каморка папыВлада
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.04.2024, 05:28

скачать книгу

страница следующая ->

Э. К. Гульянц
УЧИТЕ ДЕТЕЙ МАСТЕРИТЬ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Издание 2-е, дополненное
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984

ББК 74.113
Г94
Рецензент: доктор педагогических наук профессор Н. Г. Морозова
Гульянц Э. К.
1'94 Учите детей мастерить: Пособие для воспитателя дет. сада.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1984.— 159 с., ил.
В пособии дается методика формирования первоначальных умений и навыков работы детей по дереву в процессе изготовления игрушек.
Второе издание дополнено новыми образцами поделок для изготовления их в домашних условиях.
г 4305000000- 328 -89-84 ББК 74.113
103(03) —84 372
© Издательство «Просвещение», 1979 г.
© Издательство «Просвещение», 1984 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудовое воспитание подрастающего поколения в нашей стране рассматривается как неотъемлемая часть коммунистического воспитания, а труд — как действенное средство всестороннего развития личности.
Задачи трудового воспитания и обучения подрастающего поколения с новой силой и остротой поставлены XXVI съездом КПСС, в решениях которого подчеркивается, что партия в центр воспитательной работы ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества развитого социализма.
Коммунистическая партия, Советское правительство и народ доверили работникам народного образования ответственное и почетное дело — воспитать достойную смену. Люди, которым предстоит строить коммунизм и жить в светлом будущем, должны отличаться любовью к труду. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте формировать элементарные трудовые навыки, чувства коллективизма и товарищества, учить детей добру и дружбе, готовить к школьному труду.
Цель пособия — помочь воспитателю в формировании интереса и любви к труду у детей дошкольного возраста. Положительное отношение, заинтересованность трудом взрослых возникает у детей рано. Они стремятся скорее приобщиться к миру взрослых, к их деятельности.
В процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста важно не только обучать их элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, но и формировать нравственные качества, необходимые будущему школьнику: это самостоятельность, целеустремленность, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, доброжелательность в отношениях со сверстниками и др.
В воспитании трудолюбия, интереса к труду необходимы успех ребенка в получении результата, целостного продукта и оценка его деятельности. Психологами установлена взаимосвязь между мотивами труда и его результативностью, обосновано значение общественной мотивации для воспитания старательного отношения детей в работе. Все это учтено в пособии: здесь труд детей рассматривается как важное средство подготовки их к обучению в школе.
Ручной труд, и в частности работа с деревом, является не просто доступным для детей видом труда,— эта деятельность ребенка способствует сенсорному, умственному, нравственному его развитию. Чтобы ручной труд стал эффективным средством всестороннего развития детей, нужна система работы, основанная на последовательности заданий возрастающей сложности, переходе детей от работы по образцу к работе по условиям, по замыслу, а также на усложнении и самих образцов (от предметного — к инструкционной карте).
XXVI съезд КПСС указал на необходимость создания предпосылок обучения детей начиная с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Поэтому важно обучать детей дошкольного возраста анализу образца, умению устанавливать последовательность действий при выполнении заданий, а также обращать особое внимание на значение коллективной деятельности детей, их совместного труда в развитии инициативы, творчества, в формировании личностных качеств, необходимых будущему школьнику.
В целях подготовки детей к школе особое внимание в процессе работы детей с деревом надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки.
Формирование у детей ответственного отношения к труду можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Этот вопрос лучше изучен применительно к хозяйственно-бытовому труду. Однако возросшие психофизиологические возможности детей 5—6 лет позволяют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» решать более сложные задачи, в частности формировать ответственное отношение к делу и в процессе других видов труда.
Характерные черты ответственности проявляются и у детей дошкольного возраста, однако они еще часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Поэтому формирование личностного качества в процессе решения той или иной задачи во многом зависит от руководящей и направляющей роли воспитателя. Установлено, что оптимальные возможности для формирования ответственности за общее дело создаются в совместном ручном труде (К. А. Климова, К. Вольцис). Удалось выявить условия, способствующие успешному воспитанию ответственности у детей: это осознание самими взрослыми возможности и необходимости активного формирования личностных качеств у дошкольников; умелое руководство детской деятельностью (применение методических приемов, активизирующих сознание и чувства ребенка: он должен выполнить задание качественно; контроль за деятельностью ребенка); организация такой деятельности, в процессе которой ребенок понимает значимость своего участия и мобилизует все силы, чтобы результат получился лучшего качества.
Для формирования ответственного отношения в процессе совместного труда по дереву (например, при выполнении заданий типа «Морской порт», «Зоопарк» и т. п.) ребенок должен осознать, что он выполняет часть общего дела, что качество конечного результата зависит от качества работы каждого. Первыми помощниками воспитателей должны быть родители, так как общественная направленность семьи, продуктивная деятельность детей совместно со взрослыми дома оказывают большое влияние на формирование ответственного отношения ребят к порученному делу.
Формирование у старших дошкольников навыков самоконтроля особенно актуально в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, предъявляемыми требованиями. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их.
Самоконтроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы. Большинство детей 6—7 лет, если воспитатель не нацеливает их на самоконтроль, на сравнение своей поделки с образцом, на проверку последовательности работы, редко задумывается над вопросом, правильно ли они выполняют задание, почему так, а не иначе, хотя все хотят сделать хорошую игрушку. Поэтому, планируя работу по дереву в старшей и подготовительной группах, воспитатель не должен забывать, что успешность формирования начальных форм самоконтроля и взаимоконтроля зависит от организации педагогического процесса, от установки воспитательного процесса на развитие самоконтроля. При этом важно побуждать детей не только сравнивать с образцом результат работы, готовую игрушку, но и по ходу выполнения задания контролировать способы действия.
Рисунки (инструктивные карты) в данном пособии отражают последовательность создания игрушек, их можно использовать для демонстрации детям образца, так как одновременно с пояснением задания (например: «Мы будем сегодня учиться мастерить большую машину — грузовик, а для этого прежде всего рассмотрим образец — рисунок грузовика»), анализом образца и выяснением последовательности операций создания игрушки, наглядно представленной в инструкционной карте, это будет способствовать формированию у детей навыков самоконтроля.
Воспитатель, учитывая, что в процессе работы с деревом есть все условия для формирования у детей самоконтроля, побуждает их к проверке своих действий при выполнении задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы (Н. Н. Поддьяков).
Не менее важно формировать у детей умение оценивать свою работу. Каждый человек испытывает потребность в оценке результатов своего труда. Ребенок дошкольного возраста способен к самооценке, которая формируется под влиянием мнения окружающих: воспитателя, родителей, сверстников — на основе учета им успешности своих действий. Через оценку результатов своих действий, своих поступков дети могут перейти к оценке черт характера, что очень важно для формирования личности. Самооценка изменяется в процессе воспитания и обучения. Доброжелательное, внимательное отношение взрослого к работе детей (как и учет их индивидуальных особенностей) является необходимым условием формирования объективной оценки ребенком своей деятельности.
В процессе формирования объективной самооценки не следует постоянно подчеркивать достоинства работ одних и тех же детей. Это развивает у одних зазнайство, чувство превосходства, пренебрежительное отношение к поделкам товарищей, у других появляется неуверенность в своих силах, неверие в успех. Желательно оценку детским поделкам давать как в ходе их создания, так и по окончании работы. После того как задание будет выполнено, целесообразно выставлять поделки для общего рассматривания и оценки (оценивают дети под руководством взрослого). Оценка работ детьми от старшей к подготовительной группе постепенно становится более детальной.
Воспитывая у ребят самооценку, необходимо побуждать их к доброжелательной критике, используя для этого примерно такие вопросы: «Как можно оценить твою работу? Почему ты так думаешь? Что, по-твоему, в игрушке выполнено хорошо, что не получилось? Почему? Покажи игрушку, которая сделана лучше, чем твоя. Объясни, почему ты так думаешь. Что тебе в ней нравится?» И т. п.
Работу по дереву проводят один раз в неделю с небольшими группами детей (6—8 человек), чтобы воспитатель имел возможность контролировать выполнение каждым ребенком не только отдельных операций, но и работы в целом.
Намечать подгруппы детей вначале удобнее в алфавитном порядке, а позже, в процессе работы, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребят, умение договариваться в процессе труда.
Список детей и график работы подгрупп заносят в специальную тетрадь. Такая организация даст возможность включить в работу каждого ребенка, что важно для формирования умения действовать простейшими инструментами.
Работу детей по дереву проводят в специальной комнате, в уголке труда или на участке детского сада под навесом. Надо обязательно определить место для хранения инструментов, материалов (в зависимости от местонахождения, условий, специфики детского сада, его возможностей).
Остановимся на этих вопросах подробнее.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ДЕРЕВУ

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ДЕРЕВУ

ЗНАЧЕНИЕ РУЧНОГО ТРУДА ДЛЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Работа по изготовлению игрушек из дерева — это вид деятельности ребенка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребенка с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью, воспитатель стремится не только к тому, чтобы дошкольник приобрел новые знания, умения. В процессе работы он решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.
Как известно, посильный труд важен для физического развития детей: он повышает работоспособность, способствует улучшению кровообращения, развитию мышц, движений. Например, в процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза (сенсомоторика), а согласованные движения пальцев — один из основных показателей готовности ребенка к труду в школе, приобретению практических навыков работы в школьных мастерских, навыков письма, черчения.
Содержательная сторона трудовой деятельности заключается в овладении детьми элементарными умениями и навыками при выполнении заданий, затем в овладении более сложными навыками в практических действиях с различными материалами, полуфабрикатами.
Однако нельзя выполнять практические действия, если ребенок не научился представлять их последовательность: подумать (рис. 1), сравнить, спланировать действия, прийти к выводу о необходимости выполнить именно так данное задание, т. е. подойти к мысленному решению практических задач.
В процессе работы по изготовлению игрушек из дерева дети активно действуют инструментами, под руководством взрослого (рис. 2) правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется ясное представление о таких категориях, как величина, форма. В сравнении и при отборе предметов совершенствуются точность восприятия, глазомер, накапливается сенсорный опыт.
Изготовление поделок из дерева требует от детей не только наглядно-действенных практических операций, но и предварительного размышления, анализа стоящей задачи, выделения главного, существенного при ее решении.
«Чем больше дети трудятся, тем больше тайн природы раскрывается перед их сознанием и тем больше нового, непонятного видят они перед собой. Но чем больше непонятного, тем активнее мысль; недоумение — это самая верная «затравка» мышления»1.
1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с. 257.
Работа детей по изготовлению игрушек из дерева — это деятельность, позволяющая воспитателю учить детей четко разделять задания на отдельные операции и планировать их последовательность.
В работе с деревом воспитателю предоставляется широкая возможность использовать разные образцы (модель игрушки, рисунок, фотографию и т. п.) Наглядность помогает ребенку более вдумчиво подойти к поиску способов изготовления поделки. Вначале дети анализируют различные предметы, игрушки или их изображения под руководством воспитателя, а затем учатся делать их самостоятельно.
Упражняясь в самостоятельном анализе, дети не только приобретают умение определять качество готовой поделки, но и постепенно научаются устанавливать причины ошибок, контролировать действия в процессе работы, оценивать результат (рис. 3).
Занятия ручным трудом способствуют развитию речи, дают возможность отучить детей от пользования общими словесными обозначениями пространства, приучают более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения (сверху, сбоку, слева, справа, рядом и т. д.).
По мере овладения сложными навыками и умениями дети работают с большей инициативой, у них появляются элементы творчества, конструктивной смекалки, сообразительности (догадываются, как прикрепить колеса, чтобы они вращались, дополняют фары к машине, зеркало и т. д.).
Труд — важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств (настойчивости, взаимопомощи, внимательности и др.), которые необходимы для учения в школе и в дальнейшей трудовой жизни (рис. 4).
Формируя навыки работы с деревом, мы учим детей мастерить. В процессе работы решаются и воспитательные задачи. Дети будут трудиться охотно, если, начиная с младших групп, их небольшой опыт обогащен представлениями о труде различных специалистов, рассказами об орудиях труда, инструментах, материалах, машинах, которые имеются на производстве. Уже с младшего возраста воспитатель дает детям такие задания, выполнение которых принесет им радость.
Чем старше становятся дети, тем более яркую общественную направленность приобретают мотивы трудовой деятельности. Однако и в этом процессе велика роль воспитателя, который подводит детей к осознанию цели труда. Когда перед детьми стоит цель — сделать игрушку в подарок малышам, папе или маме, то дети начатое дело всегда доводят до конца, проявляя при этом особое старание, желание выполнить работу хорошо (рис. 5). От понимания результативности и полезности своей работы ребенок испытывает радость. При этом у него возникают положительные эмоции. Он начинает осознавать значимость своего труда. Постепенно изготовление игрушек, которые можно использовать в игре, а также полезных предметов усиливает интерес к этому виду деятельности (рис. 6).
При изготовлении игрушек-самоделок работают небольшими подгруппами. При этом каждый ребенок выполняет задание один либо вдвоем. Очень важно в этом случае научить ребят договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, в какой последовательности собирать игрушку.
В процессе совместного, коллективного труда дети учатся работать дружно, помогать друг другу, чутко относиться к тем, у кого не все сразу хорошо получается. Таким образом, создается возможность для формирования доброжелательных взаимоотношений.
Вопросы эстетического воспитания решаются на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Так, воспитатель, работая с трехлетками, обращает их внимание на красоту окружающей природы во время прогулок. Накопленный к 5—6 годам опыт наблюдений и труда в природе, изготовление игрушек из различного природного материала развивают у детей чувство прекрасного, художественный вкус: дети стремятся сделать игрушку более красивой, похожей на образец, украсить свою поделку, используя для этого дополнительный материал.
Труд по изготовлению игрушек из дерева органически связан с изобразительной, конструктивной деятельностью.
В чем же заключается эта связь? Конструирование, занятия и игры со строительным материалом имеют большое значение для развития не только воссоздающего воображения и пространственных представлений детей, но и процессов анализа и синтеза для понимания соотношения частей в структуре объекта, количества необходимого материала.
Конструирование из строительного материала может быть плодотворным в том случае, если воспитатель учит детей видеть внешние признаки, вглядываться в конструкцию окружающих построек и сооружений, понимать их значение, соотношение частей, взаиморасположение. Например, при рассматривании моста через реку необходимо обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки). Но для более полного представления о конструктивных особенностях моста необходимо рассказать детям о том, что мост имеет опорные части, которые держат его. Важно обратить внимание на массивность опор, на особенности их крепления.
После такой предварительной работы детям будет понятно, почему при сооружении моста для опоры нужны наиболее устойчивые детали. Развитию умения анализа образца способствует также отбор необходимых деталей, определение размера постройки, выбор украшений и т. п.
На занятиях конструированием и в строительных играх дети выполняют задания, которые способствуют развитию наблюдательности, умения представить конструкцию в целом, выделить в ней составные части, установить их взаиморасположение, соотношение по величине, размерам, что также важно для развития умения анализировать образец будущего изделия.

Рис. 1. Ребенок во время работы обдумывает действия.
Рис. 2. Воспитатель контролирует правильность действий ребенка.
Рис. 3. Умение оценивать результаты — важный этап работы.
Рис. 4. Дети стараются работать лучше, если игрушка предназначается малышам.
Рис. 5. В создании игрушки важна помощь друг другу.
Рис. 6. Дети испытывают удовлетворение, играя с игрушками-самоделками.

УГОЛОК ТРУДА

В детских дошкольных учреждениях, где групповые комнаты большие (более 60 кв. м), оборудуют уголок труда (рис. 7). Если для работы детей по дереву нет постоянного места, используют переносные верстаки. В яслях-садах на 140 или 280 мест за счет некоторой реконструкции помещений выделяют для труда по дереву специальную комнату. Ее можно хорошо оборудовать, и работу детей проводить, соблюдая необходимые санитарно-гигиенические требования.
В уголке труда работу с деревом организуют в холодное время года, а весной, летом и ранней осенью (в теплую и сухую погоду) для ручного труда желательно иметь специально оборудованную веранду на участке.
В малокомплектном детском саду или в приспособленном для размещения детского учреждения (сезонного детского сада) помещении часто нет соответствующих условий для создания комнаты либо уголка труда. В таких случаях работу с деревом проводят только в теплое время года на воздухе, на специально оборудованной веранде.
Уголок труда должен иметь хорошее дневное освещение (рис. 8), от этого зависит и самочувствие и настроение ребят.
Перед занятиями помещение тщательно проветривают.
Дети выполняют задания по изготовлению игрушек за рабочими столами или верстаками. На рисунке 9 изображен верстак, выпускаемый Главучтехпромом. Крышка такого верстака изготовлена из сухой плотной древесины (ясень, бук, береза), а подверстачье — из сосны. Высота крышки регулируется. В каждом верстаке имеется устройство для зажатия обрабатываемого материала.
Чтобы экономно использовать площадь уголка труда, верстак должен быть минимального размера: длина 1 м—1 м 20 см, ширина 30—40 см, высота 65—70 см.
В детских садах иногда используются самодельные столярные верстаки (изготовленные шефами). Это обычные неширокие столы из досок с приспособлением для зажатия обрабатываемого материала. Для этой цели можно использовать также тиски, которые крепятся на верстаке (рис. 10).
Обычно в уголке труда устанавливают 3—4 верстака, можно разборных, внутри которых в ящичках и на полочках хранят материалы, инструменты, нужные во время работы.
Если верстаки отсутствуют, работу детей можно организовать за рабочими столами. Это обычные столы, но с более тяжелой крышкой. Толстая крышка заглушает шум, возникающий в процессе работы.
Ребенок работает за рабочим столом или верстаком стоя (рис. 11), держась прямо, плечи расправлены.
Воспитатель следит за тем, чтобы во время работы детей соблюдались гигиенические требования, а также правила техники безопасности при использовании материалов и инструментов. Под техникой безопасности понимается правильное применение исправного инструмента, хранение инструментов и материалов, забота о достаточном проветривании помещения, а также правилах противопожарной безопасности.
В комнате (или уголке) труда необходимо иметь аптечку, содержащую антисептические препараты: перекись водорода, свинцовую примочку, зеленку, бинт, ножницы, пинцет, лейкопластырь, бумажные салфетки. Для каждого ребенка должен быть рабочий фартук. Рабочее место дети убирают, пользуясь щеткой (для сметания с верстака и рабочего стола опилок, обрезков и других древесных отходов), совком, веником, небольшим ведерком для мусора.
Оборудуя помещение для работы по дереву, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, а также особенности воспитательно-образовательного процесса данного детского сада.
В уголке труда ребенок сначала ориентируется с помощью воспитателя, а позже сам легко находит инструменты и материалы, которые ему необходимы для работы.

Рис. 7. Так выглядит уголок труда в групповой комнате.
Рис. 8. Во время работы в уголке труда свет должен быть слева.
Рис. 9. Общий вид верстака, выпускаемого Главучтехпромом.
Рис. 10. Такой верстак могут сделать шефы.
Рис. 11. Правильная поза ребенка во время работы.

ИНСТРУМЕНТЫ

В детском саду должны быть основные инструменты для работы по дереву. Их следует хранить или в обычном секционном шкафу, или на отдельных полках (рис. 12). Важно, чтобы инструменты ребенок мог взять легко, поэтому высота полок должна быть удобной для дошкольников, соответствовать их росту.
Молоток столярный (рис. 13, а) состоит из головки стальной прямоугольной формы и ручки. Боек должен быть ровным, чтобы не скользил по шляпке гвоздя. Для дошкольников желательно, чтобы площадь бойка была не очень мала. Ручка должна быть приблизительно в 2,5 раза больше длины головки. Масса молотка 160—200 г. Длина головки 7—9 см. Длина ручки 18—25 см.
Клещи (рис. 13, б) для вытаскивания гвоздей. Длина 13—15 см. Ручка 12 см. Масса 100—200 г.
Пила лучковая (рис. 13, в). Детям лучше пользоваться поперечной лучковой пилой (т. е. с зубьями, имеющими форму равностороннего треугольника), заточенной вразноточку, от 3 до 4 зубьев на 1 см с тонким, но достаточно широким полотном1.
1 Рекомендация А. С. Шастова.
Пила лучковая в распиловочной коробке конструкции А. С. Шастова, В. А. Греченко (рис. 13, д). Дошкольникам для изготовления игрушек-самоделок часто требуется определенной величины дощечка, рейка. Лучковая пила в распиловочной коробке дает возможность ребенку самому (без всякой опасности) отпилить и заготовить необходимый материал, так как эта коробка не позволяет полотну пилы отклоняться от определенного направления. Размеры пилы в распиловочной коробке: рама 33x28 см, распорка 33 см, длина полотна 33 см, ширина полотна 1,5 см, толщина от 0,1 до 1 мм. Зубья равносторонние 3x1 см. Станок (коробка) делается из крепкого дерева (клен, бук и т.д.). Полотно пилы укрепляется в прорезы в ручках под углом 18°. Под этим же углом делаются прорезы для ручек в распорке. В станке материал для отпиливания крепится прижимным винтом длиной 8 см.
Подставку под коробкой можно сделать длиннее — 26 см, чтобы она выступала на 4—5 см с каждой стороны, что даст возможность крепить коробку к верстаку струбцинами по диагонали за эти выступающие части.
Пила-ножовка (рис. 13, г). Для дошкольников удобны различные ножовки:
пила-ножовка маленькая (из набора «Юный столяр»), общая длина 28 см, длина полотна пилы 17 см, длина зубьев 4 мм, количество зубьев 4 на 1 см; ножовка универсальная по дереву, общая длина 32 см, длина полотна 21 см, длина зубьев 3,5 мм, количество зубьев 4 на 1 см; ножовка с винтообразным полотном, общая длина 35 см, длина полотна 19 см, длина ручки 7 см.
Пила-ножовка в распиловочной коробке. Перепиливание досок, брусков, планок под определенным углом ножовкой также удобно производить в распиловочной коробке.
Известно несколько конструкций распиловочных коробок. Профессионалы-столяры и плотники при пользовании ими не применяют каких-либо специальных устройств для закрепления в коробке перепиливаемых заготовок, и при пилении коробка удерживается свободной рукой. Дети, а тем более дошкольники, так пользоваться распиловочной коробкой не могут. Для них перепиливаемая деталь или заготовка должна быть закреплена прочно в коробке. Еще удобнее, если и коробка прикрепляется к верстаку.
Детали, отпиленные под углом 90°, в игрушках встречаются наиболее часто. Несколько реже применяются детали, отпиленные под углом 45°. Хотя и в редких случаях, но встречается необходимость отпилить детали под углом 22,5°. Поэтому можно рекомендовать иметь набор распиловочных коробок, состоящий из совмещенной коробки на два угла — 90 и 45° (рис. 13, в), а также облегченные коробки для перепиливания под одним углом — 90, 45 и 22,5°. Совмещенная коробка удобна в тех случаях, когда имеется надобность перепиливать много заготовок под разными углами. Когда же требуется отпиловка единичных деталей под одним углом, легче пользоваться облегченной коробкой, приспособленной именно под этот угол.
Распиловочная коробка показана на рисунке 14. Для ее изготовления требуется древесина твердой породы, лучше всего бук, дуб, клен и др. Доски закрепляют шурупами длиной 6—7 см.
Коробку крепят к крышке верстака посредством струбцин. Поэтому дно коробки выступает с обеих сторон на 4 см, а к его выступам на толщину стенок коробки (2 см) прикреплены (тоже шурупами на клею) в четырех углах планки, на которые накладывают сверху губки струбцин. Толщина доски дна коробки 3 см.
Ширина и высота всех распиловочных коробок одинакова — соответственно 12 и 15 см (с внутренней стороны). Длина коробки зависит от величины угла, для отпиливания которого она предназначена. Постоянными размерами приняты следующие: между центром отверстия прижимного винта (ОВ) и краем стенки 5 см; между центром ОВ и центром пропила для прямого и тупого углов 7 см; между центром ОВ и центром пропила для острых углов (т. е. с правой стороны) в коробках 9 см.
Если возникает необходимость в изготовлении коробки с тремя пропилами (90°, 45° правый и 45° левый), то расстояние от прижимного винта для пропила 90° и расстояние ОВ можно сократить. В соответствии с этим длина стенок предлагаемого набора распиловочных коробок составляет 24, 26 и 36 см. Полная длина коробок — 32, 34 и 44 см в зависимости от размера угла пропилов.
При креплении коробки к крышке верстака коробку следует ставить на угол так, чтобы ее края не выступали, а точно совпадали с краями крышки верстака или рабочего стола. Струбцины накладывают на два угла по диагонали. Таким образом коробка оказывается закрепленной в двух наискось расположенных местах. Так обеспечивается ее прочное крепление к верстаку или рабочему столу по двум основным линиям опоры и создается устойчивость, предупреждающая возможность смещения и опрокидывания.
Губки струбцин следует накладывать на прикрепленные по углам дна коробки планки так, чтобы вся ширина дна коробки была полностью свободна. Тогда в коробку можно вкладывать заготовку, длина которой превышает длину коробки.
На отпиливаемой заготовке линия распила обычно отмечается чертой. Заготовку вкладывают в коробку так, чтобы черта находилась в пропиле коробки, и в этом положении распиливаемую деталь закрепляют прижимными винтами. Длина прижимного винта 8 см (до головки винта), диаметр его резьбы 10 мм, длина воротка 6 см, его диаметр 6 мм. При перепиливании заготовки малого сечения, когда ее высота или ширина оказываются недостаточными для закрепления прижимными винтами, следует применять подкладки соответствующих размеров.
При создании коробки для винтов в переднюю стенку коробки нужно врезать пластинчатые гайки (размером 6x6 см, толщиной 6—8 мм), укрепив их болтами или шурупами. Следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности во время пиления не только в отношении пилы, но и воротков прижимных болтов, за которые при небрежном обращении можно зацепиться. Нужно приучить детей держать свободную руку в безопасном месте. Воротки прижимных винтов должны находиться, как правило, в положении, указанном на рисунке 14. Для придания им нужного положения под винты (между закрепляемой заготовкой и передней поверхностью винта) следует подкладывать куски картона. Винты по возможности держат глубоко ввинченными в коробку. Если прижимные винты сильно выступают наружу (при пилении большого сечения), коробку можно развернуть на верстаке так, чтобы винты оказались на задней стенке. В таких случаях целесообразно вначале закрепить заготовку в распиловочной коробке прижимными винтами, а после этого коробку с закрепленной заготовкой крепить к верстаку.
Напильник (рис. 13, ж) используют для удаления заусениц. Длина его 20 см (длина деревянной ручки 10 см). Для этой же цели пригодны рашпиль или наждачная бумага.
Шило (рис. 13, е) применяется довольно часто: для облегчения вбивания гвоздей в дерево, для соблюдения равного расстояния и т. д. Можно пользоваться круглым или четырехугольным шилом длиной 3 см с ручкой длиной 6—7 см.
Деревянный молоток, или киянка (рис. 13, к), вес его около 200 г, длина головки 12 см, длина ручки 20—25 см.
Тисочки используются для зажимания обрабатываемого предмета, детали. Длина тисков 14 см, длина зажимного винта 5 см, его головки 6,5 см.
Примечание. Перечисленные выше инструменты используются в процессе работы с деревом в старшей группе. Далее речь пойдет об инструментах, используемых чаще в работе с детьми подготовительной к школе группы.
Косариком и ножом (рис. 13, з, и) пользуются воспитатели. Помимо этих инструментов, воспитателю желательно иметь рубанок, коловорот (для просверливания отверстий).
Гвозди используются для соединения деревянных деталей. Они различаются по длине, толщине. Длина гвоздя должна превышать толщину доски. Гвозди брать лучше разного размера (от 2 до 4 см) с широкой шляпкой, чтобы ребенок мог анализировать, какой гвоздь ему нужен.

Рис. 12. Хранение материалов и инструментов.
Рис. 13. Инструменты:
а — молоток столярный; б — клещи; в — лучковая пила; г — пила-ножонка; д — лучковая пила в распиловочной коробке; е — шило; ж — напильник; з — нож; и — косарик; к — деревянный молоток (киянка).
Рис. 14. Крепление распиловочной коробки струбцинами.

МАТЕРИАЛЫ

Материал, который дается дошкольникам, должен быть по возможности хорошо выструган, чтобы ребенок не поцарапался и при соединениях не получались щели.
Для поделок используют бруски, дощечки, строганые и пиленые рейки, кругляки преимущественно из мягких пород дерева — сосновые, ольховые, липовые, осиновые, реже буковые. Удобны фанерные пластины (лучше березовые, которые легки и гибки).
Материалы хранят в секционных шкафах, на полках по размерам (рис. 12). Такой порядок способствует лучшей ориентировке детей в размере, форме материала. Если работа организуется на веранде, материалы обычно размещают в ящиках. Для облегчения в ориентировке на первых порах на ящике рисуют образец хранимого в нем материала.
В шкафу хранится материал, необходимый только для данной работы. В этом же шкафу хранят так называемый подсобный материал — катушки, тонкую проволоку, шпагат, леску, пластилин, обрезки пенопласта, цветную бумагу, лоскуты материи, обрезки кожи, ручки от кисточек, футляры от градусников, крышки от тюбиков с пастами и т. п., которые понадобятся детям в работе.


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz