каморка папыВлада
журнал Работница 1991-03 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 18.04.2024, 19:27

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА!

Рубрику ведет кандидат биологических наук физиолог Марьяна БЕЗРУКИХ

— О чем вы разговариваете с мамой на прогулке? — спросили мы как-то своего подопечного на приеме в консультативном пункте.
— Ни о чем. Она только замечания делает: «не ходи», «не трогай», «не лезь»...
Признаться, этот ответ нас не слишком удивил. По развитию речи мальчика и так было ясно, что родители если и разговаривают с ним, то мимоходом, время от времени и в соответствующих тонах. Так что, если вы обнаружили, что у ребенка не слишком богат словарный запас, если он неправильно строит предложения, плохо различает звуки (а это уже грозит немалыми трудностями в обучении), не вините его, а пока не поздно, сами делайте выводы.
Вам придется в корне изменить сам стиль общения с ребенком. Для «бесед» с малышом вовсе не надо выбирать какие-то особые часы (ну, может, только перед сном — время особых, задушевных разговоров). Общаться, рассуждать с ним вместе вы должны практически постоянно. Попробую доказать вам, что это совсем несложно.
Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают массу вопросов. Но стоит вам раз-другой отмахнуться — и ребенок замкнется. Вы должны научиться вместе с ним наблюдать за всем, что происходит вокруг обращая внимание не только на внешние стороны предметов и явлений, но и на скрытые их свойства, взаимосвязи, и, в свою очередь, почаще задавайте ему вопросы.
Если в весенний день ребенок с отцом собираются в лес, дайте ему задание понаблюдать, что изменилось в лесу с зимы. И главное, не забудьте расспросить, когда придет. Выслушайте, похвалите. А придет из кино, обязательно расспросите, о чем фильм, что понравилось, а что нет. Так он будет накапливать опыт наблюдений, учиться анализировать.
В шестилетнем возрасте дети должны иметь элементарные математические представления, понимать значения слов: «впереди», «сзади», «справа», «слева», «сверху», «снизу», «над», «под», «за», «перед», кроме того, различать, что такое крут, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине — «больший», «меньший», «равный». Обычно все шестилетки уже бойко считают до десяти, но не все видят за словами: «один», «два», «три» количественное выражение.
В один присест тут дело не поправишь, но и специального времени тоже не нужно. Все малыши любят помогать на кухне. Вот и время для «урока». Надо, к примеру, накрыть на стол, расставить посуду,— кстати, повторим, что такое «посуда». А дальнейшая процедура — прекрасная тренировка в определении местоположения предметов: тарелка — в середине, вилка — слева, нож — справа, салфетка — сбоку, хлебница — впереди и т. д. Теперь посчитаем количество предметов, а заодно определим их форму: тарелка — круглая, салфетка — прямоугольная. «А ты сложи — получится треугольник»... При этом не забудьте следить за правильным произношением слов.
Самое время обсудить и почему так называется: «сахарница», «масленка», «мыльница».
Вы готовите кашу и набрали нужную вам меру крупы — прекрасный повод объяснить малышу, меняется ли количество крупы, если возьмем большую или меньшую меру.
Лучше, если вы минимум будете объяснять и максимум спрашивать: «Как ты считаешь?», «Почему так думаешь?».
Все это настолько элементарно, что многие из вас, уверена, испытают некоторое разочарование, прочитав эти советы. Не спешите, практика показывает, что о самом простом мы чаще всего и забываем, полагая, что уже эти-то знания придут сами собой. Увы, не придут.
Из прошлой нашей беседы, я думаю, вы поняли, что, если у ребенка трудности со звукопроизношением, необходимо обратиться к логопеду. Но если это по какой-либо причине невозможно, постарайтесь помочь ему сами.
Предложите такую игру: «А ну-ка, попробуй найти в своей комнате пять предметов, в названиях которых есть звук «б» (или любой другой). Нашел в комнате, переходим на кухню и т, д. Можно чуть усложнить задание: чтобы звуки были в конце слова, в начале, в середине. Нужный звук попросите выделить голосом.
С пяти-, шестилетними детьми необходимо заниматься и звуковым анализом, то есть научить его определять порядок звуков в слове, выделять отдельные звуки и, наконец, различать их по качественным характеристикам (согласный, гласный, твердый, мягкий). Дело в том, что скрытая причина одной из самых главных школьных бед — огромного количества ошибок в диктантах — истекает именно из-за фонетико-фонематического недоразвития. Так что ваши занятия смогут предупредить будущие трудности.
Начать лучше со слов более простых — трехзвуковых (дом, лес, год и т. п.). Возьмите фишки или пуговицы одного цвета и попросите ребенка составить модель слова, то есть положить рядом три одинаковые фишки. Потом объясните, что такое гласные звуки: они ведь волшебные, их можно пропеть или громко крикнуть, и ничего не помешает — ни губы, ни язык, ни зубы. Это малыши понимают очень быстро. А вы тут же договоритесь, что отныне гласные звуки будете обозначать только, скажем, красными фишками. Потренируйтесь на этих моделях, но не забывайте, что игра должна продолжаться не более 10—15 минут.
Теперь можно переходить к четырехзвуковым словам. Но главное здесь обратить внимание на особенность произнесения звуков твердых и мягких — где язычок, сжаты ли губы... Попросите малыша придумать определения звукам — «ль» (например, «листок»), «нь» («тоненький») и твердому «т» («строгий», «сердитый»).
Это не так-то просто, поэтому излишне не настаивайте, но, когда ребенок научится различать эти звуки, договоритесь, что твердые согласные теперь будете обозначать синими фишками, а мягкие — зелеными. И снова — игра в составление слов.
Если в ходе занятий вы отметите, что ребенок упорно путает определенные звуки: «б-п», «д-т», «з-с» (хотя произносить их он может очень чисто), к логопеду все-таки придется обратиться.
Вы помните, как на прошлом занятии мы постарались с помощью теста Керна определить, каков уровень развития координации движений руки у вашего ребенка. Если результаты вас не удовлетворили, вы должны побольше увлекать его рисованием, особенно штриховкой, раскрашиванием (небольших поверхностей). Очень поможет малышу нанизывание бусинок, пуговиц, тем более что все они это делают с большим увлечением. А уж лучшей тренировки в повседневной жизни, чем застегивание пуговиц и завязывание шнурков, трудно себе представить. Так что не удивляйтесь, если в школе при приеме у вашего ребенка спросят, умеет ли он завязывать шнурки.
В школе успех вашего ребенка во многом будет зависеть от того, насколько он сумеет работать по заданной инструкции. И приучать исподволь к этому, разумеется, надо заранее. Только ни в коем случае после болезни или когда ребенок устал, слишком возбужден. Главное, чтобы малыш сам был очень заинтересован в конечном результате вашего занятия, а лучше — игры. Хорошо, если она будет с продолжением. С девочками можно, например, кроить одежду для кукол, с мальчиками «строить» флот. Сначала ваши инструкции по исполнению какой-либо операции должны быть простейшими, но усложняться по мере продвижения вперед. Только никаких упреков, никаких выражений типа: «сколько раз повторять одно и то же...». Если хотите в чем-нибудь малыша поправить, скажите что-нибудь вроде «сегодня уже лучше, но ты забыл...».
Через какое-то время можно начать «играть в школу». Но помните, ребенок 5—8 лет не может работать дольше 10—15 минут.
Если, когда вы проверяли память ребенка, результаты оказались «скачущими» (то есть запомнил то 5 слов, то 2), это верный признак быстрой утомляемости. Такие результаты бывают у детей болезненных, ослабленных, чрезмерно возбудимых. Поэтому тут нужна не тренировка памяти, как многие считают, а улучшение состояния ребенка (но этому будет посвящен наш особый разговор).
Кстати, психологические исследования показывают, что механическая память от тренировки практически не улучшается. Но что же тогда делать, ведь в школе запоминать придется многое? Во-первых, можно постараться задавать материал как можно меньшими порциями. Наибольшую трудность обычно вызывает запоминание стихотворений. Лучше сначала разобрать смысл всего стихотворения, пересказать его. И только потом — учить. Причем по одной, по две строки (лучше зарифмованные). Прежде чем перейти к следующей части стихотворения, надо сделать перерыв. Какой, вам придется определить самим. Иногда — час и больше. Многие дети хорошо вспоминают утром то, что несколько раз читалось перед сном.
Но все же успех адаптации ребенка к школе, успех его учебы во многом зависит и от состояния его здоровья. А об этом мы вместе с врачом-психоневрологом С. П. Ефимовой поговорим в следующий раз.

Рис. В. Горюнова


СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН

«Ты ждешь меня... Словно свидание... Ха-ха! Свидание на рабочем месте. «Я буду ждать тебя»... Жди. Куда же я денусь? Конечно, приду».

По утрам я звоню себе на работу. Это ритуал. Его следует исполнять, оставшись в полном одиночестве, и потому утро я устраиваю таким образом, чтоб уходить из дома последней.
— Алло, — заговорщицки шепчу я черной трубке.
— Алло,— отзывается она твоим голосом,— слушаю вас.
Я прокашливаюсь — от волнения, разумеется:
— Это я...
— Мы так и поняли. Приветствуем вас! — Мне кажется, что чернота телефонной трубки светлеет от улыбающихся звуков твоего голоса, я будто вижу твои губы — сухие, обветренные и абсолютно радостные.
— Ммм...— тяну я в трубку.— Я, пожалуй, сегодня слегка опоздаю...
— Вот как? И на сколько же? - Трубка смеется.
— Ну... минут так на тридцать. Там срочного ничего нет?
— Срочного нет. Можешь опоздать хоть на сорок.
— А на час? — Я наглею. На час это уже по-свински много, зато можно почти все переделать на сегодняшний вечер, спихнуть одно дело в городе и... и задержаться на работе.
— На час? Ну у вас и аппетиты! Хорошо, можешь на час, — милостиво соглашаешься ты.
— Я отработаю...
— Что вы говорите!
— Нет, серьезно!
Трубка смеется так, словно на том конце прослушали монолог Жванецкого.
— Я в финотдел загляну...— раскрываю я свои планы.
— Валяй, - серьезнеешь ты.— А документы...
— У меня все с собой,— предупреждаю я твой вопрос.
— Ну великолепно! Послушай, а можешь ты и к Степанову зайти?
— А это очень надо? — Что-что, а идти в КБ к Степанову мне совсем не хочется.
— Очень-очень...
Когда тебе что-нибудь надо очень-очень. отказывать я не умею. И потому соглашаюсь ехать совсем в противоположную сторону к твоему Степанову.
— И еще, если нетрудно...
Господи! Ну когда мне для тебя было трудно?!
— Проследи сразу за оплатой по Зоринскому счету.
— Будет исполнено...
— Ну что, ваш «кадиллак» уже подан?
— Нет...
— Вы поменяли марку машины?
— Нет... Я поменяла вид транспорта!
— Так на чем же вы сегодня?
— Исключительно на дельтаплане.
— Ура покорителям воздушного пространства! — Но вот ты снова переходишь на серьезный тон:— Так я жду тебя со счетом, Степановским письмом и финотдельской справкой.
— Очень ждешь?
— Очень-очень жду.
— Ну тогда я буду.
Ты ждешь меня... Словно свидание... Ха-ха! Свидание на рабочем месте. «Я буду ждать тебя»... Жди. Куда же я денусь? Конечно, приду.
Скажи, ты помнишь, с чего это началось,— мне стало приятно идти к себе на работу... из-за тебя? Я силюсь припомнить и теряюсь. Сколько всего изменилось за эти годы, что мы работаем вместе! Одно осталось неизменным — твое внимание ко мне.— На работе ли у нас завал, дома ли у меня нелады — ты одинаково выдержан и спокоен, ты всегда находишь правильное решение, и всегда я чувствую поддержку твоей надежной руки. Между нами пролегли десять лет разницы в возрасте, твоя семья, моя семья, работа в одном отделе, все и всегда у всех на глазах, и многое другое, что невозможно обойти...
Я пытаюсь, себя убедить, что все это плохо, что это обыкновенный служебный флирт, от которого не жди ничего хорошего, что все банально, глупо, буднично и в конце концов пошло, что это уже было с тысячами других, также втиснутых в работу, работу, работу без всякого иного продыха в жизни, и что все это суета сует, но голос рассудка глохнет во мне, и неистребимый полет фантазии, пытающейся проникнуть в будущее, уносит меня...
Все случилось. И мы с тобой счастливы. Мы почти вместе. Почти — и об этом судачат на каждом углу нашей конторы полногрудые кумушки, чей возраст старше паспортного, солидные лысоватые начальники, которым не дают покоя собственные поражения, юные замужние дамы, чья семейная жизнь пока еще безмятежно надежна и потому нравственна, дамы одинокие, которым чужое счастье — как случайно перепавшие сапоги, на три размера меньше требуемого и потому особенно досадные, и все те другие, глазастые, которые не могут пройти мимо, не окинув нас взглядом всезнаек...
Но мы с тобой мужественны и решительны. И мы жаждем быть вместе. И потому, как истинный мужчина, ты честно уходишь от жены, прихватив пару сорочек на смену и презрительный взгляд сына вослед. Ты хотел и сына забрать с собой, но кто отдаст тебе твоего ребенка? Он останется в твоей новой жизни незаживающей раной, вечной занозой совести, ибо даже царю Соломону, мудрейшему из мудрых, не удавалось разделить неделимое...
Итак, ты уходишь. А я?
Мой добрый муж, что жил со мной последние пять лет более по привычке, нежели по желанию, и время от времени украшал свой досуг случайными подругами, которых на правах законной супруги я старалась не замечать — ибо замечать их себе дороже,— так вот, мой добрый муж будет оскорблен. Он тут же забудет всех своих подруг и очень ясно объяснит мне, кто я такая есть и чего я за это заслуживаю. Потом он поиграет мне на нервах, угрожая отсудить дочь — как можно оставить девочку на воспитание столь низкой женщине? Падшую женщину можно простить по незнанию: если все шито-крыто и ослиные уши супружеской неверности не торчат публично, а прикрыты внешним семейным благополучием; ее можно простить, если она яростно клянется и страстно божится, что все ложь и она невинна, как чист бесцветный бриллиант высшего класса прозрачности; можно простить, если она рыдает и раскаивается — все, мол, по дури, по пьяни, и если бы... о, если бы ей хоть малость силы и сознания? — о нет, никогда она б этого не допустила! Но как можно простить ту, которая в чьем-то прощении и не нуждается, ту, что упорствует, ту, что вдруг оказалась счастлива, любима, ту, которая была твоей собственностью, и вдруг ускользнула прочь противозаконно, нагло, прилюдно? Таких не прощают!
...Ах нет, выкинем все. Пусть так не будет. А как?
А так. Ты... Ты приходишь к жене в ваш неисчислимокомнатный дом и голосом, исполненным благородной печали и достоинства, сообщаешь ей:
— Дорогая... Мы вынуждены расстаться. Я так благодарен тебе за сына и за те годы, что мы прожили вместе... Но... чувства сильнее нашей воли... Прости...
Она разрыдается и скажет:
— О! Как это печально! Что же мне делать? Да-да, я понимаю тебя... Но как же нам быть?
Ты станешь ее успокаивать, накапаешь валерьянки... Ах нет же, не так... Поднесешь флакончик нюхательной соли... Ах нет же, опять не так... Ну, словом, как-нибудь успокоишь. В бракоразводном соглашении ты отпишешь ей этот дом, виллу за городом, виллу на Адриатике, парочку лимузинов, прогулочную яхту, спортивный самолет, три-четыре миллиона... Кроме того, вы обговорите все, что касается сына. И, возможно, жена не будет возражать, чтобы большую часть времени он жил с тобой...
Я... я сообщу мужу о нашем решении, и он взволнованно спросит:
— Дорогая, а ты хорошо подумала? Ты не ошибаешься? А как тебе видится будущее нашей дочери?
Затем, выслушав мои сбивчивые, но непреклонные доводы, он скажет:
— Ну что ж, если ты считаешь это нужным...
И в тот же вечер небрежно положит в багажник своего «вольво» вещи и переедет в свой родовой особняк, в котором мне не хотелось жить после свадьбы — меня так удручала его старинная обстановка...
На работе... А при чем тут работа? Кому какое дело? У всех своих проблем хватает, чтоб о чужих судачить. Ну разве что где-нибудь в светской хронике промелькнет, а скорее даже в торговой рекламе: «Предприниматель такой-то заказал на эдакой судоверфи спортивную яхту и назвал ее так-то в честь своей новой жены».
Эк тебя занесло! Воистину полет фантазии — дело неограниченное. Прямо по пословице «дурень думкой богатеет»... Но ладно, вернемся на нашу грешную землю...
Так. И где это я? Как где? Уже в отделе, со всеми документами в руках. А вот и ты... Ты говоришь мне с улыбкой:
— Явилась! Ну, здравствуй!
— Здравствуй! — отвечаю я с улыбкой.
Ты помогаешь мне снять пальто, терпеливо ждешь, пока я поправлю расческой примятые шапкой волосы, пока пройду к твоему столу с папкой вслед за тобой. Ты берешь папку из моих рук, и касаешься моих пальцев, и участливо спрашиваешь:
— Замерзла? — И начинаешь растирать мои ледяные ладони своими теплыми, и, пользуясь моментом, что в отделе мы одни, вдруг касаешься губами моего затылка, и замираешь, прижавшись щекой к щеке, и шепчешь мне в ухо:
— Ну разве можно столько ходить по такому морозу? Зачем я вспомнил об этом письме?.. Оставила бы бумаги на следующий раз и сразу ехала б сюда...— Папка падает со стола, и бумажки, такие важные, такие солидные, разлетаются...
— Нельзя...— соглашаюсь я и чувствую, как соприкасаются наши губы.
«Ай-ай! Как нехорошо! — говорит мне один внутренний голос.— Это же безнравственно!»
«Ну почему безнравственно? — возражает ему другой внутренний голос.— Она же любит его! Любит, и давно...»
И они яростно схватываются между собой и спорят, можно ли мне так поступать или нет, а я...
А я думаю о том, что в отделе, кроме двух столов и полдюжины кульманов, нет никакой мебели, я думаю о том, что сюда могут войти без стука в любую минуту, я думаю о том, что как хорошо было бы оказаться сейчас в какой угодно, самой крохотульной, самой скудной комнатенке, только чтоб дверь закрывалась на щеколду...
«ДУРНО! БЕЗНРАВСТВЕННО!» - твердит один внутренний голос.
«ОДИН РАЗ ЖИВЕМ!» - возражает другой.
«ДУРНО, БЕЗНРАВСТВЕННО!»
«ОДИН РАЗ ЖИВЕМ!»
И я с ужасом жду короткого и неожиданного, как выстрел дуэльного пистолета, хлопка открывающейся двери и чувствую, что не могу, не способна хоть на миг отказаться ни от твоих крепких объятий, ни от бесподобных поцелуев твоих изумительных сухих и обветренных губ.
Но, боже мой, как же неправдоподобно счастлива я сейчас! Счастлива полнотой чувств, твоей настойчивостью и нашей неустроенностью, счастлива редкими объятиями и крадеными поцелуями, счастлива голосом срывающимся твоим: «Ну когда же... когда же мы будем с тобой... грешить?..» Счастлива ожиданием будущего — ведь я чувствую, догадываюсь, что так долго длиться не может, и рано или поздно ты найдешь нам пристанище, временное и ненадежное, как сама наша жизнь, и мы будем приходить туда украдкой, порознь, сторонясь случайных прохожих, будем любить друг друга ненасытно и страстно, и расходиться врозь по одному, притупляя приспущенными ресницами сияющий блеск упоенных тайной любовью глаз...
А потом... А потом все кончится. Я наскучу тебе, и ты будешь меня избегать, и краснеть при звуке моего голоса, и всегда спешить и торопиться в наших деловых разговорах... Я пойму это быстро и больно, буду на людях весела и красива, а по ночам, гонимая бессонницей, прокрадусь на лоджию и там, затягиваясь мужниной сигаретой, буду тонко выдыхать к звездному небосводу ядовитый дым — погребальный фимиам половодью чувств... И сквозь искажающие линзы слез далекие звезды станут мне ближе самых близких друзей, и я буду думать об улетучивающейся жизни, что столь стремительна, и неумолима, и так безжалостно преходяща...
Раиса ЕЛАГИНА
г. Саратов


БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ

МЕРИДИАНЫ НАШЕГО ТЕЛА

Знаем ли мы свой организм? Умеем ли управлять им? Увы, чаше всего он командует нами, и мы идем на поводу у болезней.
Сегодня мы начинаем печатать цикл материалов, которые многое объяснят вам в вас самих, помогут управлять жизненной энергией, провести самодиагностику, контролировать свое состояние. Итак - будьте здоровы!
Представьте себе, что ваше тело - это густонаселенное государство. Оно должно сохранить свою целостность в непрерывно меняющейся внешней среде, обеспечить благоприятное существование каждому своему жителю - клетке и согласовать взаимовыгодную деятельность всех регионов.
Европейская наука до недавних пор признавала две системы, регулирующие жизнедеятельность организма-государства: нервную и кровеносную (с железами внутренней секреции). Обе эти регулирующие системы тесно взаимодействуют.
За последние десятилетия наша медицина приняла и третью регулирующую систему - энергетическую. Суть ее заключается в следующем: жизненная энергия (по-китайски - ЧИ: по-японски - КИ, по-индусски - ПРАНА) циркулирует по организму, последовательно проходя по всем органам тела и завершая свой круговорот в течение суток.
На коже человека расположены жизненные точки. Они не имеют анатомического субстрата, но все связаны между собой, образуя каналы (древнекитайское название), или меридианы (европейское название). Классическая теория иглоукалывания описывает 14 каналов: 12 симметричных, носящих название связанных с ними органов или систем, и 2 срединных, которые влияют не только на работу органов, но и на психическое состояние человека.
Когда-то в Японии сутки делились не на 24 часа, а на 12 - по числу активности двенадцати парных каналов. Так, час крысы - с 23 до 1 часа ночи - соответствовал активности, то есть максимальному подъему жизненной энергии в канале желчного пузыря. Кстати, европейские клиницисты отмечают, что печеночные колики чаще всего беспокоят людей в первом часу ночи, именно в часы повышенной активности канала желчного пузыря. Приступы же астмы чаше возникают между 3 часами ночи и 5 часами утра, то есть во время активности канала легких.
Нарушение по какой-либо причине ритма перехода ЧИ из канала в канал (избыточность и задержка энергии в каком-то канале или ее недостаток) приводит к функциональным расстройствам соответствующего органа, то есть к заболеванию. И, конечно, это постепенно начинает сказываться на деятельности других органов, а значит, и всего организма.
Нарушение циркуляции ЧИ в каналах устраняют иглоукалыванием, прижиганием соответствующих точек полынными сигаретами, электропунктурой, а также точечным массажем - акупунктурой. Мы с вами будем пользоваться последним методом, Конечно, точечный массаж не исключает и не заменяет помощи врача, но «широкое использование метода точечного массажа объясняется его практической безвредностью, относительной простотой, физиологичностью, малой зоной воздействия, возможностью применения в качестве доврачебной помощи.
Но, прежде чем приступить к самодиагностике, надо знать, что количество жизненных точек на каждом из 12 каналов различно. Так, канал сердца насчитывает 9 жизненных точек, а канал мочевого пузыря - 67. На каждом парном канале есть точки тонизирующие, массаж которых усиливает приток энергии в данный канал, и седативные - успокоительные.
По европейскому времени каждый парный канал активен 2 часа. В первый час активность ЧИ в нем нарастает, во второй - убывает. При максимальном подъеме ЧИ в канале легких с 3 до 5 часов в канале мочевого пузыря отмечается минимум ЧИ. С 15 до 17 часов наблюдается максимум ЧИ в канале мочевого пузыря, а в канале легких - минимум. Именно в эти часы субфебрильная температура сигналит о неблагополучии у больного человека с легкими. Кроме того, считается, что именно в часы минимума ЧИ в канале соответствующий ему орган или система наиболее восприимчивы к терапевтическому воздействию. Так, например, лекарство, лечащее цистит (воспаление мочевого пузыря), эффективнее подействует, если его принимать в часы пассивности этого канала, то есть с 3 до 5 часов утра.
Теперь перейдем к самодиагностике, к выявлению неблагополучных каналов, в которых нарушена циркуляция ЧИ. Это необходимо, чтобы правильно определить, когда, какую точку, какой рукой и как массировать для устранения дисбаланса тока энергий.
В таблице 1 перечислены симптомы неблагополучия по каждому из 12 каналов. Как видим, в разных каналах встречаются одинаковые симптомы. Например, неустойчивый аппетит, бессонница и тому подобное. Поэтому для точности анализа и диагностики необходимо учитывать совокупность симптомов.
Чтобы определить, в каком канале нарушен ток ЧИ, надо сначала против каждого неблагополучного симптома данного канала, если вы его у себя наблюдаете, поставить «плюс». Против тревожного признака, которого у вас нет,- «минус». Затем общее число симптомов по каждому каналу неблагополучия примите за 100% и рассчитайте процент неблагополучия данного канала у себя.
Возьмем канал желудка. Вы отмечаете у себя 1-й, 2-й и 5-й симптомы и ставите против них «плюс», 3-го и 4-го симптомов пока не наблюдали у себя - ставите против них «минус». Все симптомы, их 5, принимаете за 100%, неблагополучных - 3, следовательно, процент неблагополучия в канале ЖЕЛУДКА у вас - 60, а это уже признак тревоги.
100% - 5 симптомов
х% - 3 симптома
100/х = 5/3; х = 100*3/5 = 60%
Небольшой процент неблагополучия в ряде каналов может быть случайным (дублирующие симптомы), можно его не учитывать.
Древневосточная медицина всегда использовала гороскоп пациента. Он помогал целителю выйти на основной канал неблагополучия. Учитывая год, месяц и число рождения, вы можете с точностью на 70-80% определить каналы, наиболее уязвимые для вас при воздействии неблагоприятных факторов среды или стрессах.
По публикациям в журнале вы, наверное, знаете и название года вашего рождения, и свой знак зодиака, а потому и легко сможете определить для себя особо ранимые каналы.
Определив свои особо ранимые каналы, вы должны добавить к ним и противофазные, то есть те, которые соответствуют противоположному знаку года или зодиака. Например, Козе - Бык, а Овену — Весы. У первой пары гороскопические каналы: тонкой кишки - печени, у второй - легких и мочевого пузыря. Кстати, по данным врачей, наблюдавших спортсменов-олимпийцев, в противоположном месяце от дня рождения у каждого, даже здорового человека, снижена жизнестойкость. Так, Овен не дает привычных рекордов в Весах (октябре) и уязвим для заболеваний.
Теперь - домашнее задание.
Для удобства в дальнейшей работе нарисуйте круг. Разделите его на 12 частей и, начиная с канала легких (с 3 до 5 часов утра), нанесите все двухчасовые периоды активности всех 12 каналов. Затем проставьте процент неблагополучия тех каналов, которые вы определили по таблице 1. В следующий раз мы с вами рассчитаем избыток или недостаток ЧИ в тревожном канале и... освоим метод оздоровления.
И. ДЕНИСОВА, С. МАТВЕЕВ

Таблица 1.
СИМПТОМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

I. Канал ЛЕГКИХ (активен с 3 до 5 часов утра):
1. Плохие волосы (секутся, тусклые, выпадают).
2. Частая икота.
3. Зевота.
4. Сонливость.
5. Кашель.
6. Повышение температуры тела с 15 до 17 часов.

II. Канал ТОЛСТОЙ КИШКИ (активен с 5 до 7 часов):
1. Метеорит (газы).
2. Плохой стул (то слабит, то крепит).
3. Болезненность живота.
4. Дурной запах изо рта.
5. Геморрой.
6. Ухудшение памяти.
7. Дефекты слизистой (трещины, боли в анусе).

III. Канал ЖЕЛУДКА (активен с 7 до 9 часов):
1. Расстройство аппетита (то есть, то нет).
2. Боли в области желудка.
3. Головные боли.
4. Скачки температуры.
5. Нервное расстройство желудка.

IV. Канал СЕЛЕЗЕНКИ и ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ (активен с 9 до 11 часов):
1. Сонливость днем.
2. Плохая память.
3. Потеря бдительности (контроля за собой).
4. Слабые ноги (трудно долго ходить).
5. Мозговое истощение (человек сидит без дела, смотрит в одну точку).
6. Неустойчивый аппетит.
7. Стремление к сладостям.
8. Дефекты соединительной ткани (опущение органов, слабость мышц).

V. Канал СЕРДЦА (активен с 11 до 13 часов):
1. Белки глаз в красных прожилках.
2. Подглазья (отечность, чернота).
3. Дефекты кожи носа и лба.
4. Краснота подмышек.
5. Торопливая речь.
6. Боязнь аудитории (выступать перед публикой).
7. Боязнь высоты.
8. Напряженная манера работать (стиснув зубы или губы).
9. Беспричинная тревога или страх.
10. Застенчивость, субъективное чувство умственной истощенности.

VI. Канал ТОНКОЙ КИШКИ (активен с 13 до 15 часов):
1. Неспособность повернуть голову на 180 (от плеча до плеча).
2. Двойной подбородок.
3. Ноющая боль в низу живота.
4. Боль в горле.
5. Боль в предплечье (от плеча до локтя).
6. Напряженность в шее.
7. Нарывчики во рту или на губах.
8. Иногда тяжесть или резкая боль в груди.
9. Чувство жара.
10. Потливость.

VII. Канал МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ (активен с 15 до 17 часов):
1. Боль в задней части шеи.
2. Боль в позвоночнике.
3. Боль в области шеи.
4. Боль в лодыжках (ахиллесово сухожилие).
5. Боль в макушке.
6. Боль в верхней челюсти.
7. Нарушение зрения (чаще близорукость).
8. Слезящиеся глаза.
9. Зуд в глазах.
10. Повышенная чувствительность к холоду и ветру.
11. Бессонница.
12. Нарушение психического равновесия.
13. Слезливость.
14. Геморрой.
15. Обильные выделения из носа и глаз.

VIII. Канал ПОЧЕК (активен с 17 до 19 часов):
1. Потливость после еды.
2. Бессонница.
3. Зевота.
4. Отеки.
5. Вздутый живот.

IX. Канал КРОВООБРАЩЕНИЯ и ПОЛОВОЙ ФУНКЦИИ (активен с 19 до 21 часа):
1. Чувство неполноценности.
2. Обильный беспричинный смех.
3. Красное лицо.
4. Горячие ладони.
5. Опухание желез под мышками.
6. Дурной запах изо рта.
7. Тяжесть в сердце.
8. Быстрая утомляемость.
9. Приступы гнева и злобы по пустякам.

X. Канал ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ (активен с 21 до 23 часов):
1. Зябкость.
2. Невозможность полностью согнуть и выпрямить руки в локтях.
3. Острые боли в сердце.
4. Беспорядочность мыслей.
5. Причудливые сновидения.
6. Боль десен и зубов.
7. Непроизвольное стискивание зубов.
8. Опухание горла.
9. Сухость во рту.
10. Нет аппетита.

XI. Канал ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ (активен с 23 до 1 часу ночи):
1. Бледное землистое лицо.
2. Горечь во рту.
3. Боль под печенью.
4. Боли в боках.
5. Боли в сердце.
6. Боль и ощущение сжатия головы и подбородка.
7. Горячие ступни ног.
8. Ознобы.
9. Потливость.
10. Опухание желез под мышками.
11. Боли в бедрах, коленях, суставах

XII. Канал ПЕЧЕНИ (активен с 1 до 3 часов ночи):
1. Сухость в горле.
2. Боль в печени.
3. Нельзя наклониться или прогнуться назад в талии.
4. Серый цвет лица.
5. Боль в верхней части правой лопатки (правого плеча).


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz