каморка папыВлада
Журнал Костёр 1988-12 текст-2
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 20.04.2024, 19:04

скачать журнал

<- предыдущая страница следующая ->


БАРАБАН № 12

Журнал юнкоров печатает твои заметки, стихи, рисунки

Шьем кофточки и другие нужные вещи
Школьник-50
Так называется наш школьный кооператив — самым первый у нас в городе. В кооперативе работают девочки с четвертого по десятый класс.
Как все началось? Сперва расклеили по городу объявления с просьбой присылать заказы на изготовление кофточек, сорочек, платьев, фартуков, комбинезонов, полотенец и других нужных вещей. Установили и срок выполнения заказа — от 3 до 14 дней.
Быстрота и качество работы помогли «Школьнику» завоевать доверие и уважение многих людей. Недостатка в заказах мы не испытываем. Ну, а сколько каждый из нас заработает, пока точно не знаю. Первую получку будем получать в конце учебного года.
Наташа Вологдина,
Курган

Снова о самостоятельности

Почему линейки и сборы, посвященные памятным датам, организуют взрослые — старшая пионервожатая и учителя. Почему они же решают, кому стихи выучить, кому рассказать то-то и то-то, кому песню спеть. Вот и получается, что выступают одни и те же ребята и говорят они одно и то же. А возможные художники, поэты, музыканты так и остаются неизвестными, раз их таланты никому не нужны.
Катя Креневи,
О. Крутик,
Ярославская обл.

Дружинные линейки проводятся каждый понедельник, и на каждой пионеры и взрослые говорят о самостоятельности. Но толку от этих разговоров пока нет. Если мы хотим что-то организовать в отряде, надо обращаться к классному руководителю:
— Тамара Васильевна, вы не против, если мы проведем на классном часе КВН?
— На этом классном часе вы будете отчитываться о проделанной работе за четверть!
— А на следующем?
— А на следующем мы будем думать о планах на следующую четверть!
И так каждый раз!
Ребята уже не верят, что взрослым нужна наша самостоятельность.
Совет отряда 5-б класса, школа № 51,
Казань

Я знаю, в некоторых школах в этот день учителя и директор вообще уходят из школы, отдыхают где-нибудь. Но вопреки нашим ожиданиям все учителя остались в школе и во время уроков даже сидели на задних партах. Мало того, они подсказывали своим дублерам, что говорить, кого вызывать, как спрашивать.
В общем, мы были разочарованы. День, который мог бы стать интересным, прошел скучно и буднично.
Уля Гончарова, 4 класс,
Ленинград

НА УРОКАХ В НАШЕЙ ШКОЛЕ Владик Лапченко, Ленинград
ВДОХНОВЕНИЕ. Алеша Разуваев, Ленинград
УЛЫБКА. Алеша Манасян, Ереван

Хочу посоветоваться
Одинокой в классе я себя не чувствую, но мои друзья часто вызывают у меня досаду. Например, договорились покататься на лыжах, только чтобы всем вместе, так веселее! Но пришли только Таня, Надя, Настя и я. На другой день мы стали девчонок ругать, только Надя молчала. Как потом оказалось, она боялась потерять авторитет среди одноклассниц. Теперь ее считают хорошей, а нас, кто за то, чтобы обещанное выполнять, ненавидят. Выходит, что мы потеряли авторитет, а Надя поступила правильно?
Марьяна Зимина,
6 класс,
Москва

Почти триста лет стоит в нашем селе церковь. Она из тех, что построены без гвоздей! В ней давно не служат, там еще до войны пол провалился. Поэтому на дверях — замок, а рядом склад угля устроен. Но в наше село часто приезжают туристы, смотрят на церковь, интересуются ее историей. Но мало кто из моих односельчан может ответить на их вопросы. «Снести надо ее, да и делу конец!» А я думаю иначе: надо восстановить церковь и музей старины сделать.
Марина Буланова,
4 класс, с. Воскресенское Московской обл.

О Золушках и Злюках
Мы с подругой ухаживаем за цветником на первом этаже школы. Нас никто не назначал, но мы приходим туда на переменах и остаемся после уроков. Нам хочется, чтобы в школе было красиво, чтобы цветы не болели, не сохли. Но девочки-старшеклассницы видят в наших действиях что-то плохое. Они смеются над нами и называют нас золушками, и стараются ходить так, чтобы уронить горшки или сломать цветы. «Где хотим, там и ходим!» — говорят они. И это девочки! Мальчики хоть не обзываются. Опрокинут молча горшок-другой и уйдут. А мы снова убираем, сажаем, поливаем и не можем понять — откуда берутся такие черствые люди?
Женя Кузнецова, 5-б класс, школа № 682
Москва

Иногда мне кажется, что мальчишки боятся друг друга. Они готовы избить слабого, унизить девочку, нагрубить учителю, чтобы выглядеть храбрецами. Как им объяснить, что дружить и бояться — разные вещи?
Аня Щупик.

Глупое счастье
После того, как в «Барабане» были напечатаны две мои заметки, мне приходит много писем. И чуть не половина — «писем счастья». Авторы таких писем предлагают переписать их и разослать по нескольким адресам. За это обещается исполнение любого желания. А некоторые даже советуют сохранить письмо до дня своего рождения, чтобы в этот день его сжечь, а пепел проглотить! Неужели кто-то так и делает?
Я против такой переписки! Зачем перегружать почту и изводить килограммы бумаги, которой и так не хватает на то, чтобы печатать хорошие книги в достаточном количестве.
Юля Сохарева,
7 класс, школа № 192,
Новосибирск

Почему НЕ любят Отличников?
Некоторые считают, что Дома пионеров стали домами отличников и там — сплошная скука. Почему же отличников считают скучными и неактивными людьми. Наоборот, отличники-то и есть самые активные пионеры.
Моя подруга — председатель совета отряда, хорошо учится. Я тоже отличница. И мы взялись помогать детскому саду и ходим туда два раза в неделю. А вот некоторые взялись было, но бросили: «Времени не хватает!» А у нас хватает!
Я уверена, те, кто равнодушен к хорошим делам и плохо учится, тот и есть ленивый и неинтересный человек.
Оля Молодкина,
6 класс, школа № 15, Стерлитамак

Как быть?
Мальчики нашего отряда организовали тимуровскую команду. Но нам мешает компания девочек из семи человек. В ней все отличницы и даже председатель отряда Л. Маслова. Однажды они выследили нас, двоих поймали и хотели узнать, чем мы занимаемся. Конечно, они ничего не узнали, мы даже родителям ничего не говорим. Но как быть дальше? Почему они до сих пор за нами следят?
Миша Некоркин,
4 класс, школа № 59 Ярославль
Наверное, они хотят, чтобы вы их взяли в свою тимуровскую команду.

Первый бал
Необычное событие произошло в нашей школе — бал Наташи Ростовой. Провести его нам предложила Вера Ивановна — преподавательница литературы. Сначала и мы, и другие учителя не поддержали ее: станут наши мальчишки учиться танцевать вальс и мазурку! А они стали! Вера Ивановна их раззадорила. И мы подготовили целый спектакль: были и сцены из «Войны и мира», и исполнялись старинные романсы, но главное — танцы... Девочки переворошили мамины и бабушкины сундуки и таких платьев себе понашили!
Перед началом все мы очень волновались, наверное, не меньше, чем Наташа Ростова! Но вот часы бьют шесть, играет духовой оркестр — и легко закружились в вальсе «дамы и кавалеры!». Разгоряченные, мы пили лимонад у столиков, и никто не позволял себе вульгарных слов, как не раз бывало на дискотеке.
Оля Михайлова,
8 класс, Киров Калужской обл.

Марина Важенина Свердловск

У нас в Сибири очень суровая зима, с тридцати-сорокаградусными морозами и сильными ветрами. Снег заносит почти все тропинки, лестницы. Вот и решило наше звено очистить от снега тропинку и сделать ступеньки, чтобы людям легче было подниматься в гору. Работали быстро, весело. Проходящие тропинкой люди хвалили нас, и нам было, конечно, приятно.
Оля Симашко,
5-б класс, Сосновоборск
Красноярского края

Самая любимая
Уже шесть лет мы живем без отца. Но мой брат, две сестры и я никогда не задумывались, как маме трудно. Считали, что раз у нас есть все, так и должно быть. И только сейчас, став взрослее, я поняла, как много мама работает. Она преподает на курсах кройки и шитья, где зарплата всего 70 рублей... А дома часами за швейной машинкой. Нет у нее выходных и праздников и всю свою молодость она отдала нам. Мы все ходим в музыкальную школу. Мама хочет, чтобы у нас в доме всегда было весело. А как она умеет поддержать нас в трудную минуту! Сколько раз я падала духом, когда мне в чем-нибудь не везло. И всегда меня, можно сказать, оживляла мама — ее доброта и ласка. Я знаю, в мире много таких матерей с добрым и нежным сердцем. Но мы — дочери и сыновья — всегда должны думать о том, чтобы у них было хорошее настроение!
Улькяр Агамирзоева,
Кува Азербайджанской ССР

СНЕЖНЫЙ ОСТРОВ
Наташа Рыбахова, г. Новашино

Почтовый ящик "Барабана"

В № 4 «Барабана» я прочитала письмо девочки Светы из Ленинграда. Свою фамилию она не написала, видимо, думая, что письмо не напечатают. Но напечатали, и я хочу ей ответить.
Света! Ты пишешь, что в «Костре» мало интересных рассказов. А мне, например, он нравится.
Постараюсь ответить на твой вопрос: как отучить друга от курения, вытащить его из плохой компании?
С моим другом было точно так же. Света! Постарайся поговорить с ним откровенно. Может быть, он чем-то расстроен? Что-то у него не ладится? Постарайся понять его и доказать, что так жить нельзя. Меня мой друг понял.
Если хочешь, напиши мне: 347933, Ростовская обл., Таганрог, ул. Котлостроительная, д. 33, кв. 53.
Света Шаблий

У нас в селе очень красиво, особенно весной. Идешь в школу и видишь: кругом — сады, виноградные плантации, поля пшеницы и ячменя. И, конечно, летом все ребята помогают родителям выращивать и собирать урожай. Почему я об этом пишу? Мы решили создать в школе клуб интернациональной дружбы, чтобы переписываться с пионерами других республик. Пишите, ждем ваших писем. Наш адрес: Азербайджанская ССР, Шемахинский район, село Кушчу, школа.
Ильгар Балакишнев

В № 3 меня заинтересовала заметка Наташи Щербаковой. В ней говорилось, что, если у них в отряде кто-то заболеет, то никто не придет проведать.
Наташа! У нас такой же обычный отряд, и я не задумывалась, дружный ли он, пока не сломала ногу. Представляешь, каждый день ко мне приходили и девчонки, и мальчишки! И после целого месяца, что я пропустила, мне не поставили ни одной плохой отметки.
Наташа, раз у тебя нет друзей, обрати внимание на мой адрес: 188900, Выборг, ул. Сухова, д. 16, кв. 59. Я учусь в 6-м классе.
Люда Коновалова


ТВОЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ РОВЕСНИК

«МЫ ЛЮДИ ОДНОЙ ЗЕМЛИ»

Я держу на ладони миниатюрный земной шар. На нем нанесены параллели и меридианы, страны и континенты. Мне подарила его Ариэл Ловсон, девочка из американского города Санта Ана: «Пусть он напоминает вам о нашей встрече. И о том, что мы люди одной земли». Ариэл приехала в нашу страну в составе делегации "Юные послы Америки» для участия в первой советско-американской конференции «Дети — творцы XXI века». Встреча эта проходила в Москве, в гостинице «Молодежная». Здесь собрались пятьдесят американских и сто пятьдесят советских ребят, которым предстояло обсудить очень важные проблемы: советско-американский диалог, взаимоотношения человека и природы, вопросы школьного образования, культуры... Впервые школьники наших стран имели возможность обсудить судьбы своего поколения.
Американцам у нас нравилось все. Они редко чем бывали недовольны. Общительные, веселые, доброжелательные ребята. Они охотно рассказывали о себе, о своей школе, своих проблемах...
...Четырнадцатилетняя Карстин Витти давала интервью. Быть может, первое в своей жизни.
— Тебе не скучно в школе?
— Нет, потому что каждые девять недель у меня меняются предметы. Я выбираю их себе сама.
— Но все-таки бывает ли так, что тебе не хочется идти в школу?
— Бывает. Особенно по понедельникам. Мы не учимся по субботам и воскресеньям. После двух дней отдыха иногда трудно войти в колею.
— Что тебе будет, если прогуляешь школу?
— Буду сидеть в отдельной комнате. Одна. Мне принесут задание, я буду его выполнять. Но ни с кем не общаться...
— Может ли у вас школьник заявить протест? И если может — то кому?
— Если у кого-то из моих товарищей не складываются отношения с учителем или учениками, он обращается к педагогу-координатору. Он есть в каждом классе, и его задача — устанавливать контакты, «тушить» конфликты, словом, создавать благоприятную атмосферу.
Эти вопросы Карстин и ее товарищам задавали сами ребята — участники секции «Образование». А потом пришла очередь нашим ребятам отвечать на вопросы. Юным американцам очень понравился рассказ ученика 734-й московской школы Антона Серикова о работе «Совета справедливых».
— В школе «Совет справедливых» разрешает любой конфликт. Мы даже держим под контролем педсовет.
— А родителей? Тоже держите под контролем?
— Родителей — нет.
Тут кое-кто из американских школьников немного приуныл: видно, и у них бывают сложности с родителями.
— А как попадают в «Совет справедливых»?
— Выбираем голосованием на общем собрании.
В тот день особенно много дискутировали вокруг отметок. «Отметки — это давление. Не лучше ли их отменить и усилить тестовую систему?» «Надо ввести предмет, обучающий искусству общения».
Что и говорить, речи на секции звучали поистине революционные!
Одной из самых важных тем конференции была экология. Нашей планете угрожают не только ядерные бомбы, но и ядохимикаты, недостаток чистой воды и свежего воздуха, таинственные озоновые дыры и многое другое. В Северной Америке, например, ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных, еженедельно — один вид растений. А безжалостная рубка деревьев? А охотники, убивающие зверей? А загрязненный океан? Вот поэтому, решили ребята, экологическое сознание надо воспитывать с самого раннего детства. А юный американец Ойшен Роббинс внес предложение «добиваться экологической детской организации при ООН».
Ойшен — в переводе с английского означает «океан». Может, поэтому его и выбрали председателем секции экологии? Впрочем, тринадцатилетний Ойшен и сам по себе оказался человеком интересным. У себя дома он иногда подрабатывает тем, что сидит с маленькими детьми. Но это не только работа. Ойшен Роббинс любит малышей. «Малыши должны дышать свежим, чистым воздухом». Он мечтал приехать в Советский Союз, чтобы поделиться своими проблемами с советскими сверстниками. Для этого он не просто интересовался нашей страной, но изучал ее. Вот почему он с таким восторгом воспринял идею Андрея Бобровского организовать советско-американскую экологическую экспедицию. «Отправимся на корабле в наиболее загрязненные районы мира. Снимем фильм. Фильм окупит экспедицию, и еще останутся деньги на следующую». Фантазия? Ничуть. Особенно, если этот фильм будет способствовать повышению экологической гласности: пусть люди знают, что их окружает и что им грозит... Ойшен уверен: такой фильм будет нарасхват.
Как выжить? Как сохранить культурные ценности? Главное, решили ребята, надо больше встречаться друг с другом. Решено создать фонд советско-американского обмена. А где взять деньги? Вот одно из предложений: подготовить совместный советско-американский гала-концерт и проехать с ним от Москвы до Вашингтона по разным странам мира. Деньги от концерта перечислить в фонд обмена.
...Наташе Велиховой, секретарю секции «Культура», приходилось, по-моему, нелегко: уж очень бурно проходили заседания секции. Обсуждали не только совместный гала-концерт, но и создание детского советско-американского журнала. И тут же, на ходу, придумывали сюжетные ходы совместного киносценария под условным названием «Страна детей». Юные музыканты, артисты, художники из секции «Культура» решили, что именно они должны заработать деньги для детского международного фонда — выставками своих рисунков, фильмами, концертами. Часть денег отдать детям, которые еще голодают...
Конференция закончилась. Уехали за океан юные послы Америки, разъехались по городам и селам советские ребята. А я, перебирая день за днем события этой незабываемой встречи, не перестаю поражаться тому, как углубились отношения между юными гражданами СССР и Америки! Стали возможными совместные решения, совместные проекты. Порой они казались фантастическими, эти проекты. И все же они выполнимы. Ибо, как сказал один из участников конференции, наша Земля похожа сейчас на корабль, который затерялся в бушующем море. Этот корабль будет спасен, если весь его экипаж будет действовать дружно и слаженно.
Т. СКОБЛИКОВА
Фото О. Миранца


ЗНАК ВОПРОСА

ПОЧЕМУ Я ЛЕВША?

Почему один человек пишет правой рукой, а другой левой?
Почему один становится математиком, а другой — художником или музыкантом?
Почему один хорошо запоминает стихи, но забывает лица малознакомых (а иногда и хорошо знакомых) людей, другой увидит человека случайно и через год узнает, — а вот стихотворение выучивает с трудом?
Самый простой ответ на эти вопросы — «потому что все люди разные, и каждому что-то удается лучше, а что-то хуже». И это, конечно, будет верно. Но вот есть, например, левши, которым научиться писать правой рукой очень трудно, а есть такие, которым что правая рука, что левая — все едино...
Так в чем же все-таки дело?
Наверное, нет такого человека, который не знал бы, что мозг состоит из двух половинок, двух полушарий, — и у кошки, и у собаки, и у человека... Но многие ли знают, что половинки эти — разные? Что они, управляя нашим телом, выполняют разные задачи.
Правда, так обстоит дело не у всех. У рыбы, например, обе половинки одинаковы. А вот у кита или дельфина - уже не совсем. Или у собаки. Тем более - у обезьяны. А уж человек...
Давно уже ученые догадывались о том, что мозг не случайно состоит из двух связанных между собой половин. Зачем-то нужно было природе создать именно такое строение мозга. Но вот зачем?
Уже в прошлом веке некоторые ученые стали догадываться, что одно из полушарий у человека — «говорящее», а второе — нет. Но разобраться в этом явлении, доказать его и подтвердить фактами сумели не так давно — в двадцатом веке. В шестидесятые годы американский ученый Майкл Гайзанига начал исследовать людей с различными травмами головного мозга; затем эти исследования продолжили многие ученые из разных стран.
И вот что выяснилось.
Во-первых, каждое полушарие мозга управляет одной половиной нашего тела, но это, так сказать, «управление наоборот», — то есть правое полушарие командует левой половиной тела, а левое - правой. Но главное не в этом, а в том, что каждое из полушарий человеческого мозга имеет, как бы свою «специализацию», хорошо умеет делать что-то одно и почти не умеет делать другое. Это и оказалось «во-вторых». Например, «говорит» у большинства людей левое полушарие, то есть в нем расположены центры речи. А вот у левшей как раз наоборот — «говорящее» полушарие правое. Но именно то полушарие, которое «умеет говорить», командует и письменной речью. Поэтому левша и пишет левой рукой...
Разумеется, левое полушарие умеет не только говорить. Левое полушарие отвечает за многие другие способности человека. Например, сюда входит способность к логике, математике, способность запоминать письменные тексты и даже... разгадывать кроссворды. Все это «дела» левого мозга (именно так в последние годы ученые стали называть полушария, исследуя их специфику, — «левый мозг» и «правый мозг»).
Чем же тогда занимается правый мозг? Так вот, правый мозг «умеет» прежде всего слушать звуки, не имеющие отношения к членораздельной речи: музыку, шум морского прибоя, пение птиц... Он также умеет запоминать лица. Именно правый мозг умеет разбираться в настроении людей, понять, кому весело, а кому грустно, — а вот левое полушарие совершенно не разбирается в этом. Зато если нужно сказать фразу: «Я весел, потому что сегодня прекрасный день», — скажет ее именно левый мозг, потому что правый говорить почти не умеет... А то, что психологи называют «образным видением», без чего не может быть ни художника, ни поэта, — занятие правого мозга...
А вместе оба полушария и составляют собой удивительнейшее явление — цельный, неделимый человеческий мозг, многие и многие тайны которого до сих пор не разгаданы.
Но если обе части мозга могут существовать только как единое целое, и изучить работу одного отдельного полушария можно только в особых лабораторных условиях, — то почему же не все люди могут одинаково хорошо и рассказывать, и считать, и рисовать? А потому, что у большинства людей какое-то одно из полушарий является как бы «главным» (психологи говорят - доминантным). Самое же интересное заключается в том, что это главенство одного полушария над другим развивается с возрастом.
У маленького ребенка, не умеющего говорить, правый и левый мозг почти не отличаются друг от друга. Но когда малыш подрастет, когда окончательно оформятся у него те участки мозга, которые представляют собой центры речи, — тогда он произнесет первые слова. А вот в каком из полушарий расположится у каждого человека центр речи — зависит только от природы, и изменить тут что-нибудь сложно. Эта особенность - врожденная. Так что, если вы левша — огорчаться не стоит.
Точно такой же врожденной особенностью является и главенство одного из полушарий — левого или правого. А ведь именно от этого зависит, кем может стать человек, а кем — не может. Тот, у кого главным будет правый мозг, никогда не станет великим математиком, — но может стать, например, поэтом или художником. А тот, у кого главное полушарие — левое, никогда не научится хорошо рисовать или сочинять музыку. Зато из него может выйти хороший программист, инженер или астрофизик. Но какое из полушарий будет главенствующим, выявляется только с годами, — у малышей полушария не специализированы. И, кстати, специализация эта проявляется у мальчиков и у девочек по-разному, в разном возрасте. У мальчиков уже в 7—8 лет правый и левый мозг делят между собой свои задачи, а у девочек пластичность, равенство полушарий сохраняется дольше, лет до 10—12-ти.
Но так обстоит дело у современного человека. А в далеком прошлом, когда наши предки только еще учились говорить, полушария даже у взрослых мало отличались друг от друга. Но постепенно правый и левый мозг обрели различия, каждое полушарие стало решать какие-то особые, свойственные только ему задачи.
Кажется, что мы много знаем о себе, кажется, что еще чуть-чуть — и не останется тайн в природе и человеке. Но с каждым днем мы все более ясно понимаем, что на самом деле открыта только малая часть тайн. И в особенности много секретов таит в себе наш собственный мозг. И несмотря на то, что множество ученых мира заняты исследованием человеческого мозга, он постоянно преподносит им новые и новые сюрпризы, и его изучение, наверное, будет продолжаться еще многие десятилетия. А может быть, и всегда, — пока будут жить люди на Земле.
Татьяна ГОЛУБЕВА


ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ОЧЕРКЕ «ДАРЫ АРХИМЕДА», В «КОСТРЕ» № 6.
1. Воднолыжнику надо отклониться в сторону от направления движения катера, и его скорость сразу возрастет.
Если V — скорость воднолыжника, U — скорость катера, то V= U/cosa.
Отсюда видно, что чем больше угол отклонения, тем больше скорость воднолыжника.
Спортсмены часто пользуются этим приемом, чтобы набрать скорость перед прыжком с трамплина.
2. Шахматную доску с двумя вырезанными уголками нельзя покрыть целиком костяшками домино размером 1Х2, ибо вырезанные поля в противоположных углах доски обязательно одного цвета, и, значит, на доске останется белых (к примеру) полей больше, чем черных. А одна костяшка покрывает два поля разного цвета, чтобы покрыть всю доску, надо, чтобы белых и черных полей было поровну.
3. Возьмем из первого мешка одну монету, из второго — две, из третьего — три, и т. д., из десятого — десять монет. Все эти монеты взвесим. Если бы они все были настоящими, то легко сосчитать, сколько бы они весили. Пусть 10 г — вес настоящей монеты. Тогда их вес равен 10Х(1++2+3+ ... +10)=10Х55=550 г.
Поскольку среди монет есть фальшивые, их общий вес будет меньше на столько граммов, сколько фальшивых монет. К примеру, он равен 547 г, значит, фальшивых монет 3(550—547), а три монеты мы брали из третьего мешка.
4. При сгорании спички в результате химической реакции образуется железо, его и притягивает магнит.
5. Когда переворачиваются слова — «чай» и «кофе», — буквы, составляющие слово «КОФЕ», в перевернутом виде выглядят так же, как в неперевернутом.

<- предыдущая страница следующая ->



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz