морское существо изображено здесь?
Ваш Главный Почемучка


НА КОНЕ - ЧЕРЕЗ ВЕКА!

Как вы помните, в № 10 журнала за прошлый год был объявлен конкурс: «На коне — через века» и опубликованы вопросы первого тура: «Кони великие и малые». Мы уже получили сотни писем с ответами, особенно активны ребята из Москвы и Подмосковья, с Украины, из Карелии, Башкирии, Коми АССР, Белоруссии. Идут письма с Волги. Пишут юные конники из Алтайского края, Прибалтики, Архангельской и Тюменской областей, республик Средней Азии, с Дальнего Востока... Радует, что много хороших, подробных, обстоятельных ответов.
Многие ребята спрашивают, до какого числа продлится конкурс и как будут определяться победители: по каждому туру отдельно или по сумме всех трех туров? Отвечаем: конкурс «На коне — через века» продлится до 1 апреля 1991 года, и письма, отправленные в редакцию до этого срока, принимаются и оцениваются жюри конкурса. Победители будут определяться по сумме правильных ответов на вопросы всех трех туров.
Еще нас спрашивают: если в числе победителей конкурса окажутся ребята младше двенадцати лет, смогут ли они поехать на лето в конноспортивные школы, ведь к работе с лошадьми допускают ребят только с двенадцатилетнего возраста? Спешим успокоить вас, дорогие наши читатели и участники конкурса: ребята-победители, которым не исполнилось 12 лет, также получат путевки в конноспортивную школу, если, правда, не будет на то возражений со стороны их родителей. В школе для них найдется увлекательное и безопасное дело!

ТУР ВТОРОЙ - «КАЗАКИ»
1. Слово «казак» пришло к нам из тюркских языков и означает «вольный человек». Почему так называют казаков, когда и где они появились, чем занимались?
2. Донскими казаками были писатель Михаил Шолохов и герои его произведений. Донское казачество — самая многочисленная часть казачества России. А какие еще были казаки, какие казачьи войска они составляли? Что такое казачий круг, майдан? Какие казачьи воинские звания вы знаете?
3. «Грозой французов» времен Отечественной войны 1812 года называли одного из казачьих атаманов. Как его имя, чем знаменит великий донской атаман, кроме ратных подвигов?
4. История казачества славно продолжилась в Великую Отечественную войну советского народа против фашистских захватчиков. Кто из ее героев был казаком и что вы знаете об их подвигах?
5. Казаки знамениты как первопроходцы, открыватели и пионеры новых земель. Кого из них вы знаете? Найдите на карте географические названия, увековечившие имена первопроходцев? Какой памятник казакам вам известен? Где он установлен?
6. Какие пословицы и поговорки, где речь идет о казаках, вы знаете? Назовите песни, посвященные казакам.
Дорогие ребята! При ответе на вопросы второго тура посоветуйтесь с учителем истории, расспросите дедушек и бабушек. Может быть, вы узнаете, что ваши предки были казаками, отважными конниками. Мы просим вас прислать записи рассказов ваших родных. Спросите, не сохранились ли у них фотографии, письма, реликвии? Мы передадим их в Союз казаков СССР, и они, безусловно, пригодятся для создаваемого сейчас музея «Казачья слава», Казачьей энциклопедии, помогут в исследовательской работе по истории казачества. К сожалению, мы не всегда были бережны со своей историей. Сейчас приходится наверстывать упущенное. Может быть, вы, ребята, внесете свой вклад в воссоздание истории некогда славного и лихого сословия — казачества.

ТУР ТРЕТИЙ - «КОНИ В ИСКУССТВЕ»
1. Кто такие Пегас, Мерани? Каких еще коней в фольклоре народов мира вы знаете?
2. Кто были хозяева известных коней Росинанта, Карагеза, какова история коней по имени Изумруд, Холстомер, Фру-Фру? Кто из писателей рассказал о них?
3. Какие писатели посвятили свои произведения казачеству? Как называются эти произведения, когда они были написаны, как зовут их героев?
4. «Милый, милый, смешной дуралей, ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?» Из какого стихотворения взяты эти строчки и какому поэту они принадлежат?


О ЛЕВШАХ, ПРАВШАХ И АМБИДЕКСТРАХ

С помощью небольшого набора совершенно простых приемов исследования можно быстро выявить, какая рука — левая или правая — является ведущей у человека. Повторные обследования через многие годы также подтверждают, что правша останется на всю жизнь правшой, а левша — левшой, правда, если он не будет проводить в течение длительного времени специального переучивания. В случае же переучивания левши на правшу может получиться амбидекстр, то есть человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками. Амбидекстрами нередко становятся и от рождения. Врожденная форма амбидекстрии явно предпочтительнее приобретенной, так как в результате переучивания у детей часто могут наблюдаться нежелательные нарушения высшей нервной деятельности. Когда провели специальные наблюдения, то оказалось, что подавляющее число лиц — около 91—95 процентов — являются правшами. На долю левшей и амбидекстров в наше время приходится не более 5—9 процентов. В общем, это правильно.
Дело осложняется тем, что у праворуких и леворуких по-разному специализированы правая и левая половины мозга. Оказалось, что у правшей ответственно за речь левое полушарие. У левшей дело обстоит значительно сложнее: у одних центр речи расположен в правом полушарии, а у других — в левом. Различаются полушария мозга, как оказалось позднее, не только по специализации тех или иных функций, эмоций, но и по морфологическому строению многих его областей.
Сравнительное изучение леворуких и праворуких дало ученым важные сведения о конструкции нашего органа мышления, головного мозга и об интимных механизмах его деятельности. Более того, изучение праворуких и леворуких в животном мире, а также в разные периоды развития человека пролило свет на эволюцию центральной нервной системы.
Ученые обратились к сравнительному анализу мозга современных людей и людей первобытных. Но как это сделать? Исследователи решили попытаться изучить орудия труда, которые изготавливали наши предки, и их черепа.
Применив современные методы вычислительной техники в комплексе с рентгеновской аппаратурой, экспериментаторы доказали, что приблизительно тридцать тысяч лет назад асимметричное строение мозга гоминид, или ранних людей, было такое же, как и у современного человека. Но были ли они леворукими или праворукими? У крупных приматов, но не у низших обезьян, с помощью такого же метода исследования также была выявлена асимметричность мозговых полушарий, однако они не являются явно выраженными праворукими. Когда же наступило соответствие между доминированием левого полушария и ведущим правым ухом?
В процессе изучения орудий труда и оружия первобытных людей разных эпох, а также изучения настенных рисунков пещер выяснилось, что коренной перелом в переходе от леворукости к праворукости произошел в бронзовом веке — это около пяти тысяч лет назад.
Подтверждением тому, что в ранние периоды развития человека больше было леворуких, может служить также анализ проявления памяти у людей разных эпох. Хорошо известно, что после того, как через миллионы лет «человек умелый» превратился в «человека разумного», на первых этапах новой для него ступени развития ему приходилось запоминать огромные объемы информации. Если современный человек чего-то и не запомнит или, запомнив, забудет, может обратиться к книгам, учебникам, справочникам и восстановить тот или иной пробел знаний. В тот далекий период, еще до изобретения письменности и даже тогда, когда книги хотя и начали печататься, но не нашли достаточно широкого применения, нужно было рассчитывать только на себя, только на свою память. И память людей далекого прошлого, как правило, не подводила. Известно, например, что в Индии содержание священных книг, объем которых достигал многих сотен страниц, в течение веков передавалось из поколения в поколение путем пересказов их друг другу.
Но шло время. Человек стал понимать, что быть ходячими библиотеками и книгохранилищами просто ни к чему. На основе запечатленной в его памяти информации постепенно начала развиваться интеллектуально-конструкторская деятельность людей. Вот тут-то центром ее управления и стало левое полушарие — более молодое по сравнению с правым — с выделением в нем речевоспринимающих и речеобразующих мозговых систем. Здесь же, в нем, разместилась и система управления правой рукой.
Вот так постепенно в течение многих миллионов лет и происходила эволюция мозга. Все основные его функции сосредоточивались постепенно в левом полушарии. Как следствие такого процесса, произошло изменение и в соотношении леворуких и праворуких.
Однако хотя и мало, и сегодня рождаются леворукие. В чем же дело? Почему это происходит?
Ученые попытались выяснить роль наследственных факторов в этом процессе. Вот уже почти на протяжении столетия наблюдения за рождением праворуких и леворуких людей свидетельствуют, что леворукие чаще всего рождаются в том случае, когда у родителей или у их родственников ведущей в работе является левая рука. Согласно одной из теорий считается, что у большинства людей существуют специальные гены, которые определяют развитие праворукости. Но дальше оказывается, что аналогичных генов леворукости в природе нет. А раз так, то у тех лиц, у которых отсутствует предрасположенность к рождению праворуких детей, доминирующая рука у них определяется не только наследственными факторами, но и некоторыми другими. Об этом же говорит и тот факт, что от леворуких родителей могут рождаться праворукие дети, и наоборот, от праворуких — леворукие. Значит, наследственность наследственностью, но не следует забывать роль и таких факторов, какими являются социально-культурные воздействия, в том числе и воздействия самих родителей, их опыт общения с детьми и воздействия факторов внешней среды.
Не исключается и влияние импринтинга, или «запечатлевания», самого первого сигнала на организм новорожденного. Обычно проявление данного феномена у малышей наблюдается при первых кормлениях. Отмечалось, например, что если младенцы в первый раз начинают получать молоко не из груди матери, а из бутылочки с соской, то в дальнейшем они предпочитают питаться именно из нее. Почему? Да потому, что она ассоциируется у ребенка с утолением голода и становится положительным сигналом, за которым следует спокойное состояние организма: отдых и сон. И молодой организм, пока не набрался сил и опыта, предпочитает не искушать судьбу и пользоваться тем, что не только не вредит, но даже приносит удовлетворение.
Так вот кормление ребенка может оказать немаловажное значение в определении доминирования той или иной руки.
Представьте, что малыш во время кормления лежит на левом боку. Правая рука у него свободна, не прижата к туловищу, как левая, и он ею в состоянии производить определенные манипуляции. Эти пусть даже незначительные движения конечности начинают связываться в его памяти с кормлением, с утолением голода и жажды. Начинает прокладываться путь в мозге от пищевого центра до центра управления правой рукой, который со временем будет все более и более активизироваться. А это будет способствовать посылке сигналов из мозга главным образом к работающим мышцам конечности. Ясно, что в этом случае предпочтение получит правая рука, управляемая левым полушарием головного мозга.
Не трудно вообразить и иную картину кормления новорожденного. А именно, когда он первый раз лежит на правом боку. Конечно, в такой ситуации более активной будет его левая рука. И пути в мозге начнут сначала прокладываться к правому полушарию.
Но и это еще не все. Исследования показали, что еще до рождения младенца левое его полушарие формируется так, чтобы быть главным для речи и управления правой конечностью.
Как видите, факторов, определяющих, каким будет человек — леворуким, праворуким или амбидекстром,— более чем достаточно. Но ни один из них не может существенным образом повлиять на доминантность левой или правой руки. Это всегда целый комплекс причин. Выяснение истинной их роли необходимо ученым.
В. КОНОВАЛОВ, доктор медицинских наук
Рис. М. Федотова


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz