каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-8
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 27.06.2019, 02:52

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

ПИАНИНО (рис. 67)

Материал: Детали и их примерные размеры (в см): корпус — 25x15x4, боковые стороны, боковины (2 детали) — 2x3x8, клавиатура — 21Х2х7. Гвозди, краски (водоэмульсионная и гуашь).
Инструменты: молоток, ножовка, тиски, клещи, напильник, линейка, карандаш, кисточки.
Ход работы. Для создания этой игрушки взрослый заранее заготавливает брусок для корпуса пианино и для клавиатуры. Ребенок вместе со взрослым рассматривают рисунок общего вида пианино, выясняют, из каких деталей оно состоит, обсуждают последовательность хода работы.
После этого ребенок под руководством взрослого делает разметку и отпиливает боковые части для пианино. Когда детали готовы, нужно не забыть зачистить напильником или наждачной бумагой места распила, чтобы они были гладкими. Затем в каждую отпиленную деталь вбить по 2 гвоздя (на 1/3). Доску для клавиатуры поставить вертикально, сверху приложить одну из боковин так, чтобы один край плотно совпадал с клавиатурой, а второй выступал. Аналогично прибивают вторую боковую сторону игрушки. После этого надо положить корпус горизонтально, к его нижней части приложить соединенные ранее детали (как это показано на рис. 67) и прибить двумя гвоздями. Под руководством взрослого ребенок намечает место для клавишей и рисует их водоэмульсионной краской, смешанной с черной гуашью. Когда игрушка готова, взрослый анализирует и оценивает работу ребенка, хвалит его, следит, чтобы рабочее место было убрано.

ВЕСЫ (рис. 68)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание весов — 30X7X5, чаши весов (2 детали по 8,5X7X2), верхняя часть корпуса весов — 9x7x20. Гвозди, клей, картон, плотная бумага, акварельные краски.
Инструменты: молоток, клещи, пила-ножовка, тиски, напильник или наждачная бумага, линейка, карандаш, ножницы.
Ход работы. Для создания этой игрушки можно разрешить ребенку с помощью распиловочной коробки отпилить две детали — чаши весов — от доски большего размера. Для этого взрослый подбирает доску 17x7x2 см, на которой сначала карандашом и линейкой делает разметку, разделив ее пополам. При отсутствии распиловочной коробки используются детские тиски и пила-ножовка. Взрослый напоминает и показывает, в какой позе нужно стоять во время работы, как нужно зачистить места распила, пользуясь напильником или наждачной бумагой. Верхнюю часть корпуса весов мастерит взрослый.
Чтобы прибить чаши весов к основанию, в них сначала шилом намечаются места для гвоздей, а затем забиваются гвозди на 1/3. После этого намечаются карандашом места, где чаши должны быть прибиты к основанию (отступив на 1 см с левого и с правого края), плотно прикладывается сначала одна чаша, и забивается гвоздь до конца, а затем прикладывается и вторая чаша.
Коромысло с чашами переворачивается, и на расстоянии 12 см от левого и правого края намечаются шилом места для гвоздей, которые забиваются на одну треть. После этого верхняя часть корпуса весов переворачивается и к ней плотно прикладывается основание вместе с чашами (как это показано на рис. 68), затем гвозди забиваются до конца.
Примечание. После этого, чтобы завершить игрушку, нужно помочь ребенку вырезать из плотной бумаги шкалу и написать красками цифры, смастерить стрелку из картона и предложить придумать, как сделать стрелку подвижной. Затем нужно оценить работу ребенка, его старание и сообразительность.

Рис. 68. Весы:
1 - общий вид; 2 — детали игрушки; 3 и 4 — прибивание чашек весов к основанию; ,5 — установка (прибивание) корпуса к основанию.
Рис. 69. Настольные часы:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 и 4 — прибивание подставки к корпусу; 5, 6 и 7 — прибивание звонка к корпусу.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (рис. 69)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): подставка — 12х5х1, корпус — 8x3,5x7. Звонок — 1X1X1. Гвозди (двух размеров: 2,5 и 1,5 см), клей, краски, плотная бумага.
Инструменты: молоток, клещи, тиски, пила-ножовка, шило, карандаш, ножницы.
Ход работы. Дети обычно хорошо представляют себе часы. После рассматривания общего вида часов настольных, если ребенок имеет уже определенные навыки работы с пилой, можно разрешить ему выпилить одну из деталей игрушки — звонок, проверив перед этим, помнит ли ребенок, как нужно закреплять в тиски материал, от которого будет отпиливаться деталь, какую позу необходимо принять во время работы и т. п. Подставка заготавливается взрослыми.
На подставке делается карандашом разметка для крепления ее с корпусом часов, затем шилом (на равном расстоянии от центра) намечаются места, в которые не до конца забиваются два гвоздя. На повернутый для удобства забивания корпус часов прикладывается подставка (плотно и ровно) и гвозди забиваются в нее до конца.
После этой операции в кубик (звонок) забивается гвоздь на 1 /3. Сверху корпуса, перевернутого на подставку, карандашом, а затем шилом в центре делается отметка места для звонка, после чего маленьким гвоздем прибивается звонок.
Когда игрушка в основном готова, взрослый помогает ребенку вырезать из плотной бумаги циферблат, а из картона стрелки, надписать акварельными красками цифры, стрелки наклеить на часы. В конце работы желательно, чтобы взрослый оценил не только качество готовой игрушки, но и проявление внимательности, самостоятельности, настойчивости ребенка.

РЕШЕТКА ДЛЯ ДУША (рис. 70)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание, планки нижние (2 детали по 40x6x3), планки верхние (4 детали по 40x6x3). Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, пила-ножовка, напильник, шило.
Ход работы. Перед началом работы в беседе с ребенком взрослый выясняет, какую полезную для дома вещь можно смастерить. Решают сделать решетку для душа. Для этого прежде рассматривают общий вид решетки и убеждаются, что для ее изготовления потребуется 6 дощечек (планок). Их может заранее заготовить взрослый, хорошо, если в этой работе будет принимать посильное участие и ребенок, например зачищать места распила напильником или наждачной бумагой. Когда детали будут готовы, можно предложить ребенку подумать и сказать, в какой последовательности нужно создавать игрушку, после этого разрешить приступить к работе.
На планках, отобранных для основания, сделать разметку, т. е. наметить карандашом 4 места для гвоздей и поперечных перекладин, так же сделать разметку и на других планках. Гвозди забить на 1/3. Нижние планки установить на расстоянии 24 см. Первая поперечная планка прибивается так, чтобы она выступала на равном расстоянии с каждой стороны. Затем в намеченном месте прибить последнюю, четвертую планку, как это показано на рисунке 70, 5. После этого прибить остальные две планки. Решетка готова.
В итоге взрослый оценивает работу ребенка, отмечает его старание (как работал молотком, клещами, насколько хорошо справился с разметкой и т.д.), следит, чтобы все инструменты были убраны на место.

Рис. 70. Решетка для душа:
1 — общий вид; 2 — наметка мест прибивания верхних планок; 3 — разметка мест прибивания верхних планок к нижним; 4 и 5 — прибивание верхних планок к нижним.
Рис. 71. Числовая лесенка:
1 - общий вид; 2 - детали лесенки; 3 — наметка мест прибивания ступенек; 4 — прибивание верхней ступеньки; 5 — прибивание нижней ступеньки.

ЧИСЛОВАЯ ЛЕСЕНКА (рис. 71)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): ступенька (3 детали) — 40x10x1, боковина (2 детали) — 30X1X30. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, пила-ножовка, напильник, тиски, карандаш, линейка.
Ход работы. Взрослый и ребенок решают смастерить числовую лесенку для занятий по формированию элементарных математических представлений. Они рассматривают рисунок общего вида лесенки, выясняют, из каких деталей она состоит, обсуждают последовательность работы. Папа сам выпиливает две боковые стороны, а ребенок отпиливает после разметки три дощечки (ступеньки). В каждую такую дощечку он забивает по два гвоздя (на 1/3), отступив на 1/2 см от краев. Затем ставит две боковины, кладет на них сверху дощечку (верхнюю ступеньку) и вбивает с каждой стороны сначала один гвоздь, а затем и второй. После этого прибивает нижнюю и среднюю ступеньки. Когда числовая лесенка будет готова, взрослый оценивает, как ребенок поработал, аккуратно ли сделал поделку. Когда ребенок принесет свой подарок в детский сад, надо, чтобы он почувствовал, что его поделка очень нужна для занятий, похвалить его в присутствии всей группы. Такую лесенку можно использовать как подставку для комнатных цветов.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК (рис. 72)

Материал: Детали и их примерные размеры (в см): верх ящика (2 детали) — 20х7х1, основание — 18x13x10, боковые стороны (2 детали)— 30x1x20, передняя и задняя стенки — 30X1X13. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, пила-ножовка, линейка, шило, напильник.
Ход работы. Перед работой ребенку можно показать рисунок игрушки, рассмотреть ее изображение и определить, из каких деталей она состоит. Затем под руководством взрослого ребенок делает разметку и отпиливает основание, подбирает основные детали. После того как детали для почтового ящика будут приготовлены, можно приступить к работе. Вначале нужно соединить переднюю стенку с боковыми. Для этого в боковые стенки следует забить по 4 гвоздя на 1/3 в предварительно намеченные шилом места (отступив от края на 1/2 см); переднюю стенку поставить на ребро, затем взять одну из боковых сторон и соединить их под углом (прибить гвоздем). Аналогично прибить вторую боковую сторону. Затем основание положить между боковыми сторонами так, чтобы один край плотно прилегал к передней стенке. Тогда боковые стороны будут выступать на 1 см для крепления их с задней стороной (которую затем плотно приложить и прибить).
В двух деталях крышки ящика наметить шилом места для гвоздей и забить их на 1/3, после чего поочередно плотно приложить детали крышки так, чтобы они точно совпали с боковыми сторонами, тогда между прибиваемыми деталями будет отверстие для писем в 1 см.

Рис. 72. Почтовый ящик:
1 — общий вид; 2 — детали поделки; 3, 4, 5 и 6 — сколачивание сторонок ящика; 7 — прибивание основания ящика; 8, 9 и 10 — прибивание верха ящика.
Рис. 73. Ящик для хранения щеток:
1 — общий вид; 2 — детали ящика; 3 и 4 — прибивание подставки к полке; 5 — наметка мест прибивания полки; 6 и 7 — прибивание верха ящика к боковым стенкам; 8 и 9 — прибивание боковой стороны ящика; 10 — прибивание низа ящика.

ЯЩИК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЩЕТОК (рис. 73)

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): верх и низ ящика для щеток — 30x15x1, боковые стороны (2 детали) — 14x28x1, подставки для средней полки (2 детали) — 14x2x2, задняя стенка — 30х28х1. Гвозди двух размеров, краски (водоэмульсионная и гуашь).
Инструменты: молоток, пила-ножовка, тиски, напильник, клещи, карандаш, шило, кисточки.
Ход работы. Перед работой можно сообщить ребенку, что сегодня будут делать полезную вещь для дома — ящик для щеток; предложить рассмотреть общий вид предмета, его детали, уточнить последовательность работы.
Для поделки такого ящика ребенок может заготовить детали, сделать под руководством взрослого разметку и отпилить верхнюю и нижнюю стороны ящика, чтобы образовалось отверстие для щеток. Сначала в дощечки-подставки для средней полки надо забить по 2 гвоздя (только на 1/3). Затем эти подставки прикрепить к боковым сторонам ящика на расстоянии 12 см от края. После этого в крышку ящика забить по 2 гвоздя слева и справа на расстоянии 1/2 см от краев. Аналогично подготовить и основание ящика. Боковая сторона с подставкой и крышкой скрепляется так, чтобы передняя часть совпадала, тогда с другой стороны крышка будет выступать на расстоянии 1 см, что необходимо для дальнейшего соединения с задней стенкой ящика. Так же прибивается и вторая боковая стенка. Затем в заднюю стенку ящика забить 4 гвоздя (на 1/3), сбитый до этого корпус (крышка и две боковые стороны) повернуть горизонтально, а к нему плотно приложить и прибить заднюю стенку. Затем корпус положить на крышку и прибить основание, заготовленное заранее. Готовый ящик можно покрасить водоэмульсионной краской, украсить любыми узорами. Готовый ящик для щеток нужно обязательно использовать, чтобы ребенок видел, что его труд нужен другим.

БУФЕТ ДЛЯ КУХНИ (рис. 74)1
1 Игрушка создается из полуфабрикатов.

Материал. Детали и их примерные размеры (в см): дощечки для боковых сторон — 30x10x1,5; брусок для нижней части буфета — 15х10x27; брусок для верхней части буфета — 7x10x27. Пластина между верхней и нижней частью — 7. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш (для родителей — шило), линейка.
Ход работы. Рассмотреть с ребенком рисунок буфета для кухни, определить, из каких частей состоит игрушка, в какой последовательности нужно сбивать детали.
Уточнить с ребенком количество деталей и подсчитать, сколько для работы нужно гвоздей. Проследить, чтобы на полуфабрикатах, заранее подобранных родителями, дети наметили карандашом места для забивания гвоздей и после этого приступили к сборке игрушки.
Работу можно начать с забивания гвоздей в боковые пластины (пока не покажутся концы на обратной стороне). Затем одну из пластин с вбитыми гвоздями укладывают на двух брусках так, чтобы края пластины были установлены ровно на одной линии с верхним и нижним бруском.
После того как пластина установлена правильно, взрослый может поддержать ее, пока ребенок будет забивать гвозди в бруски до конца. Так же следует забивать и вторую пластину. Затем ребенок цветными карандашами проводит посередине линии, обозначающие дверцы, и короткие черточки, обозначающие ручки. Для этого можно использовать линейку, чтобы линии были ровными.
По окончании работы ребенку можно разрешить покрасить буфет белой краской.

Рис. 74. Буфет:
1 — общий вид; 2 и 3 — забивание гвоздей в боковые пластины; 4 — детали игрушки; 5 — прибивание боковых пластин к верхнему и нижнему бруску; 6 — проведение линий, условно обозначающих дверцы.
Рис. 75. Мебелевоз:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание мотора к основанию; 4 и 5 — прибивание кабины и кузова к основанию; 6 и 7 — крепление колес.

МЕБЕЛЕВОЗ (ИЛИ ФУРГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ МЕБЕЛИ) (рис. 75)

Эта игрушка сложнее. Для ее изготовления ребенок сам должен заготовить детали больших размеров. Одновременно полезно закрепить термины, обозначающие пространственные отношения.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание — 29X10X1,5; мотор — 5x6x5; кабина — 5X8Х9; фургон — 19X10X13,5; колеса — диаметр 3,6x0,8 (4 шт.). Гвозди. Лист бумаги, на которой нанесены линии, равные длине основания и высоте кабины.
Инструменты: молоток, клещи, шило, напильник, пила, карандаш, линейка, шпилька.
Ход работы. Взрослый вместе с ребенком рассматривают рисунок машины. Затем спрашивает, видел ли ребенок такую машину, каково ее назначение. Уточняет, какие машины мастерили в детском саду (легковой автомобиль «Жигули», грузовик, молоковоз и др.). Выясняет, чем новая машина — мебелевоз отличается от тех машин, что делали ранее. Оказывается, что у мебелевоза необычный, большой кузов, в него ставят различную мебель, а затем ее перевозят.
Рассматривая вместе с ребенком рисунок игрушки, взрослый просит запомнить слова, обозначающие пространственные отношения деталей. (Слева от кабины находится мотор, а справа — кузов-фургон. Кузов расположен над основанием, мотор — перед кабиной, а кабина — позади мотора; колеса прибиваются сбоку и т.д.).
Для изготовления машины ребенок самостоятельно заготовит две детали (основание и кабину). Он знает, что для заготовки деталей нужно сначала сделать их разметку при помощи линейки и карандаша. Опираясь на имеющиеся у детей знания изготовления разных машин, взрослые вместе с ребенком намечают последовательность операций изготовления игрушки: соединить мотор, а затем кабину и кузов с основанием, затем подвижно закрепить колеса справа и слева При этом использовать подкладную шпильку, чтобы колесо, оказавшееся снизу, оставалось подвижным, пока прибивается верхнее колесо. После этого взять инструменты и материал, который понадобится для заготовки деталей основания и кабины (взрослый помогает определить с помощью условной мерки, какого размера основание и кабину для игрушки нужно отпилить от доски, помогает подобрать доски нужной толщины, следит, чтобы разметка была выполнена верно). Затем ребенок самостоятельно отпиливает детали и зачищает места распила напильником. Когда все детали заготовлены, можно начать сборку игрушки. Взрослый следит за правильностью действий, за тем, чтобы ребенок осторожно пользовался шилом при подготовке мест для забивания гвоздей. В конце работы поделку надо оценить, отметить, что игрушка получилась хорошая, потому что ребенок постарался.
Примечания: 1. Расстояние от центра переднего колеса до краев основания — 2 см, заднего — 6,5 см.
2. Для того чтобы мебелевоз двигался, кузов можно изготовить, используя прием ящичного соединения деталей. При этом ящик необходимо расположить так, чтобы открытая часть осталась сзади. К кузову можно прибить дверь, для этого взять кусочек резины (ширина 1,5—2 см, а длина равна длине двери). С левой стороны отверстия резина прибивается к кузову, а справа — к двери мелкими гвоздями.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz