каморка папыВлада
журнал Новая Игрушечка 1995-03-04 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 23.09.2017, 13:58

скачать журнал

страница следующая ->

НОВАЯ ИГРУШЕЧКА
Русский журнал для детей
3-4


Валентина Александровна Осеева
СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силён — никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что же сказать, — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались им женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну, что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!


НОВАЯ ИГРУШЕЧКА
№ 3-4 1995 год
Русский ежемесячный журнал для детей
Основан в 1880 году

Главный редактор МИТЯЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный художник ПАНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
Члены редакционной коллегии:
БАХРЕВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ
ГОНЧАРОВА ТАТЬЯНА ВСЕВОЛОДОВНА
ЕРЁМИН ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ
КОНДАКОВА НИНЕЛЬ ИВАНОВНА (заместитель главного редактора)
ЛАЗУТОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
НАЙДЁНОВА ИННА ГЕОРГИЕВНА (художественно-технический редактор)
РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ
СТАРОСТИН АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ
УСТИМЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Начальник производства БЕЛОУСОВА ИРИНА ПАВЛОВНА
Компьютерная вёрстка КАЛИНИН ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ
Адрес редакции: 121069, Москва, улица Герцена, дом 50/5, комната 24. Телефон 291-60-22.
Подписку на «Новую Игрушечку» можно оформить в любом отделении связи России и других стран СНГ. Индекс журнала 73570.
Издатель АОЗТ «Новая Игрушечка».
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 012355 от 28.01.1994 г.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Советы и замечания, высказанные в письмах, обсуждаются редколлегией и принимаются к сведению.


СОДЕРЖАНИЕ

В. А. Осеева
Сыновья

Имена россиян на картах Земли, Луны и Звёздного неба 2

И. С. Никитин
«Солнце за день нагулялося...» 3

Станислав Романовский
Ангелы 5

Л. Л. Фёдоров-Давыдов
Бабуся Премудрая 11

Сергей Михалков
Стихотворения 16

Анатолий Митяев
Зёрна 21

Владимир Бухарцев
Таганай и Таганка 22

Александр Базанов
«За завтраком» 24

Ф. М. Достоевский
В барском пансионе 26

Леонид Горюнов
Слёзки 30

Александр Кузнецов
Орден святого Георгия и Георгиевский крест 35

Анатолий Васильев
Путешествие к своему костру 38

Лев Кузьмин
Воробьишкины детишки 40

Александр Колчин
Из дневника Вовика Башмакова 41

Приходите, гости! 46

Андрей Калиновский
Солдатики 48


Сдано в набор 20.03.1995. Подписано в печать 21.04.1995. Формат 84x108/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 3. Усл.-изд. л. 3,5. Тираж 6 500 экз. Заказ 712. Отпечатано в ГМП «Первая Образцовая типография». Адрес: 113054, Москва, ул. Валовая, 28.
© «Новая Игрушечка», 1995, № 3—4, 1-48


Группа писателей и художников объединилась в акционерное общество «Новая Игрушечка» и издаёт журнал с таким же названием.
Министерство образования Российской Федерации включило этот журнал в программу внеклассного чтения.
Предполагалось начать выпуск «Новой Игрушечки» осенью 1994 года. Обстоятельства сложились так, что подписчики 1994 года получат первые четыре номера 1995 года. Подписку на следующие номера можно продлить в обычном порядке.


ИМЕНА РОССИЯН НА КАРТАХ ЗЕМЛИ, ЛУНЫ И ЗВЁЗДНОГО НЕБА

Мыс Дежнёва. Бухта Дежнёва
Горный хребет Дежнёва
Посёлок Дежнёва

Тяжёлыми трудами и ратными подвигами укреплялись могущество и богатство государства Российского. Никто никогда не узнает, сколько русских людей полегло на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока во времена их освоения. Лишь имена некоторых из них остались в памяти людской.
Сегодня, развернув карту нашей Родины, найдём мы в правом верхнем углу, где самая крайняя восточная точка России, мыс, названный именем русского казака.
... В июне 1648 года из устья реки Колымы в Студёное море (так называли Северный Ледовитый океан) вышли семь кочей — плоскодонных деревянных судов. Отправлялись они на поиски «рыбьего зуба» — моржового клыка и реки Погычи, на берегах которой, по слухам, водилось видимо-невидимо соболя.
В те времена не снаряжали специальных научных экспедиций. Новые земли открывали и осваивали русские купцы да «служилые люди», то есть военные.
Вот и на этот раз экспедицию снарядил приказчик богатых устюжских купцов Усовых Федот Попов. Атаманом похода и представителем «государевых» интересов был поставлен казак Семён Иванович Дежнёв.
Попов и Дежнёв на четырёх кочах уже пытались добраться морем до благословенных краёв. Но непроходимые льды вынудили их повернуть обратно.
Теперь, год спустя, подняв на кочах кожаные паруса, снова отважно отправились на восток — к «Необходимому носу», мысу, который невозможно было обойти.
Только вышли в океан, как налетела буря и раскидала лёгкие судёнышки в разные стороны. Лишь три из семи кочей смогли продолжить плавание — остальные сгинули неведомо где.
Два месяца продвигались вдоль суровых скалистых берегов Чукотки. В один из дней августа мореходы заметили, что берег поворачивает к югу. Отряд обогнул каменный мыс, выдававшийся далеко в море, и продолжал плавание. Никто в отряде тогда не знал, что совершено величайшее географическое открытие, что плывут они проливом, разделяющим Азию и Америку.
За «Необходимым носом» буря разбила еще один коч. Затем снова шторм — и оставшиеся потеряли друг друга.
Судно, на котором находился Семён Дежнёв, волны выкинули на пустынный берег южнее реки Анадырь. Два месяца, «сами пути не зная», добирались Дежнёв и «холодны и голодны, наги и босы» двадцать четыре его товарища по безлюдным местам до Анадыри. Там остановились на зимовку.
К весне от болезней и голода отряд уменьшился до двенадцати. Но мужество не оставило людей. Сделав лодки, двинулись они вверх по течению реки Анадырь.
В верховьях встретили местное племя анаулов. Хозяева оказались негостеприимными. В боевой схватке Семён Дежнёв был тяжело ранен, но остался жив.
Чуть повыше устья Майна, впадающего в Анадырь, срубили несколько домиков. Для защиты обнесли их высоким забором из вековых лиственниц и выкопали вокруг глубокий ров, дав начало Анадырьскому острогу — деревянной крепости, послужившей освоению того края.
Начали охотиться на соболя. А спустившись на кочах к устью Анадыри, обнаружили там богатейшее лежбище моржей. Так подтвердились слухи, подвигшие отважных землепроходцев на столь многотрудное путешествие.
В 1898 году в память об отважном мореходе и землепроходце русском казаке Семёне Ивановиче Дежнёве самый восточный мыс Азии был назван его именем.

Андрей УСТИМЕНКО


Иван Сергеевич Никитин

* * *
Солнце за день нагулялося.
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

Рисунок Евгения Мешкова


Станислав Романовский
АНГЕЛЫ

Ангелы изображаются крылатыми юношами с прекрасными лицами. Они служат Богу и людям. В переводе с греческого «ангел» значит «вестник».
По воле Божьей ангелы невидимы и редко показываются людям.
...Давным-давно в Белом море русские люди открыли Соловецкие острова и создали там монастырь. Всё есть на Соловках: ягоды, грибы, озёра кипят от рыбы. Но нет хлебушка, и загрустили монахи и игумен Зосима.
Но вот он услышал плеск на море и увидел лодку.
А в лодке — два юноши в красных, зелёных и золотистых одеждах. Вёсел у них нет.
«Вёсла где?» — хотел спросить Зосима, но не спросил: увидел крылья и понял, что это ангелы.
В лёгкой лодке привезли они муку, хлеб и масло.
Привезли и стали невидимы.
Монахи в горячих молитвах возблагодарили Господа и ангелов Его за помощь.
Ангелы, как и люди, похожи друг на друга. Но при всей внешней похожести они очень разные.
И предназначение у них разное, и положение, да и обличье тоже.
Всего различают девять ликов ангельских, и они разделены на три чина:

I чин
СЕРАФИМЫ
ХЕРУВИМЫ
ПРЕСТОЛЫ

II чин
ГОСПОДСТВА
СИЛЫ
ВЛАСТИ

III чин
НАЧАЛА
АРХАНГЕЛЫ
АНГЕЛЫ

Какие они — эти разные и похожие ангелы?

СЕРАФИМЫ. Они ближе всех к Богу, окружают Его престол и поэтому стоят первыми в числе девяти ликов ангельских.
Об этом написано в Библии в свидетельстве пророка Исайи:
«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края одежды Его наполнили весь храм.
Вокруг Него стояли серафимы.
У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И пели они хором:
— Свят, Свят, Свят Господь Бог!
Вся Вселенная полна славы Его!
Один из серафимов клещами взял горящий уголь с жертвенника, прилетел ко мне, и коснулся углём уст моих, и сказал:
— Теперь ты очищен от грехов. Ни одно лживое слово не выйдет из уст твоих.
«Серафим» в переводе с древнееврейского значит «огненный». Его огонь очищает и несёт свет любви к Богу и людям.

Рядом с огненными ангелами — серафимами — пребывают ангелы всевидящие, или ХЕРУВИМЫ. Да, слово «херувим» означает «тот, кто имеет много глаз и видит всё», или многоочий. Нередко он изображается с четырьмя крыльями.
Но не всё написано на иконах.
Предание гласит: ангел весь покрыт очами; они светятся на золотых крыльях его, как васильки в поле. Каждое око — это человек, верующий в Господа. И если человек впадает в неверие, то око закрывается.
Надолго или навсегда — это зависит от самого человека.
Через многооких ангелов просвещаются очи людей для боговидения и богопознания.

Третий лик ангельский — ПРЕСТОЛЫ.
С благоговением рассмотрим икону Андрея Рублёва «Спас в силах», то есть «Иисус Христос, полный сил». Вы видите шестикрылых серафимов и многоочих херувимов, быть может, не так отчетливо, как бы хотелось: иконе много лет.
А у ног спасителя — правильные круги с красными крылышками или ножками.
— Это — космический корабль, — говорили мне знакомые космонавты, — Спас сидит в его кабине. А у ног Его — не просто круги с красными крылышками, а сопла ракет, из которых вырывается пламя.
Но я должен разочаровать сторонников такого взгляда на икону. Господь, сотворивший человека, не нуждается в наших машинах. Крылатые круги — Богоносные престолы — за один миг перенесут Его в любой конец Вселенной.
Чаще престолы изображаются, как на иконе Андрея Рублёва «Вознесение». Два ангела, с двумя сильными крыльями за спиной у каждого, бережно возносят Иисуса Христа — плывут по небу, словно по морю.
Итак, мы рассмотрели три начальных лика, или первый чин, троицу ангельскую, которая ближе всех к Иисусу Христу и к Его святому престолу.

Теперь чин второй.

ГОСПОДСТВА. Эти ангелы одеты в царские одежды. У каждого на голове корона.
В деснице — правой руке — скипетр, жезл, увенчанный драгоценными камнями.
А в шуйце — в левой руке — держава, тяжёлый золотой или серебряный шар, увенчанный крестом.
И скипетр, и держава — символы царской власти.
Эти ангелы помогают земным правителям править так, чтобы народ жил в спокойствии и достатке.

СИЛЫ. Слово говорит само за себя: это сильные стройные ангелы. На них воинские доспехи: стальные шлемы и панцири. Они приходят на помощь не только защитникам Отечества, но и всем бедным и несчастным.

ВЛАСТИ. Иисус Христос называл себя пастырем, то есть пастухом.
— Я пастырь добрый, — говорил Он. — Без пастыря рассеются овцы стада его.
Под овцами Он подразумевал людей, своих воспитанников, а под пастьбою — воспитание у них любви к Богу и людям.
Христиане после Вознесения Христа на небо старались сохранить Его образ в сердцах своих и обрядах. Их священнослужители тоже стали пастырями добрыми.
В их руках — длинный жезл, окованный серебром, и жезл этот олицетворяет пастушеский посох. Они держат Евангелие, читают его вслух: как бы сам Христос гласит их устами... Так вот выглядят ангелы-власти. Они одеты в одеяния священнослужителей высокого звания и помогают церкви честно служить Господу.
Итак, мы рассмотрели и второй чин, или четвёртый, пятый и шестой ангельские лики, срединную третицу. Она служит Царю Небесному Иисусу Христу, царям земным, воинству и духовенству.

А теперь — третий чин и последний.

НАЧАЛА. Иисус Христос просил проповедовать Его учение на всех языках, поскольку много разных народов живёт на Земле и все они равны.
Но нашлись недобрые люди, которые велели:
— Вести службу в церквях только на трёх, «Богом избранных» языках.
На еврейском. На греческом. На латыни.
Таких людей прозвали «трёхязычниками».
Трёхязычники преследовали братьев Кирилла и Мефодия за то, что братья перевели Библию на славянские языки и служба в церквях пошла по-славянски.
— Это безбожные языки! — кричали трёхязычники и бросили Мефодия в темницу. — Отрекись от своих переводов, а не то убьём!
— Но Христос учил, что безбожных языков нет, — говорил Мефодий, — разве я могу отречься от Христа?
Босого его заставляли часами стоять на снегу. Всё ждали трёхязычники, что он замёрзнет и умрёт.
Но святой Мефодий не замёрз и не умер, а был освобождён, потому что ему и брату его Кириллу помогали ангелы-начала. Они готовы помочь любому народу, любому человеку познать Бога и служить Ему на родном языке.
Каждый ангел из лика начала облачён в одеяние помощника священника. Это красивое одеяние, и непременная принадлежность его — светлая сияющая лента с крестами.
Помощник священника во время службы в храме носит её на левом плече и иногда поднимает её, что символизирует взмах ангельского крыла.

АРХАНГЕЛЫ. До сих пор я не назвал ни одного ангела именем собственным.
Разве у них нет имён?
Есть, как и у людей.
Но мы знаем имена только семи архангелов, или высших ангелов:
Михаил
Гавриил
Рафаил
Уриил
Селафиил
Иегудиил
Варахиил
Эти семь архангелов составляют высший ангельский собор, или совет. Они, как и серафимы, ближе всех к Господу, и Он доверяет им самые важные поручения.
Во главе ангельского собора — Михаил.
Имя его, как и имена остальных архангелов, древнееврейское. Оно означает «Кто как Бог». Не равный Богу, ибо равных Богу, сотворившему небо и землю да и самих ангелов и человека, нет и быть не может. А — похожий на Бога.
Архангел Михаил — самый сильный и мужественный ангел, воевода сил небесных. Во всей Вселенной у него одного воинское звание «архистратиг», то есть, в переводе с греческого, «главный полководец».
Он творит добрые дела. Вот одно из них.
...Над родничком с живой водой стояла церковь. Сюда приходило много людей — помолиться и исцелиться. При церкви жил горбатенький старичок Архипп.
Как-то услышал старичок страшный шум и обмер: с горы катился поток воды и грязи.
— Господи, спаси! — успел крикнуть старичок. — Архангел Михаил, огради!
Как молния, возник архистратиг в красном плаще, жезлом ударил в камень, отчего образовалось провалище. Поток ушёл в это провалище; и родничок, и церковь, и старичок Архипп были спасены.
Это событие получило название «Чудо архангела Михаила в Хонех».
В память того чуда в Московском Кремле был построен Чудов монастырь.
А один из главных соборов Кремля, где похоронены русские цари, назван Архангельским — в честь архангела Михаила.
Он считается покровителем и защитником России.
Рядом с ним архангел Гавриил, чьё имя переводится как «Муж Божий», или «Крепость Божия». И ещё его зовут: Добрый Вестник.
Это он принёс Деве Марии радостную весть:
— Радуйся, благодатная! Ты родишь Сына и назовёшь Его Иисус, или Спаситель. Сын твой вырастет и спасёт мир.
Событие это было названо Благовещенье — благая, то есть добрая весть. Ежегодно седьмого апреля православный народ отмечает его как великий праздник.
Один из главных соборов Московского Кремля назван Благовещенским.
В старину храмы покрывали нарядными росписями не только внутри, но и снаружи. Над входом изображали Иисуса Христа, справа от Него — архангела Михаила, слева — Гавриила.
Вот он — вход в главный храм России: Успенский собор Московского Кремля.
Архистратиг Михаил в стальных доспехах с огненным мечом охраняет храм.
Архангел Гавриил со свитком белого пергамента записывает каждого, кто с глубокой верой приходит сюда помолиться Богу... Большая честь и радость быть записанным в свиток архангела Гавриила. Добрый Вестник, он сообщит Господу светлую весть: ещё одна душа уверовала в Царство Божие, в любовь, которая спасёт мир.
Архангел Рафаил. Имя его переводится как «Исцеление Божие». Его рисуют так: в руках сосуды с лекарствами, поскольку Рафаил — покровитель медицины.
А рядом юноша Товия несёт большую рыбу. Это не простая рыба и не золотая, а рыба-целительница. Товия поймал её в реке Тигр и по совету архангела Рафаила извлёк их неё печень, сердце и желчь. Ими он исцелил невесту свою и отца своего, о чём поведано в великой книге Библии.
Имя Уриил означает «Свет Божий». Архангел этот изображается с мечом в правой руке и с пламенем в левой. Уриил несёт людям Свет истины Божией и прогоняет тьму невежества.
Архангела Селафиила обычно рисуют молящимся.
Он молится и учит людей молиться. Надобно не просто запомнить слова молитвы, а осмыслить их и молиться с сердечной верой, надеждой и любовью.
Недаром имя Селафиил равнозначно словам «молитва к Богу».
...Есть такое непростое слово «воздаяние». За добро добром, за злое дело наказанием рано или поздно воздает человеку жизнь.
— У меня отмщение и воздаяние, — говорит Господь Бог в Библии.
Именно как «Воздаяние» переводится имя Иегудиил. Его изображение: в правой руке архангел несёт венец, в левой — плётку с тремя хвостами.
Венец — тому, кто творит добро.
Плеть — тому, кто творит зло.
Седьмой архангел — Варахиил. Имя его тождественно словам «Божье благословение», то есть «Божье покровительство». Недаром его рисуют с белыми, как первый снег, розами, которые он несёт добрым людям.
Розы эти из райского сада.
Вот они все семь архангелов как бы прошли перед вами, читатель, высший ангельский собор во главе с архистратигом Михаилом.
Семь святозарных крылатых витязей, один краше другого.

АНГЕЛЫ. Девятый и последний лик — ангельский.
У каждого человека, старого и малого, есть ангел-хранитель. Где бы человек ни был, ангел-хранитель всегда с ним.
...Зимой девочка семи лет шла из деревни в деревню и потеряла дорогу.
Куда ни пойдёт, повсюду снег.
И справа, и слева, и впереди, и сзади.
Вот только наверху не снег — небо.
Девочка легла в снег и сказала небу:
— Господи, я дорогу потеряла, помоги мне.
Подул ветер, снега задымились. Девочка поднялась на ноги. Чтобы согреться, она побежала бегом, ступила на снежный козырёк над оврагом и вместе с ним провалилась в овраг.
Её завалило снегом.
Обеими руками, как крот лапками, девочка прорылась наружу и хотела идти, да не смогла: сил не осталось.
И она сказала небу:
— Господи, Ты меня к себе хочешь взять? А мне здесь братика надо нянчить... Без меня с ним сидеть некому...
И потянуло девочку в тёплый смертный сон. Она увидела луг в цветах и белых лошадей на нём.
Тут кто-то толкнул её под бок и сказал:
— Вставай, а не то замёрзнешь.
Она пробудилась, страшно озябла, выбралась на твёрдую землю, чуть прикрытую снежком, а там и на проезжую дорогу.
Впереди скрипели сани.
Мужики под тулупом привезли девочку в родную деревню. Там она сутки проспала на полатях.
А потом стала нянчить братика и рассказывать ему, как ангел-хранитель разбудил её и вывел на проезжую дорогу.
Девочку эту звали Люба.
Полное имя её — Любовь.
...Ангелы-хранители ближе всех к людям. Они хранят каждого из нас и удерживают от падения.
А если человек всё-таки упал, поднимут, и утешат, и смягчат боль, и вытрут слёзы.
Надо только не забывать своего ангела-хранителя и каждый день обращаться к нему с такою молитвой:
Ангел Божий,
хранитель мой святой,
данный мне с небес
от Бога на сохранение!
Усердно молю тебя:
ты меня ныне просвети
и от всякого зла сохрани.
К доброму делу наставь
и на путь спасения направь.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. «Спас в силах». 1410 - 1415 гг.
Иисус Христос на троне, окружённый серафимами и херувимами.

«Собор Архангела Михаила». XV — XVI вв.
В центре, в огненном круге — юный Иисус, или Эммануил, что значит «С нами Бог». Серафимы, херувимы, ангелы, архангелы, сам архистратиг Михаил поклоняются Иисусу Христу.

ДИОНИСИЙ. «Архангел Гавриил». 1502—1503 гг.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. «Ангел».
Евангелие Хитрово. Конец XIV века.


А. А. Фёдоров-Давыдов

БАБУСЯ ПРЕМУДРАЯ

Живёт бабуся старенькая в избёнке однооконной. Та избёнка клином подперта, блином покрыта. Сам Господь, видно, её благословил, так она и не разваливается.
Нет у бабуси ни кола, ни двора, ни скотинки, ни курицы. Только кот Цап-Царапыч да под полом Мышка-Норушка. Кот и Мышка тоже старики, так сжились, что из одной плошки молоко лакают.
Кто только бабусю Премудрую не знал, кто только к ней в избёнку не заглядывал! Всякому гостю бабуся рада, всякому слово приветливое находит...
Шли годы, шло время. Легла невдалеке от избёнки железная дорога. Загудела: «У-у-у! Теперь всему конец!» А бабуся только улыбается.
Выросли вдоль дороги столбы точёные, железной ниткой связанные, полетело по ним живое слово человечье.
Загудели, заиграли ветра в проводах, как на струнах:
— Прощай, бабуся! Умирать тебе время пришло. Нам теперь тебя не надо. Пожила на свете белом, пора и честь знать!
А бабуся улыбается:
— Поживу ещё, посмотрю, что вокруг делается. Авось люди добрые к бабусе заглянут.
И точно: как была к избушке тропка протоптана, так и не зарастает. Любо-хорошо бабусю послушать. Она выйдет, улыбнётся, усадит всех вокруг себя, начнёт сказывать: «В некотором царстве, в некотором государстве...»
И поднимаются свежие силы на душе, ближе становишься к земле родной, к слову живому, к чувству благородному, ко всему, что Господь создал...
Зовут бабусю Премудрую — Русская Сказка. Она от века с народом жила и жить будет, поколе святорусская земля стоит.

ГРИБЫ-ВОЯКИ

Жили-были в некотором царстве, не в нашем государстве, у деда Федота на огороде, за тыном аршинным, за частым кольём, на грядке царь Горох с царицей Морковкой. Они жили не тужили, огородный народ любили.
И всё у них шло хорошо и ладно.
Да прижились в саду у плетня два Груздя, подле речушки — четыре Волнушки, а под елью на новоселье — старичище Мухомор. Сидит под шапкой красной, видно, что гриб опасный, хоть и надо правду сказать, никого не трогает.
Увидал его царь Горох и рассердился на грибы:
— Это что, — говорит, — за гости незваные! Гоните их прочь, нам свободнее будет!
Стал царь Горох кудрями трясти, мерёжки свои плести, хочет грибы душить. Как тут быть?
Грибной царь Боровик, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказ приказывать:
— А идите-ка, Белянки, со мной на войну, царя Гороха с царицей Морковкой воевать.
Отказались Белянки:
— Мы — дворянки, не идём на войну!
- А идите, Рыжики, на войну! — говорит гриб Боровик.
Отказались Рыжики:
— Мы — богатые мужики, не повинны на войну идти.
— А идите-ка, Волнушки, со мной на войну!
Отказались Волнушки:
— Мы — господские стряпушки, вовсе дряхлые старушки! Не идём мы на войну.
Гриб Боровик кричит:
— А идите вы, Опёнки!
Отказались Опёнки:
— У нас ножки тонки.
— Так идите же вы, Грузди!
— Ладно! Мы, Грузди, ребятушки дружны, пойдём на войну.
Видит гриб Боровик, что с одними Груздями много дела не наделаешь. Сидит в своём тереме один-одинёшенек, а на душе тошнёхонько. Как всплачется гриб Боровик жалёшенько:
— Это что ж за доля моя горькая! Не могу супротивнику чести должной оказать, за космы царя Гороха с царицей Морковкой потрепать.
Услышал старичище Мухомор царские речи и говорит:
— Не жалься, царь-батюшка! Не держи сердца на речи неразумные. Погоди с войной. Худой мир лучше доброй ссоры...
Прошло красное лето-припасуха, прикатила осень-прибируха — пошла подбирать, что ей лето наготовило.
Пошёл Федот на огород, стал репу, редьку, морковку за кудерьки шелковые таскать да в кошёлку кидать, горох шелушить, капусту крушить.
Прибежала внучка его Малаша.
— Здравствуй, — кричат грибы, — матушка наша!
Она мимо них не прошла, всех подобрала: белянку — в сметанку, волнушку — на сушку, опёнку — на солку, самого боровика — на заедки.
Вот тебе и сказка напоследки. А ты сиди да кушай, нашу байку слушай.

РЫЖАЯ КОРОВА И ЛУКАВЫЙ КОТ

Пришёл котик-коток Серенький Лобок в закуту к рыжей корове Терентьихе и стал вокруг неё похаживать, стал о морду её башкой тереться.
— Давай, бурёнушка, в дружбе жить, друг за друга стоять, друг друга поддерживать. Полюбил я тебя, корову рогатую, полюбил всем сердцем кошачьим. Уйдём мы с тобой отсюда в лес, на волю. Стану я тебя там пасти на лужайке, песни тебе мурлыкать. А волкам да медведям в обиду тебя не дам. И будешь ты у меня сытенькая, будешь ты у меня гладенькая, красавица писаная.
Развесила уши корова, поддалась на ласки котовые, на речи медовые, пошла с котом в лес дремучий. А кот её подоил, молоко выпил и завалился спать. Проснулся, подоил снова и выпил молоко: «Будь здорова, матушка-корова!»
О ту пору шли волк с медведем, увидали корову. Говорят: «Давай корову зарежем». Кот увидал их да на сосну — прыг...
Видит корова рыжая — дело плохо. На себя самоё надеяться надо. Лягнула волка, боднула медведя и пошла скакать по лесу.
Вернулась корова к тётке Матрёне.
Кот сидел-сидел на сосне и стосковался. Стосковался котище, тоже пошёл домой. Бочком-бочком пробрался в закуту, где корова стояла. Стал лукавец снова её охаживать, стал башкой об её морду тереться:
— Пойдём, бурёнушка, в лес — жить на воле вольной. Будешь ты у меня сытенькая да гладенькая, на весь свет красавица писаная!
Корова и говорит:
— Спасибо, кот, за ласку, а с тобой я не пойду. Лукав ты, котище, да вижу я твои хитрости до донышка. Не меня твоё сердце кошачье любит, а молоко. Научил ты меня, корову мокроносую, дружить с разбором, с разглядкой, не поддаваться одной речи сладкой. То-то, сударь котик-коток Серенький Лобок!

РЕПА-РЕПИЩА

Вот хоть верь, хоть не верь, я правду сущую молвлю теперь, да при всём честном народе:
— У нас на огороде выросла репа важная, дивилась на неё старуха каждая. Одним днём репу эту не обойдёшь кругом.
Дедка Елизар сам грядку копал, сам репу сажал да приговаривал:
— Уродись, репка, с кулачок и на том спасибо!
А репа вон какая выросла, просто страх, — разнесло её купчихой именитой. Не репа, а репища!
Пришла тётка Ненила, даже слезу уронила:
— В чём мы её парить-то станем? Господи! Ни котла, ни чугуна, никакой посудины под неё не сыщешь. Посадить бы в кадушку — и то не уйдёт с макушкой.
А репа пуще пыжится. Ботва на ней — что кудри вьются. Сама жёлтая, как из золота вылита.
«Я ль не кругла, я ль не пригожа? Ишь я крепкая какая, не уколупнёшь. А в рот положишь — язык проглотишь. Сладка, сочна — ешь да облизывайся».
Мы ту репу три дня рыли, руки обломили. Всей семьёй половину репы целую неделю ели, а другую половину — другую неделю. Корку на телегу положили — лошадь надсадили и телегу обломили.
Уж было маяты с этой репой.

Рисунки Владимира Михайлова


страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz