каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.07.2019, 01:20

скачать книгу

<- предыдущая страница следующая ->

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ДЕРЕВУ

Некоторые приемы работы по изготовлению поделок из дерева необходимы почти на каждом занятии: разметка, пиление, соединение гвоздями, склеивание, отделка.
Разметка означает нанесение размеров или линий границ будущей детали на ту или иную заготовку.
Разметку прямолинейных деталей делают обычно при помощи линейки или условной мерки (рис. 15). Линейку нужно держать левой рукой, двумя-тремя пальцами. На доске отметка делается карандашом или мелом. Карандаш должен быть хорошо очиненным. При нанесении линии карандаш надо держать чуть наклонно к линейке и тому материалу, на котором делается отметка. Чтобы линия получилась точной, лучше 2—3 раза провести карандашом без нажима, чем наносить линии за 1 раз сильным нажимом карандаша. Особенно точной разметки требуют места соединения деталей друг с другом. Поэтому размечать материал нужно тщательно, не спешить и помнить о мудрой русской пословице: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».
Пиление, раскрой проводятся обычно лучковой пилой или ножовкой. Полотно лучковой пилы должно быть натянуто. Отпиливание производят по линии разметки. Для точного поперечного отпиливания полотно пилы держат отвесно (рис. 16). Пилой водят спокойно и равномерно. После распила на материале остаются неровные поверхности (заусенцы, шероховатости). Эти места нужно зачистить напильником или наждачной бумагой, при этом деталь предварительно зажимается в тисках (рис. 17).
Соединение деталей. Когда нужные детали отпилены, зачищены, прилажены, их соединяют. Самыми простыми способами соединения деталей является «шитье» гвоздями (рис. 18). Иногда, помимо основного соединения деталей при помощи гвоздей, можно воспользоваться соединением отдельных деталей при помощи клея. Этот способ соединения деталей более прочный. Для этого применяют водостойкий казеиновый или синтетический клей (которые используют согласно заводской инструкции).
Прочно склеить можно только тщательно подогнанные сухие поверхности.
Отделка. Чтобы придать изделию красивый вид, его покрывают краской (лучше масляной или гуашевой) в зависимости от назначения (диван, машина и т.п.). Окраска важна не только из эстетических соображений. Ребенок, окрашивая предмет, учится выделять его части, при этом развивается наблюдательность: вспоминает, как выглядит предмет в действительности, какого он цвета. Например, пожарную машину окрашивают в красный цвет, а диван разрисовывают орнаментом.
Чтобы придать игрушке блеск и привлекательность после окраски игрушек, воспитатель покрывает их бесцветным лаком с помощью кисточки или тампона параллельными полосами, примыкающими одна к другой. Тампон смачивают лаком так, чтобы при легком нажиме он оставлял ровные полосы. После этого поделку сушат.
Итак, в процессе работы детей по дереву решаются воспитательные и образовательные задачи:
развитие у детей поисковой мыслительной деятельности;
приобретение практических навыков и умений, умений пользоваться инструментами;
подведение детей от этапа изготовления игрушек по образцу с объяснением к этапу самостоятельной работы (по замыслу);
соблюдение последовательности создания поделок в усложняющемся плане в соответствии с инструкционными картами поэтапного изготовления игрушек и характеристикой усложнения работы;
формирование технических навыков работы по дереву (от элементарных операционных и до конструкторских навыков);
воспитание общественной направленности труда;
воспитание культуры труда, т. е. умения содержать в порядке во время труда рабочее место, соблюдать правила работы с инструментами и др.

Рис. 15. Разметка при помощи линейки.
Рис. 16. Поперечное отпиливание материала ножовкой.
Рис. 17. Зачистка места распила при помощи напильника.
Рис. 18. Соединение деталей гвоздями.

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ИГРУШКИ

СТАРШАЯ ГРУППА

СНАЧАЛА ПОКАЖЕМ И РАССКАЖЕМ

Подготовительный этап обучения детей умению делать игрушки из дерева — создание у ребят положительного эмоционального отношения к данному виду деятельности. Поэтому до начала работы надо познакомить детей с образцами игрушек-самоделок, показать комнату или уголок труда, где они будут работать, а затем провести беседу.

ЭКСКУРСИЯ В УГОЛОК ТРУДА

Цель. В процессе рассматривания игрушек из дерева вызвать у детей интерес к работе, желание самим научиться делать подобные игрушки; познакомить с комнатой или уголком труда; дать общее представление об оборудовании и инструментах.
Ход экскурсии. Воспитатель вносит в групповую комнату несколько самодельных игрушек (пароход, танк, самолет, кровать для куклы и др.), предлагает детям внимательно рассмотреть эти игрушки, спрашивает, нравятся ли им они. Сообщает, что эти игрушки изготовили сами дети, что такие игрушки дети делают в уголке труда.
Затем все идут в уголок труда (или в другое место, отведенное для работы с деревом,— на веранду, под навес), где стоят рабочие столы или верстаки, секционный шкаф с материалами и инструментами. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в уголке труда светло, что здесь дети делают самодельные игрушки за столами и за верстаком (специальный стол, на котором удобнее работать). Затем знакомит детей с материалом, сообщает предварительно некоторые сведения о дереве: дерево привозят из леса, оно твердое, из него можно делать мебель (столы, стулья, кровати, шкафы) и разные предметы (ящики, лодки и т. д.). Из дерева можно делать и игрушки.
Далее объясняет детям цели дифференцировки материала по форме, рассказывает, что дощечки, из которых делают различные предметы, могут отличаться друг от друга формой (треугольной, квадратной, прямоугольной) и размером (длинные и короткие, толстые и тонкие, узкие и широкие). Показывает, как хранятся материалы: на одних полках шкафа лежат рейки (они длинные и узкие), на других — бруски (они толстые), на третьих — дощечки разной толщины. Такой порядок расположения удобен для пользования материалами. Можно проверить знания детей о форме. Для этого показать деревянные детали (квадрат, куб, круг) и спросить, какой они формы; показать, какие дощечки называются фанерными (тонкие), сказать, что фанерные дощечки склеены из трех тонких листочков древесины, что они очень прочные, в них можно забивать гвозди. Фанеру можно пилить, но нельзя раскалывать.
Воспитатель подводит детей к шкафу с инструментами, показывает пилу, молоток. Обращает внимание на то, что все инструменты лежат в порядке (пилы, молотки, клещи и др.), называет инструменты и спрашивает у детей название и назначение инструментов: «Если вы забьете гвоздь криво, то что нужно сделать и каким инструментом?» Во время экскурсии воспитатель задает вопросы, например, показывая длинные рейки, спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы из рейки получились ножки для кукольного столика? Какие для этого нужны инструменты?» Однако не следует задавать детям сразу много вопросов и сообщать много новых сведений.
Подытожив ответы детей, педагог повторяет назначение основных инструментов, подчеркивает, что с помощью пилы можно отпилить детали нужных размеров, а молотком и гвоздями соединить, сбить, сколотить дощечки, рейки, бруски и другие детали, чтобы они были прочными. Места распила надо зачистить напильником, рашпилем или наждачной бумагой. Чтобы вбить гвоздь, прежде надо шилом наметить для него место, неправильно забитые гвозди вытаскивают клещами. Затем дети подходят к полке с игрушками, сделанными в подготовительной к школе группе. Воспитатель предлагает рассмотреть красивые игрушки.
При проведении экскурсии дети живо интересуются поделками, по предложению воспитателя быстро узнают их и правильно называют.
Используя заинтересованность ребят, воспитатель может предложить детям подумать и сказать, какие игрушки они хотели бы сделать.
После того как названы разные предметы, воспитатель может посоветовать детям внимательно рассмотреть и запомнить, из каких частей состоят игрушки, которые они хотели бы сделать. В конце экскурсии воспитатель спрашивает, что дети узнали нового на экскурсии, и говорит, что теперь и они будут заниматься в уголке труда, учиться делать игрушки.

Беседа на тему: «КТО ИЗ ДЕТЕЙ ЗНАЕТ ИНСТРУМЕНТЫ И УМЕЕТ ИМИ РАБОТАТЬ» (краткая, примерный вариант)

Цель. Закрепить понимание назначения основных инструментов (молоток, клещи, пила, напильник, шило); выяснить, кто из детей дома трудится, пользуясь различными инструментами; узнать их желания, степень знакомства с инструментами; уточнить представления детей об игрушках-самоделках, о том, как их можно использовать.
Ход беседы. Воспитатель приносит готовые поделки: диван, кровать, лесенку и др., а также ящик строительного материала и некоторые инструменты: молоток, напильник, пилу и др. (рис. 13). Напоминает детям об экскурсии в уголок труда, показывает молоток и спрашивает, как называется этот инструмент, что им можно делать.
Аналогично рассматриваются остальные инструменты, принесенные на занятие. Затем воспитатель выясняет, у кого из детей дома имеются инструменты, разрешают ли родители пользоваться инструментами, что конкретно дети делали. Воспитатель повторно показывает инструменты всем детям, после чего предлагает вспомнить и назвать инструменты, с которыми дети только что познакомились.
Выясняет далее, как можно использовать такие игрушки-самоделки, и, выслушав ответы детей, обобщает, что с игрушками-самоделками можно не только самим играть, но и подарить их малышам детского сада либо младшим сестре или брату. Кроме того, сообщает о том, что дети научатся делать полезные для всех вещи — ящик для рассады, полочки, кормушки для птиц, скворечники. Затем предлагает рассмотреть принесенные поделки, вызывает желающих сконструировать подобные игрушки из строительного материала. Сравнивают и выясняют, что поделки прочно сколочены, их можно переносить, так как детали в них соединены гвоздями, а при конструировании они только приложены друг к другу.
В итоге беседы воспитатель отмечает, с какими инструментами дети познакомились, выясняет, кто из них знал инструмент раньше, наблюдал работу родителей и помогал им. Напоминает детям, что с помощью этих инструментов из материала (из дерева) они будут мастерить игрушки.
Вначале дети получают элементарные знания и овладевают некоторыми навыками работы по дереву (осваивают наиболее простые и рациональные способы сколачивания дощечек, реек, брусков в разных сочетаниях и положениях, учатся пользоваться краем стола при изготовлении игрушек с ножками). Для этого они должны прежде всего научиться действовать основными инструментами (молоток, клещи, пила). (Рис. 19.) В качестве материала дети старшей группы используют главным образом готовые детали (полуфабрикаты), с которыми им придется производить 2—3 операции (например, сколачивание при изготовлении скамейки, кровати, раскрашивание). Затем, помимо работы с полуфабрикатами, детей обучают отмериванию равных отрезков при помощи условной мерки, линейки, т. е. разметке материала (рис. 20), а также использованию дополнительных материалов.
Как же формировать у детей навыки работы инструментами? Сначала показывают молоток, учат правильному и свободному его применению, поясняют, что молоток нужно держать правой рукой, ближе к концу ручки, крепко, но не стараться сильно сжимать, а гвоздь придерживать левой рукой, чтобы он не упал. Дети узнают, что ударять по шляпке гвоздя нужно сначала не изо всей силы, а так, чтобы гвоздь, немного войдя в дощечку, держался; когда станет заметно, что гвоздь закрепился, надо быстро убрать левую руку, чтобы не ударить по пальцам, и держать не гвоздь, а деталь, в которую он забивается. Теперь можно ударять сильно, размашистыми ударами, до полного забивания.
На первых порах удары неточные и гвозди часто кривятся, поэтому детей учат пользоваться клещами, чтобы вытаскивать гвозди: схватить гвоздь под шляпку (ближе к доске) и, опираясь краем клещей о деталь, вытащить гвоздь.
Детей учат подбирать гвозди в соответствии с толщиной материала, обращаться с пилой, показывают, что если пилить на верстаке, то деталь надо зажать тисками или в распиловочной коробке прижимным винтом. Воспитатель объясняет, как в это время надо стоять: не нужно сильно наклоняться вперед, левая рука, придерживающая деталь, должна находиться от пилы на расстоянии. (Показывает, как держать правой рукой ручку пилы — не очень сильно нажимая.) Чтобы сделать место для пилы, надо 2—3 раза провести пилой только вниз, а потом стараться пилить ровно без рывков, стоять твердо, ноги немного раздвинуты, левая рука немного выдвинута вперед.
Детям дошкольного возраста вначале не сразу удается правильно держать и направлять пилу; желательно для большей безопасности все работы с пилой производить при помощи распиловочной коробки с лучковой пилой или с пилой-ножовкой.
В процессе обучения детей работе по дереву воспитатель пользуется показом образца, который сооружает в присутствии детей, объясняя при этом последовательность операций. Дошкольников привлекают к анализу образца, с помощью воспитателя они выясняют последовательность изготовления данной игрушки.
На этом этапе работы важно научить ребят делать игрушки по условию: детям объясняют, для чего понадобится игрушка, а они сами учитывают данные условия (например, построить мост, по которому будут ехать автомобили определенных размеров, кровать для больших или маленьких кукол и т.п.).
Сначала делают простые игрушки, которые требуют выполнения небольшого количества операций (моторный бот, тумбовый стул и др.). Позже, когда дети научатся действовать пилой, количество операций увеличивается. Дополнительная операция заключается в отпиливании какой-либо детали (дощечки небольшого сечения, необходимой для изготовления игрушки).
По окончании работы детей учат анализировать результаты своего труда — свои поделки и работы, выполненные другими детьми, сопоставляя с образцом. Постепенно они начинают видеть допущенные ошибки (конечно, сначала под руководством воспитателя, а позже и самостоятельно).
Во время работы важны тон воспитателя, его заинтересованность делом, готовность в нужный момент оказать ребенку помощь, особенно на первых порах, чтобы каждый мог справиться с заданием. Это необходимо для формирования у детей положительного отношения к труду, интереса к деятельности. После нескольких заданий (4—6), когда дети овладеют элементарными приемами работы, можно переходить к изготовлению игрушек по замыслу. Это одна из сложных форм работы, так как здесь дети должны не только копировать прошлые задания по изготовлению игрушек. Их работа должна явиться результатом активной преобразующей умственной деятельности. Ребенок не только должен назвать игрушку, которую он хочет смастерить, но и представить ее, продумать, чтобы она чем-то отличалась от предыдущих. Воспитатель побуждает детей к творчеству.
Обучая операциям работы по дереву, воспитатель постоянно напоминает детям правила техники безопасности.
Все задания объясняются общими психолого-педагогическими задачами — выработать необходимые умения и навыки пользования инструментами в работе по дереву, формировать умения анализировать образец, развивать самостоятельность (особенно при изготовлении игрушек), умения задумать поделку, выполнить ее, укреплять положительное эмоциональное отношение к труду, воспитывать у детей общественную направленность их труда.
Для того чтобы дети в процессе работы научились правильно пользоваться молотком, необходимы предварительные упражнения. Создание игрушек и других предметов настолько захватывает ребят, что они во время работы перестают обращать внимание на то, как держат инструмент, насколько правильно им действуют.

Рис. 19. Инструменты, используемые во время беседы.
Рис. 20. Разметка с помощью мерки.

УПРАЖНЕНИЯ

Можно предложить упражнение — забивание гвоздей в виде различных геометрических фигур (квадратов, треугольников, ромбиков и т.д.). Это вызовет большую заинтересованность детей в работе.

ЗАБИВАНИЕ ГВОЗДЕЙ В ФОРМЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ

Цель. Обучить детей в процессе забивания гвоздей навыкам владения молотком; познакомить с правилами содержания рабочего места в уголке труда; формировать положительное отношение к ручному труду.
Материал. Бруски произвольного размера. Гвозди.
Предварительная работа. Воспитатель цветным карандашом рисует на брусках геометрические формы (квадрат, треугольник), затем на углах шилом намечает отверстия, в которых может удержаться вставленный гвоздь. Затем вместе с детьми рассматривают образец, заранее сделанный воспитателем. Во время рассматривания поделки педагог объясняет, как надо выполнять работу.
Ход работы. Воспитатель сообщает детям, чем они будут заниматься — будут учиться мастерить из дерева, что основной материал — гвозди, деревянные бруски, дощечки, кругляки (показывает). Гвозди бывают короткие и длинные, толстые и тонкие (показывает), но все они состоят из металлического стержня, заостренного внизу, и шляпки на тупом конце. Гвоздь можно вбить в доску. Затем показывает брусок, в который вбиты гвозди в виде треугольника, и сообщает, что сегодня дети будут учиться забивать гвозди в виде квадрата и треугольника, показывает образец и объясняет приемы работы: гвоздь нужно держать ниже шляпки тремя пальцами левой руки, а в правой держать молоток (ближе к концу ручки). Сначала гвоздь укрепляют слабыми ударами молотка в намеченном отверстии, а затем левую руку убирают с гвоздя (держат ею брусок), а правой сильными ударами забивают гвоздь на нужную глубину.
Дети рассказывают о последовательности выполнения работы, после чего переходят к практическим действиям.
Воспитатель осуществляет контроль за работой детей. В случае необходимости показ повторяет 2—3 раза. В это время педагог стоит так, чтобы все его движения были хорошо видны. В конце работы подводят итог. Воспитатель обобщает результат действий детей, подчеркивает, чему они научились. Затем сообщает, что по окончании работы каждый должен убрать свое место, объясняет, какие предметы для этого потребуются (совки, щетки, веник и др.), показывает место их хранения. В это время дети могут помогать друг другу, так как некоторые могут отстать из-за того, что позже выполнили задание и нуждаются в помощи. На каждом занятии должны быть дежурные, которые проверяют, как ребята убрали рабочие места, и подметают пол.

ЗАБИВАНИЕ ГВОЗДЕЙ В ВИДЕ ДОРОЖКИ

Цель. Продолжать обучать детей правильному пользованию молотком, ровно вбивать гвоздь при изготовлении дорожки; воспитывать навыки самообслуживания при уборке рабочего места.
Предварительная работа. Воспитатель цветным карандашом рисует на брусках дорожку, затем на равном расстоянии шилом намечает шесть отверстий, в которых может удержаться гвоздь.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям брусок с начерченной дорожкой и намеченными для гвоздей отверстиями, объясняет, чем сегодня они будут заниматься: продолжать учиться правильно держать молоток и забивать гвозди на брусках, располагая места забивания в виде дорожки. После этого воспитатель показывает, как это делается, напоминает, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Затем дети повторяют последовательность операций, после чего переходят к практическим действиям.
Воспитатель внимательно следит за позой, движениями детей, за работой каждого ребенка, показывает и объясняет действия тем, кто затрудняется.
Сделать дорожку из гвоздиков можно поручить двоим детям. Каждый вбивает правую или левую сторону дорожки. Когда один ребенок забивает гвоздь, второй в это время помогает ему удерживать брусок за противоположный конец.
В конце занятия подводят итог работы. После оценки результатов воспитатель напоминает детям, что каждый должен убрать рабочее место. Дежурные подметают пол.
До изготовления игрушек из дерева желательно побывать с детьми в ближайшей школе в столярной мастерской. Воспитатель предварительно договаривается с учителем труда о дне экскурсии, о том, чтобы старшеклассники взяли шефство над дошкольниками, чтобы они посещали малышей в дни занятий ручным трудом по дереву, по возможности помогли им заранее подготовить основные детали, необходимые для изготовления игрушек (по указанным размерам)1.
1 В дальнейшем воспитатель облегчает или усложняет задание по заготовке деталей, учитывая степень подготовленности групп к каждому занятию.
Так можно закончить подготовительный этап в работе детей старшей группы по изготовлению игрушек из дерева.

СДЕЛАЕМ ПРОСТЫЕ ИГРУШКИ

После того как дети на практике познакомятся с забиванием гвоздей, можно переходить к изготовлению игрушек. Рекомендуются поделки в следующей очередности (исходя из сложности заданий): моторный бот, тумбовый стул, скамейка садовая, кровать деревянная, кроватка с сеткой, далее занятие по замыслу, диван для маленьких кукол, лестница, мост, носилки, стул с ножками, столик на четырех ножках — и в итоге — занятие по замыслу.
Первые шесть заданий объединяются общей целью — знакомство с молотком, клещами, формирование первоначальных навыков работы с этими инструментами; знакомство с техникой безопасности (правила поведения при работе). Изготовление игрушек по замыслу позволяет воспитателю проверить, как дети овладели различными умениями и навыками, как они проявляют в работе самостоятельность, инициативу.
В процессе выполнения последующих заданий в первом полугодии решаются более сложные задачи — учить детей делать разметку (отмеривать разные отрезки), учить приемам обращения с пилой, продолжать формирование навыков пользования молотком и клещами.

Рис. 21. Моторный бот:
1 — общий вид игрушки; 2 — детали игрушки; 3 — прибивание верхней части моторного бота к основанию двумя гвоздями; 4 — прибивание капитанской рубки к верхней части бота двумя гвоздями по диагонали.

МОТОРНЫЙ БОТ (рис. 21)

Цель. Учить детей делать простейшую игрушку, правильно располагать детали, равно удаляя верхнюю часть основания от краев нижней; развивать глазомер; формировать навык работы с молотком, гвоздями и клещами; воспитывать интерес и любовь к труду.
Материал1. Детали и их примерные размеры (в см): доска для основания корпуса 20x8x1,5 (впереди с двух сторон срезана под углом); верхняя часть корпуса 13х5х1,5 2; доска для капитанской рубки 5x4x1,5. Гвозди.
1 Материал понимается в широком смысле — к нему относятся не только летали, заготовки, но и гвозди, клей и т.д.
2 Имеется в виду длина X ширина X толщина (или высота).
Инструменты: молоток, клещи, карандаш.
Материал находится на рабочих местах.
Ход работы. Воспитатель сообщает тему занятия и предлагает рассмотреть образец бота (но не в готовом виде, а детали которого только приложены друг к другу) и спрашивает: «Как называется эта игрушка? Можно ли ее вынести на улицу? Почему нельзя?»
Дети убеждаются в необходимости сколачивания деталей игрушки. Затем воспитатель показывает поэтапное изготовление моторного бота и спрашивает, какой рукой нужно придерживать гвоздь, как правильно держать молоток, как необходимо ударять вначале и потом.
После того как образец готов (рис. 21, 1), дети повторяют последовательность изготовления моторного бота:
1. Вначале необходимо произвести разметку расположения верхней части корпуса на основании (равно удалить от бортов, устанавливая эти детали на одной линии в кормовой части). Затем соединить основание и верхнюю часть двумя гвоздями (рис. 21, 3).
2. Капитанскую рубку разместить впереди на одной линии с верхней частью корпуса и прибить тоже двумя гвоздями, которые забиваются по диагонали (рис. 21, 4). Для облегчения места для забивания гвоздей воспитатель намечает шилом.
В ходе работы педагог отмечает детей, которые успешно овладевают навыком пользования молотком, и привлекает внимание всех к их работе. Например: «Дети, посмотрите все, как Саша правильно держит молоток во время работы».
В конце занятия — анализ работы, к которому привлекаются дети. Видя результат своего труда, ребята переживают огромную радость. Это учитывает воспитатель, развивая у детей интерес к труду.

ТУМБОВЫЙ СТУЛ БЕЗ НОЖЕК (рис. 22)

Цель. Учить детей соединять детали под углом, познакомить с клещами, закрепить умение правильно пользоваться молотком и забивать гвозди; развивать интерес к изготовлению игрушки для подарка малышам.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): спинка стула 15x7x1; тумба-брусок 7x6x7. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш. Для воспитателя шило.
Ход работы. Материал находится на рабочих местах.
Воспитатель в присутствии детей создает образец: сначала прикладывает детали под прямым углом, затем показывает приемы разметки, и наконец образец готов. Дети активно участвуют в его анализе — называют составные части поделки. Воспитатель, убедившись, что дети усвоили последовательность изготовления стула, предлагает им наметить на деталях карандашом места, где должны забивать гвозди, и шилом делает наколы. После этого дети приступают к работе, выполняя ее в следующей последовательности:
1. Гвозди забить в спинку стула (в предварительно намеченные шилом места), пока не покажутся с противоположной стороны (рис. 22, 3).
2. Спинку стула приложить к сиденью и прибить (рис. 22, 4).
Обычно дети выполняют задание без затруднений, к тому же они узнают, что эту игрушку делают в подарок малышам, поэтому работают старательно.
При изготовлении этой игрушки воспитатель показывает, как пользоваться клещами, и объясняет, что неверно забитые гвозди (искривленные) можно вытащить клещами. При этом клещи нужно держать в правой руке, а левой рукой придерживать деталь с гвоздем. Разрешает детям взять клещи и попробовать самостоятельно вытаскивать забитые гвозди.
В процессе работы воспитатель снова напоминает детям правила техники безопасности, в случае необходимости оказывает помощь, отмечает удачные действия ребят.
После завершения работы воспитатель привлекает всех детей к анализу изготовленных поделок, называет удачные работы, выясняет причины неудавшихся поделок. Затем предлагает детям самим решить, какие игрушки можно отобрать для подарка малышам.

Рис. 22. Тумбовый стул:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в намеченные места спинки стула; 4 — прикладывание и прибивание спинки стула к сиденью.
Рис. 23. Скамейка без спинки:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в основание скамейки; 4 — прибивание левой ножки стула к основанию; 5 — прибивание правой ножки к основанию игрушки.

СКАМЕЙКА БЕЗ СПИНКИ (рис. 23)

Цель. Научить детей во время работы пользоваться краем стола, делать разметку; закрепить умение правильно располагать детали; формировать навыки работы с молотком и клещами; закрепить правила техники безопасности.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 16x5x1, ножки 4x5x2. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, линейка, карандаш. Для воспитателя шило.
Ход работы. Воспитатель создает образец в присутствии детей и в беседе с ними попутно выясняет, из каких частей состоит скамейка, сколько нужно забить гвоздей, чтобы она была прочной, не качалась. Затем показывает, как правильно сделать разметку изготовления скамейки. Для этого готовую деталь основания скамейки кладут на стол, на ней на равном расстоянии от краев устанавливают ножки и отмечают их положение. Проведенные линии продолжают по толщине основания (с целью правильного обозначения карандашом расположения ножек).
Воспитатель вместе с детьми устанавливает последовательность работы:
1. Забить 4 гвоздя в отмеченных местах основания игрушки (рис. 23, 3).
2. Прибить левую ножку скамейки (рис. 23, 4).
3. Прибить правую ножку скамейки (рис. 23, 5).
Педагог показывает детям, как разметить место забивания гвоздей, просит ребят отметить эти места карандашом, затем шилом делает наколы и забивает гвозди, пока концы их не покажутся с обратной стороны. Далее прибивает одну ножку. Чтобы прибить вторую ножку, воспитатель показывает, как можно использовать край стола. Для этого прибитую к основанию первую ножку опускают за край стола и затем забивают гвозди для второй ножки, пока они не покажутся с противоположной стороны; далее прикладывают соответственно разметке вторую ножку и прибивают ее. Можно использовать не только край стола, но и подкладной брусок соответствующей высоты.
После показа воспитателем последовательности выполнения образца дети (1—2 ребенка) повторяют действия, и все начинают делать игрушки.
Если все же некоторые дети затрудняются выполнить задание, надо предложить такому ребенку еще раз рассказать о последовательности изготовления скамейки, в необходимых случаях повторить показ действий.
Воспитатель следит за работой каждого ребенка, вопросами помогает детям самостоятельно исправить допущенные ошибки. Попутно закрепляет правила техники безопасности.
В конце занятия после анализа и оценки работ дети должны смести со стола щеткой сор и убрать его.

ДЕРЕВЯННАЯ КРОВАТЬ (рис. 24)

Цель. Учить детей договариваться в процессе совместного труда по изготовлению кроватки для кукол; закрепить навыки скрепления деталей под углом; формировать дружеские взаимоотношения в процессе совместного труда.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 16x8x5; спинки 10x8x1,5. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш.
Материал (желательно полуфабрикаты), необходимый для поделки, находится на столах у детей.
Ход работы. Детям сообщают, что сегодня они будут делать деревянные кровати для игрового уголка, при этом будут трудиться не каждый над своей игрушкой, а вдвоем создавать одну поделку. Воспитатель предлагает всем рассмотреть готовый образец кроватки, уточняет количество операций и последовательность действий при ее изготовлении:
1. В намеченных на спинках кровати местах забить гвозди (рис. 24, 3).
2. Приложить одну спинку к основанию кровати и прибить ее (рис. 24, 4).
3. Таким же способом прибить к основанию игрушки вторую спинку (рис. 24, 5).
Затем распределяет задания между детьми (подобное распределение проводится с учетом возможностей детей). Если до этого каждый ребенок мастерил свою игрушку от начала до конца, то теперь, соединяя детей в пары для совместного изготовления одной поделки, ребенка ставят в новые условия. Воспитатель, заранее намечая для работы такие пары детей, исходит не только из принципа «умелый с неумелым», но и из возможности ребят оказать друг другу помощь в выполнении задания, делать это доброжелательно1.
1 См.: Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983, с. 169—170.
В ходе работы педагог следит за совместной деятельностью детей, за тем, чтобы между ними устанавливались доброжелательные отношения, не возникали конфликты.
При изготовлении игрушки дети теперь сами могут отобрать нужное количество гвоздей, наметить на спинках места, где их забить.
По окончании работы воспитатель отмечает, не только тех детей, у кого лучше игрушки, но и тех, которые работали дружно и согласованно.

Рис. 24. Деревянная кровать:
1 — общий вид; 2 — детали игрушки; 3 — забивание гвоздей в намеченных местах спинок кровати; 4 — прикладывание и прибивание одной спинки к основанию кровати; 5 — прибивание второй спинки к основанию кровати.
Рис. 25. Кроватка с «сеткой»
1 — общий вид; 2 — части игрушки; 3 — прибивание одной спинки к основанию-сетке; 4 — прибивание второй спинки к основанию-сетке.

КРОВАТКА С «СЕТКОЙ» (ПО УСЛОВИЮ) (рис. 25)

Цель. Учить детей мастерить игрушки по условию: соразмерять детали для кровати в соответствии с ростом данной куклы и делать разметку; закрепить умение сбивать детали под углом (при соединении основания со спинкой); развивать глазомер, умение сравнивать; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): первое основание 16x8x1,5; спинка 13x8x1,5; второе основание 20x10x1,5; спинка 15x10x1,5. Гвозди.
Инструменты: молоток, клещи, карандаш, линейка.
Ход работы. На рабочем месте каждого ребенка и на столе воспитателя лежат полуфабрикаты для кукольных кроватей двух размеров и кукла.
Воспитатель намечает на спинках кроватей наружные линии, по которым дети во время работы прибивают гвозди для соединения спинок кровати с основанием (сеткой). Показывает маленькую кровать, в которую нельзя уложить куклу, и спрашивает у детей: «Почему кукла не помещается в кроватке? Как изготовить кроватку, чтобы в нее можно было положить куклу?» В процессе беседы сообщает детям, что некоторые куклы не имеют кроваток и им не на чем спать, поэтому надо сделать им кроватки. Выясняют, что при сооружении кроватки для куклы каждый должен соразмерить длину основания кровати с ростом куклы, т. е. выполнить определенное условие; уточняет, кто из детей не понял, что означает соразмерить, после чего показывает и объясняет, как это нужно сделать.
По предложению воспитателя дети самостоятельно отбирают материал, который потребуется для изготовления кроватки определенной куклы.
Педагог выясняет далее, знают ли дети, сколько нужно гвоздей, чтобы кроватка не качалась (спрашивает 2—3 детей), уточняет последовательность операций:
1. Приложить одну спинку к основанию (сетке) кровати и прибить (рис. 25, 3).
2. Таким же способом прибить к основанию вторую спинку (рис. 25, 4). Затем показывает линию с наружной стороны, по которой нужно прибить гвоздики, и с внутренней стороны, где будет основание (сетка). Дети прикладывают основание к спинке точно по линии, проверяя по краю, который должен совпадать.
В процессе занятия воспитатель следит за тем, как дети держат молоток, как обращаются с клещами, правильно ли забивают гвозди.
Когда работы закончены, готовые поделки рассматривают все дети. Воспитатель обращает внимание на более удачные, аккуратные игрушки, вскрывает причины ошибок. При этом побуждает ребят к сопереживанию успехов и неудач товарищей, отмечает тех детей, которые в работе помогали друг другу.
В заключение педагог подчеркивает, что теперь дети умеют делать кроватки по размерам своих кукол, т. е. научились соразмерять, выполнять заданные условия. После этого приступают к уборке уголка труда.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz