каморка папыВлада
журнал Советская женщина 1945-01 текст-5
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 25.05.2017, 17:11

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

В МАСТЕРСКОЙ СКУЛЬПТОРА
НАТ. СОКОЛОВА

Почётное звание «Народный художник СССР» присвоено только двум скульпторам в Советском Союзе. Один из этих скульпторов — Вера Мухина.
Это простая русская женщина средних лет, невысокого роста, полная, с маленькими руками и мелкими чертами хорошо выточенного лица. Она жена известного врача-экспериментатора, мать молодого химика.
Её речь и манеры очень просты, но когда она появляется на трибуне и начинает говорить своим спокойным, негромким голосом, в аудитории воцаряется удивительная тишина. Она всегда говорит только то, что хорошо продумала, что ей самой ясно до конца. И это всегда бывает что-то очень интересное, важное и обязательно своё, не вычитанное из книг.
Скульптор подобен оратору. Нельзя выйти на площадь и заставить людей слушать серую, неотчётливую речь. Создавая памятник, рассчитанный на века, скульптор должен вложить в своё творение глубокую мысль и облечь её в ясную, законченную форму. Только тогда его произведение будет жить и волновать сердца. Таким даром скульптора-трибуна обладаем лауреат Сталинской премии Вера Мухина.
Она вышла победительницей в конкурсе выдающихся мастеров на скульптурную группу, венчавшую Советский павильон на Международной выставке в Париже. Скульптурная группа Мухиной «Рабочий и колхозница» — это не просто декоративная композиция, которая завершает здание Советского павильона. Это символ Советской страны, символ её свободолюбия и демократии. Недаром французский пролетариат салютовал этой скульптуре!
Вы ещё не переступили порога мастерской Веры Мухиной, вы только ещё поднимаетесь по лестнице, но уже догадываетесь, что попали к скульптору. Огромные, толстые, с какими-то чудовищными наплывами, пни деревьев лежат на лестнице и в преддверии мастерской Мухиной. Один из таких пней уже обработан скульптором, и вы можете взглянуть на него в мастерской. Рукою скульптора он превращён теперь в выразительный портрет старика. Это знаменитый советский кораблестроитель — академик А. Н. Крылов. Портрет предназначен для конференц-зала Академии наук СССР. Сейчас он ещё стоит в большой, светлой мастерской, заставленной работами скульптора.
В годы войны Вера Мухина создала много отличных произведений, но из всех работ, выполненных ею за это время, самая лучшая, пожалуй,— это головка партизанки. Её, повидимому, больше всего любит и сама Мухина. Бережно касаясь головки рукой, она называет её «моя Ника», вспоминая светлый и динамичный образ античной богини Победы.
В этой скульптуре — суровой и чистой — Мухина воплотила ту духовную силу, те наиболее яркие черты характера, которые вели русскую девушку трудным и светлым путём подвига. Сердцем патриотки почувствовала Мухина эти черты и передала их в искреннем и пленительном образе своей партизанки.
Несколько лет назад Вера Мухина вышла победительницей ещё на одном конкурсе. Московские скульпторы, желая почтить память писателя Максима Горького, представили свои проекты памятников. Проектов было очень много, но два из них привлекали всеобщее внимание. Один был выполнен скульптором Иваном Шадром, человеком выдающегося таланта. Иван Шадр изобразил Горького на склоне его дней, маститым, мудрым писателем.
Проект Мухиной был совсем другим. Она запечатлела молодого Горького, буйного и свободолюбивого певца красоты и счастья, Горького-буревестника.
Проект Мухиной, так же как и проект Шадра, был принят к осуществлению. «Горького» Шадра установят в Москве, где проходили последние дни жизни великого писателя. Памятник Горькому, по проекту Мухиной, будет возвышаться на холме, над Волгой, в городе, носящем ныне имя писателя, там, где он родился и где протекала его юность.
Недавно Вера Мухина ездила в город Горький выбирать место для памятника. Чтобы определить окончательный размер монумента, она вместе со своими помощницами — двумя женщинами-скульпторами — установила на берегу Волги две фанерных фигуры — 7 и 9 метров вышиной.
Фигура Горького не будет одинокой. Вера Мухина создала композицию, в которой будут представлены герои сочинений Горького: женщина-мать, народный вождь Данко со своим пылающим сердцем в руках, гордая птица — Буревестник.
Это будет грандиозный памятник! Об этом можно судить хотя бы по тому, что размах между концами крыльев Буревестника равен, по проекту Мухиной, 8 метрам.
Мухина разработала оригинальный памятник великому русскому композитору — Петру Чайковскому. Чайковский сидит в кресле. Перед ним пюпитр. На пюпитре тетрадь. Композитор записывает что-то, как бы прислушиваясь к отдалённым звукам музыки. А сзади, у пьедестала памятника стоит, прислонившись к нему, пастушонок и наигрывает на свирели.
Как и другие советские патриотки, Вера Мухина — активный борец против фашизма. Во время Великой отечественной войны она часто выступала с речами на митингах, бывала в госпиталях, создавая портреты участников и героев Отечественной войны. Среди них пленяет своей глубокой внутренней силой портрет юной героини, лётчика-истребителя Кати Будановой, погибшей в боях с гитлеровцами. Сейчас Мухина заканчивает бюст дважды Героя Советского Союза лётчика Ворожейкина и высекает в мраморе портрет маршала СССР Воронова.
Обессмертить в искусстве народных героев, навеки сохранить их облик в бронзе и мраморе — вот задача, которую поставила себе Мухина. Эту задачу она выполняет с большим мастерством и талантом.
В 1942 году Мухина создала проект памятника героям Севастополя. Памятник сделан в виде огромного маяка, увенчанного фигурами матросов-черноморцев. По бокам памятника, словно символ незыблемой военной мощи Советского Союза, стоят четыре батареи, укреплённые на морском дне. На стене маяка Мухина высекла пламенные слова Горького: «Безумству храбрых поём мы славу!».

СКУЛЬПТУРА «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»
Вверху — «Головка партизанки» — скульптура В. Мухиной.
Слева — В. Мухина за лепкой скульптурного портрета художника К. Юона.
Вверху слева — скульптура В. Мухиной «Балерина Семёнова».
Вверху — В. Мухина за работой над проектом памятника героям Севастополя.
Слева — В. Мухина в своём рабочем кабинете.


МАТЬ
С. МАРШАК

В такой обыкновенный день —
Июльский, голубой —
Босых людей из деревень
По тракту вёл конвой.
Безмолвен был последний путь.
Но вот в одном ряду
Отстала женщина — и грудь
Достала на ходу.
Кормила мать в последний раз
Ребёнка своего,
Не отрывая скорбных глаз
От личика его.
В толпе, как ветер прошуршал,—
Пронёсся тихий плач,
И что-то хрипло прокричал
По-своему палач.
И зашагал быстрей народ
По смертному пути.
Синел июльский небосвод,
Лён начинал цвести...


ТРУДНОЕ ИМЯ
МАРГАРИТА АЛИГЕР

И когда распрощалась,
на войну проводила,
ей на миг показалось,
что кончается сила.
Даже больно не будет,
если грохнуться наземь.
Сердце всё позабудет,
остановится разом.
Но она не упала
и не закричала.
Где-то рядом звучало
«Это — только начало».
Ей казалось, что дома
полежит и поплачет.
Но пошло по-другому,
получилось иначе.
Шла землёй, шла под небом,
твёрдо слушались ноги.
Но забыла за, хлебом
завернуть по дороге.
Малыша покормила,
уложила в кроватку.
Поняла, что вступила
в рукопашную схватку.
Что осталась без друга
у переднего края.
Как же выйти из круга,
все бои принимая?
От войны не укрыться.
Нет местечка такого.
«Ты готова ль сразиться?» —
«Выходит, готова».
Подтянулась на марше.
Ни тревоги, ни дрожи.
Глянешь издали — старше.
Глянешь ближе — моложе.
Не бросала оружья,
и душа не остыла
на немыслимой стуже
глубочайшего тыла.
Шла любая дорога
в направлении боя.
И особенно строго
ты сражалась с собою.
Ни костра, ни привала,
ни поблажки, ни льготы.
Всю войну прошагала
в серых ротах пехоты.
Воевала с тоскою,
с бабьей тягой к покою,
веру в милого друга
защищала душою.
Веру в то, что слывёт он
самым храбрым и смелым,
веру в то, что придёт он
невредимым и целым.
Возвратит всё, что было,
в полной силе и мере.
А иных подкосило
в этой праведной вере.
А иных оглушали
извещеньем о смерти.
А вокруг утешали,
говорили: «Не верьте!»
Это легче — не верить,
полагаться на чудо,
ждать, что стукнет у двери,
возвратится оттуда.
А поверь-ка попробуй,
всею плотью и кровью.
Вникни женской утробой
в злое звание вдовье.
Заслужить в нём не просто
хорошую славу.
Одной не по росту,
а другой не по нраву.
Наши вдовы в народе,
горем слитые вместе,—
это войско в походе
под знамёнами мести.
С каждой смертью геройской
на поле сраженья
в это грозное войско
идёт пополненье.
Вдовы траур не носят
и на людях не плачут,
крик на ветер не бросят,
глаз от встречных не прячут.
Губы сжатые суше,
голос сдавленный глуше,
ничего не боятся
обожжённые души.
И когда поостынут
жерла наших орудий,
амуницию скинут
утомлённые люди.
Будет час разобраться,
вникнуть в суть по-солдатски.
Дай, подумаем, братцы,
по-мужски и по-братски.
Им, что честно сражались
в нашем воинском стане,
им, что с нами остались
после всех испытаний,
с грузом многопудовым,
за войной прошагавшим,
русским женщинам, вдовам,
смерть в глаза повидавшим
и пришедшим живыми
в неразгаданной силе,
может, новое имя
мы отыщем в России.


отсутствует 3/4 части страницы

Народная артистка СССР
АЛЛА ТАРАСОВА

Одной из самых любимых и популярных в Советском Союзе артисток, гордостью современной русской сцены, является талантливейшая представительница Московского Художественного театра Алла Тарасова. Её имя знают во всех уголках страны, кинофильмы с её участием пользуются громадным успехом. Совсем недавно в кинокартине «Без вины виноватые», обошедшей все экраны Советской страны, Тарасова создала незабываемый образ русской актрисы Елены Кручининой — женщина редкой доброты, благородства и душевной чистоты.
Творчество Аллы Тарасовой по заслугам оценено народом, наградившим её почётным званием народной артистки Советского Союза.
Говоря о наиболее ярких образах, созданных Тарасовой за последние годы, нельзя не упомянуть роли Анны Карениной в спектакле, поставленном Художественным театром по знаменитому роману Л. Толстого. Боль и тоска

отсутствует 3/4 части страницы


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz