каморка папыВлада - журнал НТО СССР 1971-11 текст-8
каморка папыВлада
журнал НТО СССР 1971-11 текст-8
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 21.01.2017, 16:21

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

• Из зарубежных сообщений •

ТАК ЭКОНОМИЧНЕЕ
Одно из крупнейших нефтеналивных судов концерна «Шелл» новый супертанкер «Мело» начал перевозить в Англию сырую кувейтскую нефть. Танкер дедвейтом 206 492 т с полным грузом имеет осадку 18,7 м, при которой он не может заходить в р. Мерсей для слива сырья в емкости нефтеперегонных заводов, так как у причала в Транмере возможна швартовка супертанкеров с осадкой не более 13,5 м. Углубить канал — операция весьма дорогостоящая. Поэтому до сих пор часть груза с судна сливается в море (на подходах к порту) в танкеры меньшей грузоподъемности. Это тоже требует немалых затрат. Специалисты концерна «Шелл» предложили построить прибрежный нефтяной причал. От него по трубопроводу, уложенному на дно реки, нефть прямо с супертанкера будет подаваться в емкости нефтеочистительных заводов. Подсчитано, что в экономическом отношении такое сооружение полностью себя оправдывает.
На фото: супертанкер «Мело» после частичной разгрузки швартуется в нефтегавани Транмере.

МИКРОСКОП «ЦЕЙСС» ДЛЯ ХИМИКОВ
Быстро развивается новая отрасль микроскопии — химический анализ результатов реакций и фазовых превращений средствами оптики. Например, с помощью микроскопа ведут неразрушающий контроль толщины тонких пленок, анализ минералов путем измерения их оптических характеристик. Можно анализировать смеси различных веществ, зерна, новых материалов, обнаруживать трещины и примеси в полимерах. Методы микроскопии в химии рентабельнее и быстрее многих других. Известный завод «Карл Цейсс» (ГДР) выпускает для этих целей серию оптических приборов «Ампливаль-интерфако» (см. фото).

СВЫШЕ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ В ЧАС
Международная автомобильная федерация (ФИА) утвердила мировой рекорд скорости, установленный американским изобретателем Гарри Гейблихом на автомобиле «Голубое пламя» (см. фото). Он представляет собой торпедообразную машину с реактивным двигателем. Две турбины работают на сжиженном природном газе. Достигнутая скорость на дистанции в один километр равна 3,5 сек, что соответствует 1014,2 км/час. Длина автомобиля — 11 м, ширина — 2 м, расстояние между осями колес — 7,7 м, колея задних колес — 2 м, вес — 3 т. Для торможения применяется сначала парашют, а затем дисковые тормоза, установленные на задних колесах. Диаметр колес 885 мм. Изобретатель готовится осенью нынешнего года преодолеть на своей машине сверхзвуковой барьер.

КОМБАЙН ДЛЯ СБОРА ПЛОДОВ
Софийский научно-исследовательский институт машиностроения, тракторостроения и сельхозмашиностроения сконструировал комбайн, который состоит из двух основных частей — вибратора и плодоуловителя. Он предназначен для сбора слив, черешен, вишен, орехов и других плодов. Комбайн работает от трактора «Беларусь» и обслуживается двумя людьми, не считая тракториста. За час он собирает плоды с 25 деревьев. Серийное производство таких комбайнов начнется в 1972 году.

«ТРАЙСЕК» — СУДНО БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО
Модель необычного двухкорпусного судна (см. фото) построили инженеры американской фирмы «Литтон системс Инкорпорейшен». Скоростной лайнер будет состоять из трех элементов, что и определяет его тип «Трайсек» (в переводе с английского — означает разделенный на три части). В конструктивном отношении он представляет собой два подводных понтона, выполненных в форме торпед и соединенных стойками с надводной частью корпуса, где размещаются пассажиры и грузы. Торпедообразная форма подводных понтонов уменьшает волновое сопротивление. Новый корабль будет универсальным. Его предполагают снабдить газотурбинной установкой авиационного типа. Скорость хода около 50 узлов. Это будет достигнуто за счет рациональной конструкции и необычайной формы обводов подводной части корпуса. По мнению специалистов, лайнер сможет пересечь Атлантический океан за двое суток вместо пяти, которые затрачивают современные суда.
При высокой скорости судно будет весьма экономичным в расходовании топлива. Модельные испытания «Трайсека» показали, что потребляемая мощность у него почти вдвое меньше, чем у других судов одинакового водоизмещения и скорости. К тому же существенно уменьшается на нем бортовая, килевая и вертикальная качки.

НОВЫЕ ИНСЕКТИЦИДЫ
Коллектив промышленного объединения «Борзешт» (Румыния) начал выпуск химикатов «Пинетокс» и «Алкиламин», предназначенных для борьбы с вредными насекомыми. «Пинетокс» уничтожает насекомых — вредителей помидоров и других овощей, не вреден для остальных растений и срок его действия заканчивается вместе с созреванием овощей. Сырьем для производства «Пинетокса» являются отходы целлюлозно-бумажной промышленности. «Алкиламин» тоже является эффективным средством против насекомых. Объединение «Борзешт» начало также выпуск химиката «Феротокс-3» для борьбы с насекомыми — вредителями леса путем распыления над лесными массивами с самолетов.

СПОСОБ АНАЛИЗА ПОЧВЫ
Фотометрический способ анализа почвы виноградников начал применять Венгерский научно-исследовательский институт виноградарства.
Раствор образца почвы в распыленном виде вдувается в пламя ацетиленовой горелки и по изменению пламени фотометр определяет количество и качество питательных веществ, содержащихся в почве.
Для определения потребности лозы в питательных веществах таким же образом анализируется состав виноградных листьев.

«СНЕЖНЫЙ ОРЕЛ»
Автомобиль «Снежный орел» (см. фото) появился недавно в США для перемещения по песку, снегу или другому слабому покрытию с тремя пассажирами. Машина развивает скорость 70 км/час, преодолевает уклоны до 45°, сворачивает в сторону сразу без какой-либо траектории. Она умеет даже прыгать, как лыжник, по неровной поверхности. Автомобиль напоминает собой аэросани, только на гусеницах. «Снежный орел» имеет двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, емкостью 634 см3, мощностью 39 л. с, который работает на бензине. Благодаря широкому применению пластмассы его вес не превышает 110 кг, что при широких гусеницах оказывает небольшое давление на поверхность.

МОТОЦИКЛ С ДВИГАТЕЛЕМ ВАНКЕЛЯ
В настоящее время роторные двигатели системы Ванкеля изготавливаются уже 20 зарубежными фирмами. Они применяются не только на легковых автомобилях, но и на катерах, спортивных самолетах. Западногерманская фирма «Фихтель» выпустила первый в мире мотоцикл (см. фото) с миниатюрным роторным двигателем — «Геркулес-2000». Максимальная скорость машины — 140 км/час (мощность мотора 20 л. с.). Масса мотоциклетного двигателя Ванкеля равна половине массы поршневого мотора такой же мощности. Другое его преимущество — меньше вибрации и шума.

«ЭКЗАКТА» В НОВОЙ ОДЕЖДЕ
Современную элегантную форму получила известная во всем мире узкопленочная фотокамера «Экзакта» (см. фото). Новая модель «RTL-1000» сохранила все преимущества предыдущих, выпускаемых с 1936 г. на одной конструктивной основе с последовательными усовершенствованиями. К новому аппарату подходит весь прежний набор сменных объективов со штыковой оправой и с фокусными расстояниями от 20 до 1000 мм. Принципиально новой является не только модная внешняя форма, но также и система автоматического выбора точной экспозиции. Экспонометр измеряет силу света, прошедшего через стекло объектива. Тем самым обеспечивается предельно точная выдержка. Пластинчатый щелевой затвор тоже необычен. Пластинки затвора проскакивают по вертикали, что дает равномерное освещение кадра. Шкала выдержек — от 1/1000 до 8 секунд. Установка выдержек теперь упрощена. На ряде зарубежных выставок эта камера из ГДР признана символом технического прогресса в фототехнике.

ИЗМЕРИТЕЛЬ СТЕПЕНИ КОРРОЗИИ
За последнее время появились охлаждающие жидкости типа «антифриз», которые вызывают сильное окисление металла внутри системы. В Англии выпущен электронный прибор — коррозиметр (см. фото). За 30 секунд он определяет насыщение охлаждающей жидкости в радиаторе и двигателе продуктами коррозии.
На приборе это указывается стрелкой на шкале с разными цветными сегментами. Питание осуществляется от батареи автомобиля.


УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В 1,4 РАЗА, ОРГАНИЗОВАТЬ ШИРОКИЙ ВЫПУСК МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ПОВЫШЕННОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ, ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ЛЕГКИХ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ, СНИЖАЮЩИХ ВЕС ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
Из Директив XXIV съезда КПСС

СТРОЙМАТЕРИАЛЫ 71

ПАРАД СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
П. ПЕТРОВ

В строительстве все, как известно, начинается с материалов. Позвольте, — возразят архитекторы, — с проекта. Конечно, но проектируют всегда, как говорят, под материалы. Есть кирпич или панели — будет дом, нет — желание остается нереализованным. Кроме того, материалы обуславливают и темпы сооружения зданий. Раньше, скажем, в эпоху Возрождения, когда каждый камень добывали и обрабатывали вручную, дворцы и храмы возводились десятилетиями. Например, Исаакиевский собор (Ленинград) строился свыше тридцати лет. Тогда даже на сооружение обычного многоэтажного дома уходили годы. Б наше время, в век механизмов и автоматов, когда в строительстве широко применяются металл, железобетон, стекло и пластики, сроки возведения зданий сократились в несколько десятков раз по сравнению с прошлым.
Сейчас дома буквально растут. Смотришь, вчера был пустырь, а через два-три месяца стоит красивый дом. И уже новоселы въезжают в свои квартиры. Прогресс! В основе его — расширяющаяся индустрия строительных материалов.
Международная выставка «Стройматериалы-71» — наглядное тому свидетельство. С 8 по 22 сентября в московском парке «Сокольники» 800 фирм из 26 стран демонстрировали огромное количество изделий, начиная от гвоздя и кончая электронно-счетными устройствами — этими надежными помощниками человека в производстве прочных, красивых строительных материалов. Такая выставка проводится впервые. Не случайно она приковала внимание широкой общественности и хозяйственных руководителей нашей страны, деловых кругов Запада и Востока.
Особый интерес вызвала советская экспозиция. Она была крупнейшей. На пятнадцати тысячах квадратных метров разместился целый строительный городок. Восхищение вызывали в нем легкие, изящные элементы конструкций, арки, стены, выполненные из стекла, керамики и цветных цементов. Куда ни взглянешь — всюду чарующая красота, созданная руками человека.
Шестьдесят министерств и ведомств, триста предприятий стройиндустрии, девяносто научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро из многих городов страны показали свои отличные экспонаты. Представительствовать довелось только лучшим из лучших. И это понятно. Ведь вся наша страна в лесах новостроек. Гигантский размах строительства оказал свое влияние и на развитие индустрии стройматериалов. Это масштабно было показано в интересном фильме «Промышленность строительных материалов СССР», кадры которого как бы расширяли границы павильона.
Подолгу люди рассматривали экспонаты. Восхищались мебелью, сборно-разборными домиками, интерьерами жилых и производственных помещений, керамикой.
В первом, купольном, павильоне особый интерес вызывали отделочные материалы всех видов и прежде всего многоцветная керамика, а также изделия из древесины, имитирующие орех, мореный дуб, карельскую березу. Привлекали внимание элементы конструкций бытовых помещений, отделанные узорчатой плиткой в русском стиле. Кроме красоты эти сооружения отличаются прочностью и долговечностью.
Поражал воображение посетителей расширяющийся диапазон применения стекла в строительстве. Цветное, теплопоглощающее, особопрочное оно используется не только при возведении зданий из стекла и бетона, но и их отделке, нередко заменяя дерево и металл. Из стеклопрофилита, например, производство которого впервые освоено в нашей стране, кладут прозрачные стены. Это пока. Возможно, в недалеком будущем из этого материала будут сооружать заводские и фабричные корпуса. Причем, это не дорого. Подсчитано, что только в Горьковской области за последние три года за счет применения стеклопрофилита в строительстве сэкономлено свыше 200 тысяч рублей.
Многих интересовал другой примечательный вид стекло-кристаллических материалов — шлакоситаллы, родиной которых также является Советский Союз. Их получают путем направленной кристаллизации. По своим физико-химическим свойствам материал превосходит природный камень, кислотоупорную керамику, не уступает чугунным изделиям, а по сопротивляемости к истиранию почти в тридцать раз прочнее гранита и мрамора. Редкое сочетание качеств позволяет применять шлакоситаллы не только в строительстве, но и в химической, электрической, горнообогатительной, угледобывающей промышленности. Это теперь, а в будущем сфера применения шлакоситаллов, разумеется, расширится.
Достойное место было отведено полимерам. Их применение в строительстве постоянно расширяется. Они позволяют быстрее вести отделку помещений, улучшают эстетику, практичны в использовании. Посетители с интересом рассматривали синтетические ворсовые и трикотажные ковры, дорожки, имеющие вспенную латексную основу, ворсалиновый нетканый материал, стеклопластики, линолиумы, обои. Цифры и факты, приведенные в проспектах выставки, показывают, что производство таких материалов постоянно возрастает. Например, один мытищинский комбинат «Стройпластмасс» только пенолатексных ковров выпускает ежегодно около 120 тысяч квадратных метров.
В богатом разноцветьи стекол, керамических плиток и синтетических пленок более чем скромно выглядели естественные материалы: камень, кирпич, мрамор. И хотя их меньше применяют в строительстве, чем, скажем, несколько десятков лет тому назад, «ветераны» не теряют своего значения; они также улучшаются. Ленинградский комбинат «Победа», например, выпускает двухслойные кирпичи различных цветов. Прочный, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами, этот старый строительный материал в своем новом качестве позволяет значительно снизить затраты на отделочные работы.
Это одно. Другое — тоже не менее важное — заключается в том, чтобы за счет улучшения качества материалов повысить надежность конструкций и зданий, уменьшить их вес.
Цемент по праву называют «хлебом строительства». Это не преувеличение. Он применяется почти во всех элементах сооружений. Примечательно, что наша цементная промышленность по валовому производству и разнообразию его видов занимает первое место в мире. Причем советский цемент самый дешевый. Почему? Во-первых, у нас много замечательного исходного сырья, во-вторых, производство материала высоко механизировано. Предприятия широко применяют автоматику и электронику.
На выставке демонстрировался макет Себряковского цементного завода имени П. А. Юдина — передового предприятия страны. Управление процессами здесь производится с помощью автоматизированной системы «Цемент-1», «мозгом» которой является вычислительная машина. После ее внедрения завод по производительности вышел на первое место среди родственных предприятий. Заметно повысилось качество продукции. Около двадцати процентов ее предприятие экспортирует в другие страны.
Все это говорит о высокой эффективности применения системы «Цемент-1». Экономия от ее внедрения на аналогичных предприятиях может составить около полумиллиона рублей в год, а капитальные затраты окупятся за три-четыре года.
Среди многообразия экспонатов привлекали внимание асбестоцемент и асбест. Изделия из них экспонируются более чем в тридцать стран мира. Многих интересовало новое в производстве сборного железобетона, стеновых панелей с легкими заполнителями, шифера, теплоизоляционных, акустических материалов и многие другие образцы, освоенные нашей промышленностью и применяемые в строительстве.
Устроители выставки поступили правильно, показав в специальном разделе станки, поточные линии и автоматы, применяемые при производстве и обработке строительных материалов. Электрифицированные модели комплексов, автоматические крупногабаритные агрегаты давали наглядное представление о процессе изготовления деталей и материалов. Особый интерес вызвал разработанный Институтом ядерной физики АН Узбекской ССР проект цементной печи, оснащенной комплексом контрольных приборов. Серия других приборов и средств автоматики дает представление о путях технического прогресса в промышленности строительных материалов. «Бетон-транзистор», например, по техническим характеристикам превосходит многие зарубежные образцы. Он надежно обеспечивает контроль прочности изделий из бетона, конструкций и сооружений, прост в обслуживании, может применяться в полевых условиях. Программные автоматические регуляторы типа «Астра» и «Памир» хорошо помогают вести процесс термовлажной обработки железобетонных изделий.
Такого рода экспонатов около ста. Среди них серия радиоизотопных приборов, предназначенных для контроля сложных технологических процессов, например, состояние футеровки в зоне спекания печи, газопроницаемости клинкера на колосниковом холодильнике и т. д.
Посетители увидели различные станки и машины: цементовозы, дробилки, шаровые мельницы и другие механизмы. Многих заинтересовала динамическая схема автомата для набора керамических плиток. При его создании получено три авторских свидетельства. Автомат высвобождает около сорока работающих. Изделия повышают качество отделки. Другой автомат, для сортировки конденсаторной слюды по толщине, полностью исключает ручной труд, значительно сокращает потери ценного сырья.
Многие образцы механизмов, представленные на выставке, сделаны впервые в СССР. К их числу относятся переносной вулканизаторный пресс, позволяющий быстро, надежно ремонтировать конвейерные линии; виброударный очиститель щебня и гравия, повышающий качество очистки, и т. д.
Следует отметить продуманность размещения экспонатов. Можно было ощутить связь между ними. Действующие модели, наглядные схемы дали возможность до мельчайших деталей проследить технологию — все это подкреплялось показом диапозитивов, кинофильмов. Этот парад материалов — еще одно веское подтверждение правильности курса в развитии строительной индустрии. Ученым, инженерам, техникам и новаторам этой отрасли мы обязаны тем, что подавляющее большинство советских людей живет в отличных квартирах, что за последнее время на карте нашей страны появились тысячи благоустроенных поселков и городов, что все больше производится светлых заводских и фабричных корпусов.
Нет сомнения, что эта выставка явится важным этапом в расширении взаимовыгодных связей между СССР и другими странами.


СООБЩЕНИЕ

Всесоюзный конкурс 1971-1975 гг.

В целях содействия активному внедрению в производство демонстрируемой на ВДНХ СССР новой техники и передового опыта Выставка достижений народного хозяйства СССР, Союз журналистов, Союз кинематографистов СССР, ЦК профсоюза работников культуры объявляют Всесоюзный конкурс периодической печати, телевидения, радио, кино на лучшую пропаганду представленных на ВДНХ СССР успехов страны в выполнении решений XXIV съезда КПСС, научно-технических достижений и передового опыта предприятий, хозяйств, строек, транспорта, организаций; развития науки, техники, культуры, образования, здравоохранения и роста материального благосостояния народа.
Конкурс проводится под девизом «Новому — крылья» в течение пяти лет, с 1971 по 1975 год включительно. Подведение итогов и награждение победителей проводится ежегодно по материалам за истекший год. В нем могут участвовать, кроме творческих работников печати, радио, телевидения, кино, и территориальные межотраслевые органы научно-технической информации.
Последний срок представления работ на конкурс ежегодно — 31 декабря.
По всем вопросам, связанным с конкурсом «Новому — крылья», обращаться по адресу: Москва, 129223, ВДНХ СССР, Пресс-центр (телефон 181-99-18).


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz