каморка папыВлада
журнал Крестьянка 1985-10 текст-9
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 26.04.2024, 03:19

скачать журнал

<- предыдущая страница

КАКИЕ БРАКИ НАДЕЖНЕЕ?

«У нас был спор. Подруги утверждали, что браки по расчету прочнее браков по любви. Я доказывала, что счастливой можно быть только по любви. Одна девочка принесла газету, на страницах которой знатные женщины беседуют о семейной жизни. И там знаменитая ткачиха сказала о себе, я ее слова специально выписала: «Любовь — чтобы сила какая-то огромная, чтобы голову потерять из-за этой любви,— такого не было. Даже когда замуж выходила. Я понимала: женщина должна иметь семью. Поженились, дочки родились. Живем в мире и согласии. Все есть: квартира, дачный участок, машина. Дочки замужем, внуки растут. Зятья хорошие, нас уважают. Что еще нужно в личной жизни?»
Артистка Н. Гундарева ей отвечает: «Душа еще нужна. Чувство. Сила эмоций». И я с ней целиком согласна. Как это жить без чувств? Через месяц опротивеешь друг другу, через год станешь врагами. Моя мама говорит: где нет любви, будет ненависть. Только любовь может пересилить раздоры. А если любви нет, пусть хоть десять дач и машин, все равно будет несчастная жизнь».
А. С., Ставропольский край.

Для человека с новой психологией по-новому встает сегодня старый вопрос — какая основа брака самая человечная, самая надежная?
Лучшие умы человечества давно говорят — любовь; любовь, а не расчет; любовь, а не деньги; любовь, а не безликие опоры. В последние два века такое отношение все больше входит в жизнь, и оно добавило к материальной основе брака психологическую, духовную.
Это сразу же подняло брак — вернее, одну его сторону — выше: и сразу же резко усложнило его, лишило прежнего равновесия.
Когда брак стоял на материальной основе, люди в нем были больше нужны друг другу как союзники в устройстве быта, как мать и отец, домохозяин и домохозяйка. Требования их друг к другу были гораздо проще, и душевная близость стояла на втором плане.
Теперь к старым домашним ролям добавилась еще одна, и громадная: роль возлюбленного или возлюбленной, людей сердечно и душевно близких. К «реалистическим» ролям прибавилась «романтическая», а она в корне отличается от них, ею правят совершенно другие законы.
Эта роль невероятно замутила прежнюю простоту домашних отношений. От семьи хотят уже не только материального благополучия, а счастья — нового, психологического идеала. Идеал такой семьи сделался сдвоенным — благополучие плюс счастье, и достигать его стало гораздо труднее.
Тут, видимо, еще раз проявился глубинный закон всего устройства жизни: чем выше набор потребностей, тем он сложнее и тем труднее добраться до его вершин.
Конечно, любовь — самая теплая, самая жизнетворная основа брака, самый завидный его идеал. Но она, во-первых, бывает не у всех, а во-вторых, часто проходит у тех. у кого была. И многие браки держатся или на бывшей любви, или — с самого начала — на других чувствах. Кроме того, в одиночку любовному влечению не под силу соединить два «я» в одно «мы», сплотить двух людей в «пару личностей». Нужна совместимость.
Социолог Н. Юркевич (Минск) выявил, что из опрошенных им людей 70 процентов женились по любви, но только 46 процентов любят своего супруга и сейчас.
Как-то после одной из своих статей я получил такое письмо:

«Категорически против Вашего утверждения, что психологический фундамент брака — не любовь, а совместимость. Я понимаю, когда пересаживают почки или сердце, тогда нужна «совместимость», биологическая, биохимическая или какая там еще. Но говорить так о людях, которых связывает любовь, значит заменять горячие душевные узы холодными и бездушными связями».
Алексей К., Ленинградская область.
А вот другое письмо:
«Ваше предположение о том, что психологическая основа брака — совместимость, многое объясняет и ставит на место. Эта мысль естественно укладывается в понимание современного брака. Теперь понятно, почему люди, которые подходят друг другу, то есть совместимы, живут хорошо и могут долго питать добросердечные отношения, а люди, которые несовместимы, быстро утрачивают любовь. Впрочем, стихийное понятие о совместимости существовало, по-видимому, с давних пор. У многих народов жениха и невесту оценивают: они — пара или они — не пара».
Ольга Анатольевна С., Саратовская область.

Понятие о совместимости стало открытием современной медицины и биологии: чтобы орган, пересаженный в чужое тело, прижился, то есть оказался совместимым, нужно почти близнецовое родство. Психологическая совместимость не так строга, как биологическая, для нее достаточно, чтобы люди были и похожи, и непохожи друг на друга, как похожи и непохожи березы разных пород или как рифмующиеся слова.
Конечно, совместимость неравная замена любви. Но это и не отмена ее! Она может быть помощницей любви, может продлевать ее век, а может, когда чувств нет, быть как бы «исполняющей обязанности любви», ее неравноценной, но все же заместительницей.
Чтобы брак получился удачным, нынешнему человеку мало одного лишь влечения чувств, ему нужна полнота всех человеческих тяготений. Союз чувств и разума, интересов и поступков — вот четыре краеугольных камня хорошего брака, и они же четыре основы совместимости.
В одиночку, без союзников, любовное влечение не может, видимо, выдержать тех нагрузок, которые возникают, когда два человека соединяются воедино. Любовное влечение слишком своенравно, слишком не терпеливо, чтобы держать на себе эту тяжесть. В помощь ему — в помощь, а не в замену!— нужны более стойкие, более крепкие опоры. Самой психологии нынешних людей нужно, чтобы у близкого человека было побольше близких сторон, чтобы они «рифмовались» друг с другом. Подсознательная тяга к такой близости все растет, и она тем больше, чем индивидуальное делается человек. Возможно, это коренной психологический закон, который правит сейчас судьбой супружества.
И поэтому не просто любовь — главная опора нынешнего брака, а многослойная совместимость жены и мужа: совместимость их чувств (любви, влечения, приязни), совместимость темпераментов, характеров, интересов, привычек. Пожалуй, именно от такой многослойной совместимости — эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной — и зависят сейчас судьбы брака: чем полнее она, тем легче мужу и жене друг с другом, чем меньше — тем хуже их жизнь.
Это новый подход к психологической культуре супружества, и он почти зеркально отвечает психологии современного человека. Понять это кардинально важно. Обычно перемены в нас опережают сознание этих перемен и мы долго относимся к себе на поколение назад, не под стать своему новому облику. Если мы поймем себя нынешних, нам будет легче друг с другом и с самими собой, с тем новым в нас, что ждет нового к себе отношения.
Любовь (или влечение)— только одна сторона супружеской совместимости, и главной опорой для людей она служит чаще всего только в дебюте брака. Но чем старше брак, тем заметнее центр его тяжести смещается на другие грани совместимости — те, которые больше зависят от характеров людей, чем от их личных свойств.
Конечно, чем больше браков строится на любви и чем дольше она сохраняется, тем лучше. Это идеал, и человечество, видимо, идет и будет идти к нему.

«Иногда про мужа и жену говорят: они такие разные, так хорошо дополняют друг друга, потому, наверно, и счастливы. А так ли? Не лучше ли, когда они во многом одинаковы?»
Е. С., Вологодская область.

Это вечные вопросы, и люди искали ответ на них с древнейших времен. Уже Гомер говорил в «Одиссее»: «Всегда подобного боги ведут к подобному». И в наше время житейская мудрость гласит: «Не женись на девушке, если она не смеется над смешным тебе».
Много было в истории и противников этой позиции, которые утверждали: сходятся только противоположности, тяготеют друг к другу только полюсы — это закон природы и человеческой близости. И в наши дни многие психологи думают так же.
Так кто же прав — те, кто за сходство, или те, кто за разницу?

«Я много думала, наблюдала, желая понять, какими же должны быть муж и жена, чтобы им было хорошо вместе. Я считаю, что муж и жена должны быть похожими, чтобы понимать один другого, сочувствовать друг другу, а не просто мириться друг с другом. Пусть оба плохие, пусть слишком средние или слишком крайние, но чтобы были похожими.
Моя беда, что поняла это слишком поздно. Я на себе испытала, что значит, когда муж и жена сильно отличаются друг от друга по интересам и характеру.
Человек всегда стремится к тому, что доставляет ему удовольствие, и избегает того, что ему неприятно. И потому люди резные будут стремиться каждый к чему-то своему... Люди похожие получают удовольствие от одного и того же. Чем больше общего между людьми по природе, тем они лучше понимают друг друга и тем лучше будут условия для каждого».
Т. X., Московская область.

Сказано все это, по-моему, убедительно, хотя так же убедительно, как мы видели, говорят приверженцы противоположного взгляда. Так кто же все-таки прав? Пожалуй, одинаково правы (но одинаково однобоко) обе стороны.
Людей притягивает друг к другу и общее, и разное в них, и супружеская совместимость — всегда сплав похожего и полярного.
Психологи выяснили, что сходство дороже самим супругам, чем разница, и при хороших отношениях они бессознательно тянутся к нему. Причем больше всего им хочется близости в основных своих интересах, в главных семейных занятиях.
Наверно, этому помогают громадные социальные сдвиги нашего века, и, пожалуй, прежде всего женская тяга к равенству. До XIX века жизнью мужчин и женщин двигали разные пружины, об их психологической, духовной близости почти не было речи, и царящая тогда тяга к разнице была нормальной. Вся атмосфера быта, все жизненные роли мужчин и женщин растили в них коренную разницу — разницу в интересах, чувствах, мыслях, во всем внутреннем облике.
Не то сейчас. Стратегическое положение мужчин и женщин резко переменилось. Чем больше у мужчин и женщин похожих ролей, похожих занятий, тем больше им хочется в личной жизни теплой близости, радостной схожести интересов.
Впрочем, в мужчине и женщине всегда есть полярность пола, и каким бы ни было их духовное сходство, их всегда будет тянуть друг к другу их вечная противоположность. Потому-то совместимость — это всегда сплав похожего с непохожим, союз близкого и противоположного. А кроме того, есть и разные виды совместимости: в одних правит сходство, в других — дополняющие друг друга черты, в третьих — притяжение контрастов, в четвертых — смесь того и другого...

«У него и у нее абсолютно одинаковые характеры, темпераменты, взгляды и прочее, то есть редкая, почти абсолютная совместимость. Но почему-то она не любит его.
Что ей делать? Нужно ли его оставить?»
Ирина Ч., Иркутская область.

Казалось бы, встретились те самые близнецы-половинки, которые идеально подходят друг к другу. Встретились — и не нашли в себе любви. Видимо, общее в них заглушило, пересилило мужское в нем и женское в ней. А раз нет влечения к противоположному, то молчит и сердце. Ведь любовь (или влюбленность)— это всегда тяга и к близкому тебе, и к недостающему, полярному.
Надо ли ей оставлять его? Конечно, решать это могут только они сами, и к любым советам стоило бы относиться сверхосторожно. То, что сейчас будет сказано, не совет, а просто материал для размышлений.
Дружеская близость дает любви дополнительные опоры, но любовь возникает из нее далеко не всегда, особенно у юных. Неравновесие души и тела, порывистость и неопытность чувств часто рождают в юных душах тягу к несовместимому или мало совместимому человеку и не рождают — к очень близкому...
Полюбить, видимо, можно разных, а сохранить любовь — только к совместимому, «рифмующемуся» человеку.
Когда два человека только что полюбили друг друга, у них есть лишь частичная совместимость — сходство чувств, похожесть их тяги друг к другу. Это как бы зародыш широкой личностной совместимости, но еще неизвестно, вырастет он или нет.
Широкая совместимость — это сплав чувств и интересов, притяжений подсознания и сознания, похожего в отношениях друг к другу, к детям, к домашним заботам и тяготам.
Романтизм сердечной тяги и реализм душевных отношений — такой союз и дает, пожалуй, самые лучшие опоры для супружеской близости. И творить такую близость приходится каждый день, без перерывов. Постоянно меняющимся людям в постоянно меняющейся жизни приходится постоянно подновлять свое отношение друг к другу. Пожалуй, только такой «неустанный труд любви» (Достоевский) и позволит им уберечь лучшее в их отношениях.
Юрий РЮРИКОВ, писатель и социолог.
Фото Б. ЗАДВИЛЯ.


ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ

АНСАМБЛЬ «ПЛАМЯ»

Этой осенью нам исполняется десять лет — для ансамбля возраст солидный. За эти годы мы выпустили больше десятка маленьких пластинок, два «гиганта», многократно объездили всю страну, бывали в зарубежных гастролях. Стали лауреатами XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Принимали участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля в Москве...
Сергей БЕРЕЗИН, руководитель ансамбля.

На снимке: Ирина Шачнева и далее слева направо Сергей Березин, Юрий Петерсон, Валентин Дьяконов, Олег Курятников, Валерий Белянин, Иван Самарин.

СНЕГ КРУЖИТСЯ
Стихи Л. КОЗЛОВОЙ, музыка С. БЕРЕЗИНА.

Такого снегопада,
Такого снегопада
Давно не помнят здешние места!
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал!
Земля была прекрасна,
Прекрасна и чиста!

ПРИПЕВ:
Снег кружится,
Летает, летает,
И, поземкою клубя,
Заметает зима, заметает
Все, что было до тебя.

На выпавший на белый,
На выпавший на белый,
На этот чистый невесомый снег
Ложится самый первый,
Ложится самый первый,
И робкий и несмелый,
На твой похожий след.
ПРИПЕВ.
Раскинулись просторы,
Раскинулись просторы
До самой дальней утренней звезды!
И верю я, что скоро,
И верю я, что скоро
По снегу доберутся
Ко мне твои следы!
ПРИПЕВ.

Фото Б. ЗАДВИЛЯ.


ЮМОР
Рис. В. ГОРЮНОВА


КРОССВОРД

ПО ГОРИЗОНТАЛИ. 5. Первая исполнительница песни В. Захарова «Вдоль деревни». 7. Лесная птица. 8. Удобрение. 9. Часть растения, используемая для вегетативного размножения. 12. Большой стог сена. 15. Специалист, занимающийся изучением собак. 16. Пряное растение семейства губоцветных. 17. Плод хлебных злаков. 19. Художник. 20. Автор романа «Жатва». 22. Животное отряда парнокопытных. 26. Город в Молдавии. 27. Врач-негомеопат. 28. Садовый цветок. 31. Сложная сельхозмашина. 32. Выразитель взглядов своего класса. 33. Приспособление для ношения ведер. 34. Причуда, прихоть.
ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Процесс просачивания жидкостей из клетки во внешнюю среду. 2. Сочный корм для скота. 3. Мифологическая богиня цветов, юности и весеннего цветения. 4. Сосуд для молока. 6. Озеро на Среднем Урале. 7. Основоположник научной селекции плодовых и ягодных культур в СССР. 10. Часть процесса обмена веществ растений, животных и микроорганизмов. 11. Кормовая смесь для животных. 13. Наш второй хлеб. 14. Собирательница и исполнительница народных песен. 17. Первичный трудовой коллектив в сельском хозяйстве. 18. Всходы осеннего посева. 21. Освежающее средство. 23. Композитор, автор оперы «Наталка Полтавка». 24. Растение семейства амариллисовых. 25. Приток Колымы 9. Рыба семейства анчоусовых. 30. Мясной продукт.
Составил В. ЯСТРЕБОВ (г. Даугавпилс).

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 9
ПО ГОРИЗОНТАЛИ. 1. Пуночка. 5. Масштаб. 10. Итон. 11. Пери. 12. Г рад. 15. Анис. 16. Монахов. 17. Третьяк. 19. Ирбис. 21. Вафля. 22. Недосол. 25. Минор. 26. Нрав. 27. Конь. 28. Фагот. 32. Монолог. 36. Забор. 37. Кобра. 38. Дрифтер. 41. Коммуна. 44. Роза. 45. Озон. 46. Атар. 47. Торг. 48. Таранто. 49. Кокарда.
ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Пигмент. 2. Утро. 3. Ноан. 4. Ондатра. 6. Шпатель. 7. Тень. 8. Ария. 9. Бисквит. 13. Шонин. 14. Ареал. 18. Неон. 20. Семафор. 21. Вороток. 23. Диван. 24. Сокол. 29. Гойя. 30. Квадрат. 31. Фанфара. 32. Мопед. 33. Горох. 34. Грамота. 35. Фаланга. 39. Рота. 40. Изар. 42. Узор. 43. Норд.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КРЕСТЬЯНКА
№ 10 • 1985
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
МОСКВА. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА»
ОСНОВАН В ИЮНЕ 1922 ГОДА
Главный редактор Г. В. СЕМЕНОВА
Редакционная коллегия: И. П. АЛЕКСАНДРОВ, Т. А. БЛАЖНОВА, Г. Е. БУРКАЦКАЯ, Е. Г. ГРИГОРЬЕВ, Р. Ф. КАЗАКОВА, О. П. КОЛЧИНА, А. В. КУПРИЯНОВА (ответственный секретарь), Э. Б. МАРКИН, Л. Е. ПИШЕНИНА, М. Б. РЫЖИКОВ, Л. Ф. СЕРГИЕНКО (заместитель главного редактора), Л. В. ХАНБЕКОВ, В. Я. ЧИСТЯКОВА, Л. И. ШВЕЦОВА.
Главный художник В. В. ФЕДОРОВ.
Художественный редактор Е. Г. Новикова.
Над оформлением номера работала Т. А. Новрузова.
Присланные рукописи, фотографии и рисунки редакция не возвращает.
Адрес редакции: 101460, Москва, ГСП-4, Бумажный проезд, 14.
Телефоны для справок: 212-20-79, 212-12-39.
Сдано в набор 13.08.85. Подписано к печати 04.09.85. А 04627. Формат бумаги 60 х 90 1/8. Глубокая печать. Усл. п. л. 6.00. Уч.-изд. л. 8,56. Усл. кр.-отт. 18,00. Тираж 14 600 000 экз. (1—12 380 332 экз.). Изд. № 2416 Зак. № 1357.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В.И. Ленина издательства ЦК КПСС «Правда». 125865, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24.
На последней странице обложки фото С. САФОНОВОЙ.


СВЕТ ОТЕЧЕСТВА

К 90- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей... Рос озорным и непослушным... Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад...
Сергей Александрович ЕСЕНИН (Из ««Автобиографии», 1923)


ISSN 0130-2647
Индекс 70446.
Цена номера 25 копеек.


<- предыдущая страница


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz