каморка папыВлада
журнал Работница 1991-04 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2024, 12:11

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ ТРЕБУЕТСЯ ЖЕНЩИНА

Тот, кто уже купил книгу АНАТОЛИЯ РЫБАКОВА «Страх», знает, что так теперь будет называться его роман «Тридцать пятый и другие годы».
Сейчас пишется третий роман — военные годы Саши Панкратова. «В сущности, — говорит Анатолий Рыбаков,— я всю жизнь пишу свою биографию». «Всю жизнь» — это с тридцати семи лет, с первых книг. «Кортик» и «Бронзовая птица». Говорят, что есть некий закон творчества: художник начинает с детской темы. Но, наверное, для человека, только что прошедшего войну с самого 41-го года, ничего лучшего для восстановления себя в обычной жизни не было, чем вспомнить детство, которое и всегда кажется замечательным, а после такой войны — трижды замечательным.
Как бы мы ни относились сегодня к тем арбатским мальчишкам, что разыскивают кортик, мы не можем отрицать, что эти дети революции, это полуголодное молодое племя так искренне и бескорыстно верило, как, может быть, никто больше на протяжении всех наших семидесяти трех советских лет. Про то, что стало с ними в тридцатые, — «Дети Арбата». И дальше, в «Страхе», Саша Панкратов продолжает жить той же судьбой, что до него прожил родивший его писатель. А Анатолий Рыбаков не разминулся с основными путями-дорогами своей эпохи: и на этапе был, и в ссылке, и фронтовыми маршрутами прошел до Берлина. А сейчас писателю 80. Анатолий Наумович — президент Русского советского Пен-центра, один из учредителей общества «Мемориал».
Ну а здесь, в деревянном доме умиротворенно-тихого подмосковного дачного поселка, где живет писатель, я предлагаю Анатолию Наумовичу, к его немалому удивлению, поговорить о женщинах.

— О женщинах! Вот уж неожиданная тема. За таким интервью ко мне еще не приходили.
— Но, может быть, начнем с того, что никакой неожиданностью не является: женщина в литературе?
— Что ж, женщина — самый интересный, самый важный, самый трудный, пожалуй, объект художественного рассмотрения, потому что она живет прежде всего в сфере своего чувства. И в советской литературе ей явно не повезло.
— Вы не считаете удавшимися и свои опыты?
— У меня был роман о женщине — «Екатерина Воронина». Для своего времени, 50-х годов, это было как бы удачно. Но я отдал дань модной тогда производственной теме и, конечно, снизил уровень. Думаю, что впервые мне по-настоящему удалось написать женщину — Рахиль, Дину — в «Тяжелом песке». Лучшие актрисы мира хотят играть эти роли.
В советской литературе, пожалуй, только Шолохов бесспорно сумел написать женщину — Аксинью, Дарью. А в целом мы умудрились забыть, в чем, собственно, сущность женщины. Она у нас на полях, у станка, на партийном собрании. Что в ее психологию вдаваться? Для нее достаточно тех же красок, которые имеются на палитре для изображения мужчины.
Вот вы представляете женский журнал. А как он называется? «Работница». А еще есть «Крестьянка», а если «женщина», то «Советская женщина» — читай, та же работница и крестьянка. Я не знаю ни одного иностранного женского журнала с такими названиями. Там «Дамский журнал», «Журнал для женщин», или в названии какое-то женское имя. Названия наших женских журналов очень характерны. Именно для нас. Для нашего отношения к женщине. Они подчеркивают, что в нашем обществе женщине придают значение как работнице и колхознице прежде всего.
— Вероятно, женщине не повезло в нашей литературе, потому что ей не повезло в нашей жизни?
— Конечно. В 21-м году мне было десять лет, и я помню, как с первым советским строительством повсюду стали провозглашать: «Равноправие женщине!», «Дорогу женщине!» У нас, на углу Арбата и Смоленской площади, построили дом без кухонь, в нем сейчас гастроном. Дом потом реконструировали, конечно, но сначала он был без кухонь. Считалось, что вся страна покроется сетью общественных столовых, что общепит избавит женщину от рабского труда. Не избавил. Зато свобода таскать шпалы не ограничена.
— Но и западные женщины отстаивают для себя права, равные с мужчинами, и удается им это несравнимо лучше: от кухни освобождены, не боятся даже мужской работы в армии и полиции, занимают руководящие посты.
— Видели бы вы, как на меня набросились американки, когда я сказал что-то насчет слабого пола, что эмансипация не есть абсолютное благо. Они очень непримиримо воспринимают все, что кажется им покушением на их равноправие. Женщина — то же самое, что мужчина, никаких различий, говорят. Прекрасно, я согласен, что женщина может быть президентом, премьером. Но на Западе женщины сами борются за свои права, сами завоевывают положение в обществе. И они на своих местах, они победили мужчин в честной борьбе интеллектов, талантов, воль.
А у нас женщину тянули, ее назначали. Считалось, что до революции женщина была забита, у нее не было прав. Но, с другой стороны, Россия — крестьянская страна. А русское крестьянство представляет собой вековой уклад жизни со своими обычаями, традициями, семейными установками, отношением к труду. И во всем этом женщина — Хозяйка — играла огромную роль. А мы не приняли это в расчет и искусственно организовали подъем женского движения. Эта искусственность привела к тем же результатам, что и искусственность во всех других областях.
Уверен, у нас не меньше талантливых женщин, чем на Западе. Наступает и у нас эпоха свободного соревнования людей, в котором наши женщины не указом сверху, а собственным трудом, дарованиями, усилиями докажут, что они достойны высокого общественного, научного, профессионального положения.
— Но, кажется, сегодня главная забота у большинства уже и не карьера, а чем накормить, во что обуться...
— Экономический кризис в первую очередь всегда отражается на женщине. Карьера-то ладно, а вот то, что страдают дети из-за невнимания своих работающих, а потом бегающих по магазинам матерей, — это куда большая беда. Хотя что тут особенно укорять перестройку? Женщина у нас всегда работала и всегда стояла в очередях. Когда я пошел в школу, то мамы моих одноклассников в основном были домохозяйками. А когда я оканчивал школу, то, смотрю, все уже где-то работают: кто бухгалтером, кто в библиотеке. И моя мама тоже пошла работать, хотя отец был крупный инженер. Но даже его зарплаты не хватало. Поменялась эпоха, и женщина стала работницей, полузабыла, что она женщина, и дети оказались воспитанниками улицы.
— Но разве эпоха, поменявшая женщин-домохозяек на работниц, наступила не стараниями мужчин-теоретиков и мужчин-практиков?
— Не думайте, что женщины были только милыми, приятными, элегантными. В революции они сыграли тоже большую роль. Мы знаем террористок, которые стреляли и в губернаторов, и в великих князей, и в Ленина. Мы знаем среди большевиков и чекистов достаточно непримиримых женщин. Не все они святые, и не все мужчины — злые демоны. Хватало и того, и другого. Конечно, мужчины играют большую роль в общественно-политической жизни. Но виноваты все. Это — мое глубокое убеждение: виноваты все, все мое поколение в том числе. В разной мере все делали зло, хотя бы тем, что молчали, уступали, позволили проникнуть в себя человеконенавистническим микробам. Я видел, я помню, как в 30-х годах были эти страшные митинги, где кричали: распни его, расстрелять того, сего... женщины кричали ничуть не меньше и даже громче мужчин. В силу своей эмоциональности, импульсивности бывали и нетерпимее, и злее, и наперегонки с мужчиной бегали доносить. Даже в 87-м году, после публикации «Детей Арбата», я получил от женщины-ленинградки письмо: «Я о вашем романе сообщу в КГБ». Нет уж, давайте и женщинам предъявим счет — за недостаток доброты, нравственности, за плохое воспитание детей. Кстати, не так уж редко им доставались депутатские мандаты или руководящие посты. В легкой промышленности было достаточно руководительниц: и директора фабрик, и Дуси Виноградовы. Что же на мужчин все валить? Надо всем взять на себя долю ответственности. Надо думать о своем участии или неучастии, о себе. Ищи не в селе, а ищи в себе — так говорит русская пословица.
— И все-таки на что-то надо опереться, чтобы выстоять. Сейчас, сегодня, среди этого беспорядка и бескормицы. Не знаете ли такую опору?
— Думаю, знаю: это дети. Надо подумать о них. Надо понять: как мы сейчас судим историю, так и нас судить будут. Придет новое поколение и скажет: а что вы делали в 80—90-х? Как вы все обострили, как вы всех обозлили! Дети, когда вырастут, может, и будут жить в лучших условиях, но не вспомнят ли они раздражение своих матерей, их агрессивность, нетерпимость, глупость? Не хотите такой памяти — думайте о своем поведении. Думайте о нравственности.
Я писатель, меня интересует моральная сторона всякого дела прежде всего. И я убежден: пока мы не перестроимся нравственно, из кризиса не выйдем.
Сталинско-брежневская система питала нас своей безнравственностью. Мы молчали, когда видели беззаконие и насилие. И домолчались до того, что не умеем различать черное и белое, многие представления о жизни перевернуты у нас с ног на голову. И встать на ноги непросто после десятилетий ненависти. Сначала ненавидели монархистов, потом буржуев, потом белых, эсеров, троцкистов, кулаков, бухаринцев, военнопленных, космополитов, врачей. Доненавиделись... Входишь в автобус, и на тебя смотрят так, будто ты сейчас скинешь их с места и сам сядешь.
Чтобы уважать другого, надо уважать собственное достоинство. Вот основа всего. А мы не знаем, что такое чувство собственного достоинства. Если б знали, то никто не заставил бы нас поднять руку против того, чего не хотим и не знаем, и никого не воодушевили бы на громовые аплодисменты палаческие речи Сталина и шамканье Брежнева.
Те невзгоды, которые сейчас нам выпали, мы будем легче переносить, если станем воспитывать 8 себе чувство собственного достоинства, человеческую солидарность, дружелюбие. Хотите человеческой жизни, думайте о детях: что я им дам, что оставлю? Раздражительность, хамство девальвируют женщину. Она перестает быть матерью, женой. Она разрушает семью, калечит будущее своих детей. Дети, выросшие в обстановке, где господствовала грубость, нервозность матери, — ущербны. Они становятся или такими же агрессивными, или закомплексованными, подавленными, беззольными. А это отражается на обществе. Общество агрессивно тогда, когда агрессивна женщина. Это у нас дело давнее. И что? Хоть в какие-то годы агрессия женщины улучшила ее положение, прибавила ей благ, хорошего самоощущения? Нет и нет. Настоящую пользу женщины принесут себе, когда вернутся к своим извечным чертам: доброте, милосердию, жертвенности.
Процесс нравственного обновления е стране должны начать женщины. За ними сейчас главная роль. Наступил тот момент в жизни России, когда все должна решить женщина. Если женщины принесут свою природную доброту, сострадание, терпимость, миролюбие на алтарь обновления общества, они перевернут все, сыграют решающую роль в нашем будущем.
Беседу вела Т. ПОСЫСАЕВА.
Фото Сергея Бондаренко


«ИНФОРМРАБОТНИЦА»

КОНКУРСЫ «РАБОТНИЦА-91»
Объявленные в этом году в № 1 конкурсы на лучшую хозяйку в полном разгаре. Большинство уже присланных фирменных рецептов оригинальны и интересны, кружевные воротнички прекрасны! Членам жюри предстоит очень трудная работа...
Запомните: письма на конкурсы со штемпелем позже 31 мая не принимаются!
Сегодня мы знакомим вас со спонсором конкурсов «Работницы»: это — МЭС (Межхозяйственный экономический союз).
МЭС осуществляет деятельность по ускоренному формированию рынка новых товаров и услуг, внедрение научно-технических достижений.
МЭС предоставляет широкий спектр услуг государственным и общественным организациям, совместным предприятиям и кооперативам.
МЭС готов помочь:
— в разработке, освоении и выпуске товаров народного потребления с новыми потребительскими свойствами;
— в создании и освоении новой техники, в создании технологий материалов, направленных на повышение эффективности производства и охраны окружающей среды.
МЭС обладает новой биофизической технологией получения концентрированных растительных соков и спиртовых экстрактов в широком ассортименте.
МЭС может поставить в самые короткие сроки соки и экстракты: аралии, багульника, бадана (корень), березы, брусники, душицы обыкновенной, кедра, кедра (орехи), кедрового стланика, крапивы, лаванды, лаврового листа, левзеи (листа), лимонника, лопуха (корень), медуницы мягчайшей, мяты перечной, мяты полевой, недоспелки копьевидной, облепихи (ягод), первоцвета, петрушки, пижмы, пихты, папайи, полыни горькой, родиолы розовой, ромашки (поповника), сосны, элеутерококка, которые могут быть использованы в фармакологии и парфюмерии.
По всем интересующим вас вопросам можно обращаться в представительство МЭС по адресу:
663318, Норильск, ул. Талнахская, 67.
Телефоны: 2-40-11, 2-41-09, 2-50-09. Факс: 39152, 26211.
Телетайп: 788704 Союз.

ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА В ВАШЕМ ДОМЕ
О своем здоровье вы позаботитесь заранее, купив популярный «Определитель лекарственных растений». Он поможет найти именно те лекарственные растения, которые вам необходимы. Но заготавливать их нужно начинать уже с лета. В «Определителе» указаны характерные признаки и места произрастания лекарственных растений, время их сбора, способы хранения, рецепты по применению от конкретных заболеваний; имеются рисунки всех описанных растений.
Заказать «Определитель» можно наложенным платежом по адресу: 340103, г. Донецк, Агентство «Информсервис», отдел заказов. Заявка оформляется на листке бумаги размером с почтовую открытку, с одной стороны которого следует крупным четким почерком написать свой обратный адрес с индексом, а со второй стороны — «Определитель лекарственных растений».
Цена одного экземпляра с пересылкой 6 руб. 90 коп.
Заказы выполняются по мере поступления до полной распродажи тиража.

Классическая гитара ДЛЯ ВСЕХ
Желающим обучиться игре на 6-струнной гитаре предлагаются очные и заочные курсы.
Занятия проводит опытный педагог с многолетним стажем, автор работ и статей по игре на гитаре.
Условия приема, бланк-заявление и программа обучения высылаются.
В письмо нужно вложить пустой конверт с вашим обратным адресом и выслать до востребования Катанскоту В. М.: 101000, г. Москва, ул. Кирова, д. 26. «Московский почтамт» ПО.
Телефон для справок: 930-25-64.


ПОКА НЕ ВЫСОХЛИ КРАСКИ

На башне у СОКОЛОВА

«Я хочу видеть в обыденных вещах нечто большее, чем они представляют. А могу это потому, что я их по-своему люблю, притягиваю своим чувством».
Каким мир открывается из «башни над городом мглы»? Это знает художник Сергей Соколов. Знает потому, что мастерская его в башенном доме, который возвышается над Ярославлем, одним из старейших городов России.
Не каждый может попасть в мастерскую. Нужно очень хотеть понять художника, чтобы при отключенных лифтах, по бесконечной неосвещенной лестнице подняться наконец на 16-й этаж и, уняв волнение, позвонить в дверь, за которой — скромные и вызывающие, простые и неожиданные полотна Сергея Соколова, зеркально смотрящие в XX век, в бурное столетие, в котором явственны как сдвиги к Духовности, так и сдвиги к пропасти...
Здесь, среди ералаша мастерской, под громовые раскаты голоса художника я присматриваюсь к новым работам.
Мне, безусловно, нравится его «Золотой кубок» — некое ироничное воспоминание о фламандских и голландских натюрмортах, поданное с улыбкою, с шармом. И столкновение эпох: холодильник из нашего столетия, а из XVII века — дама в пышно-длинном платье, не «вписанная» полностью в полотно. Она обронила кубок на кухонный пол, отвлеченная на миг «шумом времени». Чтобы отрешиться от своего столетия, мига достаточно, и я отвлекался от всего, вглядываясь в картину, в которой резко брошенное пятно красного, красочного взрыва — крови, вина?..
Соколов — мастер детали. Он говорит: «Я сталкиваю вещи». Этот его стиль близок манере поп-арта — создавать нечто в диалоге, во взаимодействии объектов, делать их пограничными реальности...
Сергей Соколов склонен к образной игре, к аллегории. И его аллегория совершенно свободна и очень современна, легко читается. Например, его холст «Тайна почтового ящика». Тут возникает эффект «переодетого искусства», то есть искусство «переодевается» в реальность, перед нами все как в жизни — ряды почтовых ящиков, стандартных, виденных нами в любом подъезде. Ящики эти — двери в ожидания. Но искусство отступает от буквальной реальности: ряды ящиков — рядами, но вопреки логике в одном из ящиков, приоткрытом,— лицо жены художника. Я бывал у нее в гостях и видел в ней какую-то редкостную исконность и даже сказочность. Есть в Тамаре, в ее неторопливом, приветливом гостеприимстве нечто старозаветно-щедрое, в ней спокойствие и молодое материнство — очень возвышенное, иконописное, русское. Но здесь, в картине, всего этого нет, есть будто с обложки журнала глядящее в полуулыбке узкое лицо. Однако искусство снова выходит из привычности: номера ящиков — не по порядку, а вразброс. Вот и задумаешься над неупорядоченностью, своеволием Жизни, над импульсивностью Случая, поселившего разных людей в одном доме вместе. В разных ящиках!
И последний «выход из реальности»: на приоткрытой дверце — птица, кажется, удод. Дверца открыта — вылетел этакий антипод почтового голубя.
Мы не раз с Сергеем говорили об искусстве, и я спросил не без лукавства:
— Какой бы ты хотел видеть свою живопись?
Он ответил:
— Если бы я знал, какой я хочу ее видеть, я бы такой ее и делал. В плане качественном основное — чтобы было стремление через работы выразить свое отношение к миру и через это познать мир. Я так развиваюсь. Бывает, художники пишут, повторяясь. Считается, что цельные художники. Но мне кажется, по большей части это бизнес. Я меняюсь, познаю мир — и мой внутренний мир меняется, меняется и моя живопись. А настоящего художника, его манеру все равно отличишь, отметишь.
— Раньше, в студенческие годы, твои работы по колориту были более сдержанными — и «День рождения Даши», и «Петров день», а теперь у тебя есть какая-то декоративная насыщенность цветом.
— Я не боюсь открытого, интенсивного цвета. Цветовых диссонансов, закрашенных плоскостей. И на них, в них, при них я изображаю предметы. Через вещи, через атрибуты жизни я хочу рассказать о людях, в конечном итоге даже тогда, когда не изображаю людей. Вещи — это следы человека. И в каждом таком следе — скрытая идея. Я чувствую, я ощущаю это. Иногда такое ощущение приходит от совмещения в пространстве двух противоречивых предметов.
— Ты в последнее время пишешь портреты?
— Да, хотя бы «Портрет Лены А.». Но не думаю, чтобы сейчас назрел большой интерес к портрету. Были эпохи, которые выражались через портрет. А мне интересен характер и человек в интерьере современного мира, среди его символов.
— В «Портрете Лены А.» у тебя не характер, а скорее типаж, социальный тип.
— Это у меня «натура с характером», грубоватая в своей типичности, в переходном возрасте — лет восемнадцати, несколько дикая, взгляд исподлобья.
— Я, Сережа, вижу в ней этакую девицу, выросшую «под Пугачеву»,— тут и приблатненность циничная, и скрытая сентиментальность. Но меня привлекает другая твоя работа — автопортрет. Ты сам себя бросил на скамейку, изобразив собственное лицо на пакете. Вместо тела — пакет, а лицо очень живое. Вот уж полифония смыслов: недолговечность пакета может читаться как недолговечность жизни, а надпись — «Осторожно, окрашено!» — это что же, не садись рядом с художником, не мешай созерцать травку?..
— И так, и не так,— хитро, но добро смотрит, приглаживая бороду, Сергей.— Ты знаешь, не люблю однозначности. Не люблю загонять мысль в угол. Но можно пофантазировать. Это острая композиция... Скамейка выходит за рамки холста, потому кажется бесконечной, надпись — «Осторожно, окрашено!» — это о неприкосновенности личности и... момент жизненной случайности. И неизвестность: кто кроется за лицом — неизвестно; что в пакете — непонятно... За скамьей — зеленая трава, на ее фоне желтая скамейка — лихорадочный, напряженный цвет,— так что работа может быть воспринята и как повесть о непокое жизни, о хаосе.
Я выхожу, стою у 16-этажного лестничного пролета и с высоты, из света в лестничный мрак Сергей Соколов говорит:
— Я хочу видеть в обыденных вещах нечто большее, чем они представляют. А могу это потому, что я их по-своему люблю, притягиваю своим чувством. Духовность — это любовь. Сам процесс творчества духовен, потому что истинное творчество — это путь к Богу, к Любви.
Станислав АЙДИНЯН

Столкновение (Портрет Армана Григоряна). 1988.
Автопортрет. 1989.
Тайна почтового ящика. 1989.


ШКОЛА ГЛОБА

И СНОВА ТАЙНЫ ЗОДИАКА

— Итак, Тамара, отдохнув на предыдущем занятии, мы снова готовы к серьезному уроку.
— Да, я попрошу вас вновь сосредоточиться, потому что мы продолжим тему Зодиака. Но сначала ответьте мне, пожалуйста, сколько начал существует в Зодиаке и какие они?
— Если не ошибаюсь, то в Зодиаке есть три начала: мужское — «ян», женское — «инь» и среднее — «дэн».
— И каковы их свойства?
— Мужское начало — активное, женское — пассивное, среднее — переходное.
— Правильно. А теперь запомните, что все уровни стихий зависят от этих начал, помимо того, что они определяются еще и теми планетами, которые со стихией связаны. Об этом мы с вами уже говорили. То есть мужское начало «ян» определяет уровень активный, творческий. Означает рождение. Женское начало «инь» — пассивный, жизнь, а средний «дэн» — переходный от жизни к смерти и вообще переменчивость, перевоплощение.
— Если я правильно поняла, то каждая из четырех стихий в знаках Зодиака повторяется в трех своих качествах или уровнях.
— Совершенно верно. Иначе говоря, круг Зодиака делится на три зоны, в каждую из которых входят четыре знака. Итак, какой первый уровень Зодиака?
— Первый уровень — стихийный. В него входят четыре знака: Овен, Телец, Близнецы и Рак...
— Добавлю, что эти знаки являются наиболее типичными представителями стихий. И отличают их первичная творческая активность, импульсивность. Это зона творения, развития, эволюции. Так как этой зоне соответствует мужское начало «ян», то естественно, что это самая активная зона. У индусов это творческое начало олицетворяет Брама, у зороастрийцев — Ахурамазда, Отец Мира, у язычников — Сварог, у христиан — Бог-Отец.
— А что означает для человека скопление планет в определенной зоне?
— Скопление планет в какой-то определенной зоне говорит о месте человека в мировой эволюции.
— Ну, например, что означает в жизни человека скопление планет в первой зоне?
— Это говорит о том, что первичная задача человека заключается в неустанном устремлении к творчеству, к развитию своей личности. Надо сказать, что люди первой зоны всегда хотят лидировать.
— Теперь, очевидно, вторая зона — зона стабильности?
— Правильно. Для знаков второй зоны — Лев, Дева, Весы и Скорпион — характерны именно стабильность, баланс, сохранение и удержание накопленных качеств. Это зона поддержания порядка мира, равновесия.
— Значит, и задача такого человека — поддержание порядка, равновесия, гармонии?
— Да, и это стремление к стабильности обусловлено тем, что второй зоне соответствует женское начало «инь». У индусов — это Вишну, у зороастрийцев — Арта, у язычников — Мокоть, у христиан — Дева Мария.
— Осталось четыре последних знака: Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы, которые составляют третью зону. И что нужно знать об этой зоне?
— Для этой зоны характерна переменчивость, потому что связана она со средним началом «дэн». Это зона преображения, трансмутации, двойственности, зарождения новой жизни.
— Очевидно, и характер человека этой зоны тоже отличается изменчивостью, способностью к преображению, то есть он чужд косности, консервативности?
— Как правило, это действительно люди, находящиеся в вечном поиске, сочетающие в себе подчас самые противоречивые черты. Начало «дэн» у индусов олицетворяет Шива, у зороастрийцев — Спеита Малою, у язычников — Сварожич, у христиан — Христос. Теперь переходим к следующему принципу деления Зодиака. Это деление знаков по крестам.
— А какая разница между принадлежностью знаков к стихиям и принадлежностью к крестам?
— Стихией определяется потенциальная характеристика знака, а значит, и человека, а крест отражает динамику, стремление, направление движения жизненного развития, психологии. То есть он отражает жизненную стратегию человека. Прошу вас быть внимательными и запомнить, что существуют три креста. Каждому кресту соответствует свое начало. Мужским началом «ян» определяется первый крест. Он называется Кардинальным. Вот его обозначение •. В него входят Овен, Рак, Весы, Козерог.
— И как этот крест характеризуется?
— Это крест воли. Крест первопроходцев. Знаки этого креста прокладывают себе дорогу, определяют себе цель и программу ее достижения...
— Если я правильно поняла, то, говоря о знаках, вы подразумеваете под ними характеры людей, рожденных под ними?
— Конечно, именно так. Для экономии места я не буду вновь перечислять качества людей тех или иных знаков, тем более что мы довольно подробно с вами говорили о них. Переходим к следующему кресту. Это крест женского начала «инь». Называется он Неподвижным или Фиксированным крестом. У него вот такой символ +. В него входят Телец, Скорпион, Лев, Водолей.
— Что характерно для этого креста?
— Ему свойственно накопление, удержание силы, инерции. Его называют крестом революционеров, потому что, когда накапливается большая сила, происходит качественный скачок, движение вперед становится неудержимым. Третий крест — Изменчивый, Подвижный крест начала «дэн». Вот его знак []. К нему относятся Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы. Для этого креста характерны двойственность, изменчивость поведения, колебания.
— Тамара, а такое непостоянство как-то сопряжено с внешним миром, или это только внутренняя переменчивость знаков и соответственно характеров людей этих знаков?
— Люди, чьи знаки относятся к этому кресту, очень тонко реагируют как раз на то, что происходит в жизни, их переменчивость всегда соответствует окружающей действительности. Моменту времени. Итак, с крестами мы познакомились.
Следующий этап разделения знаков — это разделение на квадранты. Существуют четыре квадранта. Они соответствуют четырем временам года, временам суток, четырем этапам сотворения мира. Первый квадрант ® соответствует детству, весне, утру. Чистота, непосредственность восприятия, активная потребность развития — вот то, что характерно для этого квадранта и знаков, в него входящих. Это Овен, Телец, Близнецы. Для людей, рожденных под этими знаками, огромна роль среды и воспитания. Ведь этот квадрант символизирует утро жизни человека, тот период, когда формируются душа и разум человека. И если не уделять должного внимания воспитанию, то вырастет инфантильное, глупое существо. Второй квадрант @ соответствует юности, лету, дню. В него входят Рак, Лев, Дева. Это квадрант расцвета, творческого проявления всех жизненных циклов человека, стремления к преобразованию действительности и своего внутреннего мира. В худшем случае может не хватать зрелости и трезвости, иной раз люди, чьи знаки входят в этот квадрант, нуждаются в том, чтобы за ними приглядывали, сдерживая их незрелые эмоции. Третий квадрант © — зрелость, вечер, осень. Его знаки — Весы, Скорпион, Стрелец. Для этого квадранта характерны разумность, трезвость оценок поступков и действий. Стремление к гармонии, равновесию, рассудительности. Победа над страстями. В худшем случае у людей третьего квадранта может наблюдаться стремление всех поучать, осуждать. Четвертый квадрант Ф — это квадрант старости, зимы, ночи. Он включает в себя знаки — Козерог, Водолей, Рыбы. Очевидно, вы уже догадались, что основные показатели четвертого квадранта — это мудрость, достижение цели жизни, вершины человеческого развития, совершенство духа. То совершенство духа, благодаря которому человек способен подготовить себя к переходу в иной мир.
— Да, действительно, только мудрый человек способен подготовиться к тому, чтобы перешагнуть черту...
— И последнее, что я хочу сегодня вам рассказать. Есть еще одно деление знаков Зодиака. Это объединение квадрантов в полусферы. Объединение это происходит вокруг точек равноденствия и солнцестояния. Нарисуйте вот такой значок О. Так выглядит объединение квадрантов вокруг точки весеннего равноденствия.
— Ну и что это значит?
— Эта полусфера символизирует индивидуальность человека, самостоятельность его развития, иной раз — путь одиночки. А то и путь лидера. Теперь такой значок О. Здесь квадранты объединены вокруг точки осеннего равноденствия. Эта полусфера свидетельствует о том, что человек проходит путь от себя к коллективу, к обществу, его жизнь включена в жизнь народа, в его проблемы. Полусфера, объединяющая квадранты вокруг точки летнего солнцестояния символизирует путь ученика, ученичества, накопление знаний, накопление потенциала. И последняя полусфера — квадранты объединены вокруг точки зимнего солнцестояния ©. Тому, чьи знаки входят в эту полусферу, суждено идти путем учителя, который накапливает знания, силы, чтобы отдать их людям. Пожалуй, на сегодня достаточно.
Л. ГАВРЮШЕНКО


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz