каморка папыВлада
журнал Мурзилка 1987-09 текст-1
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 29.03.2024, 07:50

скачать журнал
страница следующая ->

ISSN 0132—1943

МУРЗИЛКА
1987 9

ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ И ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА ДЛЯ ОКТЯБРЯТ
© «Мурзилка», 1987 г.

Дорогие ребята, поздравляем вас с Днём знаний!
Рис. В. ХЛЕБНИКОВОЙ


УРОК РОДНОГО ЯЗЫКА
С. МАРШАК

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом —
Пишут по белому чёрным,
Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна Война!»
Стройка идёт в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
Чёткая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!»
Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете,—
Свет и богат, и велик.
Наши советские дети
Так изучают язык.


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Виктор ДРАГУНСКИЙ

УТРО
Когда наступило первое сентября, я встал ещё ночью. Потому что я боялся проспать. Все ещё спали. Я долго лежал с открытыми глазами. Лежал, лежал и чуть снова не заснул. Но тут проснулась мама. Она стала гладить мою чистую рубашку. Я скорее вскочил и стал одеваться. Когда папа увидел меня в новой форме, он сказал:
— Прямо настоящий генерал.
У ШКОЛЫ
Возле школы стояла толпа ребят. Тысяч сто. У всех в руках были цветы. Мамы, папы и бабушки стояли в сторонке. Дети галдели каждый своё. Я стал в пару с одним мальчишкой. Он был очень красивый. Весь в веснушках. Рот до ушей.
ВЕЩИ
Мне для школы купили много новеньких вещей. Ранец, тетрадки, карандаши, ручку, перьев целую коробочку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. Лизнул, оказывается, кисло.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВА
Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу родилась ёлочка. И ещё знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горячий завтрак. Это очень интересно!
СЕМЬЯ
У меня слишком маленькая семья. Папа, мама и я. Это потому, что я сам ещё маленький. А стану большой, и семья у меня станет большая: папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат, сынок, дочка и четверо внучат.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Учительница пришла в класс. Она сказала:
— Здравствуйте, дети! Будем друзьями. Давайте знакомиться. Меня зовут Ксения Алексеевна.
Я сказал:
— А меня зовут Денисом.
Учительница сказала:
— Очень приятно.
А другие ребята закричали:
— А меня зовут Маша!
— А я Миша!
— А я Толя!
— Петя!
— Вася!
Учительница сказала:
— Вот и хорошо! Я вас всех буду называть по именам. А вы как меня будете называть?
Толя встал и сказал:
— Мы вас будем называть Се-Севна.
А учительница засмеялась:
— Вот и неправильно! Надо говорить чётко и ясно: Ксения Алексеевна. Поняли?
ПИСАТЕЛЬ
На второй урок к нам пришёл писатель. Он был весёлым и читал весёлые рассказы. Он сочиняет их сам. Для детей. Чтобы они смеялись. Потому что смеяться полезно для здоровья. Мы все хлопали после каждого рассказа. И кричали:
— Ещё! Ещё! Ещё!
Потому что нам очень понравились его рассказы. Он всё может написать. И пока он читал, я сочинял стихи.
Я встал и сказал:
— Я сочинил для вас стихи!
Он сказал:
— Прочитай, пожалуйста!
И я громко прочитал:
— Стихи. Напишите нам рассказ
Про Чапаева рассказ!
Конец.
Он сказал:
— Хорошие какие стихи!
УЛЕТАЕТ ШАРИК
Потом уроки кончились, и я пошёл домой. У школы меня встретила мама. Она подарила мне красный шарик на ниточке. На улице было очень красиво. На деревьях висели жёлтые листья. Люди были все весёлые. Милиционер показывал машинам, куда ехать. Он был в белых перчатках. Мой шарик всё тянулся кверху, дёргал ниточку, как живой. Я его выпустил. Он полетел. Я задрал голову и глядел, как в синее-синее небо улетает красный шарик.
УРОКИ
Ксения Алексеевна задала нам на дом уроки. Написать четыре палочки. Я взял тетрадку и написал. Сначала у меня получилось, что палочки ползут косо вниз. Тогда я решил переписать. Получилось ещё хуже. Теперь палочки полезли косо вверх. Мама посмотрела и сказала:
— У тебя плохой почерк. Ничего не поймёшь. Просто каля-маля. Ты пиши как следует. Ты совсем не стараешься. Постарайся.
Я снова сел писать. Мама сказала:
— А зачем же ты язык высунул?
Я сказал:
— Это я стараюсь!
ЗАВТРА В ШКОЛУ
А потом я играл во дворе. Я долго играл. Наконец мама выглянула в окошко и позвала:
— Денис! Иди ужинать.
Я пошёл домой. На ужин я поел хлеба с маслом и чаю с молоком. Потом я стал раздеваться. Папа спросил:
— Ты что, спать захотел? Почему ложишься?
Я сказал:
— Завтра в школу! Пора.
Он улыбнулся:
— Ещё рано, семь часов. Не бойся, успеешь выспаться.
Я ему сказал:
— Я так рано ложусь спать, потому что хочу, чтобы скорее наступило завтра. Я буду быстро спать!
Он засмеялся и сказал:
— Ну, тогда спокойной ночи!
ПЕРЕД СНОМ
Я лежал в постели и всё старался уснуть. Но сон ко мне не шёл. Я всё думал, что вот я учусь и скоро буду совсем грамотный. Сначала я выучу весь букварь. Буквы от А до Я. А потом выучу все слоги. Ма-а. Ма. Ме-у. Му. И так через полгодика мы пойдём с папой гулять. Я сначала буду молчать, а потом погляжу на вывеску и скажу ни с того ни с сего:
— Яйца, масло, молоко.
Папа скажет:
— Что, проголодался? Есть захотел?
А я скажу:
— Да нет, просто я прочитал. Вон, на вывеске написано!
Тут папа скажет:
— Ого! Сам прочитал?
Я скажу:
— Угу. А всего шесть лет.
Тогда папа скажет:
— Как приятно идти по улице с образованным человеком!
Публикация Л. ДРАГУНСКОЙ
Рис. В. ДМИТРЮКА


РОДНОЕ СЛОВО
А. МИТЯЕВ

Самых больших своих сокровищ мы не замечаем. Кто думает о воздухе, которым дышит? Но задержи дыхание, тут же вспомнишь — без воздуха невозможно жить.
Сходно с воздухом ещё одно богатство — наша речь, наш язык. Чтобы оценить это, богатство, представь себя в мире, где все всегда молчат...
Человек, только народившись, уже умеет дышать. А говорить не умеет. И вот, крохотный, беспомощный, он мудро определяет сам себя учеником в школу языкознания. Мать, отец радуются добрым переменам в ребёнке. Поднял головку. Сел. Встал на ножки. Пошёл. Наконец свершилось — заговорил! Слово, слышанное от родных, стало ему родным и подвластным.
Воздухом все люди пользуются в равных количествах. Другое дело — родная речь. Хотя это богатство тоже не под замком, у всех оно в разных долях. В русском языке сотни тысяч слов. Иной усвоит две-три тысячи — «да — нет, хочу — не хочу, тепло — холодно» — и доволен. Люди его понимают, и он в общем-то людей понимает. Чего ещё желать?
Может быть, и нам остановиться на этих тысячах? Познание языка — это ведь труд. Зачем трудиться зря?
Бессмысленных слов нет. Каждое слово — знак чего-то, звуковой портрет чего-либо. Всё в жизни обозначено словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир. Если мы знаем окружающий мир, то и чувствуем себя в нём спокойно, уверенно, радостно. Вот какое свойство у родной речи — постигшему её хорошо жить! А ради хорошей жизни можно и потрудиться.
Дело, конечно, не только в количестве слов, которые понимаешь и которыми сам пользуешься. У родного слова множество достоинств. Оно — как драгоценный камень, какой гранью ни повернёшь, всегда удивительно.
Как и люди, слова живут семьями. Возраст членов человеческой семьи не одинаковый. Не одинаков и возраст слов в семье словесной. Родственники-люди похожи друг на друга — глаза у всех голубые или носы курносые... Родственники-слова тоже имеют общую примету. Возьмём из этой статьи слова «родное», «народившись», «родственники». Примета их родства — «род». Добавим сюда «родителей», «родню», «родичей», «народ», и слово, которое пишем с заглавной буквы,— «Родина».
Кто в этой большой семье в преклонных годах? Вернее, в преклонных веках? С седой бородой слово «родичи». Мы его уже почти не употребляем, заменив сравнительно молодым словом «родственники». Слово «родичи» ровесник мало кому известных слов «отчичи» и «дедичи». Так в прошлые века называли наследников отцовских и дедовских земель. Старейшиной же в этой семье будет само корневое слово «род».
Род — это люди, имеющие общих предков.
В древности у наших далёких родичей восточных славян было грозное божество по имени Род. Ему посвящался целый город на берегу Днепра. А назывался город — Родень... Вот в какую старину привело нас, читатель, родное слово! Привело нас родное слово к начальным векам Родины.
Сентябрь — первый школьный месяц. Первое сентября — День знаний. Много наук предстоит тебе, читатель, одолеть в жизни. Все они важные, все они нужные, чтобы стать достойным гражданином Советской Родины. Увлекаясь чем-либо, помни о сокровище, цена которого равна цене живительного воздуха.
В журнале «Мурзилка» будут печататься рассказы о родном языке. Ты, читатель, найдёшь их под знаком АЗ и БУКИ.
Рис. В. ДУВИДОВА


АЗ и БУКИ
П. ФЕДОРЕНКО

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиным пером на особом материале — пергаменте, выделанном из телячьей кожи. Переписчик старательно выводил каждую букву. Особенно красиво вырисовывал заглавные буквы — красной или золотой краской. На переписку одной книги уходили годы. Поэтому книг было мало и стоили они очень дорого — купить их могли только князья и бояре.
Впервые печатать книги на станке в Русском государстве начал Иван Фёдоров. Теперь его так и называют — первопечатник. Иван Фёдоров придумал и напечатал первый букварь. Это было в 1574 году. За букварём Ивана Фёдорова появились и другие.
Самым известным в XVIII веке был букварь Кариона Истомина, буквицы из которого и показаны на этих страницах. Букварь не только учил чтению. Под буквицами помещены стихи. В них рассказывалось обо всём, что есть на свете. Чтобы легче запоминались буквы, художник нарисовал их в виде человеческих фигурок. Звали этого художника Леонтий Бунин.
А ведь было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности, не знали букв. Вот что говорится в одной древней летописи: «Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: «Не добра эта дань, мы доискались её оружием односторонним — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи, они будут брать дань с нас и других».
Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, что-то символизировал. И письма-то они писали не буквами, а рисунками. Так и назывались — рисуночные письма.
Но когда же появились буквы, без которых невозможно сейчас обойтись? Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные «русскими буквами». До нас они не дошли. А книги более позднего времени написаны уже буквами старославянской азбуки «кириллицы». Называют её так по имени Кирилла — славянского просветителя, который составил азбуку вместе со своим братом Мефодием. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык много греческих книг. Так они помогали славянам научиться читать и писать на родном языке. Вот почему мы их чтим.
А в Болгарии в честь Кирилла и Мефодия ежегодно 24 мая проводится праздник просвещения и культуры. Есть даже орден Кирилла и Мефодия, которым награждают за работы о языке. На плече у Кирилла изображена лента с начальными буквами азбуки АБВГ.
Каждая буква кириллицы имела своё название.
От первых двух букв «аз» и «буки» и произошло слово «азбука».
Не правда ли, интересная азбука? «Веди» значит знай, ведай. «Глаголь» — говори. «Добро» так и означает добро. Эти буквы и нарисовал Леонтий Бунин в букваре.
На Руси не только знатные и духовенство, но и простые люди умели читать и писать. При археологических раскопках находят берестяные грамоты. Оказывается, в старину русские люди посылали друг другу письма, процарапанные на берёсте. Такое, например, письмо: «Поклон от Петра к Марье...» А ещё нашли берёсты, на которых рисовал и старательно выписывал буквы кириллицы шестилетний мальчик Онфим.
В старое время говорили: «Корень учения горек, да плод его сладок». Грамоту в школяров часто вколачивали розгами. Вот отчего «корень горек». Ну а «плод сладок», конечно, потому, что грамотный человек в мудрых книгах черпал знания. Да и сам записывал события, которые происходили на его глазах. Таковы были наши первые летописцы Никон и Нестор. Они создавали «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля». Благодаря этой летописи мы знаем, каким было наше государство в древности.
Грамотные русичи записывали и произведения художественные. До наших дней дошли немногие — «Слово о полку Игореве» и «Задонщина», в которых воспевалась и прославлялась Русь.
Много веков пользовались кириллицей наши предки. Только в начале XVIII века по указу Петра I она была преобразована в «русскую гражданскую азбуку». Чтобы Россия стала передовым государством, понадобилось много грамотных, образованных людей, нужны были инженеры, механики, строители, землепроходцы, мореплаватели. Потребовалось много книг, учебников. А тут такая медлительная старая азбука — 43 буквы. Некоторые из них обозначали звуки, которых вообще не было в русском языке. Пришлось отказаться от лишних букв, а остальные упростить.
«Гражданская азбука» или, как её называли, «гражданина» была освобождена от «юсов», «кси», «пси», «омеги», «ижицы» и «зело». Пётр I собственноручно вычеркнул буквы сложного написания.
М. В. Ломоносов, великий русский учёный, шутливо заметил: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Правда, оставались в азбуке ещё лишние буквы: «фита», «и» с точкой, «ять». Их отменили только после Великой Октябрьской революции, когда надо было обучить грамоте всех рабочих и крестьян, весь наш народ. Что такое «ять»? Это же просто «е». Так нельзя ли без «яти» обойтись? И без «и» с точкой, когда есть буква «и». Остались в нашей азбуке самые необходимые буквы — всего тридцать три.
С помощью этих букв мы выражаем свои мысли, чувства, общаемся друг с другом.
В СССР живут люди разных национальностей. У каждого народа есть своя азбука, своя письменность. Но чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга, все пользуются русским языком, русской азбукой, которой теперь уже больше тысячи лет.


БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
1812 1987

Есть под Москвой деревня Бородино. Весь мир знает эту деревню. Сто семьдесят пять лет назад, на рассвете 7 сентября 1812 года, у Бородина началась знаменитая битва между наполеоновскими и русскими войсками.
Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил завоевать и Россию. Он двинул на нашу страну невиданную по тем временам армию — 600 тысяч солдат и офицеров.
Русские войска не смогли сразу остановить противника. С боями они отходили в глубь страны. И вот на холмистом поле, у неприметной деревни, наш фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов решил дать противнику грозное сражение. До самой темноты грохотали пушки, бились штыками пехотинцы, сшибались в яростных схватках кавалеристы. Русские стояли насмерть, закрывая дорогу на Москву. В тот день наполеоновская армия потеряла 50 тысяч солдат, 47 генералов. Велики потери были и у русских. Смертельную рану получил наш храбрейший генерал Пётр Иванович Багратион.
Армия Наполеона всё ещё была сильнее, многочисленнее русской. И Кутузов, дожидаясь подкрепления, отвёл свои войска южнее Москвы. Мудрый полководец знал: французы уже побеждены, хотя они и войдут в Москву, но скоро побегут из неё. На борьбу с захватчиками поднялась вся Россия.
Враги вошли в пустынный, охваченный пожарами город. Считая себя победителем, Наполеон предложил русскому правительству переговоры о мире. Ответом заносчивому императору были новые полки, подходившие к Кутузову. Пока захватчики находились на нашей земле, о мире не могло быть и речи. Наполеону стало страшно, он понял, в какую западню попал. 18 октября французы стали отходить из Москвы на запад.
Русские войска и партизаны вели с противником непрерывные бои и сражения. К концу ноября огромная армия Наполеона почти вся была уничтожена. Михаил Илларионович Кутузов обратился тогда к своим войскам со словами: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем... Не останавливаясь среди геройских подвигов, мы идём теперь далее. Пройдём границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его».
В 1814 году русские войска вместе с войсками своих союзников вошли в столицу Франции. Наполеон, писал Фридрих Энгельс, «пошёл на Москву и тем самым привёл русских в Париж». Началом славной победы над опасным врагом была храбрость и стойкость наших прадедов в сражении у деревни Бородино. В эти сентябрьские дни мы с уважением чтим память о героях.
Рис. В. ЛОСИНА


У КОРНЕЙ ЧУДО-ДЕРЕВА
Андрей ЧЕРНОВ

Когда-то, сотни миллионов лет назад, море отступило от берега. И большая рыба с мощными, похожими на лапы плавниками научилась ползать по суше. Прошла вечность, и дальние потомки этой рыбы заселили Землю. А некоторые даже выучились лазать по деревьям. Внешне они были похожи на обезьян и питались сладкими лесными плодами. Но однажды что-то случилось в природе, и огромный тропический лес стал уменьшаться. Всё меньше оставалось в нём сладких плодов, всё труднее было прокормиться предку человека.
Да, лес отступал, уходил от нашего предка, как некогда море ушло от рыбы. И предок человека стал искать себе пищу в саванне — бескрайней и плоской.
Но в саванне много страшных хищных зверей и мало деревьев, чтобы укрыться на них в случае опасности.
И в этот раз предок человека, выкапывая из земли съедобные корешки, поздно заметил голодного зверя.
Саванна — это тоже вроде моря. Только вместо воды — трава. Выше человеческого роста. И бежать в ней очень трудно. Тем более если ты бежишь на двух, а за тобой гонятся на четырёх.
Он бежал из последних сил, но расстояние между ним и его четырёхлапой смертью всё сокращалось. Он знал: у неё кошачья морда и длинные-длинные кривые клыки. Умей он говорить, он сравнил бы их с саблями. Но говорить предок человека ещё не умел. Да и никаких сабель в те времена ещё не было, ведь даже обыкновенный каменный нож и тот не был ещё изобретён.
Что делать? Если сейчас он погибнет, значит, и мы с вами никогда уже не появимся на свет.
Но даже если произойдёт чудо, даже если ему сегодня удастся добежать до леса, всё равно большая кошка с клыками-саблями выследит и убьёт его завтра!
И вдруг он остановился. А потом повернулся и, глядя прямо в глаза зверю, сказал «меу».
И не так, как мы с вами скажем, а на чистейшем кошачьем языке.
Да, у каждого зверя был свой язык. Правда, он состоял из одних команд: «Брысь!», «Дай!», «Берегись!» Ну и всё в таком роде.
И предок человека произнёс то самое «меу», которое как раз и означало «ступай прочь!».
И зверь подчинился.
Потому что ни одно существо во всей саванне не могло говорить на чужом языке.
Так, повторив за зверем его «меу», человек назвал зверя.
И с тех пор все звери саванны и все звери леса признали: нет на земле никого сильнее, чем двуногое существо. Ибо только оно может приказать тигру по-тигриному, волку по-волчьи, а медведю по-медвежьи. И только оно может окликнуть любого зверя его подлинным именем.
Есть такое учёное слово — мимикрия. Мимикрия даётся природой слабому, чтобы слабый уцелел.
Вот бабочка принимает форму и раскраску обыкновенного зелёного листика. Вот крохотная рыбка вмиг раздувается так, что кажется, это приближается на жуткой скорости чудовищная рыбина. А вот маленькая птичка охраняет птенцов, подражая змеиному шипу.
И всё это — мимикрия.
Овладев мимикрией, предок человека на этом не остановился.
Скоро он научился не только отпугивать хищников, но и сообщать своему товарищу, какая именно опасность ему угрожает. Ведь одно дело крикнуть какое-нибудь «ах!» или «ох!», и совсем другое дело произнести такую фразу: «Ой, мяу!» Значит, твоему другу угрожает не змея, не волк, а та же самая кошка. Ты заметил это раньше, предупредил друга, и друг не растерялся.
Человек, сам того не подозревая, стал создавать человеческий язык.
Всё, что двигалось и звучало, могло быть названо по имени: ветер свистел, камень звенел, когда человек его превращал в рубило, а дерево скрипело и трещало в костре.
Постепенно человек научился и человеческим звукам.
Вот я скажу слово «ба», и ты, наверное, подумаешь, что я зову твою бабушку. А я произнёс слово, которым десять тысяч лет назад называлась верёвка. Или вообще всякая связь чего-то с чем-то.
А почему? Да потому, что когда произносишь «ба», губы размыкаются. Не так ли верёвка лопается, если её слишком сильно натянуть? Но ведь верёвкой можно привязать. Значит, словом «ба» можно назвать многие вещи. И пояс, и лук со стрелами (он связан тетивой), и... даже бабушку. Разве ты с ней не связан родством?
Произнеси слова «кап» и «буль». Произнеси их вслух и погромче.
«Кап» и «буль» — это не подражание звуку. Это изображение того, что с этой каплей случилось.
«Кап» — капля разбилась о раковину или об пол. «Ка-пп!» — губы нарисовали, изобразили, как разбилась капля, как брызнула она во все стороны.
«Бу-лль!» — и язык во рту всплеснул, будто и впрямь капля упала в воду.
Движения языка и губ во время речи называются артикуляцией.
Звуков в языке немного. Чем больше разных слов становилось в языке, тем больше человек думал, как образовать новые слова. Появились слова в два, три слога. Возникло ударение, а в некоторых языках слова и сейчас различаются как ноты — по высоте тона.
И чем богаче становился язык, тем смелее становилась человеческая мысль.
Мы говорили только о том, как появились имена предметов. Их теперь называют именами существительными. А ещё есть наречия, прилагательные, глаголы...
Как сказать «вода течёт», если в языке нет глагола?
«Кап-кап». Может быть, как-то так и образовывались глаголы в языке древнего человека?
А как сказать «чёрствый хлеб», если нет прилагательных? Возьми два существительных и скажи «камень-хлеб». Правда, можно догадаться, что такой хлеб и впрямь чёрствый?
Так рождался человеческий язык. Прошли сотни тысяч лет, прежде чем из семечка звуковой мимикрии проросло и укоренилось дерево человеческих языков.
А почему — дерево?
Да потому, что языковое дерево растёт, как обыкновенное.
От ствола тянутся ветки, и эти ветки ещё ветвятся. А старые, древние, засыхают и отмирают. Рождаются новые языки. Вот три братских языка — русский, белорусский и украинский. Они относятся к ветви славянских языков. И появились из одного общего — древнерусского языка.
В древнерусском слово «хлеб» звучало как «хлиебо». Похоже, да не совсем.
Сейчас на земле более 2500 языков. Но до сих пор учёные спорят: где появился на земле человек? Кто был его прямым предком? И как он научился разговаривать?
Рис. Б. КЫШТЫМОВА

страница следующая ->

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz