каморка папыВлада
журнал Спутник кинозрителя 1967-02 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 22.08.2017, 17:56

скачать журнал

страница следующая ->

СПУТНИК
КИНО
ЗРИТЕЛЯ

ФЕВРАЛЬ 1967

В ЭТОМ НОМЕРЕ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ С ФИЛЬМАМИ:

Я СОЛДАТ, МАМА • ТУННЕЛЬ (СССР, Румыния) • ИХ ЗНАЛИ ТОЛЬКО В ЛИЦО • ДЯДЮШКИН СОН • ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ • ИНЫЕ НЫНЧЕ ВРЕМЕНА • НОЧИ БЕЗ НОЧЛЕГА • СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ • БЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ АИСТЫ • ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА (Румыния) • АНГЕЛ БЛАЖЕННОЙ СМЕРТИ (Чехословакия) • СВАДЬБА С УСЛОВИЕМ (Чехословакия) • ЛЮБИТЬ ВОСПРЕЩАЕТСЯ (Венгрия) • НЕБО НАД ГОЛОВОЙ (Франция) • ГОРЬКИЙ РИС (Италия) •


Борис Ефимович Галанов

С репертуаром февраля вас знакомит Б. Е. Галанов — журналист, кинокритик, редактор отдела искусства «Литературной газеты». Он автор книг, статей и рецензий о литературе, театре и кино. В качестве корреспондента «Литературной газеты» участвовал в международных кинофестивалях в Канне и Карловых Варах, был председателем жюри Федерации международной прессы на фестивале в Маннгейме (ФРГ).
*
Разнообразие — это слово, пожалуй, чаще других приходит в голову, когда начинаешь знакомиться с февральским экраном. В репертуар включены комедии и психологические драмы, фильмы-сказки и экранизации классики. Есть сразу несколько приключенческих картин, всегда пользующихся большой популярностью у зрителей. На афишах рядом с именами известных мастеров кино будут стоять имена актеров и режиссеров-дебютантов, впервые заявляющих о себе своими работами. Продолжая традицию, ставшую уже доброй, кинопрокат и в этом месяце выпускает на экраны один из лучших советских фильмов прошлых лет — «Встреча на Эльбе».
Такое разнообразие, конечно, радует. Ведь еще совсем недавно раздавались справедливые нарекания зрителей на репертуар. Нередко он бывал узок и ограничен. То сплошным косяком шли экранизации, то фильмы-спектакли. А то вдруг львиную долю в планах проката начинали получать фильмы на исторические темы. Однако чрезвычайно важно и другое, чтобы во всех разнообразных своих жанрах киноискусство было представлено произведениями, действительно отвечающими самым высоким требованиям зрителей, чтобы детектив был не только захватывающе интересным, но еще и содержательным и умным, а серьезный фильм — интересным.
В последнее время мы все стали свидетелями успехов многих киностудий советских братских республик. Отрадно, что их удельный вес велик и на февральском экране. Нет экранов больших и малых, как нет и не может быть двух мерок для фильмов центральных студий и республиканских. Жизнь не раз уже подтверждала ту простую истину, что фильм, который с успехом прошел в своей республике, как правило, тепло принимается всесоюзным зрителем. Итак, с кем мы встречаемся на этот раз? Как расширим и обогатим свое представление о жизни? И войдет ли кто-нибудь из новых знакомцев в число наших друзей?


Я солдат, мама

Герои фильма «Я солдат, мама» — молодое армейское пополнение или, как любили говорить в старину, «новобранцы». Для этих молодых пареньков, только вставших со школьной скамьи, армия нередко становится первой серьезной школой жизни. И, что греха таить, многим из них нелегко привыкнуть и к воинской дисциплине, и к строгим требованиям воинского устава. Таков и солдат Пеганов (арт. С. Шакуров). Своим товарищам он внушает, что в жизни все зависит от того, «как сразу себя поставишь, каким себя слепишь». А поставить себя Пеганов хочет в исключительное положение: демонстративно высказывает неуважение к старшим по возрасту и званию, халатно относится к службе и т. д. У этого неглупого, остроумного, но дерзкого парня есть среди новичков друзья, готовые ему в чем-то и подражать.
Как же вести себя с Пегановым? Как относиться к такому вот колючему и упрямому солдату? Этот вопрос решает для себя старшина роты (арт. В. Зубков). И тут мне хотелось бы сослаться на одно высказывание режиссера фильма Маноса Захариаса, который вместе со старшиной тоже ведь решал для себя этот вопрос.
— Примитивная муштра, — подчеркивает он, — никак не смогла бы помочь делу воспитания молодых солдат. Уровень сознания молодежи, приходящей в армию, сама техника, которую использует современная армия, — все это требует совсем иного решения сложных вопросов... Появляется новый тип командира — боевого наставника и в то же время чуткого воспитателя и педагога. Это не специальный офицер, занимающийся политвоспитанием, это человек, соединивший в себе самые разные функции. Он умеет к каждому найти подход, определить и учесть индивидуальность отдельного солдата. Я привел эту довольно пространную цитату, потому что здесь, на мой взгляд, выразилась основная идея фильма. В образе старшины для режиссера М. Захариаса и автора сценария Леонида Ризина как бы воплощается то новое, что характеризует современную Советскую Армию: не только возросшая боевая мощь и техническая оснащенность, но и обогащение духовного мира ее людей.
За последние годы произошло огромное накопление духовных ценностей. И хорошо, что в фильме «Я солдат, мама» кинематограф, пусть не всегда с художественной силой и убедительностью, стремился отразить этот процесс.
Большое впечатление производит в фильме сцена военных учений. Новички в учениях пока не участвуют. Но в грохоте и разрыве снарядов после слов старшины, обращенных к ребятам: «Я могу вам рассказать»,— на экране возникают картины наземных, воздушных и морских боев. Атакует военный корабль атомная подводная лодка. Поражают заданную цель ракеты. Прямо с неба спускаются на парашютах танки... Внушительное зрелище нашей мощи и могущества!
Выход фильма «Я солдат, мама» на экраны приурочен к знаменательной дате — годовщине Советской Армии. Он помогает нам лучше узнать армейские будни, ближе познакомиться с людьми Советской Армии.

Старшина (арт. Валентин Зубков) стал командиром, наставником, воспитателем молодых солдат.


ТУННЕЛЬ
Совместное производство киностудий „Мосфильм" (СССР) и „Букурешть" (Румыния).

Боевому товариществу советского и румынского народов в минувшей войне посвящается.

Нам хотелось рассказать о встречах людей, о том, как возникает дружба, об общности идеалов, рожденных борьбой против фашизма.
Франчиск Мунтяну

Больше двадцати лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы второй мировой войны, но события военных лет и подвиги героев прошедшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем искусства и литературы. И интерес к такого рода произведениям не только не ослабевает, а становится все шире и прочней.
Есть много превосходных фильмов о тех, кто совершал подвиги на полях сражений, но в последнее время на экранах все чаще стали появляться и произведения о героях «незримого» фронта, о тех, кто, действуя в глубоком тылу врага, маскируя свои подлинные имена и истинные цели, помогал ковать победу. Невымышленные приключения наших разведчиков, добывающих для советского командования драгоценные сведения о противнике, уничтожающих на его территории важные военные объекты, — какой превосходный материал для остросюжетных произведений, значение которых для воспитания молодого зрителя трудно переоценить.
О героях «незримого» фронта рассказывает и фильм «Туннель». Картина эта примечательна тем, что является первым опытом совместного сотрудничества советских и румынских кинематографистов, киностудий «Мосфильм» и «Букурешть».
Сценарий фильма написан советским писателем Георгием Владимовым, автором широко известной повести «Большая руда», в сотрудничестве с Франчиском Мунтяну. Мунтяну является и постановщиком фильма. Смешанным был съемочный коллектив. В главных и второстепенных ролях снимались советские и румынские артисты: В, Малявина, М. Пыслару, А. Локтев, И. Дикисяну, Л. Прыгунов, Ф. Персик, В. Филиппов, Л. Зверинцев и др.
Действие фильма развертывается в последний период войны на румынской земле, еще оккупированной гитлеровцами. Перед боевым диверсионным отрядом — четырьмя русскими и двумя румынами — военное командование поставило нелегкую задачу: во что бы то ни стало предотвратить взрыв туннеля, единственного в горах пути для наступающих советских войск.
С огромным риском переходит группа разведчиков во главе с русским лейтенантом Денисовым и румынским офицером Петреску линию фронта. Обосновавшись во вражеском тылу, все шестеро рискуют жизнью сто раз на день, В самом деле, кто он, этот кельнер, который помог найти им комнату в румынском городке? Можно ли ему доверять? Слишком подозрительно кельнер себя ведет. А певица Юлия из ночного ресторана «Голубая кошка», сдавшая им комнату? Друг она или враг?
Но самое главное это, конечно, туннель, сбережение в целости и сохранности важного военного объекта.
Разные люди входят в диверсионную группу — разные по биографии, характеру, национальности, темпераменту. И свела-то война шестерых бойцов совсем недавно. Но в обстановке смертельной опасности их всех объединяет и сплачивает чувство дружбы, товарищества, взаимопонимания, выручки. Я думаю, что бесспорным достоинством фильма является то обстоятельство, что его авторам удалось нарисовать не только коллективный портрет разведчиков — сильных, энергичных, волевых людей, но и обрисовать индивидуальные черты каждого. Пусть психологически это сделано недостаточно глубоко. Но мы все же ощущаем и характер сдержанного, молчаливого, внешне угрюмого, а по существу, глубоко душевного лейтенанта Денисова (арт. Алексей Локтев), и мужественной молоденькой радистки Наташи (арт. Валентина Малявина), любящей Денисова, и самоотверженного офицера Петреску (арт. Ион Дикисяну), верного товарища по оружию, да и других участников группы.
Вместе с певицей Юлией (арт. Маргарэта Пыслару) в фильм входит еще одна трудная судьба — молодая румынская женщина, актриса, ненавидящая нацистов и в то же время вынужденная пользоваться их милостями, их подачками. Линия эта в фильме менее удалась, чем героическая. Но и образ Юлии вносит в него свою особую краску. Итак, фильмом «Туннель» начато доброе дело. Будем надеяться, что за первой совместной советско-румынской картиной последуют другие, что творческое содружество кинематографистов двух стран будет крепнуть и расширяться. И очень хорошо, что в первой своей работе они обратились к событиям военных лет, когда на полях сражений кровью скреплялась дружба советского и румынского народов.

Радистка Наташа — Валентина Малявина, младший лейтенант Петреску — Ион Дикисяну.
В роли Юлии известная румынская эстрадная певица Маргарэта Пыслару.

ТУННЕЛЬ
События Великой Отечественной войны остаются одной из ведущих тем киноискусства


Их знали только в лицо

Приключенческий фильм о партизанах-подводниках.

И еще об одном подвиге героев «незримого» фронта в дни второй мировой войны рассказывает кинокартина «Их знали только в лицо», снятая на киевской киностудии им. А. П. Довженко по мотивам повести Э. Ростовцева «Час испытаний». Действие этого фильма, как того требуют законы приключенческого жанра, развертывается в стремительном и напряженном темпе.
В одном из временно оккупированных немцами южных портов — важной морской коммуникации гитлеровцев — одна за другой совершаются смелые диверсии: взрываются корабли с оружием, техникой и боеприпасами. Фашисты теряются в догадках. Кто? Каким образом русским удается проникнуть на столь тщательно охраняемый внутренний рейд? Гитлеровцы выставляют заслоны против русских подводных лодок. Но смелые рейды совершают люди необычной военной профессии — подводные бойцы. Это они, герои-подпольщики, незримо подводят мины к вражеским кораблям. Действующая в городе сильная подпольная организация, возглавляемая коммунистом Гордеевым (арт. С. Крылов), организует, координирует и направляет подвиги бойцов «незримого» фронта.
Для борьбы с диверсантами начальник гестапо Хюбе (арт. Ю. Волков) привлекает группу опытных итальянских подводных пловцов вместе с одним из лучших специалистов по подводной войне Дель Сарто (арт. А. Вербицкий).
О том, как осуществляют свои смелые, полные риска замыслы советские разведчики, действующие в буквальном смысле этого слова на суше, на воде и под водой, мы узнаем, познакомившись с героями — Галиной Ортынской (арт. И. Мирошниченко), нашей разведчицей, работающей в немецкой комендатуре переводчицей, Виноградовым — он же Кулагин (арт. А. Белявский), Адамовой (арт. М. Стриженова) и другими их товарищами по борьбе.
Фильм поставил режиссер Д. Тимонишин. Сценарий написали Б. Юнгер, Э. Ростовцев при участии И. Луковского. Оператор-постановщик Вадим Верещак.

Смертельная схватка произошла в подводном гроте.
Галина Ортынская — арт. Ирина Мирошниченко.
Связной — арт. Алексей Смирнов.
Начальник гестапо Хюбе (арт. Юрий Волков) заподозрил в связи с партизанами переводчицу из комендатуры порта Галину Ортынскую.


ДЯДЮШКИН СОН

Повесть Достоевского „Дядюшкин сон" принадлежит к числу лучших сатирико-обличительных произведений русской и мировой литературы XIX века. В ней много комического, смешного и страшного.

В фильме «Дядюшкин сон», поставленном режиссером К. Воиновым по одноименной повести Достоевского (сценарий Л. Вильвовской, К. Воинова), любители кино получили редкую возможность (как и в предыдущей работе того же режиссера «Женитьба Бальзаминова») встретиться сразу со многими популярными актерами. В фильме снимались Л. Смирнова, Ж. Прохоренко, Н. Рыбников, Л. Шагалова, А. Ларионова, К. Лучко, Н. Мордюкова, В. Зубков и другие. А роль престарелого князя К., которого помещица Марья Александровна Москалева решила непременно женить на своей дочери Зине, в этом фильме сыграл Сергей Мартинсон.
Когда вы будете смотреть Мартинсона в «Дядюшкином сне», многие, наверное, вспомнят его в смешной роли композитора Керосинова из фильма «Антон Иванович сердится», другие — в роли фашистского волка Вилли Поммера из фильма «Подвиг разведчика», третьи — в роли диверсанта Дядины 518-го в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», а люди старшего поколения — в эксцентрической роли парикмахера Соля из фильма «Марионетки» и, конечно же, во многих театральных ролях на сценах театра им. Вс. Мейерхольда и театра Революции.
Я несколько раз пытался пересчитать все роли, сыгранные С. Мартинсоном в кино за долгие годы его артистической жизни, но, перевалив за три десятка, сбивался и начинал счет сначала.
Поэтому точнее и проще будет сказать, что свой путь в кино Сергей Мартинсон начал еще в 1924 году, снявшись в полуфантастической роли Кулиджа Керзоновича Пуанкаре в фильме «Похождения Октябрины». За сорок с лишним лет он создал целую галерею образов.
И вот теперь актер сыграл престарелого жуира и волокиту, который к моменту появления его в городе Мордасове до того уже обветшал или, лучше сказать (как уточняет Достоевский), износился, что зрителю ежеминутно приходит в голову мысль: а не развалится ли того и гляди князь. Да и внешне — Мартинсон это отлично передает — князь, казалось бы, весь составлен из каких-то кусочков; это сплошная искусственная мозаика из парика, накладных усов, бакенбардов и даже эспаньолки, великолепного, но, увы, тоже искусственного черного цвета. Однако этот трагикомический персонаж представляется решительной Марье Александровне превосходной партией для дочери, и она расставляет множество сетей, чтобы непременно заполучить князя себе в зятья. Не беда, что в летах. Зато у него и деньги, и чины, и положение...

Сергей Мартинсон и Лидия Смирнова, Николай Крючков и Клара Лучко, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Людмила Шагалова, Нонна Мордюкова, Валентин Зубков, Жанна Прохоренко — в фильме режиссера Константина Воинова.

Зина — Жанна Прохоренко.
Мозгляков — Николай Рыбников.
Князь — Сергей Мартинсон, Москалева — Лидия Смирнова.


ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ

Давно стали историей события, о которых повествует фильм, но проблемы, затронутые авторами, сохранили свою остроту и актуальность.

Давно это было и совсем недавно. В мае 1945 года. Немногим менее четверти века назад. На берегах Эльбы встретились тогда победители — советские и американские воины. Встретились как товарищи по оружию, как соратники по совместной борьбе с германским фашизмом. Крепко обнялись, обменялись дружескими рукопожатиями. «Американцы никогда не забудут подвиги русских» — было написано на огромных полотнищах, протянутых на Западном берегу. С тех пор немало усилий было потрачено воинствующими кругами американской военщины для того, чтобы навсегда вытравить из памяти рядовых американцев воспоминание и о бессмертном подвиге народов Советской страны, и о теплой дружеской встрече солдат двух армий на Эльбе.
Фильм «Встреча на Эльбе», ныне вновь выходящий на экран, был поставлен режиссером Григорием Александровым по сценарию бр. Тур и Л. Шейнина в 1949 году, то есть менее чем через четыре года после знаменательной встречи. И тогда же авторы фильма сумели со всей убедительностью подчеркнуть, как кардинально расходились в оценке этого события его непосредственные свидетели и участники:
— Вот как бы могли жить все люди на земле, — говорит адъютант советского генерала, наблюдая встречу русских и американских солдат.
А на другом берегу Эльбы американский генерал, показывая своим офицерам на эту же сцену, иронически бросает:
— Посмотрите на эту идиллию, господа. Это самые тяжелые последствия войны.
И так же по-разному — и мы видим это в фильме — оценивали представители двух миров будущее Европы и будущее Германии. Быть ли ей в новой мировой системе воинствующей, милитаристской страной, где тон задают реваншисты и бывшие нацисты, или же миролюбивой демократической державой?
Мерой времени, мерой прожитых послевоенных лет мы измеряем сегодня фильм «Встреча на Эльбе», отмечая, что многое в нем было схвачено художником с настоящей политической зоркостью и сейчас еще не утратило своей злободневности и остроты. В этом, конечно, проявился талант постановщика фильма, одного из старейших советских кинорежиссеров Г. Александрова. В его картине соединились приемы публициста и сатирика. Он сумел — и на это справедливо указывали в свое время критики — объединить в одном ансамбле актеров, прошедших самые различные школы.
Напомним, кстати, превосходный состав участников этого фильма. Нам предстоит здесь заново встретиться с Л. Орловой (разведчица Джанетт Шервуд), М. Названовым (майор Джемс Хилл), В. Владиславским (генерал Мак Дермот), Ф. Раневской (жена Мака Дермота), В. Давыдовым (майор Кузьмин), Ю. Юровским (профессор Дитрих), Б. Андреевым (сержант Егорков), И. Любезновым (сержант Гарри Перебейнога), С. Цениным (сенатор Вудд) и др.
Фильм снимал оператор Э. Тиссе. А музыку написал Д. Шостакович.


ИНЫЕ НЫНЧЕ ВРЕМЕНА
Киностудия „Грузия-фильм"

Переселимся в кривые, узенькие улочки старого Тбилиси, потому что действие комедии «Иные нынче времена» режиссера М. Чиаурели происходит более ста лет назад. Сразу же мы попадаем в самую гущу шумного, живописного тбилисского базара, где в эту минуту молоденькая крестьянская девушка, залюбовавшись в лавке сапожника красными чувяками, уговаривает отца купить ей эти чувяки.
Девушку зовут Тасиа, а молодого продавца в лавке, который примеряет ей чувяки, — Гогиа. Мимолетная встреча не прошла бесследно для обоих. Юноша полюбил девушку. Он хочет на ней жениться. Но тут появляется всесильный князь. Ему тоже приглянулась Тасиа. Он похищает ее и насильно держит в своем доме. События могли бы закончиться драматически, если бы не веселые законы комедии. На защиту Тасии поднимаются ее односельчане, городские ремесленники. Завязывается нешуточная и в то же время шуточная борьба.
Фильм «Иные нынче времена» не просто комедия, это музыкальная комедия с пением, танцами, щедрыми водевильными преувеличениями, к сожалению, зачастую нерасчетливо щедрыми, когда авторов явно подводят и вкус, и чувство меры. И тогда трюки начинают казаться плоскими, и комедийные положения — повторяющимися. А скука — враг искусства и комедии, в особенности.


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz