каморка папыВлада
журнал Изобретатель и рационализатор 1974-08 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.05.2019, 19:12

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

§ приемная вашего поверенного

Работаю руководителем группы электриков в проектно-конструкторском отделе химзавода. К нам поступают технические задания по рационализаторским предложениям, авторы которых работают в цехах завода. И нередко мы получаем в качестве отправной точки одну лишь идею, безо всякой дополнительной разработки. Например: «Выполнить проект станка для перемотки отходов лавсана». Конструкторы предлагают решение, делают рабочие чертежи, а «лавры» (включая авторское вознаграждение) достаются цеховому «рационализатору». Другой пример: инженеры нашего же отдела, оформляя собственные рацпредложения, отказываются выполнять электрическую часть этих предложений, переадресовывая работу такого рода группе электриков. Считаю, что это неверно. Мы и так достаточно загружены. По-моему, авторы рацпредложений должны выполнять все необходимые чертежи сами. Ведь работают они инженерами, конструкторами, люди технически грамотные, да и рационализацией занимаются в рабочее время. Н. ЧЕРЕДНИК, г. Переславль-Залесский.
Вы не совсем правы. П. 67 нового Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, предусматривающий правила оформления заявлений на рационализаторское предложение, устанавливает, что оно, заявление, должно включать описание сущности предложения с приложением в необходимых случаях чертежей, схем и эскизов, причем представляемые материалы должны содержать данные, достаточные для практического осуществления предложений. Таким образом, как Вы верно заметили, предложения, в которых имеется только «голая идея», постановка какой-либо проблемы без конкретных путей ее решения, не могут вообще приниматься к регистрации и рассматриваться. Но вместе с тем следует помнить, что авторы изобретений и рационализаторских предложений (в том числе и инженерно-технические работники) не обязаны представлять рабочие чертежи на предлагаемые ими решения. Разработка рабочей технической документации на рацпредложения, принятые к реализации, осуществляется в обычном порядке, принятом на предприятии. Так что разработка рабочих чертежей на электрическую часть предложений, о которых Вы упоминали, не может быть вменена в обязанность рационализаторам Вашего отдела, несмотря на их высокую инженерную квалификацию.

Мое рацпредложение было внедрено на заводе в конце 1971 года. До этого приходилось платить то поставщикам, то заказчикам солидные штрафы, из-за которых себестоимость одного изделия увеличивалась в среднем на 1500 рублей. Теперь уже два года, как завод штрафов не платит. Сократился и другой расход. При заводе есть служба эксплуатационно-гарантийного обслуживания. Работники этой службы часто выезжали в командировки для ремонта новых, но вышедших из строя изделий. Благодаря рационализаторскому предложению число таких изделий значительно уменьшилось, реже стали и командировки по устранению брака. Как подсчитать экономический эффект от сокращения брака и отмены штрафов? Б. ПОХВАТА, О. ОЛЕШИН, УССР.
Между устранением штрафов и брака есть различие. Избавляясь от штрафов, предприятие только избавляется от собственных «грехов», входит в положенные ему планом нормы. Поэтому, если в результате внедрения рационализаторского предложения завод перестал платить штрафы, пени, неустойки и т. п., это не может учитываться при подсчете экономии. Некоторый же процент брака предусмотрен планом, экономический эффект при его сокращении может быть определен. Поскольку Ваше предложение было внедрено до 1 января 1974 г., подсчет экономии необходимо произвести в соответствии с п. 24 Инструкции по подсчету экономии от внедрения изобретений и рационализаторских предложений 1959 г., действующей до утверждения новой методики определения экономической эффективности, исходя из сопоставления фактического процента брака до и после внедрения предложения.

Год назад предложил конструкцию вращающейся пирамидообразной пневмоустановки для первичного вспучивания полистирола. По моему эскизу в КБ были разработаны рабочие чертежи, машина внедрена в производство. Она проще по конструкции, надежнее в работе, имеет более высокую производительность, чем существующие установки для вспучивания полистирола. Но по своему упущению я своевременно не оформил заявку на изобретение. Можно ли еще сделать это? В. УС, г. Норильск.
Одним из условий признания изобретения является его новизна. Согласно п. 21 нового Положения «решение признается новым, если до даты приоритета заявки сущность этого или тождественного решения не была раскрыта в СССР или за границей для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его осуществление». Не признается порочащим новизну открытое применение изобретения, если автор подал заявку на выдачу ему авторского свидетельства не позднее 4 месяцев со дня начала применения изобретения. Вы пишете, что предложили новую пневмоустановку год назад. Если со дня начала ее использования прошло более 4 месяцев, она считается известной неопределенному кругу лиц и поэтому лишенной необходимой для изобретения новизны (п. 50 Положения 1973 г.).

Сохраняется ли в настоящее время понятие «рационализаторского мероприятия подрядной организации», как это утверждается в консультации «ИР» (№ 11, 1973 г.)? В оксе нашего предприятия по этому вопросу существуют прямо противоположные мнения. Е. ЗЕМСКОВ, г. Днепропетровск.
Понятие «рационализаторское мероприятие подрядной организации» из действующих документов с 1 января 1970 г. исключено и заменено понятием «мероприятия по снижению стоимости строительства» (п. 45 действующих ныне правил о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. № 973). Сделано это с целью исключения недоразумений, возникающих на практике из-за смещения понятий «рационализаторского мероприятия подрядной организации» и «рационализаторского предложения работника». Об указанном изменении в законодательстве наш журнал писал неоднократно (см., например, ИР № 5, 1970 г., с. 8, ИР № 5 за 1972 г., с. 38). Консультация же, о которой Вы упоминаете, опубликована в № 11 ИР за 1973 г. ошибочно. Приносим извинения за это упущение.

Несколько наших изобретений внедрялись и внедряются в разное время в различных областях народного хозяйства. Хотелось бы узнать, в связи с введением нового Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, в течение какого срока авторы изобретений имеют право получать вознаграждение, каков общий принцип его начисления? Н. КОКОШИНСКИЙ, г. Запорожье.
Как видно из Вашего письма, начало использования части интересующих Вас изобретений относится к периоду до 1 января 1974 года. В этом случае следует руководствоваться не новым Положением, а п. 17 Инструкции о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения 1959 г. Согласно этому пункту, окончательный расчет авторского вознаграждения производится исходя из максимальной экономии, полученной от изобретения за один год в течение первых пяти лет его использования на всех предприятиях (отсчет этого срока начинается с первого дня использования изобретения на первом предприятии). К Положению 1973 года необходимо обратиться в том случае, если какие-либо из Ваших изобретений будут внедряться после 1 января 1974 года. Пунктом 113 нового Положения предусматривается выплата вознаграждения за использование изобретений, создающих экономию, в течение пяти лет с начала его использования на предприятии, первым внедрившим изобретение, независимо от срока, прошедшего с момента выдачи авторского свидетельства, в размере 2% суммы экономии, полученной в каждом календарном году использования изобретения в СССР.

Может ли автор самостоятельно ходатайствовать о патентовании за границей своего изобретения? По какому адресу должны отсылаться такие заявки? Есть ли разница между оформлением заявки на изобретение и на патент? В. ИЛЬЮШЕНКО, г. Кривой Рог.
Патентование (правовую охрану) советских изобретений за границей осуществляют у нас министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения. Предложения о патентовании представляются одновременно с подачей заявки в Госкомитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, так как изобретение прежде всего должно быть заявлено в СССР, в министерства и ведомства предприятиями, организациями и учреждениями. Но автор изобретения может и самостоятельно направить в соответствующее министерство, ведомство предложение о патентовании своего изобретения за границей. Министерство или ведомство обязано рассмотреть такие предложения в месячный срок и в случае их одобрения направить в Госкомитет обоснованные предложения о патентовании с указанием стран патентования. Решение о патентовании изобретения за границей принимается Госкомитетом в месячный срок со дня получения предложения от министерств, ведомств (пл. 103—105 нового Положения). Госкомитет оказывает помощь в составлении подаваемых за границу заявок. Правила составления этих заявок определяются особенностями патентных законов страны, где патентуется изобретение, и положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности, изложить которые здесь невозможно.

Наш трест — подрядная организация, занимающаяся капитальным ремонтом оборудования и зданий химических предприятий. Экономия от использования рационализаторских предложений работников треста образуется и тогда, когда в результате внедрения снижается себестоимость ремонта, и когда сокращается время простоя в ремонте оборудования. Однако только в первом случае экономический эффект «наш», во втором — выгоду получает прежде всего заказчик: за счет уменьшения времени простоя оборудования в ремонте он выпускает дополнительную продукцию.
Случается и так, что внедрением одного предложения сразу «убиваются два зайца»: ремонт и быстрее делается, и дешевле обходится, экономия, таким образом, и у треста, и у заказчика. В какой из организаций должны быть зарегистрированы предложения в каждом из перечисленных случаев! Кто обязан выплатить вознаграждение! М. ПРОСКУРИН, г. Ташкент.
Предложения, направленные на совершенствование технологии ремонтных работ, на улучшение условий труда, то есть относящиеся только к деятельности подрядчика-треста, следует регистрировать в бризе треста и в случаях, когда они будут признаны рационализаторскими и использованы, выплачивать авторам вознаграждение за счет средств сметы этого бриза. Предложения второй группы, создающие экономию у заказчика, регистрируются и вознаграждаются заказчиком, несмотря на то, что их авторы — работники треста-подрядчика. И, наконец, предложения, о которых рассказано в конце Вашего письма, следует регистрировать и рассматривать, по нашему мнению, как у подрядчика, так и у заказчика, а в случае их использования выплачивать авторское вознаграждение пропорционально полученному экономическому эффекту за счет средств бризов двух предприятий.


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Липецкий литейный завод «Центролит» сконструировал и изготовил промышленную партию КОРМОЗАПАРНИКОВ ПОВЫШЕННОЙ ЕМКОСТИ С МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ВЫГРУЗКОЙ КОНЦЕНТРАТА.
В кормозапарнике емкостью 24 м3 за полтора часа без применения ручного труда можно приготовить 1200 кг высококалорийного концентрата для животноводческих ферм и комплексов. Габариты 2,5x1,8x3,5 м. В сельском хозяйстве Липецкой области без них уже не обходятся. Заказать чертежи можно по адресу: 398034, Липецк, ул. Юношеская, 50, главный конструктор завода «Центролит» А. Ф. БЕЛЫХ.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, ОБЛЕГЧЕНИЕ ТРУДА обещает применение ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ КОЛОНКИ (а. с. № 273114) при бурении ручными электрическими машинами. Опытные установки прошли шахтные испытания при бурении шпуров, эксплуатируются Североуральским бокситовым рудником. Калькодержатель — Украинский научно-исследовательский конструкторско-технологический институт сверхтвердых материалов и инструмента АН УССР. 252153, Киев-153, ул. Автозаводская, 2. Е. АСЫЧЕНКО.

Вниманию строительных организаций, использующих подъемники С-447 старых образцов! Разработал НОВОЕ УСТРОЙСТВО (а. с. № 369099) с упрощенным способом монтажа, без опасных монтажных устройств и неудобных винтовых домкратов. Желающим модернизировать старые подъемники могу оказать помощь. С запросами обращаться: Черниговская обл., г. Прилуки, ул. Ленина, 275, кв. 15. Г. П. ИТЕЛЬМАН, инженер.

Разработана и применяется ЛЮЛЬКА (а. с. № 332023) для технических осмотров, обслуживания и окраски нижних частей мостовых кранов. Поднимается и опускается крюковой подвеской самого крана с помощью четырех стальных канатов. Монтаж и демонтаж люльки отнимают не более часа. М. М. СУРЬЯНИНОВ. заслуженный рационализатор РСФСР. 180000, г. Псков, Октябрьский пр., 14, кв. 5.

Изобретение (а. с. № 268139)
УПРОЩАЕТ СВАРКУ ДАВЛЕНИЕМ (холодную, прессовую и диффузионную) за счет новых условий создания температурного градиента. Использован эффект Пельтье — образование температурного перепада в месте контакта материалов, обладающих большой контактной разностью потенциалов, при подключении к ним источника. Можно использовать специальные вставки, обеспечивающие эту разность.
Применимо и при горячей штамповке.
Здесь одновременно будет поддерживаться температура подогрева штампуемой детали и охлаждения рабочего инструмента — пуансона. А. ШЕСТАКОВ, канд. техн. наук. Ленинград, Ф-31, Плеханова, 50, кв. 39.

НЕСЛОЖНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРО ИЗГОТАВЛИВАТЬ ШЕСТЕРНИ ЛЮБЫХ МОДУЛЕЙ И ДИАМЕТРОВ, С ВНУТРЕННИМИ И НАРУЖНЫМИ ЗУБЬЯМИ, НА ЛЮБОМ ДОЛБЕЖНОМ СТАНКЕ.
Внедрено в производство. Незаменимо на предприятиях и в ремонтных мастерских, не имеющих специального оборудования. Настолько просто, что НЕ ТРЕБУЕТ РЕКОНСТРУКЦИИ СТАНКА.
Готовое изделие получается после двух-трех проходов, отвечает всем требованиям ГОСТа. Заводам, изготавливающим долбежные станки, следовало бы освоить это приспособление, расширяющее область использования их продукции. А. ПОНОМАРЕВ, инженер. Москва - 68, Восточная, 1/7, корпус 4, кв. 55.


психология творчества

ТАЙНЫ КОНСТРУКТОРСКОГО ЯСНОВИДЕНИЯ

БЕСЕДЫ С А. Н. ТУПОЛЕВЫМ

ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ТУПОЛЕВА ШИРОКОЕ ХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННО В СРЕДЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПОЛУЧИЛИ ПЕЧАТНЫЕ, А ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ИЗУСТНЫЕ РАССКАЗЫ О ТАЛАНТЕ «ВЕЛИКОГО ДЕДА». ВИДИМО, В ОСНОВНОМ ЗА НИМИ СТОЯТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ, ОДНАКО В ИНТЕРПРЕТАЦИИ — ПРИ ЗАБВЕНИИ ИЛИ ПО НЕЗНАНИЮ ПОДРОБНОСТЕЙ СОБЫТИЙ — ОНИ ПРИОБРЕТАЛИ ХАРАКТЕР ФАНТАСТИЧЕСКИЙ. ПОЛУЧАЛОСЬ ТАК: ПРИШЕЛ-ДЕ ТУПОЛЕВ, УВИДЕЛ, РЕШИЛ... ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО НАИТИЮ. ТО ВДРУГ ПРИМЕТ РЕШЕНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ НАУКЕ, ОШЕЛОМИТ, ИСПУГАЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ, И ТОЛЬКО ИСПЫТАНИЯ УБЕДЯТ ИХ ПОТОМ В ВЫСШЕЙ ПРАВДЕ КОНСТРУКТОРА.
...ПРИЕХАЛ ТУПОЛЕВ НА ЧУЖОЙ ЗАВОД, УВИДЕЛ В СБОРОЧНОМ ЦЕХЕ ГОТОВУЮ К ПЕРВОМУ ПОЛЕТУ ОПЫТНУЮ МАШИНУ И СКАЗАЛ: «НЕ ПОЛЕТИТ!» И ОНА НЕ ВЗЛЕТЕЛА... БЕГАЛА ПОТОМ ПО АЭРОДРОМУ, А ОТ ЗЕМЛИ ОТОРВАТЬСЯ ТАК И НЕ СМОГЛА.
...УВИДЕЛ КАКОЙ-ТО АГРЕГАТ. ЧАСТЬ САМОЛЕТА. КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ИСПЫТЫВАТЬ НА ПРОЧНОСТЬ В ЛАБОРАТОРИИ, И СКАЗАЛ, ВОПРЕКИ РАСЧЕТАМ: «ВОТ ЗДЕСЬ НЕ ВЫДЕРЖИТ!» И ОНА НЕ ВЫДЕРЖАЛА, СЛОМАЛАСЬ ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ.
...СООБЩИЛИ ЕМУ, ЧТО ЕГО ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР (КРОМЕ САМОЛЕТОВ, ОН КОНСТРУИРОВАЛ КАТЕРА, АЭРОСАНИ, АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТРУБЫ) НЕ РАЗВИВАЕТ ЗАПРОЕКТИРОВАННОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ. ТУПОЛЕВ ПОПРОСИЛ ПОДНЯТЬ КАТЕР ИЗ ВОДЫ, ОБОШЕЛ ЕГО, КАК БЫ ГУЛЯЮЧИ, ОСТАНОВИЛСЯ У ВИНТА. ВЗЯЛ МОЛОТОК, СЛЕГКА ПОСТУЧАЛ ПО КРОМКАМ ЛОПАСТЕЙ — И КАТЕР ПОСЛЕ ЭТОГО ДАЖЕ ПРЕВЫСИЛ РАСЧЕТНУЮ СКОРОСТЬ.
...ПРИНЕСЛИ ЕМУ ЧЕРТЕЖ: «РЕШЕНИЕ» СТЫКА КРЫЛА С ФЮЗЕЛЯЖЕМ. СТЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ В ЭТОМ МЕСТЕ НЕ РОЖДАЛИСЬ ВРЕДНЫЕ ВИХРИ, ПОЖИРАЮЩИЕ МОЩНОСТЬ, ДАЮЩИЕ БОЛЬШОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. ЕСТЕСТВЕННО, ВСЕ ЗДЕСЬ БЫЛО ВЫСЧИТАНО, ЗАЛИЗАНО... А ТУПОЛЕВ ПРИНЯЛСЯ МЯГКИМ КАРАНДАШОМ ТОЛСТЫМИ ЛИНИЯМИ ИСПРАВЛЯТЬ ЧЕРТЕЖ, ПРЯМО ПОЧИСТУ, БЕЗ ВСЯКИХ, КОНЕЧНО, РАСЧЕТОВ И ЛЕКАЛ — НА ГЛАЗ И ОТ РУКИ. ГЛАВНЫЙ АЭРОДИНАМИК ОКБ ТИХОНЬКО ВЗДЫХАЛ У НЕГО ЗА СПИНОЙ, А «СТАРИК» РИСОВАЛ, СТИРАЛ НАРИСОВАННОЕ РЕЗИНКОЙ, А ТО И ПАЛЬЦЕМ, И СНОВА РИСОВАЛ... СОВСЕМ ИЗВОЗИЛ ЧЕРТЕЖ, ПРИГОВАРИВАЯ: «ВОТ ЭДАК-ТО ОНО ПОЛУЧШЕ ВЫХОДИТ, И ТЫ ТАМ ДАВАЙ, ЗНАЕШЬ, НЕ ПОДНЫВАЙ ЗРЯ!»
ИНТЕРЕС К ТУПОЛЕВУ ВЕЛИК. НО РАССКАЗЫ, ВРОДЕ ПРИВЕДЕННЫХ, ПРЕВРАЩАЮТ ГЛАЗ ТУПОЛЕВА В НЕКОЕ КОЛДОВСТВО, НАУЧИТЬСЯ КОТОРОМУ НЕЛЬЗЯ. ИЛИ РОДИСЬ ТУПОЛЕВЫМ, ИЛИ УЖ НЕ ПРЕТЕНДУЙ... СЛУШАЮТ ДРУГ ДРУГА СТАРЫЕ КОНСТРУКТОРЫ — И ВЗАИМНО УМИЛЯЮТСЯ, СЛУШАЮТ ИХ МОЛОДЫЕ — И НЕ РЕШАЮТСЯ ПРЕТЕНДОВАТЬ.
ПОЭТОМУ МЫ ПРИВОДИМ ЗДЕСЬ, С НЕКОТОРЫМИ СОКРАЩЕНИЯМИ, ДВЕ БЕСЕДЫ С А. Н. ТУПОЛЕВЫМ (ПУБЛИКОВАВШИЕСЯ ПО ЧАСТЯМ В РАЗНЫХ ИЗДАНИЯХ). ОБРАЩАЕТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ РЯД МОМЕНТОВ, ПРОЛИВАЮЩИХ СВЕТ НА ТАИНСТВА КОНСТРУКТОРСКОГО «ЯСНОВИДЕНИЯ»:
УЖЕ НА НАЧАЛЬНЫХ СТАДИЯХ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ НОВОЙ ИДЕИ, НО И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВЕСЬ КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ: ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ДОСТУПНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ, ЭКОНОМИКУ И Т. Д. (ТО ЕСТЬ ПОЛАГАТЬСЯ НА ЗНАНИЕ, А НЕ НА ОДНО ЛИШЬ НАИТИЕ);
СЛЕДУЕТ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ — ЭТО ОГРАДИТ РАЗРАБОТЧИКА ОТ НЕПРИЯТНЫХ СЮРПРИЗОВ, НЕПРЕДВИДИМЫХ НА РАННИХ СТАДИЯХ;
НУЖНО УПОРСТВО, НО СТОЛЬ ЖЕ НУЖНО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ УЙТИ С БЕСПЕРСПЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ; БЫТЬ САМОКРИТИЧНЫМ.

В марте 1933 г. я провел две длительные беседы с Андреем Николаевичем Туполевым о техническом творчестве и о некоторых психологических проблемах, связанных с его собственной творческой деятельностью *.
* А. Н. Туполев, ознакомившись с записью бесед, не внес в нее никаких изменений.

44-летний А. Н. Туполев произвел впечатление человека очень собранного, делового. Как личность он уже сложился: во многом определились его привычки, вкусы, пристрастия, характерные особенности его творческого почерка. Он был серьезен, малоулыбчив. На вопросы отвечал иногда очень определенно и лаконично, а иногда — как бы размышлял вслух.
Возможно, с годами многое здесь изменилось. Установить это в силах тем, кто общался с Андреем Николаевичем до последних лет его жизни. Одна такая работа уже появилась — повесть Леонида Кербера «Ту — человек и самолет» («Знамя № 8 и 9, 1973 г.). Но если повесть рассказывает главным образом о жизни и делах Туполева-конструктора, организатора, то в беседах его личность выявляется с несколько иной, весьма существенной стороны. В них А. Н. Туполев сам оценивал себя: свой характер, некоторые свои психические качества, отдельные черты личности, особенности своей изобретательской и конструкторской деятельности.

ЗАПИСЬ ПЕРВАЯ
...Никто в семье, никто из наших близких изобретательством не занимался. Отец был юристом, нотариусом, техника его не интересовала. В этом отношении я был предоставлен самому себе. Ребенком что-то мастерил из дерева, построил плотину. И вообще меня тянуло к конструкциям у воды и на воде. В школе учился очень легко, из всех предметов легче всего мне давалась математика, а тяжелее всего, думаю, иностранные языки, хотя и их я осваивал сносно. После гимназии поступил в Московское техническое училище, на механический факультет, где мои интересы формировались под сильнейшим влиянием Николая Егоровича Жуковского.
...Будучи студентом, рассчитывал и конструировал для училища аэродинамическую трубу. В 1909—1910 гг. совместно с другими членами воздухоплавательного кружка МТУ построил планер. Выучился работать на станках. Производственную технику осваивал легко. Когда мы конструировали аэросани, клепал их сам.
...Когда думаю над будущей машиной, так представляю себе ее конструкцию, чтобы всегда оставалась возможность варьировать решения. Случается, что мысли и соображения вдруг приходят в гостях, в театре, на улице, и тогда я быстро набрасываю эскизики на всем, что окажется под рукой — на газете, на картинке, на коробке от конфет...
...Люблю двигаться, обдумывая те или другие технические элементы, связанные с будущей конструкцией, расхаживаю по комнате. Иногда работаю по ночам — при выполнении срочных заданий.
...Беллетристику почти не читаю; читаю в основном книги по технике, газеты. Кино не люблю. Люблю драматические театры, путешествия. Люблю сатиру и юмор, иногда читаю детские книги. Мои любимые писатели — Толстой, Достоевский.
...Спортом занимаюсь во время отпуска, но в обычных условиях ленив на физические движения.
...Когда отдыхаю, люблю общество. Когда занят, становлюсь замкнутым. Если устал, делаюсь нервным, раздражительным, вспыльчивым, неуравновешенным. Настроение мое может резко меняться. Два разных человека — в работе и на отдыхе. Очень весел, когда отдохнул, и мрачен, когда переутомлен. Вместе с тем и друзей у меня много, и со многими людьми я нахожусь в приятельских отношениях.
...При неудаче в процессе работы над машиной дело не бросаю, а стараюсь довести его до конца. Так у меня было с первым морским глиссером. Утомляюсь не быстро. Умственная работоспособность к концу дня не уменьшается. Могу недолго сосредоточиться. Личные неприятности не выбивают меня из рабочего темпа — все равно продолжаю работать. Память на специальные вещи — замечательная, на все другое — нет.
Как у конструктора, пространственное представление у меня хорошее. Началу работы всегда предшествует образ того, что хочу создать: без этого начинать работу нельзя. Нужно видеть то основное, что становится предметом конструкторской разработки.

ЗАПИСЬ ВТОРАЯ
ВОПРОС. Как приходите к решению поставленной задачи?
ОТВЕТ. Когда начинаешь продумывать вопрос, занимаешься поисками — критически просматриваешь то, что было тобой сделано. Сознаешь, ощущаешь, что оно не годится, оно уже кажется неприятным, иногда даже физиологически противным. Стремишься отойти от тех решений, которые были, хочется подойти к задаче с какой-то новой, непривычной стороны, взглянуть на нее с новой точки зрения.
Есть известный запас знаний, конструктивных форм, схем, технических принципов, которые при этом используешь. Представляешь себе в общих чертах какое-то решение; переходишь к одному, другому решению, но вместе с тем все это пока — поиски. Пока скапливающиеся запасы знаний, схем и т. д. не получат конкретной формы — они материалы. Эти материалы — старые решения — иногда используются в новом, иногда — нет. Шаблонов здесь быть не может.
Когда приходит основное решение, приходит образ того, что хочешь создать, тогда все накопления, запасы схем, отдельные решения, вся масса имевшихся мыслей организуются. Этот образ становится центром. И это происходит потому, что уже имеется концепция, в которую укладывается весь материал поисков. Теперь он может быть конкретизирован.
Этот образ обязательно представляешь себе с той или другой долей ясности. У конструкторов вообще хорошее обладание пространством, и поэтому видение подобного образа дается легко. Воспринимается ли он графически в виде чертежа, в виде патентной заявки, например? Нет. Скорее всего, видишь его, как вещь, правда, туманной, расплывчатой, без очерченных границ. Но все же представляешь его себе ясно. Если бы кто-нибудь взялся и нарисовал его, я сразу сказал бы: это то, а это не то.
Представляется ли он реальным? Как рассказывают некоторые изобретатели, они видят, скажем, комбайн, как он работает, пылит и т. д. Думается, что такая ясность бывает далеко не в первой фазе. Вместе с тем уже в таком первом образе содержится все необходимое, чтобы его конкретизировать. И сделать это уже легко.
Надо очень много думать об этом, преодолеть соответствующие ступени, чтобы прийти к такому представлению.
Можешь работать очень долго, много думать (иногда годы) и ничего подходящего не придумать. Работа идет как будто ничего, и вместе с тем ощущаешь, что это не то; то, над чем работаешь, то, что разрабатываешь со своими товарищами, сотрудниками, есть не решение, а лишь накопление материала.
Большинство решений связано с известным отчуждением от той жизни и работы, в которую включен.
Подобное отчуждение от обычной работы может быть связано с отдыхом, с болезнью, вызвано какой-нибудь поездкой.
Очень много решений, которые не давались совершенно, приходили просто и естественно после отпуска, в результате отчуждения от нормальной колеи. Можно каждый день подходить к доске, рассматривать чертежи, модели, и тем не менее мысль идет в привычном плане. Поэтому-то иногда умышленно бросаешь эту работу (хотя это, может быть, и ломает те или другие календарные сроки), чтобы отойти от нее, взглянуть на нее по-новому.
Бывают целые полугодия, которые малопродуктивны, и, наоборот, какие-нибудь несколько дней могут предопределить работу за целое полугодие, потому что появляются нужные новые мысли.
Как переживается нахождение такого решения? Это момент определенно отличный от других моментов работы. Он связан с ощущением особого удовлетворения. Решение дается с определенным сознанием его правильности, обоснованности, очевидности, уверенности в нем.
Возможно, что через известное время, через год, я от него откажусь, оно мне представится неправильным, в том смысле, что теперь решил бы иначе. Этим объясняется отношение ко всем старым вещам: всегда имеется ощущение, что сделал бы это иначе; иногда с удивлением глядишь на какую-нибудь старую «дикую» машину. Но в период работы, когда находишь решение, оно сознается как правильное.
Бывает, что после соответствующих расчетов оказывается, что данное направление, данный путь оказался неправильным. Его бросаешь, откидываешь и работаешь дальше. Подобная неудача не мешает заниматься другой работой; незаконченная работа не таит в себе такой принудительности, что невольно возвращаешься к ней. Это происходит потому, что неудачей как-то не захвачен, а не захвачен ею потому, что самое решение давалось с недостаточной ясностью и очевидностью.
Есть связь между ощущением ясности представления и правильностью решения. Обычно то, что связано с сильным ощущением правильности, то, что дается с большой остротой, дает более или менее удовлетворительный результат.
После того, как решение найдено, легко перейти к конкретизации, и начинается новый этап работы, продумывание уже с содействием аппарата ОКБ (это очень сильно помогает) — начинается другая стадия работы. Эта работа представляет собой продолжение созидания, является творчеством, но носит уже другой характер.
ВОПРОС. Какой характер носит работа после отыскания решения?
ОТВЕТ. Суммарно о ней можно сказать, что наступает период конструирования. Конструирование гораздо строже, чем изобретение. Изобретатели любят говорить о наитии — конструирование же дается не так.
Я даю чертеж, который разрабатывается сотрудниками и снова возвращается ко мне для дальнейшего продумывания, для постановки новых задач. Чертеж первоначально дается в очень грубом виде. Найденное решение надо вложить в соответствующие формы. В авиации огромное значение имеет конструктивная форма. Надо увязать одни формы с другими, приходится компоновать эти формы, отправляясь от материала, соответствующих расчетов и т. д.
Когда представляешь себе, как вещь будет решена, то исходишь из комплекса всех условий, из запаса тех конструктивных форм, который уже накопился в процессе работы, учитываешь конструктивные возможности, характер решений, свойственных отдельным работникам. Сознаешь, что если бы эту вещь передал в другое конструкторское бюро, с другими людьми, то получилась бы другая вещь.
Когда имеется общий увязанный чертеж, который дает представление о том, какой будет вещь (он представляет собой основную схему машины), тогда весь материал идет для дальнейшей разработки в бригады ОКБ.
Делаю ли я подробные чертежи и технические расчеты? Раньше была потребность самому чертить в подробностях, но потом эта потребность атрофировалась. Технических расчетов не делаю: делаю только прикидочные расчеты, для себя, чтобы правильно выбрать решение.
ВОПРОС. Записываете ли свои мысли при продумывании?
ОТВЕТ. Мысли не записываю. Не делаю, как иногда делают изобретатели: выписывают в определенной системе группы вопросов, которые продумывают. У меня очень хорошее пространственное представление, я ясно представляю себе те вещи, о которых думаю. Писание меня даже сбивало бы в силу непривычки к этому типу работы. Мне пришлось бы на самом писании сосредоточиться.
Записей и зарисовок при чтении я не делаю. Что нужно — помню, и притом зрительно. Все впечатления хранятся подсознательно, и когда нужно, вызываешь их без труда — словно из складочного места.
ВОПРОС. Есть ли ощущение, что последующие работы лучше предыдущих?
ОТВЕТ. Всегда есть ощущение, что каждая прошлая работа неприятна. Это не значит, что не интересуешься старыми вещами. Когда видишь старые сделанные машины, то может к ним возникнуть бытовое отношение. Интересно вспомнить, как складывалась та или другая машина.
Есть вещи, которые имеют право на существование, ими можно интересоваться, другие же потеряли право на существование. Появляется ли при сравнении старых работ с новыми ощущение, что новые работы сложней, но не так дерзки? Такого ощущения нет. Его нет потому особенно, что в авиации мы сейчас переживаем период очень большого роста, подъема, мы можем быть дерзкими в решениях.
Вместе с тем нынешний размах несомненно шире прежнего. Может быть, психологически в старых работах было больше дерзости потому, что было меньше опыта, меньше знаний, был меньший запас конструктивных форм, но сами решения теперь гораздо значительнее.
ВОПРОС. Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе?
ОТВЕТ. Вопрос следовало бы поставить наоборот. Есть навязчивость привычной работы. Труднее отказаться от думания, чем перейти к нему. Находясь в театре, я в антракте могу начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. Надо уметь вывести себя из того круга мыслей, которые тебя занимают на работе.
За несколько дней перед окончанием отпуска ощущаешь беспокойство, начинаешь подумывать о тех или иных задачах, которые тебя ждут. Вообще человек втянут в область этих мыслей все время, и отпуск представляется насильственным перерывом.
Мы — люди настолько порченные, что для того, чтобы прекратить работу и мысли о ней, надо быть вырванным из этого круга.
П. ЯКОБСОН,
доктор психологических наук

А. Н. Туполев и А. А. Туполев с членами экипажа Ту-144.
Работа продолжается.

Приемы вырабатываются с опытом. Накопление опыта: испытание лонжерона крыла на прочность. В качестве нагрузки - собственный вес испытателей самолета АНТ-1 (1924 год). Слева направо: А. И. Путилов, И. И. Погосский, А. Н. Туполев, Н. С. Некрасов, Е. И. Погосский.

Свой метод, свои приемы инженерного поиска А. Н. Туполев передал С. П. Королеву в конце 20-х годов, руководя дипломным проектированием в МВТУ. С тех пор судьба много раз сводила учителя и ученика.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz