каморка папыВлада
журнал Изобретатель и рационализатор 1974-08 текст-6
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 16.09.2019, 13:52

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

выставки

СТАНКИ 74 STANKI

ВЫСТАВКА В МОСКОВСКИХ «СОКОЛЬНИКАХ» - САМАЯ КРУПНАЯ В ИСТОРИИ ДЕМОНСТРАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ, КОГДА-ЛИБО ИМЕВШАЯ МЕСТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ США. ХОТЯ ЗДЕСЬ И НЕ БЫЛО НИЧЕГО СНОГСШИБАТЕЛЬНОГО С ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МНОГИЕ ЕЕ ЭКСПОНАТЫ СЕРЬЕЗНО ЗАИНТЕРЕСУЮТ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

76 КОМПАНИЙ
Тоненькая струйка посетителей неспешно вливается в огромный стеклянный параллелепипед — знаменитый павильон № 4, в котором часто проводятся международные выставки. Ни давки, ни толчеи, ни вездесущих мальчишек, ни разодетых девчонок. Молчат репродукторы, превращающие своей бодряческой музыкой даже показ землеройного оборудования в некое подобие народного праздника. На сей раз вход только по пригласительным билетам, только для специалистов, и это сообщает выставке сугубо деловой настрой.
Экспозиция начинается с небольшого информационного стенда, где девушки-переводчицы раздают проспекты, а надпись между портретами президента Никсона и министра торговли США Дента гласит, что выставка организована Американским бюро по торговле между Востоком и Западом при содействии советской Торгово-промышленной палаты и Министерства внешней торговли СССР.
Сразу за стендом идут станки. Они стоят здесь рядами, как в заводском цеху, и это сходство только усиливается, когда замечаешь, что все оборудование работает. Вверх-вниз снуют зуборезные долбяки, резьбонакаточный автомат, как семечки, выплевывает горячие, еще в масле болты, ленточные пилы рассекают на мерные заготовки прутки, уголки, трубы. И тем не менее в павильоне тихо. Даже очень тихо, если учесть, что работает, по крайней мере, сотня станков. Ни ударов, ни звона, ни клацанья. Мягко, как на рессорах, дергаются взад и вперед металлические столы, беззвучно вертятся шпиндели, никакого гула не доносится от электромоторов. Конечно, станки сейчас трудятся не в полную силу, стружку снимают не ту, что в цеху, но все равно — достижения по борьбе с производственным шумом посетителя впечатляют.
Однако обо всем по порядку, хотя какой-либо определенный порядок уловить на выставке было трудно. В отличие от Нью-Йоркского художественного музея Гуггенхейма (он представляет собой железобетонную башню, и посетители, начиная осмотр с самого верха, спускаются вниз по единственной спиральной дороге, вдоль которой в один ряд на белой стене висят картины), станки здесь расставили так, что они образовали прямоугольную сетку улиц, как в образцовом американском городе. Ни ярко выраженного центра, ни жесткой логической или технологической последовательности — броди, как знаешь. Но постепенно начинаешь ориентироваться. В хаотичной спервоначала станочной каше начинают проглядывать закономерности, самые интересные экспонаты превращаются в своеобразные ориентиры. Так случайная россыпь букв в иностранной книге становится осмысленным текстом, когда поработаешь над нею со словарем.
В выставке участвуют 76 ведущих машиностроительных компаний США. На каждом шагу встречаешь знакомые названия. Вот станки для нарезки зубчаток фирмы «Глиссон», знакомой со студенческих лет — она упоминается в любом учебнике по технологии машиностроения, вот шлифовальные станки «Экселлоу Корпорэйшн» и «Буллард компани», зубодолбежные «Феллоуз», фрезерные «Цинциннати милакрон» — изделия этих фирм можно встретить на 1-м ГПЗ, на заводе им. Лихачева и на многих других предприятиях: советско-американское сотрудничество в области станкостроения имеет многолетние корни.
Впрочем, знакомы не только названия, но и практически все технологические методы, показанные на выставке. Читатель «Изобретателя» не встретил бы здесь ничего диковинного либо сногсшибательного для себя, ничего вроде штамповки атомным взрывом или полировки космическими лучами. Видимо это и не входило в намерения американцев. Они старались не столько поразить воображение зрителей, сколько продемонстрировать возможным покупателям и партнерам добротность и производственную эффективность своих станков, инструментов, контрольных приборов. А потому привезли не последний крик технической моды, но уже известную, прочно освоенную и доведенную до серийного выпуска продукцию.
Мы сказали известную, но это отнюдь не значит, что неинтересную. Тут уж все зависит от вкуса. Вот, например, трехкулачковый пневмопатрон. Вроде бы что тут может быть нового. Но точность центрирования в 1,5 мкм безусловно заинтересует специалистов. Или программное устройство для фрезерных станков фирмы «Аллен-Брэдли». Устройство как устройство. Но вот интересная тонкость — «Кнопка зеркального отображения». Стоит ее нажать, как станок без замены программы, вместо «правой» детали, обработает «левую» и наоборот.
Некоторые фирмы, производящие чересчур громоздкое и поэтому нетранспортабельное оборудование, вышли из положения, представив работающие модели своих машин. Так, «Уэлти-Уэй» продемонстрировала огромные ножницы «Слир», уменьшенные в 4 раза.
Нужно отметить, что американцы серьезно подготовились к московской выставке. Они отпечатали и перевели на русский язык массу технических статей и проспектов, а также командировали в советскую столицу авторитетных специалистов: часто механик с гаечным ключом в руках, обслуживавший станок или сварочный агрегат, оказывался президентом компании-экспонента.
Фирмы продавали не только свою продукцию, но и прогрессивные формы обслуживания. Так, специалисты «Вэллс-Индекс» брались заранее разработать технологию и составить программы для обработки деталей клиента, чтобы купленный им дорогостоящий фрезерный станок с программным управлением не простаивал ни одного дня и мог заработать уже через час (!) после его доставки.
Выставочная реклама отличалась деловой сдержанностью. Предлагая купить изделия своих фирм, рекламные проспекты сохраняли спокойствие. В отличие от своих собратьев за океаном, описанных в недавно выпущенной издательством «Мысль» книге О. А. Феофанова «США: реклама и общество», они не взывали к обывательскому тщеславию возгласами типа: «Пусть у Браунов вытянутся лица». Максимум, что они позволяли себе, рекламируя, например, новое копировальное устройство, это заявить: «Фирма «Геттис» делает для Вас сегодня то, что остальные постараются сделать завтра».

ЭКСПОНАТЫ
Многие выставочные экспонаты удачно соединяли в себе простоту, остроумное техническое решение и высокую экономическую эффективность. Вот несколько характерных примеров.

ПОРОШОК «ОЙЛ-ДРАЙ»
Американец в белой рубашке без устали демонстрирует каждому посетителю один и тот же эксперимент. Жестом фокусника он берет кувшин с длинным горлышком и наливает на стол лужицу грязного машинного масла. Потом посыпает масло светло-коричневым порошком и сметает порошок щеткой. Стол оказывается совершенно сухим и чистым.
Это представитель фирмы «Ойл-Драй» рекламирует свой «универсальный поглотитель» — размолотый в тонкий порошок естественный глиняный минерал, добываемый на юго-востоке США. Порошок химически инертен, невоспламеняем и неядовит. Он впитывает любые жидкости: масло, кислоты, воду, типографские краски, жиры и т. д. Использовать его можно несколько раз, пока он не потемнеет. За 30 лет существования компании ее порошок-поглотитель получил распространение в гаражах и на бензозаправочных станциях, при очистке цистерн и трюмов, на заводах и скотобойнях, в ресторанах, кухнях и типографиях. Он годится для кафельных и деревянных полов, для рифленых стальных плит, для деревянных, бетонных и пластмассовых настилов. В отличие от опилок, он предотвращает загорание впитанных масел и нефтепродуктов, очищает посыпанные поверхности насухо и может употребляться вместо песка на скользких дорогах и тротуарах.

СТАЛЬ РЕЖЕТСЯ, КАК КОЛБАСА.
Буквально такое впечатление производит пильная установка фирмы «Дуалл». На глазах посетителей она нарезает стальной пруток диаметром 150 мм на тонкие миллиметровые диски, причем пила входит в металл, как в масло: бесшумно и быстро. Механик в комбинезоне берется за ручку и показывает внутреннюю часть механизма. Мы видим два шкива, запрятанные в станину, по которым, как ремень, бежит в одном направлении пильная лента. Одной заточки, по словам механика, хватает на 1000 резов, а лента выдерживает 3 заточки. При диаметре прутка 300 мм неплоскостность или непараллельность торцов заготовок, а также отступления от расчетной длины не превышают ±0,05 мм. Толщина реза — 1,5 мм, вдвое-втрое меньше, чем у широко распространенных ножовочных пил, работающих, например, на Минском тракторном заводе (см. статью «Режет магнитное поле», ИР, 4, 73), производительность же раз в 10 выше. Пара таких машин только на упомянутом предприятии могла бы освободить сотни квадратных метров производственной площади, занятой сейчас устаревшим оборудованием, и сэкономить около 6 км проката. Видимо, заводским экономистам есть смысл подумать над этой проблемой.

МАХОВИК ВМЕСТО ЭЛЕКТРОДОВ
Миниатюрный кинопроектор показывает стайку мальчишек на велосипедах. Чего они только ни вытворяют с ними: налетают друг на друга, падают, кувыркаются, бросают свои машины на землю. «Дети подвергают стальные велосипедные рамы высоким нагрузкам, и они требуют качественной сварки», — говорит диктор. Это рекламируется машина для стыковой сварки трением фирмы «Продакшн технолоджи».
Напомним, что сварка трением — советское изобретение, уже внедренное на многих отечественных предприятиях. Однако объем внедрения пока еще весьма далек от желаемого.
Итак, кусок металла зажимается в патроне — маховике, другая же заготовка — труба или пруток — остается неподвижной. После разгона маховика до заданной скорости неподвижную заготовку прижимают к вращающейся гидроупором. Стык моментально раскаляется от трения докрасна, расцепляется муфта, удерживавшая неподвижную заготовку, и вот уже намертво сваренный узел вращается по инерции, как единое целое. Включается тормоз, расходятся кулачки, и узел остается лишь вытащить из машины.
Меняя три основных параметра — энергию маховика, силу сжатия заготовок и число оборотов, — можно, настраивать машину на самые разные рабочие режимы. Преимущества метода легко оценить и неспециалисту: никакой предварительной подготовки (зачистки поверхностей, снятия фасок), никаких вредностей для работающего (дыма, слепящей дуги), а также быстрота, возможность полной автоматизации (нужны лишь загрузочные устройства), 100-процентное качество и стабильность процесса (исключены неопределенности, связанные с параметрами электрической дуги, с переменными напряжениями, сопротивлениями и т. д.).

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БАЛДЫ
Глядя на машинки для прочистки трубопроводов и канализации, выставленные фирмой «Ридж Тоол компани», невольно вспоминаешь пушкинские строки:
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Машинки действуют по такому же принципу, только вместо веревки используются стальные проволочные спирали, наращиваемые с помощью быстроразъемных соединений до длины 70 м, и крутят их не рукой, а электромотором. Спирали и набор разных наконечников к ним — клешневидных ножей, зубчатых пик, ловилок, цепных молотилок и т. д., вставляемых в машину, как сверло в электродрель, позволяют прочищать умывальники, раковины, ванные, унитазы, а также промышленные трубопроводы диаметром до 600 мм. Очевидно, электрифицированные машинки намного эффективнее мотка грязной стальной проволоки, которой часто пользуются водопроводчики, безуспешно пытаясь прочистить канализационные пробки.

ЛЮБЫЕ ЗАГОТОВКИ ИЗ РУЛОНА
Рулонная сталь дешевле, чем разрезанная на прямоугольные листы, а для хранения ее требуется меньше места. При вырезке заготовок из рулона возможна полная автоматизация, да и отходы должны быть в принципе меньше. Тем не менее на многих заводах прямоугольные заготовки вырезают вручную из плоских листов. Это не экономично, но ничего не поделаешь: на механических ножницах с рулонами голыми руками не справишься.
Машина «Слир» фирмы «Уэлтт-Уэй» (показанная на выставке в виде уменьшенной в четыре раза модели) сама разворачивает рулон, пропуская его между роликами, отрезает от него кромки и рассекает его продольными и поперечными лезвиями на прямоугольные заготовки требуемых размеров. Число заготовок и их размеры предварительно задаются программой.

ВИБРАЦИЯ УМЕНЬШАЕТ ДОПУСКИ И ДЕФОРМАЦИИ, ЗАМЕНЯЕТ ТЕРМООБРАБОТКУ
На стендах фирмы «Мартин Инджиниринг» можно было увидеть стальное кольцо с прикрученным к нему электровибратором.
«Это запатентованное в нескольких странах устройство для вибрационного снятия внутренних напряжений»,— пояснил представитель фирмы. «Вибрацией» — переспросил его я, — но ведь это давно известно». Американец отрицательно помотал головой: «Наш способ имеет существенные отличия от общепринятого», — ответил он и прочел на эту тему небольшую лекцию, вручив мне в заключение подробные проспекты с теоретическими обоснованиями.
Метод, действительно, очень интересный, простой, а главное, приносящий в некоторых случаях колоссальный экономический эффект за счет снижения рабочих припусков и упрощения технологии.
Как известно, форма прокатанных, литых, кованых и сварных машинных узлов после их механической обработки часто искажается. Это искажение обусловлено остаточными напряжениями. По мере повышения класса точности в машиностроении связанные с этим неприятности все возрастают. Для избавления от них используют несколько способов. Так, на заводах швейцарской фирмы «СИП», славящейся высокоточной продукцией, станины будущих станков сваливали на открытом воздухе в кучу и оставляли валяться под дождем и снегом в течение 2—3 лет. Смена температур, случайные сотрясения приводили к постепенному снижению внутренних напряжений.
Нетерпеливые литейщики пытались ускорить этот процесс, поднимая отливки краном и сбрасывая их, чтобы не раскололись, на кучу песка.
Еще один способ — интенсивное обстукивание молотками, создающее новую систему внутренних напряжений, противодействующих прежним.
Но самый надежный, а потому и наиболее распространенный сегодня способ — отжиг. И это несмотря на его очевидные недостатки. Так, небольшая неравномерность нагрева, погрешность при охлаждении могут привести и к обратным результатам. Не говоря о большом расходе энергии, потере времени, трудностях с транспортировкой, не всякая деталь влезает в стандартную печь. К тому же при отжиге металлические поверхности покрываются окалиной и приходится создавать вакуум, защитную атмосферу. Но главное, отжиг, устраняя поводки при последующей обработке, может привести к поводкам во время нагрева: прочность металла снижается, и конструкции деформируются под действием собственного веса. Меняются длины, «ползут» межцентровые расстояния, появляется овальность, непараллельность, начинают «бить» оси и т. д. В результате возникает необходимость в обременительной многоступенчатой технологии: грубая обработка—сварка—грубый отжиг—чистовая обработка и правка—тонкий отжиг—прецизионная обработка и тонкая правка. Так приходится поступать при изготовлении очень точных шпинделей, шнеков экструдеров, крупных гидроцилиндров и т. д.
И, наконец, «обыкновенное» вибрирование. Не вдаваясь в теоретические тонкости, отметим, что оно ведется на вынужденной частоте, и внешняя энергия далеко не самым оптимальным образом распределяется по металлу. По новому же способу, вибратор соединен с пьезоэлектрическим датчиком, также укрепляемым на обрабатываемом узле. Благодаря этой обратной связи вибратор мгновенно настраивается в резонанс с деталью и трясет ее, так сказать, направленно, на ее собственной частоте. Энергия при этом попадает непосредственно в те точки кристаллической решетки металла, которые «ответственны» за остаточные напряжения и деформации, и поэтому устраняет их почти полностью. Показателем того, что обработка закончена, служит падение электрической мощности двигателя вибратора на 10—15%, обусловленное изменением напряженного состояния детали.
Для убеждения клиента в эффективности своего способа представитель фирмы проделывает у него на глазах стандартный эксперимент. Он берет три стальных кольца диаметром 600, шириной 150 и толщиной 25 мм, сваренных из согнутого листа, и дает одно кольцо отжечь, второе — потрясти несколько минут вибратором на собственной частоте, третье оставляет, как есть. Потом кольца обтачивают со всех сторон на токарном станке и замеряют их некруглость. У первого кольца она достигает обычно 0,07—0,25 мм, у второго — 0,02—0,05, третье же и замерять не стоит: овальность видна на глаз.
В результате в разные страны мира продано уже более 1000 комплектов оборудования для резонансного вибрирования. Кстати, способ этот, запатентованный в США, Англии, Франции, Японии, ФРГ, не имеет патентной защиты в СССР, и поэтому может быть использован у нас безвозмездно. Он не только упрощает технологию, но и позволяет резко снизить припуски на обработку нежестких точных деталей больших размеров — зубчатых венцов, бандажей и т. д.

СОТРУДНИЧЕСТВО
Результаты выставки «Станки-74» не сводятся к чистому обмену техническим опытом. Они заключаются и в плодотворном расширении международного сотрудничества. Так, фирма «Цинциннати милакрон» предложила проводить периодические встречи между советскими и американскими машиностроителями. «Зная, что Советский Союз — крупнейший в мире потребитель станков, мы организуем специальное отделение, ответственное за коммерческие отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами»,— заявил представитель фирмы.
Вице-президент американской Национальной ассоциации станкостроителей, объединяющей более трехсот компаний (на них приходится 90% производства станков в США), подчеркнул важную роль станков — «машин, которые производят все другие машины», — в развитии мирового хозяйства. Интересно, что за последние шесть лет ежегодный рост экспорта американских станков в СССР в среднем составил 71% и в 1973 году достиг 30,5 млн. долларов.
Наконец, Советский Союз был приглашен участвовать в Чикагской международной станкостроительной выставке, самой большой из когда-либо проводившихся в США. Она состоится с 4 по 13 сентября в Чикаго и будет проходить под девизом «Мир продуктивных идей». На нее привезут 16 000 т металлорежущего оборудования общей стоимостью 50 млн. долларов, и ее посетят 70 000 человек — ведущих инженеров и специалистов-станкостроителей со всего мира. Наша страна, как сообщает выставочный комитет, покажет фрезерные и сверлильные станки с программным управлением, а также несколько станков для обработки двигателей внутреннего сгорания.
Е. МУСЛИН, инженер


Среди американских специалистов, прибывших в Москву, было много президентов промышленных компаний
1. Благодаря высокой скорости резания и отсутствию вибраций, ширина реза получается минимальной, что дает немалую экономию.
2. Поперечная поверхность реза, будь это круглый пруток, двухтавровая балка или отливка сложной конфигурации, получается ровной и гладкой.
3. Машина для инерционной сварки трением, основанная на принципе, впервые предложенном в СССР, обладает огромной производительностью.
4. Для демонстрации эффективности работы вибратора используют металлические кольца большого диаметра.
5. Для прочистки канализационных труб к уличному люку подвозят приводной механизм, установленный на трехколесной тележке.
6. Эта ленточная пила затрачивает в 2 раза меньше электроэнергии, чем дисковая, режет металл на скорости 150—200 м в минуту при подаче до 200 мм в минуту.
7. Трубы и пучки труб, стальные уголки пила режет с одинаковой легкостью, нарезая их, точно колбасу, на тонкие ломтики.
8. Для массивных чугунных отливок сложных конфигураций снятие внутренних напряжений — единственный способ обеспечить их прочность и долговечность.
9. Вибрационное снятие внутренних напряжений позволяет в несколько раз уменьшить поводку сварных металлоконструкций.
10. Вращающаяся спираль опускается с крыши в вентиляционные и дымовые трубы, а весь приводной механизм помещается в небольшом чемоданчике.
11. Порошок «Ойл-Драй» впитывает бензин, керосин, машинное масло и устраняет опасность взрывов, пожаров, несчастных случаев.


РЕДАКЦИЯ ПРИНОСИТ ИЗВИНЕНИЯ
тов. Л. Каряке, серия юмористических рисунков которого в ИРе, 12, 73 была ошибочно подписана фамилией В. Длугия, также сотрудничающего в разделе «Перпетомобиль».


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Цилиндрический стержень с конусом Морзе и фигурный стакан — таково приспособление, с помощью которого я НАРЕЗАЮ ВНУТРЕННИЕ И НАРУЖНЫЕ РЕЗЬБЫ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ.
При отмере длины резьбы обхожусь без мерительного инструмента — на хвостовике стакана имеется шкала. Нужный размер фиксирую штифтом. Вдвое повысилась производительность, улучшились условия труда. В. ФРАДКИН, заслуженный рационализатор РСФСР. 39203 2, г. Тамбов, Мичуринская, 139, кв. 126.

КАПРИЗНЫЙ ПНЕВМОВИНТОВОЙ НАСОС НА ВЫГРУЗКЕ И ПОДАЧЕ ЦЕМЕНТА ЗАМЕНЕН ПОТОКОМ ВОЗДУХА.
Цемент из вагона самотеком поступает в смесительную камеру насоса, где подхватывается струей небольшого давления (0,15-:-0,2 атм) и попадает в трубу. На высоте 2 м от насоса сильным подсосом давлением 1,8-:-2 атм материал засасывается и доставляется в силосную банку. Система надежна. Исключен простой вагонов, улучшились условия труда, экономится электроэнергия. Годовая экономия 3,5 тыс. рублей. Чертежи на мукачевском заводе «Стройиндустрия». В. ОЛИНЕЦ, инженер, г. Мукачево, ул. Филатова, 16.

В водоснабжении, в сельском хозяйстве, в горнорудной промышленности — везде, где используются погружные насосы для подъема воды, пригодится ИЗНОСОСТОЙКАЯ ДИАФРАГМА, которую не придется менять через каждые 4—6 месяцев. Новая диафрагма и все затраты, включая сборку, обойдутся вам не дороже 50 коп., т. е. в 7 раз дешевле обычных.
ВНЕДРЕНА на четырех предприятиях, отзывы положительные. Материал самый недефицитный. Конструкция наипростейшая. Е. МИХАЛЬЧЕНКО, г. Тольятти, 445050, Ленинградская, 46, кв. 14.


• ПАТЕНТЫ ВСЕГО МИРА •

ПЛАЗМЕННОЕ НАБРЫЗГИВАНИЕ УДЕСЯТЕРЯЕТ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
Технологическим процессом, расширяющим возможности пламенной и электрометаллизации, является плазменное набрызгивание, позволяющее получать более плотные и прочные покрытия из самых тугоплавких материалов. Новый процесс уже нашел применение в машиностроении, главным образом в текстильном. Набрызгивая с его помощью карбиды вольфрама, окислы хрома и алюминия, износостойкость многих деталей удалось повысить почти десятикратно. Покрытия можно наносить на детали любых размеров, причем исходным сырьем могут служить любые металлы, их соли, керамика и т. д. Отдельные узлы — шибера насосов, нитеводители, направляющие ролики — подобным образом обрабатывались уже давно. Что касается деталей крупносерийного производства, которые выпускаются сотнями тысяч в месяц, то их обработка впервые стала возможна только сейчас, когда в исследовательском центре фирмы «Роберт Бош» был сконструирован специальный роторный полуавтомат с несколькими одновременно работающими горелками.
Поскольку вырывающаяся из горелки плазменная струя, раскаленная до 5000—10 000° К, ревет на уровне 115 дБ и дает мощное ультрафиолетовое излучение, вся установка закрыта герметическим кожухом. Кожух снижает шум до 30 дБ, а для наблюдения за процессом служат голубые стекла, поглощающие УФ-лучи.

ЛАЗЕРНЫЙ РЕЗАК ЗАМЕНЯЕТ ШТАМПОВОЧНЫЕ ПРЕССЫ
Совсем недавно мы писали в «Изобретателе» (ИР, 8, 71) об успешных опытах по резанию лазерными резаками кожи, картона, дерева, резины, стекла, асбеста, керамики и других материалов. А сейчас, спустя всего 2—3 года, такие резаки получили, как говорится, аппаратурное оформление и в некоторых случаях стали соперничать с холодноштамповочными прессами даже при вырубке деталей из металлического листа. Снабженные автоматическим подающим устройством, фотоэлектрическим управлением, они вырезают детали сложной формы из рулона стальной ленты, не нуждаются в штампах, более экономно расходуют сырье, ибо перемычки между деталями могут быть очень тонкими, а сами детали получаются идеально плоскими и не нуждаются в дополнительной правке. Лазерные автоматы (рабочее тело — углекислый газ, длина волны — 350 Ангстрем) режут стальной лист со скоростью 6 м/мин при точности реза ±0,3 мм.

ИЗОБРЕТЕНА УПАКОВКА ПОЛИМЕРИЗАЦИЕЙ
Инженеры английского отделения международного концерна «Шелл рисерч интернейшнл» запатентовали способ упаковки хрупких и громоздких предметов, которые теперь выдерживают любые удары при транспортировке. Способ основан на полимеризации полистирена.
Упаковываемый предмет, завернутый в полипропиленовую пленку, помещают в автоклав и засыпают полистиреновыми гранулами. Затем в автоклав пускают горячий водяной пар. Полимеризуясь, пластиковые гранулы разбухают, заполняют всю внутреннюю полость автоклава и спекаются в прочный прямоугольный ящик, внутри которого, как ореховое ядро в скорлупе, надежно закреплена транспортируемая деталь.

КОНТЕЙНЕРЫ ЕДУТ ПО КОНВЕЙЕРУ
Чем грузовое судно крупнее, тем эксплуатировать его выгоднее. Поэтому вслед за танкерами и контейнерные суда интенсивно пошли в рост. Так, японцы приступили к строительству судна, рассчитанного на 3000 шестиметровых контейнеров. Суммарная мощность его дизельных двигателей составит 250 тыс. л. с, а скорость — 65 км.
Это, видно, уже предел. В самом деле, какой смысл повышать скорость и грузоподъемность судна, если оно все большую часть своего времени обрекается на простаивание в порту? Ведь чем больше его размеры, тем дольше продолжается выгрузка каждого контейнера. Для проектируемого судна время выгрузки составит 3,5 мин. Поскольку беспредельно увеличивать число кранов нельзя — они будут только мешаться друг другу, — общая продолжительность выгрузки составит 3,5 суток. Прибавьте время погрузки — и вот вам неделя простоя команды, дорогостоящего оборудования, портовых сборов и т. д.
Для ускорения подъемно - транспортных работ попытались было строить «сотовые» суда с открытыми сверху вертикальными ячейками. Но жесткость и мореходные качества таких левиафанов оставляли желать лучшего.
Голландский инженер П. Мееузен предложил более эффективное, хотя и очень простое, решение. Он отверг начисто освященный веками принцип вертикального перемещения грузов при погрузке-выгрузке и заменил его горизонтальным. При этом грузовой трюм судна разбивается на несколько этажей, причем пол каждого этажа представляет собой бесконечный ленточный конвейер. Между этажами при необходимости устанавливаются вертикальные лифты. На выходе из судна конвейеры непосредственно стыкуются с портовыми конвейерами. В результате текущий из судового чрева непрерывный контейнерный поток сразу направляется в соответствующим образом оборудованные пакгаузы и склады.
По расчетам Мееузена, погрузочно-разгрузочные операции ускорятся в несколько раз, и уже упомянутое нами 3000-контейнерное судно должно будет простоять в порту вместо недели всего 15 ч.

ЭВМ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ ОКЕАН
Создание гигантских энергетических систем выгодно по той причине, что временные пики потребления энергии в разных местах не совпадают и резервные мощности можно направить туда, где нагрузка в данный момент наибольшая.
Но если выгодно объединять электростанции, то еще эффективнее объединять большие ЭВМ, поскольку передавать информацию на большие расстояния без потерь проще и дешевле, чем электроэнергию. Говоря конкретно, вычислительные мощности ФРГ и США хорошо дополняют друг друга, поскольку основные нагрузки в каждой стране приходятся на дневное время. Первые эксперименты, проведенные между Мюнхеном и Кларксбургом, в процессе которых из ФРГ через синхронный спутник «Интелсат» передавались для обработки в США производственные данные заводов АЭГ — Телефункен, показали полную реальность и экономическую выгодность таких передач.

БИНОКЛЬ ОДНОВРЕМЕННО СЛУЖИТ ФОТОАППАРАТОМ
В бинокль рассматривать удаленные предметы удобнее, чем через видоискатель фотоаппарата. Зато фотоаппарат позволяет изображение запечатлеть. Идея объединения этих достоинств в одном приборе привела японцев к созданию комбинированного бинокля-фотоаппарата. Фотокамера в новом приборе жестко связана с правой половиной бинокля и использует ту же самую оптику. Специальной наводки на резкость тоже нет: если в бинокле изображение четкое, значит, можно снимать. Камера обеспечивает выдержки от 1/60 до 1/250 сек и рассчитана на 36 или 72 стандартных узкопленочных кадра. Оптика бинокля дает семикратное увеличение, соответствующее телеобъективу с фокусным расстоянием 165 мм, и позволяет снимать на расстояниях от 20 м до «бесконечности» при относительной величине отверстия от 3,5 до 11. Фотобинокль очень удобен для съемок диких животных и удаленных архитектурных деталей.

НАЧАЛАСЬ МИКРОМИНИАТЮРИЗАЦИЯ ЛАЗЕРОВ
Одно из генеральных направлений современной техники связи — разработка интегральных оптических схем, позволяющих эффективно перерабатывать информацию, поступающую по световым каналам. Аналогичные электронные схемы для переработки информации, «упакованной» в электрические импульсы, уже несколько лет работают в компьютерах и телевизорах.
Как известно, оптические коммуникационные системы обладают колоссальными преимуществами по сравнению с электрическими в отношении своей пропускной способности. Так, по стеклянному волокну диаметром 0,1 мм можно было бы одновременно передавать тысячу цветных телепрограмм или два миллиона телефонных разговоров, научись мы манипулировать модулированным световым потоком.
Недавно группа электроинженеров из Калифорнийского технологического института под руководством профессора Амона Ярива (его книга по оптоэлектронике была недавно издана в Советском Союзе) разработала такой лазер, который, видимо, станет краеугольным камнем оптической техники связи, а также откроет перед лазерной технологией новые горизонты.
Основным препятствием на пути миниатюризации лазеров до сих пор являлись зеркальные торцы на генерирующих кристаллах, размеры которых почти не поддавались уменьшению, по крайней мере, в условиях массового производства. Исследователи решили проблему, заменив зеркальца крошечными дифракционными решетками, насекаемыми ионным пучком. В результате лазер принял вид клочка папиросной бумаги: толщина порядка 0,01, ширина 1 и длина 3 мм. Такие размеры, по словам профессора Ярива, позволяют встраивать в каждый кусочек арсенида галлия по нескольку квантовых генераторов, что и создает предпосылки появления новой технологии интегральных оптических микросхем.

ДАТЧИКИ ЧЕШУТ ЖИВОТ
Операторы сложных машин, например пилоты одноместных самолетов, сейчас перегружены. Пропускной способности органов чувств уже не хватает, чтобы сообщать им всю необходимую информацию. Так, при посадке необходимо не только следить за многочисленными приборами, но и ни на секунду не упускать из виду посадочные огни.
Гражданская авиация нашла выход: летчику дали помощника. А что делать пилоту одноместного военного истребителя? Ему приходилось пренебрегать либо приборами, либо посадочной полосой. Особенно напряженное положение создавалось, если приземление осуществлялось в сложных условиях, например, при посадках на палубы авианосцев, когда требуется ювелирная точность. Для решения этой проблемы в США была организована специальная исследовательская группа в составе нескольких психологов, врачей и специалистов по информатике. Эти эксперты сумели отыскать в человеке новый информационный канал — поверхность живота, которую до сих пор никто не догадывался использовать для передачи осмысленных сообщений и технических данных. Между тем каждый, у кого хоть раз сползали штаны или рвалась резинка от трусов, знает, что богатый нервными окончаниями живот весьма чувствителен к малейшей асимметрии и способен воспринимать простые геометрические фигуры.
Это обстоятельство и было использовано для создания экспериментальной системы информирования пилота о положении самолета в воздухе. На летчика надели широкий пояс с электродами — одним центральным и двадцатью расположенными вокруг него по окружности.
При нормальном, горизонтальном полете напряжение (60 В) подводится только к центральному и двум симметрично-боковым электродам (из соображений безопасности сила тока ограничена пятью миллиамперами). Пилот воспринимает это как горизонтальное почесывание по животу. При наклонном положении самолета ток подводится к центральному и двум другим электродам, расположенным асимметрично по отношению к осевой линии тела. В результате пилот ощущает неприятную «наклонную щекотку», автоматически побуждающую его скорректировать наклон самолета.
Испытания показали, что использование живота в качестве дополнительного информационного канала позволяет отказаться от установки дополнительной ЭВМ на самолете.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР ПОДЗАРЯЖАЮТ СОЛНЦЕМ
Подзарядка электрических аккумуляторов солнечными батареями «давным-давно» применяется в космосе. Для земных применений подобные батареи до сих пор были чересчур дороги.
Последняя совместная разработка «Солар корпорэйшн оф Америка» и «Экскеон корпорэйшн» впервые обеспечила солнечным батареям экономическую рентабельность, достаточную, чтобы спустить их с небес на землю. Показанные на последней Международной ярмарке туристского оборудования солнечные элементы отлично подзаряжают аккумуляторы передвижных домиков моторных лодок, автомобилей после долгой стоянки. Причем главное здесь даже не экономия энергии, а возможность постоянного поддержания батарей в состоянии полной зарядки, что существенно удлиняет срок их службы.

Плазменное набрызгивание удесятеряет износостойкость.
Лазерный резак заменяет штамповочные прессы.
Контейнеры едут по конвейеру.
Бинокль одновременно служит фотоаппаратом.
Изобретена упаковка полимеризацией.
Автомобильный аккумулятор подзаряжают солнцем.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz