каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-9
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.04.2024, 13:06

скачать книгу

<- предыдущая страница

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
(Материал для подготовки беседы с родителями)

...Совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей.
Как здесь правильно говорили, формирование человека начинается с первых лет его жизни. О работе нашей школы и других учебных заведений немало говорилось в ходе Пленума. Мне хотелось бы подчеркнуть одно: партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.
Хорошее средство воспитания — соединение обучения с производительным трудом. Надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд — производительный, нужный обществу.
Труд содействует и физическому развитию. А с этим у нас не все благополучно. Я имею в виду не только уроки физкультуры и занятия спортом, но и приобретение какого-то минимума знаний в области гигиены и медицинской помощи. Надо, чтобы человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1988 года. М., 1983, с. 18.

Мы должны делать ребят в наших детсадах ребятами счастливыми, думать не только о том, как вырастить из них будущих примерных школьников, а о том, как создать для ребят такую обстановку, чтобы детский сад был для них родным домом, чтобы их тянуло в детский сад. «Радостное детство» дает зарядку на всю жизнь...
Смешно думать, что для того, чтобы сделать ребят счастливыми, надо накупать им как можно больше самых дорогих игрушек, кормить самыми вкусными сластями, показывать им каждый день балеты, да театры, да кино, одевать в шелковые трусики, рассказывать самые нелепые сказки.
Тот, кто так думает, детей не знает, не понимает, думает, как из них барчат заправских воспитать... Надо знать круг их представлений, навыков, надо знать и понимать ребят. Только при понимании ребят можно их окружить настоящей материнской заботой, сделать их счастливыми...
Мы должны уважать права ребенка, в первую голову его право на образование — то образование, которое необходимо для его возраста,— ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т. д. и т. п. Надо идти навстречу его желанию ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений...
Каково право на труд у дошколят? Для дошколят труд смыкается с игрой. Целевые установки для дошколят не имеют еще значения: начнет лепить из глины кошку, а вылепит человека,— но с раннего детства надо учить ребят убирать за собой, стирать пыль, мыть посуду, собирать ягоды, кормить кур, собак. Только ребята любят контроль знающего человека.
* * *
Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях.
Для овладения техникой чрезвычайно важно умение рисовать, умение строить. Такого рода игры тоже чрезвычайно важны. Но нам часто кажется так: как же наши дошколята не будут принимать участия в той стройке, в которой принимает участие страна, надо их привлечь к этому делу. Это верно. Привлечь их к этому делу надо. Они сами к этому стремятся. Ведь ребята — они очень подражают. Они видят, как пионеры делают что-то такое, скажем, для колхозного движения, что-то делают для фабрик и заводов. Это будит их интерес, вызывает подражание. Но тут очень легко скатиться к тому, что мы будем рассчитывать: а что даст труд ребят для производства?..
Мы, конечно, должны иметь производство в виду, мы, конечно, должны растить для производства настоящих работников, но если мы близоруко к этому подойдем и захотим, чтобы сейчас, сию минуту, ребята работали для производства, то из этого могут получиться очень отрицательные результаты.
* * *
Нужно сказать, что трудовое воспитание должно быть посильным ребятам. Нельзя подходить к ребятам всех возрастов с одной меркой...
...У взрослого человека и даже у подростка труд имеет определенное целевое назначение, а у ребенка цель труда — это познание окружающего. Поэтому труд у него очень изменчив. Детский труд — характерный труд. Ребенок часто не замечает всех сторон труда. Начнет что-нибудь делать, увлечется чем-нибудь, заметит что-нибудь, и он забудет о труде. Вот попадает в руки бабочка, он начнет рассматривать крылышки, а что хотел сделать — он уж забыл, его поглотило это наблюдение.
Вот особенности детского возраста...
* * *
При выборе труда надо учитывать интерес детей, их представление о производительном труде. Только постепенно представление ребенка о производительном труде приближается к представлению о нем взрослого человека.
Затем при выборе труда необходимо выбирать формы труда, носящие коллективный характер. Коллективный труд имеет наиболее воспитывающий характер. Затем важен правильный подход к труду. Необходимо, чтобы дети сами поставили себе цель, обсудили план работы, распределили между собой работу, наметили формы взаимопомощи в процессе труда и затем каждый выполнил бы свою функцию с наибольшей добросовестностью и усердием. Так поставленный труд будет иметь громадное воспитывающее значение, будет развивать в детях навыки организаторов жизни, а с другой стороны — приучать их к той самодисциплине, которая воспитывается не приказом, не боязнью наказания, а самой сущностью коллективного труда. Так организованный труд будет также способствовать правильной оценке ребенком своих сил. При выборе труда надо также руководствоваться тем, чтобы цели, которые ставятся детскому труду, сначала были несложны и близки детям и лишь постепенно усложнялись и делались более отдаленными.
Крупская Н. К. Дети — наше будущее. М., 1975, с. 86—87, 164—165, 236, 265.

Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания...
Гармоническое всестороннее развитие человека, образованность, духовное богатство, моральная чистота — все это достигается только при том условии, когда наряду с интеллектуальной, нравственной, эстетической и физической культурой человек достигает высокой ступени культуры труда, трудового творчества. В понятие «трудовая культура» мы включаем не только совершенство практических умений и навыков, мастерство, достигнутое благодаря выучке, умелому руководству трудом со стороны старших. Это лишь одна сторона труда. Сущность трудовой культуры — роль, место трудовой деятельности в духовной жизни человека, интеллектуальная насыщенность и полнота, нравственное богатство, гражданская целеустремленность трудового творчества. Трудовая культура — это такая ступень духовного развития, когда человек не может жить высоким нравственным вдохновением, духовно обогащает жизнь коллектива...
* * *
Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т., т. 2, с. 292, 293.

Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен.
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., т. 2, с. 51— 52.

Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979, с. 125.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры... Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. ...Трудовая подготовка, воспитание трудового качества — это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Макаренко Л. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., т. 2, с. 51—52.

Какими бы сложными ни были машинная техника и технологические процессы, ручной труд никогда не перестанет быть важнейшим элементом производства. Понятие «ручной труд» не является синонимом понятия «физический труд». В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элементарных умений и навыков ручного труда предшествует овладению техникой... Благодаря мастерству ручного труда становятся более тонкими, уверенными умения, связанные с управлением сложными машинами и механизмами. Люди, прошедшие длительную школу ручного труда, умеют так управлять машиной, что узлы и детали взаимодействуют плавно, без рывков. Поистине, можно сказать, талант умельца на кончике пальцев...
Воспитательная роль ручного труда зависит от того, что и как делает человек руками, как процесс труда связан с ходом мысли работающего. В ручном труде мы придаем большое значение умению, расчету, сочетанию точности движения с физическим усилием в воздействии на материал в процессе его обработки, преобразования с целью создания чего-то нового.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т., т. 2, с. 340.

Труд нельзя представлять упрощенно как практическое закрепление, проверку на практике знаний, приобретенных на уроке. Эта связь должна развиваться в более глубокую и тонкую проблему: умственное развитие — труд, ум — труд. Умелое решение этой проблемы в воспитании подростков имеет исключительное значение. Найти такую работу, которая развивала бы умственные силы и способности, вводила человека в мир творчества,— одна из главных задач умственного и трудового воспитания, и успеха тут можно достичь лишь тогда, когда их решают в единстве.
Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен не только добывать хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе — это одно из важнейших правил трудового воспитания. Чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда.
Единство труда и эмоционально-эстетического воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т., т. 1, с. 525—526.

Воспитательным идеалом, на мой взгляд, является то, чтобы счастье человека в семье и в обществе было заботливым, беспокойным, тревожным. Одна из самых ярких граней воспитания заключается, по моему глубокому убеждению, в том, чтобы утверждать сильные чувства и душевные переживания, взрослые заботы маленького человека. Без трудностей, без напряжения недоступно понимание счастья. Здесь мы подходим к тому, что Горький называл деянием — творческим трудом, созиданием. Труд — первый и самый честный страж совести и долга. Труд в широком смысле — как слияние порывов души и энергии рук, как отношение человека к человеку, человека к коллективу, Родине, одухотворенное высокими побуждениями выразить, проявить себя на поприще гражданского служения народу.
Важнейший источник счастья детства, отрочества, ранней юности — это неугасимый культ уважения к труду. Чувство уважения к труду связывает ребенка духовными нитями долга с другими людьми — вначале с близкими, а потом и со всеми честными соотечественниками. Из чувства уважения к труду, из мысли о том, что труд — творец счастья, рождается то состояние долженствования, без которого немыслимо себе представить элементарную моральную культуру человека, его ответственность за свое будущее. Мысль о том, что я должен, рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство изумления, удивления перед трудом матери и отца, перед общественным трудом.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т., т. 3, с. 534

Детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо, созданные для ребенка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока они не почувствовали, не пережили на собственном опыте (а опыт сам по себе стихийно никогда не приходит), что важнейший источник их личной радости — это труд и пот старших, они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость.
...Люди с каменным сердцем чаще всего вырастают именно в тех трудовых семьях... где отец и мать души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют от них ничего. С первого взгляда, это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет; ребенок вырастет с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика, с. 28—29.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если эту тряпку он сам выпросит у матери, если он к этой тряпке предъявит определенные санитарные требования, если он потребует лучшую тряпку и т. д. Точно так же и починка изломанных игрушек должна быть предоставлена ему самому в той мере, в какой это ему по силам, разумеется, с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.
С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры...
В раннем детстве, конечно, многое ребенку нужно и подсказать и показать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать такую готовность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива — значит воспитать настоящего советского гражданина.
Очень часто бывает, что ребенок по своей неопытности, по слабости ориентировки не может самостоятельно заметить потребности в той или другой работе. Родители должны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребенку выяснить свое отношение к этой задаче и принять участие в ее разрешении. Это часто лучше всего делать, вызывая простой технический интерес к работе, но и злоупотреблять этим способом нельзя. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна...
Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически неспособен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам и его пониманию.
Не нужно при этом поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку, поправляя в этом случае допущенную нами ошибку в самом назначении работы.
Макаренко Л. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., т. 2, с. 56—60.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Вот и кончилось дошкольное детство.
Первое сентября...
Распахиваются двери школ. В этот день миллионы ребят устремляются навстречу веселому звонку. Среди них и ваши воспитанники.
Многому научили вы их: одеваться и раздеваться, ухаживать в живом уголке за растениями и животными, быть честными, справедливыми, добрыми, научили их думать, фантазировать, любить родную природу, свою Родину, воспитали уважение к труду взрослых и стремление самим участвовать в труде на пользу людям.
Сооружая игрушки из природного материала и дерева, ребята приобрели много полезных навыков: они научились забивать гвозди, пользоваться молотком, клещами, познакомились с распиловочной коробкой и с ее помощью научились действовать пилой.
И кто знает, может быть, интерес к работе с деревом, пробужденный в детском саду, с возрастом не угаснет и кто-либо из ребят, которым вы впервые открыли красоту обработанного дерева, станет отличным столяром, резчиком, инкрустатором, создаст шедевры прикладного искусства. Ведь основа заложена.


ЧТО ЧИТАТЬ

Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с. 210—223.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, т. 1, с. 86.
Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М., 1979.
Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.
Воспитание и обучение в детском саду. М., 1974.
Детский сад. М., 1982.
Детский сад и семья. М., 1981.
Лиштван З. В. Конструирование. М., 1981.
Логинова В. И. Трудовое воспитание детей. Л., 1974.
Мир детства. (Дошкольник). М., 1979 (глава «Воспитывать трудолюбие»).
Печерникова И. А. Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье. М., 1965.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. М., 1977 (глава «Воспитание ребенка в труде»).
Статьи в журналах: «Дошкольное воспитание», «Семья и школа».


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ............ 3
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ДЕРЕВУ
Условия организации работы по дереву ....
Значение ручного труда для гармонического развития ребенка ...... 9
Уголок труда .......... 16
Основные приемы работы по дереву ... 26
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ИГРУШКИ
Старшая группа ..........31
Сначала покажем и расскажем .... -
Сделаем простые игрушки ......38
Выполним задания посложнее .... 59
Подготовительная к школе группа .... 80
Закрепим умение мастерить ..... -
От простых игрушек — к сложным ... 92
Вместе с родителями ........ 125
Эти игрушки можно сделать дома ... 130
Вместо заключения ......... 157
Что читать ........... 158


Эвелина Карповна Гульянц
УЧИТЕ ДЕТЕЙ МАСТЕРИТЬ

Редактор О. М. Кузьмина
Художник М. Я. Турбовской
Художественный редактор А. Л. Кашеков
Технический редактор М. М. Широкова
Корректор Т. С. Царикова

ИБ № 7707
Сдано в набор 02.06.83. Подписано к печати 05.01.84. Формат 60x90 1/16 Бумага типогр. № 2. Гарнит. литер. Печать офсетная. Усл. печ. л. 10 + 0,25 форзац.
Усл. кр.-отт. 21,50. Уч.-изд. л. 10,89 + 0,43 форзац.
Тираж 600.000 экз. Заказ 654. Цена 65 коп.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, ГСП-110, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Смоленский полиграфкомбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Смоленск-20, ул. Смольянинова, 1.

65 коп.


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz