каморка папыВлада
журнал Пионер 1989-04 текст-8
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 19.04.2024, 02:43

скачать журнал

<- предыдущая страница

Музей одной картины

Леонид ЯХНИН
ВЕРНИСАЖ

Глупые умные вопросы
Было это лет десять тому назад. Моего друга художника забрали в милицию. Выяснили его личность и отпустили домой, погрозив: мол, больше не попадайся!
Друг мой, хороший художник, не хулиганил, не бил витрин, не приставал к прохожим и уж тем более не грабил. Он молча стоял за мольбертом на улице и рисовал. Но в том-то и штука, что рисовал он так, как желал и умел, а не так, как хотелось бы собравшимся за его спиной зевакам.
Поначалу кто-то хихикал, кто-то удивлялся, кто-то спрашивал. А на холсте возникало совсем не то, что видели все окружающие. Вместо домов — неровные пятна, вместо горящих фонарей — скопище точек, вместо проносящихся машин — переплетение цветных линий. Тогда один возмутился. Другой обозлился. Третий воспылал Гневом. И вот уж стали кричать:
— Абстракционист!.. Пачкун!..
И позвали милиционера.
Не повезло моему другу художнику: за его спиной собрались невежды, которые своим невежеством орудуют как дубинкой. Правда, и время было другое. Сегодня умный милиционер только улыбнулся бы на требование арестовать рисующего человека.
Но люди, не сведущие в живописи, конечно же, не перевелись. И они по-прежнему собираются вокруг художника с мольбертом и задают почти всегда одни и те же вопросы:
— А почему у вас снег не белый, а синий?
— А почему этот дом не нарисован?
— А почему у вас люди не ходят по земле, а будто бы летают?
— А почему вы вообще рисуете все неправильно, непохоже?
Эти на первый взгляд глупые вопросы оказываются очень даже умными. Потому что, по сути, это вопросы самые главные в живописи. О цвете. О композиции. Об образе. Об индивидуальности художника.

Тайна Шерлока Холмса
Великий сыщик Шерлок Холмс, глядя на обыкновенную трость с костяным набалдашником, мог описать и внешность ее владельца, и его профессию, и характер, и привычки, и даже место жительства. Но самое удивительное то, что определял все это он по явным, видимым каждому деталям и приметам. Тайны своей профессии он не держал в тайне. Метод свой подробно и охотно объяснял. И все же тайна оставалась — это его глаз и ум. В своем деле Шерлок Холмс был художник, видящий в обычном необычное, в привычном — неожиданное.
В живописи тоже есть свой метод, своя теория. Каждый художник знает основы этой теории — о свете и цвете, о линии и пятне, о композиции, о симметрии, о пропорциях. Все учатся по одним и тем же книгам. Все видят небо, облака, землю, деревья, горы, дома, людей. Но у каждого в его живописи свое небо, свои деревья, свой цвет зимнего снега и осеннего леса. Один художник нарисует все веточки и листочки, все грозди куста сирени. И он, как живой, заживет на картине. А другой — как бы наляпает цветных бесформенных пятен. Вблизи ничего не поймешь, а отошел на несколько шагов — вот он, сиреневый куст! Трепещет и переливается лилово-оранжевыми бликами цветов и солнца. Два художника увидели один и тот же куст. И выразили свое впечатление по-разному.
В чем тут секрет? Что за тайна? Тайна эта — особое видение и воображение художника, его ум и глаз.

Хохочущий холст
Пикассо когда-то сказал: «Еще никогда ни один художник не щекотал живопись так, как Матисс, заставляя ее хохотать взахлеб!»
Вот забавная фраза! Ну, как это живопись можно щекотать? Живая она, что ли? На самом деле Пикассо говорил не о самой живописи — о зрителе, о его впечатлении.
И тут самое важное. Все умные знания и высокое умение художника — и цвет, и линия, и композиция — направлены на то, чтобы суметь передать зрителю картины свое впечатление, поразить его тем, чему сам удивился, внушить ему любовь к тому, что самому ему дорого.
И сделать это так, чтобы человек, не имеющий понятия о тайнах мастерства, проникся чувствами и мыслями художника, автора картины.
И все же человек, не ведающий самых азов живописной теории, не знающий хотя бы основных ее направлений, не слыхавший ничего о стилях, даже приблизительно не знающий истории живописи, вряд ли сможет по-настоящему «прочесть» картину, до конца осмыслить ее. Ведь для того чтобы прочесть книгу, нужно знать азбуку.
Мы не сможем, конечно же, на страницах нашего журнала преподать вам науку живописи. Но, может быть, заглядывая в наш «Музей одной картины», вы захотите узнать эту науку, найти и почитать книги, почаще бывать в больших и малых музеях. И тогда на все «глупые» умные вопросы сумеете ответить сами. Й не станете, как некие невежды, кричать, что непонятный вам художник — обманщик и пачкун. А попытаетесь его понять и уж тогда решить для себя: интересен он вам или нет. Потому что у каждого свой художник, как у каждого — свое восприятие мира и людей.
Фотография М. ВЫЛЕГЖАНИНА.


САТИРИКОНЧИК

РАССКАЗИК

Юрий БУКОВСКИЙ
САМЫЙ ХИТРЫЙ РОБОТ

Сконструированный третьеклассником Колей музыкальный звонок пропел мелодию «Алисы».
«Это Вовка,— решил Коля.— Очень вовремя пришел. Пока бабушка в магазине, доделаем с ним электронный подсказчик».
Коля наклонился к портфелю, в который был вмонтирован микрофон, и скомандовал:
— Дверца, дверца, отворись, гость в квартире появись.
Автоматика сработала безукоризненно и впустила в прихожую гостя. Но им оказался вовсе не Вовка, а робот.
— Здравствуй, Коля,— произнес робот приятным скрипучим голосом.— Не удивляйся, что я знаю твое имя. Меня заказала в кооперативе «Педагог» твоя бабушка. Я запрограммирован на перевоспитание непослушных мальчиков.
Робот многозначительно пробарабанил на широком ремне пальцами с крепкими стальными шарнирами.
— С рук мы и начнем,— перехватив обеспокоенный Колин взгляд, сказал робот.— И не надо прятать их за спину. Я все вижу насквозь. Руки твои черные. Придется тебе их мыть, а вот ручку телевидеомагпроигрывательного комбайна повернуть на «выключено»...
— Теперь перейдем к ногам,— велел робот после того, как Коля выполнил первые его команды.— Сними резиновые сапоги-скороходы на рессорах и колесах с автоматическим счетчиком шагокилометров и среднегодовой скорости движения. И вынь, пожалуйста, тапочки из-под дивана. Не путай их, пожалуйста, с футбольным мячом...
— А теперь перейдем к питанию,— скомандовал робот.— Нет-нет, не к моему,— перехватил он Колин взгляд, направленный на его живот, где было начертано «Блок питания» и висел амбарный замок.— Замок для того, чтобы у воспитуемого соблазна не было педагога отключить,— пояснил робот.— Займемся питанием твоим. Котлеты, конечно, в печке собственной конструкции подогревал? В той самой высокочастотной, где все сгорает с высокой частотой?
— А как вы обо всем догадались? — удивился Коля.
Робот подогрел на сковороде одну чудом сохранившуюся котлету, покормил Колю и заставил сделать уроки. Затем предложил ему полностью разобрать на детали почти готовый электронный подсказчик. Этому приказу Коля воспротивился. И согласился выполнить его только после того, как робот пообещал познакомить его со своим личным конструктором. Когда разборка подошла к концу, робот произнес:
— Ну что ж, знакомься с конструктором.
Он открыл забрало, похожее на рыцарское. Оно лишь снаружи выглядело железным. На самом деле забрало оказалось картонным. Из-под него улыбалась... бабушка.
Зато Коле было не до улыбок. Он с сожалением смотрел на разобранный подсказчик.
«Пока,— думал он,— человек все-таки умнее электроники. А самый хитрый робот пока — это бабушка».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМНИК

Григорий ОСТЕР

Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять.
Не сворачивайте в кухню —
В кухне твердый холодильник —
Тормозите лучше в папу:
Папа мягкий. Он простит.

ИГРЫ БЕЗ ЧИПА

Одни любят загадки, другие — кроссворды, третьи — юмор. И для тех, и для других, и для третьих — ЗАГАДОЧНЫЙ КРОССВОРД! (по материалам «Самой большой книги загадок в мире»).
1. Что живет зимой, умирает летом и растет вниз головой?
2. Какие две дамы в США самые большие?
3. Ванна, какой люди пользуются, не наполняя ее?
4. Если 4 черненьких чумазеньких чертенка чертили чисто черными чернилами чертеж, то сколько «ч» содержит фраза?
5. Как написать «мышеловка» тремя буквами?
6. Каждое утро на завтрак фермер ест яйца. Он не держит кур и никогда ни у кого не покупает яйца. Угадайте место, в котором он их берет?..
7. Чего ни снять, ни срезать, ни унести с чужой бельевой веревки?
8. Что можно поддерживать, не дотрагиваясь до этого?
9. Что круглое, как полная луна, черное, как уголь, и с дыркой посередине?
10. Человек, перед которым все люди снимают шляпы?
11. Что не существует, но имеет название?
12. Что жжется в холодильнике?
13. Слово состоит из пяти букв. Если одну из букв выбросить, то все равно останется пять. Что это за слово?
14. Чашечка, из которой нельзя напиться?
15. Если отнять от числа половину, то ничего не останется. Что это за число?
16. Какое имя из семи букв имеет только три буквы?
Подготовили З. Александрова, Б. Бронный, А. Усачев.

АБЗАЦ

НОВОСТИ НАУКИ
Известный ученик Митькин по рисункам на старинных амфорах установил, что любимой пищей древних греков была древняя гречка.

ТЕХНИКА СРЕДИ НАС
Некто Мишкин научился вести себя как самый настоящий игральный автомат. Он только в том случае играет ровно одну минуту на пианино, если получает от родителей пятнадцать копеек.

ХОДЯЧИЙ АНЕКДОТ

Учитель. Прекратите пересылать друг другу записки.
Ученик. Это не записки. Это мы в карты играем.
Учитель. О, тогда извините.
Рисунки А. МАРТЫНОВА.


НОВЫЕ ВАСЮКИ, 64

ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - ФРАНЦИЯ!

Истоки шахмат затерялись где-то в глубине веков. А вот звание «чемпион мира» появилось сравнительно недавно. Первым официальным чемпионом мира в 1886 году стал Вильгельм Стейниц.
Конечно же, и прежде, до Стейница, были шахматисты, которых признавали сильнейшими, но официально шахматная корона не разыгрывалась, и чемпионы были некоронованными. Первым в их ряду стал замечательный французский шахматист XVIII века Франсуа Андре Даникан Филидор (1726—1795 гг.).
Уже в 14 лет он приобрел репутацию отличного шахматиста. В Париже Филидор почти ежедневно по нескольку часов проводил в кафе «Режанс», которое стало знаменитым благодаря шахматам. В то время там играли Руссо, Вольтер, Дидро, позднее Франклин, Робеспьер, Наполеон...
Вскоре во Франции достойных партнеров Филидору уже не было, но затем выяснилось, что таковых нет ни в Голландии, ни даже в Англии, где шахматы пользовались особым уважением. Более того, когда в 1747 году Филидор встретился в матче с известным в те годы шахматистом Стаммой, результат был более чем убедителен — 8:2 в пользу Филидора.
Через два года в Лондоне на французском языке вышел знаменитый учебник Филидора «Анализ шахматной игры» тиражом 433 экземпляра. Эта книга стала самым значительным шахматным событием века, и впоследствии этот учебник переиздавался не один десяток раз.
В этой книге Филидор изложил основные положения своей теории, которая для шахматистов того времени, признававших только острокомбинационную игру, была и необычна, и непонятна. Филидор — первый шахматный стратег — лет на сто опередил свое время. До него мастера с первых же ходов стремились только к атаке. Ради нее они жертвовали пешки, фигуры. О пешках вспоминали лишь в эндшпиле. Филидор же придавал пешкам совсем иное значение. Он считал их «душой шахмат».
Также Филидор говорил о плане игры, взаимодействии фигур, цели того или иного хода. Такая методика позволила ему четко сформулировать целый ряд правил, которые практически не изменились до сих пор.
К сожалению, партий Филидора сохранилось мало, но вот пример, который свидетельствует, что и комбинировал он неплохо.
Диаграмма 1
Филидор, игравший белыми с Брюлем (Лондон, 1789 г.), быстро и изящно завершает наступление.
17. Са6! Лb8. Если 17...bа, то лучше всего, как и в партии 18. Фc6 Cd8 19. Cg5.
18. Фc6 Cd8 19. Cg5! Черные сдались.

БЮРО ШАХМАТНОЙ ПОМОЩИ
СИЛА ФИГУР
КТО СИЛЬНЕЕ? Понятия «сила» и «ценность» являются синонимами для всех фигур, кроме короля. Если считать, что сила фигуры — это ее способность контролировать определенные поля, то тогда, взяв пешку за единицу измерения, можно принять к сведению такие соотношения.
Самая сильная фигура — ферзь — эквивалентен примерно девяти пешкам (соотношение чисто теоретическое — девяти пешек одного цвета на доске не бывает). Ладья примерно вдвое слабее ферзя — ее можно приравнять к пяти пешкам. Слон и конь приблизительно равноценны, каждый из них сильнее трех пешек, но слабее четырех.
Эти соотношения надо знать, однако следует твердо запомнить, что в игре они не являются постоянными — истинная сила фигуры в какой-то конкретной позиции зависит от различных обстоятельств: расположения, а главное, ее значения в предстоящей борьбе. Иногда скромная пешка становится сильнее ферзя, а в следующей позиции, например, она справляется со всей неприятельской армией.
Диаграмма 2
1. d8K (здесь конь намного полезнее ферзя!) и затем 2. Kf7x.

ВНИМАНИЕ - КОРОЛЬ!
Король — фигура особая. Если его боевые качества сравнительно невелики (впрочем, в окончании он не уступает легкой фигуре), то ценность бесконечна. Ведь теряя короля, шахматист сразу проигрывает. В начале и середине игры короля необходимо тщательно оберегать, иначе можно потерпеть поражение моментально.

МАСТЕРСКАЯ БУДУЩИХ ГРОССМЕЙСТЕРОВ
Прежде чем играть позиционно, необходимо научиться комбинировать. И действительно, можно сделать 10—20 хороших позиционных ходов подряд, добиться превосходного положения, но затем просмотреть несложный тактический удар и сразу проиграть партию. Поэтому надо стараться развивать свое комбинационное зрение и изучать красивые атаки сильных шахматистов.
Диаграмма 3
В этой позиции чемпион мира Г. Каспаров во встрече с И. Смириным (55-й чемпионат СССР, 1988 г.) эффектно закончил борьбу жертвой ладьи.
39. Л:h6! С:h6. Если 39... Фс5 + 40.Kph1 Лс1, то 41. Се6х — белый ферзь хотя и связан, но пока «живой».
40. Се6+ Крh8 41.Фf6+. Черные сдались, так как они форсированно получают мат: 41...Крh7 (41...Сg7 42. Фh4 + Сh6 43. Ф : h6х) 42.Фf7 + Сg7 43. Cf5+ Kph8 44. Фh5+ Крg8 45. Се6+ Kpf8 46. Фf7х.
Диаграмма 4
Советский гроссмейстер Я. Эльвест в партии с одним из сильнейших зарубежных шахматистов У. Андерссоном (Кубок мира, Бельфор, 1988 г.) нашел изящное завершение атаки и тоже с жертвой ладьи.
19. Лg8+! Черные немедленно прекратили сопротивление — 19...Кр:g8 20. Лg1+ Kph8 21.fe+ f6 22.ef Ф+, 19...Л:g8 20. fe+ Лg7 21. Лg1 Лg8 (21...Ф:b2+ 22. Kpd1 Фb1 + 23. Сс1) 22. Ф:g7+!, и белые побеждают во всех вариантах.
Сначала разберите все разветвления этих атак, посмотрите, могли ли черные защищаться иными способами или нет, подумайте, какие варианты еще возможны. И, наконец, попробуйте воспроизвести хотя бы часть анализов, но уже не передвигая шахматных фигур.

Шахматная гостиная

Пока Ося Б. путешествует, в шахматной гостиной его дед рассказывает веселые шахматные истории. Вот две из них.
* * *
Один хитрец, пытаясь вывести из себя своего деликатного, но нервного противника, несколько раз в цейтноте делал невозможный ход конем. В первый раз партнер вежливо отправил коня назад. Подумав, хитрец повторил свой маневр, снова поставил коня на поле, куда эта фигура не могла пойти, и опять нажал на кнопку часов. Коня вновь вернули на место. В третий раз конь оказался на недосягаемом квадрате! И вот тогда нервный джентльмен не выдержал, вспылил и... выбросил назойливого коня за окно. Судьи признали его правоту, присудив победу за... находчивость.
* * *
В лондонском шахматном клубе «Гамбит» с одним англичанином во время игры приключился сердечный приступ.
— Доктора! Немедленно вызовите доктора! — заволновались все.
Тогда партнер заболевшего шахматиста затянулся сигарой и невозмутимо процедил:
— Не волнуйтесь, джентльмены: у него все равно проигрышная позиция...
Рисунки А. БАЛДИНА.


Главный редактор А. С. МОРОЗ.
РЕДКОЛЛЕГИЯ: Т. А. ГАЙДАР, А. В. ДРУЯНОВА (редактор отдела внутренней жизни страны), В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВ, В. И. ИВАНОВ, В. В. КОЖЕМЯКИН (редактор отдела литературы и искусства), В. П. КРАПИВИН, А. И. ЛЯШЕНКО, М. В. МАТВЕЕВА (редактор отдела коммунистического воспитания), С. В. МИХАЛКОВ, М. П. ПРИЛЕЖАЕВА, В. Л. РАЗУМНЕВИЧ, Е. В. СЕЛЕЗНЕВА (ответственный секретарь), Л. С. СИМОНОВА (зам. главного редактора), Л. Н. ТИМОФЕЕВА, Ю. М. ЧИЧКОВ, Ю. Ф. ЯРМЫШ.
Главный художник А. М. ГРИШИН.
Художник И. Г. ПАНКОВ.
Технический редактор Е. Г. ЕВДОКИМОВА.
Сдано в набор 03.02 89. Подписано к печати 20.02.89. А 00234. Формат 60x84 1/8. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт. 31,16. Учетно-изд. л. 9,00. Тираж 1 770 000 экз. Заказ № 178. Цена 30 коп.
Адрес для писем: 101459, ГСП, Москва, Бумажный проезд, 14, 11-й этаж.
Телефон 212-14-17.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В. И. Ленина издательства ЦК КПСС «Правда». 125865, Москва, А-137, ГСП, ул. «Правды», 24
Вниманию взрослых авторов!
Редакция рукописи не рецензирует, а только сообщает решение.
Рукописи объемом свыше трех авторских листов (70 страниц машинописного текста) к рассмотрению не принимаются.
Рукописные материалы объемом до одного авторского листа (25 страниц машинописного текста), рисунки и фотографии не возвращаются.
Жалобы на полиграфический брак, замечания по типографскому исполнению отдельных номеров журнала следует направлять по адресу типографии

ЧИТАЙ В МАЕ:
окончание книги Михаила Коршунова «Общие тетради», сказку шведского писателя И. Фьёля «Иохим-Лис, детектив с дипломом», а также об итогах фестивальной викторины и очередной выпуск рубрики «Переходный возраст».


ДОМОВЁНОК и компания

Ой-ой! — отдернув руку от раскаленной крышки кастрюли, подпрыгнул на месте Колобок.
Матроскин действовал, как профессиональный медбрат: достал бутылку с подсолнечным маслом, намочил кусок бинта и смазал Колобку обожженное место.
— Теперь твоей руке вода противопоказана,— авторитетно изрек Матроскин. На что Колобок, которому стало немного легче, отреагировал по-своему:
— Посуду будешь мыть ты!
Матроскин несколько приуныл от такой перспективы. Но что не сделаешь ради больного товарища?
Поэтому Матроскин отправился в мастерскую к папе Карло и попросил его придумать что-нибудь, чтобы кастрюльные крышки не обжигали.
— Элементарно,— сказал папа Карло и предложил...

Предложение папы Карло
Если в кастрюльные ручки вложить обыкновенные пробки или специально выточенные деревянные кругляшки, за них можно безбоязненно поднимать крышку даже с самой горячей кастрюли.
Кстати, а где вы держите кастрюльные крышки? Даю дельный совет: на внутреннюю сторону дверцы шкафа прибейте или приклейте половинки от нескольких обыкновенных катушек — по горизонтали на расстоянии друг от друга чуть меньшем, чем размер крышек. Или, если вы люди более основательные, можете смастерить из проволоки подвесную треугольную сетку, которую вы видите на рисунке № 1.
И, конечно, на кухне не обойтись без ухваток. Висеть им лучше справа от плиты, так удобнее их брать. Шить их несложно, а для глаз приятнее, если они будут разной формы. Рисунок № 2 подскажет вам, что ухватка может выглядеть и сердечком, и варежкой. Кстати, если вы выберете варежку, то имейте в виду: верхняя деталь должна быть на 0,5—0,7 сантиметра больше нижней. Между нижней и верхней деталями проложите кусочек сносившейся трикотажной майки или старую байку. Пришейте петельку из той же ткани, что и все изделие. Или используйте готовый пластмассовый крючок-прищепку. Аккуратно сшитая ухватка — отличный подарок.
Выслушав длинный монолог папы Карло, Белоснежка сделала вид, что обиделась: ведь все знают, что главный специалист по шитью она, Белоснежка.
Но на самом-то деле ухватки Белоснежке понравились, и она похвалила папу Карло. А сама предложила девочкам сшить на весну и лето модный блузон из бязи, тика, ситца или сатина. Из сатина и ситца такой блузон получается более мягким и от этого менее нарядным, чем из более плотной ткани.

Модный блузон на все времена
Белоснежка просит всех внимательно рассмотреть, как экономнее располагать детали на материале. Ткани при ширине 90 см потребуется около 3 м. Длину определяете вы сами, примерно 60 см, а рукав — 50—60 см, это зависит от ваших размеров. Линия 25 = (ОГ + 20): 4. Середина спинки и переда, подкрои и длина рукава укладываются по долевой. Не забудьте: прибавки везде по 1 см, а снизу — 4 см и к длине рукава тоже 4 см.
Красная и синяя линии показывают возможные варианты блузона. Обязательная линия 9 и прямой угол — это размер горловины сзади.
Шить будем так.
Зашить в основной части и в подкрое линии 7.
Сложить лицо с лицом подкрои и основную часть и, отступив на 0,5 см, прострочить по линии лацканов.
Сшить линию 9 с задней горловиной и плечами блузона.
Вывернуть линию лацканов налицо и заутюжить. Отстрочить 0,5 см от края. Линию 9 и плеч подкроя закрепить на руках.
Сложить лицо с лицом линию проймы и рукава 35, прострочить 0,7 см от края.
Загнуть верхнюю линию кармана на 1 см и прострочить. У зеркала найти положение кармана. Одна сторона должна совпасть с линией бока, другая — параллельна низу.
Подогнуть карман на 0,5 см и пристрочить на 0,3 см от края.
Сшить линию бока и рукава одной строчкой.
Подогнуть 2 раза срез рукава и прострочить 0,5 см от края.
Подогнуть 2 раза низ блузона и прострочить 0,5 см от края.
Блузон можно сделать с застежкой и без застежки. Если не страшно возиться с прорезанными петлями, то пришейте большие пуговицы и сделайте вертикальные петли. Размер петли складывается из диаметра пуговиц + 3 мм. Легче обойтись петлями, сделанными в виде навесной восьмерки из шнура, тесьмы или специально выкроенной из той же ткани, что и весь блузон, тоненькой ленточки.
Белоснежка уверена, что такой блузон можно носить и с брюками, и с юбкой в любое время года.
Рисунки А. ВОВИКОВОЙ.


Жил-был Стеклодув. Жило-было лесное озеро, на котором любил бывать Стеклодув. Жила-была на том озере журавлиха. «Погибаю! Задыхаюсь! — закричала однажды журавлиха.— Грязен, душен мир вокруг». Стеклодув выдул огромный стеклянный колпак, привез его в лес и накрыл деревья, травы, журавлиху, озеро тем колпаком.
ВСЯК СПАСАЕТ ТО, ЧТО ЕМУ ДОРОГО, КАК УМЕЕТ.
А как ты спас озеро, луг, лес, журавлиху?


30 коп.
Индекс 70694.
ISSN 0130-8009.
Пионер. 1989. № 4. 1—64.

<- предыдущая страница

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz