каморка папыВлада
журнал Крестьянка 1986-05 текст-7
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 27.06.2017, 15:17

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->

Константин СИМОНОВ
ПИСЬМО К СЫНУ

(Публикуется впервые с согласия А. К. Симонова)

Милый Алеша!
Получил твое письмо и удивился, что ты давно не мог собраться с духом поговорить со мной о делах, которые тебя волнуют. Как бы я ни был занят, но я всегда, днем ли, ночью ли найду время, если ты скажешь, что дело серьезное. Запомни это на будущее.
Теперь о письме твоем. Я не принадлежу к числу людей, считающих несерьезными и нестоящими внимания проблемы и жизненные вопросы, которые встают иногда в 15, 16, а то и в 14 лет. Нет, эти вопросы серьезны, и я склонен относиться к ним серьезно, но при одном условии — что ты сам в свои 16 лет вполне серьезно обдумывал и пытался разобраться в том, что тебя волнует и что с тобой происходит. Для того, чтобы уходить из дому в 16 лет, могут быть две причины: первая — несогласие с родителям во взглядах на политику, на долг человека, на честь, на совесть, то есть расхождения по политическим и морально-этическим вопросам. Не склонен думать, что твое «взаимное непонимание» с матерью вызвано чем-либо похожим на такое несогласие. Итак — первая причина отпадает. Бывает вторая причина — видя, как трудно достается хлеб родителям, а иногда (бывает в жизни и так, слыша напоминания об этом) парень уходит зарабатывать хлеб сам, не дожидаясь совершеннолетия. Причина серьезная и уважительная, но в данном случае она ни при чем. Я в такой же мере считаю твоим правом до 18 лет учиться, не думая ни о чем другом, как считаю правом и матери после того, как тебе минет 18 лет, ожидать от тебя самого поддержки, если случится так, что кому-нибудь из нас она понадобится. Итак, отпадает и вторая причина. Что же остается? То, что вы с матерью «перестали понимать друг друга». Это, очевидно, результат чего-то. Но чего? Видимо, каких-то твоих поступков. Но каких? Этого я из твоего письма не узнал. Лишен возможности поэтому оценить твои поступки, ставшие причиной непонимания, а значит, лишен возможности и сказать свое мнение о них. Для этого, очевидно, нужно нам поговорить с тобой, а тебе до этого разговора подумать вот над чем: если ты серьезный человек, если серьезно считаешь, что вы перестали понимать друг друга с матерью и решаешься написать об этом отцу, то как же ты позволил себе написать мне об этом; не объяснив прямо, честно, открыто, в чем дело, в чем причина, так, как ты сам ее понимаешь! Ты хочешь, чтобы я серьезно задумался над тем, что волнует тебя. Хорошо. Но прежде всего будь до конца серьезен сам, дай себе полный отчет в своих поступках и приложи все усилия, чтобы понять, почему мать перестала понимать тебя или, верней (говорю это по опыту старшего), не тебя, а твои поступки?
Не берусь ни о чем судить заранее, но хочу, чтобы ты до нашего разговора подумал вот о чем: ты парень с чувством чести — и это хорошо, но вот достаточно ли в тебе чувство долга? А ведь когда человек теряет это второе чувство, то в конце концов и первое начинает таять. Эти чувства, как две руки,— отруби одну, и человек — калека. Припомни жизнь матери, все, что она дала тебе как твоя мать и твой друг, и положи на другую чашку весов все, что ты пока что, до сегодняшнего дня, дал ей как ее сын, а в последние годы и друг, и, подумав над соизмеримостью этого, сделай один простой вывод: для того, чтобы восстановить взаимное понимание, всегда нужны усилия двух людей, но твой долг вложить весь ум и сердце в то, чтобы мать снова стала понимать тебя. Понимаешь меня — усилия нужны в таких случаях обоюдные, но долг сделать это — это твой долг и больше ничей.
Если захочешь написать мне сюда, пиши — я буду здесь до 11-го. Не напишешь — увидимся в Москве. Я приеду 13-го. У меня есть душевная потребность поговорить с тобой, наверное, не меньшая, чем у тебя. Кроме того, есть дела. Мне крайне не понравилось в твоем письме то, что ты пишешь об экзаменах. Школа — это твое дело, твоя работа, пока единственная, а ты ее уже делаешь хуже, чем можешь, да еще и признаешься в этом без тени стыда. Между тем нет таких причин, чтобы не кончить школу отлично, хотя бы для того одного, чтобы писать грамотней, чем я, пересевший из семилетки в вуз. Первое же препятствие — год работы комсомольским секретарем — уже выбило тебя из колеи, уже стал хуже учиться! А где же твоя воля, где же характер? Это не риторические вопросы и восклицания, а просто я действительно хотел бы знать, как ты в дальнейшем предполагаешь управляться с трудностями жизни. Я не поклонник «первых учеников», сам не был им, но уж можешь быть уверен, что умер бы, расшибся бы в лепешку, а уж именно в тот год, когда меня выбрали секретарем, выжал бы через не могу хоть на несколько отметок выше, чем в том году, когда я гулял свободный. При этом пойми — мне не отметки твои нужны, я их под стекло вставлять не буду, мне нужно, чтоб я в тебе видел человека, видел характер. А в данном конкретном случае я бы хотел именно в этом году увидеть этот характер в отметках.
Насчет лета мы хотели с тобой поговорить и не поговорили до моего отъезда. Поговорим, когда приеду, но думаю, что по крайней мере полмесяца я сумею поездить, взяв тебя с собой. Подробности потом.
Передай мой привет матери, поцелуй ей от меня руку.
Жму руку. Держи голову выше и поработай напоследок до седьмого пота.
Отец

Май 1955 г.


НА ОБЛОЖКЕ
ПРАВОТУ СВОЮ ДЕЛОМ ДОКАЗЫВАЙ

Мария Васильевна Гвоздь, птичница Коробовского госплемсовхоза имени XXVI съезда КПСС, за пятилетку выполнила семь годовых заданий. Должна была обихаживать 3000 уток, а у нее их было 6000. Должна была от каждой в год получить по 120 яиц, а получала по 140.
Девять лет назад пришла сюда Мария. Но ускорение ее жизнь, ее работа набрали в минувшей пятилетке. В 1982 году она стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Была награждена медалью «За трудовую доблесть». Участвовала как делегат в работе комсомольских съездов своей республики и всей страны. Избрана кандидатом в члены ЦК ЛКСМ Украины. Комсомольцы хозяйства выбрали Марию своим вожаком. Молодежи в селе много. Имена молодых механизаторов, доярок, полеводов и конечно птичниц всегда называют, когда речь заходит о лучших работниках совхоза. Они чувствуют себя хозяевами на своей земле и знают, что их трудами будет цвести и богатеть родное село. Поэтому нет дела, которого они не считали бы своим.
Хорошо работает Маша Гвоздь, это все признают. Но ей важно, чтобы хорошо работали все. И если, к примеру, строился новый птицекомплекс, а строители делали свою работу медленно и плохо, Мария так и говорила и строителям, и на собраниях. Она того мнения, что о работе нужно судить только по результатам, а правоту свою надо доказывать делом. Комсомольская работа отнимает, как известно, много времени. Кроме того, Мария училась заочно в сельскохозяйственном институте, защитила диплом, стала зооинженером. И работала за двоих. По окончании вуза Марию Гвоздь назначили заведующей новым птицекомплексом. А вскоре областная партконференция избрала ее делегатом на XXVII съезд КПСС. И вот теперь Марии Васильевне предстоит доказывать, что дальнейшее ускорение в общей работе — дело вполне реальное. И совершенно необходимое.
Т. КОТОВА
с. Коробовка, Золотоношский район, Черкасская область.


2 ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОСТАВИМ ДАВАЙТЕ ОПЕРУ

В социалистических обязательствах совхоза «Ждановский» есть такой пункт: поставить оперу «А зори здесь тихие...».
Тут, в стареньком клубе, звучит настоящее оперное пение — мощно, властно, нежно и безупречно грамотно выводят мелодии сильные голоса. Время от времени пение прерывается, и немолодой тенор речитативом произносит несколько фраз, считает на «раз-два-три» или выводит особо трудное место, вызвавшее заминку. Это Марк Иванович Маркитантов, художественный руководитель, а также концертмейстер, а также хормейстер коллектива, название которого звучит несколько необычно для сельской местности: академический хор.

...Однажды он пришел в обком профсоюза работников сельского хозяйства и прямо сказал: «Мне кажется, что я нужен в селе. Помогите, пожалуйста!»
В обкоме его давно знали и предложили «Ждановский». Рассуждали так: больше тысячи работающих, хозяйство рентабельное, с хорошей стабильной прибылью, великолепные теплицы, известная в области Крутецкая ферма, куда в сапогах и входить неудобно — такая чистота. А вот с самодеятельностью дела неважные.
До Маркитантова в «Ждановском» песенные коллективы были, но такие, о которых говорят: в чем только душа держится. Были они чисто женские. Песни исполнялись лишь самые простенькие, звучание редко расщеплялось более чем на два голоса.
Он сразу решил вести несколько вокальных групп. Буквально с утра до ночи был в клубе: составлял программы занятий, рылся в репертуарных сборниках, проверял инструменты, а главное, говорил с каждым, кто заходил, убеждал, что пение — это не просто способ с интересом провести время, это высокое состояние души, когда она как в зеркало смотрится.
Через несколько месяцев перед началом каждой репетиции хора народной песни или детского хора по всем комнатам клуба искали стулья, которых стало не хватать.
Не только пели, много говорили о композиторах, об истории музыки.
Число поющих перевалило за двести, и наконец настал момент, когда Маркитантов понял: можно создавать академический хор. Дело в том, что заметил он, как некоторые его хористы несколько томятся на репетициях. Ему знакомо это томление: человек вроде не потерял интереса, но поет как бы машинально, не выкладываясь. И не потому, что скупится — слишком тесно ему в рамках «открытого» пения. А не заметь этой легкой тоски, дай ей развиться — и человек для пения потерян. Маркитантов с его огромным опытом (двадцать три года до этого руководил хором в родном Дзержинске) знал, что делать.
Собрал он как-то таких «тоскующих»: Наталью Шилину, воспитательницу детского сада, рабочего совхоза Николая Андосова, прораба Ивана Зобова, тепличницу Александру Тугушеву, оператора котельной Антонину Катышеву, заведующую детским садом Татьяну Моложникову и других.
— Создаем академический хор!— объявил Маркитантов своим «отличникам». «Отличники» — он с радостью это подметил — оживились.
— Будем изучать новый «песенный язык». Нужна особая артикуляция губ, особенная постановка дыхания, и все должно быть отработано так, чтобы поющий забыл об этой работе...
Распевки, многочасовые упражнения по постановке голоса со стороны могли показаться монотонными и изнурительными. Однако «академики» с интересом и удивлением прислушивались к себе: новые, незнакомые дотоле звуки, наполненные благородством и нежностью, лились со сцены в зрительный зал.
В один прекрасный день Маркитантов пришел к директору совхоза И. Н. Лебедеву просить для клуба концертный рояль «Москва»:
— Их всего десятки штук в год выпускают, и дорогой он, да нужен...
Марк Иванович пояснил, что хор, конечно, без «Москвы» не распадется. Но есть такой закон соответствия: коллектив дорос до качественно нового уровня исполнения. Рост же должен сопровождаться качественными изменениями всего причастного к хору, в том числе инструмента. Иначе — топтание на месте.
Директор внимательно выслушал Марка Ивановича, вздохнул пару раз: деньги немалые,— и подписал чек. На 11,5 тысячи. На рояль «Москва».

Ирина Балябина, ветеринарный врач Крутецкой фермы:
— Мне 21 год. Вышла замуж и приехала в «Ждановский» недавно и с самого приезда вечерами чаще в клубе, чем дома. С детства люблю петь. Марк Иванович понимает, что жесткое расписание для его работы в условиях совхоза невозможно. Поэтому, если лишняя свободная минута есть у тебя, можешь идти в клуб, всегда хормейстера там застанешь. И всегда он готов заниматься с тобой, даже если ты пришла одна. Если на репетиции полностью отсутствуют представители какого-либо одного голоса, тогда Маркитантов поет за отсутствующих.

Владимир Ананичев, слесарь-оператор кормоцеха, отец троих детей:
— Меня на работе Шаляпиным прозвали. Только поначалу посмеиваясь, а потом, как послушали нас, с уважением, а то и с легкой завистью. Видят мужики, что я целый день после репетиции в хорошем настроении и его хватает до следующей. С детьми поёшь — тоже радуешься. И вообще интересное это ощущение, когда сам в себе новый голос открываешь...
После года репетиций академический хор совхоза «Ждановский» уже выступал на заключительном концерте декады хорового искусства, в котором участвовали многие заслуженные коллективы области. Иные со стажем в несколько десятков лет. А этим летом «академики» пели на открытой эстраде в Горьком, на знаменитом откосе у Волги, в числе немногих самых лучших хоров, и после окончания русской песни, переложенной для академического хора, тысячный зал мгновение молчал. Для артиста это мгновение тишины дороже бурных рукоплесканий.
Хор показывает свои программы в красных уголках теплиц и ферм, в клубах и домах культуры соседних хозяйств. Выступает с такой же отдачей, как и в Кремлевском концертном зале Горьковской филармонии, в консерватории, на самых ответственных смотрах. И на тех же фермах и теплицах Маркитантов организовал кружки вокала — он занимается с ними, специально приезжая туда в обеденные перерывы.
В стране сейчас стартовал второй Всесоюзный фестиваль самодеятельного народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября. В репертуаре «академиков» произведения русских и зарубежных классиков, украинские, итальянские и множество русских народных песен.

Николай Иванович Покровский, преподаватель Горьковской консерватории:
— Я часто бываю на концертах и репетициях академического хорового коллектива из «Ждановского» и думаю всякий раз: а не роскошь ли? Нельзя было, что ли, обойтись без такого хора? И каждый раз сам себе отвечаю: не роскошь, хотя обойтись-то, конечно, можно. Да только не в «Ждановском», в этом я убежден. Что такое пятьдесят человек из тысячи работающих? Одна двадцатая часть. Мало? А уж это как сказать. Эти пятьдесят во главе с Маркитантовым генерируют особую атмосферу высокой культуры. Культуры, которая не может не притягивать, не манить к себе тех, кто хотя бы в малой степени обладает такого рода восприимчивостью. Я уж не говорю о том, что смотры и конкурсы, в которых участвует хор, заставляют болеть за своих, как это обычно бывает, гордиться ими. Но здесь получается интересная вещь: «своими» для рабочих «Ждановского» становятся и Глинка, и Каччини...

Марк Иванович Маркитантов:
— Безвкусица, даже если, кроме нее, вокруг ничего нет — а так, к сожалению, бывает,— все-таки не может стать чем-то органически близким. Тоска по высокому живет в любом сердце... Я вот слышал магнитофонные записи наших подростков, спрашивал ребят: а слышали то-то и то-то из классического репертуара? Не слышали?!. Да это же, говорю, все равно как если бы вам в школе на уроках литературы вместо Пушкина анекдоты рассказывать стали! А теперь вижу ребят на всех наших концертах, во время репетиций они кружат неподалеку. Кое-кто сейчас уже в вокальных группах.
О удовольствием думаю, что многие рабочие «Ждановского» вполне могли бы войти в какое-нибудь жюри конкурса профессиональных вокалистов. Совхозный автобус не вмещает желающих, когда организуется поездка на концерт органной музыки, на оперу или на художественную выставку...
У Марка Ивановича есть знакомый, страстный цветовод-любитель. Однажды прислали ему бесценный для него подарок из Японии — луковицы черных тюльпанов. И — надо же такому случиться!— двое мужчин, приходивших помогать цветоводу в его довольно-таки большом хозяйстве, эти луковицы съели. По неведению.
— Но, добрый человек, он понял свою ошибку,— смеется Марк Иванович. — Наши знания и увлечения не многого стоят, если ими не делиться. Этот полуанекдотический случай стал для моего знакомого чем-то вроде озарения: он открыл свою коллекцию для зрителей и даже подумывает о создании кружка цветоводства...
Сгущались сумерки. Прогромыхал прицепом, из которого не выветрился огуречный запах теплиц, трактор. В совхозном гараже пристраивались на ночлег последние грузовики и «рафики». Хозяйки загоняли во двор скотину.
И вдруг в привычные сельские звуки исподволь, сначала почти незаметно, вплелось стройное многоярусное пение, нарастая, переливаясь подголосками. Это была «Дигнара» Генделя. Пели операторы машинного доения, шоферы, воспитательницы, библиотекарь, парикмахер, сварщик, завхоз, тепличница... Пели на латыни.

И. ДЬЯКОВ
Совхоз «Ждановский», Кстовский район, Горьковская область.

Фото Н. СОФРОНОВОЙ.
В академическом хоре совхоза «Ждановский» — и тепличницы, и доярки, и школьницы. А руководит хором Марк Иванович Маркитантов...


Юридическая Консультация

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ

На вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, отвечает юрист М. ТРУБЧАННИКОВ.

В каком размере выплачивается единовременное пособие при рождении близнецов и пособие по уходу за ними до исполнения детям одного года?
С. КАМЕНЬЩИКОВА,
Воронежская область.

При рождении близнецов единовременное пособие работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям выплачивается в размере 100 рублей на каждого ребенка независимо от числа детей, родившихся ранее.
При рождении одновременно двух или более детей мать, которая не работает и не учится, пособие не получает. Оно в размере 30 рублей на каждого ребенка выдается работающему или обучающемуся с отрывом от производства отцу детей.
При наличии права и на единовременное пособие, предусмотренное Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденным постановлением Совета Министров СССР №659 от 12 августа 1970 года, выплачивается одно пособие, большее по размеру.
Число детей, за которыми одновременно ухаживает мать, не влияет на размер пособия. Поэтому при рождении близнецов пособие по уходу за ними выплачивается в размере 35 рублей, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним — 50 рублей.

С какого времени назначается пособие одиноким матерям и за какое время оно выплачивается, если мать по каким-то причинам его не получала?
В. КОРЧАГИНА,
Днепропетровская область.

Государственное пособие одиноким матерям назначается с месяца рождения ребенка. Однако на практике нередки случаи, когда за пособием обращаются спустя несколько месяцев, а иногда и лет после рождения ребенка. В таких случаях оно назначается и за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев перед обращением за ним, не считая месяца, в котором мать обратилась по этому поводу в отдел социального обеспечения. Например, в марте 1986 года гражданка Н. обратилась за назначением пособия на дочь, родившуюся 15 июля 1980 года. Пособие ей будет назначено с сентября 1985 года, то есть за 6 прошедших месяцев, не считая месяца, в котором она за ним обратилась.
Но из этого общего правила есть и исключения Пособие может быть назначено с более позднего срока:
— одинокой матери, прекратившей после рождения ребенка совместное проживание с лицом, от которого она его имеет,— с месяца подачи заявления о назначении пособия;
— советским гражданкам, переселившимся из других стран на постоянное жительство в СССР,— с месяца, в котором они прибыли в Советский Союз;
— одиноким матерям, проживающим на территории СССР и принявшим советское гражданство,— с месяца, в котором они получили гражданство СССР.
Выплата уже назначенных сумм пособия, не востребованных матерью своевременно, производится за прошлое время не более чем за три года перед обращением ее за получением пособия.

Я работаю няней в совхозном детском саду. Моему ребенку была выдана путевка в этот сад согласно очереди. А когда я решила уволиться, заведующая сказала, чтобы я забрала из детского сада и дочку, так как он предназначен только для детей работников этого хозяйства. Правильно ли отчислена моя дочь из детского сада?
Н. БОГОМОЛОВА,
Московская область.

В Законе РСФСР о народном образовании, принятом Верховным Советом РСФСР на VII сессии восьмого созыва, говорится, что отчисление детей из детских дошкольных учреждений, находящихся в ведении предприятий, учреждений, организаций, в том числе совхозов и колхозов, в связи с переходом родителей на другую работу не допускается.
Не разрешается отчисление детей и из детских дошкольных учреждений, находящихся в ведении исполкомов местных Советов народных депутатов.
Заведующая детским садом, который посещала ваша дочь, поступила неправильно. Для отмены незаконного решения надо обратиться в профком совхоза, в ведении которого находится детский сад, а в случае необходимости — в районный комитет профсоюза работников агропромышленного комплекса. Если же детский сад находится в ведении РОНО, то необходимые меры для восстановления ребенка в детском саду должен принять районный отдел народного образования.


<- предыдущая страница следующая ->


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz